Модель технического средства (координационная лестница) для физической и технической подготовки юных футболистов в школьных клубах

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Модель технического средства (координационная лестница) для физической и технической подготовки юных футболистов в школьных клубах

Печнев К.В. 1
1МКОУ СОШ №7
Печнев В.Р. 1
1МКОУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Первые шаги к развитию детского футбола в России были сделаны в конце XIX — начале XX века, когда футбол начал внедряться в массы. Иностранные студенты и рабочие принесли этот вид спорта с собой в Россию и начали организовывать первые матчи на открытых площадках. Однако настоящий импульс для развития детского футбола появился в 1930-х годах, когда в Советском Союзе началась широкомасштабная деятельность по организации массовой физической культуры и спорта. С середины 20-х годов и особенно в 1950-60-х годах началось массовое создание детских футбольных секций и школ. Это был важный этап в развитии детского футбола, так как появление школ позволило детям не только попробовать себя в этом виде спорта, но и получить профессиональное обучение от опытных тренеров. Государственная поддержка спортивных программ также сыграла значительную роль в развитии детского футбола. Специализированные спортивные школы и академии стали центрами подготовки талантливых детей, которые могли продолжить свой путь в профессиональных клубах.

Детский футбол в России имеет богатую историю развития, начиная с первых шагов в массовом физкультурно-спортивном движении и заканчивая современными программами тренировок и спортивными инициативами. Этот вид спорта не только способствует физическому развитию детей, но и формирует важные жизненные ценности, такие как дисциплина, ответственность и стремление к победе. Развитие детского футбола в России продолжает наполнять спортивный мир талантливыми и амбициозными молодыми игроками.

Актуальность: основывается на том, что в таких небольших городах как наш (г. Тавда) отсутствуют специализированные детские футбольные школы. Вся нагрузка в подготовке юных футболистов ложится на общеобразовательные школы и учителей физической культуры. Зачастую ребята которые увлекаются и играют в футбол не имеют возможности пользоваться на тренировках даже простейшей футбольной материальной базой, что не лучшим образом сказывается на профессиональном развитии юных футболистов.

Возникает противоречие, между тем, что отсутствие даже простейшей материальной базы для тренировок по футболу, как минимум замедляет развитие необходимых навыков у футболистов и тем, что обширное использование специализированной материальной базы и технических средств выступает как прогрессивное влияние на профессиональное развитие юных футболистов.

Исходя из вышесказанного, проблема исследования: как показать начинающим футболистам, ребятам, которые уже продолжительный период времени увлекаются и играют в футбол, а также тренерам, учителям физической культуры, способы самостоятельного изготовления технических средств, которые можно использовать на тренировках, формирования и развития навыков в игре футбол.

Цель: создание алгоритма действий по изготовлению технического средства – координационная лестница и демонстрационного видеоролика по её применению.

Задачи: - выявить экономическую эффективность при самостоятельном изготовлении координационной лестницы;

- разработать алгоритм действий по изготовлению технического средства – координационная лестница;

- сделать для ребят, увлеченных футболом видеоролик по способам применения координационной лестницы.

Объект: школьные тренировки по футболу.

Предмет: игра «Футбол».

Гипотеза: улучшая свои спортивные навыки – укрепляем здоровье, развиваем в себе личность, патриотизм и защищаем Отечество.

Методы исследования: изучение источников информации, анализ, постановка проблемы, моделирование.

Результат: модель технического средства (координационная лестница) для физической и технической подготовки юных футболистов в школьных клубах, видеоролик по способам применения модели технического средства (координационная лестница).

Новизна: разработан алгоритм действий по изготовлению технического средства – координационная лестница (бюджетный вариант).

Характеристика координационных способностей

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение. Относительно двигательной деятельности человека (ребенка) употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды.

КООРДИНАЦИЯ – это способность ребенка рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Для характеристики координационных возможностей ребёнка при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость».

ЛОВКОСТЬ - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Координационная способность — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко.

В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е. имеют хорошие «общие» координационные способности, а также есть дети с нарушением этих качеств.

Определение координационной лестницы

Координационная лестница является снаряжением, нацеленным на активные спортивные упражнения. Упражнения на координационной лестнице заставляют нервную систему ребенка посылать дополнительную информацию в его мышцы с огромной скоростью, включая в работу все больше и больше клеток. Это помогает детям быть быстрее, расторопнее, и подвижнее. 

Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции мышц голеностопа. Она предполагает постоянное наращивание различных спортивных возможностей.

Вид координационной лестницы

Координационная лестница выполнена своими руками и является ничем иным как тренажёром, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных навыков при выполнении движений, а также для развития маневренности, силы, выносливости, координации (контроль баланса тела) движений и для синхронизации двигательных навыков.

Моя координационная лестница работает по принципу развития общих спортивных навыков, которые могут быть перенесены и в другие виды спорта. Лестница была сделана и спроектирована своими руками из «бросового материала» Лестница имеет отдельные ячейки, размеры которых легко регулируются.

Направленное совершенствование координационных способностей

Изучив литературу по развитию быстроты и координации у детей, я пришел к выводу, что координационная лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров. Инструктор или учитель по физической культуре использует её как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

Таким образом, использование упражнений с координационными лестницами позволит сформировать у детей координационно-скоростные способности, интерес к занятиям подвижным играм, а также к физической культуре в целом.

Применяется основной принцип работы с лестницей - от простого к более сложному.

При работе с лестницей используются 3 основных двигательных навыка:

  • упражнения в ходьбе

  • беговые упражнения

  • прыжки

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения. Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными упражнениями для детей, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

Методические рекомендации по использованию

координационной лестницы

На первом занятии с использованием координационной лестницы следует провести инструктаж. Перед каждым последующим занятием по физической культуре детям нужно напоминать:

  • какая должна быть дистанция при выполнении упражнения.

  • наступать на пластины лестницы нельзя.

  • при выполнении упражнений спину держать прямо.

На занятиях по физической культуре координационную лестницу можно применять в вводной, основной и заключительной части занятия. Основным принципом планирования занятий с использованием координационной лестницы является постепенное усложнение упражнений. Младшая, средняя и старшая группы выполняют основные виды движений с применением координационной лестницы по возрасту. Если ребёнок на свой возраст выполняет упражнение правильно, можно его усложнить. Если он и в этом случае выполняет упражнение хорошо, можно дать ему упражнение из следующей возрастной категории и. т.д.

Применение координационной лестницы служит прекрасным дополнением к занятиям по футболу и урокам физической культуры. Её можно использовать в самостоятельной деятельности и в группах. С помощью лестницы развиваются такие качества как сила, ловкость, быстрота, координация движения.

Правила использования.

1. Обязательная разминка перед выполнением упражнений.

2. Выполнение задания по очереди.

3. Коррекция осанки.

4. Чёткое и правильное выполнение упражнений на скорость, не стоит торопиться (сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость).

5.    Переходить от простого задания к более сложному.

Процесс создания продукта

Современный мир сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Школьникам необходимо овладевать всеми этими технологиями, в той или иной степени. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно научить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, а также использовать новшества, помогающие нам в разы упростить решение той или иной задачи. Я часто с огромным изумлением, прихожу к выводу, что все новшества и идеи лежать прямо на поверхности и по большому счету не требуют каких-либо больших материальных и физических затрат.

Идея создания продукта была выбрана не случайно, ведь для укрепления здоровья важно заниматься спортом, а для занятий спортом, как известно нужны те или иные условия.

Я со своим руководителем, довольно-таки легко, определили тему, цели и задачи нашего проекта, составили поэтапный план реализации, распределили обязанности.

Практическая ценность моего продукта - самостоятельно изготовленной координационной лестницы и видеоролика по способам применения координационной лестницы состоит в том, что всё это может быть использовано на футбольных тренировках, в процессе подготовки к тематическим спортивным мероприятиям, урокам физкультуры. Видеоролик можно разместить в качестве обучающегося материала в социальных сетях, сообществах, сайте школы и др.

Итак, рассмотрим основные этапы создания продукта. Разберем все важные моменты.

Технических средств для подготовки футболистов достаточно много, но не все они доступны в школьных секциях. Конечно же всё можно купить в специализированных магазинах но не всегда возможно. И одна из причин высокая стоимость профессионального оборудования. Координационная лестница в специализированном магазине стоит в среднем от 1500 рублей и выше, к тому же иногда приходиться учитывать и стоимость доставки покупки.

Я - будучи старшим наставником у юных футболистов, могу с лёгкостью изготовить данную лестницу и затратить незначительную сумму на покупку материала.

1 этап: для перемычек могут подойти любые остатки пластика, я использовал сломанные горизонтальные жалюзи.

2 этап: нарезать перемычки одного размера.

3 этап: по краям перемычек сделать 4 отверстия , надрезы между ними, таким образом получаться параллельные пазы.

4 этап: здесь требуются небольшие вложение, для приобретения ленты - стропы для шитья, средняя стоимость 230 р.

5 этап: продеть стропу в отверстия и распределить перемычки на одинаковом расстоянии.

Как результат - координационная лестница готова (ПОКАЗ) , она мобильна, так как гибкая, легко переносится, занимает мало места при хранении, а если приложить ещё чуть усилий – хотя для меня этот этап оказался самым сложным- спасибо нашему педагогу технологии, то можно сшить чехол, что позволит её с лёгкостью переносить из зала на футбольное поле .

Таким образом, если есть желание, а рядом поддержка тренера или старшего наставника, то возможно увеличить число ребят в школьном клубе без потери качества технической подготовки футболистов.

Подготовка к съемкам. В подготовку к съемкам вошли у нас: ведение проекта, написание режиссерского сценария, раскадровка и анимация, подбор съемочных мест, реквизита и др.

Съемка ролика. Работа съемочной группы, производство видеоматериала. Ни для кого не секрет, что для создания качественного контента необходимо сделать несколько дублей, что нами было собственно и сделано.

Работа с материалом после съемок. Включала в себя: черновой монтаж, черновой звук, чистовой монтаж, чистка, обработка, цветокоррекция и т.д.

Заключение

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма, т. к. недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов. Не случайно дети, которые мало занимаются физическими упражнениями, болеют чаще тех, кто занимается ими регулярно.

Техническое средство – координационная лестница отличает богатое двигательное содержание. Координационная лестница является эффективным средством развития координационно-скоростных способностей, таких, как координация, ловкость и быстрота, которые необходимы как в футболе, так и во многих видах спорта.

Регулярная тренировка футболистов на координационных  лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движению, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия.

В своей работе я хотел показать, что футболистам необходимо развивать скоростные и координационные способности, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям футболом, физической культуры, спортивным играм и соревнованиям.

В дальнейшем я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Показать мастер-классы по использованию координационной лестницы, как на школьном, так и на муниципальном уровне;

  • Показать мастер-классы по изготовлению координационной лестницы, как на школьном, так и на муниципальном уровне;

  • пропагандировать использование координационной лестницы как на спортивных тренировках так и в домашних условиях.

Библиографический список

  1. Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта,1985. -56с.

  2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. - М., 2002. -240 с.

  3. Координационные способности: диагностика и развитие. -Лях В.И., 2006 г. - 132с.

Просмотров работы: 12