Врачи-писатели и их герои: образы врачей в повести В.В. Вересаева «Без дороги» и в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Врачи-писатели и их герои: образы врачей в повести В.В. Вересаева «Без дороги» и в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Деев Д.Е. 1
1МБОУ СШ №64
Скогорева Н.Н. 1
1МБОУ СШ №64
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый врач – немного писатель. Многие врачи меняли скальпель на перо, для того чтобы исцелять уже не физические, а духовные недуги сограждан. Именно такими писателями являются А.П. Чехов и В.В. Вересаев.

Актуальность темы. Для каждого человека наступает время, когда он определяется, что он может сделать для людей, для страны. И какой будет наша жизнь – открытой для людей, для добра или сосредоточенной только на собственной личности, зависит только от нас самих. Постановка и формулировка проблемы. Поставленные перед собой жизненные цели определяют ход наших мыслей, поступки, наши идеалы. Этому читателей учат судьбы героев классических произведений.

Цель исследования – выявить общие и отличительные черты героев-врачей в произведениях «Без дороги» и «Ионыч». Задачи: рассмотреть биографии Викентия Викентьевича Вересаева и Антона Павловича Чехова в контексте эпохи, в которой они жили, а также выяснить взаимосвязь между выбором ими врачебного и писательского труда; исследовать сюжет, систему героев, способы изображения персонажей в повести В.В. Вересаева «Без дороги» и в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»; проследить, как складываются судьбы главных героев, выявить их общие и отличительные черты.

Степень изученности темы. Современное чеховедение — «одна из самых развитых «персональных» областей истории русской литературы» [23]. При этом степень изученности творчества В. В. Вересаева мала. Сопоставление же повести «Без дороги и рассказа «Ионыч» в литературоведении не отмечено. Методы исследования: исторический, аналитический, исследовательский, сопоставительный методы, а также метод анализа и синтеза.

Глава I. А.П. Чехов и В.В. Вересаев: врачи, писатели, мыслители

1.1 Россия на рубеже XIX-XX веков

На рубеже XIX-XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. В общественных настроениях преобладали настроения неуверенности, упадка. «Вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не новый этап истории, а нечто новое – либо время упадка и одичания, либо время нового варварства» [8]. Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей. Искусство, литература послужили художественной формой для их выражения, способом постижения истины. Это прежде всего связано с модернистскими течениями. При этом «главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества» [9].

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, и это не могло не отразиться на творчестве прогрессивно настроенных писателей критического реализма. Именно таковыми являлись А.П. Чехов и В.В. Вересаев – русские писатели-реалисты. «Новый реализм ориентировался на русскую классическую литературу, прежде всего на творческое наследие Пушкина» [8].

Дискуссии о том, что такое интеллигенция, какова ее роль в обществе, составили один из главных вопросов тех лет. «Все ключевые политические понятия — «власть», «народ», «общество», «революция» — обретают смысл в XIX и XX вв. лишь в связи с рассказом о «русской интеллигенции», в котором она повествует сама о себе» (С. Кривенко, 1881 г.) [7]. Общепринятое мнение: интеллигенция – это «критически мыслящие личности», которые «характеризуются творчеством и активным проведением в жизнь новых форм и идеалов, направленных к самоосвобождению личности» [17].

Профессия врача широко отражена в произведениях писателей-интеллигентов А. П. Чехова и В. В. Вересаева.

1.2. Викентий Викентьевич Вересаев

В своей автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие…Кипела подпольная работа... Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня…» [12].

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия Смидович, 1867-1945) – русский врач, писатель, переводчик, литературовед. Он с самого начала своего пути в литературе определил свое направление как путь исканий и отразил мучительные метания русской интеллигенции, которые он пережил сам, пройдя путь от увлечения народничеством и марксизмом до «умеренного патриотизма» [11]. Сначала он пробует себя в малых формах: пишет рассказы, небольшие повести. В 1892 году он печатает серию очерков «Подземное царство» о жизни и тяжелом труде донецких шахтеров. Тогда он впервые использует псевдоним Вересаев, который и стал его литературным именем.

В 1894 году Вересаев приступил в Туле к медицинской деятельности под руководством отца. У молодого писателя сложилось убеждение: «Болеют все: бедные болеют от нужды, богатые - от довольства; работающие - от напряжения, бездельники - от праздности; неосторожные - от неосторожности, осторожные - от осторожности» [13]. В том же году Вересаев публикует повесть «Без дороги», в которой в образной форме повествует о поисках пути, смысла жизни русской общественностью и интеллигенцией.

Известность молодому писателю принесла книга «Записки врача» (1901), «вызвавшая жаркие споры благодаря непривычно острому показу многих сторон профессии» [18]. Наблюдения за жизнью людей становились впоследствии литературными произведениями. «Так в его жизни переплелись два самых главных дела жизни» [19].

1.3. Антон Павлович Чехов

«Однозвучный жизни шум» томил Чехова, и он воспроизвел его в своем художественном отклике» [3].

Антон Павлович Чехов родился в большой семье в Таганроге. Учиться будущий писатель начал в 1868 году в таганрогской гимназии. Его будущий литературный псевдоним Чехонте – это прозвище, которое дал ему один из учителей. Именно в эти годы Чехов полюбил сцену и литературу: «Театр мне давал когда-то много хорошего…» [15].

Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета имени И.М. Сеченова. Еще во время учебы Чехов принимал больных, а после окончания университета остался работать уездным врачом. Летом 1884 года он перешел на должность заведующего звенигородской больницей.

Занятия в университете Чехов совмещал с литературной работой. В основном он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте, позднее появились «Врач без пациентов», «Дяденька», «Человек без селезенки», «Балдастов», «Антонсон», «Брат моего брата» — всего около пятидесяти.

В 1890 году Антон совершил поездку на остров Сахалин, чтобы исследовать быт русских тюрем. Поездка основой художественно-публицистической книги путевых записок «Остров Сахалин».

В 1892 году Чехов купил имение в Мелихове. Там он открыл медицинский пункт, построил три школы и колокольню, помогал прокладывать дорогу, лечил больных. Во время голода писатель собирал пожертвования для голодающих, а во время холеры работал санитарным врачом.

В последние годы жизни у Чехова обострился туберкулез, поэтому врачи настояли на переезде литератора на Юг. Писатель обосновался в Ялте. Там и были созданы последние его произведения, в том числе знаменитые пьесы.

1.4. От профессии врача – к профессии писателя

Чтобы быть настоящим врачом, надо обладать рядом качеств, без которых немыслима профессия: доброта, сострадательность, готовность жертвовать своим временем, силами, стремление самосовершенствоваться.

Об этом высказывался академик И. В. Давыдовский: «Далеко не всякий, кто хочет быть врачом, действительно может им быть: не всякий может жертвовать собой, а в медицине нужны жертвы» [21]. К тому же «литература и искусство для медика — великий и доступный источник высоких чувств, большой культуры, душевной чуткости, тонкой логики глубоких мыслей и образной речи» [21]. Непрерывные контакты с пациентами, переживающими боль и страдание, дают врачу возможность для глубочайшего познания жизни.

«И анатомия, и изящная словесность, – писал Чехов, – имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели…» [22]. Антон Павлович утверждал, что «медицинские знания раздвинули область его наблюдений и помогли ему избежать многих ошибок в литературной деятельности» [5].

В.В. Вересаев также не случайно сначала стал врачом, прежде чем взяться за писательскую деятельность. В своих «Воспоминаниях» он объясняет стремление изучать медицину именно желанием стать писателем: врачебная деятельность дает возможность писателю стать ближе к народу, наблюдать людей в таких условиях, в каких не врач их видеть не может [5].

Глава II. Образы врачей в произведениях

2.1. «Без дороги»: композиция, сюжет, система героев

«Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от неё и что она мне дала» [20]. Викентий Вересаев очень часто создавал в своих произведениях образы врачей, так как сам занимался медицинской практикой. Одним из его произведений о медицине и врачах является повесть «Без дороги» (1894 год).

Повесть представляет собой дневниковые записи главного героя Дмитрия Чеканова – молодого врача, разделяющего когда-то народнические взгляды. Первая запись датирована 20 июня 1892 года, последняя – 23 августа. Всего повесть охватывает временной промежуток чуть больше двух месяцев. Композиционно повесть разделена на две части: пребывание героя в усадьбе Касаткино и его деятельность в Чемеровке – заречной части города Слесарска.

На глазах у читателей разворачивается трагическая история молодого человека, дворянина по происхождению, который «сознательно отказался от довольной и обеспеченной жизни» и посвятил себя служению делу.

В течение трёх лет он служил земским врачом, однако стал неугоден председателю управы и вынужден был «взять отставку» [1]. Оставив прежнее место работы, он приезжает в дом своего дяди в село Касаткино, где надеется забыться. Казалось бы, Дмитрий нашёл своё «тихое счастье» [1]: это ночной сад, глубокая тишина, лёгкое дуновение ветра, ночная прогулка с молодежью к реке. Но у героя быть счастливым плохо получается: он мучается сознанием того, что жизнь перестала быть наполненной высоким смыслом. Дмитрию нужна была цель, которая оправдала бы его существование.

Дмитрий болен: « Все жили спокойно и счастливо, а я ушел туда, где много горя, много нужды и так мало поддержки и помощи; знают ли они о тех лишениях, тех нравственных муках, которые мне приходилось там терпеть? А я для этого сознательно отказался от довольной и обеспеченной жизни… И принес я с собой оттуда лишь одно — неизлечимую болезнь, которая сведет меня в могилу» [1]. И теперь, находясь в доме дяди, понимая, что «вовсе не трудно быть счастливым», герой всё-таки не может найти оправдания своему бездействию. К тому же Наташа, кузина Дмитрия, ждет от него ответов, как жить, чтобы приносить пользу людям, и герой не хочет её обмануть ожиданий.

— Помнишь, Митя, — вдруг решительно заговорила Наташа, — помнишь, ты говорил недавно о сознании, что живешь не напрасно, — что это самое главное в жизни… Я и прежде, до тебя, много думала об этом… Ведь это ужасно — жить и ничего не видеть впереди: кому ты нужна? Ведь это сознание, о котором ты говорил, — ведь это самое большое счастье…[1]

Между тем из газет он узнает, что в соседних губерниях свирепствует холера и с гордостью думает о коллегах-врачах, которые «дружно и весело идут в самый огонь навстречу грозной гостье» [1]. Во время поездки в Пожарск Дмитрию сообщают, что в городе Слесарске не могут найти врача для зареченской стороны. Молодой доктор не раздумывая подает заявление на эту должность. Старшие родственники пытаются отговорить его от этой идеи, по словам Гастева, крестного Сони, так как народ к врачам настроен враждебно: одержим идеей, что врачи – убийцы, отравляют воду в колодцах и сознательно убивают людей. Слова Гастева Виктора Сергеевича звучат цинично, но убедительно. И всё-таки выбор Дмитрий уже сделал.

Иным общественным типом является другой герой повести – Гаврилов: «В 80-90-е годы такой образ воспринимался как «оголенное» изображение народнических утопий, раскрывал тем самым всю их нелепость» [21].

Вторая часть повести посвящена короткой службе главного героя в должности врача в Чемеровке. Напряженное повествование о том, как складывались отношения молодого доктора с местным населением, сменяется подробными картинами того, как Чеканову и его «санитарному отряду» приходилось бороться и с распространившейся в заречье холерой, и с темнотой, невежеством и недоверием жителей.

Народ города в дневнике врача показан в лицах: первый спасенный от холеры – слесарь Черкасов и его жена Аксинья, Степан Бондарев, деревенский парень, и жестянщик Андрей Снетков, Иван Рыков, которого, несмотря на неимоверные усилия, так и не смог спасти доктор, и Василий Горлов, вступивший добровольно в санитарный отряд дезинфектором. Читатель наблюдает за тем, как постепенно уходит недоверие к молодому врачу, растет уважение к нему не только за его профессиональные, но и человеческие качества. «Ей-богу, Дмитрий Васильевич, я вас так полюбил! Для вас все равно, что благородный, что простой, вы со всеми равны. С вами говорить не опасно, не то что другие — серьезные такие… Конечно, по учению вы и опять же таки, например, по дворянству. А все-таки я к вам, как к брату родному», - признается Василий Горлов [1].

И всё-таки повесть заканчивается трагически: пьяная толпа избивает доктора, и спавшая в нем болезнь дала о себе знать, начался необратимый процесс. Последние записи – это горькие раздумья о бессмысленности собственной жертвы, о многовековой забитости народа. Герой при смерти, но рядом с ним те, кому он бесконечно дорог: «дважды спасенный» им Степан и кузина Наташа. «Она горько плачет, закрыв глаза рукою… Я тихо глажу ее трепещущую от рыданий руку и не могу оторвать от нее глаз. И я говорю ей, чтоб она любила людей, любила народ; что не нужно отчаиваться, нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу …» [1]

2.2. «Ионыч»: композиция, сюжет, система героев

Существеннейшее место в письмах Чехова занимает оценке, которую он даёт современной ему интеллигенции: «Вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция, которая непатриотична, уныла, бесцветна, которая пьянеет от одной рюмки… Где вырождение и апатия, там равнодушие к науке, там несправедливость во всей своей форме» [16]. Не случайно представители интеллигенции населяют произведения знаменитого писателя. Главным героем рассказа «Ионыч» (1898 год) также является интеллигентный человек, врач по профессии – Дмитрий Ионыч Старцев.

Рассказ состоит из пяти частей, однако логических частей в произведении четыре: они определяются указанием автора на время. Оно играет немаловажную роль для того, чтобы читатель понял, что происходит с его героем в тот или иной период жизни.

В начале произведения Старцев – начинающий врач, назначенный земским доктором и поселившийся в Дялиже, который находился в девяти верстах от губернского города. Своих лошадей у него еще не было, а потому расстояние от Дялежа до города Старцев преодолевал пешком. Доктор не унывал: у него было много работы, к тому же он знал и любил своё дело. Именно в этот период его знакомят с местной знаменитостью – Иваном Петровичем Туркиным, в доме которого, как считалось, обязан был побывать каждый интеллигентный человек.

Посещение дома Туркиных стало отправной точкой для развития сюжета. Считалось, что Туркины – талантливая семья: хозяин – гостеприимный человек, «…устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить…» [2] Сам хозяин встретил дружелюбно гостя, представил членов своей семьи. А потом Вера Иосифовна читала свой новый роман, который был о том, «чего никогда не бывает в жизни», зато «на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука», а в мягких, глубоких креслах «было покойно», и не хотелось вставать. Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, или Котик, играла для гостей на рояле: «…она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля» [2]. Зато на неё было приятно смотреть и наслаждаться молодостью и изяществом девушки.

Следующее указание на время в рассказе – «прошло больше года … в трудах и одиночестве» [2]. Работа врачом приносила доход и помогла изменить материальное положение Старцева: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». Хозяйка дома пригласила доктора, прислав ему письмо, в котором жаловалась на мигрень. И Дмитрий Ионыч стал регулярно навещать Туркиных: его сюда влекла влюбленность в Котика.

Глупая затея Котика со свиданием на кладбище, куда Котик пригласила влюблённого в неё Старцева, не отрезвила героя: он принял решение на следующий же день сделать девушке предложение. Когда же Котик отказала герою, «ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено, – он не ожидал отказа, – и не верилось, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле. И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал…» [2]

Далее в рассказе идёт указание на то, что «прошло четыре года». Изменилось материальное положение доктора: он ездит теперь уже на тройке с бубенчиками, в городе у Старцева теперь большая практика. Изменился доктор и физически: он располнел, «неохотно ходил пешком».

После историей с Котиком Старцев ни с кем больше близко не сходился, а потому его уделом зачастую было одиночество. «От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» [2]. Было у него еще одно развлечение: считать деньги, которых теперь у него было достаточное количество.

Зато Котик, поняв, что лучшей встречи, чем со Старцевым, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает равнодушно ее признания о том, что она всё поняла о себе и теперь трезво смотрит на жизнь. Что-то прежнее, светлое загорелось в душе героя, но он «вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас» [2]. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он. Доктор уже сожалел о том, что история с Котиком доставила ему когда-то лишних хлопот. «… у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице», - Котик не знала, что перед ней стоит уже другой Старцев: ему недолго осталось до полного перевоплощения в Ионыча.

В четвертой части рассказа время названо неопределенно: «Прошло еще несколько лет». За это время доктор Старцев изменился внешне и внутренне: «…кажется, что едет не человек, а языческий бог» [2]. Он обрюзг и располнел телом, голос стал тонким и резким, характер – тяжелым и раздражительным: сцена осмотра Ионычем предназначенного к торгам дома – «важная в структуре характера героя» [10]. Главная страсть героя – это деньги: теперь он обладатель имения и двух домов в городе, «облюбовывает себе ещё и третий» [2]. У него в городе огромная практика («некогда вздохнуть»), но из жадности Ионыч не оставляет земского места. Превращение в Ионыча завершилось: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует» [2].

Образ доктора Старцева в рассказе дан в сопоставлении. Так, после объяснения с Екатериной Ивановной в саду по возвращении её в родительский дом «…он вспомнил все сразу – и романы Веры Иосифовны, и шумную игру Котика, и остроумие Ивана Петровича, и трагическую позу Павы, и подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» [2].

В начале своего пути в профессию обывательство Старцев воспринимал как застойное явление: «Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти» [2]. Однако именно в такого обывателя в итоге превратился доктор сам. Он превратился в Ионыча, омещанился, опошлился, лишился духовности.

Русский литературный критик Ю. И. Айхенвальд отметил: «Самое печальное в жизни, в уходящей жизни – это нравственное опустошение, которое она производит в нас самих. Мы обманули собственные прекрасные надежды и обещания; потускнели все впечатления бытия, опошлились и поблекли наши чувства, и духовная старость оледенила все пылкие стремления, все благородные замыслы. Пошлость и была лютым врагом изящного, безостановочно-духовного и творческого Чехова» [3].

2.3. Две судьбы – две дороги

«Передовые писатели и врачи, Чехов и Вересаев не были беспристрастными бытописателями народных страданий: они сами находились в первых рядах в борьбе с голодом и эпидемиями» [5]. Именно знание жизни, накопленный опыт и личностное отношение писателей к общественно значимым проблемам стали основой для создания произведений о врачах, в числе которых – повесть В.В. Вересаева «Без дороги» и рассказ А.П. Чехова «Ионыч».

Образы доктора Дмитрия Чеканова (повесть «Без дороги») и доктора Дмитрия Ионыча Старцева (рассказ «Ионыч») и подход авторов к изображению героев можно сопоставить по определенным критериям.

В начале профессионального пути герои, Дмитрий Чеканов и Дмитрий Старцев, имели равные возможности: отказавшемуся от обеспеченной жизни Чеканову и начинающему врачу Старцеву было определено работать в земской больнице. Обоим в первые годы выпало пережить немало трудностей: «было очень много работы» у Старцева, не случайно при первой встрече с главой семьи Туркиных разговор шел не только о погоде, как это принято согласно этикету, но и о холере. Чеканову также пришлось много трудиться: в уезде, где он служил, четыре месяца свирепствовал тиф. Оба героя начинали путь в профессию, руководствуясь высокими целями. Герой Вересаева «ушел туда, где много горя, много нужды и так мало поддержки и помощи». Герой Чехова тоже готов был служить благородным идеалам, о которых не раз говорил на прогулках с Котиком: «помогать страдальцам, служить народу». Он даже в праздники полностью отдавался работе.

Сердце молодых людей открыто для любви и нежности. Так, Дмитрий Чеканов любуется красотой и молодостью кузины Наташи, с особым трепетом думает о Вере. Дмитрий Старцев в разговорах с Котиком с воодушевлением рассуждал о счастье и любви: «О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство …Любовь моя безгранична…» [2]. Но при этом он, никогда не живший богато, думал о том, что за невестой приданого дадут немало, а от службы в земской больнице придется под напором родственников отказаться: «Ну что ж?  В городе так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» [2]. А когда доктор Старцев получил отказ, «самолюбие его было оскорблено».

Отношение к книгам, литературе также характеризует героев. Дмитрий Чеканов во время пребывания в доме дяди занялся книгами, которые за ненадобностью были свалены в верхней кладовой: дед дяди был образованным человеком и оставил после себя огромную библиотеку. «Мне нравится с головою уходить в эту давно исчезнувшую жизнь» [1]. В руках Дмитрия Старцева читатель ни разу не увидит книг – о них герой расспрашивает Котика: «он с волнением спрашивал у нее всякий раз, о чем она читала в последние дни, и, очарованный, слушал, когда она рассказывала» [2].

Вересаевский и чеховский герои разбирались в музыке, имели собственное суждение об исполнителях. То короткое время, когда Дмитрий Чеканов пребывал в Касаткино, его жизнь была наполнена музыкой. Вера, племянница Софьи Алексеевны, исполняла на рояле произведения классиков: Бетховена («страшная это музыка: глубоко-тоскующие звуки…» [1]), Шопена («салонная музыка), а молодой врач воспринимал летящие звуки как отражение пережитого. Дмитрий Старцев, посещая дом Туркиных, вынужден был слушать те пассажи, которые исполняла на рояле Котик: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» [2]. И всё-таки, сделал он вывод, это были культурные звуки, хоть и «шумные», «надоедливые», - не те, что издают больные и мужики.

Вересаевский герой – рефлексирующий персонаж: на протяжении всей повести Дмитрий Чеканов подробно останавливается на своих переживаниях и ощущениях, даёт себе оценку, стыдится некоторых своих поступков. А когда же всё-таки решился на откровенный разговор («Безвременье придавило всех, и напрасны отчаянные попытки выбиться из-под его власти… » [1]) – пожалел и об этом: «Она шла ко мне, страстно прося хлеба, а я — я положил в ее руку камень» [1]. Чеховский персонаж – резонирующий: своими убеждениями он выгодно отличался от жителей города, которые раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом»: с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить с ними «о чем‑нибудь несъедобном, например о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти» [2].

Ведущую функцию в повести В.В. Вересаева и рассказе А.П. Чехова выполняет хронотоп. «В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом… Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» [4]. В повесть В.В. Вересаевым вплетены различные пласты времени: конкретные даты и события из прошлого и настоящего для главного героя, бытийные пласты со всеми подробностями места, где происходит действие, а также с изображением и характеристикой персонажей, присутствующих здесь. Так, повествование о трёх неделях пребывания Дмитрия Чеканова в деревне занимает гораздо больше места в произведении, чем о пяти неделях, проведенных врачом в зареченской стороне. «Деревенская» часть наполнена жизнью, красками, диалогами, размышлениями героя прошлом, настоящем и поиском ответов на мучившие его вопросы о смысле жизни и её целях.

В рассказе «Ионыч» последняя часть – самая короткая и предельно информативная. Здесь нет места размышлениям героя об окружающих, сомнениям, переживаниям: процесс превращения в Ионыча завершился.

Ведущие приёмы при создании рассматриваемых произведений – это сопоставление и аналогия. Так, образ кучера Пантелеймона, который работает на Старцева, меняется вместе с образом самого хозяина. Стареют и полнеют оба персонажа параллельно. Пантелеймон, как худшее отражение Ионыча, становится к концу повествования «пухлым и красным», а его хозяин напоминает уже не человека, а «языческого бога». А героини повести «Без дороги», Наташа и Вера, по-разному отнеслись к рассказу Дмитрия о причинах увольнения из земской больницы. Вера не поняла решительной дерзости Дмитрия по отношению к председателю управы, зато Наташа оценила гордый ответ брата.

Повесть называется «Без дороги», хотя на самом деле герой нашел свою дорогу: это путь жертвенный. Чеканова не сбили с дороги ни безмятежное счастье, которое он ощущал, находясь в доме дяди, ни устоявшийся, понятный ему быт дворянской усадьбы. Он дословно знал все шутки своего дяди, которые не менялись со временем, ему комфортно было находиться в мире книг и проживать вместе с авторами придуманные истории, но всё-таки не изменил своим идеалам.

В повести «Без дороги» проявляется художественная манера Вересаева: внешняя сдержанность, которая подчеркивает напряженность, горячую эмоциональность подтекста, и публицистичность. Врач по образованию, народник по мировоззрению, автор сумел сделать так, чтобы чуткость к простому человеку дышала в каждом внутреннем монологе героя.

Дмитрий Чеканов погибает, но в этом и состоит оптимизм повести: торжество жизни в том, что будущие поколения свою дорогу найдут. Остаются жить «дважды спасённый» Степан, ни на минуту не отходящий от постели умирающего; остаётся Наташа, которая поняла высокую жертву своего кузена.

Герой рассказа Дмитрий Старцев также нашел свою дорогу: любовь к спокойной и удобной жизни, к достатку привела к тому, что он стал «своим» среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли «поляк надутый». Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей привела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

Заключение

А.П. Чехов и В.В. Вересаев были врачи по профессии и писатели-обличители, писатели-вдохновители по призванию. Подводя итог проделанной работе, можно прийти к следующим выводам.

Образы Дмитрия Чеканова Дмитрия Ионыча Старцева и подход авторов к изображению героев можно сопоставить по таким критериям, как возраст, происхождение, образование, семья, место работы, планы на жизнь, способность любить, способность к рефлексии.

В начале профессионального пути герои имели равные возможности, однако по-разному реализовали себя в жизни. Жизненный путь героев определяют цели, которым готовы они служить: Дмитрий Чеканов, дворянин по происхождению, стремится сделать всё, чтобы уменьшить в мире горе и страдания, и идёт к народу; Дмитрий Старцев, «дьячковский» сын, никогда не живший богато, подменяет идеалы молодости любовью к спокойной и удобной жизни и отдаляется от людей.

Дмитрий Чеканов погибает, но в этом и состоит оптимизм повести – жизнь торжествует, потому что остаются продолжатели его дела: «дважды спасённый» Степан и Наташа. Напротив, утрата высоких целей доктором Старцевым привела его к духовному падению, деградации личности.

Важную роль в характеристике героев имеют такие приемы, как аналогия, сопоставление, детализация. Хронотоп рассказе «Ионыч» имеет социальные оттенки; в повести «Без дороги» – социальные и исторические. Таким образом, авторы как повести, так и рассказа, создавая образы врачей, поднимаются до уровня социального обобщения.

Источники

1. Вересаев В.В.Повести. Рассказы. – М.: Правда, 1980.

2. Чехов А. П. Избранное. Горький, Волго-Вятское книжное издательство. 1970.

Использованная литература

3.Айхенвальд Ю.- Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.

4.Бахтин М.М. – Формы времени хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. — М.: Худож. Лит., 1975.

5. Гейзер И.М. А.П. Чехов и В.В. Вересаев. Писатели и врачи. http://chehov.lit-info.ru/chehov/articles/gejzer-chehov-i-veresaev.htm

6.Голдин В.Н. Очерк о творчестве В. В. Вересаева.

http://biblioteka-rus.ru/lit/text/22/57223/Veresaev/goldin-vladimir-ocherk.htm

7. Плотников Н. Появление русской интеллигенции. https://arzamas.academy/materials/1470

8. Соловьев В.С. https://studfile.net/preview/2359030/

9. Чагин А.И. Конец 19 века – начало 20 века. https://old.bigenc.ru/text/5061813

10. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. https://books-all.ru/read/346218-poetika-chehova-mir-chehova-vozniknovenie-i-utverzhdenie.html

11. https://www.tcmb.ru/images/doc/veresaev-2017.pdf

12. https://vakta.ru/food/veresaev-pisatel-i-vrach-neizvestnyi-veresaev-drugie-knigi-shozhei/

13. http://veresaev.lit-info.ru/veresaev/biografiya/aforizmy-i-citaty-veresaeva.htm

14. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вересаев,_Викентий_Викентьевич

15. https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov

16. http://sobolev.franklang.ru/index.php/konets-xix-veka/69-a-chudakov-chekhov-i-mir-ego-prozy

17. https://magazines.gorky.media/neva/2007/8/demifologizacziya-russkoj-intelligenczii.html

18. https://biblioclub.ru/index.php?page=author_red&id=857

19. https://rikk-service.ru/biografiya-veresaeva-vikentiya-vikentevicha-vikentii-vikentevich-veresaev.html

20. http://lib.ru/RUSSLIT/WERESAEW/zapiski.txt

21. https://www.zdrav.by/meditsina-belarusi-v-litsah/vrach-kak-lichnost-ego-samovospitanie-i-samoobrazovanie/

22. Писатели, которые были врачами, врачи, которые были писателями https://libra.nsu.ru/news/9

23/ https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/6098/1/23-Stepanov.pdf

Просмотров работы: 108