Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он (Наполеон I Бонапарт)

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он (Наполеон I Бонапарт)

Литевский М.Г. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Нечаева С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире проблема власти является одной из самых актуальных тем для обсуждения. Это связано с тем, что власть играет ключевую роль в обществе и влияет на жизнь каждого человека. В моей жизни власть – это я сам, старшая сестра, родители, староста класса, директор школы, тренер, полицейские, президент и т.д.

Английский философ Б. Рассел считал власть фундаментальным понятием науки об обществе в том же смысле, в каком энергия является фундаментальным понятием физики.Власть – это возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Власть может осуществляться в форме власти над собой, над обстоятельствами, над природой и над людьми.

Власть настолько же распространенное явление, насколько сложное. Не секрет, что само слово «власть» воспринимается чаще всего негативно. Существует известное высказывание «власть развращает». С властью объективно связано насилие. Проведенный в 2016 году онлайнопрос, посвященный анализу ассоциаций со словом «власть», показал, что список наиболее часто встречающихся в ответах респондентов ассоциаций возглавили «деньги» (10,4 %), «сила» (9,3 %), «ответственность» (2,5 %). Но положительная сторона феномена власти также имеет значение для общества. Ведь руководство, лидерство, авторитет, убеждение связано с властными полномочиями.

Наполеон Бонапарт в своем высказывании раскрывает одну из основных проблем сущности феномена власти: она может выступать маркером развития личности. И для меня, как современного молодого человека, важно понимать внутренние механизмы стремления к власти.Философы полагают, что мотивация власти имеет два основания, противоположных по своей сути. Первое связано с эгоистичной природой человека, когда стремление к обладанию властью продиктовано стремлением привилегированному обладанию ресурсов. Второй мотивационный комплекс связан с альтруистским началом, в этом случае власть становится инструментом повышения эффективности процесса помощи окружающим.

А. Адлер считал, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни: это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Эта «величайшая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности развита у всех людей. А.Камю в повести «Падение» описывал проблему власти, как непременную составляющую жизненных установок мира людей: «Я хорошо знаю, что нельзя обойтись без господства и без рабства. Каждому человеку рабы нужны как воздух. Ведь приказывать так же необходимо, как дышать. Вы согласны со мной? Даже самому обездоленному случается приказывать. У человека, стоящего на последней ступени социальной иерархии, имеется супружеская или родительская власть. А если он холост, то может приказывать своей собаке». Французский писатель и философ рассматривает власть как потребность, то есть рассматривает ее как естественное состояние в обществе, которое предопределяется самой природой. Власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека и животных. В зоопсихологии доминантность особи позволяет ей получать привилегии, это обстоятельство находит свое выражение, прежде всего, в приоритетном доступе к пище и возможности оставить потомство. Так, например, у высших животных (приматов) возможность оставить потомство напрямую зависит от места в иерархии стада: чем оно выше, тем возможности больше. В современном обществе для человека властные привилегии означают доступ несравненно к более широкому кругу ресурсов.

Итак, первым базовым основанием мотивации к власти являются инстинкты животного, претерпевшие в ходе социальной эволюции значительные трансформации и укоренившиеся в сфере бессознательного. Дж. Лассуэлл разработал гипотезу, согласно которой некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти и других личностных ценностях как средствах компенсации неудовлетворенных базовых потребностей. По его мнению, проявляющаяся во все более сильной форме потребность во власти имеет компенсаторное происхождение: обладание властью психологически компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью. В романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать» главный герой Старк проходит путь к власти от простого парня до изощрённого и безжалостного циника-интригана, политика высокого ранга. В аниме «Атака Титанов» главный герой Эрен Йегер после потери родителей из-за атаки титанов по мере получения все большей власти превращается из героя, стремящегося защитить свой народ, в безжалостного убийцу, готового идти на любые жертвы ради достижения своей цели.И подобных примеров история знает немало. Наполеон Бонапарт до восхождения на императорский престол был известен как полководец, который действовал в интересах Французской республики. Однако после коронации он стал стремительно превращаться в деспотичного монарха, чьи амбиции распространялись далеко за пределы Франции.В психологии существует названный в честь него «комплекс Наполеона» или «синдром коротышки» – набор психологических качеств, который принято приписывать низкорослым мужчинам: высокомерие, властность, агрессивность, призванные компенсировать чувство неполноценности из-за слишком низкого роста. Адольф Гитлер, до того, как прийти к власти, он был неудавшимся художником и ветераном Первой мировой войны. После назначения канцлером, а позже став президентом Германии, он начал строительство Третьей империи, которая обеспечит стране возвращение довоенного благополучия и уничтожения версальских цепей, но в итоге приведшая к гибели миллионов людей.

Однако существуют и прямо противоположные основания стремления к власти. Если обозначенные выше мотивы, связующим звеном которых является тезис «другие для меня», то существуют прямо противоположные мотивы, связанные тезисом «я для других». Биологическая основа стремления к доминированию эгоистична, она роднит человека с животным. В человеке в отличие от животного может наличествовать альтруистическое начало, что накладывает свою специфику на стремление человека к власти. Здесь мы говорим о совсем ином аспекте стремления к власти, которое следует отличать от животного стремления к доминированию. Альтруист стремится к власти не потому, что хочет получить привилегии, наоборот, он часто жертвует жизнью ради помощи окружающим. Ему нужна власть для того, чтобы сделать процесс помощи людям более эффективным. Для некоторых людей власть лишь инструмент, который может повысить эффективность их помощи окружающим. Пётр I вошел в историю России как великий реформатор. За период его царствования было издано более 3000 законодательных актов, заметно изменивших жизнь страны. Главным итогом петровских реформ стало преодоление серьезного отставания России от европейских держав в военной, экономической, политической областях. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам. Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем. Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.Елизавета Глинка – российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. В 2007 году она основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат. Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей.

Власть является необходимым инструментом для управления обществом, но она должна использоваться ответственно и справедливо. Источниками мотива власти могут быть как обладание силой, компетентностью, авторитетом, так и желание компенсировать недостаточность этих личностных качеств, желание избавиться от тревожности вследствие указанной недостаточности. Потребность власти является результатирующей пяти потребностей (в свободе, удовольствии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации) и неотъемлемым компонентом структуры личности. По моему мнению, какого качества будет власть, находящаяся в руках человека, зависит не только от его желания, но и от неосознаваемых мотивов, приведших его в эту деятельность, а также от условий социальной среды, в рамках которой и осуществляется властная деятельность. Таким образом, власть, согласно высказыванию Наполеона, является своего рода лакмусовой бумагой заложенного потенциала в человеке. Поэтому важно помнить о последствиях своих действий и стремиться к созданию справедливого и гуманного общества.

Просмотров работы: 8