Введение
С давних времён на Южном Урале складывались предания и легенды. Людям было интересно сочинять такие истории и передавать их из поколения в поколения, создавая всё больше новых. Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах ее, о силе ее, об освоении ее людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. Тем не менее, познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости. [1]
Но почему люди так бережно хранят те воспоминания? Зачем нужны легенды, если они являются вымыслом? Зачем изучать это всё подрастающему поколению? Как предания связаны с фольклором народа?
Актуальность проекта: людям необходимы знания о родном крае не только о городах и достопримечательностях, но ещё и о фольклоре, традициях. Из легенд и преданий мы сможем подцепить для себя много новой полезной и интересной информации.
Проблема: не многие люди сейчас изучают фольклор и историю родного края. Я попробую исправить эту ситуацию, рассказав одноклассникам о некоторых легендах и опросив их, знают ли они какие-нибудь.
Гипотеза: Легенды Южного Урала могут подразделяться на несколько видов.
Цели проекта: 1. Изучение легенд города Коркино и посёлка Первомайского
Классифицирование легенд по жанрам
Задачи проекта:
Вспомнить историю Южного Урала
Определить, как зарождаются легенды
Исследовать несколько легенд
Выявить, чем похожи уральские легенды
Узнать, какие виды легенд существуют
Оценить знания моего окружения о легендах родного края
Выяснить, почему важно это знать
Опросить одноклассников, какие легенды они знают.
Теоретическая часть
1.1. Краткая история Южного Урала
«Край родной, то солнечный, то вьюжный,
Мудростью силён и красотой –
Пояс гор Уральских, древних, дружных –
Оберег Руси моей святой!»
Н. Пикулева
Урал - удивительный край, славящийся своими красотами. Вообще, название «Урал» с башкирского переводится как «пояс». Есть башкирская сказка о великане, который прятал богатства в поясе с большими карманами. Так, кстати, и появилась ещё одна легенда – великан растянул свой пояс на земле и он стал Уральским хребтом. Давайте ознакомимся с краткой историей Урала и узнаем, чем жили его люди, параллельно сочиняя легенды.
Заселение Урала началось ещё во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые определили это по сходству орудий труда. Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья. [2]
Не остался Южный Урал в стороне и от Великого переселения народов. Такие известные народы древности, как скифы и саки, населяли степи Южного Урала в VII – V веках до н. э. В III – II веках до н. э. из Центральной Азии сюда пришли хунну. Смешавшись на этих территориях с сарматами и частью лесного населения, они начали продвижение на запад, где стали известны под именем гуннов. В VI в. н. э., в эпоху тюркских каганатов, на территорию Южного Урала пришли первые носители тюркских языков. [1]
Но именно административное формирование территории Челябинской области началось в XVIII веке. Начинают возникать новые города вокруг заводов, развивается промышленность. В Троицке проводились ежегодные ярмарки, количество продаваемых товаров было очень большим, по масштабам они почти не уступали более крупным (Ирбитским, Нижегородским). XVII-XVIII века стали периодом, когда складывались предания и легенды Урала. [3]
В начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя — Танкоград. Труженики тыла в короткий срок перевели народное хозяйство на военные рельсы, обеспечили быстрое восстановление в восточных районах эвакуированных из прифронтовой полосы промышленных предприятий, организовали строительство новых предприятий тяжелой промышленности, резко увеличили выпуск вооружения, боеприпасов и снаряжения для фронта. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. [2]
1.2. Краткая история города Коркино
Коркино — город в Челябинской области России, административный центр Коркинского района. Свой статус он получил не сразу. Будучи изначально деревней, затем рабочим посёлком, только в 1942 году стал официально называться уральским городом. Как поселение Коркино возникло в середине XVIII века. По одной из версий название «Коркино» дал беглый каторжанин Афанасий – после его спасения от казни в кармане беглеца обнаружили корку хлеба и одним из первых уроков русского языка для него стал момент обретения фамилии Коркин в честь находки. Женившись на молодой вдове Марфе, Афанасий построил дома на берегу реки Чумляк подальше от любопытных глаз. Вскоре к Коркиным начали подселяться родичи Марфы из Еткульской крепости, а заимка постепенно превратилась в небольшой посёлок. Кстати, избушка Афанасия находилась в том месте, где сейчас располагается Библиотека семейного чтения (ул. Коммунальная, 47). [4]
В 1901 году, согласно документам, в деревне находилось 109 дворов. Улиц было не так много и все они назывались довольно простыми словами – Степная, Троицкая, переулок Яблочный и так далее. В тридцатые годы 20 века в связи с разработкой угольного месторождения началось строительство рабочего посёлка. В итоге их получилось два – «Старым строительством» и «Новым строительством» нарекли строители площадки. Сейчас «Новое строительство» - центральная часть Коркино. Постепенно количество улиц увеличивалось, системы в их наименованиях не прослеживалось и порой это приводило к серьёзным казусам в работе скорой помощи, почты и других служб. Ориентироваться становилось всё труднее.
2 октября 1942 года случилось долгожданное событие – посёлок Коркино получил статус города. После окончания войны появились улицы Сталинградская, 9 Мая, Победы, Матросова, Кошевого. В честь юбилеев Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи названы улицы 30 лет ВЛКСМ и 50 лет ВЛКСМ, Шахтёрскую улицу сменили на улицу Лермонтова. Некоторые названы в честь известных героев города – например, улицы Маслова, Панарина и Пушкова. [5]
Но главной достопримечательностью города долгое время являлось всё, что связано с углём. Коркинское месторождение каменного угля с геологической точки зрения признано одним из интереснейших в мире. Его строение настолько необычно, что там побывал Международный геологический Конгресс в 1937 году и 40 человек из различных стран восхитились увиденными диковинами и тёплым приёмом горожан. Каждый из них увёз с собой по кусочку угля в качестве напоминания об интересной и полезной экскурсии. Больше, чем пяти тысячами тоннами угля коркинцы внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. В этой затее участвовали даже женщины, образовав несколько отрядов. А некоторые горожане до сих пор на слуху у людей, когда речь заходит о победе – И.Федько, Н.Руденко, Н.Забелкин. Шесть с половиной тысяч коркинцев были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». [5]
1.3. Краткая история посёлка Первомайского
Приказом Министерства промышленности строительных материалов СССР от 18 апреля 1946 года № 10 вблизи железнодорожной станции Клубника и на базе Шеинского месторождения известняков, при которых ещё в 1930 году был основан небольшой посёлок, было намечено строительство Еманжелинского цементного завода. Рядом с заводом предполагалось строительство рабочего поселка на 2500 жителей. Строительство поселка и завода началось в 1949 году, когда первые строители, 60 комсомольцев, прибыли из Краснодарского края. В 1953 году строительство было объявлено Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Строители-добровольцы в основном приезжали с Новороссийского цементного завода. [6]
Начало строительства - это трудная для Советского Союза послевоенного времени эпоха восстановления экономики. Строительство было объявлено комсомольской стройкой. С разных концов Советского Союза комсомольцы и молодежь прибывали на Южный Урал, для многих из них он стал вторым домом.
Первомайский расположен в 35 км к юго-западу от Челябинска (столицы Южного Урала) на площади 370 га (см. подробней в разделе «география»). Численность населения составляет около 10,5 тысяч человек.
Название населенного пункта само за себя говорит о связи со славным праздником советских времен – Международным днём трудящихся (1 мая), а начало истории посёлка под названием «Первомайский» относится к середине прошлого индустриального века и тесно связано с разработкой месторождений известняков и строительной индустрией. Что интересно, в посёлке говорящие названия улиц – Первомайская, Школьная, Больничная.
На сегодняшний день Первомайский – энергично развивающийся посёлок, один из передовых в своём роде. [6]
1.4.Виды легенд
С помощью легенд из поколения в поколение передавались знания и опыт. Представители той культуры, в которой появлялся конкретный миф, искренне верили в истинность всего описанного. Именно условная достоверность преданий отличала этот вид устного творчества от сказок. При этом носители другого культурного кода, вполне могли считать легенды «соседей» всего лишь сказками.
Истории в этом жанре могут демонстрировать человеческие ценности и приписывать определённые качества, придающие вымыслу правдоподобие. Легенда, для её активных и пассивных участников, может включать чудеса. Легенды могут со временем трансформироваться, благодаря чему остаются актуальными. Легенда может бытовать как в устной, так и в письменной форме. [4]
Братья Гримм описывали легенду как «исторически обоснованную сказку». Профессиональное определение легенды было предложено современным фольклористом Тимоти Р. Тангерлини в 1990 году: «Легенда, как правило, представляет собой короткое (моно) эпизодическое, традиционное, в высшей степени адаптированное историческое повествование, исполненное в разговорной манере, отражающее на психологическом уровне символическое представление народных верований и коллективного опыта и служащее подтверждением общепринятых представлений ценностей группы, к традициям которой оно относится».
Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд. [3]
Мифологические легенды
Устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях и мифах.
Апокрифические легенды
Произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью.
Историко-героические легенды
Легенды, связанные с реальными событиями и людьми из истории.
Социально-утопичные легенды
Легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего. [7]
II. Практическая часть
2.1. Легенды города Коркино
Я представляю найденный мной легенды и отрывки из них.
Сказка о солнечном камне
«Издавна жили на земле уральской башкиры. Пасли в просторных степях табуны коней и отары овец. Добывали в дремучих лесах зверя и мёд диких пчёл. Издавна и сказку рассказывали о солнечном камне: тепло и свет несёт он людям…
Ох и залютовал как-то Салкын-мороз. Горы снега навалил, солнце тучами закрыл, птиц и зверей в норы загнал, пчёл поморозил. К людям подбираться стал: погасит огонь в очаге, забросает юрту снегом. Собрались башкиры, мудрецы-аксакалы седобородые. «Салкын-Мороз всё убил, - говорят. Надо к Солнцу идти, горячий камень просить. Нелегка дорога, трудна дорога к Солнцу. Кто пойдёт?»
Жил в те времена егет-молодец, сильный и гибкий, как охотничий лук из дерева тугая. Звали его Тугай-батыр. Встал он, по обычаю, в середину круга.
- Я пойду – говорит. Пойду, найду Солнце и возьму у него камень горячий.
Долго шёл Тугай-батыр. Хозяин тайги, медведь Койрыкбай, хотел задрать его, да сам шкуру еле унёс. Горный дух Каменного Пояса лавину камнистую на батыра наслал – остановил батыр страшный поток. В тундре полярной налетели волки – разогнал и их храбрец. Пришёл к Солнцу. Лежит оно в ямё чёрной, цепными псами сторожат его злые бураны. Взял Тугай-батыр нагайку, угостил славно сторожей. Разбежались с визгом собачьи бураны по тундре.
Говорит Тугай-батыр Солнцу: «Старики-аксакалы меня прислали. Совсем худо стало, шибко лютует Салкын-мороз. Дай солнечный камень!»
- Не жалко камня, тебя жалко, батыр, погубит Мороз, не простит смелости твоей.
- Стариков и детишек спасать надо. Зачем о себе думать?
Подаёт ему Солнце камни чёрные, блестящие.
- Бери, сколь унесёшь! Набросай в огонь – тут Морозу и конец!
Побежал Тугай-батыр обратно. Все солнечные камни раздал, один маленький камень остался.
Русского мужика Афоньку Коркина встретил – последний камешек отдал.» [5]
Таинственный колодец
«Бревенчатые и саманные избы, крытые камышом и соломой, подслеповато и печально смотрели на мир своими оконцами. Деревенская тишина лишь изредка нарушалась рёвом животных.
Беспросветной была жизнь маленькой деревушки Коркина, затерявшейся в уральской глуши. Люди здесь всегда бедствовали. Голод, нужда и нищета были их постоянными спутниками. В деревне свирепствовали различные болезни. Больные лечились у знахарей и бабушек-повитух. Не было в Коркино и школы.
Десятилетиями сея хлеб и занимаясь скотоводством, живя в темноте и невежестве, коркинские крестьяне не представляли себе, что в их деревне, на небольшой глубине, таятся огромные богатства – залежи каменного угля. Из поколения в поколение передавалась легенда.
Недалеко от деревни в небольшом берёзовом колке, приютившись между пашнями, неизвестно в какие годы и кем был вырыт неглубокий колодец. Весной крестьяне брали из него воду, сами её пили и лошадям давали. И вот однажды у колодца собралось много крестьян. Вдруг один из них, посмотрев на воду, поднятую из колодца, удивился: «Смотрите-ка, вода-то чёрная… ей Богу чёрная почему-то стала…»
Крестьяне начали креститься. С удивлением и страхом смотрели они на воду чёрно-бурого цвета. Седой хлебороб глухим голосом объявил: «От отцов и дедов слыхали мы, что вода в иной год бывает чёрная, а почему – никто об этом не знает… Не иначе, как притча какая-нибудь… Может, к беде? Поговорили мужики, покачали головами и на том и разошлись. Видно, Богу так и угодно.
Колодец-то засыпали. Вновь крестьянские сохи да сабаны начали бороздить землю. Мраком таинственности и суеверия был окружён колодец. Не знали крестьяне, что чёрная вода является признаком наличия каменного угля в их местности. Да и о самом угле они, вероятно, не имели никакого понятия. А ведь недалеко от здешних мест в 1832 году горный инженер Редикорцев обнаружил залежи каменного угля. [5]
Ансаровы огни
«Было это много лет назад там, где ныне Коркинские угольные разрезы землю бороздят.
Вот в те далекие годы, когда леса еще тут стояли, через них, словно опояска земли, дорога проходила. Круглый год, день и ночь шли этой дорогой караваны. Везли купцы из дальних стран свои товары.
В один из годов на землю пала ранняя осень, а за ней зима. Торопились купцы до большого снега добраться к жилью. А жилье их ждало у гостеприимного народа — башкир. Но как ни торопились купцы, как ни подгоняли верблюдов погонщики — черные снеговые тучи одна за другой носились по небу. И хоть днем теплело, таял снег — по ночам кругом все замерзало.
А в одну из ночей, когда путники были почти у цели, поднялся страшный ураган. Испугались люди, потеряв дорогу.
Принялись они молить небо, чтобы сжалилось оно над ними, но небо было неумолимо. И когда на землю пала тьма и все слилось воедино, они вдруг огонь увидали — четыре столба искры сыпали кругом.
Поначалу не поверили путники глазам своим, но когда поспешили, то от удивления об усталости забыли: из четырех ям поднимался огонь, и как ни дул на него ветер-великан, огни в ямах пуще разгорались. Возле одной путники увидали высокого сильного джигита, одетого в бешмет из медвежьей шкуры да в шапку, отороченную двумя золотистыми лисами. Обрадовались путники встрече с человеком, а узнав, что жилье близко, совсем повеселели.
Когда караван достиг жилья, туда пришел по просьбе купцов хранитель чудо-огня, джигит, по имени Ансар. Он рассказал путникам все, что знал об огне.
Поведал им Ансар, как возвращался он с охоты и заблудился. Кружил, кружил по степи и лесу, а все на одно и то же место возвращался. Ночь застала его здесь, посреди степи. Дело было летом. Набрал Ансар сухой травы, вырыл яму, чтобы ветер костер не загасил, добыл огонь. Но долго ли будет гореть сухая трава, уже сожженная прошлогодним солнцем? Пошел он снова собирать сухую траву и нечаянно взглянул на костер. Взглянул и обмер: огонь в костре по-другому пламенел, не полыхал, а ровным низким пламенем мерцал. Подбежал джигит к костру и диво увидал: сухая трава уж сгорела, а сама земля, черная, как камень-шайтан, ярко пламенела.
Не мог уснуть в ту ночь Ансар, все глядел и глядел на чудо, а когда забрезжил над землей рассвет, принялся копать новые ямы. Выкопал еще три, бросил в них сухой травы, поджег. И снова загорелась земля.
Вот с той поры и не было конца огню в четырех ямах. Не гасли эти костры…
Немало народа приезжало посмотреть на Ансарово диво. Немало и караванов останавливалось отдохнуть у чудо-огней, но никто не знал, почему земля горит, почему не гаснут огни. А Ансар все охранял огонь, стерег, чтобы не потушил кто-нибудь его. Постепенно отбился он от людей, оброс длинной бородой, стал молчалив, и время ранними морщинами на его лице глубокие рисунки начертало.
Забыл джигит счет сменам зимы и лета. Только огонь в земле манил его своей тайной, которую ни Ансар и никто другой не мог разгадать. Земля крепко держала эту тайну, неподвластную даже аксакалам-мудрецам.
Вот и поползли слухи по далеким становищам и кочевьям об Ансаровых огнях.
Дошла молва об этих огнях до визирей и самого хана. Ну, и как всегда — шепотки на ухо приближенных мулл — служителей самого аллаха.
— Противно аллаху неразгаданное чудо о горящей земле — Ансаровых огнях. Дело это самого шайтана, не иначе. И Ансар душу свою шайтану продал, — шептали муллы.
Впереди всех на черном, как сажа, коне, сияя богатым халатом, украшенным каменьями, ехал визирь, окруженный стражей.
Четыре конника подскакали к Ансару. Соскочили с коней и кинулись к нему.
Тут же он был связан и подведен к одной из четырех ям, из которой тихо и ровно земля пламенем дышала.
— Шайтан! Это шайтан! — кричал визирь и приказал без промедления бросить Ансара в яму с огнем.
Слово визиря — закон.
И видать, так пламенело его сердце, напоенное желанием вырвать у земли одну из ее тайн, что когда он факелом пылал — ни разу от боли не вскричал.
Но, говорят, — в том и сказки смысл, — как сгорел Ансар, сразу пламя в четырех ямах пропало, будто его и не бывало, только четыре глубоких, пустых ямы, как мертвые глаза земли, на небо глядели, наводя страх на людей, обходивших потом стороной это место.
Вот и конец сказке. Известно, что все проходит, как проходит день и даже век. Немало пронеслось годов с тех пор, как Ансар впервые прикоснулся к великой тайне, неразгаданной в ту пору, — тайне каменного угля.
В жизни не раз старинные сказки и легенды помогали людям открыть то, что уж давно время покрыло своим темным одеянием. Разве не помнят люди, что многие заводы строились там, где когда-то Чудские копани сохранились?
И сказка об Ансаровых огнях из поколения в поколение передавалась, как передавались и другие сказки. Вот, может, и натакала она ученого инженера Редикорцева полтораста лет назад искать Ансаровы ямы с чудом — горящей землей? Кто его знает?
Известно, что открыл инженер Редикорцев тайну земли — залежи каменного угля. В тех местах стояла всего одна избушка беглого человека Коркина, Потом, когда стали в этих местах шахты закладывать, назвали их Коркинскими.» [5]
2.2. Легенды посёлка Первомайский
В этой главе я представляю легенду поселка Первомайский «Золотой клад» и «Весеннее название».
Золотой клад
Есть предания, говорящие о том, что на конце радуги спрятано золотое сокровище. У радуги два конца, для нас конец слева. В посёлке Первомайском такая радуга тоже порой восходит на небеса. И уходит она в горку. В самую известную горку – Медвежку.
Давным-давно, когда мир был еще молодым и полон загадок, существовал горшок с золотом, спрятанный на конце радуги. Этот горшок, по преданию, обладал волшебной силой и обещал своему обладателю богатство и счастье.
Легенда гласит, что чтобы найти горшок с золотом, нужно найти место, где радуга касается земли. Именно там, на самом конце радуги, спрятано сокровище. Задача кажется невыполнимой, ведь радуга — это всего лишь оптическое явление, которое исчезает в течение нескольких минут. Но, несмотря на это, люди не переставали мечтать о горшке с золотом. И кто бы мог подумать, что спрятан этот клад именно под Медвежкой?
Однажды группировка из двухсот людей отправилась искать клад после дождя. На небе сияла ярчайшая за всю историю радуга. Она казалась такой близкой, что соблазняла путешественников на путь всё больше. И вот, наконец, кладоискатели дошли.
Они раскопали всё вокруг горки. Обыскали всю местность. Но ничего не нашли.
Ходят слухи, что эти путники затем погибли один за другим в течение года. Так опасна ли прелестная разноцветная дуга, сияющая в небе после дождя, таит ли в себе она жуткие тайны или эта история – всего лишь миф?..
(Легенду предоставил мой одноклассник, Мартюшов Иван).
Весеннее название
Однажды, годах в сороковых, услышал я одно стихотворение:
«В глубинке синего Урала,
Где на траве роса лежала,
На дивных ягодных полянах
Геологи нашли немало
Известняков и глин отличных.
Завод построен был»
«Как в сказке» - подумает читатель, прочтя эти строки. Лишь старожилам известно, каким нелёгким было строительство завода и посёлка. В 1957 году цементный завод был принят в эксплуатацию. Родился завод-гигант, пошёл цемент, заговорили мельницы и загудели печки. Со станции Клубника пошли гружённые цементом составы.
Именно из-за трепетной работы над строительством посёлка его и назвали Первомайским. В честь праздника мира, труда и мая – ведь, ходят слухи, завершено оно было как раз поздней весной.
(Легенду предоставила моя одноклассница, Патрикеева Анастасия).
2.3 Разделение легенд по видам
В этой главе я представляю диаграмму, которая обосновывает гипотезу моего проекта, что легенды Коркино и Первомайского подразделяются на несколько видов
Диаграмма
Получились следующие результаты: мифологические легенды – «Ансаровы огни» и «Солнечный камень», историко-географическая легенда – «Весеннее название», социально-утопичные легенды – «Золотой клад» и «Таинственный колодец».
Во время классификации легенд я опиралась на сюжеты. «Ансаровы огни» и «Солнечный камень» повествовали о волшебных явлениях – о ямах с огнём и солнечном камне соответственно. «Весеннее название» опиралась на историю посёлка. «Золотой клад» и «Таинственный колодец» рассказывали о повседневной жизни людей, слегка переплетённой с загадками.
Заключение
В течение работы над этим проектом я узнала много нового о родном крае. Не только о Южном Урале в общих чертах, но и о городе, в котором выросла, и о посёлке, в котором живу сейчас. Мне было очень интересно исследовать разные легенды, проводить опросы среди сверстников и анализировать изученное по жанрам.
Цель моего исследовательского проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью. Моя гипотезе подтверждена и обоснована.
Мне кажется, что узнавать родину с неизведанных ранее сторон всегда очень интересно и познавательно. Я выяснила, что у моего родного города довольно богатая предыстория. Параллельно читая книгу, которую использовала как один из источников информации для проекта, я открыла для себя много новых фактов и увидела знакомые места с совершенно другого ракурса.
Еще раз убедилась, что знание легенд родного края помогает больше любить и уважать свою малую родину.
Список использованной литературы
.uraloved-ru.turbopages.org%2Furaloved.ru%2Fs%2Fistoriya-zaseleniya-i-osvoeniya-urala&cc_key
https://chelreglib.ru/ru/pages/kray/chelregion/history/
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB
https://nashural.ru/culture/ural-characters/pavel-bazhov/
Л. К. Суслова «Коркино – мой дом»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0
https://scienceforum.ru/2017/article/2017033727