Роль компьютерных игр в жизни школьника

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль компьютерных игр в жизни школьника

Шмотьева А.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования №7» имени Героя Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова
Шмотьева Е.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день компьютеры уже не роскошь, а необходимое для работы средство. Трудно представить себе успешного человека без знания компьютера. Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют пользовательские навыки. Для того чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на наш мир, попробуем разобраться, что же представляет из себя это чудо техники.

Знакомство с компьютером всё чаще происходит в юном возрасте через игры. Мне и большинству моих одноклассников нравится играть в компьютерные игры, игры на планшете. Но дома от родителей, в школе от педагогов мы слышим: «Не сиди долго у компьютера, не играйте в телефоны и планшеты, это вредно!». Мне стало интересно, правда ли компьютерные игры так вредны?

Актуальность темы.

Я считаю, что выбранная мной тема важна, так как большинство моих одноклассников проводит много времени за компьютерной игрой, и я хотела бы выяснить какую пользу и какой вред они оказывают на организм школьника. С одной стороны, компьютерные игры отрицательно влияют на организм человека, но в тоже время в игре ребенок стремится показать свои лучшие способности, игры способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств.

Я поставила перед собой цель - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на школьников.

Наметила следующие задачи:

  • Изучить историю возникновения компьютерных игр

  • Выяснить, чем полезны и вредны компьютерные игры.

  • Выяснить, как выбирать игры с пользой для себя.

  • Изучить сведения о влиянии компьютерных игр на человека.

  • Выяснить, в какие игры играют наши учащиеся, как много времени проводят за игрой.

Гипотеза: компьютерные игры могут приносить пользу, а так же наносить вред здоровью.

Объект исследования: компьютерные игры

Предмет исследования – роль компьютерных игр в жизни учащихся нашей школы.

Методы:

  • Анализ литературы и материалов сети Internet

  • Анкетирование учащихся

  • Анализ и систематизация собранной информации

Значимость моей исследовательской работы состоит в том, что проведенная работа позволяет расширить и уточнить знания о физиологическом воздействии компьютерных игр.

Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности на уроках информатики, классных часах, в дополнительном образовании школьников.

Глава I. Теоретическая часть.

    1. История возникновения компьютерных игр

Прочитав информацию в интернете, я узнала об истории возникновения компьютерных игр. Оказывается, компьютерные игры прошли долгий путь с момента своего появления в 1960-х годах. Хотя компьютерные игры всегда были источником удовольствия и развлечения, с тех пор компьютерные игры претерпели значительные изменения: от текстовых игр до высококачественной реалистичной графики.

Первые примитивные компьютерные игры были разработаны в Англии и США в начале 60-ых годов прошлого века. Они имитировали игры: «крестики-нолики», «теннис для двоих», «пинг-понг».

В 1950-х годах компьютерные игры стали одним из самых ожидаемых видов развлечений. Ранние компьютерные игры были ориентированы в основном на упрощенные текстовые приключения. Эти игры обычно были однопользовательскими, и для управления действиями персонажа использовался простой ввод с клавиатуры.
В 1960-х и 1970-х годах были разработаны более сложные компьютеры и игровые приставки. За это время игровая индустрия начала расширяться. Именно в это время начали появляться одни из самых влиятельных игр, в том числе Mario (1983) и Tetris (1984).
В 1990-х компьютерные игры стали самой популярной формой игр. Это произошло из-за возросших возможностей компьютеров, которые обеспечивали игровой процесс.
В 21 веке игры вышли на совершенно новый уровень с развитием высококачественной графики и появлением соревновательных игр. В первую очередь это произошло благодаря улучшенному компьютерному оборудованию, которое обеспечивало игровой процесс, подобный консольному, на домашних компьютерах.
Сегодня игры сделали шаг вперед с развитием виртуальной реальности (VR). Технология VR предлагает геймерам полное погружение, позволяя им исследовать полностью реализованные виртуальные миры.

Мир компьютерных игр прошел долгий путь с момента своего появления в 1950-х годах. От упрощенных текстовых игр до современных игр с полным погружением в виртуальную реальность компьютерные игры продолжают развиваться с точки зрения графики и возможностей. В ближайшие несколько лет игровая индустрия будет продолжать совершенствоваться — достижения, которые будут определять то, как мы играем и взаимодействуем с нашими играми.

    1. Классификация компьютерных игр

Жанр определяется целью игры. Выделяют следующие жанры:

Экшен (от англ. Action/Действие) — игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок. Аналогичный жанр в кино — боевик.

Приключения (от англ. Adventure/Приключение) — игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета;

Стратегии - игра, требующая выработки стратегии, например, для победы в военной операции. Это игры, где играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. Симуляторы — основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Головоломки — игры, полностью или больше чем наполовину состоящие из решения различных логических задач наподобие собирания кубика Рубика; компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия» и другие.

Забавы — игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры — например, лопание пузырьков;

Образовательные — игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются.

Ролевые (от англ. Role Playing Game/Ролевая Игра) - жанр игр, отличительной особенностью которых является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия. Также в играх данного жанра зачастую существует система инвентаря, то есть в процессе прохождения игрок может находить/приобретать новые виды оружия, доспехов, вспомогательных средств и т.п.

Классификация компьютерных игр по количеству игроков и способу их взаимодействия.

Одиночные (однопользовательские) Рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские:Рассчитаны на игру нескольких человек по локальной сети или Интернету. Часто встречаются, как дополнительный режим в играх, имеющих в основе одиночное прохождение.
Массовые онлайновые. Массовые игры, использующие подключение Интернет. В большинстве таких игр отсутствует одиночная игра (в оффлайн). Наиболее часто встречающиеся жанры — настольные и ролевые игры. Среди них различают также игры, запускающиеся в браузере и не требующие скачивания и/или установки чего-либо на компьютер.

Игры для социальных сетей - разновидность онлайн игр, которые распространяются преимущественно через социальные сети, в большинстве случаев являются многопользовательскими.

Классификация компьютерных игр по тематике.

  • Фэнтези

  • Исторические

  • В духе современности

  • Космические

  • Постапокалиптические

  • Мифологические

  • Киберпанк

  • Стимпанк

    1. Польза компьютерных игр

Заглянем в толковый словарь. Найдем в нем определение, что же такое компьютерные игры. «Компьютерная игра – это предназначенная для развлечения, отдыха компьютерная программа, обычно развивающая логическое мышление, реакцию и т. п.»

Многие люди часами и сутками сидят за компьютером, играя в разного рода стратегии, симуляторы и другие жанры компьютерных игр. Не меньше людей готовы платить за такого рода развлечения. Это весело и интересно, увлекает и вызывает зависимость. На каждый жанр всегда находятся свои любители. Полезны компьютерные игры или вредны — решать вам.

Для того чтобы начать разговор о пользе компьютерных игр сначала выясним, примерно на какие виды можно разделить компьютерные игры.

  1. Интеллектуальные игры.

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

  1. Развивающие игры.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Развивающие игры могут быть очень разнообразными, рассчитанными на разный возраст и характер ребенка. Существуют также игры для девочек и мальчиков, в которых учитываются особенности их психики.

  1. Обучающие игры.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

 С помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету.

Именно поэтому прямая обязанность взрослых – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером. Лучше подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенное количество времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

Итак, в ходе игры можно улучшить навыки чтения, память и внимание, развить творческие способности и стиль у школьников.

    1. Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игрока из нее невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.

  1. Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью.

  2. Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать

  3. Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.

Хочется обратить особое внимание о вредном воздействии компьютера для здоровья подрастающего поколения. Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.

Компьютерные игры могут навредить ребенку если:

  • уделять им слишком много времени;

  • они имеют неподходящую для детей тематику.

Чтобы защитить себя от негативного влияния игр и получить только пользу, необходимо проверять их и ограничивать время проведения за компьютером. Для маленьких детей будет достаточно и 10 минут в день. Постепенно время можно увеличивать на 5 минут, делая при этом перерывы между игрой, но оно не должно превышать двух часов.

Глава II. Практическая часть

    1. Анкетирование

После того, как я изучила информацию о компьютерных играх, я решила узнать, а что думают учащиеся нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я провела анкетирование среди учащихся 4 класса нашей школы (приложение 1). В анкетировании приняли 23 человека, из них девочек – 12 человек и мальчиков – 11 человек. Возрастная категория – 10-12 лет. В результате я выяснила, что:

  • В настоящее время не все мои одноклассники имеют компьютеры дома. Компьютер – неотъемлемая часть того, что должно быть у школьника. С помощью компьютеров не только возможно осуществлять учебную деятельность (дневник, онлайн-уроки, видеоуроки и тд), но и развивать свои творческие способности (диаграмма 1). Сейчас, компьютер может заменить телефон, в большинстве программы совпадают с компьютерными

Диаграмма 1

  • Также мои одноклассники все в свое свободное время играют в игры на компьютере. Большинство предпочитают игру на телефоне. (Диаграмма 2)

Диаграмма 2

  • Компьютерные игры доступны сейчас каждому, не секрет, что дети в возрасте 5-6 лет уже не только знают как играть в различные виды игр, но и даже как их скачать на свой телефон. Компьютерная игра захватывает, обучает разнообразным учебным навыкам (Диаграмма 3)

Диаграмма 3

  • мальчики и девочки предпочитают различные виды компьютерных игр по жанрам: мальчики чаще всего играют в игры типа экшен, приключения, стратегии, симуляторы, а девочки – игры – приключения, головоломки и забавы. Лишь небольшое количество опрошенных играют в образовательные и ролевые игры; (Диаграмма 4)

Диаграмма 4

  • Исходя из мониторинга по затраченному времени, можно сказать, что большинство из моих одноклассников тратят меньше 30 минут в день на игры в компьютере, что является нормой. Ребята садятся за компьютер несколько раз от 2 раз до 5 раз, делая перерывы между игрой. (Диаграмма 5)

Диаграмма 5

  • Кроме компьютерных игр, ребята используют программы, которые помогают им в учебной деятельности. К ним относятся Pait, Word. Также используют различные виды браузеров для поиска информации в сети Интернет (диаграмма 6)

Диаграмма 6

  • На вопрос бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера, из 23 человек класса ответили нет – 16 человек (диаграмма 7)

Диаграмма 7

  • Кроме компьютерных игр, ребята в свободное время предпочитают погулять – 17 человек (диаграмма 8)

Диаграмма 8

Диаграмма 9

  • мнения мальчиков и девочек по вопросу о влиянии компьютерных игр разделись. Большинство мальчиков считают, что компьютерные игры не оказывают влияния и положительно влияют на организм школьника. А большинство девочек, напротив, считают, что компьютерные игры – это вредно.

На основании всего я сделала вывод, что почти все учащиеся осознают, что играть в компьютерные игры долго и играть в агрессивные игры – это вредно. Кроме того, как часто мы садимся за игру, влияет и на нашу учебную деятельность. Задав ребятам вопрос о том, готовы ли вы отказаться от компьютерных игр – мнения разделились. Если половина учащихся легко и быстро могут отказаться от них, то вторая половина - с трудом! Кроме компьютерных игр у моих одноклассников есть интересы, которые они проявляют в кружковой работе: танцы, робототехника, рисование, карате и др.

    1. Правила работы за компьютером

Исходя из проведенного анкетирования моих одноклассников, я сделала вывод, что необходимо рассказать учащимся о правилах работы за компьютером. Для этого я разработала памятку детям «Правила работы за компьютером. Требования к рабочему месту» (приложение 2)

  • Располагайтесь удобно перед компьютером. Ноги должны быть согнуты под прямым углом.

  • Компьютер надо устанавливать так, чтобы на экран не падал прямой свет (прямой свет отсвечивается от экрана, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза).

  • Оптимальное расположение при работе – боком к окну, желательно левым.

  • Помещения с компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение.

  • Располагайтесь за компьютером так, чтобы расстояние до дисплея было не менее 50 см. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами, а не сбоку! Пусть верхний край экрана будет на уровне глаз или чуть выше. При диагональном расположении монитора вам придется постоянно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка.

  • Шрифт на экране не должен быть слишком мелким, размытым или цветным, а фон – светлым: цветные шрифты и фон «плывут» и не дают отчетливого изображения: шрифт рекомендуется темный, фон – светлый. Не рекомендуется использовать в шрифтах и фоне зеленый, красный, желтый и оранжевый цвета, так как они не дают четкого изображения.

  • Мелкий шрифт вреден для глаз.

  • Монитор должен находиться от вас на расстоянии 60 – 70 см и на 20° ниже уровня глаз.

  • Не забывайте время от времени моргать. Рекомендуется почаще моргать, при моргании вырабатывается защитный фактор – слеза.

  • Следите за осанкой: не сутультесь и сильно не наклоняйтесь к экрану, клавиатуре.

  • Регулярно протирайте экран специальным раствором.

  • Через каждые 20 – 30 мин. работы за компьютером следует делать перерыв.

  • Устраивайте глазам физкультурную паузу, делайте гимнастику. Короткие, но регулярные переменки гораздо эффективнее, чем долгие и беспорядочные. Во время перерыва лучше не находиться у монитора.

  • Без перерыва работать за компьютером можно не дольше 2 ч.

  • Для детей оптимальное время непрерывной работы на компьютере: для старшеклассников – 25 – 30 мин., для учеников 7 – 8-го классов – еще меньше: 15 – 20 мин., для детей младшего школьного возраста – не более 10 мин. После этого необходим перерыв на 10 мин. для разминки и гимнастики для глаз.

  • Разминка включает потягивания, вращение головой, наклоны туловища в разные стороны. Гимнастика для глаз предполагает круговые движения глазных яблок, смещение взгляда в разных направлениях, перевод взгляда с близких объектов вдаль, легкий массаж век.

  • Ребенку в те дни, когда он занимается с компьютером, не надо «отдыхать» у экрана телевизора, ведь это дополнительная нагрузка не только на орган зрения, но и на нервную систему.

  • Если почувствовали усталость и боль в глазах, закончите работу и отдохните. По рекомендации офтальмологов общая продолжительность работы на компьютере не должна превышать 4 ч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным…»

Демокрит

Вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию. Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.

Исследуя проблему влияния компьютерных игр на человека, для меня стало очевидным, если владеть информацией о компьютерных играх, то играть в них для детей будет полезно.

Польза

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции;

  • мелкую моторику рук;

  • визуальное восприятие объектов;

  • память и внимание;

  • логическое мышление;

  • зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать;

  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

  • добиваться своей цели;

  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

Список используемой литературы:

  1. Библиофонд URL: http://bibliofond.ru

  2. Инфоурок URL: http://infourok.ru

  3. Компьютерная игра URL: https://ru.wikipedia.org/wiki

  4. Компьютерная игра URL: http://slovorus.ru

  5. Компьютерная игра URL: http://letopisi.org/index.php

  6. Компьютерные игры как искусство URL: http://gamesisart.ru

  7. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Мн.: Современный литератор, 2007.

  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика/ Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова:-М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.

Приложение 1 .

Анкетирование

  1. Твой пол: □ – муж., □ – жен.

  1. Сколько тебе лет? _________

  1. У тебя дома есть компьютер?

□ – да □ – нет □ – скоро будет

4. Играешь ли ты в компьютерные игры (игры в телефоне)?

□ – да □ – нет □ – иногда

5. Если ДА, с какого возраста ты играешь в компьютерные игры?

□ – 5-6 лет □ – 7-8 лет □ – 9-10 лет

6. Какие твои любимые игры? (Названия игр писать НЕ надо!)

□ – гоночки

□ – стрелялки

□ – бегалки

□ – обучающие

□ – стратегии

□ – поиск предметов

□ – игры для девочек типа «Салон красоты»

7. Сколько времени ты тратишь на игру?

□ – меньше 30 мин. □ – 2 часа □ – больше 2-х часов □ – более 5 часов

8. Сколько раз в день ты садишься за компьютер? _______________

9. Какими компьютерными программами ты пользуешься?

□ – рисование

□ – печатание текста

□ – прослушивание музыки

□ – поиск в Интернете

□ – другое

10. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

□ – да □ – нет □ – иногда

11. Если у тебя есть свободное время, ты предпочтешь:

□ – погулять □ – поиграть за компьютером □ – почитать □ – другое

12. Как ты учишься в школе:

□ – на 4-5 □ – на 4-3 □ – на 3 и ниже

13. Готов ли ты отказаться от компьютерных игр?

□ – да □ – нет

14. Как ты думаешь, какое влияние оказывают компьютерные игры на организм школьника?

□ – вредны □ – полезны □ – не оказывают влияния

15. Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках? Если да, то в каких?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Приложение 2

«Правила работы за компьютером. Требования к рабочему месту»

Просмотров работы: 81