Упражнения эстетической гимнастики для снятия усталости у школьников

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Упражнения эстетической гимнастики для снятия усталости у школьников

Столбова М.И. 1
1МАОУ лицея № 48 г. Краснодар
Федосеева Н.Б. 1
1МАОУ лицея № 48
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я занимаюсь эстетической гимнастикой с 4 лет, участвую в различных соревнованиях. Мне очень нравятся эти занятия. В сентябре началась моя школьная жизнь. Теперь я ученица 1 класса МАОУ лицея №48 г. Краснодар. Учиться мне тоже нравится, но, бывает, очень тяжело сохранять бодрость на весь учебный день. Когда я чувствовала усталость, начинала выполнять упражнения эстетической гимнастики. Мне становилось легче, я ощущала прилив сил. Тогда я задумалась, как может помочь эстетическая гимнастика для снятия усталости. У меня возникла идея подобрать упражнения для снятия усталости и сделать подарок ученикам моей школы в виде видеокомплекса упражнений для физминуток и утренней зарядки.

Тема моего проекта: «Упражнения эстетической гимнастики для снятия усталости у школьников»

Цель проекта: определить упражнения эстетической гимнастики для снятия усталости у школьников.

Исходя из цели исследования, мне предстоит решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по теме.

  2. Выявить значение эстетической гимнастики на здоровье школьника.

  3. Описать упражнения для шеи, спины, рук и ног.

  4. Провести анкетирование.

  5. Разработать фото и видеокомплекс "Упражнения для снятия усталости у школьников".

  6. Сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ, анкетирование, описание, наблюдение, сравнение.

Актуальность исследования заключается в том, что двигательная активность является естественной потребностью человека. Школьники, не двигаясь на уроках, быстро устают, снижается внимание и память. Снять усталость и напряжение помогут упражнения эстетической гимнастики.

Объект исследования – эстетическая гимнастика.

Предмет – упражнения эстетической гимнастики для снятия усталости.

Гипотеза исследования. Предположим, что для снятия усталости необходимо выполнять упражнения эстетической гимнастики для шеи, спины, рук, которые благотворно влияют на физические, личностные, интеллектуальные качества школьников.

Практическая значимость заключается в том, что видеокомплекс упражнений может быть использован   учителями и учащимися при проведении зарядки, физминуток на уроке, а также самостоятельно для снятия усталости.

Продукт проекта: информационный буклет, видеокомплекс упражнений, диск с видеоклипами для проведения утренней зарядки и физминуток.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Изучив и проанализировав источники и литературу, мной выявлено, что здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности школьника и включает в себя: режим дня, гигиену, правильное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, двигательную активность, занятия физическими упражнениями и спортом.

Основными правилами режима дня и здорового образа жизни являются:

Подъём в одно и то же время;

Утренняя гимнастика и водные процедуры;

Приём пищи в одни и те же часы;

Пребывание на свежем воздухе не менее трёх часов в день;

Выполнение домашних заданий в одни и те же часы;

Занятия спортом 3 раза в неделю по полтора два часа;

Отход ко сну в одно и то же время;

Сон 9-10 часов в сутки.

Из этого следует, что физические упражнения приносят бодрость, силу, здоровье, укрепляют, волю, учат трудолюбию и терпению, развивают личностные качества школьника [1].

Эстетическая гимнастика – щадящий вид спорта. Заниматься могут все желающие. Этот вид спорта развивает пластику, держит мышцы в тонусе, придаёт движениям грациозность и плавность [2].

Исследовано, что упражнения эстетической гимнастики развивают гибкость и выносливость, учат общаться со сверстниками, работать в команде. [2].

Выявлено, что в организме школьника происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются. Движение тела ребенка сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах. Происходит беспрерывное усвоение питательных веществ – углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма. Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы [3].

Рост мышц, вызываемый движениями, происходит за счет увеличения их длины и толщины. Но развитие мышц в результате упражнений зависит главным образом от влияния центральной нервной системы. При выполнении физических упражнений нервные импульсы (раздражения), поступающие из мозга, заставляют мышцы сокращаться с большей силой [4].

Под влиянием упражнений эстетической гимнастики мышцы становятся не только более твердыми и сильными, но и более растяжимыми; повышается их тонус, что препятствует образованию изъянов осанки. В мышце, находящейся все время в покое и получающей с кровью достаточное количество питательных веществ, эти вещества не накапливаются. При работе мышцы расходуют свои питательные вещества, а во время отдыха они восстанавливаются с избытком. Но, чтобы мышцы не истощались, ее работа должна чередоваться с отдыхом – только при этих условиях в процессе двигательной активности происходит накопление в мышцах питательных веществ.

Учеными установлено, что при обследовании нескольких тысяч детей школьного возраста было выявлено, что активно выполняющие физические упражнения школьники на 20-30% превосходят в силе своих сверстников, не занимающихся гимнастикой [5].

Активная мышечная деятельность – одно из необходимых условий, хорошего развития костей. Кости развиваются, растут и крепнут лучше у детей, которые систематически занимаются физическими упражнениями.

Выявлено, что активная работа мышц тела благотворно влияет на сердце, органы кровообращения и дыхания, обмен веществ в организме, интеллектуальную деятельность.

Систематические занятия эстетической гимнастикой предупреждают нарушения в физическом развитии. Выполнение движений делается более экономным, красивым и достигает высокого совершенства, что благотворно сказывается на развитии школьника [2].

В процессе исследования выяснено, что нагрузка должна соответствовать возрасту, состоянию здоровья и степени подготовленности. У девочек слабее развит плечевой пояс, но относительно более длинное туловище, шире таз, относительно короче ноги. Сердечнососудистая система у них по сравнению мальчиками меньше по весу и объему. Эти различия в строении организма учитываются на занятиях эстетической гимнастикой.

Упражнения эстетической гимнастикой – это движение. Оно дарит мышечную радость и делает школьников сильными, крепкими, ловкими и красивыми. Занятия спортом очень важны для здоровья, общего физического развития и даже настроения и влияют на основные физические качества: гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

1.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

В ходе работы над проектом, мной было проведено анкетирование. В нем принимали участие 40 человек, 16 девочек, 15 мальчиков в возрасте 7-8 лет. Сравнительный анализ ответов проводился с учетом половых признаков. Целью анкетирования было понять осведомленность детей о способах снятия усталости при помощи упражнений.

Проанализированы отдельно ответы мальчиков и девочек.

Большинство опрошенных любят спорт и предпочитают такие виды, как футбол и баскетбол. Знают, чтобы быть сильным и здоровым нужно заниматься спортом. Самый популярный вид спорта у анкетируемых – это гимнастика и плавание. Большинство моих друзей посещают уроки физкультуры. Самые посещаемые секции моих одноклассников и друзей - это танцы, гимнастика и плавание.

Все понимают, что спорт влияет на здоровье и успехи в школе, но большинство моих друзей, к сожалению, самостоятельно не делают никакой разминки или зарядки по утрам.

Выводы: анкетирование показало актуальность выбранной мной темы. По результатам анкетирования ярко понятно, что детям нужно больше информации о способах снятия напряжения и усталости при помощи физических упражнений.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

В ходе исследования, я определила, что неподвижное положение тела и умственные нагрузки на уроках приводят к усталости детей всех возрастов, особенно учеников начальных классов. Поэтому очень важно при первых признаках утомления выполнять для восстановления работоспособности упражнения на снятие напряжения и усталости [6].

Мной выявлены признаки усталости детей:

  • увеличение числа отвлечений;

  • потеря интереса и внимания;

  • ухудшение запоминания материала;

  • нарушение почерка.

Выполнять упражнения целесообразно в начале урока (особенно первого, чтобы взбодрить детей) или в середине занятия. В начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели упражнения выполняют дети на уроках два раза, что связано с накопившейся усталостью.

В начальной школе особое внимание обычно уделяется упражнениям для кистей рук и пальчиковым упражнениям, так как в младшем школьном возрасте активно идут процессы формирования кисти, для которых длительные двигательные нагрузки в виде непрерывного письма вредны [7].

Упражнения включают в себя:

  • физические упражнения;

  • самомассаж;

  • упражнения для снятия напряжения глаз и улучшения зрения.

Мной детально описаны упражнения для кистей рук и пальчиковые упражнения:

  • Положить руки на стол. Одна сжимается в кулак, другая остаётся лежать на месте. Затем одновременно распрямляем первую руку и сжимаем вторую. Повторяем несколько раз в быстром темпе.

  • Пальцы сплести в замок. Подушечками пальцев левой руки нажимаем на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая её так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимаем пальцами правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки [8].

  • Руки вытягиваем вперёд, растопыриваем пальцы, как можно сильнее напрягая их, а затем расслабляем, опускаем руки и слегка трясём ими.

  • Руки сжимаем в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибаем и разгибаем пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки (делая «когти»).

  • Выполняем вращения кистями к себе и от себя (ладонями или кулаками).

  • «Кулак – ребро – ладонь». Сначала ударяем кулаком по столу, затем ставим ладонь ребром и хлопаем распрямленной ладонью по столу. Начинаем упражнение медленно, постепенно ускоряясь.

Физические упражнения включают в себя:

  • наклоны головы в разные стороны, вращение головы;

  • потягивание;

  • наклоны, повороты корпуса;

  • поднятие на носки;

  • приседания;

  • поднятие и опускание рук, махи руками;

  • прогибания;

  • поднятие ног (прямых и согнутых);

  • прыжки на одной и двух ногах;

  • ходьбу на месте.

Эти упражнения можно комбинировать и получать варианты разного уровня сложности [рисунки 1-4].

Рисунок 1 Выпад ногами

Рисунок 2 Приседание

   

Рисунок 3 Выворачивание рук

Рисунок 4 Натяжение в запястьях

   

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

В рамках реализации проекта мной разработан комплекс упражнений физической зарядки видеоролики продолжительностью 1 минута 37 секунд и 3 минуты 46 секунд для снятия усталости напряжения у школьников младших классов.

Комплекс упражнений активно внедрен и реализован в начальной школе МАОУ лицея № 48 им. А.В. Суворова МО г. Краснодар.

Перед занятиями и на большой перемене дети в классах выполняют физические упражнения, рекомендованные в видеороликах. [рисунки 5,6,7]

Отмечено опытным путем, что после выполнения данного вида упражнений у детей увеличивалась концентрация на уроке, появлялся активный интерес к учебному процессу.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Данный комплекс упражнений внедрен в дошкольные учреждения города Краснодара, в частности в программу физической активности МАОУ "Центр развития детей – детский сад № 127 "Мозаика". [рисунки 8]

Рис. 8

Специалистами Краснодарской краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых проводится комплекс упражнения физической зарядки с демонстрацией видеоролика во время проведения культурно-развлекательных мероприятий при смене досуговой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя исследовательская работа включила в себя этапы:

1. Сбор информации о значении спорта и упражнений физической зарядки в развитии детей;

2.Разработка вопросов к письменному опросу моих одноклассников;

3.Проведение анкетирования, анализ полученных данных и формулировка выводов;

4. Разработка и описание для школьников начальных классов упражнений физической зарядки для снятия усталости мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища и мышц ног.

5. Создание видеоклипа для проведения физминуток на уроках и утренней зарядки, которая каждый день проводится под музыку перед началом занятий.

Исследование показало актуальность выбранной мной темы и заинтересованность друзей и их родителей в повышении физических и умственных способностей с помощью упражнений физической зарядки.

В ходе исследования я изучила, что в живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются. Движение тела школьника сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах и происходит усвоение питательных веществ – углеводов, дающих энергию для работы мышц и других органов, и белков, необходимых для роста и развития организма.

Упражнения эстетической гимнастики – это движение. Оно дарит мышечную радость и делает школьников сильными, крепкими, ловкими и красивыми. Занятия гимнастикой очень важны для здоровья, общего физического развития и даже настроения и влияют основные физические качества: гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость (Приложение 1,2).

По результатам исследования, моя гипотеза окончательно подтвердилась в том, что для снятия усталости необходимо выполнять упражнения эстетической гимнастики для шеи, спины, рук и ног, которые развивают духовные, умственные и физические способности школьника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Нахаева, Е. М. История физической культуры и спорта : учебное пособие / Е. М. Нахаева, Н. В. Минина. Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2022. — 204 c.

  2. Конеева Е. В., Морозова Л. П., Ночевнова П. В. Эстетическая гимнастика: История, техника, правила соревнований: Учебное пособие. Москва: Прометей 2013. 35 с.

  3. Физическая культура. 1-4 классы / под ред. Лях В. И. Москва: Просвещение, 2022. 158 с.

  4. Тимур Ганеев, Павел Копачев, Александр Поливанов. Спорт меняет нас. Москва: Книжный шкаф. 2021 65 с..

  5. Абрамова Т.Ф., Никитина T.М., Полфунтикова А.В., Иорданская Ф.А., Зюрин Э.А., Петрук Е.Н., Тарасова Л.В., Михалев С.В., Гилярова О.А. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sistematicheskih-zanyatiy-sportom-na-fizicheskoe-razvitie-i-fizicheskuyu-podgotovlennost-detey-6-10-let/viewer (дата обращения 25.08.2023)

  6. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. Москва: ТЦ Сфера, 2014. 64 с.

  7. Феданова Ю. В., Скиба Т. В. Тело человека. Ростов-на-Дону: Владис 2019 35 с.

  8. Павел А., Линдер.В. Спорт. Энциклопедия с развивающими заданиями. Москва: Умка 2020. 26 с.

  9. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ.

Приложение 1

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Упражнения для снятия усталости шеи

   

Упражнение "Наклоны"

Упражнение "Царский поклон"

Упражнения для снятия усталости спины

   

Упражнение "Махи руками"

Упражнение "Прогиб вперёд-назад"

Упражнения для снятия усталости рук

   

Упражнение "Фонарики"

Упражнения для снятия усталости ног

   

Упражнение "Фонарики"

Упражнение "Приседания"

Приложение 2

ССЫЛКА НА ВИДЕОКОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ

https://disk.yandex.ru/d/taeHW-n66ikKrg

Приложение 3

БУКЛЕТ С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Просмотров работы: 38