Многие писатели 1880-90-х годов писали о жутком укладе жизни и его влиянии на человеческое существование, Антон Павлович Чехов писал о том, как человек этому укладу противостоит. В своих рассказах Чехов придерживался волюнтаризма, он считал, что люди сами определяют свое место в обществе. Этап развития и благосостояние общества зависит от тех, кто это общество составляет и никак иначе. Благодаря этому взгляду, проблематика, представленная в его произведениях, всегда будет актуальна.
Название повести «Палата №6» выбрано автором в связи с местом происхождения основных событий. В то же время оно представляет собой символ общества, в котором одни мучаются, а другие их не понимают и не желают понять.
Основная идея повести – это показать читателям, чем чревато безразличие в обществе. Мы видим небольшой серый уездный город, который находится в далеко не лучшем состоянии именно из-за наплевательского отношения ко всему людей, живущих в нем. Этот город является прообразом России времен Чехова. Таким образом, писатель хотел всколыхнуть в умах и душах своих современников мысль об изменении себя, об изменении отношения к окружающим людям, к своей родине, к жизни. Для этого он продемонстрировал читателям главного героя, которого на протяжении всего произведения окружают одиночество, жестокость и равнодушие, постепенно приводящие к его смерти.
Автор осветил в повести как социальные, так и философские проблемы. А.П. Чехов обращает внимание на то, что люди спешат философствовать и проповедовать истину, несмотря на то, что сами являются глубоко безнравственными и душевно павшими. Рагин пытается учить людей и нести правду в мир, он говорит о страданиях, которых никогда не испытывал, будучи главным злом произведения, он желает научить людей правильной жизни и страдает от того, что никто его не понимает. Думаю, писатель хотел обратить внимание на то, что прежде, чем говорить о вере и философии нужно стать достойным человеком, по-настоящему понимающим и исполняющим то, о чем он говорит.
Система образов и героев произведения стала для меня наиболее интересным аспектом повести «Палата №6». Их можно рассматривать в различных вариациях, например, сама палата может являться отражением России того времени или же личным адом каждого человека, в ней живущего. Однако, как мне кажется, в основе этой системы лежит понятие «смертный грех», не имеющий прощения и ведущий к погибели души, искажающий замысел Божий о человеке. Большинство смертных греховДанте Альигериопределяет как извращённые или развращённые версии любви: похоть, обжорство и жадность – всё это чрезмерная или беспорядочная любовь к вещам; гнев, зависть и гордость – это извращённая любовь, направленная на причинение зла другим. Единственное исключение – это лень, недостаток любви. Семь смертных грехов есть семь путей к вечной смерти, стоит отметить, что Громов с Рагиным говорят о вечной жизни и тому подобных вещах. Важно сказать, что главные грехи от похоти до зависти обычно связаны с гордыней, которую считают матерью всех грехов.
Рассмотрим героев произведения, как семь смертных грехов. Ирония, один из любимых приемов Чехова, заключается в том, что грехи сумасшедших, обусловленные болезнью, являются безобидными и незначительными, но наказываются, в то время как настоящее зло в лице работников больницы и горожан остается безнаказанны.
Первый больной олицетворяет уныние: «глядит в одну точку», «грустит, … горько улыбаясь». Жид Моисейка – алчность: «ходит по улицам, останавливаясь у ворот и лавочек, и просит копеечку», «возвращается он во флигель обыкновенно сытым и богатым», «обещает каждому принести с улицы по копеечке». Сосед еврея с правой стороны (имя и род деятельности не дается) – чревоугодие: «нечистоплотное животное», «оплывший жиром, почти круглый мужик». Бывший сортировщик на почте – гордыня: «тайна», «надевает себе на грудь, снимает с нее воображаемого «Станислава второй степени со звездой».Паралитик – лень: лежит и ничего не делает из-за своего недуга. Громов – гнев: «угрюм», «говорит горячо и страстно, … негодуя … восторгом», речь «беспорядочна, лихорадочна, как бред». Последним грехом является доктор Рагин, его мы разберем в конце и более подробно.
Теперь рассмотрим горожан и работников больницы в аналогичной концепции. Никита – старый солдат, который сторожит больных, олицетворяет чревоугодие. Он «палач» в «палате», созвучие слов выявляет скрытую инновативную эквивалентность между значениями этих слов в повести Чехова. Сравнивается со сторожевой собакой, можно рассматривать как Цербера, который является сторожевым псом ада («степная овчарка», выражение лица «суровое, испитое», «кулаки здоровенные»). Дарьюшка (плохая кухарка Рагина) – уныние: «выражение тупой скорби на лице», а также ее нежелание что-либо делать. Почтмейстер Михаил Аверьяныч – гнев: «вспыльчив», «багровеет», «кричит громовым голосом», ведет себя грубо, свысока и «по-хамски». Ему также свойственна гордыня, что выражается в том, как он надевает военную форму, ведет себя «барственно, но гадко». Наконец, алчность тоже присуща почтмейстеру, она проявляется, когда он в Варшаве («Вавилоне») проигрывает целое состояние, разорив при этом доктора. Его образ схож с Громовым, разница лишь в том, что Громов имеет под собой основания, а Михаил Аверьяны нет, он таков по природе своего греха. Благолепный фельдшер – тщеславие: «бестолковость, близость, благолепность», старается «не запачкать своих ярко вычищенных сапогов», уделяет большое внимание своей наружности и похож, скорее, на сенатора. Смотритель – похоть: придается блуду, известен своими похождениями. Уездный врач Хоботов – зависть. Как и в интерпретации больных, последнее место занимает Рагин.
Если говорить о больнице, как о преисподней, то палата №6 является особым и самым значимым ее отделением. Персонажей следует рассматривать на контрасте, безобидные заключенные и по-настоящему опасные смотрители больницы, а также горожане. Вот только реальное зло находится на свободе, а мнимое страдает, что говорит о непросвещенности и глупости, а также безразличии представленного общества.
Больница – это главное место свершения грехов, преисподняя, а ее главный врач является олицетворением всех смертных грехов и главным злом города. Внешность Рагина говорит о его близости к грехам, в то время как его внутренний мир повествует о мягкости и чистоте (поношенная одежда, «тонкий, мягкий тенорок», деликатность «как бы мне», единственный раз, когда он выходит из себя и говоритгневно, он попадает в палату №6). В начале практики Рагин видит отрицательные черты больницы «безнравственное … вредное для здоровья жителей» заведение. В результате он перестает обращать внимания на больных и ничего не делает, «машинально задает вопросы». Он начинает предаваться чревоугодию (водка, пиво, лень), относиться к «беспорядкам равнодушно», «новых помешанных доктор давно уже не принимает, а любителей посещать сумасшедшие дома немного на этом свете». Когда Рагин видит новые открытия в медицинской науке, зависть овладевает им, но он отказывается от собственного развития, прописывает Громов лишь «холодные примочки на голову», «грустно покачал головой, … не следует мешать людям сходить с ума», «к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?». Прежнее наслаждение умом является блудом, а лень его главный порок. В тексте подчеркивается отсутствие настоящего ума у врача, хотя «ум и честность» – это то, что он ценит больше всего, он в тоже время предает второе ради первого «это какое-то недоразумение», «разберу после …», его душа и нравственность проявляются только в начале карьеры, пока он «работал очень усердно». У Громова действительно болит душа из-за пороков окружающего мира, а Рагин равнодушен.
Рассуждая о своей жизни, Рагин приходит к выводу, что «служил не честно», но изначально чувствует лишь обиду, ведь другие служат точно также. Эта мысль является сниженным вопросом Громова, почему именно они сидят в палате №6, а не другие. Кульминация повести – это попадание Рагина в палату №6, то есть главное зло, грешник, величайший из смертных грехов становится грехом мнимым, вынужденным. Развязка произведения – это смерть доктора, то есть погибель главного зла, что осознало свои грехи и пыталось бороться, прийти к добру, однако проблема равнодушия и безразличия не была решена. Можно говорить о том, что добро не побеждает зло, а поглощается им. Это нетипично для литературы, однако Чехов описывал реальность. Получается, добро всегда побеждает зло лишь в сказках, на самом же деле зло берет вверх, так как не гнушается ничем и заполняет все вокруг.
Ад на земле, нашедший свое пристанище в маленькой палате для душевнобольных, в ужасающей больнице, построенной в неприметном и отдаленном городе. Преисподняя поглотила все и не собирается останавливаться на своем пути, завлекая в пучину зла, боли и несправедливости всех без разбору. Словно водоросли, притаившиеся на дне, только и ждет момента, чтобы схватить и утащить человека в мрачную бездну, в глубину которой не проникает свет. Добро не всегда может победить зло и это истина, сокрытая в гениальнейшем произведении, ведь зло вездесуще, беспощадно и беспринципно. Как бы нам не хотелось верить в лучшее, все зависит от нас самих и нашего восприятия, сил, оставшихся для борьбы, и чувства меры, ведь желая победить зло, можно не заметить момента, в который твой разум затуманится, и ты сам станешь его воплощением.