Маяки земли Прусской – вечные стражи безопасного мореплавания

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маяки земли Прусской – вечные стражи безопасного мореплавания

Кондратенко Е.А. 1
1МБОУ СОШ №6, г. Балтийск
Криштафович Т.В. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Калининградская область расположена в Северо - Восточной Европе. На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литвой. На западе омывается Балтийским морем и его заливами — Куршским и Вислинским. После распада СССР является полуэксклавом России, так как не имеет с основной территорией страны общей сухопутной границы, но соединена с ней морем. Входит в состав Северо-Западного федерального округа и Калининградского экономического района. Замланд, Земландский или Самбийский полуостров – старейшая территория Восточной Пруссии, находившаяся между Прегелем, Балтийским морем, Куршской косой и рекой Деймой.

Экономико-географическое положение Калининградской области имеет выгоды, которые определяются следующим: близостью к рынкам Западной и Восточной Европы, климатическими условиями, благоприятными для развития туризма, наличием на территории области незамерзающего портового комплекса (выход в Балтийское море).

Маяки – это морской фасад страны. Мощная морская держава имеет флот, и как следствие, хорошо развитую маячную сеть и всю систему навигационного ограждения опасностей в целом. Создание её неразрывно связано с историей страны и развитием в ней мореплавания.

Сперва, я свою работу начала с описания главного Балтийского маяка, но когда познакомилась с лоцией гидрографа Нагаева и современной лоцией, поняла, что описание береговой полосы и маяков идёт с севера, т.е. с нуля. Вспомним о Розе ветров. По сей день этот главный навигационный прибор известен как компас Розы, северное направление обозначается наконечником стрелы. (Приложение 1).

Поэтому своё описание маяков начинаю с севера, с Куршской косы. С древних времён до перестройки 90-х годов XX века по Куршскому заливу в Балтийское море проходил торговый путь и было развито судоходство.

Проблема. Речного судоходства в Калининградской области уже не стало, т.к. реки обмелели, в связи с развитием сети авто и железнодорожного транспорта, а ещё в связи с развитием технического прогресса (GPS-навигации, спутниковой связи и т.д.) маяки стали терять свою значимость. Не все маяки сохранились в рабочем состоянии из – за потери актуальности, например Риндерорт. Также проблема в труднодоступности мест посещения, в связи со стратегической важностью объектов и технической документации, архивных данных. Каждый старый немецкий маяк имеет свою архитектурную особенность, но маяки, построенные в советское время созданы по одному образу и подобию в целях удешевления конструкции, своего рода «Бочки на ножках», или металлические конструкции обитые досками. В 1993 – 1995 годах в результате распада СССР самостоятельным республикам было передано большое количество световых маяков, в частности на Куршской косе – Клайпедский (Мемельский), маяк Юодкранте, Нидский маяк.

Цель. Выяснить, что современные маяки находятся на местах древних навигационных знаков, которые устанавливали первые мореплаватели.

Задачи:

  1. Найти художественную, научную и техническую литературу по данной теме;

  2. Посетить маяки Калининградской области и провести беседу, взять интервью у смотрителей, начальников маяков Брюстерорт (М.Я. Васильева), Пиллау (В.Я. Безуглова);

  3. Посетить экскурсии на объекты Музея Мирового океана маяки – Риндерорт и Ирбенский – единственный плавучий маяк (корабль) и провести беседу с научными сотрудниками музея;

  4. Сделать сравнительный анализ по картам самых опасных участков береговой полосы для мореплавания;

Гипотеза. Предполагаю, что современные маяки Калининградской области находятся в тех же местах, где издревле ставились первые навигационные знаки, первыми путешественниками, пруссами, викингами, рыцарями Тевтонского ордена. Выбранные места, где находятся маяки – это экономически развитые населённые пункты. С давних пор и по сей день маяки стоят на тех же местах и предупреждают об опасности мореплавания. Со временем навигационные знаки только усовершенствуются.

Объект исследования. История возникновения судоходства, торговых путей и маяков на п. Самбийском.

Предмет исследования. Маяки Калининградской области.

Методы исследования: изучение литературных источников и интернет сайтов, беседа с научными сотрудниками музея Мирового океана и «Дома рыбака», посещение маяков с экскурсией - Балтийского, Таран, Риндерорт, поездка по Калининградской области в поиске и фотоотчёте других маяков, Работа с картой, анализ проделанной работы, выводы.

Научная новизна. Мной определена и отмечена на карте дальность видимости огней действующих маяков. На карте области отмечены маяки и световые знаки. Можно соединить определённые точки, чтобы получить похожее созвездие. Получится игра для любителей астрономии.

Практическая значимость. Материал моей исследовательской работы будет использован на музейных уроках, классных часах, уроках географии, экскурсий. Я сделала и оформила альбом с рисунками и описанием маяков, этот материал пополнит фонд школьного музея.

При написании работы я использовала краеведческую литературу – С. Якимова «Серебряный осётр в золотой короне», Л. Давыденко «Тайны Пиллау» и «Водные пути». Из технической литературы - Лоция Балтийского моря Нагаева и современная 2020 года, «Огни и знаки Балтийского моря»; публицистика «Маяки России», «История западной России» (Хрестоматия для 6-7 кл), Журнал «Маячные истории», периодическая печать и др.

  1. «Маяки земли Прусской – вечные стражи безопасного мореплавания»

2.1. История возникновения маяков

В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует – и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.

Внизу – шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.

И.А. Бунин.

Мореплавание и движение по рекам, которое зародилось, по мнению специалистов, более 6 тысяч лет назад, предполагало ориентиры, по которым путешественники отыскивали дорогу домой. Вначале это были естественные ориентиры: очертания берегов, мысы, скалы. Для защиты от мелей строили плавучие маяки, на реках устанавливали ветлы1, бочки, брёвна и другие предостерегающие знаки. Прекрасными ориентирами для мореплавателей древнего мира служили храмы и мечети. Первобытное плавание происходило исключительно у берегов и основывалось на покровительстве богов. Постройка первых опознавательных знаков в море приписывается Гераклу, воздвигшему Геркулесовы столпы в Гибралтарском проливе. В III веке до нашей эры на острове Фарос в устье Нила возник первый маяк – Александрийский, высотой 120 метров. К началу нашей эры было построено около 30 маяков, которые практически все были разрушены.2

В эпоху возрождения образцовым маяком считают Кордуанский маяк во Франции. Величественное сооружение было построено в 1611 г. архитектором и инженером Луи де Фуа. Современный маяк 67,5 метров высоты. 7 этажей. 8-й этаж – фонарь. В королевском зале (на 2 этаже) установлен бюст известного французского учёного Огюстена Жана Френеля3.

Первым источником света для мореплавателей были костры из дров и угля. На территории Восточной Пруссии маяки стали появляться с XII века. Сначала это были примитивные сигнальные костры, деревянные подъёмные конструкции, приближенные к колодезному журавлю, источником света которого был угольный очаг, потом деревянные и каменные башни с кострами керосиновыми и газовыми светильниками. Чтобы отличить маяк от ложного костра в XIII веке стали устанавливать стеклянные фонари со свечами, плошками с жиром или маслом, однако они давали слабый свет, видимостью до 6 миль (около 9,5 км).

В Средние XV века появилось так называемое «Береговое право», согласно которому, имущество разбившихся и выброшенных на берег кораблей и судов присваивалось прибрежными жителями. Некоторые из них разжигали ложные костры. К рогам коровы привязывали фонарь, и ночью выгоняли её на берег. Такие ложные маяки привели к гибели не одно судно.4 На территории нынешней Калининградской области орденское государство активно использовало «Береговое право», добыча от кораблекрушений достигала внушительных размеров. Прусское селение Старого Пиллау, деревни Вограм и Камстигаль путешественники сравнивали с пиратскими колониями на африканском побережье. На побережье Балтийского моря «Береговое право» просуществовало до XVIII столетия.5 (Приложение 1).

В 1763 году впервые на Ливерпульском маяке внедрено катоптрическое освещение. Общий недостаток таких катоптрических приборов собирать лишь некоторую часть лучей виден из фигуры 3, в которой пунктиром начерчены лучи, идущие пучком в желаемом направлении, а сплошной чертой лучи, пропадающие даром. (Приложение 1).

В качестве источника света новаторством было изобретение в 1784 году французом А. Аргандом горелки с постоянным напором масла. Со временем её заменили на более совершенные устройства с использованием керосина, газа и электричества. В наше время используются лазерные и галогенные лампы.

В 1822 году французский физик Огюстен жан Френель изобрёл светооптический диоптрический аппарат, в основе которого была восьмигранная призма, состоящая из полизональных линз, концентрирующих лучи света в нужном направлении, в центре линз размещалась лампа. Если вращать такой аппарат вокруг вертикальной оси, проходящей через центр призмы, где находится лампа, то лучи света собранные линзами в отдельные пучки пройдут последовательно через все точки горизонта. Френель занимаясь исследованием света, пришёл к выводу, что внутренность не работает, а работает только внешняя кромка. В центральной части линзы он оставил выпуклость, а остальные сделал в виде маленьких призм, к сожалению, на границе призм происходит разделение света, но этот недостаток перекрывается тем, что линза рассчитана светить во все стороны, а на маяке свет во все стороны не нужен, маяку надо только освещать горизонт. За счёт горизонтальной плоскости увеличивается светосила. Маяки загорелись ярчайшим светом по всему миру.6 Один из первых получил такую линзу старейший маяк Пиллау. (Прилож. 2 ).

В России маяки начали строить при Петре 1, когда Россия завоевала выход к морю и был создан Российский регулярный военный флот.

С 736 по 1066 год скандинавы вели активную завоевательную политику. В Европе скандинавов называли норманнами, в Древней Руси – варягами. Сами себя они называли викингами. В X веке викинги образовали на самбийском побережье торгово – ремесленное поселение Кауп (пос. Моховое Зеленоградского р-она). Кауп – в переводе с древнеисландского языка означает «торг», «торжище». Появление такого поселения было связано с развитием европейской торговли, которая процветала здесь в течение нескольких столетий. Торговые пути в основном прокладывались по водной глади Куршского залива вдоль или через Куршскую косу.7

Рядом с древним проливом Гаузутте – Фогель – визе (в окрестностях современного посёлка Рыбачий) в конце X начала XI вв. возникло поселение Кораллен – Берг. Оно представляло перевалочную базу викингов и куршей, занимавшихся здесь заготовкой янтарного сырья, охотничьим промыслом для пропитания команд судов, проходивших по Балтике от одной стоянки до другой. Также существовал пролив в районе современной Ниды. Пролив в районе современной Клайпеды (Мемель) появился гораздо позже, во времена Тевтонского ордена, к тому времени Брокист окончательно заилился.

В эпоху викингов Куршская коса стала естественным путём, связывающим Самбию с Литовское взморье. Орден утверждал своё право на Куршскую косу привычным способом – возведение замков. На косе их было 2. Замки построены в XIII веке, но первые упоминания о них относятся к началу XIV века. Нойхаус (1331г) – построен у корня косы в районе современного Зеленоградска и Росситтен (1330г) – расположен на берегу залива в самом центре косы в районе нынешнего п. Рыбачий. В Росситтене находилась резиденция «рыбного мастера», следившего за рыболовством в заливе. Дата дарования привилегии корчма является началом истории поселения: в 1372 г. такую привилегию получил Росситтен (Рыбачий), в конце XIV века Пилкоппен (п. Морское), в 1408г. Заркау (п. Лесной), 1437г. Нидден (Нида), в 1680г. Шварцорт (Юодкранте– курорт) (некоторые деревни занесло песком). Эти дворы просуществовали столетия8. Одной из самых важных функций постоялых дворов было обслуживание почтовых сообщений. Постепенно они приобрели статус почтовых станций. На Куршской косе действовали 4 большие станции – в Заркау, Росситтене, в Ниде и в Юодкранте с местами для ночлега и сменными лошадьми.

В XIII веке северогерманские города образовали союз, который занялся посреднической торговлей между германским побережьем, Англией, Нидерландами, Скандинавией и Русью. Называлось это объединение Ганза. Ганза присвоила себе монопольное право на посредническую торговлю различными товарами: металлами, сукном, шёлком, солью, пушниной, воском, хлебом, рыбой. Великий магистр Тевтонского ордена – фон Книпроде разрешил трём городам Кёнигсберга (Альштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт) войти в ганзейский торговый союз. Залив Фришес Хав был мелководным, но ганзейские купцы с помощью лоцманов входили в Кёнигсберг. Шесть прусских городов – Кульм, Торн, Эльбинг, Кёнигсберг, Данциг, Браунсберг – создали свой союз «прусскую Ганзу».9.(Приложение 3).

По договорённости между тевтонцами и ганзейским купечеством в 1376 году на горе Пфундебуденберг появилось таможенное строение, с которого и началось застройка и заселение юго – западной части пиллаусского полуострова. Позже здесь была осетровая изба, здесь же размещались экипажи военных кораблей прусского флота. На башне, возведённой на крыше дома с наступлением темноты зажигался костёр. Огонь отражался металлическим зеркалом, направленным в сторону моря. Отблеск служил навигационным знаком для кораблей, приходящих в Пиллау.10 Значение замка Лохштедт падает к середине XVI века, т.к. в 1510 году благодаря необычному по силе шторму Пиллауский пролив становится судоходным. В результате создалась важнейшая жизненная артерия будущего города - порта. В 1537 году построено первое строение на Хакене (с немецкого означает крючок) – блокгауз для таможни. Курфюрст от 16 июля 1608 года утвердил особую лоцманскую службу в Пиллау. Вахта лоцманов была на Хакене, где построили лоцманскую башню, которая и служила первым маяком.11(Приложен. 4).

    1. Маяки Куршской косы и Куршского залива

Маяк Рыбачий. (Росситтен). (географические координаты 55°10'09"N, 20°50'37"E). Окрестности посёлка Рыбачий занимают особое место среди ландшафтов Куршской косы. Это древний глинистый остров, включённый в состав песчаного острова косы при её образовании. Ширина косы в этом месте составляет около 4-х км. В 1330 году на мысе был построен замок Росситтен, который упоминается в орденских документах 1372 года. Широкий глинистый мыс – единственное на косе место, пригодное для организации кирпичного производства. Здесь добывали глину, формовали кирпич, готовили дрова для его обжига, из отложений ракушечника выжигали известь, необходимую для кладки, собирали валуны для фундамента. Кирпич из Росситтена отправлялся в Мемель, Виндебург и Кёнигсберг, с которыми Росситтен имел прямое водное сообщение. В 1422 году Росситтенский замок утратил своё значение, а в XVII веке пришёл в полное запустение. Руины Росситтенского замка увековечил в новелле «Майорат» Эрнст Теодор Амадей Гофман, посетивший эти места в конце XVIII века.

«Неподалеку от остзейского побережья стоит родовой замок баронов фон Р., носящий название Разиттен. Окрестности замка пустынны и дики, кое-где из сыпучих песков торчит травянистый пригорок, и вместо парка, какой бывает обыкновенно в дворянских поместьях, к голым стенам замка со стороны берега примыкает жалкий еловый лес, вечный траур которого пренебрегает пестрым весенним нарядом…»12

В начале XX века в бухте Росситтена был построен каменный пирс, где швартовались пароходы из Мемеля и Кранца. Безопасность судоходства обеспечивал маяк из красного кирпича, высотой 15 метров, построенный 1904 году на месте орденского замка – по свидетельству немецкого краеведа Оскара Шлихта. Маяк находился на носу мыса в бухте Шварцеберг. При маяке был дом смотрителя. Сигнальный огонь с башни был заметен за 4 мили (около 6,5 км). Через 4 года (т.е. в 1908 году) на другом берегу залива по такому же проекту был построен маяк Риндерорт (Заливино), который сохранился и поныне. После Первой мировой войны Росситтен из тихой провинциальной деревни превратился в одно из крупнейших сел на косе благодаря популярности орнитологической станции. Росситтенский маяк был взорван немецкими сапёрами 2 февраля 1945 года.13

В 1950 году на дюне Чёрной в полутора километрах от посёлка Рыбачий построили новый маяк в двух шагах от воинской части с радиолокационной станцией. Представляет собой красно – белую четырёхгранную усечённую пирамиду с площадкой, на которой находится маячный излучатель. Башня высотой 24 метра и 55 метров над уровнем моря. Огнём выходит на Куршский залив, белый проблесковый, период 6 сек.: проблеск 0,5 с, темноты 1,5 с., проблеск 2 с., темноты 2 с. Дальность видимости огня — 18 миль (примерно 33 км). Маяк автоматический, есть резервный огонь белый длительный проблесковый 6 сек. видимостью на 9 миль (почти 16,6 км)14. (Приложение 5).

Маяк Рыбачий малый. Навигационный знак. (географические координаты 55°09'29»N, 20°51'25»E).Не маяк, но светит. Построен к открытию речного пункта пропуска для маломерных судов «Рыбачий—Нида». Министерство по туризму считало этот маршрут интересным как для наших любителей парусного спорта и яхтсменов, так и для соседей. Но должной популярности идея не получила и объект закрыли. На данный момент на прилегающей территории идут работы по расчистке участка, в планах строительство гостиничного комплекса. А сам навигационный знак легально можно увидеть с территории отеля «Альтримо». Сейчас маяк находится на территории рыболовецкого колхоза «Труженик моря».

Маяк «Лесной» (Заркау). (географические координаты 55°0'58»N, 20°36'44»E). Посёлок Лесной входит в состав Зеленоградского городского округа, центр куршского сельского поселения на Куршской косе. Основан в 1362 году. В исторических документах первые упоминания о поселке Заркау (прусс. Заркава, от «сцарке» - сорока) относятся к XV веку — в то время это был постоялый двор, окруженный жилищами рыбаков. В 1408-м упоминается о существовании трактира. В 1525–51 гг. Заркау относился к приходу Росситтена (Rossitten. Рыбачий).  В 1714-м году из-за движения песков перенесен на 1,5 км южнееи стал выполнять функцию почтовой станции. В 60-х годах прошлого века в Лесном был организован рыболовецкий колхоз «Труженик моря». Рыболовство и сейчас является одним из основных видов деятельности, наряду с туризмом.15

Маяк в Лесном был построен в 1982 году. Его предшественник был смыт штормовой волной в 1975 году, поскольку стоял ближе к морю. Представляет собой красный цилиндр с белой горизонтальной полосой, который закреплён на металлической четырёхгранной опоре. Свет маяка направлен в сторону моря. Современный маяк высотой 40 метров (44 над уровнем моря) имеет дальность огня 17 миль – около 31 км. Маяк автоматический. Огонь белый проблесковый, период 9 сек.: проблеск 1 с, темноты 2 с, проблеск 1 с, темноты 5 сек. Резервный огонь белый проблесковый, период 8 сек., дальность 9 миль (14 км)16 (Прилож. 6).

Маяк Риндерорт (Rinderort) (географические координаты 54°54'04»N, 21°03'29»E). Риндерорт в переводе с немецкого означает бычье место. На карте это место похоже на бычью голову. Первое прусское поселение под названием Лабагов (Лабегове) упоминается в орденских донесениях под 1249 годом. Тевтонский орден вернул контроль над этими землями и в 1280 году на месте старой прусской крепости был построен каменный замок, который к 1330-му году стал называться Лабиау. В 1922 году был построен Адлербрюкке (Орлиный) разводной мост через реку Дейму, в 1929 году построена гавань, появился рыбозавод и несколько лесопильных заводов. Была построена судоверфь для обслуживания рыболовецких судов. После Восточно – Прусской операции, в сентябре 1946 года город Лабиау переименован в Полесск17.

В маленьком рыбацком поселке Заливино, расположенном в нескольких километрах от Полесска, находится интереснейший исторический объект – маяк Риндерорт.  Со смотровой площадки открывается замечательный вид на Куршский залив и посёлок Заливино. У маяка находится маленький домик, где исправно нес свою службу его смотритель. В настоящее время маяк не действует. Это один из трех сохранившихся на территории Калининградской области маяков довоенной постройки.

А начиналось всё с нескольких прусских рыбацких деревень, которые сформировались у Куршского залива, недалеко от того места, где он встречается с рекой – Дейма. Самое крупное из этих поселений называлось Лабагинен (нем. Labagienen). Чуть севернее, на небольшом мысе, вырос посёлок Риндерорт (нем. Rinderort). На западном берегу устья реки находился крошечный Пельдшен (нем. Peldschen)18. Впервые официально поселение упоминается на закате тевтонской эпохи, в 1498 году. (Прилож.6 ).

В Семилетнюю войну (1756-1763 гг.) в Лабагинене произошёл страшный пожар, сгорели почти все рыбацкие дома и школа. Население Лабагинена переселилось в Риндерорт, и в середине XIX века Риндерорт становится главным поселением общины. В 1868 году в Риндерорте начал функционировать первый простой деревянный маяк. Это была деревянная конструкция с угольным фонарём19.

Капитальное строение из кирпича было построено в 1908 году, на месте старого деревянного маяка. Цилиндрическая башня диаметром в 3 метра и высотой в 15,3 метра. Основание выполнено из гранитных плит. В верхней части располагалась смотровая площадка с круглым помещение навигационного фонаря, увенчанная сверху бронзовым куполом со шпилем. Огонь маяка (горелка работала на сжиженном газе) был двухсекторным (красный и белый), его мощности хватало, чтобы охватить территорию Куршского залива и часть Куршской косы.  Предел видимости составлял 12 морских миль – около 20 км. Работа маяка 5 сек: свет 3 сек, темноты 2 сек. Юго-восточнее маяка пристроили дом смотрителя. Также в комплекс маяка входили: металлическая навигационная мачта длиной 8 метров и круглый колодец из красного кирпича20.

  В 1945 году, поселок переименовали в Заливино и маяк использовался по назначению существовавшим в те годы рыбколхозом «Доброволец».До 1985 года маяк исправно нёс свою вахту, но после появления электрических створных знаков, потребность в маяке отпала,  после 1985 года был заброшен21.

Сейчас исторический маяк принадлежит одному из ведущих воднотранспортных учреждений России — Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей». В июне 2020 года маяк передан Музею Мирового океана. В 2021 году Служба государственной охраны объектов культурного наследия КО наконец признала комплекс здания маяка объектом культурного наследия регионального значения.Сегодня объект представляет собой историко-архитектурный ансамбль.

«Ремонт на башне маяка проводился впервые с даты ее постройки, то есть с 1908 года. Маяк простоит еще не один десяток, а, может быть, и сотню лет. Дальнейшее развитие маячного комплекса включает создание на его территории научно-экспедиционной базы, которая включится в работу по изучению экологии залива», – отметила генеральный директор музея-заповедника «Музей Мирового океана» Светлана Сивкова.

Хоть маяк не входит в реестр действующих маяков (не действует), но в фонарном отделении маяка светится линза Френеля. Огонь на маяке зажигает сторож в тёмное время суток. Предел видимости огня 5 км. Всё же огонь маяка выручает рыбаков в ненастную погоду, в туман и в вечернее время.

    1. Маяки Самбийского полуострова

Маяк Гвардейский. (географические координаты 54°57'33»N, 20°16'04»E). (Рантау). Маяк находится в посёлке Заостровье Зеленоградского района. Первое упоминание о рыбацком поселении Рантов в хрониках Тевтонского ордена относится к 1297 году. Оно находится у мыса на северном берегу Самбии, который при немцах назывался Рантауэр Шпитце (нем. Rantauer Spitze), мы же его величаем Гвардейский. Он имеет высоту чуть меньше 8 метров. Эта территория почиталась пруссами, здесь жили жрецы и воздвиглись погребальные курганы. В этих местах росли священные дубы, располагались священные дюны и родники, имевшие особое значение для культовых обрядов и верований пруссов. В конце XV - начале XVI века в районе Рантау был построен деревянный маяк. В 1886 году немецким археологом Карлом Кречманом были изучены 12 насыпей кургана в окрестностях Рантау. В 1990 году на южной окраине г. Пионерский в районе горы Великанов было обнаружено святилище, датируемое вторым тысячелетием до нашей эры22.

Во время Второй мировой войны советские войска взяли Рантау 14 апреля 1945 года. В 1946 году деревня переименована в посёлок Заостровье. Маяк Гвардейский был построен в 1979 году. Старый маяк демонтировали из – за высокой вероятности обрушения берега. Новый установили на 440 метров юго – западнее мыса, в глубь полуострова. Он представляет собой чёрно – белый цилиндр на четырёхгранной металлической башне. Высота маяка Гвардейского 40 метров, а высота огня маяка над уровнем моря – 50 метров, дальность видимости огня — 18 миль – это около 33 км. Огонь белый проблесковый 4 сек. Проблеск 1 сек. темноты 3 сек. Автоматический, резервный23. Рядом построена башня AIS, которая выполняет множественные функции по координации движения кораблей: например, передаёт координаты кораблей в онлайн режиме, функции радиомаяка и др. (Приложение 7).

Маяк Пионерский.(географические координаты 54º 57'.2»N ; 20º 13'.3»E). Маяк (створный знак) в виде прямоугольного щита с чёрной вертикальной полосой, укреплённый на ажурной четырёхгранной башне 20 метров высоты и 29 метров над уровнем моря. Огонь красный изофазный, период работы 4 сек. Дальность видимости огня 7 миль (это 13 км). Есть резервный красный постоянный. Пионерский №1 светящий буй, белый огонь длительный проблесковый 6 сек. с дальностью огня 5 миль (8 км), радиолокационный пассивный отражатель. В зоне строительства новой дороги к будущему терминалу порта на ул. Портовой находился маяк. Он выполнял функцию створного знака порта. Но старый маяк попадает под расширение дорожного полотна, конструкцию разобрали. Первое упоминание о местности, где расположен Пионерский (Нойкурен) относится к 1254 году. Быстрое развитие Нойкурена от рыбацкой деревни до часто посещаемого места отдыха было вызвано основанием в 1816 году курорта в Кранце. Когда в 1890-х годах начали планировать возведение защитного порта-убежища на замландском побережье, выбор пал на Нойкурен. Тут были выстроены два мола длиной от 300 до 400 м. В то время этот небольшой рыболовецкий порт был единственным на морском побережье от Пиллау через Брюстерорт до Мемеля. Глубина гавани составляла 3,5 м и была пригодна для малых пароходов. К сожалению, введённый в 1904 году в эксплуатацию порт оказался опасен для захода судов при сильном ветре. Конечно, шли работы по устройству рыбного порта. В 1970-х годах Пионерская база океанического флота становится известной далеко за пределами области. На тот период она была крупнейшим рыбоперерабатывающим предприятием страны, её суда вели промысел по всей Атлантике и в некоторых районах Тихого океана. В данный момент идёт строительство глубоководного порта, и в скором времени маяк будет установлен. (Приложение 7). Плавание судов на акватории порта осуществляется под руководством службы управления движением судов. (СУДС). В виду значительного изменения глубин на входном фарватере капитанам всех судов рекомендуется пользоваться услугами лоцмана24.

Маяк Брюстерорт. (Таран). (географические координаты 54°57'39»N, 19°59'09»E).Вторым по значимости является маяк на мысе Таран – Брюстерорт( самый западный мыс России). Маяк установлен на северо – западном выступе Калининградского полуострова – мысе, который прежде именовался Брюстерорт, в 2-х километрах от посёлка Донское (до 1946 года Гросс Диршкайм). Белый групповой проблесковый огонь современного маяка зажигается в темное время суток и днем при ухудшении видимости на море менее 4-х миль, предупреждая моряков об опасности. Своё название получил от немецких слов «Brust» и «Ort», что в буквальном смысле означает «ме­сто, выдающееся вперед, как грудь человека», предостерегающий об опасности, который знают все мореплаватели, когда – либо пересекавшие Балтийское море. Полуостров переименован в Таран в 1947году, а маяк – в 1963 году. И действительно, мыс Таран, на котором находится маяк, выступает далеко в море. Васильев Михаил Яковлевич — начальник маяка Таран рассказывает: «Маяк Таран на мысе стоит не просто так, по близости находится каменистый риф, который тянется в море 4 километра и представляет огромную опасность для проходящих судов. В этом месте находится предупреждающий буй – огонь, который обходят корабли не приближаясь к рифу. Маяк обеспечивает безопасность на подходе сразу к двум портам – Балтийску и Калининграду». Первым огненный маяк на этом месте существовал с 1700 года и мореплаватели пользовались им более 300 лет, а огнем, действующим с каменной башни, - более 175 лет. Проект маяка прусского архитектора А. Вайтмайера. Это единственное место в области, с такой невероятной красоты природы и видами на море, высота берега здесь достигает 33 метра25. (Приложение 7 ).

Немецкий писатель Йоханнес Рихард цур Мегеде в своём романе «Огонь Брюстерорта» в 1901 году описывает это место: «Авандюна изогнулась изящной дугой, образуя неглубокую бухту с трещинами оврагов и обрывистым мысом – тёмной полоской земли, увенчанной стройной башней маяка Брюстерорт и выступающей в Балтику, словно исполинский волнолом… Береговая линия плавно извивалась от выступающего мыса с маяком, вдоль бедных рыбацких деревушек – до туманных высот Кранца…»26.

Крутой обрывистый берег во все времена являлся отменным ориентиром и не менее серьёзной навигационной опасностью при сближении с ним с северного направления, со стороны рифа. Именно по этой причине примерно с 1700 года на мысе стали зажигаться огонь для предупреждения мореплавателей. Эти места помнят мореходов, в числе которых был основатель Российского регулярного флота Пётр I. Когда — то в этих местах пролегал знаменитый Ганзейский торговый путь, и по сей день здесь проходят основные морские трассы27.

Русский гидрограф и картограф, адмирал (в то время капитан 1 ранга) Алексей Иванович Нагаев в октябре 1746 года назначен в академическую экспедицию для работы по исправлению карт Балтийского моря. В 1751 году закончил составленную им лоцию Балтийского моря под заглавием «Лоция или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порты в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке находящиеся». Впервые о наличии на мысе Брюстерорт сигнального огня описывает так: «Брюстерорт есть мыс тупой, высокой, к W и N крут, с северной стороны оброс лесом. На нем находится две песчаные горы,… На самой передней крутости бывал наперед сего огненный маяк, а ныне видно строение… От Брюстерорта на NW(северо – запад) протягивается в море на ¼ мили подводный риф, которого проходящим должно опасаться…»28(Приложение 8 ).

В начале XIX века на мысе разжигали костёр в канфоре. Позднее в Прусском морском атласе 1841 года появилось упоминание о том, что в 1820-е годы для подачи сигналов использовалась вышка, на вершине которой по ночам поднимали фонарь с тремя параболическими рефлекторами29.

В 1846 году на этом месте была возведена каменная 8-ми гранная башня с чёрной куполообразной крышей, которая стала маяком. Маяк переименовали в Таран в 1963 году. Высота маяка 30,5 метров. Во время войны он был быстро введён в строй. Маяк работал по специальной системе вращения (вращение 3-х лёгких штурок, которые вращались вокруг источника света). В 1936 году на башне был установлен светооптический аппарат фирмы «Пинч», создававший белый групповой проблесковый огонь. Проблесковую характеристику формировали три вращающихся вокруг оптической части аппарата ширмы30. Сегодня маячный комплекс мыса Таран состоит из светового маяка с основным и резервным огнями, размещенными в фонарном сооружении на восьмигранной башне высотой 30,5 м, радиомаяка, шведского наутофона типа ЛИЕЖ — звукосигнального устройства, которое включается при понижении дальности видимости, пункта контроля за работой дифференциальной станции, выдающей мореплавателям уточненные координаты от спутниковых навигационных систем, средств связи и комплекса дизельных электростанций. Источником светового сигнала является электрическая лампа мощностью 1000 Вт, сила света которой увеличивается почти в пять тысяч раз призмами линзы Френеля. 5 ламп в фонаре меняются автоматически, шестая в ручную. Световая линза Френеля была установлена в 1904 году, а новый оптический аппарат с белым проблесковым огнём советские мастера смонтировали уже в 1956 году. Линза высотой 2 метра, диаметр 1,4 метра. Установленная светооптическая аппаратура автоматически включает и выключает огонь. Дальность действия сигнала радиомаяка — до 300 км. Наутофон издает низкий звуковой сигнал с частотой 300 Гц. Его включают, когда в тумане скрывается светящий буй, расположенный на расстоянии 12 кабельтов31 - примерно 2 км32.

Во время экскурсии на маяке мы посетили машинный зал (электростанцию), где находятся 2 действующих дизель – генератора. Один современный, а второй довоенный. «Немецкий дизель – генератор настроен в автоматическом режиме. Его мощность 20 киловатт. Он автоматически запускается и обеспечивает электроэнергией всё оборудование» - рассказывает начальник маяка Васильев Михаил Яковлевич – начальник маяка - «Линза, которая установлена на маяке увеличивает мощность светового потока в 5 тысяч раз. Линза обеспечивает дальность видимости огня 21 милю - это важно для навигации» (примерно 38 км).

Васильев М.Я продемонстрировал период работы маяка: 15 секунд: короткое свечение 2 с., затемнение 1 с, короткое свечение 2 с., затемнение 1 с, свечение 2 с, затмение 7 сек. Период работы резервного огня маяка: 4 секунды свечения и темноты, которые имеют равную продолжительность с дальностью видимости 13 морских миль. Огонь белый изофазный33.

В послевоенное время на маяке около 40 лет плодотворно трудились участники Великой Отечественной войны: Н.М.Куликов, фронтовик И.Ф.Антошин, С.А.Теряев – о чём свидетельствует «Вахтенный журнал маяка». За большие достижения в обеспечении безопасности мореплавания коллективу маяка Таран, как лучшему маяку 1-го класса Балтийского моря, завоевавшего и длительное время удерживающего это почетное звание, оставлено на вечное хранение переходящее Красное знамя Военного совета БФ. На маяке имеется флаг гидрографических судов ВМФ. Ансамбль маяка на мысе Таран сегодня памятник архитектуры культурного наследия Калининградской области. В 2016 году маяку исполнилось 170 лет (ныне 177 лет).

Маяк Обзорный. (географические координаты 54°49'45»N, 19°57'12»E).  Расположен на западном побережье Калининградской области, на берегу Балтийского моря, южнее пос. Янтарный (Пальмникен), около пос. Поваровка (3.5 км) (Кирпенен до 1946г). Пальмникен – происходит от прусского слова palwe, в переводе означает пустошь, упоминается в орденских документах с 1389 года. В начале XVII века здесь был возведён охотничий замок. В замке разместилась береговая управа с судом по Янтарным делам. В 1870 году охотничий замок купил Морис Беккер – владелец янтарных приисков в окрестностях Пальмникена. Здесь занимались промышленной добычей янтаря, были открыты две шахты «Генриетта» и «Анна». В XIIIXV веках на холме около Кирпенена стояли виселицы, на которых казнили за незаконную добычу янтаря.

Маяк находится на горе Обзорной 34,6 метра высоты с крутыми обрывистыми склонами. В этом месте находится банка Ракитинская каменистая с глубиной 3.2 метра. Затонувшие суда в 5 милях к Югу от пос. Янтарный – 4 затонувших судна. Они ограждаются буями34. Один из самых загадочных маяков — найти информацию о нём в достоверных источниках сложно, т.к. он находится на территории закрытой воинской части. На картах маяк Обзорный не обозначен. Маяк был построен в 1986 году и представляет собой 22 —х метровую кирпичную башню, на вершине которой установлено световое оборудование, 54 метра над уровнем моря. Дальность огня — 20 миль – это 37 км. Огонь белый, длительный, проблесковый, период 5 сек.: свет 2 сек. темноты 3 сек. Оранжевая круглая башня с двумя белыми горизонтальными полосами. Маяк автоматический, резервный, аварийный маяк на 9 миль = примерно 16,6 км35. (Приложение 8).

Маяк Ирбенский. По Ирбенскому проливу проходит основной фарватер, соединяющий Балтийское море с Рижским заливом. На подходах к нему расположены многочисленные банки и отмели, затрудняющие мореплавание. Наиболее опасная из них Михайловская. Она была открыта и измерена 8 августа 1749 года мичманом М.И. Рябининым. В 1962 году здесь был установлен плавучий маяк Ирбенский. Однако в наиболее сложный осенне – зимний период навигации его приходилось снимать со своего штатного места, что не обеспечивало безопасность плавания в этом районе осенью и зимой. В 1980 году в северной части Михайловской мели был сооружён стационарный маяк. Единственный сохранившийся в России плавучий маяк, обрёл вторую жизнь у причала музея Мирового океана в г. Калининграде. Судно было построено в 1962 году в Финляндии36. Ирбенский был оборудован звукосигнальной установкой – наутофоном, звук которого был слышен за 4 мили (примерно 6, 5 км) даже в сильный шторм. С мощной лампой с линзой Френеля с видимостью огня за 12 морских миль (19 км), круговым радиомаяком синхронизированным с наутофоном и другим необходимым в таких условиях оборудованием. В 1985 году необходимость в плавучем маяке исчезла и он был списан. До 2010 года судно простаивало и ржавело. В настоящее время на борту маяка представлены экспозиции из истории мореплавания и маячного дела37.

    1. Маяки на Балтийской косе

Маяк Балтийский (географические координаты на карте 54°38′20»N, 19°53′36»E)(Пиллау) – это главный маяк в Калининградской области. Установлен у самого берега косы, отделяющей Гданьский залив от бухты Приморская, в юго-восточной части Балтийского моря, обеспечивает безопасный подход к порту Балтийск. До 1945 года этот порт на Балтийской косе, основанный в 1686 году как аванпорт крепости Кенигсберг (ныне Калининград), принадлежал Восточной Пруссии и назывался Пиллау.

Первый примитивный маяк в Пиллау появился в 1641 году на крыше осетровой избы на горе Пфундебудеберг (уже упоминалось выше). На избе была возведена башенка, а к ней пристроен специальный балкон в сторону моря. Для маяка использовался уголь, а зеркалом служила большая хорошо отполированная металлическая пластина, которая бросала свет далеко в море38 .

В 1657 году была построена деревянная лоцманская башня, почти там, где позже будет маяк. Одновременно служила маяком39.

Во время Великого посольства в Европу в 1697 году Пётр I шёл морем до Пиллау. С. А. Якимов в книге «Серебряный осётр в золотой короне» пишет о пребывании Петра I в Пиллау: «Утром пятого мая судно бросило якорь на рейде Пиллау. С его палубы был виден высокий берег… На возвышенности горы Пфундебуденберг виднелось красное кирпичное здание с остроконечной крышей. Над крепостными стенами развевались флаги бранденбургского курфюрста, поблизости вращались крылья ветряной мельницы… На самом берегу пролива возвышалась маячная башня… Чтобы пройти заливом до Кёнигсберга, им нужен был корабль с меньшей осадкой… к концу XVII века глубина на всём протяжении фарватера достигала четырёх метров»40 .

Первый деревянный маяк в Пиллау был построен в 1741 году. Хотя А.И. Нагаев —русский гидрограф и картограф, адмирал в своей «Лоции» 1751 года ничего не упоминает о маяке в Пиллау:

«Широта прохода Пилавского между мысами одна миля… от концов мысов в проходе и в море протягиваются рифы, …..и между ними фарватер от больших погод и ходячих льдов по мягкости песчаного грунта переменяются,……лёживали на рифах тонбаканы (большие буи), на южном рифе чёрные, а на северном белые,… ставят управители на конце южного мыса два шеста… всем проходящим с моря к Пилаву должно на ходу издалеко привесть оные шесты в одну линию и плыть к ним не растворяя их, доколе увидят баканы, между которыми плыть во Фришгаф»41.

В 1804 году на горе Швальбенберг (ныне Прохладная) был построен навигационный знак в готическом стиле в 14 метров высотой и назывался Ландмарк по проекту Карла Фридриха Шинкеля. Знак являлся отличным ориентиром для подходящих к Пиллау кораблей. Силуэт из красного кирпича с флюгелем – флажком на вершине был хорошо виден на расстоянии 6-7 миль. Знак был взорван в 1914 году (во время 1 мировой войны) 42. (Приложение 9).

В книге «Описание маяков всех европейских государств, часть I. Маяки Швеции, Норвегии, Пруссии, Дании» издания 1870 года сообщалось: «При входе в порт Пиллау следует руководствоваться тремя береговыми указательными знаками…Створ трёх знаков обозначали направление фарватера. Знаки открываются за 12 миль(22 км). Такая система обозначения направления движения впервые была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «Ведущих огней» (англ. Leading Lights)43 .

Работы по строительству северного мола завершились в 1884 году. В этом же году на оконечности мола был построен маяк с высотой приблизительно 9,1 метров. Нижняя часть маяка была окрашена в чёрный цвет, верхняя в белый. Маяк светил постоянно красным светом. Он быстро получил прозвище «Белый маяк». На Южном молу находился навигационный знак, светивший зелёным светом. На обоих молах была оборудована узкоколейная железная дорога для подвоза топлива к маякам. На Белом маяке работал наутофон. Маяк этот не сохранился44.

Около 1927 года был построен передний маяк Пиллау (Лоцентурн). Маяк имел 4-гранную пирамидальную решетчатую башню высотой 26,30 м, установленную на массивном бетонном фундаменте. Башня была окрашена как и задний маяк: верх красный, низ белый. В 1933 году автоматическую работу огня переднего маяка синхронизировали с работой заднего маяка. Огонь стал группо – проблесковым с периодом 6 секунд45.

Второй маяк построен из камня. Балтийский маяк спроектировал один из самых знаменитых во всём мире архитекторов – Карл Шинкель. Строил маяк архитектор Иоганн Шульц и строитель Иоганн Фридрих Петерсон46 .

Фундамент маяка состоит из тяжёлых полевых камней, которые заложены между 1,5 метровыми сваями, связанными тяжёлыми цепями. У основания стены маяка имеют толщину 1 метр. Высота маяка 33,2 метра. Огонь находится на высоте 29,15 метров над уровнем моря. Дальность действия 16 миль. Маяк впервые зажёг свой огонь в 1813 году, после того, как французский гарнизон с оружием и знамёнами освободил пиллаускую крепость. Окончательно достроен в 1816 году. Первоначально источником света служило растительное масло, которое заменили керосином. В середине XIX века появилась газовая лампа. Впервые в европейской практике её установили на пиллауском маяке, который заработал в автоматическом режиме47.

С 1913 года маячная лампа перешла на электрическое питание и установлен мигающий огонь. Лампа маяка 1000 Вт. Линза системы Френеля. До 1930 года цвет маяка был белым. Затем верхняя часть его стала красной с конусообразной крышей. Таким мы его видим до сегодняшнего дня. Последняя крупная реконструкция была произведена в 1902 году. Маяк сам обеспечивает себя электроэнергией. В результате разгрома немецкой группировки противника “Земланд” 25 апреля 1945 года Пиллау был взят советскими войсками 3-го Белорусского фронта. При отступлении немцы вывели маяк из строя и разрушили ряд помещений. После войны маяк введён в действие 2 сентября 1945 года . Источником огня в фонарном сооружении служил светооптический аппарат немецкой фирмы “Райт —Майер”. Электропитание аппарата осуществлялось от отечественных дизель-агрегатов48 .

В настоящее время маяк – Балтийский Задний, светит белым затмевающимся огнем на расстояние 16 миль (29,6 км). Работа маяка 12 секунд: 9 секунд света и 3 секунды темноты. На северном берегу Балтийского пролива установлен створный маяк Балтийский передний (12 миль – 22 км.). Балтийский маяк вместе с Передним маяком, представляющим собой 2 белых щита один над другим в виде ромба и белой трапеции с черной вертикальной полосой на ажурной четырехгранной башне — обозначает створ 302,1°—122,1°, ведущий в морской канал порта Балтийск - обозначает фарватер и светит круглосуточно49 . (Приложение 9 ).

Маяк перешел в ведомство Министерства обороны и стал закрытым военным стратегическим объектом. Всё же мне удалось пообщаться со смотрителем (начальником) маяка – Безугловым Валерием Яковлевичем.

«Увеличилась интенсивность судоходства и калининградские порты переваливают много грузов. Идут суда — и заходят, и выходят. Маяк должен работать круглосуточно — рассказывает начальник маяка Валерий Безуглов – «…каждый маяк имеет свою особенность. Характеристика огня у каждого маяка своя. На каждом корабле есть лоция, а в лоции перечень маяков и их характеристика. Свет маяка и передний створный знак дают 2 огня – зажигаются синхронно, одновременно. Эти 2 огня надо совместить в одну линию, попасть в створ и тогда штурман безопасно заходит в канал. При заходе корабля в канал – левая сторона должна быть красная, а правая зелёная. С наступлением темноты огни автоматически включаются» - рассказывает В. Безуглов.

«Щукинский маяк (створ)(географические координаты 54º31.4'N; 19º44.7'E), что на Балтийской косе, привязан к Гданьскому заливу. Четырёхгранную пирамиду, обшитая досками, верхняя часть чёрная, нижняя – белая, 29 метров высотой. Огонь белый проблесковый 4 сек.: свет 1.5 сек., темноты 2.5 сек., дальность видимости огня 8 миль (около 14,8 км). Включается в тёмное время суток на Балтийской косе»50. (Приложение 9).

«Дуги (дамбы) рукотворные. Фарватер для входа в Калининградский залив находится между 2 и 3 дугой – здесь самое глубокое место. За 3-й дугой канала находится Лоузангель – немецкий маячок. В данный момент он действует как створный знак. На нём находится оптический аппарат – линза Френеля, изготовлена немецкой фирмой Райт- Майер в 1902 году. Она сохранилась по сей день и многократно усиливает силу огня маяка…..На самой верхушке башни —фонарное помещение — сердце маяка. Верхушку башни защищают толстые штормовые стёкла – 6 мм. толщины. Их специально отливали в 1946 г. в Харьковской области, так как немецкие выбило в войну. В соседнем помещении находятся два дизель-генератора, которые обеспечивают работу маяка. Один генератор 1952 года выпуска (ГДР) на случай внештатного отключения электричества» – рассказывает Безуглов В.Я.

«Раньше была наутофонная установка, по кабелю шёл сигнал на северный мол, где находился звукоизлучатель (ревун). ПРС – пост рейдовой службы – дают добро на выход и заход кораблей. На противоположной стороне канала – на Балтийской косе находится башня АРТП-1 «Балтийская коса» служба управления и движения судов (СУДС) порта Калининград» - рассказывает Безуглов В.Я.

В 2021 году Русское географическое общество вместе с Центром современной истории и Гидрографической службой военно-морского флота завершили проект «Маяки России». Было исследовано состояние 5-ти исторических маяков в различных точках России, в том числе и Балтийский. Русское географическое общество, гидрографическая служба и флотское командование заинтересованы в том, чтобы как можно дольше сохранять этот объект.

  1. Заключение

Начало экономического развития самбийского полуострова повлекло за собой развитие торговых морских путей и как следствие зарождение маячной и лоцманской служб. В связи с возникновением торговых морских путей, которые проходили в основном вдоль побережья, появилась необходимость в обозначении береговой полосы (выступов, мысов, мелей). С этим связано появление световых огней и маяков. Все маяки с древних времён находятся в местах с экономически развитой инфраструктурой. Таковы маяки - на мысе Гвардейский, Пионерский – в этом месте находилась рыбацкая деревня викингов, Таран – в этом месте мель Бакалинская, маяк Обзорный установлен на горе и указывает на место затонувших кораблей, Пиллау порт – морские ворота Кёнигсберга. Лесной, Рыбачий, Нида – это те населённые пункты, где существовали постоялые дворы с обслуживанием почтовых станций. На месте орденского замка Росситтен (Рыбачий ), был установлен маяк в 1904 году, а через 4 года в рыбацкой деревне Риндерорт (Заливино) появился маяк внешне похож на Росситтен. На противоположном берегу Куршского залива на мысе Вянте был орденский замок, а позже появился маяк. В районе мыса Вянте был опасным местом для судоходства, здесь потерпело крушение множество торговых судов. Плохо построенные и слабо управляемые корабли подвергались ударам стихии.

Из маяков довоенной постройки (немецкие) сохранились три: два из них действующие, это на мысе Таран (Брюстерорт) и Балтийск (Пиллау) - маяки первого класса; третий — юго-восточной части Куршского залива — Заливино (Риндерорт) относится к музею Мирового океана. Он действовал до перестройки. В начале XX века на реке Дейме и Куршском заливе было активное судоходство. После появления электрических створных знаков, потребность в маяке отпала. Ансамбль старых маяков сегодня памятники архитектуры культурного наследия Калининградской области. Главный маяк Балтийский – это символ морского города. Единственный световой маяк, который является заднестворным знаком и обозначает фарватер.

Стройность, отточенность линий, аккуратность, точность инженерных расчетов, долговечность отличают старые постройки. В 17 и 18 веках знаки фарватера были не светящие и с маяком Пиллау их не связывали. Но уже в 19 веке в Пиллау была навигационная система «Ведущих огней». Изобретение Френеля совершило переворот в маячном освещении, с большой быстротой распространилось по всему миру и в усовершенствованном виде применяется современной навигации и используется не только на маяках, на буях, на кораблях.

Как и 200 лет назад, смотрители (начальники) 2-х маяков несут службу вместе с семьей. Они живут в маячном городке и во время сильных ураганов следят за его бесперебойной работой, чтобы свет на башне не погас и корабли и суда возвращались домой.

В XX веке в пароходстве пополняется материально – техническая база, увеличивается флот, растёт квалификация кадров. База обслуживания флота пополняется специализированными техническими и вспомогательными судами. Это позволило увеличить перевозки в заграничном сообщении, поднять роль речного и морского транспорта в развитии народного хозяйства, выйти на внутренние водные пути Европейской части страны и заграничные линии в Балтийском, Северном, Чёрном, Каспийском, Средиземном морях.

Современный маяк – это комплекс сложного светооптического, радиоэлектронного, звукосигнального оборудования и системы энергопитания. Несмотря на то, что современные корабли и суда оборудованы совершенными техническими средствами определения своего места в море по радиосигналам береговых станций и навигационным спутникам Земли, маячки – старички продолжают использоваться как дополнительное резервное средство ориентирования. Калининградский морской канал оборудован сложной системой зрительных средств навигационного оборудования.

Я насчитала 7 действующих маяков, 3 недействующих, две башни с навигационным оборудованием. Два декоративных маяка в Рыбной деревне г. Калининграда и в пос. Ушаково – это туристические объекты с сувенирными лавками и кафе.

На карте Калининградской области я отметила маяки. Можно пофантазировать и из красных точек на карте разглядеть похожие созвездия.

Литература

  1. Андриенко Д. Глава1. Основы фарологии «Фитиль и насос». Журнал «Маячные истории» №1-2. Май 2018г. стр. 6-7.

  2. Гайнутдинов Тимур «Охранительный свет над волнами». Газета «Красная звезда» за 24 марта 2023 г.

  3. Гостюхин А.Ф., Горюнова Л.В., Кузнецов А.Н. «Пиллау – Балтийск. Прошлое и настоящее». Перевод с немецкого Нагимовой Е.В. ГИПП. «Янтарный сказ». Калининград, 2000г. стр. 12- 20.

  4. Гребёнкина В. «На верном пути уже 200 лет». Вестник Балтийска №5, 7 февраля 2013г.

  5. Довыденко Л.В. «Тайны Пиллау». 3-е издание. Калининград 2009г. стр. 87-93.

  6. Довыденко Л. В. «Водные пути». Калининград. 2008г. стр. 15-16.

  7. История Западной России. Глава 3. «Ганзейская торговля. Отношения ордена с Новгородом и Москвой». Хрестоматия для общеобразовательных школ 6-7 класс. Составитель Г.В. Кретинин. Под ред. А.П. Клемешева. Изд. ОЛМА Медиа Групп, М. 2007г. стр. 72-77.

  8. Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России». Очерк «Маяки Финского залива и восточного побережья Балтийского моря». Издание ГУНиО МО РФ, С-Пб, 2001г. с.11, 162, 280 – 281.

  9. Куроедов Ю. «Маяк на мысе Таран». «Морской Сборник» по Балтийскому флоту №10. Калининградская область. 11 октября 2022г.

  10. Лоция Балтийского моря. Часть 1. Восточная часть моря с Финским и Рижским заливами. Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской федерации. С- Петербург. 2007г.

  11. Мегеде Й.Р. «Огонь Брюстерорта». Раушен. 1901г. Изд. «Калининградская книга». Перевод В.В. Гусарова. Светлогорск. 2018г. стр. 13, 45.

  12. Нагаев А.И. «Лоция или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порты в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке находящиеся». Часть 1. Сочинена по Указу Государственной Адмиральской Коллегии в 1751 году. Печатано при Типографии Морского Шляхетнаго Кадетского Корпуса в 1789 году. Стр. 205-206. 208-209.

  13. Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г. (Лоция).

  14. Семёнов Роман. «Огонь родного маяка». Газета «Вестник Балтийска» за 27 августа 2021г.

  15. Шомова А.. «На семи ветрах». Газета «Страж Балтики». 9 сентября 2016г.

  16. Толстой А. «Пётр Первый». Детская литература. М. 1977г. стр. 209.

  17. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. Освещение маяков. СПб, Петербург. 1890-1907гг.

  18. Ягунов Н. «Маяки южной Балтики». Дания, Германия, Польша, Россия, Литва. Альбом фотографий. Калининград. 2011г.

  19. Якимов С.А. «Символы Балтийска». Калининград. 2006г. стр. 23-27, 42-43.

  20. Якимов С. «Серебряный осётр в золотой короне». Издательство «ИП Мишуткина И.В.». Калининград, 2005г. Стр. 20-31.

Интернет сайты

  1. https://dzen.ru/a/ZLp1CtneDEmCmsmB Познавая Пруссию. Романтичный огонь Риндерорта.

  2. https://xn----7sbybaimurla5n.xn—p1ai/taran/ Маяки России. Маяк Таран.

  3. https://dzen.ru/a/YBRYTBfTn3jfdgmw История маяков. 2021г.

  4. https://russian-west.narod.ru/history/letop/letop4.htm Летопись Балтийска. 2006-2007г.

  5. https://mayaki-rossia-sssr.spb.ru/ Балтийский маяк передний. Ю. Шухин.

  6. https://my.mail.ru/community/gorodo4ek/235C7A6B7F3230E0.html 8 февраля 1813 года в Пиллау. Людмила Кормашева, сотрудник музея Балтийского флота.

  7. http://shturman-tof.ru/Morskay/mayki/skot_mayk.htm Шкотовский маяк. История штурманской службы. О принципе использования створных знаков.

  8. http://shturman-tof.ru/Morskay/mayki/baltiyskiy_mayk.html Балтийские маяки.

  9. https://rgo.ru/activity/redaction/articles/ekspeditsiya-rgo-mayaki-rossii-issledovala-pyat-istoricheskikh-obektov/ Русское географическое общество. Экспедиция РГО «Маяки России» исследовала 5 исторических объектов.

  10. https://vk.com/wall-128277373_4142 «Куршская коса: торговый путь, тропа войны. Материал подготовил методист отдела экологического просвещений Национального парка. 15 мая 2017г.

  11. https://day-off39.ru/novosti-kaliningrada-i-oblasti/1362-pervomu-mayaku Первому маяку Куршской косы исполняется 130 лет. Информация подготовлена старшим научным сотрудником Национального парка «Куршская коса» Рыльковым О. В.

  12. https://visitprussia.com/map/sarkau/ Алексей Петрушин. Лесной (Заркау). 6 июня 2022г

П риложение 1

Роза ветров. Кордуанский маяк

Коровий маяк

Б юст Огюста Френеля

Аргандова лампа

Катоптрическое освещение

Приложение 2

Диоптрические осветительные аппараты

Первая линза Френеля в музее Френеля

М аяков на острове Уэссан (Франция)

На карте Куршская коса, видны узкие места, где были проливы.

Водный путь рыцарей Тевтонского ордена от Кёнигсберга в Куршскому залив

Приложение 3

Под №1 Лохштедский пролив. Здесь находился орденский замок Лохштедт.

П риложение 4

Пиллау в 17 веке. Хакен – крючок. Замок Бальга.

Карта морских путей по Балтийскому морю идущих от Пиллау

Приложение 5

К арта городов в Восточной Пруссии.

Маяк в п. Рыбачий. Маяк Росситтен. Довоенный

П риложение 6

Рыбачий малый Маяк в Лесном.

Рыбацкие лодки куренасы для плавания в Куршском заливе.

Деревня Риндерорт Маяк Риндерорт

П риложение 7

Маяк Гвардейский Башня AIS в Заостровье

П ервые световые огни на мысе Брюстерорт

Маяк Пионерский Маяк Брюстерорт.

Маяк Таран (Брюстерорт)

Приложение 8

М аяк Брюстерорт и галечная гряда на карте Пруссии  (после 1681 года). Гравёр: Николас Фишер Второй, картограф: Янсон Фисшер. Первоначальная карта работы Каспара Хенненбергера (1529–1600), который поместил рядом надписи на латинском языке: «Когда дует западный ветер, здесь собирают много янтаря», «Когда дует северный ветер, здесь собирают янтарь» и изобразил фигурки ловцов янтаря с сачками.

Маяк Обзорный

Приложение 9

М аяк Ирбенский

Ландмарк

М аяк Пиллау Маяк Балтийский современный вид

Линза Френеля на маяке в Балтийске

Маяк Щукинский Первый створный знак в Балтийске

Приложение 10

П ример светящих знаков Калининградского канала

П риложение 11

Карта с обозначениями маяков и световых знаков

М аяк на мысе Вянте (Литва) Маяк в Ниде старый и современный

Декоративный маяк в Рыбной деревне. Декоративный маяк в п. Ушаково.

1Ветлы – это особые рыболовные орудия, которые используются для ловли рыбы. Они представляют собой длинную плетеную ленту из растительной или синтетической нити с прикрепленными на ней крючками.Своего рода ритуальные знаки, нарисованные на стволах деревьев, камнях или других предметах.Одним из основных значений ветл является связь между человеком и природой.

2Довыденко Л.В. «Тайны Пиллау». 3-е издание. Калининград 2009г. стр. 87-93.

3 Андриенко Д. Глава1. Основы фарологии «Фитиль и насос». Журнал «Маячные истории» №1-2. Май 2018г. стр. 6-7.

4Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России». Очерк «Маяки Финского залива и восточного побережья Балтийского моря». Издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001г. с.11.

5Довыденко Л.В. «Тайны Пиллау». 3-е издание. Калининград 2009г. стр. 87-93.

6Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России». Очерк «Маяки Финского залива и восточного побережья Балтийского моря». Издание ГУНиО МО РФ, СПб, 2001г. с.12-13.

7История Западной России. Глава 1. «Первые сведения о янтарном крае. Заселение края. Древние пруссы». Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ 6-7 класс. Составитель Г.В. Кретинин. Под ред. А.П. Клемешева. Изд. ОЛМА Медиа Групп, М. 2007г. стр. 24-25.

8https://vk.com/wall-128277373_4142 «Куршская коса: торговый путь, тропа войны. Материал подготовил методист отдела экологического просвещений Национального парка. 15 мая 2017г

9История Западной России. Глава 3. «Ганзейская торговля. Отношения ордена с Новгородом и Москвой». Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ 6-7 класс. Составитель Г.В. Кретинин. Под ред. А.П. Клемешева. Изд. ОЛМА Медиа Групп, М. 2007г. стр. 72-77.

10Якимов С. «Серебряный осётр в золотой короне». Издательство «ИП Мишуткина И.В.». Калининград, 2005г. С. 20-31.

11Гостюхин А.Ф., Горюнова Л.В., Кузнецов А.Н. «Пиллау – Балтийск. Прошлое и настоящее». Перевод с немецкого Нагимовой Е.В. ГИПП. «Янтарный сказ». Калининград, 2000г. стр. 12- 20.

12Гофман Э.Т.А. «Майорат». Из книги «Ночные истории». Перевод с немецкого М. Бекетовой. Литература 1817г.

13https://park-kosa.ru/poselok-ryibachij-do-1945-g ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса». Посёлок Рыбачий до 1945 года». 2022г.

14Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г. стр. 189.

15https://visitprussia.com/map/sarkau/ Алексей Петрушин. Лесной (Заркау). 06 июня 2022г

16Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г. стр. 189.

17Бахтин А.П. «Замки и укрепления немецкого ордена в северной части Восточной Пруссии». Калининград, 2005г. стр. 118-124.

18https://dzen.ru/a/ZLp1CtneDEmCmsmB Познавая Пруссию. Романтичный огонь Риндерорта.

19https://dzen.ru/a/ZLp1CtneDEmCmsmB Познавая Пруссию. Романтичный огонь Риндерорта.

20Со слов смотрящего за маяком и экскурсовода, который представился Владимиром.

21https://dzen.ru/a/ZLlqO2MfbHkKYHry Маяк в посёлке Заливино Калининградской области. 2023г.

22https://ru.wikipedia.org/wiki/Заостровье. Калининградская область.

23Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г.стр.190.

24 Лоция Балтийского моря. Часть 1. Восточная часть моря с Финским и Рижским заливами. Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской федерации. С- Петербург. 2007г. стр. 325.

25Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России» Исторические очерки. ГУНиО МО РФ, Санкт – Петербург. 2001г. стр. 280-281.

26 Мегеде Й.Р. «Огонь Брюстерорта». Раушен.1901г. Изд. «Калининградская книга». Перевод В.В. Гусарова. Светлогорск. 2018г. с.13,45.

27Куроедов Ю. «Маяк на мысе Таран». «Морской Сборник» по Балтийскому флоту №10. Калининградская область. 11 октября 2022г.

28Нагаев А.И.«Лоция или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порты в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке находящиеся». Часть 1. Сочинена по Указу Государственной Адмиральской Коллегии в 1751 году. Печатано при Типографии Морского Шляхетнаго Кадетского Корпуса в 1789 году. Стр. 205-206.

29Со слов начальника маяка Васильева М.Я.

30Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России» Исторические очерки. ГУНиО МО РФ, Санкт – Петербург. 2001г. стр. 280.

31Кабельтов – (1.Cable length. 2.Hawser — 1. Мера длины, служащая для измерения в море сравнительно небольших расстояний. Длина его равна 0,1 морской мили или 608 фут. = 87 саж.семифутовых, или 185,2 метра. Англичане округляют длину К., считая его равным 200 ярдам = 600 фут. (ярд = 3 фута), или 100 саж. шестифутовых, приравнивая длину К. к длине 8 смычек якорного каната по 12,5 саж. (25 ярдов) каждая.

32Куроедов Ю. «Маяк на мысе Таран». «Морской Сборник» по Балтийскому флоту №10. Калининградская область. 11 октября 2022г.

33Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С-Петербург. 2020г. стр. 191.

34 Лоция Балтийского моря. Часть 1. Восточная часть моря с Финским и Рижским заливами. Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской федерации. С- Петербург. 2007г. стр. 327.

35Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г. стр. 192.

36 Комарицын А.А., Корякин В.И., Романов В.Г. «Маяки России». Очерк «Маяки Финского залива и восточного побережья Балтийского моря».

37https://yandex.ru/video/preview/3294114096211981548 Репортаж о маяках Калининградской области.

38 Довыденко Л.В. «Тайны Пиллау». 3-е издание. Калининград 2009г. стр. 88.

39 Гостюхин А.Ф., Горюнова Л.В., Кузнецов А.Н. «Пиллау – Балтийск. Прошлое и настоящее». Перевод с немецкого Нагимовой Е.В. ГИПП. «Янтарный сказ». Калининград, 2000г. стр. 20.

40 Якимов С. «Серебряный осётр в золотой короне». Издательство «ИП Мишуткина И.В.». Калининград, 2005г. стр. 56-57.

41Нагаев А.И. «Лоция или морской путеводитель, содержащая в себе описание фарватеров и входов в порты в Финском заливе, Балтийском море, Зунде и Скагерраке находящиеся». Часть 1. Сочинена по Указу Государственной Адмиральской Коллегии в 1751 году. Печатано при Типографии Морского Шляхетнаго Кадетского Корпуса в 1789 году. Стр. 208-209.

42 https://vk.com/wall-93114971_63574 Знак Ландмарк в Пиллау.2020г

43 http://shturman-tof.ru/Morskay/mayki/skot_mayk.htm История штурманской службы. О принципе использования створных знаков

44 https://www.newkamikaze.com/post/2212 Маяки Прибалтики. 11 февраля 2023г.

45 Якимов С. «Серебряный осётр в золотой короне». Издательство «ИП Мишуткина И.В.». Калининград, 2005г. стр.

46 Семёнов Роман. «Огонь родного маяка». Газета «Вестник Балтийска» за 27 августа 2021г.

47 Якимов С.А. «Символы Балтийска». Калининград. 2006г. стр. 23-25.

48 Семёнов Роман. «Огонь родного маяка». Газета «Вестник Балтийска» за 27 августа 2021г.

49 Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г.стр.193

50 Огни и знаки Балтийского моря. Управление навигации и океанографии министерства обороны Российской Федерации. №2201 С- Петербург. 2020г.стр.193.

Просмотров работы: 55