Исследование историко-географических особенностей своей семьи, изучение связей и преемственности поколений

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование историко-географических особенностей своей семьи, изучение связей и преемственности поколений

Полтавская А.А. 1Татаринова П.А. 1
1МАОУ Гимназия №10 г. Новосибирск
Аргунова Л.Ю. 1
1МАОУ Гимназия №10
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Тема исследования достаточна актуальна не только потому, что она выбрана в год Семьи. Проблемы сокращения численности населения, сохранения традиционных семейных ценностей, повышения пенсионного возраста, проблемы миграций стоят перед многими странами, каждая из которых решает их по-своему. Демографические и миграционные проблемы есть и в нашей стране. Почему они возникают, от чего зависят, как они влияют на наши семьи и в целом на население России? В нашей работы мы постарались изучить эти проблемы через историю своих семей.

Тема: Исследование историко-географических особенностей своей семьи, изучение связей и преемственности поколений.

Цель: определить и объяснить особенности своей семьи.

Задачи:

  1. Рассмотреть теорию вопроса

  2. Провести беседу с представителями разных поколений семьи.

  3. Обработать полученную информацию (древо семьи, карта миграций).

  4. Провести исследование особенностей своей семьи.

Обзор литературы.

Для выполнения работы мы изучили основные понятия: естественное движение населения и типы воспроизводства населения; возрастной, половой, национальный, религиозный состав населения; миграции, причины, характер и виды миграций; размещение населения и профессиональные предпочтения. В книге «Демографическая модернизация России, 1900-2000» под редакцией Вишневского А.Г. мы ознакомились с опытом анализа демографической истории России XX века, причинами изменения рождаемости и смертности, демографическими альтернативами для России. В статье «В ближайшие полвека население России может расти только за счет миграции» Вишневского А.Г. и Андреева Е.М. нашли объяснение снижению рождаемости в России в результате перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения. В этом Россия похожа на большинство промышленных стран, но в тоже время динамика смертности и продолжительность жизни в России сильно отличаются. Авторы утверждают, что снижение смертности вряд ли сможет коренным образом изменить ситуацию, здесь необходимы миграции. Причины и виды миграций мы нашли в «Практической демографии» Рыбаковского Л.Л. Он раскрывает показатели миграции населения, объясняет механизмы их расчета, дает анализ миграций для России и отдельных ее частей. Оказывается, миграционный прирост для любой страны приобретает особое значение в случае, когда численность ее населения стремительно убывает из-за низкой рождаемости (т.е. присутствует естественная убыль жителей). Прирост позволяет компенсировать естественную убыль населения и создает благоприятные половозрастные пропорции в населении для решения различных социально-экономических задач, а мигранты становятся жителями конкретной территории. Они принимают непосредственное участие в воспроизводстве населения региона, экономической деятельности, массовом потреблении материальных благ и услуг, однако меняют структуру и культуру потребления. Таким образом, эмиграция в страны дальнего зарубежья была компенсирована иммиграций из бывших республик Советского Союза.

Основная часть.

Затем с помощью опросников был проведен сбор информации у разных поколений семей (Приложение 1). Полученная информация обрабатывалась для дальнейшего анализа.

Так для анализа демографической ситуации в семье и ее изменения в разных поколениях, были построены генеалогические деревья/ схемы (Приложение 2). По ним определялось количество детей в разных поколениях. Для определения миграций, после заполнения таблицы, создавалась карта (Приложение 3). По ней изучались направления и причины миграций. В соответствии с местом проживания разных поколений рассматривался национальный состав семьи, изучались сохранившиеся традиции (Приложение 4). Полученная информация о профессиях позволила сделать вывод о различиях в предпочтении профессий в разных поколениях семьи. (Приложение 5).

Далее проводилось исследование семьи. Анализируя изменение демографической ситуации в семьях, мы выяснили, что поколение прабабушек/прадедушек (предвоенное поколение 30-е годы) имело от 1 до 5 братьев и сестер, в зависимости от места проживания. Те, кто жил в 30-е годы на Украине и Северном Кавказе больше страдали от голода, в других же частях страны сохранились семьи с 4-5 детьми. Детство и юность этого поколения пришлась также на сложные военные и послевоенные годы. Поэтому в поколении бабушек/дедушек (послевоенное поколение 50-60 –е годы) было по 1-2 братьев или сестер, лишь иногда 3-4 в сельской местности. Поколение родителей (70-80-е годы) относительно благополучное, количество братьев и сестер от 3 до 10. В нашем поколение (2009 и далее) ситуация разная: малодетная семья (1) и многодетная (3). Причины здесь разные. Одна семья малодетная, так как в Новосибирске проживает только часть семьи, остальная осталась на Украине. Многодетная семья продолжает традиции своих родителей, использует возможности материнского капитала, возможно сказывается пример коренных жителей Тывы и Хакасии, где семья проживала значительное время. (Приложение 2).

Определение причин, которые влияют на рождаемость, привело к поискам территории, на которой проживали наши родственники. Оказалось, что старшие поколения обеих семей жили на Украине (Донецкая область), Северном Кавказе (Ростовская область, Ставропольский край), Центральной России (Тамбовская, Рязанская и Липецкая области). Одна семья практически не выезжала с Украины, зато на Украину из Ташкента приехала прабабушка – гречанка, где она вышла замуж за местного грека. Скорее всего она их тех поколений греков, которые жили в Узбекистане еще с XVIII века. По неподтвержденным данным она приехала на Украину учиться. В 2015 году один из авторов работы, переехала с мамой и бабушкой из Донецкой области в Новосибирск в виду вынужденной политической миграции. У второй семьи очень сложная история миграций. Ветвь семьи со стороны папы жила и живет в Липецкой области, а он как военнослужащий уехал в Хакасию. Со стороны мамы часть семьи переехала из Ставропольского края в Красноярский край (вынужденная миграция из-за сложностей создания смешанной грузинско-русской семьи), затем в республики Тыва и Хакасию (экономическая миграция). Другая часть семьи из Кемеровской области также переехала в Хакасию (экономическая миграция), где родители второго автора и познакомились, а затем переехали в Новосибирск (экономическая миграция). Традиция многодетной семьи могла появиться в то время, когда семья жила в республиках Тыва и Хакасия (Приложение 3).

В результате анализа миграций оказалось, что национальный состав каждой из семей имеет свои особенности. Семья, большая часть которой проживает на Украине, имеет смешанный украинско-русский-греческий состав. Состав другой семьи русско-грузинский. Интересны в связи с этим имена, которые давались детям: Дора (по происхождению греческое, «подарок» или «дар», могло произойти от таких имен как Феодора, Исидора или Доротея); Прасковья (по происхождению древнегреческое, «канун субботы» или «пятница», скорее всего образовано от древнегреческого «παρα-σκευή», что звучит как Параскева); Дария (по происхождению от имени персидского царя Дария и означает «победительница», «повелительница»); Алефтин (древнегреческие корни и происходит от слова «алеф», что означает «белый». Другой вариант «искренний, правдивый», оно было распространено у народов Древней Греции и Египта); Пелагея (имеет древнегреческие корни, образовано от мужского имени Пелагиос, означающее «морская»), Илона (вероятно, венгерский вариант греческого имени Елена (с греч. — «светлая»). (Приложение 4). То есть по происхождению исследуемые семьи можно отнести к славянско - греческой группе индоевропейской семьи и картвельской языковой семье.

Поскольку русские, украинцы, греки и грузины – православные народы, то в семьях сохраняются христианские традиции (пасха, православный пост, крещение, венчание), языческие (масленица, Иван Купала), семейные (совместное принятие решений, обязательное образование, помощь друг другу). В семьях готовят национальные блюда: кубитэ, чебуреки (блюда крымско-татарской кухни, мариупольских греков и северокавказских народов), борщ (украинские блюда).

При изучении профессий семей выяснилось, что в сельской местности главными были механизаторы, хозяйственные и торговые работники, в городах бухгалтеры, экономисты, учителя, журналисты, режиссеры, военные. Из поколения в поколение сохранялись традиции в профессиональной деятельности: экономисты, военные, механизаторы. Хотя появлялись и новые предпочтения: геологи, учителя, журналисты, режиссеры (Приложение 5).

Заключение.

После изучения истории и географии своей семьи, мы пришли к выводам:

  • Особенности наших семей зависят от истории страны.

  • Национальный состав семей часто определяется миграциями.

  • Среди причин миграций преобладают экономические, но в отдельные исторические периоды могут быть и политические.

  • В семьях сохраняются христианские, семейные, национальные традиции.

  • Имеются преемственности в профессиональной деятельности.

Значительную трудность вызвал поиск информации о поколениях прабабушек и прадедушек, то есть родителей наших бабушек и дедушек, а также определение причин некоторых миграций. Но в целом цель была достигнута, мы узнали многое о своей семье и стали лучше понимать традиции своей семьи. Возможно, мы продолжим исследование в плане разнообразия миграций в семьях учеников гимназии.

Свою работу мы представляли в гимназическом конкурсе стендовых докладов Декады науки и проектов, окружном и муниципальном этапах НПК 5-8 классов, VIII Региональном конкурсе ученических проектов по географии «Географическая мозаика», Международной научной студенческой конференции НГУ «Память семьи – память народа».

Список использованных источников информации:

  1. Атлас география 8 класс, Москва: «Просвещение» 2023

  2. Вишневский А.Г., Андреев Е.М. В ближайшие полвека население России может расти только за счет миграции http://www.demography.ru/xednay/demography/opinions/vishnevsky.htm (дата обращения 20.11.2023)

  3. География 8 класс учебник для общеобразовательных организаций, Москва: «Просвещение» 2023

  4. "Говорить о голоде считалось чуть ли не контрреволюцией" Документы российских архивов о голоде 1932-1933 гг. в СССР, журнал «Отечественные архивы» №2, 2009 г. Портал «Архивы России» Федеральное архивное агентство https://portal.rusarchives.ru/publication/golod.shtml (дата обращения 29.02.2024)

  5. «Демографическая модернизация России, 1900-2000» под редакцией Вишневского А.Г., М. Новое издательство, 2006 https://www.hse.ru/data/307/183/1235/modernizacija_vishnevski.pdf (дата обращения 15.01.2024)

  6. Значение имен. Мужские и женские имена, [сайт] г. Москва 2015 – 2024 URL: https://namedb.ru/ (дата обращения 02.03.2024)

  7. Народы Узбекистана. Греки. [сайт] Узбекистан URL: https://shosh.uz/narodyi-uzbekistana-greki/ (дата обращения 02.03.2024).

  8. Практическая демография (Под редакцией Рыбаковского Л.Л.) http://rybakovsky.ru/uchebnik3.html (дата обращения 18.10.2023)

  9. Сударушка: национальные костюмы Россия, [сайт] г. Киров

URL: https://sudaryshka.ru/production53/ (дата обращения 29.02.2024)

Приложение 1.

  1. Изучение изменения количества детей в разных поколениях семьи.

  1. Изучение перемещений членов семьи (миграции)

  1. Выделение представителей разных народов в своей семье (в произвольной форме)

  2. Сохранение традиций народов (произвольное описание)

  3. Профессии представителей разных поколений.

Поколения

Представители

Профессии

Братья, сестры

Брат

 

Сестра

 

Родители

Папа

 

Мама

 

Сестры, братья

   

Бабушки

Дедушки

Бабушка

 

Бабушка

 

Дедушка

 

Дедушка

 

Сестры, братья

   

Прабабушки

Прадедушки

Прабабушка

 

Прабабушка

 

Прабабушка

 

Прабабушка

 

Прадедушка

 

Прадедушка

 

Прадедушка

 

Прадедушка

 

Приложение 2. Генеалогическое дерево.

П риложение 3. Карты миграций

Приложение 4. Национальный состав семьи

Приложение 5. Профессии семьи.

Просмотров работы: 5