Человек существует в контексте культуры и является частью общества. Современное культурное пространство ставит человека перед необходимостью постоянно обнаруживать, определять, опознавать себя. Человек находится в бесконечном процессе самоидентификации. Заходя на работу, в магазин, в ресторан, находясь в транспорте, человек постоянно контактирует с множеством людей, и в зависимости от ситуации меняет свое поведение. Современная жизнь разнообразна, люди находятся в коммуникации друг с другом и следуют тем правилам, которые установлены в данное время и в данном месте.
Каждый день человек играет множество социальных ролей, которые в течение дня сменяют друг друга. Роль – это шаблон, по которому строится поведение в конкретной ситуации: «строгий руководитель», «заботливая мать», «покупатель», «сын», «ребенок», «пациент», «избиратель» и т.д. В каждой роли скрыт свой смысл и задачи, и каждая требует от нас определённых человеческих качеств и действий. Роли соответствует своя маска – некий идеальный образ, которому мы стараемся соответствовать как во внешнем виде, так и в поведении. Маска существует для того, чтобы играть роль и оставаться при этом самим собой. Мы всецело зависим от социума, но с другой стороны хотим быть свободными и активно влиять на ход событий.
Общество, по мнению О. Уайльда, обращает внимание лишь на маски и насколько они соответствуют общепринятым образцам. При этом ирландский философ и писатель обращает внимание на то, что маски образуют фасад, по которому общество оценивает поведение человека, но не пытается понять человека, скрывающегося за ними.
Люди – существа социальные, и надевать своеобразные маски, т.е. разные социальные роли, вполне нормально. Соблюдение требований, предъявляемых обществом личности, позволяет поддерживать порядок и равновесие. Но постоянное ношение маски приводит к тому, что мы отдаляемся от самих себя, пытаясь устроиться, занять свое место в жизни, не обращая внимания на многие вещи, стесняясь самих себя, под давлением таких же игроков в прятки, как и мы сами. Как говорил Уильям Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры».
Отчуждение – вот то, что неизбежно для каждого из нас. Э. Фромм увидел причину одиночества современного человека в том образе жизни, который ему диктует общество, ориентирующее человека исключительно на потребление как главное жизненное устремление. Он отмечает, что во все времена существовало противоречие между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия. Человек становится чужим самому себе, ассоциируя себя с товаром, который необходимо продать подороже для использования обществом.Он неизбежно теряет ощущение собственного «я», всякое представление о себе как о существе единственном и неповторимом. Вещи не имеют своего «я», и человек, ставший вещью, также не может его иметь. Люди ищут себе пару, окружение для удовлетворения своих социальных потребностей, но так мы удовлетворяем лишь свое желание услышать одобрение, похвалу в адрес придуманного нами образа. Некий регулятор всегда должен существовать в нашей жизни, указывая путь, им и служат окружающие. Мы подстраиваемся под них и с помощью них исключаем природное одиночество, которое по сути своей является свободой, которой мы опасаемся и предпочитаем следовать навязанным принципам. Ведь обществу не интересна истинная сущность человека, его желания и стремления, его мечты и мотивы, ибо это требует ресурсов и нешаблонного мышления.
Именно об этом и говорит О. Уайльд. В родительской семье я – дочь, ребенок, на учебе – ученица, отличница, староста, в отношениях – подруга, а где-то – просто уставшая и одинокая душа, которую я никому не показываю по разным причинам. Потому что стыдно, потому что буду чувствовать себя жалкой и слабой, это опасно, просто не хочу и т.д. Лучше я всем покажу себя активную, инициативную и жизнерадостную. Нас с самого детства учат, что хорошо, что плохо, и почему в разных ситуациях одно и то же может выглядеть по-разному. И мы очень быстро начинаем понимать, что многое из этого невозможно объединить в собственной голове, слишком противоречивыми оказываются суждения. Однако запоминать приходиться. И даже более того – применять. Вот и получается, что в школе ты загнанный отличник, а дома – прекрасная дочь. Так и прирастают к нам наши новые роли, и иногда нам кажется, что это и есть мы.
В произведении «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд очень точно передает суть своего высказывания. Дориан прекрасен внешне и нравится всем, кто встречается на его пути, своими манерами и умением держаться в обществе. Однако настоящий он уродлив, его душа черна в отличие от света внешнего облика. Маска помогает ему существовать в обществе, она не является защитой, скорее приманкой, способом обмануть окружающих и скрыть поистине уродливое внутренне «Я». Картина подтверждает это своими изменениями. Несмотря на то, что художник передавал внешнюю красоту, в итоге портрет стал единственным истинным изображением человека, поглотив его маску и показав всем истинную тьму, сущность, скрывающуюся в Дориане Грее.
В романе Т. Головкиной «Побежденные», в котором описывается жизнь в послереволюционный период в России, один из героев, дворянин по происхождению, понимает, что «надо приспосабливаться к новым условиям существования». Он советует своей сестре-дворянке скрывать если не сущностное, то хотя бы истинное «Я», измениться внешне, и предстать «перед товарищами» в новом образе. «Изменить если не душу, то хотя бы манеру держаться, перекрасить шкурку в защитный цвет», «надо поставить себя так, чтобы никто на службе или в учебном заведении не смог заподозрить в тебе дворянку».
В произведении Эрих Марии Ремарка «Искра жизни» также присутствуют маски. Главный герой скрывается за своим номером в попытках защитить себя. Он упоминает свое настоящее имя всего два раза за все произведение, так как в попытках отыскать спасение он теряет себя и становится просто пятьсот девятым. Имя – это идентификатор человека, один из показателей его индивидуальности и стремлений. Потеряв себя, мы первым делом теряем именно его. Пятьсот девятый слился с маской покорности и смирения, воссоединился с образом, стал воплощением тишины и спокойствия. Под страхом настоящего и влиянием прошлого он предпочел посадить самого себя под прочный замок и свыкнуться с реалиями происходящего.
Маски скрывают нас и наши лица, подобно представлению актеров, игре, длинной в целую жизнь. Снимая маску, мы перестаем чувствовать себя защищенными, несмотря на то, что бывают моменты, когда мы хотим снять эту маску, так как становимся противны самим себе. В такие моменты возникает вопрос, а кем же я являюсь на самом деле. Попытки обмануть общество не больше, чем попытки обмануть самих себя. Мы прячемся без перерыва, меняем свои личины в зависимости от места, времени и тех, кто нас окружает, словно оцениваем обстановку, изменяемся в зависимости от жанра, происходящего действа: комедия – мы смеемся, трагедия – плачем. Никого не волнуют наши истинные чувства и мысли, порой, даже нас самих. Мы теряемся в образах, созданных для кого-то, устаем от них, но не можем избавиться, ведь слишком слились, привыкли, желая вписаться, занять наиболее выгодную позицию, оправдать ожидания, возложенные на нас. Мы пытаемся усилить свой голос, увеличить свою значимость, придать себе больше убедительности, подстраиваясь под внешний мир, но забывая о внутреннем мире.
Каждое время создает конгломерат социальных и ценностных ориентиров. В зависимости от сословной принадлежности, имущественного и социального ценза, образа мыслей, воспитания, образования, нравственных императивов индивид, прошедший различные уровни социализации и ставший личностью, отдает предпочтение тем или иным характерологическим признакам.Мы учимся носить маску с самого детства, когда взрослые запрещаю нам плакать или слишком громко смеяться, люди закрываются, пытаясь избежать нарушения их личных границ и переживаний. Однако маска становится неотъемлемой частью каждого из нас, нашей истинной личностью, а настоящая проваливается в небытие, боится показаться даже в моменты одиночества, так как забывается и вызывает дискомфорт своей оголенностью и открытостью, своим, как мы полагаем, уродством.