Трое отважных. Вклад незавершенных арктических экспедиций начала ХХ в. в развитие российской науки

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трое отважных. Вклад незавершенных арктических экспедиций начала ХХ в. в развитие российской науки

Рязяпов Е.Р. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Строгонова Н.А. 1
1ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Арктика (от греческого αρκτικός — «северный») – северная полярная область земного шара, занимающая примерно шестую часть поверхности земли. На сегодняшний день территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан, окружающие его моря, острова, архипелаги, а также прибрежные территории таких стран, как Россия, США, Канада, Дания, Норвегия и Исландия.

История освоения Арктики началась ещё в глубокой древности. Пионерами плавания по Северному Ледовитому океану считаются русские поморы, которые ходили к Шпицбергену и Новой Земле на небольших парусных судах, оставляя потомкам свои открытия в виде примитивных карт и описаний побережья. Однако государственный масштаб и соответствующее значение исследование арктического региона приобрело лишь в Петровскую эпоху, когда возникла острая необходимость в обеспечении безопасности плавания быстро строящегося военно-морского флота, что требовало организации исследований морей и океанов, омывающих нашу страну. Ценой огромных усилий, а зачастую и жизни, русских исследователей морей в ледяном полярном безмолвии открывались новые острова, проявлялись контуры береговой черты северной части материка Евразии, которые переносились на географические и навигационные карты.

Неоспорим и бесценен вклад в историю арктических исследований и развитие российской науки таких ученых и мореплавателей как М. Ломоносов, Д. Менделеев, В. Беринг, В. Чичагов, Х. Лаптев, С. Челюскин, Ф. Врангель, А. Колчак, С. Макаров.

Несмотря на то, тема Арктики на сегодняшний день достаточно изучена, не все заслуги российских мореплавателей, трудившихся на благо Отечества, занимают достойное место на страницах истории. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы привлечь внимание подрастающего поколения к трагически погибшим полярным экспедициям 1912-1914 гг., мужеству и отваге покорителей северных территорий, а также подчеркнуть их значение для российской науки и государства в целом.

Объектом нашего исследования являются арктические экспедиции 1912-1914 гг. под руководством В.А. Русанова, Г.Я. Седова и Г.Л. Брусилова.

Предмет исследования: вклад частных арктических экспедиций начала XX века в развитие российской науки, их значение для государства.

Цель исследования: актуализировать знания в области истории освоения Арктического региона и деятельности российских мореплавателей с целью его изучения.

Задачи исследования:

  1. Собрать и проанализировать материалы об арктических экспедициях 1912-1914 гг.;

  2. определить вклад в развитие российской науки и значение для государства экспедиций В.А. Русанова, Г.Я Седова и Г.Л. Брусилова;

  3. сохранить память о подвиге русских мореплавателей.                         

 Материалы исследования: нами были изучены материалы Русского географического общества, электронного издания «Вокруг света», а также статьи А.А. Бурыкина «Загадки экспедиции Г.Л. Брусилова на шхуне «Святая Анна»: новые решения проблемы?» и А.Н. Зобнина «Во льдах 40-го меридиана (расследование причин гибели арктической экспедиции Г. Л. Брусилова)», «К вопросу о Северном морском пути в истории полярной
экспедиции В. Русанова».

Методы исследования: изучение научно-популярной литературы и электронных источников с целью сбора информации по теме исследования, систематизация информации, обобщение и анализ для установления общего и различного в исследуемой системе.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках истории и географии, внеклассных занятиях по формированию военно-патриотических ценностей воспитанников ДОО МО РФ, а также в профориентационной работе.

  1. Из истории покорения Арктики

Первые попытки походов на север были предприняты русскими первооткрывателями ещё в XI веке. Согласно Никоновской летописи, новгородский посадник по имени Улеб совершал морской поход от Северной Двины к так называемым «Железным вратам» (Карские ворота, либо пролив Югорский Шар).

Позднее, в XII-XIII веках, поморы освоили территорию острова Вайгач и Новой земли. В 1499 году был основан первый русский заполярный город – Пустозерск (ныне не существует, предположительно находился недалеко от современного Нарьян-Мара). Помимо строительства городов создавались и монастыри. Так, в 1533 году был основан заполярный Трифонов Печенгский монастырь, а чуть ранее, в 1429 году заложен знаменитый Соловецкий монастырь. При этом главным русским городом и портом Севера с 1584 года и вплоть до XX века продолжал оставаться Архангельск.

Следующий виток освоения Севера и Арктики пришелся на XVI-XVII века, когда русские купцы и казаки освоили так называемый Мангазейский морской путь – от Северной Двины до Оби. Пожалуй, одним из самых известных первопроходцев того времени стал казачий атаман Семен Дежнёв. Именно после его похода в 1648 году появилось осмысленное представление о том, как выглядит побережье Арктики. Дежнёву удалось пройти вдоль Чукотки до пролива между Америкой и Азией. А в 1688 году вслед за Дежнёвым купец Иван Толстоухов открыл Таймыр.

XVIII век стал веком больших перемен в нашей стране. По воле монарха-реформатора Петра Великого Россия стала империей. Многое переделывалось на иной лад, затронули перемены и процесс освоения Арктики и Севера. В России появился новый флот, вооруженный мощными кораблями. Это обновление стало важным не только с военной точки зрения, новые корабли значительно расширили возможности плавания по северным морям.

Известный мореплаватель Витус Беринг по приказу императора Петра I совершил поход к проливу между Аляской и Чукоткой и подтвердил данные Дежнёва. Теперь этот пролив носит имя В. Беринга. В период с 1733 по 1743 годы была проведена Великая Северная экспедиция: несколько отрядов под руководством Витуса Беринга, братьев Лаптевых и Семена Челюскина составили первую подробную карту российских арктических берегов, островов и рек. Более того, Челюскин провел и пеший поход вдоль берега Северного Ледовитого океана, составив подробную карту восточных владений Российской империи. Добравшись до пролива, разделяющего Азию и Америку, он выявил самую северную часть российских владений, которая ныне известна как Мыс Челюскина.

Полученные данные позволили к 1746 году издать «Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам, с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». Это была наиболее полная на тот момент карта всех владений Российской империи, и если Европейская часть была хорошо известна уже давно, то Азиатская на ней появилась впервые. Следующая экспедиция была разработана в 1765 году знаменитым российским ученым М.В. Ломоносовым, её возглавил известный адмирал Чичагов, у которого в тот момент молодым офицером служил будущий адмирал Ушаков. Она уже только уточняла более ранние данные и осваивала новые морские пути. А в 1799 году по аналогии с британцами и голландцами была основана Русско-американская торговая компания, чья деятельность способствовала освоению Дальнего Востока.

XIX век принес не только технические новинки, но и первых соперников. Другие державы, имевшие выход к северным морям, также стали стремиться к их освоению. Несмотря на то, что первыми в новом веке в 20-е годы стали наши соотечественники Федор Матюшкин и Фердинанд Врангель, чьим именем сейчас назван остров, появились конкуренты.

Первые конкуренты встревожили русское правительство, и с конца XIX века начинается разработка программ не только научного освоения Севера и Арктики, но и переселения туда большего количества жителей. Уже тогда стало понятно, что без прочного военного и гражданского присутствия эти земли так и будут лишь окраиной на карте. В 1898 году был заложен первый военный порт Александровский (сейчас это база подводных атомоходов Полярный). А в 1898 году был спущен на воду легендарный первый русский ледокол «Ермак», положивший начало самому крупному в мире ледокольному флоту.

XX век стал веком перелома не только для нашей страны в целом, но и в освоении Арктики и Севера в частности. Бурное развитие техники сделало возможными ранее немыслимые предприятия. Начало века ознаменовалось новым витком активной исследовательской работы, уточнялись мельчайшие детали островов и побережья, а также проводилось гидрографическое исследование дна. В этих экспедициях принимали участие известные полярники Э. Толль, Б. Вилькицкий, и будущий Верховный Правитель России А. Колчак. С их помощью был детально освоен морской маршрут Архангельск – Владивосток, ставший большей частью нынешнего Северного морского пути.

  1. Трое отважных

Более ста лет назад, в 1912–1914 гг., состоялись три самые трагичные русские экспедиции в Арктику: Г. Я. Седова на шхуне “Святой Фока” к Северному полюсу, Г.Л Брусилова на шхуне “Святая Анна”, планировавшей пройти Северным морским путем впервые после Норденшёльда, и В. А. Русанова на судне “Геркулес” к Шпицбергену и далее к полюсу.

Экспедиции, снаряжавшиеся практически одновременно, явились следствием необычайно возросшего в начале XX века во всем мире интереса к Арктике и полюсам Земли.

Интерес был вызван знаменитым дрейфом во льдах Северного Ледовитого океана Фритьофа Нансена на судне "Фрам" 1893-1896гг.., и знаменитыми походами к Северному и Южному полюсам Роберта Пири, Руала Амундсена и Роберта Скотта.

Несмотря на то, что в 1910 году начала работы гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач", Россия все еще оставалась в стороне от охватившей весь мир полярной лихорадки.

В связи с этим многие печатные издания высказывали горечь и недоумение по поводу отставания России в полярных исследованиях. В этой атмосфере Седов, Брусилов и Русанов, по своей инициативе, решили снарядить экспедиции для исследования Арктики. Все они не имели государственного финансирования, а готовились на личные средства и пожертвования.

Следует также отметить, что приближался 1913 год - трехсотлетие дома Романовых. Вероятно, экспедиции были приурочены к этой дате, в случае их успеха они могли быть использованы для возвеличивания династии Романовых и России.

К сожалению, все упомянутые выше экспедиции готовились наспех, ощущалась нехватка средств, они не имели радиостанций, в то время уже достаточно широко распространенных на морских судах. Недостаток средств является одной из причин трагических неудач данных экспедиций. У берегов Таймыра погибла экспедиция В. А. Русанова. На пути к Северному полюсу умер Г. Я. Седов. Из экспедиции Г. Л. Брусилова возвратились лишь двое.

На исход предприятий повлияла и необычная ледовая обстановка 1912-1913 годов, оказавшаяся самой тяжелой за несколько десятилетий. Летом 1912 года преобладали северные ветры, согнавшие льды Карского моря на юг и образовавшие большие пространства чистой воды в его северной части.

По этим пространствам судну экспедиции Русанова «Геркулес» удалось проникнуть далеко на восток от севера Новой Земли к берегам Таймыра, а на юге "Святая Анна" Брусилова смогла продвинуться лишь до Ямала.

Когда зимой 1912-1913 годов задули обычно преобладающие здесь южные муссонные ветры, льды Карского моря, скопившиеся на юге предшествовавшим летом, начали стремительный дрейф на север, заполняя прошлогоднее разрежение. Этим и объясняется необычайно быстрый дрейф «Св. Анны» на север, определивший ее трагическую судьбу.

Но об этом станет известно много позже, а летом 1912 года мореплаватели выходили в полярные экспедиции полные радужных надежд.

    1. Экспедиция В.А. Русанова

В 1912 г. В. А. Русанов был назначен начальником экспедиции на Шпицберген по обследованию угленосных районов архипелага. Плавание Северным морским путем было мечтой всей его жизни, и к тому времени им был написан ряд статей, в которых высказывалось предположение о том, что в Арктике существуют свободные ото льда районы, через которые был возможен выход в Карское море.

На небольшом зверобойном судне «Геркулес», приспособленном для плавания во льдах, экспедиция отправилась в путь. Задачи экспедиции – исследование архипелага Шпицберген и побережья Новой Земли. В июле 1912 года парусно-моторное судно «Геркулес», имея на борту четырнадцать участников экспедиции, вышло из Александровска-на-Мурмане (г. Полярный) под командованием опытного полярного капитана А. С. Кучина. По плану «Геркулес» должен был вернуться в октябре этого же года, об этом свидетельствовал большой запас продовольствия и обилие полярного снаряжения на судне. Обследовав всё западное побережье острова, он открыл богатые месторождения угля. К началу августа экспедиция закончила выполнение официальной программы: двадцать восемь заявочных знаков, поставленных им, закрепляли за Россией право на разработку угля на Шпицбергене. Помимо этого, были собраны палеонтологические, зоологические и ботанические коллекции, проведены океанографические исследования. Отправив с попутным норвежским пароходом трех человек с отчетом в Россию, Русанов отправился на Новую Землю. Его последним известием было сообщение от 5 августа 1912 г. для отправки на материк, которое он оставил на становище Маточкин Шар (архипелаг Новая Земля): «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Но что произошло с этой экспедицией до сих пор неизвестно и только в 1934 году на островке вблизи западного побережья полуострова Таймыр (сейчас остров Геркулес), был обнаружен столб, врытый в землю, на котором была вырублена надпись: «ГЕРКУЛЕС. 1913». В том же году на другом островке (ныне остров Попова-Чухчина, по имени участников экспедиции Русанова), расположенном в шхерах Минина, были найдены остатки одежды, патроны, компас, фотоаппарат, охотничий нож и другие вещи, принадлежавшие участникам экспедиции на «Геркулесе». После тщательных поисков неподалеку от этих предметов была найдена мореходная книжка матроса «Геркулеса» А.С. Чухчина и серебряные часы с инициалами В.Г. Попова, тоже матроса «Геркулеса», и справка, выданная на его имя.

    1. Экспедиция Г.Я. Седова

Экспедиция Г. Я. Седова считается первой русской экспедицией к Северному полюсу. В августе 1912 года шхуна «Святой великомученик Фока» вышла из Архангельска, чтобы отвезти участников экспедиции на Землю Франца-Иосифа, а затем вернуться в Архангельск. После выхода из Архангельска Г.Я. Седов переименовал «Святого великомученика Фоку» в «Михаила Суворина». В сентябре на 77° с. ш. экспедиции встретились непроходимые льды, и они не смогли достигнуть Земли Франца-Иосифа. По решению Г.Я. Седова судно остановилось на зимовку на Новой Земле, и он в сопровождении матроса А. Инютина впервые обогнул на санях северную часть острова, а затем прошел до мыса Желания. Первая зимовка на Новой Земле прошла удачно, и участники экспедиции провели самые разнообразные исследования. С наступлением лета 1913 г. капитан «Св. Фоки» Н. П. Захаров, помощник механика и три матроса отправились в Архангельск с донесением от Георгия Яковлевича Седова о ходе экспедиции и просьбой прислать уголь и продовольствие.

В сентябре 1913 г. судно освободилось из ледникового плена, экипаж направился к Земле Франца-Иосифа, но дальнейшие попытки пробиться сквозь льды оказались безрезультатными. Местом для второй зимовки выбрали бухту, которую команда назвала Тихой. Вторая зимовка проходила в крайне неблагоприятных условиях. Зима стала настоящим испытанием: не хватало топлива, продуктов, среди участников экспедиции началась цинга, заболел и сам Г.Я. Седов. В феврале 1914 г. превозмогая болезнь и слабость, Г. Я. Седов вместе с матросами Г. Линником и А. Пустошным на трех собачьих упряжках вышел к полюсу. По ходу движения болезнь у Георгия Яковлевича прогрессировала, и через неделю он не мог идти и приказал привязать себя к нартам, но продолжать поход. На восемнадцатый день похода он скончался среди льдов у острова Рудольфа. Матросы похоронили своего начальника, положив в могилу флаг, который он мечтал водрузить на полюсе. Одна из собак по кличке Фрам осталась на могиле Г. Я. Седова и матросы с большим трудом вернулись на шхуну. В сентябре 1914 г. «Св. Фока» вернулся в Архангельск и вместе с ними были два оставшихся в живых членов экспедиции Г.Л. Брусилова – штурман В.И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад.

Несмотря на то, что достичь Северного полюса не удалось, экспедиция Г.Я. Седова оказалась весьма результативна. Их наблюдения содержали двухгодичную информацию о погоде в Арктике, о дрейфе льдов, климате и течениях. Кроме метеорологических, геологических и гидрологических наблюдений Г. Я. Седовым была проведена опись северо-западного берега Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, о-ва Гукера и близлежащих островов. В 1938 г. на мысе Аук нашли остатки древка с надписью: «Экспедиция лейтенанта Седова», обрывки русского флага и остатки меховой одежды. Скорее всего, это было захоронение Г.Я. Седова.

    1. Экспедиция Г. Л. Брусилова

Летом 1912 г. лейтенант императорского флота Георгий Львович Брусилов снарядил частную экспедицию для плавания Северным морским путем с запада на восток. Для экспедиции Георгий Львович в Великобритании приобрёл трёхмачтовую парусно-паровую шхуну «Бленкатра», она была переименована в честь инвестора экспедиции, Анны Николаевны Брусиловой, которая вложила основную сумму денег, и названо «Святая Анна».

Задача экспедиции – впервые пройти Северным морским путем до Владивостока и изучить полярные воды и прибрежные территории. Однако, в Александровске-на-Мурмане (ныне Полярный) часть экипажа, включая врача, штурмана и нескольких матросов, отказалась от дальнейшего плавания. На роль медика экспедиции по собственной инициативе вызвалась, находившаяся на шхуне в качестве пассажира в Архангельск, Ерминия Александровна Жданко, имевшая квалификацию сестры милосердия.

Единственным штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, экипаж судна состоял из 24-х человек, но кроме Г. Л. Брусилова и В. Альбанова, среди членов экипажа оказалось всего пять профессиональных моряков. В августе 1912 года шхуна отправилась в путь, имея запас продовольствия на 18 месяцев. В начале сентября шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий день проход во льдах оказался закрыт и в конце сентября она уже не могла перемещаться самостоятельно. Судно экспедиции «Святая Анна» попало в ледовый плен в Карском море к западу от полуострова Ямал в октябре того же года и легло в дрейф в северном направлении. К лету 1913 года шхуну вынесло севернее Новой Земли, но попытки пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались неудачными, и экспедиции пришлось готовиться ко второй зимовке. В начале 1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа и, несмотря на удачную охоту во время первого года плавания, на судне стала ощущаться нехватка продуктов и топлива, ожидался голод. В апреле, 11 человек из команды во главе со штурманом В.И. Альбановым покинули судно и попытались достичь земли на санях, но из этой группы в живых остались только В.И. Альбанов и матрос А.Э. Конрад. По счастливой случайности на мысе Флора, участники экспедиции Георгия Седова на судне «Святой Фока» подобрали их на свое судно. Однако, окончательная судьба «Святой Анны» и оставшихся на ней людей, включая Г.Л. Брусилова, неизвестна. При этом, материалы, собранные экипажем, имели важное научное значение и были доставлены на материк. Они позволили определить границы материковой отмели, систематизировать сведения о течениях; было открыто Восточно-Шпицбергенское течение. Было еще раз доказано, что скорость дрейфа ледяных глыб примерно в пятьдесят раз меньше скорости воздушных потоков, спровоцировавших движение ледяной массы. Также было обнаружено, что в северном полушарии направление дрейфа в среднем отклоняется на тридцать градусов правее от направления ветра. В честь Брусилова были названы горы в Антарктиде и ледниковый купол, расположенный на острове Земля Георга.

Георгий Брусилов стал прототипом главного героя романа «Два капитана», написанного Вениамином Кавериным. История капитана Татаринова, возглавившего экспедицию на шхуне «Святая Мария», особенно убедительна благодаря поразительной точности описанных в книге событий, совпадающих с рассказами выживших.

Заключение

Русские полярные экспедиции Г.Я. Седова, В.А. Русанова и Г.Л. Брусилова в начале XX века являлись следствием необычайно возросшего во всем мире интереса к Арктике и полюсам Земли. Несмотря на то, что поставленные цели – первыми достичь Северного полюса, впервые пройти Северным морским путем до Владивостока – не были достигнуты, все же они внесли неоспоримый вклад в развитие российской науки и имели большое значение для государства.

Так, экспедиция Владимира Русанова способствовала развитию научных знаний о полярных регионах, что было важно для обеспечения безопасности навигации в сложных географических условиях, а также показала важность сотрудничества между различными странами для изучения и освоения Арктики, что впоследствии послужило основой для создания международного научного сотрудничества по использованию полярных территорий.

Экспедиция Седова доказала, что арктические моря могут быть преодолены на обычных судах, а также продемонстрировала возможности выживания в экстремальных условиях. Экспедиция также собрала много полезной информации о природе Арктики, которая могла бы быть использована для улучшения навигации и безопасности плавания в этом регионе.

Что касается экспедиция Георгия Львовича Брусилова, она внесла значительный вклад в развитие арктической географии и исследование Севера, поскольку выжившие члены экипажа – Валериан Альбанов и Александр Конрад – сумели оставить важные записи о своем путешествии. Эти записи помогли будущим исследователям Арктики в изучении региона.

Таким образом, благодаря самоотверженному труду исследователей проведены важные океанографические, метеорологические, геологические и гидрологические исследования, позволившие систематизировать сведения о погоде в Арктике, о дрейфе льдов, климате и течениях. Кроме того, членам экспедиций удалось закрепить за Россией право на добычу полезных ископаемых в стратегически важных регионах Арктики, принеся, таким образом, бесценную пользу Отечеству.

Список литературы

  1. Каневский, 3. М. Льды и судьбы / З.М. Каневский. - 2-е изд. - М.: Знание, 1980

  2. Сузюмов, Е. М. Четверо отважных. Покорение Северного полюса / Е.М. Сузюмов. - М.: Просвещение, 1981

  3. Вокруг света – первый познавательный портал: [Электронный ресурс]. URL: https://www.vokrugsveta.ru/

  4. Загадки экспедиции Г.Л. Брусилова на Шхуне «Святая Анна»: новые решения проблемы?: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zagadki-ekspeditsii-g-l-brusilova-na-shhune-svyataya-anna-novye-resheniya-problemy/viewer

  5. О поисках трагически закончившихся трех русских полярных экспедиций Г.Седова, Г.Брусилова, Н. Русанова: [Электронный ресурс]. URL: https://flot.com/blog/piton56/o-poiskakh-tragicheski-zakonchivshikhsya-trekh-russkikh-polyarnykh-eks.php

  6. Русское географическое общество: [Электронный ресурс]. URL: https://rgo.ru/

Просмотров работы: 16