Экология соленого источника в хуторе Бугровский

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология соленого источника в хуторе Бугровский

Серогодский В.Л. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области"
Земцова Т.А. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Салтынская средняя школа Урюпинского муниципального района Волгоградской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В наше время изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник, или ключ, образуется при естественном выходе подземного водоносного слоя на поверхность. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой. Подземные воды в природных условиях не загрязнены. Проходя через почву, вода обогащается углекислотой и минеральными веществами, поэтому нередко обладает целебными свойствами и применяется для лечения целого ряда заболеваний человека. Родники охотно используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов.

В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам.

Недалеко от хутора Бугровского Урюпинского района, где мы живем, есть уникальный соленый источник. Многие жители близлежащих хуторов используют воду этого источника как лечебную. Говорят, она помогает от многих болезней, так как богата различными минеральными веществами.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Провести социологический опрос населения.

  2. Создать экологический паспорт родника.

  3. Нанести на картосхему месторасположение источника.

  4. Предложить возможные варианты обустройства нашего родника.

Методика составления экологического паспорта родника.

План.

  1. Название родника.

  2. Местоположение.

  3. Тип по способу выхода на поверхность.

  4. Характеристика грунта.

  5. Температура воды.

  6. Расход воды в л/сек.

  7. Физические и химические показатели воды.

  8. Растительность.

  9. Животный мир.

  10. Использование.

  11. Источники загрязнения и меры защиты.

1.При обнаружении родника внимательно рассмотреть и описать все характерные черты, указанные в паспорте.

2. Местоположение родника наносится на план или карту, указывая положение источника по отношению к ближайшему населенному пункту, ручью, реке, озеру. Затем выясняются причины расположения данного источника в данном месте, определяется рельеф местности. Высота источника над уровнем воды в реке или ручье определяется при помощи школьного нивелира или эклиметра.

Необходимо установить участие родника в питании водотока, для этого необходимо пройти вдоль ручья в верхнем и нижнем течении.

3. Выход воды из родника может быть: спокойным, бурлящим, бьющим струйками и фонтаном.

4.Характеристика грунта.

Проведение водопроницаемости и водоупорности (проводится в классе).

- от источника берутся образцы пород – песка и глины;

- образцы пород из водоносного и водоупорного горизонтов насыпаются в воронки и обильно смачиваются водой;

- определить в какой воронке быстрее просачивается вода;

- сделать вывод о различной водопроницаемости пластов и значении этого свойства в образовании подземных потоков воды

5.Температуру воды, взятой из источника, определяют погружением термометра на 3-5 мин. в сосуд с водой сразу после наливания воды или при погружении термометра в стекающую струю воды. Не вынимая его из воды, проводят отсчет по шкале. Для питьевой воды государственным стандартом определяется температурный предел 7-12ºС.

6.Определение мощности родника – это возможный расход воды, который можно определить следующим образом: ставится стеклянная банка емкостью 1 литр, и по секундомеру вычисляется время заполнения банки водой. Следует вычислить расход воды за 1 час.

7.Физические и химические показатели воды.

Цветность зависит от присутствия в воде солей железа и гуминовых кислот. Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой.

Характер и интенсивность запаха воды определяют органолептически и по шкале запаха воды

Характер вкуса или привкуса различают по ощущениям, набирая воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 3-5 сек.

В лабораторных условиях или при испытании у источника воду нагревают до 20º С и оценивают по пятибалльной шкале. (Приложение 3)

8. Растительный мир родника.

9. Животный мир родника.

Результаты исследования

Задача 1. Провести социологический опрос населения, задав следующие вопросы:

  1. Знаете ли вы о соленом источнике?

  2. Как вы используете воду из источника?

В результате опроса были получены следующие результаты:

Задача 2. Определить месторасположение родника и нанести его на картосхему.

Местоположение родника наносится на план или карту, указывая положение источника по отношению к ближайшему населенному пункту, ручью, реке, озеру. Наш источник расположен недалеко от хутора Бугровский Урюпинского района Волгоградской области. Его воды впадают в озеро Карбовское находящееся на границе Волгоградской и Воронежской областей. (Приложение 1) Рельеф местности равнинный с небольшим уклоном в сторону озера Карбовское. Воды родника участвуют в питании озера.

Высота источника над уровнем воды в реке или ручье определяется при помощи школьного нивелира или эклиметра. В нашем случае она составляет 1,5м над уровнем озера.

Для установления участия родника мы прошли вдоль ручья в верхнем и нижнем течении и определили, что его воды впадают в озеро Карбовское. (Приложение 2)

Задача 3. Определить вид выхода воды из родника.

Выход воды из родника может быть: спокойным, бурлящим, бьющим струйками и фонтаном. В нашем случае выход воды из родника фонтаном высотой около 2,7 м. В 2007году высота фонтана достигала около 12 м, поэтому пришлось переделать выходные отверстия в трубе.

Задача 4. Сделать характеристику грунта.

Для определения водопроницаемости мы взяли образцы грунта с разной глубины, в классе насыпали их в воронки и смочили обильно водой. Определили в каких из воронок вода просочилась быстро. Получили следующие результаты.

Водопроницаемый слой представлен песком и имеет мощность 2,8м. Глубина родника (по словам лесничего) составляет более 100м. поэтому я могу сделать вывод, что водопроницаемые слои не влияют на мощность источника. Эти воды идут из пород мелового периода, т.е. артезианские. Данные породы представлены ожелезненными песчаниками.

Задача 5.Определить температуру воды в источнике

Температуру воды мы определялис помощью погружения термометра в стекающую струю воды. Не вынимая его из воды, провели отсчет по шкале. Температура воды в источнике составила +4 С.

Задача 6. Определить мощность родника.

Определение мощности родника – это возможный расход воды, который мы определяли следующим образом: поставили стеклянную банку емкостью 1 литр, и по секундомеру вычислили время заполнения банки водой. Затем вычислили расход воды за 1 час и сутки. У нас получились следующие результаты:

а) 1 л набирается за 3 с

б) за 1 час – 1200 л;

в) за сутки - 2877760 л

Задача 7. Определить физические и химические показатели воды.

Цветность зависит от присутствия в воде солей железа и гуминовых кислот. Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Мы взяли воду из источника и дистиллированную воду. Налили каждую из них в стеклянный стакан и поставили на лист белой бумаги. Цвет воды желтый, что указывает на присутствие в ней железа. Об этом можно судить и по наличию в русле ручья песка красно-коричневого цвета.

Марганцовка – один из самых «универсальных» домашних индикаторов. Для того чтобы определить наличие железа светло-розовый раствор перманганата калия смешивают с образцами пробы. В случае положительной реакции цвет среды меняется на желтовато-бурый.

Характер и интенсивность запаха воды определяют органолептически и по шкале запаха воды. В эксперименте принимало участие 5 человек. Запах не ощущается, интенсивность – 0 баллов.

Характер вкуса или привкуса различают по ощущениям, набирая воду в рот малыми порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 3-5 сек.

Интенсивность вкуса отчетливая, вкус и привкус обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья, интенсивность 4 балла. Вкус – соленый.

Кислотность воды. Цвет индикатора синий, pH 10. Среда сильно щелочная.

Масса 1 литра воды из источника составила 1,15 кг

К сожалению, произвести более детальное исследование воды в условиях нашей школьной лаборатории невозможно.

Задача 8. Определить растительный и животный мир родника.

Растительный мир родника мы определяли визуально. Непосредственно в русле родника растительность отсутствует в связи с сильной соленостью воды и грунта. По берегам обнаружены тростник и тальник, деревья произрастают на расстоянии не ближе 28 м, это: сосна (преобладает), ольха (ближе к озеру), клен, тополь, ива.

Животный мир родника отсутствует.

Задача 9. Оценить состояние родника.

Состояние родника удовлетворительное. Местные жители стараются содержать источник в порядке, поэтому бытового мусора не обнаружено. Однако не проводятся специальная расчистка водоема и благоустройство прилегающей местности.

Выводы

1. Соленый источник. Расположен невдалеке от хутора Бугры, Урюпинского района, Волгоградской области на границе с Воронежской областью. Местные жители используют воду как лечебную.

2. Вид родника - лесной.

Местоположение родника показано на картосхеме. Рельеф местности равнинный с небольшим уклоном в сторону озера Карбовское. Высота источника над уровнем воды в озере составляет 1,5 м. Воды родника участвуют в питании озера.

3. Выход воды из родника фонтаном высотой около 2,7 м.

4.Характеристика грунта.

Водопроницаемый слой представлен песком и имеет мощность 2,8м. Глубина родника (по словам лесничего) составляет более 100м. Эти воды идут из пород мелового периода, т.е. артезианские. Данные породы представлены ожелезненными песчаниками.

5.Температура воды +4ºС.

6. Мощность родника (дебит):

а) 1 л набирается за 0,9 с

б) за 1 час – 3240 л;

в) за сутки - 77760 л

7. Показатели воды.

Цвет воды желтый, что указывает на присутствие в ней железа. Об этом можно судить и по наличию в русле ручья песка красно-коричневого цвета.

Запах не ощущается, интенсивность – 0 баллов.

Интенсивность вкуса отчетливая, вкус и привкус обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья, интенсивность 4 балла. Вкус – соленый.

Кислотность воды. Цвет индикатора синий, pH 10. Среда сильно щелочная.

8. Растительный мир родника. Непосредственно в русле родника растительность отсутствует в связи с сильной соленостью воды и грунта. По берегам обнаружены тростник и тальник, деревья произрастают на расстоянии не ближе 28 м, это: сосна (преобладает), ольха (ближе к озеру), клен, тополь, ива.

9. Животный мир родника отсутствует.

10. Состояние родника удовлетворительное. Местные жители стараются содержать источник в порядке, поэтому бытового мусора не обнаружено. Однако не проводятся специальная расчистка водоема и благоустройство прилегающей местности.

Заключение

Ещё на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые при всей их наивности, всё-таки поняли одну бесспорную истину: как без огня нет культуры, так и без воды нет, и не может быть жизни.

Следующие шаги нашей работы:

  • воплощение в жизнь разработки проекта по благоустройству родника: установить указатель направления к роднику, поставить скамейки, декорировать место выхода родника на поверхность (приложение 4);

  • согласовать план мероприятий с администрацией нашего поселка и районной администрацией;

  • По возможности провести более полный химический анализ воды.

Мы хотим, чтобы люди приезжая к нашему источнику могли не только использовать целебную воду, но и отдохнуть, полюбоваться этим «чудом природы», не характерным для нашей местности.

Литература

1. Баренбойм Г.М., Е.В. Венецианов Е.В. Мониторинг водных объектов. Москва. 1995 г.

2. Методические рекомендации по изучению малых и средних рек. Москва 1990г.

3. «Родники Подмосковья». Опыт проведения полевых лагерей. Москва 2006г.

4. Энциклопедический словарь юного географа - краеведа. Москва «Педагогика» 1981г.

5. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся. Журнал «Биология в школе». – М., - 2007. - №1

(Приложение 1)

Картосхема

 

,

(Приложение 2)

С
оленый источник

Русло источника

Место впадения в озеро

Озеро Карбовское

Дорога к источнику

Растительный мир около источника

(Приложение 4)

Возможные варианты обустройства родника

(Приложение 3)

Шкала запаха воды

Интенсивность запаха

Характер появления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет запаха

Запах не ощущается

0

Очень слабая

Не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Запах замечается потребителем, если обратить на него внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Примечание: в случае затруднений в определении запаха можно прибегнуть к экспертной оценке 3-5 человек. Мнение большинства является экспертной оценкой.

Шкала привкусов питьевой воды

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности привкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании

1

Слабая

Вкус и привкус замечается потребителем, если обратить на него внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращает на себя внимание и заставляет воздерживаться от питья

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Примечание: при определении вкуса и привкуса воды также следует прибегать к экспертной оценке 3-5 человек и выявлять мнение большинства.

Просмотров работы: 40