Книга. Путь от рукописи до издательства

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книга. Путь от рукописи до издательства

Мальцева А.И. 1
1МОБУ "Муринская СОШ №3"
Барабанова А.Н. 1
1МОБУ "Муринская СОШ №3"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать своё свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и

развлечения, я разыскиваю книгу и говорю

внутренне: этого одного довольно

на целую жизнь.

Ф.М. Достоевский

Введение

На протяжении сотен лет книга является главным хранителем информации. Несмотря на постоянные разговоры о полной замене бумажных книг электронными, этого не происходит и не произойдёт.

Из толкового словаря С.И.Ожегова следует, что книга - произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом. Более подробное определение даёт Википедия: книга -один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющее, как правило, твёрдый переплёт.

Ещё в третьем классе на уроках литературного чтения меня заинтересовала история создания книг. Изучив древнейшие виды книг (глиняные, папирусные, берестяные, пергаментные, восковые, бумажные и пр.) и их эволюцию до современной электронной книги, в нашем классе был проведён творческий проект под названием «Создание рукописной книги». С огромным энтузиазмом я работала над этим проектом (Приложение 1). Кроме того два года подряд я успешно участвовала в областном конкурсе сказок «Спичка-невеличка, огонь-великан!» и дважды стала победителем (Приложение 2). В новом учебном году я задумалась над издательством собственной печатной книги и её аудиоверсии. В ходе проекта я готовлю устный опрос и письменное анкетирование детей младшего школьного возраста. Ориентируясь на их интересы и увлечения, я планирую написать книгу, выполнить эскизы для иллюстраций, разработать обложку и отправить на печать через современную онлайн-платформу для независимых авторов, где я самостоятельно проведу вёрстку и закажу небольшой тираж.

Объект исследования: процесс создания печатной книги от рукописи до издательства.

Цель: популяризация печатных книг среди сверстников, привлечение к писательскому творчеству и чтению в целом, пополнение книжного фонда школьной и городской библиотеки.

Задачи проекта:

1.Изучить историю книги от древнейшей до современной; выявить специфику работы издательств и типографий; изучить все этапы создания печатной книги.

2.Написать собственную книгу для детей младшего школьного возраста.

3.Научиться работать в современной системе онлайн-издательства для независимых авторов, отправив книгу на печать, не выходя из дома.

4.Подготовить дополнительные материалы, которые привлекут внимание детей к книге (мини-игрушки главных героев, раскраски).

5.Представить собственную книгу и её аудиоверсию своим одноклассникам. Провести опрос мнений по итогам презентации.

6.Отправить книгу на всероссийский литературно-художественный конкурс для юных писателей «Время писать книги – 2024».

7. Подарить книгу в школьную и городскую библиотеки.

Гипотеза: Изучив историю появления книг и их эволюцию, проникнув в тайны издательского дела, создать свою книгу в её современном виде.

Пути решения задач:

1.Провести опрос сверстников с целью изучения их интересов; систематизировать полученные данные и использовать их для написания рукописи, чтобы сделать сюжет книги привлекательным потенциальным читателям.

2.Научиться собирать информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта.

4.Научиться строить сюжет книги, динамично разворачивая события в тексте, соединяя их причинно-временной связью.

3.Усовершенствовать навыки работы на компьютере: печать текста рукописи на клавиатуре, оформление оглавления и глав, создание единого стиля всего текста, подгонка текста под шаблоны издательской онлайн-платформы. Записать аудиоверсию книги для детей с ослабленным зрением. Создание собственных карандашных эскизов иллюстраций для передачи художнику с целью их перевода в электронный формат. Создание миниатюрных вязаных мягких игрушек главных героев книги и раскрасок по сюжету книги.

Актуальность: Всё больше времени дети проводят за электронными гаджетами. Они отодвигают книги, величайшие источники знаний и хранители информации, на задний план. Представив свою книгу на суд юных читателей, хочу привлечь своих сверстников к чтению, издательскому делу и творчеству.

Методы исследования:

-поисковый

-исследовательский

-анкетирование, устный опрос

-практический, творческий

Продукт проекта: печатная книга

Практически значимость проекта: пополнение книжного фонда школьной и городской библиотек, аудиоверсия книги может быть доступна детям с ослабленным зрением.

Этапы проекта

Этапы работы

Проведение работы

Сроки

Подготовительный

-проведение опроса среди сверстников с целью собрать и систематизировать список увлечений и интересов детей младшего школьного возраста, на основе которых будет выстроен будущий сюжет книги.

-определение цели и задач проектной работы, пути их решения; определение актуальности, выбор методов;

-составление плана проектной работы;

-обсуждение проектной работы с руководителем, художником-иллюстратором, редактором, изучение платформы самиздат, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации работы, определение содержания деятельности всех участников;

-подбор научно-методической и художественной литературы, иллюстративного, демонстрационного и дидактического материала по теме проектной работы.

октябрь

Погружение в проект

-сбор и изучение информации в различных источниках (исторические справочники и словари, интернет, общение с учителем истории, посещение музея книги)

-систематизация полученных данных и сведение их в единую логическую цепочку

-работа над книгой: проработка сюжетной линий, главных героев, набор текста на компьютере, эскизы иллюстраций.

Ноябрь-декабрь

Этап создания

работы

-написание теоретической части проекта;

-практическая часть проекта;

-отправка рукописи на конкурс для юных писателей «Время писать книги – 2024».

Январь

Оформительский этап

-работа с редактором и иллюстратором, вёрстка, наполнение книги иллюстрациями, подготовка к печати и заказ тиража через платформу для независимых авторов «Ridero»

- запись аудиоверсии книги

-создание мягких игрушек и раскрасок по сюжету книги

Январь-

Февраль

Презентационный этап

-защита проекта в школе

-выступление перед учениками начальной школы, анкетирование по итогам презентации книги

-вручение книги в школьную и городскую библиотеки

-участие во II межрегиональной учебно-исследовательской конференции школьников «СТУПЕНИ УСПЕХА»

Конец

февраля

Прогнозируемый результат: Найти и изучить историю эволюции книги, издательского дела, написать и издать свою книгу для младшей школьной аудитории и тем самым внести свой вклад в сохранение печатной традиции книги, как отдельного вида искусства и исторического наследия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическая часть

1.1 Первые книги в истории человечества

Изобретение письменности – величайшее достижение человечества. Однако путь к ней был долгим и сложным. Как же хранили информацию и передавали её из поколения в поколение?

В древние времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Истории известны так называемые цивилизации без письменности, где необходимые сведения просто заучивались наизусть жрецами, законоведами и учителями. Существует история о римском рабовладельце, который велел своим рабам выучить наизусть его излюбленные произведения, а потом с гордостью демонстрировал гостям «живую библиотеку».

Греческий историк Геродот (V век до н.э.) рассказывал, как скифский гонец принёс предметное «письмо» персидскому царю Дарию. Он выложил перед ним послание, состоящее из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Толковать его можно было по-разному, но означало оно следующее: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернётесь назад и падёте под ударами наших стрел».

Собственно письмо, письмо начертательное, началось с пиктографии. Пиктография - вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений. Такие послания выглядели как набор картинок. Следует отметить, что пиктография не являлась фонетической системой записи, то есть такое письмо передавало образы восприятия. Пиктограммы всегда передавали конкретную информацию, а тот, кто их читал, содержание формулировал словесно. В то же время толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличались. Это приводило к тому, что сообщения обрастали всё новыми подробностями. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской и др. (Приложение 3)

С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, и тогда возникает идеография – письмо понятиями. Этот способ письма отражает речь более точно.

Первыми материалами для письма стали материалы, которые можно назвать предшественниками бумаги: дерево, кость, камень, глина, воск, металл, папирус, пергамент, кожа, шёлк, черепашьи панцири.

Ниже я предлагаю рассмотреть таблицу с подробными примерами идеографического письма.

N

Период

развития

Характеристика древних рукописных книг

Примечания

1

ХV в до н.э

Манускрипты на пальмовых листьях

(Приложение 4)

Юго-Восточная Азия

2

VII в до н.э.

Клинопись.

Книги на глиняных плитках (Приложение 5) размером 32×32 см, толщиной 2,5 см. На мягкой влажной глине выдавливали слова и значки, а после обжигали до прочности камня. Древнейший переплёт глиняных книг - деревянный ящик с ярлыком (включал название произведения, имя автора, владельца, богов-покровителей)

Восковые таблички

Дощечки квадратной формы из твёрдого материала (самшит, бук, кость) с выдолбленным углублением, куда заливался воск. На дощечке писали, нанося на воск знак острым металлической стилусом. В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно.

(Приложение 6)

Месопотамия (долина между реками Тигр и Ефрат) , Ассирия, Рим.

Древнейшая библиотека Ашшурбанипала

(более 30000 табличек)

Греция, Египет, Древний Китай, Индия

4

V в до н.э.- ХII н.э.

Папирусные свитки

Стебли папируса очищались от коры, мякоть резалась на тонкие длиной 40 см, которые раскладывали внахлёст на ровной поверхности, помещали под пресс и поливали мутной водой из Нила. После высыхания листы покрывались пшеничной клейковиной, проколачивались деревянной колотушкой, полировались слоновой костью, склеивали в свитки. Писали камышовой тростинкой, срезанной вкось.

(Приложение 7)

Пергаментные свитки

для письма использовались обработанные овечьи, телячьи, свиные и козьи шкуры, которые вымывались от волоса, вымачивались в известковом растворе до 10 дней, удалялась подкожная клетчатка, растягивались на рамах, шлифовались и выглаживались пемзой, втирали меловой порошок, а для отбеливания - молоко или муку.

(Приложение 8)

Пергаменный кодекс - скреплённые деревянные таблички. Кодекс представляет собой тетради объемом в 4-36 страниц, форматы его разнообразны. Наиболее употребительным был квадратный формат. (Приложение 9)

Древний Египет

В начале III века до нашей эры была основана Александрийская библиотека, самая большая библиотека в древнем мире. 

Самый большой свиток, имеет около 45 м длины и состоит из 79 отдельных листов

Античный город Пергам, столица Пергамского царства (Малая Азия)

Все вышеперечисленные способы сохранения и передачи информации были достаточно трудоёмкими, дорогостоящими и зачастую недолговечными, так как были сделаны из природных материалов, а значит, подвергались естественной коррозии. Только с появлением пергамента появилась возможность оформлять книги в том виде, в котором мы знаем их сегодня. Пергамент разрезали на куски, а потом сшивали в тетради. Таким образом появилась новая форма - рукописная книга. Именно тогда появилось уже привычное для нас разделение на страницы, характерное для современной книги.

Изобретение «классической» бумаги в Китае датируется 105 годом нашей эры.Цай Лунь провёл сотни опытов и пришёл к выводу, что нечто напоминающее современную для нас бумагу можно сделать из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей, волокна шелковицы, древесной золы. Всё это он смешал с водой и выложил получившуюся массу на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он разгладил эту массу с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.После изобретения Цай Луня процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Для повышения прочности стали добавлять крахмал, клей, естественные красители.

Родиной самой первой печатной книги в мире считается Китай. В мае 868 года Ван Чи (в некоторых источниках – Ван Цзе) отпечатал индийское сочинение, переведенное с санскрита на китайский язык буддийским монахом Кумарадживой. «Алмазная сутра» - так называлось сочинение в оригинале, в китайском же варианте название книги звучало как «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии». Древняя книга имела форму свитка и состояла из семи листов, на шести из которых был отпечатан текст, на седьмом было нанесено изображение Будды (Приложение 10). Листы были изготовлены из толстой и прочной бумаги, чтобы книга как можно дольше сохраняла свой вид. Процесс создания книги был очень длительным, да и сама работа оказалась крайне трудоемкой, поскольку штампы-иероглифы мастер изготавливал из глины, а затем обжигал в печи. Штампы подчас не удавались с первого раза, и их приходилось переделывать заново. Но, несмотря на все сложности, Ван Чи сумел завершить начатое дело.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где постепенно вытеснила пергамент. На Руси пергаментные книги изготовлялись наряду с бумажными до XV века включительно. Первый уцелевший русский документ, написанный на бумаге, датируется 1341 годом (грамота Семёна Гордого) (Приложение 11).

Изобретение, которое положило начало всему книгопечатному ремеслу, относится к 1445 году, когда немец Иоганн Гутенберг из Майнца представил миру первый печатный станок, а заодно и целый ряд технических инноваций: типографскую краску особого состава, словолитный аппарат, разборный шрифт, сплав, с помощью которого изготавливались печатные литеры (Приложение 12).

В 40-х годах первый опыт печатания книг был продолжен в Страсбурге. А конец 50-х был отмечен весьма значительным событием в книгопечатном деле – выходом в свет Библии. Издание являло собой великолепный образчик первопечатной продукции и ничем не уступало лучшим рукописным книгам.

Новое для того времени искусство книгопечатания нашло свое распространение в городах Германии, а затем и прочих европейских странах, в 1460-1470 годах благодаря ученикам и подмастерьям типографий Гутенберга, которые в последствии организовали собственные предприятия. Уже к концу XV века печатные книги стали издаваться во многих странах Европы. В общей сложности в последние десятилетия 15 века успешно функционировало свыше тысячи типографий в 246 городах Европы. Часть из них не выдерживали растущей конкуренции и, обладая незначительными производственными ресурсами, вскоре закрывались, выпустив одну-две книги. Но были и крупные типографии с несколькими десятками станков, где трудились свыше сотни рабочих. Именно таким мощным предприятием являлась типография Кобергера в городе Нюрнберг. В польском городе Кракове в 1491 году была выпущена первая печатная книга на кириллице.

Антикварные книги, вышедшие до 31 декабря 1500 года, принято называть инкунабулами. Само слово «инкунабула» происходит из латыни и обозначает колыбель, начало, исток.

Вначале такие книги были во многом схожи по своим свойствам с рукописными изданиями. Связано это с тем, что шрифты изготавливали по лучшим образцам рукописей. Кроме того, многие изготовители шрифтов – резчики – являлись в то же время переписчиками книг, специалистами-каллиграфами. При этом декоративные элементы – иллюстрации к книгам, вензеля к заглавным буквам, инициалы, орнаменты, украшающие начало и концовку текста – наносили вручную на уже отпечатанной книге. С течением времени рукописные иллюстрации и инициалы заменили на литье и гравюры, которые делали на дереве, а позже – на меди.

В первых печатных книгах отсутствовали титульные листы. Информация о книге - ее название, автор, год выпуска, где была напечатана – размещалась после текста, в самом конце книги. Однако ещё до конца XV века эти сведения стали печатать на первой странице.

В виду того, что это был период главенствования церкви, более трети всех издаваемых книг были посвящены религиозной тематике. Однако не меньшее значение придавали и книгам учебным, в коих испытывали потребность и ученые, и студенты, и горожане. В этом ряду одним из первых изданий выступила книга «Донат», получившая название в честь известного римского писателя, риторика и грамматиста Элия Доната, составившем в IV веке учебник по латинской грамматике. «Донат» считается первым учебником латыни, по которому имел возможность обучаться средневековый человек, стремящийся к грамоте.

Если «Донат» относится к начальному обучению, то в дальнейшем появляются ученые труды именитых древних авторов: «Естественная история» Плиния, «География» Страбона, «География» Птолемея, «Геометрия» Евклида, а также карты мира, согласно известным на тот период времени данным. Учебник Евклида издавался несколько раз за год, поскольку пользовался огромной популярностью не одно столетие.

Также издавались и труды средневековых авторов, среди которых особенного внимания заслуживает книга вычислений положений небесных тел, составленная астрономом Мюллером, широко известным как Дж. Региомонтан. Его книги служили настоящим путеводителем для покорителей морских широт того времени, в числе которых был и небезызвестный Кристофор Колумб.

Тираж первопечатных книг был невелик и составлял примерно 300 экземпляров. Но случались и исключения, одним из которых можно назвать «Книгу хроник» историка и врача из Германии Хартмана Шеделя. Издание представляло собой превосходно иллюстрированные исторические очерки. Издание включало не менее сотни гравюр – портретов императоров и царей, панорамы городов и прочее.

Немало внимания в XV столетии уделялось и произведениям древнегреческих и римских писателей. Типографиями издавались поэмы Гомера («Илиада», «Одиссея»), Плутарха («Сравнительны жизнеописания»), Вергилия, Горация, Овидия. Среди современников были изданы стихи известнейшего деятеля итальянского Проторенессанса Франческо Петрарки и парижского поэта Франсуа Вийона (другое имя - де Монкорбье), «Декамерон» - знаменитый сборник новелл Джованни Боккаччо, «Божественная комедия» Данте Алигьери.

1 марта 1564 года в свет вышла первая датированная русская книга, которая называлась «Апостол» («Деяния святых Апостолов») - шедевр типографского искусства (Приложение 13). Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси. Первым же книгопечатником принято считать русского изобретателя Ивана Фёдорова.

Среди книгопечатников хочется выделить еще одного изобретателя. Его имя Раймондо де Сангро. Именно этот человек изобрел цветное книгопечатание в середине 18 века.

Вот такой долгий путь прошла книга для того, чтобы обрести знакомый

и привычный нам с вами образ.

1.2 Издательское дело

Изда́тельское де́ло — предоставление информации общественности; деятельность, отрасль экономики, специализирующаяся на подготовке, создании, издании (выпуске тиражом) и массовом распространении информации в печатной, музыкальной, электронной и других формах продукции для продажи или бесплатной раздачи. Издательское дело включает в себя такие аспекты, как редактирование текстов, дизайн, вёрстка, печать, распространение и маркетинг изданий. Оно тесно связано с полиграфией и авторским правом (Википедия).

Традиционно этот термин относится к процессу создания и распространения печатной продукции, такой как книги, газеты, журналы, брошюры, альбомы, ноты, географические карты и другие. С появлением цифровых информационных систем сфера деятельности отрасли расширилась. Современное издательское дело включает производство материалов в цифровых форматах, а также материалов, созданных или адаптированных для электронного распространения: электронные и аудиокниги и газеты, академические журналы, веб-сайты, блоги, DVD, видеоигры, а также дистрибуцию через Интернет, контент социальных сетей, каталогов и других рекламных материалов.

Издательское дело превратилось из малой, древней и ограниченной законом или религией формы до современной масштабной индустрии, распространяющей абсолютно все виды информации.

Классическая издательская деятельность включает: поиск рукописей и авторов, приобретение авторских прав, подготовку рукописи к печати (редактура, корректура, оформление), разработку концепции издания, макета и дизайна, печать (и его эквиваленты в электронной форме), а также маркетинг и распространение. На практике издательская деятельность может заключаться только в посредничестве между автором и типографией.

1.3 Издательское дело на Руси

Издательское дело в России имеет достаточно глубокие корни. Происхождение первых типографий и издательств на Руси окутано глубокой тайной. Известно, что задолго до появления собственных производительных сил, книги на Русь доставлялись из близлежащих славянских государств. Именно этими книгами, как считает ряд исследователей, пользовались, обучаясь грамоте при князе Владимире Красное Солнышко. Благодаря стараниям другого русского князя, Ярослава Мудрого, при храме Софии в Киеве появилась библиотека с книгами, изданными за рубежом.

Издать книгу в то время было весьма сложно. Первым, кто нарушил эту традицию был Иван Федоров. Именно ему приписывают факт опубликования книги под названием «Апостол». Дата этого события 1 марта 1564 г. Безусловно, книги выпускались и до этого, но чаще всего в таких фолиантах было невозможно отыскать хоть какие-нибудь выходные сведения издательства. Выход и подготовка книги не могли остаться без внимания высших лиц государства, более того, выход в свет «Апостола» осуществлялся по указанию вседержавного царя, а также митрополита Руси Макария. Книга предназначалась в основном для религиозных целей. Через год, почти сразу же после того как первому русскому издателю удалось напечатать книгу, он вместе с Петром Мстиславцем предпринимает попытки издания новой богослужебной книги получившей название «Часовник». Попытка эта оказалась удачной, более того ознаменовала собой создание и организацию работы первой государственной типографии на Руси. Кроме работы И. Федорова можно отметить значительно ранее происходившую деятельность церковного издательства под руководством протопопа Сильвестра. Этот человек собрал специалистов (переплетчиков, переписчиков), требуемых для того, чтобы выпустить книгу и, как считают некоторые авторы, уже тогда на Руси знали, что такое тираж.

Дело Ивана Федорова было продолжено. Авторитетные источники, в частности А. Акопов в «Курсе издательского дела», указывают, что Федоровская типография за время своей работы в 16 веке выпустила девятнадцать книг. Позже центр книгопечатания сместился и перешел в другое место. Это место назвалось Московский печатный двор. Оно представляло собой вполне современное издательство, оборудованное по последнему слову техники, которому предстояло проработать достаточно длительный срок. В годы своего рассвета печатный двор значительно расширился: там трудились редакторы, корректоры, прототипы литературных агентов и прочие сотрудники. Несмотря на то, что печать осуществлялась на современном оборудовании, прирост ассортимента и общего объема книг происходил крайне медленно. Так, к семнадцатому веку на печатном дворе было издано семьсот пятьдесят книг в среднем приблизительно по одной тысяче экземпляров. При этом 4/5 всех издаваемых книг были преимущественно богослужебного содержания. Издавалась также учебная литература. Так, неоднократно из издательства выходил «Азбука», «Букварь», «Грамматика». Особой любовью народа пользовались повести, также опубликованные на печатном дворе: «О Еруслане Лазаревиче», «О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче».

Сегодня благодаря усилиям таких энтузиастов как Иван Федоров, Сильвестр, Петр Мстиславц российский книжный и издательский рынок входит в пятерку ведущих мировых рынков.

1.4 Развитие издательского дела

Изначально издательское дело было связано с печатанием и распространением книг, журналов, брошюр, газет, буклетов, художественных альбомов, нотных изданий, визиток и открыток.

С изобретением бумагоделательной машины в конце XVIII века и появлением в XIX веке полиграфических машин начинается быстрый прогресс издательского дела. Из него как самостоятельная отрасль выделяется книжная торговля. С течением времени издательское дело начало отделяться от полиграфических процессов, всё более концентрируясь на подготовке оригинал-макета, передаваемым затем в типографию.

С появлением цифровых информационных систем и Интернета масштабы издательской деятельности расширились. Появились цифровые издательства, которые включают электронные ресурсы, такие как электронные версии книг и периодических изданий, а также веб-сайты, блоги, справочные системы на электронных носителях, аудио-, видеодиски, кассеты, компьютерные игры.

Обычно издательства специализируются на том или ином виде литературы. Быть универсальным издательством может позволить себе только большая компания. Штат издательства включает в себя, как минимум, редакторов и менеджеров по продажам. Редакторы отбирают те рукописи, которые в итоге будут изданы, работают с авторами, подбирают удачные обложки для книг. Издательствам также требуются переводчики, дизайнеры, корректоры.

Книгоиздательство — это высоко рискованный бизнес, так как изданная книга может оказаться невостребованной, а популярный автор может не написать новую книгу в оговоренные сроки, может быть перекуплен конкурирующим издательством.

С распространением интернета и различных мобильных устройств, которые позволяют читать книги в электронном виде, для издателей печатной книжной продукции наступило трудное время. Однако растёт рынок электронных книг. Происходит интеграция книгоиздательского бизнеса в систему массмедиа.

Таким образом, начало издательского дела можно отнести к 16 веку. То, что было при Иване Грозном несравнимо с тем, что мы имеем сейчас. Содержимое печатных изданий, а также количество издательств изменялось в зависимости от того, какой политический строй был в стране в данный период. Сам процесс книгопечатания изменялся со временем, благодаря техническому прогрессу. Сегодня мы имеем огромное количество издательств, которые выпускают огромные тиражи книг, множество газет, и при этом цензура сведена к минимуму, хотя, возможно, это всего лишь иллюзия.

1.5. Этапы создания книги.

Процесс создания книги является всегда творческим, но при этом довольно трудоёмким.

1. Автор пишет рукопись (изначально черновик), руководствуясь собственным замыслом или посетившей музой. Идея – это сигнал к действию. Она имеет множество обликов – и интересного героя, и волшебного мира, и неожиданных событий, и случайного диалога между героями, и забавного существа, и магического умения, и технической новинки, и многое другое. Идея – это озарение, оглянувшись на которое вы решаете – да, хочу написать книгу!

Немаловажным для начинающего писателя будет провести подготовительную работу - изучить книжные полки в магазинах и хиты продаж в онлайн-магазинах, чтобы определиться с возрастной аудиторией и концепцией будущей книги. Далее составляется план работы: продумываются главные герои, их внешность, характер, прорабатывается основной сюжет и оригинальный финал.

Важный пункт в работе - выделить время каждый день, чтобы работа над книгой была продуктивной.

Немаловажным фактом является наличие единомышленников, которым автор сможет прочитывать уже написанный материал и получать обратную связь. Когда рукопись готова, её нужно перевести в текстовый электронный документ в формате txt или pdf.

2. После того, как рукопись готова и напечатана полностью, стоит приступить к вычитке и редактуре. Использовать для этого можно как своих близких, так и профессиональных читателей, которые называются бета-ридерами. Можно отдать рукопись на вычитку литературному редактору: он не только вычитает текст на предмет ошибок, но и подскажет, что можно концептуально изменить. Например, найдет сюжетные ляпы или пробелы, покажет, где линии героев направляются в другое русло, как можно в случае необходимости

3. Дальше рукопись попадает в руки корректора, который исправляет ошибки в тексте. Также над рукописью работают верстальщик и художник. Верстальщик создаёт макет страниц будущей книги на компьютере. Художник придумывает иллюстрации (рисунки) к тексту, оформляет обложку книги.

Иллюстрация способствует представлению читателем литературного текста, формируется тема, идея, персонажи. Книжная иллюстрация оказывает помощь в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведении. Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики).

Особое внимание нужно уделить структуре будущей книги. Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными. Объединить отдельные элементы и компоненты книги в единое целое призвана её конструкция (лат. constructio - составление, построение) – это строение, устройство, взаимное расположение её частей, элементов, определяющее назначение, особенности книги как вида издания.

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, - передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, - верхним и нижним обрезами блока книги.

Обложка книги – это сложное художественное целое, которое образуют специально подобранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие с содержанием, и хорошо подобранные иллюстрации.

Именно она является лицом любой книги. Важно сразу сделать обложку максимально качественно, так как второй возможности произвести впечатление не будет. Она должна быть внешне привлекательной, яркой и запоминающейся. Современные обложки бывают разные: содержат только название и фамилию автора, скомпонованы из нескольких фотографий, нарисованы цветными карандашами, акварелью, имеют гравировку или тиснение. Вариантов оформления огромное количество.

4. Верстка макета. Когда текст и иллюстрации подготовлены, приходит время делать верстку. Она представляет собой процесс компоновки/сборки текста, изображений и прочих графических объектов в таком виде, в каком они будут находиться в готовой напечатанной книге. Верстка осуществляется профессионалами в специальной программе. Оформляются заголовки, колонтитулы, вставляются иллюстрации, графики, делаются сноски (если нужно) и собирается содержание.

5. Корректура макета. К этому процессу часто привлекается сразу несколько специалистов. На финишном этапе вычитка книги осуществляется еще раз. Также выявляются ошибки в верстке: неправильные переносы слов, кавычки, различные пунктуационные неточности и пр. Все это исправляется корректором.

6. Контроль выпускающего редактора. Специалист перед отправкой готового произведения в печать еще раз изучает макет, его комплектацию, наличие кодов, приложений, грамотное оформление обложки. Обязательно заполняется документация.

7. Печать книги в типографии. Этот этап также обладает определенными особенностями.  Печатник в типографии печатает текст книги на больших листах. Эти листы разрезает резчик, а переплётчики переплетают листы вместе с обложкой. Готовый тираж возвращается в издательство, оттуда попадает на оптовые базы, а затем – на прилавки магазинов.

Таким образом, процесс создания книги довольно трудоёмкий и длительный по времени. Он требует слаженной работы целой группы людей, объединённых в единый творческий коллектив.

2. Практическая часть

Годом ранее на уроках литературного чтения в рамках творческого проекта я создала рукописную книгу «Ни то ни сё» (Приложение 1). Имея представление об основных законах построения сюжета, структуры книги, я поставила для себя новую задачу – издательство печатной книги более крупного формата с использованием оцифрованных иллюстраций, создание её аудиоверсии и привлечение к ней детской аудитории путём дополнительных аксессуаров в виде игрушек и раскрасок.

В ходе долгих поисков я обнаружила интересную современную издательскую платформу для независимых авторов, которая предполагает издательство собственной печатной книги, не выходя из дома. С увлечением я принялась за дело.

Из проведённых устных опросов среди друзей, одноклассников и ребят, совместно со мной посещающих внеурочные развивающие занятия, я сделала вывод, что большинство девочек в возрасте от 7 до 11 лет интересуются милыми плюшевыми игрушками, заводят первых домашних питомцев, проявляют активный интерес к моде и украшениям, стараются выделиться на фоне остальных. Мальчики этого возраста также неравнодушны к домашним животным, музыке, спорту, творчеству (увлечения компьютерными играми я в расчёт брать не стала). Для мальчиков в возрасте 7-11 лет необходим кумир (будь то отец, тренер футбольной команды или тхэквондо, учитель физической культуры и прочие), на которого бы хотелось быть похожим. Кроме того, дети обоих полов любят лето, поездки за город, природу и приключения в целом.

Совместно со школьным психологом и руководителем проекта я заключила, что для младших школьников характерны первые бурные проявления индивидуальности, становления характера и зачатки зарождающегося протеста к поставленным взрослыми правилам. У некоторых ребят в этом возрасте случаются первые симпатии и влюблённости.

В своей книги я решила объединить вышеперечисленные увлечения и особенности психологического развития своих сверстников, связав их тонкими нитями в необыкновенную историю, которая несомненно увлечёт ребят свежим сказочным сюжетом и заставит поверить в свою звезду.

Далее я принялась за написание рукописи. Этот процесс был не только творческим, но ещё и очень кропотливым, трудоёмким и познавательным. Мне приходилось часто обращаться к орфографическим словарям (повышало мою грамотность) и к словарям синонимов (для исключения повторений в тексте). Я изучила пособие по овцеводству, чтобы первые главы моей книги содержали правдивые факты из жизни овечьего стада. Кроме того на «домашних советах» я совместно со всеми членами своей семьи досконально продумывала название книги, прорабатывала имена главных героев и финал, которому я дала шанс для дальнейшего развития в следующей книге. В ходе долгого и кропотливого творчества родилась книга «В этой жизни не было бы толка», которую можно отнести к разряду первых детских сказочных романтических повестей (Приложение 14).

Когда рукописный текст был готов, нужно было его напечатать в электронном виде. Для реализации данного этапа моими помощниками стали старший брат, мама и собственно я-сама. Я усовершенствовала свой навык набора текста на компьютере. Изучив «Настольную книгу юного издателя», на основе которой смогла оформить текст грамотно и корректно, в соответствии с основными требованиями современных издательств, я перешла к выполнению следующего этапа.

Для вычитки текста я привлекла маму, руководителя проекта - Аллу Николаевну Барабанову и журналистку нашего школьного медиа-центра Ольгу Андреевну Фигуру. Все рекомендации и поправки были учтены.

Тем временем я приступила к созданию иллюстраций для книги (Приложение 15). Я попыталась изобразить главных героев своей книги именно такими, какими я их изначально нарисовала в собственном воображении. Я работала карандашом, пытаясь не упустить детали их описания согласно рукописи. Позже я попросила свою родную тётю перевести рисунки в цифровой формат, раскрасив их на графическом планшете и подогнав их разрешение под требуемый формат.

Следующим шагом стало изучение онлайн-платформы для независимых авторов «Ridero». Работать на ней оказалось довольно легко и понятно. Загрузив обложку, текст рукописи, выполнив вёрстку книги одним из предложенных уникальной платформой способов, выбрав небольшой тираж, моя книга ушла на печать и через 3 недели уже была в моих руках.

В ожидании книги из типографии, я записала её аудиоверсию (Приложение 16), пользуясь специальной программой онлайн для начинающих чтецов аудиокниг, и разместила готовый продукт на популярном интернет-канале в общем доступе.

Используя чёрно-белые эскизы своих иллюстраций, я создала раскраски, которые будут идти дополнением к моей книге (Приложение 17).

На заключительном этапе я обратилась к своей бабушке, которая любит вязать, и попросила её принять участие в популяризации моей книги среди детей путём воплощения главных героев книги в виде мягких игрушек. Совместно с бабушкой я создала овечку и волка, которые стали верными помощниками в презентации книги (Приложение 18).

Когда все этапы создания книги были пройдены, я вынесла её на суд своих одноклассников (Приложение 19). Презентация прошла успешно, ребята заинтересовались сюжетом, с удовольствием рассмотрели иллюстрации и выразили свои мнения в анкетных листах (Приложение 20). Многие из ребят загорелись идеей создать свою собственную книгу по моему примеру. Особыми пожеланиями стали - выпустить вторую часть книги в следующем учебном году.

Позже я преподнесла книгу в школьную библиотеку, где книга заняла своё место среди других (Приложение 21).

Заключение

В ходе проекта я провела экскурс в историю появления первой книги и проследила ход развития книгопечатания на протяжении столетий, изучила все этапы создания книги от рукописи до издательства, научилась работать на компьютере и пользоваться современной платформой для авторов и издателей в одном лице. Мои ровесники заинтересовались чтением книги, некоторые из них захотели попробовать себя в роли начинающего автора, издателя и иллюстратора. Ребята получили положительные эмоции от прочтения книги, а фонд школьной библиотеки немного пополнился. Аудиоверсия книги также нашла своих первых слушателей.

Я считаю, что все поставленные цели проекта были достигнуты, а задачи - выполненными. В ходе работы появились новые планы, которые я смогу реализовать в будущем проекте и представить на суд жюри уже в следующем году.

Список использованной литературы и источников

  1. Словарь Ожегова

  2. История книги на Руси. Бахтиаров А.А. – Спб., 1890

  3. История книги (Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой), М., 2001

  4. История книжного дела. Ростовцев Е.А., учебное пособие Спб., 2007-2009

  5. Интернет ресурсы

Приложения

Приложение 1

Рукописная книга

«Ни то ни сё»

Приложение 2

Дипломы победителя областного конкурса сказок 2022 и 2023

Приложение 3

Пиктограмма

Приложение 4

Манускрипты на пальмовом листе

Приложение 5

Глиняная табличка

Приложение 6. Восковая табличка

Приложение 7. Папирусный свиток

Приложение 8. Пергаментный свиток

Приложение 9

Пергаментный кодекс

Приложение 10

Алмазная сутра

Приложение 11

Грамота Семёна Гордого

Приложение 12

Печатный станок Гуттенберга

Приложение 13.

«Апостол» И.Федорова.

Приложение 14

Книга «В этой жизни не было бы толка»

Приложение 15

Карандашные эскизы иллюстраций

Приложение 16

Аудиокнига «В этой жизни не было бы толка» по главам

https://rutube.ru/video/b800f42fbe871b95ae7bc8340fe04af1/

https://rutube.ru/video/3080d9b67701a0165b196a4986b8188f/

https://rutube.ru/video/f00b2befdea665de3f8c8350b5235563/

Приложение 17. Раскраски

Приложение 18

Главные герои в виде игрушек

 

Приложение 19

Анкетирование одноклассников. Диаграмма

Приложение 20

Анкетирование одноклассников. Диаграмма

Приложение 21

Книга в школьной библиотеке

Просмотров работы: 34