Какой образ медведя в русских сказках?

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Какой образ медведя в русских сказках?

Герасименко А.А. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Бражникова Л.Н. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С детства все помнят стихотворение Агнии Барто «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Или другое стихотворение «Мишка».

Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу, потому что он хороший.

У меня есть много мягких игрушек медведя, которыми я любила играть, когда была маленькая. Потом, когда я научилась читать, я читала сказки, в которых всегда добро побеждало зло. Особенно мне нравятся сказки о животных, где среди других зверей всегда есть лесной хозяин – медведь. Это определило тему нашей исследовательской работы: «Какой образ медведя в русских сказках?»

Цель работы: изучение образа медведя в русских народных сказках о животных.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить литературу, проанализировать полученную информацию, сделать выводы по данной проблеме;

  • выяснить, актуален ли образ медведя в наши дни;

  • провести исследование с целью выяснения для выявления отношения детей к такому персонажу как медведь;

  • изучить сказки о животных, где один из главных героев медведь.

Объект исследования: русские народные сказки

Предмет исследования: образ медведя

Гипотеза: мы можем предположить, что характер медведя в сказках олицетворяет характер русского человека.

В своей работе я использовала методы анализа и обобщения информации, метод исследования и анкетирования, чтение литературы по данной теме, чтение и анализ русских сказок. Актуальность темы исследования в том, что в ходе работы над сказками я узнала о поведении и повадках медведя, увидела образы медведя в современной жизни человека.

Глава 1: Образ медведя в жизни людей.

1.1. Почему называется зверь – медведь?

Сначала своего исследования я взяла энциклопедию и нашла научные сведения о животном. Медведь является самым крупным хищником на планете, превосходя по размерам даже льва и тигра. Зверь гуляет по Земле уже практически 5 миллионов лет, и за это время успел закрепиться в статусе одного из самых опасных. Рост медведя бывает до 3 метров, а масса от 40 кг до тонны. Передвигается зверь на толстых согнутых ногах. Интересный факт: из-за того, что лапы медведя немного выгнуты в сторону, он косолапит. Самое любимое лакомство медведя – это мёд. Название происходит из старославянских слов: мед или мёд, вед – ведать, то есть знать. Получаем – «знающий, где мёд». Издавна люди почитали и уважали этого зверя, называли его богом Велеса за то, что он ведает людям о лесных зверях, о скотоводстве, обо всем, что есть в дикой природе. Это только на первый взгляд медведь кажется неуклюжим.

1.2 Образ медведя и современность

Образ медведя используется в современной жизни.

Образ медведя в живописи - Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Медведи на этой картине изображены неслучайно. Именно с помощью этих медведей художник показал нам великую мощь и красоту русской природы, так как медведь - символ красоты, мощи и величия. Мы видим, медведи на картине сильные и могучие звери. Я – сладкоежка, мне нравятся конфеты «Мишка косолапый» кондитерской фабрики «Красный Октябрь».

Образ медведя в спорте. Талисманом чемпионата мира по хоккею стал медвежонок - улыбающийся широкоглазый Тимка. Самый запомнившийся образ спортивного медведя - это "ласковый Миша" Олимпиады-80 в Москве. Олимпийский мишка явился полной противоположностью страшному русскому медведю - хозяину леса. Зимняя Олимпиада в Сочи – одним из символов, был белый мишка. Всероссийская интеллектуальная Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок». Образ медведя использован и в символике конкурса - игры «Русский медвежонок - языкознание для всех». Он выбран в качестве эмблемы не случайно, именно этот зверь выражает русскую суть этого конкурса.

Образ медведя - символ политической партии. В последнее время образ медведя стал неотъемлемой частью общественно-политической жизни. Здесь образ медведя ассоциируется с силой, мощью - с тем, что необходимо сегодня России, как одной из сверхдержав. У меня есть медвежонок с такой эмблемой. Даже на небе есть созвездие Большой Медведицы - древнее созвездие, на котором изображен гигантский медведь. Его название переводится как "большая медведица" – малая медведица - это близкая к нему Малая Медведица. Созвездие Большая Медведица изображено на флаге Аляски.

Вывод: таким образом, собрав материал, я увидела, как образ медведя используется в жизни человека и как человек использует характер медведя в своем творчестве.

1.3 Образ медведя в пословицах

Моя бабушка рассказывала мне, что в детстве у неё тоже была любимая игрушка – плюшевый медвежонок. Когда бабушка рассказывает о чём-то, она часто говорит пословицы. Мы решили собрать пословицы о медведе и составить «Азбуку медведя».

А кто слыхал, чтоб медведь летал?

Бежал от волка, попал на медведя.

В одной берлоге два медведя не уживутся.

Гоняется как медведь за воробьями.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Ешь медведь татарина — оба не надобны Ёж и медведя из берлоги выживет.

Живет медведь и в лесу, коли его не зовут в поле.

Из дому гонит мачеха, а из лесу медведь.

Коли спутник трус, с медведем не борись.

Медведь в лесу, а он шкуру продает.

Не балуйся с медведем — задавит.

От медведя спасся, да в колодец попал.

Павлинами рядиться медведям не годится.

Раненый медведь — опасный зверь.

Со страху медведица и своего медвежонка задавит.

Трусливому и кошка медведем кажется.

У медведя девять песен и все про мед.

Хорошо медведя в окно дразнить.

Шилом медведя не одолеешь.

Вывод: в пословицах образ медведя русский народ видел разным, может быть, физически сильным, но не обладать достаточной силой воли или решительностью.

ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию образа медведя в русских сказках

2.1 Результаты анкетирования

В процессе работы я предложила своим одноклассникам   ответить на следующие вопросы. В анкетировании принимали участие 16 человек.

1. Есть ли у тебя игрушка Мишка? Да – 16 человек нет -0

2. Была ли такая игрушка у твоих родителей в детстве?

Да – 12 человек, нет- 2 человека, не знаю – 2 человека

3.Положительный или отрицательный герой медведь в русских сказках?

Положительный 13 человек, отрицательный – 3 человека

4. Знаешь ли ты сказки, где героем является медведь. Напиши.

Знают 5 сказок и более – 10 человек, назвали 3 сказки - 6 человек.

Итогианкеты показали, что в детстве у детей и их родителей были игрушки мишки почти у всех, большинство ребят считают медведя хорошим героем, сказки о медведях читали все ученики нашего класса. Почему любимым сказочным героем и одной из самых популярных игрушек у детворы всего мира является медвежонок? На этот вопрос попробовали ответить ученые-антропологи. По их мнению, мордочка игрушечного мишки походит на личико ребенка. Большие глаза, маленький рот и нос. Детеныш медведя напоминает человечка, забавным переваливаем на двух ногах, как малыш, который только учится ходить и бесконечно шалит. Таково мнение современных ученых.Также я узнала, что медведь также был любимой игрушкой у детей Древней Руси. До сих пор в центрах русских народных промыслов в Вологодской и Тверской областях хранятся традиции и секреты изготовления этих игрушек.

2.2 Чтение и анализ русских сказок

Образ медведя в русской культуре далеко не однозначный. С древних времен люди слагали про медведя разные сказки. Каждое животное вызывало у них свой ряд впечатлений, от которых рождались разные прозвища. Например, прозвищ у медведя предостаточно: «при берлоге валень», «лесной гнёт», «всех давишь», «медведь-медовуха» и величают его по-разному: то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михаил Потапычем, то просто Мишей. Поэтому, сказки про зверей, где медведь выступает как грозный, но самый мудрый и справедливый персонаж, не были у славян редкостью. В сказках более позднего периода косолапый сбросил с себя таинственный ореол волшебного и сурового хозяина природы и перенял больше человеческих качеств. Множество таких сказок дошло до наших дней. аудиторией. Я прочитала русские народные сказки о косолапом герое, который учит детей лучшим человеческим качествам.

Я прочитала сказку «Вершки и корешки». В этой сказке медведь хочет получить весь урожай мужика, не приложив к этому никаких усилий. В этой сказке медведь возможно и не поддался бы обману, если бы знал, как надо использовать такие простые вещи, как репа. Вывод: в этой сказке я увидела медведя ленивым и глуповатый.

Затем я читала сказки, где медведь – он пытается дружить с лесными жителями, но заканчивается это печально. В сказке «Колобок» - медведь угрожает съесть колобка, но не решается, в этой сказке медведь не решительный. В сказке «Теремок» он и хочет вместе жить со всеми зверьми в одном домике, но своей неуклюжестью и нерасторопностью только все портит и ломает теремок. Вывод: медведь – не думает о последствиях своих поступков, неуверенный в себе и неловкий.

В сказке «Кот и лиса» - медведь показан глупым и неуклюжим, поскольку его, как и волка, лиса обводит вокруг пальца. В сказке «Зимовье зверей» домашние животные вообще изгоняют его и прочь за то, что он вместе с лисой и волком хотел убить домашних животных и съесть. Вывод: в этой сказке медведь не просто злой, он хищник.

А вот в «Заюшкиной избушке» - медведь, наоборот, пытается помочь зайцу, показывает свое участие и желание помочь. Здесь медведь добрый. Вывод: медведь не только добрый, но отзывчивый и заботливый.

В сказке «Маша и медведь» медведь показывает не только свою силу и мощь, но и ещё заставляет маленькую девочку работать на себя, насильно удерживая её в неволе, однако согласился отнести пирожки бабушке и дедушке в деревню, при этом не съел ни одного, хотя очень хотелось. Хотя он и рад, что теперь не один, а с помощницей. Вывод: в этой сказке медведь показан эгоистом, который думает только о своём благополучии.

По этой сказке создали мультфильм «Маша и медведь», где он бывший циркач, мастер на все руки, романтичный и ранимый, привязанный к девочке. Сказка «Лиса и медведь» - медведь такой домовитый, доверчивый и добрый, запасов у него много, лису пустил к себе жить и кормит её досыта. Сказка «Три медведя» - сказка, где медведи представлены не добрыми, а очень опасными зверями. Вывод: медведи – опасные звери, Маша еле спаслась, выскочив в окно.

2.3 Мои увлечения

В свободное время я люблю играть с друзьями, занимаюсь в секции художественной гимнастики, люблю читать, а ещё мне нравится сочинять сказки. Вот какую сказку я придумала про медвежонка.

Приключения медвежонка

Этой зимой родился у медведицы медвежонок. Он был маленький и слабенький. Мама - медведица всё время согревала и кормила его. Медвежонок окреп и к весне подрос. Всё время он спал в берлоге.

В это утро мама стала будить медвежонка, когда он проснулся, он почувствовал, что спит в луже. Сначала он испугался, а добрая мама рассказала, что пришла весна - пора выбираться из берлоги. То, что увидел медвежонок – понравилось ему. Вокруг было много зелени, звонко пели птицы, светило тёплое солнышко. Мама - медведица стала учить медвежонка жить в лесу, находить себе еду, дружить с другими лесными жителями. Медвежонку всё было интересно, он то и дело отставал от мамы. Она возвращалась и забирала своего сына.

Так получилось, что медвежонок потерялся в лесу. Он очень испугался и начал плакать. Он посидел, подумал, делать нечего нужно искать маму. Он пошёл по лесу. В небольшом овражке он увидел нору и маленьких волчат, которые играли друг с другом. Медвежонок подошел к ним и спросил, не видели ли они его маму. Волчата сказали, что здесь его мамы не было, и пригласили медвежонка играть с ними. Он согласился. Малыши так резвились и играли, что не заметили, как вернулась мама – волчица. Медвежонок, когда увидел её, испугался и убежал. Снова малыш остался один в лесу, ему хотелось кушать, тогда он стал разгребать землю и нашел корешки, попробовал их, а корешки оказались сладкими. Медвежонок подкрепился и пошёл дальше искать маму. Вдруг из-за куста выскочил маленький зайчонок. Малыши от испуга разбежались в разные стороны. Зайчик сказал, что недавно встретил маму - медведицу, она ищет медвежонка, и пошла к реке. Медвежонок сказал спасибо, зайчонку и побежал к речке.

Когда он бежал по лесу, он увидел дерево, в котором было дупло. Медвежонок решил посмотреть, кто живёт в дупле. Только он засунул лапу, как из дупла на него набросились дикие пчёлы. Они кусали медвежонка, а он громко кричал и бежал, не разбирая дороги. На это крик прибежала мама – медведица. Малыш обрадовался, увидев маму. Она повела медвежонка к речке и посадила в воду. В воде укусы пчёл стали проходить, медвежонок весёлый и довольный выбежал из воды. Затем мама научила медвежонка, как ловить в реке рыбу. Пообедав, семейство отправилось в обратный путь. По дороге медвежонок рассказывал маме, что он успел увидеть и узнать за этот день. На лесной полянке медвежонок полакомился сладкой земляникой. Солнышко уже садилось за горизонт, когда они вернулись домой.

Вот такая сказка у меня получилась. Мой медвежонок ещё маленький, поэтому он несмышлёный, но добрый, общительный и немножко доверчивый. Как все маленькие дети!

Заключение

Прочитав разные сказки, можно сказать, что в одних медведь добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, в других - он показывает своё легкомыслие, наивность, простодушие и даже злобу. Медведь в сказках разный, он имеет разнообразные черты характера. В русских народных сказках мы можем видеть медведя властного, но глупого, которого можно легко обмануть. Сильного, но иногда трусливого. Свирепого и жадного хозяина. Неуклюжего и доверчивого. Звери признают огромную силу медведя и поэтому боятся его. Все эти качества присущи русскому человеку в обычной, повседневной жизни. Медведь - поистине символ России, олицетворяющий мощь, силу, уверенность,

Выводы

Выполняя исследовательскую работу, мы подтвердили нашу гипотезу, что характер медведя в сказках олицетворяет характер русского человека.

Изучив литературу по данной теме, мы узнали:

  • за что медведь получил своё имя, а также выяснили, где в современном мире встречается образ медведя, т. е. он актуален;

  • подводя итоги анкетирования, мы выяснили, что все дети читали сказки о медведе и считают его положительным героем, кроме этого мы прочитали русские народные сказки, выяснили, как показан медведь в разных сказках, убедились в том, что черты характера образа медведя в сказках, соответствует характеру русского человека.

Литература:

  1. Даль В.И. Сказки, пословицы, поговорки.– М. «Стрекоза-пресс», 2019.

  2. Русские сказки:  Сборник А.Н. Афанасьева. – М.: Худож. лит., 2022

  3. Интернет – ресурсы.

Просмотров работы: 208