ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
С 2022 года, во всех школах, по инициативе Министерства просвещения РФ начали создаваться Центры детских инициатив(ЦДИ), цель которых - формирование условий всестороннего развития детей и подростков, команд (обществ, кружков) по направлениям интересов детей, а также организация места встреч с детскими общественными объединениями (движениями), родительским, педагогическим, профессиональным сообществом для проведения совместных мероприятий. Наша школа является неотъемлемой частью образовательной системы и заботится о развитии и воспитании наших учащихся. Школа всегда готова продвигать и поддерживать детские инициативы, вдохновлять нашу молодежь на самореализацию и помогать им достигать своих целей.
В школе МАОУ СОШ № 72 была организована такая зона, где проводятся заседания совета обучающихся и решаются текущие вопросы актива школы. Однако, несмотря на стремление школы к инновациям и развитию, наш центр детских инициатив оказался недостаточно эффективным и не обеспечивает должную структурированную работу. Помещение достаточно небольшое, вмещающее малое количество человек. Ввиду этого отсутствует систематическая работа в самом пространстве ЦДИ, нет активного привлечения в работу большего количества ребят. Невозможность размещения необходимого оборудования затрудняет работу актива: материал приходится дорабатывать дома, искать, где распечатать, а совместная работа не всегда возможна, ведь просто не поместить всех желающих.
Для меня встала проблема: отсутствие многофункционального пространства при активном желании школьников реализации инициатив.
Тема проекта: Центр детских инициатив – центр будущего.
Цель: разработка проектного эскиза ЦДИ - центра будущего.
Задачи проекта:
Определить параметры центра в ШБ на основе опроса и сравнительного анализа;
Разработать варианты решений для ЦДИ.
Выявить дефициты ЦДИ в МАОУ СОШ №72;
Смоделировать дизайнерские решения ЦДИ в МАОУ СОШ №72.
Объект: Центр детских инициатив
Предмет: решения «будущего» для ЦДИ.
Метод исследования: опрос, сравнительный анализ, моделирование, создание эскизного проекта.
Продукт: эскизный проект.
Практическая значимость проекта: результаты (в табличном варианте) и продукт проекта можно использовать для продолжения работы с обучающимися, администрацией школы по улучшению развивающей среды, поддержания детских инициативных предложений.
Глава I. Центр детских инициатив
Сравнительный анализ ЦДИ.
Чтобы определить параметры «будущего» желаемого ЦДИ я провела опрос, в котором ребята выразили свое мнение. В опросе приняло участие 353 обучающихся 14-17 лет МАОУ СОШ№72 .
Анкетирование показало, что обучающихся не устраивает пространство Центра детских инициатив, так как оно, при отсутствии активностей там, закрыто. В ЦДИ нет достаточного места для работы актива, ребята отметили необходимость наличия уютного пространства, .
68,8 % обучающихся – хотели бы стать частью СО и работать на благо школы, преображать ЦДИ и разнообразить школьные будни. (см.Приложение№1)
88,5 % школьников знает о ЦДИ, но редко там бывает, так как оно постоянно закрыто - возникают минусы : нет достаточного места для работы актива, не слишком уютно, центр малофункционален.
Следовательно, можно сделать вывод, большая часть детей считает, что ЦДИ должен включать в себя новейшее высокотехнологичное техническое оборудование, удобную мебель, зону отдыха, иметь свое расписание работы, и возможность это пространство использовать согласно расписанию.
Благодаря опросу, мне удалось создать образ «идеального» Центра детских инициатив.
Чтобы спроектировать изменения в ЦДИ, я решила провести анализ условий в Центрах детских инициатив в «Школах будущего» (ШБ), расположенных в больших городах и типовых школах в малых городах. Таким образом, я сравнила, что присутствует в ЦДИ в ШБ и чего нет в центрах обычных школ. Результаты анализа приведены в таблицах Приложения №2. Исходя из этих данных таблиц, можно выделить основные особенности, такие как, высокотехнологичное техническое оснащение, особенности архитектуры и дизайна центра.
Варианты решений оснащения ЦДИ.
Для продуктивной и системной работы пространства Центра детских инициатив одной из важнейших составляющих является его многофункциональность, универсальность. Для своей работы я составила примерный список необходимых ресурсов для успешной работы пространства:
Техническое оснащение: интернет – зона, интерактивное оборудование;
Визуальное оформление : постеры, декор;
Мебель: акустическая, мягкая, трансформируемая мебель;
Методическая подборка : интеллектуальные игры, дополнительная литература;
Арт – объект : «стена счастья», лента времени, атрибутика Движения первых.
Эти идеи вполне можно реализовать, но это не полный список .Чаще всего в ЦДИ в обычных школах присутствует оснащение , которое есть в ЦДИ в школах будущего.
Глава II. Центр детских инициатив – центр будущего.
2.1. Сравнительный анализ.
Я создала таблицу, в которой сравнила показатель ЦДИ в ШБ и наличие критерия в ЦДИ в МАОУ СОШ №72.
№ |
Критерий/ показатель ЦДИ в «школах будущего» |
Наличие критерия/ параметры в ЦДИ В МАОУ СОШ №72. «+» - показатель выявлен «-» - показатель не выявлен «+/-» - показатель выявлен частично |
1. |
Трансформируемая мебель |
- |
2. |
Интерактивное оборудование |
- |
3. |
Магнитно – меловые обои, доски и флипчарты |
- |
4. |
Информационные стенды и баннеры |
+ |
5. |
Стеллаж для кросс - буккинга |
- |
6. |
Интернет - зона |
- |
7. |
Высокий уровень комфорта пребывания в ЦДИ |
+/- |
8. |
Высоко – технологичный дизайн помещения |
+/- |
9. |
Занятия дополнительного образования |
- |
10. |
На стенах присутствуют тематические рисунки |
+/- |
11. |
Счастливая стена |
- |
12. |
Зона отдыха |
+ |
13. |
«Лента времени» |
- |
14. |
Удобное расписание заседаний совета обучающихся |
- |
15. |
Доп. курсы |
- |
16. |
Интеллектуальные игры |
+ |
17. |
Живой уголок |
- |
18. |
Кулеры с водой |
- |
19. |
Пуфики, диванчики и т.д. |
+ |
20. |
Расписание уроков |
- |
21. |
Маленький батут |
- |
22. |
Расширенное пространство |
+/- |
23. |
Уют |
+ |
24. |
Медиа - центр |
- |
25. |
Оборудование для сьемки и тд (медиа) |
- |
Таким образом, я выделила для себя основные показатели, по которым необходимо разрабатывать проект пространства Центра детских инициатив для решения вопроса его комфортабельности.
2.2. Варианты решений оснащения центра.
Для того чтобы центр начал преображаться, я посмотрела какие ресурсы для оформления пространства необходимы, какие в настоящее время не привлечь к работе и какие уже присутствуют.
№ |
Критерий/показатель |
Варианты решения |
1. |
Трансформируемая мебель |
- |
2. |
Интерактивное оборудование |
- |
3. |
Магнитно – меловые обои, доски и флипчарты |
- |
4. |
Информационные стенды и баннеры |
Присутствует |
5. |
Стеллаж для кросс - буккинга |
Приобрести стеллаж и принести книги. |
6. |
Интернет - зона |
Установить роутер. |
7. |
Высокий уровень комфорта пребывания в ЦДИ |
Добавить больше удобной мебели, творческих материалов, оснастить техническим оборудованием. |
8. |
Высоко – технологичный дихзайн помещения |
Оформление стен, самого центра. |
9. |
Занятия дополнительного образования |
Найти педагогов, которые смогут отвечать за определенную деятельность и определиться с занятиями и их расписанием. |
10. |
На стенах присутствуют тематические рисунки |
На стене разместить эмблемы РДДМ, центра детских инициатив. |
11. |
Счастливая стена |
Визуализировать ценности школы, использовать логотип. |
12. |
Зона отдыха |
Присутствует |
13. |
«Лента времени» |
На стене разместить объемные макеты с описанием и изображением основных вех истории России. |
14. |
Удобное расписание заседаний совета обучающихся |
Устроить заседание совета и обговорить удобное расписание для всех членов совета. |
15. |
Доп. курсы (программирование, театральные курсы, шахматы) Доп. курсы помогают развить навыки, которые могут пригодиться во взрослой жизни. |
Найти педагогов, которые смогут отвечать за определенную деятельность и определиться с курсами и их расписанием. |
16. |
Интеллектуальные игры |
Присутствует |
17. |
Живой уголок |
- |
18. |
Кулеры с водой |
Выделить место для кулеров. |
19. |
Пуфики, диванчики и т.д. |
Присутствует |
20. |
Расписание уроков |
Вывесить расписание на информационные стенды. |
21. |
Маленький батут |
- |
22. |
Расширенное пространство |
- |
23. |
Уют |
Присутствует |
24. |
Медиа - центр |
Расширить пространство и оснастить необходимым оборудованием |
25. |
Оборудование для сьемки |
Закупить необходимое оборудование ( камеру, микрофоны, спец. Лампы) |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что большую часть обустроить получится, 5% имеется и 2% воссоздать не получится, потому что нет финансирования.
Бюджет. (основные прямые расходы)
№ |
Наименование расхода |
Имеется, руб |
Требуется, руб |
Итого,руб |
Помещение и оборудование. |
||||
1. |
Помещение (рекреация/кабинет) |
2 кабинета (ресурсы школы) |
0 |
0 |
2. |
Компьютер ( монитор, клавиатура, мышь, системный блок) |
3 шт * 28296руб. = 84888 руб. ( ресурсы школы) |
0 |
84888 руб |
3. |
Принтер |
2 шт *6981 руб = 13962 руб ( ресурсы школы) |
0 |
13962 руб |
4. |
Микрофон |
2 шт * 1554 руб. = 3108 руб. (собственные средства/ресурсы школы) |
0 |
3108 руб. |
5. |
Колонка |
1шт * 773 руб. =773 руб. (ресурсы школы/собственные средства) |
0 |
773 руб. |
6. |
Ноутбук |
1 шт. * 18990 руб. = 18990 руб. (ресурсы школы) |
0 |
18990 руб. |
7. |
Софтбокс |
0 |
2 шт * 2765 руб. = 5530 руб. |
5530 руб. |
8. |
Кулер |
1шт * 2913 руб. = 2913 руб. ( собственные ресурсы) |
0 |
2913 руб. |
9. |
Кондиционер |
0 |
1 шт * 7000 руб.= 7000руб. |
7000 руб. |
Мебель |
||||
1. |
Диван |
1шт * 15379 руб. = 15379 руб. (ресурсы школы) |
0 |
15379 руб. |
2. |
кресло |
2шт* 6565 руб= 13130 руб ( ресурсы школы) |
0 |
13130 руб. |
3. |
Стул |
4шт* 1974 руб = 7896 руб. (ресурсы школы) |
0 |
7896 руб. |
4. |
Пуфик |
5шт* 1000 руб = 5000 руб. (собственные средства/ресурсы школы) |
0 |
5000 руб. |
5. |
Стеллаж |
1шт* 2812 руб =2812 руб. (ресурсы школы) |
0 |
2812 руб. |
6. |
Тумба |
2шт* 1820 руб= 3640 руб. (ресурсы школы) |
0 |
3640 руб. |
7. |
Стол |
4шт* 1843 руб = 7372 руб. (ресурсы школы) |
0 |
7372 руб. |
8. |
Полка |
3шт* 391 руб = 1173 руб. (собственные средства) |
0 |
1173 руб. |
Декор |
||||
1. |
Картины |
2шт* 873 руб = 1746 руб. (ресурсы школы) |
0 |
1746 руб. |
2. |
Доска для заметок |
3шт* 780 руб = 2340 руб. (собственные средства) |
0 |
2340 руб. |
3. |
Игры (настольные) |
3шт * 1859 руб = 5577 руб. (ресурсы школы) |
0 |
5577 руб. |
Ремонт помещения |
||||
1. |
Покраска стен |
8 * 400 руб = 3200 руб. (ресурсы школы) |
0 |
3200руб. |
2. |
Косметический ремонт пола |
2 * 2900 руб = 5800 руб. (ресурсы школы) |
0 |
5800руб. |
Итого: |
199699 руб. |
12530руб. |
212229руб. |
Распространение проекта
На сегодняшний день центр детских инициатив – это важный объект, главная цель которого – формирование условий всестороннего развития детей. Я считаю, что мой проект имеет ценность для развития личности и умений учеников, которые они могут применять как в школе, так и вне учебного процесса.
Для выполнения проекта требуются специальные условия (финансовая поддержка, высококвалифицированный персонал). Желательно иметь полный контроль и возможность выбора участников детского центра. Для создания благоприятной атмосферы рекомендуется регулярно проводить мониторинг учебной мотивации учащихся и предоставлять им поддержку. Для эффективного функционирования детского центра важно уделять внимание поддержке развитию талантов участников, обеспечить доступ к разнообразным творческим материалам и инструментам, а также проводит регулярные мероприятия и мастер – классы
2.3. Создание возможных решений.
Я попыталась создать эскизы центра «будущего», используя ответы ребят в опросе, свои знания, дополнительные сведения из списка литературы. (См. Приложение №3) Постаралась учесть пожелания для того, чтобы центр стал более комфортным, уютным для пребывания учеников. Также попробовала вписать показатели из сравнительных таблиц. Поскольку дети значительное время проводят в школе, им необходимо такое место – место, в котором они смогут как отдохнуть, так и развить креативное мышление, самореализоваться, благодаря активной и спланированной систематической работе в многофункциональном Центре детских инициатив.
Надеюсь, что ЦДИ начнет «прокачиваться», чтобы дети могли чувствовать себя комфортно, развиваться и креативно мыслить. Для этого требуется изменение дизайна центра. Поднять настроение и просто мотивировать на продуктивную деятельность в стенах центра могут тематические рисунки и цитаты на стенах. Совет обучающихся будет стараться проявлять индивидуальный подход к каждому ученику и поддерживать его инициативу.
Заключение.
В данном проекте по теме « Центр детских инициатив – центр будущего» мне удалось достичь цели – предложить один из вариантов проработки идеи решения – трансформации для центра в типовых школах так, чтобы при минимальных затратах можно было удовлетворить потребности обучающихся и воссоздать образ нового центра – центра будущего.
Таким образом, можно сделать ключевой вывод: существует возможность проведения изменений, которые при запланированных затратах, могут преобразовать пространство Центра детских инициатив, которое будет сравнимо с некоторыми особенностями центров современных ШБ в больших городах.
Человек будущего представляется мне активным, интересным в общении и уверенным в своих силах. Центр детских инициатив – это место притяжения учеников, в котором они смогут придумать и разработать свои инициативы. При создании условий для обучения и творческого развития ребят, они вырастут целеустремленными, порядочными людьми.
Я думаю, что в хорошо оснащенном комфортном центре детских инициатив будут созданы все необходимые условия для развития и раскрытия всех способностей и талантов ребят, которые пригодятся им во взрослой жизни.
Список литературы:
Kodeks-soveta-obuchayushhihsya.pdf (tomsk.ru)
Центры Детских Инициатив - что, зачем и почему? (tilda.ws)
ttps://sosh14.bkobr.ru/tsentr-detskikh-initsiativ/obshchaya-informatsiya-o-tsentre-detskikh-initsiativ?ysclid=ls93i8gp6e660716209
Приложение
Анкета для обучающихся Приложение №1
Приложение №2
Сравнительный анализ ЦДИ в школах будущего в больших городах и типовых школах в малых городах
Таблица №1
Центры детских инициатив в ШБ в больших городах
№ |
название школы |
Архитектура, другие особенности.. |
1. |
Кузбасс, МБОУ СОШ №2 |
Многофункциональный центр, презентабельный вид, чувствуется доброжелательная атмосфера, множество тематических рисунков на стенах, также присутствует символика РДДМ. |
2. |
Дмитров, МОУ СОШ №10 |
Хорошее техническое оснащение, на стенах изображены тематические рисунки, можно сказать, что есть маленький медиа – центр. |
3. |
Дубна, лицей №6 |
Хорошее техническое оснащение, присутствуют тематические рисунки на стенах, деятельность совета очень активная. |
4. |
Омская обл., МБОУ «Казанская СОШ» |
Хорошее техническое оснащение, присутствуют информационные стенды и баннеры, совет работает очень продуктивно, присутствуют стеллажи для кросс – буккинга, стоят столы с ноутбуками. |
5. |
Казань, школа №154 |
Высоко – технологичный дизайн центра, высокий уровень комфорта пребывания, занятия доп. образования, тематические рисунки на стенах, информационные стенды и баннеры, стеллажи с книгами, символика Движения Первых. |
Типовые школы в малых городах. Таблица №2
№ |
название школы |
Архитектура. Другие особенности |
1. |
Лесной, МАОУ СОШ №72 |
Малофункциональный центр, достаточно небольшое пространство, не презентабельный вид, постоянно закрыт |
2. |
Лесной, МБОУ СОШ №64 |
Комфортная среда пребывания, имеется техническое оснащение, информационные стенды, баннеры, тематические рисунки на стенах, стеллажи для кросс – буккинга |
3. |
Каменск – Уральский, школа №38 |
Очень комфортная среда пребывания, хорошее техническое оснащение, стеллажи для кросс – буккинга, удобная мебель, красивый дизайн. |
4. |
С. Новое Аделяково, ГБОУ СОШ |
На стенах изображены тематические рисунки,в центре комфортно находиться, есть стеллажи для кросс – буккинга. |
5. |
МБОУ СОШ №2 |
Малофункциональный центр, маленькое пространство, не презентабельный вид. |
Эскизный проект. Приложение №3