Литература является неотъемлемой частью нашего существования, нашей духовной и культурной жизни. Каждая новая эпоха влияла на развитие литературного творчества человека, принося с собой новые мировоззрения и знания. Наибольшее влияние на литературу продолжает оказывать философия. В любом художественном произведении сокрыт тот или иной философский посыл, который автор хотел донести до читателя. На современном этапе развития литературного творчества, в эпоху перемен, технического прогресса, глобальной сети Интернет, нейросетей и искусственного интеллекта особенно важно и интересно рассмотреть философские воззрения в литературе. Как все эти перемены, происходящие в мире, отразились в произведениях современных авторов и повлияли на их философские взгляды? Какие философские проблемы и вопросы волнуют их? Ответы на эти непростые вопросы я попытаюсь найти в прочитанных мною произведениях.
Одним из важнейших вопросов в современной литературе является вопрос о главном герое, ведь именно сквозь призму его восприятия автор доносит до читателя основной смысл своего произведения. Современный автор не всегда догадывается обо всех смыслах, которыми играет его произведение, однако это делает его уникальным, ведь не обязательно много знать о тексте, нужно придумать глубоко заряженную драматургическую ситуацию и вступить с ней в игру. Итак, кто такой герой современной прозы? Он не обладает суперсилой, он не плохой и не хороший, он просто старается жить и выживать, а для этого ему нужно познать себя. Вы хотите познать себя, потому что вы сами сделаны из тех же элементов, что вся вселенная, единственный инструмент чтобы понять себя – это ты сам. Рефлексия стала одной из главных тем современной прозы. Литературная рефлексия – это поиск новых способов самоидентификации и самовыражения, а также самосознание и самоопределение. Современному герою все больше и больше приходится изучать самого себя и свой внутренний мир для того, чтобы понять свое предназначение, обрести свой собственный смысл жизни. Он ищет причины своих неудач и ошибок и способ исправить их.
К примеру, возьмем пьесу Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». В ней мужчину лет 30 ловят и ведут в полицию, но обвиняют его не в преступлении, а в бездарном проживании своей жалкой жизни. Проведя допрос, полицейские сделали вывод, что человек из Подольска подобен животному, ведь в ходе допроса он жалуется на то, что его город неинтересен, люди вокруг такие же, да и рутина ему надоела. Однако сам человек из Подольска является частью всей этой серости, ведь каждый день на автомате тот ездит на работу, возвращается домой и так по кругу. Полицейские на протяжении всей пьесы создают ему почву для того, чтобы тот проанализировал самого себя и обрёл любовь к жизни, наконец начал жить по-настоящему. Таким образом, в пьесе угадывается философия самопознания и смысла жизни. И вправду, таких людей как Человек из Подольска тысячи. В нашем мире полно людей, не интересующихся своим городом, не желающих расширять свой кругозор или как-то развиваться дальше. Я считаю, что главная философия произведения заключается в том, что если каждый из нас будет хоть немного интересоваться миром вокруг, то и людям не будет казаться, что мы живем в сером мире.
Однако одним из основных предметов рефлексии становится не только духовный мир современного героя, но тело. Телесная рефлексия – это особая форма литературной рефлексии, ставящая целью своей поиск и обретение новой телесности, создание нового человека. Герои романа Арсения Гончукова «Доказательство жизни» - люди-цифры, люди-роботы, люди-нелюди. Автор размышляет о человеческой природе, способностью сознания существовать без тела, замены человека нейросетями. В рассказе «День рождения», который является частью данного романа, герои оцифровывают ребенка. Сможет ли ребенок изжить травму прощания с родной плотью или будет скучать по прежнему телу? Теперь он не чувствует ни боли, ни страдания, да и в целом такая форма существования безопаснее любой другой. Однако ребенок тоскует по телу и это доказывает, что человек-существо, которое не в силах безболезненно принимать новое, даже если оно совершеннее старого, у всех нас остается чувство тепла и любви пусть к старому, зато родному.
Каждый из нас хоть раз задумывался «а в чем же смысл во всем, что мы делаем, ведь мы когда-то умрем?». Не отходя далеко от фантастики, рассмотрим произведение Дмитрия Данилова «Саша, привет!». В антиутопичном мире писателя вернули смертную казнь за нарушения моральных норм. В это же время убийц, насильников и воров не подвергают наказаниям. Главный герой, Сережа, изменил своей жене с Илоной, за что получил приговор к смертной казни. Однако при вынесении приговора не объявляется дата исполнения, пулемет «Саша» может казнить главного героя в любую секунду его жизни. Сереже предстоит жить, думая о скорой смерти. Анализируя поступки главного героя, я понял, что перед смертью человек говорит правду, ему не хочется пафосных слов, как-то льстить. Врать кому-то потеряло всякий смысл, вместе с этим пропала и надежда на жизнь. Хотя Сережа еще жив физически, морально он себя уже похоронил. Такие выводы можно сделать исходя из того, что когда героя посетил психолог, Сергей скептически относился ко всему, что слышал, да и психолог говорила, что если будущего у героя нет, то сложно работать. А ведь пулемет «Саша» за время всего рассказа так и не сделал ни одного выстрела. Автор оставляет нам гадать, выстрелит пулемет или нет. Возможно, само наказание заключается в том, чтобы ожидать смерти. На мой взгляд, именно эпикуреизм является базисом рассуждений автора, ведь одним из его принципов является избавление от чувства страха перед смертью и наслаждению жизнью.
Героем современной литературы может быть даже не человек, а птицы или животные, ведь литература с начала ХХ века задавала себе вопрос: «Люди или животные? Кто такой человек: высшая форма материи или порода монстра?». Рассмотрим повесть-притчу Дмитрия Орехова «Журавлики», которую автор написал на эзоповом языке в ответ на «Скотный двор» Джорджа Оурелла. Представьте себе остров в океане, который называется Птичий Двор, и живут на этом острове журавлики тихо и спокойно по своим установленным правилам. Никто на земле не догадывался о существовании Птичьего дворика, пока на остров не приплыли крысы-мореплаватели. Наивные птицы очарованы пришельцами, заводят сначала дружбу с ними, потом торговлю, узнают об Утопуссии. А умные и хитрые грызуны постепенно захватили остров, установили на нем свои законы и правила. На острове появились деньги, кредиты, потребление. Вольная жизнь птиц закончилась. Крысы устанавливают не только экономические, но и политические порядки. Птичий двор постепенно превращается в крысиный двор. В данном произведении автор описал процесс колонизации, идеологию цивилизации, которая продолжает оправдывать экономическую и политическую экспансию, насаждение религиозных и моральных принципов. Идеи Дмитрия Орехова перекликаются с мыслями Эдварда Саида в его исследовании «Ориентализм», в котором Саид рассуждает о колонизации Востока Западом. Автор сравнивает крыс с мореплавателями-колонизаторами, которые вторгались и разрушали жизнь аборигенов. Автор допускает возможность брать от прогресса только лучшее, однако можно ли нести прогресс без разрушения?
Безусловно, в современном мире существует несчетное количество книг и в каждой из них, в той или иной мере, заложен разный смысл, сюжет, в каждую автор спроецировал собственные философско-эстетические взгляды. Литература была, есть и будет искусством, в котором невозможно выделить одну генерализующую идею. Однако, начиная со времен зарождения литературы, каждый человек видел в одном и том же произведении различный смысл и предмет философии, отличный от автора, но наиболее близкий читателю. В свою очередь, я, прочитав все вышеперечисленные произведения, могу сделать вывод, что увидел в большинстве рассказов, романов и пьес современников именно рефлексию в разных ее проявлениях, но это не отменяет тот факт, что человек в своих произведениях все еще рассуждает на многие другие вечные темы, например, на тему свободы, стоит лишь поискать такие книги – и вы найдете их. Я доказал это на примере небезызвестного произведения «Журавлики». Философия и литература являются непосредственно связанными сферами бытияи, подобно сообщающимся сосудам, оказывают влияние друг на друга.