Введение
Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики.
Огромную историческую ценность для нашей страны и для нашего общества представляет старинная игра в городки, которая существует более 1000 лет и в названии которой отражены военные действия древней Руси. Из поколения в поколения передавалась эта игра и дошла до наших современников, не потеряв своей идентичности. Городошный спорт – единственный в мире общероссийский русский лично-командный игровой всесезонный вид спорта. В нашей стране занятия городошным спортом - один из самых доступных видов физической культуры. Занятие городошным спортом вовлекает в работу различные группы мышц и оказывает положительное влияние на развитие и укрепление систем организма, например, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Актуальность: основывается на том, что физическая нагрузка при занятиях городошным спортом очень легко регулируется по объему и интенсивности. Из этого можно сделать вывод, что городошный спорт выступает как прогрессивное влияние на физическое развитие школьников для любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Возникает противоречие между тем, что малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма и тем, что активный образ жизни, например, занятия городошным спортом могут улучшить состояние здоровья.
Исходя из вышесказанного, проблема исследования: как показать школьникам способы самостоятельной подготовки мест для занятия городошным спортом, в нашем случае места для игры «городки классические», а именно нанесение разметки в соответствие с правилами. В своем проекте я постараюсь доступно и практически показать простоту решения данной проблемы, что безусловно поможет школьникам играть в «городки классические" не только в школьных стенах, но и также на дворовых площадках в местах своего проживания.
Цель: создание алгоритма действий по организации и подготовке мест проведения занятий по городошному спорту в школьных учреждениях.
Задачи: - выявить историческую значимость городошного спорта;
- провести анкетирование обучающихся 8-х классов с целью выяснения уровня знаний об игре «городки классические»;
- провести интервьюирование взрослых, с целью выяснения их позиции к организационным моментам при подготовке к игре городки «классические»;
- дополнить стандартный состав комплекта игры «городки классические» принадлежностями для нанесения разметки;
- разработать алгоритм по организации и подготовке мест занятий городошным спортом в условиях школы;
- сделать для школьников видеоролик по способам нанесения разметки в игре «городки классические» в соответствие с правилами игры.
Объект: школьные занятия по физической культуре.
Предмет: игра «городки классические».
Гипотеза: возрождая традиции – укрепляем и защищаем Отечество.
Методы исследования: изучение источников информации, анализ, анкетирование, постановка проблемы, моделирование.
Результат: комплект дополнительных принадлежностей для игры «городки классические», видео пособие для обучающихся по нанесению разметки в игре «городки классические».
Новизна: разработана методика и способ нанесения разметки для игры «городки классические».
Глава 1. Теоретические основы развития городошного спорта
1.1 Понятие «городошный спорт»
Городошный спорт знаком всем как городки. Это спортивное направление с очень богатой историей развития. Более того, это исконно славянская игра, зародившаяся в VIII веке. Упоминания о городках можно найти и в сказках и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю. Эта игра вошла в нашу историю, как часть национальной культуры. Считалось, что городки - игра простого народа, но история свидетельствует, что в городки с увлечением играли Пётр 1 и генералиссимус А.В. Суворов, В.И. Ульянов (Ленин) и И.В. Сталин, М.И. Калинин и К.Е. Ворошилов. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них - академик И.П. Павлов, генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В. Стасов, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Игра проста по правилам, проходит на открытых площадках, летом и зимой на свежем воздухе. Эта игра увлекательная, атлетическая, требующая силы и ловкости, меткости и выдержки, хорошей координации движений. Городки заставляют забыть о прожитых годах, они в буквальном смысле слова "всем возрастам покорны". Популярность этой игры объясняется не только тем, что она является отличным средством оздоровления, но и её доступностью для самого разного возраста людей. Городошный спорт несомненно относится к концепции национальной идеи - прежде всего в бережном отношении народа к своей истории, культуре, традициям, ко всему тому, что его объединяет.
1.2 История развития городошного спорта в России
Считается, что игра «городки» окончательно сформировалась на рубеже IX-X веков среди славянских и финно-угорских народов сельских районов. В названии игры отражены военные действия древней Руси. Первые документальные и изобразительные подтверждения популярности городков среди населения появились в начале XIХ века. Зарисовки, альбомы и описания русского быта, включающего спортивные игры и забавы, принадлежали в основном иностранным исследователям, путешествующим по России. «…Эта игра известна, строго говоря, только в России, поскольку требует значительной силы. Поэтому в неё играют только сильные и крепкие люди, волею судьбы «битающие» в этой суровой стране».
В Российской империи, в городки играли представители всех сословий. Прицельные и силовые элементы народной игры в городки, ещё в XVIII веке заметил великий русский полководец, генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1730-1800): «битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Именно эти качества Суворов считал главными для воина. Полководец постоянно возил с собой во всех походах персональную пару городошных бит, сам упражнялся ими на привалах и устраивал состязания в городки между офицерами и солдатами, не разделяя их на сословия.
Первые условные правила игры в городки описал российский государственный деятель XVIII века, сподвижник Петра I, государственный деятель и философ, архиепископ Псковский и Нарвский, а также Новгородский, будущий руководитель Священного Синода Феофан. В "Духовном регламенте" (1721), написанным по повелению Петра I, иерарх Русской церкви, заботясь о благочестии играющих в городки семинаристов, описал технику безопасности этой игры ("Регулы"): «Играния употреблять безобидныя и незлообразные, например, в городки палками не играть; на крагли метать пули не выше двоих аршин; по сторонам игры тоей близко не стоять».
В XIX веке игра в городки из крестьянской (и рекрутской) среды, где играли на грунте, выбивая сложенные конусом или "колодцем" городки из начерченного круга, перекочевала в города. Площадки для игры постепенно приобрели современную квадратную форму и для игры стали отводиться специальные места - городошные площадки. Городошные площадки и первые частные клубы организовывались как в усадьбах высшего сословия, так и во дворцах правящей династии Романовых. Однако основную массу играющих в городах составляли рабочие, в деревнях - крестьяне.
Начало XX века стало переломным в развитии городошного спорта. До 1917 года в городки играли представители династии Романовых, аристократы, дворяне и разночинцы. Последний русский император Николай II приучил к игре в городки своих детей. В последние месяцы ссыльной жизни в Тобольске Николай Александрович Романов оставил в дневнике записи об игре: "18-го сентября. Понедельник. Осень в этом году здесь замечательная; сегодня в тени было 15°, и совсем южный теплый воздух. Днем играл с Валей в городки, чего не делал много, много лет". Исторические городошные площадки для игры высшего сословия до сих пор сохранились в московской усадьбе Коломенское, Петропавловской крепости Санкт-Петербурга и Ливадийском дворце Республики Крым.
Городошный спорт свое развитие имел и в Советской России. Октябрьская революция 1917 года внесла исторические коррективы в развитие отечественного спорта, и городошного спорта в частности. Советская Россия отказалась от членства в международном олимпийском движении и ликвидировала Национальный олимпийский комитет (1911-1917). Вожди революции отмели «буржуазные виды спорта» и провозгласили городошный спорт "оружием пролетариата". Древние русские городки стали исключительно «советскими». Связь с рабочими и крестьянами была жизненно необходима руководителям Советской России. "Первым городошником страны" стал В. И. Ленин, позже - И.В. Сталин. С одной стороны, многовековая история городков была надолго забыта, но с другой стороны массовое увлечение городошным спортом среди трудящихся открыло перед городками по-настоящему спортивные перспективы.
Датой официального признания городошного спорта (единственной на тот момент дисциплины "городки классические") является 19 августа 1923 года. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
С 1936 года стали проводиться чемпионаты России и республик. Всесоюзные соревнования не проводились в годы Великой Отечественной войны (1941-1945), однако даже в блокадном Ленинграде были проведены городские соревнования по городкам. Спортсменам-городошникам присваивались все спортивные квалификации, существующие в спорте высших достижений. В 1949 году мастер спорта СССР Семён Илларионович Громов (1909-1982) первым в истории городошного спорта был удостоен звания "Заслуженный мастер спорта СССР". Пик развития массового и профессионального городошного спорта в СССР пришёлся на 50-70-е годы. Согласно статистике, в СССР городошным спортом занимались более 600 тысяч человек.
Угасание городошного спорта произошли не в 90-х годах XX века, как принято считать, а в конце 70-х и начале 80-х годов, когда в связи с проведением XXII летних Олимпийских игр в Москве функционерами Олимпийского комитета СССР было принято решение не включать городошный спорт в презентацию на олимпийских объектах. Городошный спорт стали воспринимать как некую "русскую развлекательную экзотику".
В наше же время в 2006 году городошный спорт поддержал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. 8 августа 2006 года Владимир Владимирович Путин лично принял участие в игре в городки на открытии VI Всероссийских сельских игр в Ижевске (Удмуртская Республика). Городошный спорт как культурный код русского народа всецело поддержал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Поддержка первых лиц государства, восстановление исторического суверенитета Российской Федерации, возрастающий интерес к национальной культуре и спорту помогли «городкам» выйти на следующий этап развития.
1.3 Влияние городошного спорта на здоровье организма
Городошный спорт развивает силу и ловкость, меткость и выдержку, координацию движений, решительность и психологическую устойчивость. Чередование ходьбы с наклоном, приседаний, бросков биты с поворотом туловища увеличивают моторную плотность занятия спортом, что благотворно влияет на организм. Занятия городошным спортом положительно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, значительно улучшает общую физическую подготовку, способствует исправлению осанки и укреплению опорно-двигательного аппарата. Занятия городошным спортом дают отличную физическую закалку и юным и пожилым городошникам, т.к. занятия городошным спортом большую часть года проводятся на свежем воздухе.
Глава 2. Определения игры в городки.
2.1 Общие положения
Игра в городки заключается в выбивании фигур или других построений из определенного количества городков с ограниченной площади, называемой "городом". Выбивание производится битами с определенного расстояния.
В соответствии с Всероссийским реестром видов спорта соревнования по городошному спорту проводятся в следующих спортивных дисциплинах: городки классические, городки классические - командные соревнования городки европейские, городки европейские - командные соревнования, городки финские – кюккя, городки финские - кюккя - командные соревнования.
2.2 Городки «классические», терминология
Городки классические - спортивная дисциплина вида спорта "городошный спорт", в которой игра в городки осуществляется составными битами, собираемыми из металлических втулок, концевого стакана и деревянных или полимерных вставок, а также ручки, изготовленной из древесины, текстолита или полимерных материалов. Вес биты - произвольный.
Для игры используются 15 фигур, выстраиваемых из пяти городков, изготовленных из древесины. Разметка площадки выполняется на игровом покрытии, выполненном из высокопрочных материалов.
Городок - цилиндр или правильная призма, имеющая в основании квадрат, изготовленные из древесины и используемые для построения фигур.
Фигура - построение из пяти городков, расположенное в "городе".
Бита - спортивный снаряд, которым выполняются броски по фигурам и городкам.
Рис.1
Игровое покрытие - поверхность, выполненная из высокопрочных материалов, на которой размечается "город" и "пригород".
"Город" - площадь в форме квадрата, в пределах которой устанавливаются фигуры.
Лицевая линия "города" - линия, входящая в площадь "города", которая отделяет его от "пригорода".
Боковые линии "города" - линии, расположенные перпендикулярно лицевой и задней линии.
Задняя линия "города" - линия, параллельная лицевой линии, соединяющая две боковые линии "города".
Центральная линия "города" - линия, идущая от середины лицевой линии, перпендикулярно ей до пересечения диагоналей "города".
"Пригород" - площадь в форме трапеции, находящаяся между лицевой линией "города" и штрафной линией, ограниченная боковыми линиями.
Боковые линии "пригорода" - линии, соединяющие лицевую линию "города" и штрафную линию, внешние края которых являются продолжениями диагоналей "города".
Штрафная линия - линия, не входящая в пределы "пригорода", расположенная параллельно лицевой линии, на расстоянии 1 м от нее и соединяющая две боковые линии "пригорода" между собой.
Штрафная зона - штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней.
Штрафные отметки - линии длиной 20 см, расположенные по центру "пригорода" параллельно штрафной линии на расстоянии 20 и 40 см от нее.
Кон - площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам.
Полукон - площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания из фигуры хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо").
"Потерянный" бросок - нерезультативный бросок, выполненный с нарушением Правил, после которого положение городков восстанавливается.
Промах - нерезультативный бросок, при котором не задет ни один городок.
"Мертвая точка" - положение городка, до которого он катился в одну сторону, а затем начал движение в обратном направлении.
2.3 Городошные фигуры
Для соревнований в спортивной дисциплине "городки классические" используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:
Рис.2
Глава 3. Процесс создания продукта
3.1 От раздумий к продукту
Современный мир сложно представить без информационно-коммуникативных технологий. Школьникам необходимо овладевать всеми этими технологиями, в той или иной степени. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно научить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, а также использовать новшества, помогающие нам в разы упростить решение той или иной задачи. Я часто с огромным изумлением, прихожу к выводу, что все новшества и идеи лежать прямо на поверхности и по большому счету не требуют каких-либо больших материальных и физических затрат.
Идея создания продукта была выбрана не случайно, ведь для укрепления здоровья важно заниматься спортом, а для занятий спортом, как известно нужны те или иные условия.
Я со своим руководителем, довольно-таки легко, определили тему, цели и задачи нашего проекта, составили поэтапный план реализации, распределили обязанности.
Практическая ценность моего, самостоятельно изготовленного, комплекта игры городки «классические», моей методики и видеоролика по нанесению разметки для игры в городки «классические» состоит в том, что всё это может быть использовано в процессе подготовки к тематическим спортивным мероприятиям, урокам физкультуры, а также играм на дворовых площадках. Видеоролик можно разместить в качестве обучающегося материала в социальных сетях, сообществах, на своем персональном сайте, сайте школы и др.
Итак, рассмотрим основные этапы создания продукта. Разберем все важные моменты.
1. Идея продукта. Не буду скрывать, но мое увлечение игрой в городки прежде всего было связано с рядом проблем. Во-первых, в магазинах моего небольшого города я не нашел этой игры. Ответ был у всех один – «привезем только под заказ и под оплату». Во-вторых, я заказал городки через интернет. Конечно же игра пришла в скором времени, но тем не менее, я прождал около 2 недель и заплатил за доставку сумму, практически такую же, как стоимость самой игры. В-третьих, «городки» были в бумажной упаковке, которая благополучно в скором времени развалилась. Хочу также отметить что вместе с игрой была и инструкция на небольшом листочке и очень мелким шрифтом. Но, что есть, то есть. А, чтобы играть в городки нужна разметка площадки, которую я и начал делать в соответствии с инструкцией. Хотя это было и не сложно, но на разметку всего одного направления я потратил ровно три часа. И уже на половине пути я понял, что так дела не пойдут и у многих так пропадет желание играть в «городки». Вывод у меня сложился однозначный: нужна методика нанесения разметки и ряд приспособлений для быстрого нанесения разметки. И как вариант – дополнительно видеоролик по нанесению разметки в игре городки «классические».
2. Составление плана. План – неотъемлемая часть в создании продукта. План мы разрабатывали вплоть до мелочей и постарались ничего не упустить. Спланировали разработку анкеты для обучающихся 8-х классов, с целью подтверждения имеющихся проблемных вопросов при организации игры в городки, а также выявления возможно и других важных моментов. Не сразу, но все же спланировали также и интервьюирование взрослых по нашему вопросу. Проведя анкетирование и интервьюирование, мы убедились, что проблема действительно имеется и приступили к созданию продукта.
3. Создание продукта. Первое, что я сделал - это мерная лента. Купил в магазине «тканей» тесемку 7 м по цене 1,5 р за метр. (итого 10.5 р.). На мерной ленте поставил отметки основных расстояний, взяв соответственно данные из инструкции к «городкам». Это 6,5 м; 2.83 м – (да, да – это не ошибка); 2,0 м; 1.4 м; 1 м; 0,5 м, 0,3 м, 0,2 м. Другими размерами «забивать» ленту нет необходимости.
Спросил у учителя технологии есть ли у него «ненужные» ему черенки от лопат (диаметр черенка лопаты d-40мм, как раз нам и подходит), к моей радости он отдал мне один черенок, один черенок я отделил от старой лопаты дома и два черенка я еще купил в строительном магазине по цене 110 р. за шт., итого заплатил сумму 220 р. Здесь же в строительном магазине я приобрел «ленту малярную» по цене 75 р. за бухту. Собственно говоря, выпилив из черенков две биты длиной по 1,0 м и 10 городков длиной по 0.2 м, сшив чехол с карманом (1м – 120,0 р) для бит, городков и принадлежностей, в чем мне помогли мои одноклассницы, мой комплект игры был готов https://disk.yandex.ru/i/EWtW1vLjFkdf0A. Далее, исходя уже из имеющегося моего опыта, мною была разработана пошаговая схема нанесения контурных точек и линий разметки, записано и смонтировано видео с практическими действиями https://disk.yandex.ru/i/vMScLoW4lvi6Tg. И мне осталось только дополнить свой комплект игры стандартной инструкцией для игры городки «классические». Взвесив «за» и «против», я отказался от классической бумажной инструкции и разместил на чехле от игры две наклейки с QR-кодом, с помощью которых любой играющий, воспользовавшись мобильным телефоном может перейти непосредственно к действующим правилам «городков», а также воспользоваться моим видеороликом с пошаговой наглядной методикой нанесения разметки в игре «городки классические»».
Финансовая выгода: стоимость моей игры «городки» приобретенной через сеть Интернет составила 460 р. плюс 400 р. за пересылку, итого 860.0 р. Сумма, которую я затратил на изготовление «своей» игры городки «классические», составила 425р. 50 коп. Экономия 434 р. 50 коп.
4. Подготовка к съемкам. В подготовку к съемкам вошли у нас: ведение проекта, написание режиссерского сценария, раскадровка и анимация, подбор съемочных мест, реквизита и др.
5.Съемка ролика. Работа съемочной группы, производство видеоматериала. Ни для кого не секрет, что для создания качественного контента необходимо сделать несколько дублей, что нами было собственно и сделано.
6. Работа с материалом после съемок. Включала в себя: черновой монтаж, черновой звук, чистовой монтаж, чистка, обработка, цветокоррекция и т.д.
3.2 Заключение
По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Малоподвижный образ жизни представляет угрозу для всего организма, т. к. недостаток мышечной работы замедляет работу практически всех органов. Не случайно дети, которые мало занимаются физическими упражнениями, болеют чаще тех, кто занимается ими регулярно.
Игру «городки» отличает богатое двигательное содержание. Игра в «городки» - это физическое и интеллектуальное развитие. Она учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения. Игра доступна и детям, и взрослым, в неё можно играть в любое время года и в спортивном зале, и на открытой площадке. Инвентарь, используемый в игре, не требует больших материальных затрат, его легко изготовить самостоятельно из подручных материалов.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что задачи успешно решены, цель достигнута. Нам удалось самостоятельно создать, финансово выгодный комплект игры городки «классические», разработать пошаговую методику нанесения соответствующей разметки для игры городки «классические», создать наглядное видео пособие по нанесению разметки в «городках» и обеспечить доступ ко всем, указанным выше материалам посредством мобильного устройства через QR-код:
В дальнейшем я ставлю перед собой следующие задачи:
Показать мастер-классы по игре «городки классические», как на школьном, так и на муниципальном уровне;
Показать мастер-классы по нанесению разметки в игре городки «классические» на муниципальном уровне;
пропагандировать городошный спорт среди школьников.
Библиографический список
С.С. Семёнов, М.К. Говорков «Городошный спорт» (Азбука спорта). г. Москва, изд. «Физкультура и спорт»,1981г. Объём 7,63 уч.-изд. л. Тираж 50.000 экз.
Городошный спорт. Городки: Методические рекомендации. Сост: И.Ф. Черкасов, А.Б. Портнов, А.Н. Титов. – Челябинск: 2016. -37 с.