В 1954 году свет увидела одна из моих любимых книг – «Властелин колец» Дж. Толкина. В своих письмах британский писатель отмечал, что его с малых лет печалила бедность родной страны, у которой не было собственных легенд, выросших на местной почве. Греческие, кельтские, германо-скандинавские, рыцарские романы – сколько угодно, но ничего чисто английского, хотя он все это очень любил. Исключением был артуровский цикл, но он был связан с Британией. Ему хотелось создать цикл легенд, которые будут посвящены Англии.
Созданная им книга поражает своими масштабами: разработанная география Средиземья, свод сказаний, легенд, песен, система языков, что придает удивительную достоверность. Возникает ощущение, что этот мир существует на самом деле. Многие исследователи в связи с этим пытаются найти отображение реальных событий и людей, сокрытых в символах и аллегориях. Однако сам писатель ничего подобного не видел: «Для меня аллегорический способ мышления, при котором, к примеру, под пятью магами подразумеваются пять чувств, абсолютно чужд. Эти пять магов просто есть, они – полноправные участники событий, описанных в моих книгах, и все». При этом его мир появлялся вместе с ним: «чем дальше я углублялся в тему, тем чаще мне встречались персонажи и события, которые повергали меня самого в изумление». Автор больше следовал сам за своими героями, чем он выводил их. По этому поводу в одном из своих писем Дж. Толкин написал: «В Бри я никогда не бывал. О Страннике, сидевшем в уголке трактирной залы, я знал не больше Фродо. Рудники Мории были всего лишь названием на карте, а Лориэн я увидел впервые вместе с Хранителями. Дом Эорла, наместники Гондора и лес Фангорн объявились, словно по собственной воле …».
Ему удался удивительный мир, который живет своей жизнью. Как ему это удалось? На этот вопрос писатель однажды ответит, что не трудно придумать зеленое солнце, трудно придумать мир, в котором оно будет естественное. Именно естественность и органичность созданного мира и объясняет ощущение, что этот мир существует на самом деле. По моему мнению, достичь этого удалось за счет того, что, будучи профессионалом в области филологии и мифологии, Дж. Толкин наделил Средиземье богатством германо-скандинавского эпоса англо-саксонского варианта.
Пространственная «модель мира» «Властелина колец» опирается на индоевропейские корни, что нашло свое отражение в существовании трех миров: верхний, средний и нижний. Все основные события происходят именно в среднем мире – Средиземье, которое населяют разные народы: эльфы, люди, гномы, хоббиты, энты, и др. Верхний мир в эпопеи представлен мало. Упоминание о нем мы встречаем лишь в речах эльфов и их песнях, в рассказах Гэндальфа. Наиболее полно его Дж. Толкин раскрывает в другом произведении – «Сильмариллионе», как и нижний мир, к которому относятся демоны и существа древнего мира, включенные в основной сюжет трилогии. Это было связано с тем, что писатель собирался изложить основные события во всех подробностях, а прочее изобразить двумя-тремя мазками. Создаваемый им «цикл легенд» должен был выглядеть как единое целое, но в то же время производить впечатление незаконченности, тем самым, приглашая нас поучаствовать в его создании, отправиться вместе в увлекательное путешествие.
Индоевропейские корни имеют также цифры «3» (три мира, эпохи), «7» (семь звезд и камней), «9» (девять черных всадников и Хранителей), образы (гора, белое древо и т.д.). Сам сюжет представляет собой описание путешествия героев с преодолением трудностей и сменой маршрута,во время которогопроисходит продолжительная борьба героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части.
Подобно древнегермано-скандинавскому эпосу в центре внимания находится фигура героя, один на один встречающий свою судьбу, и все сосредоточено на том, как он ее встретит. Особенностью произведения Дж. Толкина является то, что достаточно сложно выделить в многообразии персонажей истинного героя. Вслед за своей судьбой идет Фродо, который вопреки злу и «воле Врага» получает кольцо. Сталкиваясь с почти непреодолимыми внешними препятствиями, ведя мучительную внутреннюю борьбу с властью кольца, которое любой греховный помысел усиливает во много раз, продолжает идти вперед к своей цели. Арагорн, наследник Исильдура и трона Гондора, проходит долгий путь от Странника до Короля людей Запада. Гэндальф, который после битвы с Демоном древнего мира, возвращается для того, чтобы завершить «то, что предназначено судьбой». Вокруг него и Арагорна объединяются народы Средиземья, мобилизуя все свои возможности, чтобы победить. Хоббиты: Сэм, Мэри и Пиппин проявляют образцы преданности, мужества, находчивости в самых трудных и опасных моментах, когда никто от них ничего подобного не ждет. Каждый из них, подобно эпическим героям, свободно принимает свою судьбу, последствия своих решений и деяний.
Древнегермано-скандинавский эпос опирается на два ключевых понятия – смерть и слава. Оба этих понятий постоянно фигурируют на страницах трилогии. С одной стороны, мир Рохана и Гондора – это мир древней воинской славы. Для них смерть лишь способ обретения бессмертия: ибо только со смертью они достигнут завершенности, и только слава останется после них. С другой стороны, смерть – это лишь продолжение пути. Сам Дж. Толкин написал об этом так: «Это повествование не о Власти и Могуществе (история борьбы за власть – лишь основа сюжета), оно – о Смерти и Бессмертии».
Мир Рохана и Гондора существуют по законам героической эпики. Перед нами предстают образцы воинского поведения: храбрость, верность, мужество, воинское братство и т.д. Самым ярким примером, наверное, является призвание Арагорном «войска мертвых». Воины, которые в минуты опасности нарушили данное слово прийти на помощь, были прокляты Исильдуром – не знать покоя пока они не исполнят клятвы. Верность дружинника или вассала господину, длящаяся вплоть до смерти воина, была одной из ценностей в героической эпике.
Подобно героической эпике Дж. Толкин не делит героев на положительных и отрицательных: хоббиты туповаты и ленивы, эльфы горды до спесивости, гномы алчны, люди легкомысленны и даже маги вероломны и охочи до власти. Белое и черное в персонажах перемешано. Даже, казалось бы, абсолютно отрицательные персонажи совершают поступки, которые способствуют победе добра: Горлум – «скользкая тварь» – способен на добрые поступки.
Богатый предметный мир играет особую роль в кульминационных моментах, в сценах наивысшей напряженности, драматизма. В эти моменты сфера вещей уплотняется и делается наиболее ощутимой. Они включены в сферу активности персонажей в качестве неотъемлемого и важнейшего ее компонента. Они не только служат ее героям, но и оказывают на них воздействие. Мир предметов это не просто их хаотичное нагромождение, а это вещи, обладающие большой этической ценностью. Главное место среди них занимает оружие, кони, огонь, пир, и т.д.
Важное место в произведении Дж. Толкина занимают категории Права и Равновесия. При соприкосновении человека с магическим предметом или социальным статусом последствия зависят не только от опыта или магической силы, но и от правомерности совершаемого действия. Гэндальф с поклоном отдает Арагорну Палантир, как только понимает, что тот имеет право владеть им. И Арагорну удается вырвать Палантир из-под контроля Саурона, хотя о каком-то сравнении уровня магических способностей не может идти и речи. Категория Равновесия во многом возвращает нас к языческим принципам взаимоотношения человека и мира. Именно ради сохранения Равновесия в мире ни один маг не будет пользоваться своей силой, если для того нет необходимости. Для сохранения Равновесия в мире против девяти Черных Всадников выступают девять Хранителей кольца.
Сводить «Властелина колец» Дж. Толкина к какой-то одной схеме, искать ее истоки, наверное, невозможно. «Властелин колец» – это сложная и глубокая книга. Она содержит философские, моральные и религиозные принципы, которые имеют отличную от реального мира форму. Это книга, которая «появилась на свет потому, что так было суждено, и должна жить своей жизнью».
Популярность произведений фэнтези многие усматривают в том, что они дают возможность уйти от реальности. Ведь волшебные путешествия в выдуманном мире это словно билет в детство, который в зрелом возрасте дарит отдых от проблем и суеты современного мира. Возможно, в этом есть доля истины. Однако мне кажется, что причина лежит несколько глубже. В современном мире человек испытывает душевный дискомфорт, он стремиться вернуться в «детство», но не человека, а мира. В то время, когда человек жил в единстве и согласии с окружающим миром, когда место человека было весьма определенным, а его взаимоотношения с природой – четко регламентированы. Это состояние сохраняется в нас пока мы дети, но теряется с возрастом. В своем эссе «О волшебных сказках» Дж. Толкин писал: «Пораженные недугом современности, мы остро ощущаем и уродство наших творений, и то, что они служат злу. А это вызывает желание бежать – не от жизни, а от современности и от созданных нашими руками уродств». Мир Средиземья – это мир коллективных архетипов, к которым стремиться наша душа, чтобы обрести вновь состояние гармонии и естественности.