Введение
Мне захотелось узнать всё о леворуких и праворуких людях. Этот проект – исследование касается и моей семьи – ведь мой двоюродный брат делает все левой рукой, а я правой.
Мне интересно ответить на следующие вопросы:
Сколько левшей в нашей школе? Почему их так мало? Как относятся в обществе к таким людям. Какие они?
Цель: изучить понятие «левша» и их особенности.
Задачи:
1. Каковы интересы «правшей» и «левшей»?
2. Выявить, имеют ли леворукие люди свои особенности.
3. Узнать причины леворукости.
4. Выяснить, есть ли в нашей школе леворукие люди.
Гипотеза: возможно, левши обладают особыми способностями.
Объект исследования: учащиеся.
Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе.
Проблемный вопрос: « левша» ли я или нет?
Методы исследования:
Эксперимент;
Опрос;
Сравнение;
Выводы.
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однако отношение к левшам было не одинаковым в разных странах и в разные времена.
Левша или правша, от чего зависит.
Всё зависит от нашего мозга. Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий. При этом одно из них является доминирующим. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр. Левша или правша, от чего зависит эта характеристика и как она влияет на жизнь человека? Многие задаются этим вопросом, пытаясь лучше понять устройство тела и принципы его работы.
Человеческий мозг – сложный орган и до сих пор полностью не изученный. Ему присуще множество задач. Функций и способностей. Одна из которых – латеральность. Это разделение органа на два отдельных полушария, которые выполняют определенные задачи – левое и правое. Именно поэтому у каждого человека имеется основная, так называемая ведущая рука. Это также относится к уху, другим конечностям и даже органам зрения. Даная особенность является основным проявлением латеральности.
По статистике, большинство людей – правши (около 90%). Это лишь приблизительные цифры. За правую руку отвечает левая часть мозга. Именно там находится речевой центр.
У левшей правое полушарие головного мозга развито больше, чем левое.
Левое полушарие управляет правой половиной тела.
У правшей отвечает за логику, речь, письмо, чтение.
Правое полушарие управляет левой половиной тела.
У правшей и левшей отвечает за интуицию, абстрактное образное мышление, музыкальный ритм, интонацию чувства. Но у левшей здесь еще и формируется «центр речи и письма»
Большинство людей с активно левой рукой – представители сильного пола. Статистика примерно такова: 10 женщин на дюжину мужчин
Врожденное или приобретенное качество
Происхождение леворукости может быть разное.
1. Генетическая. Леворукость передаётся по наследству.
2. Компенсаторная, связанная с каким-либо поражением мозга.
3. Механическая. Связана с травмой правой руки или подражания родным, близким
Влияет ли наследственность?
Специалисты определили, что леворукость может передаваться от родителей к ребенку. Таким образом, если мать или отец используют левую руку в качестве основной, шанс родить левшу увеличивается.
Как исследуют правшей и левшей?
Изучать предпочтение людей использовать ту или иную руку в качестве основной, намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для выполнения разных задач один и тот же человек может использовать разные руки. Чтобы определить мануальные предпочтения, ученые используют набор разноплановых тестов.
Специалисты, изучающие Эдинбургский опросник подробно отметили, что все задания ориентированы на западную цивилизацию. Было отмечено, что некоторые задачи устарели и не используются людьми в современном мире.
Также нужно учесть религиозные предпочтения и их каноны. Мусульмане считают левую руку нечистой. Это часть их культуры. Чтобы сделать тестирование максимально универсальным для всех людей, независимо от их национальности и вероисповедания, ученые используют только два задания – использование молотка и бросание предметы.
Используя данную систему изучения, специалисты не только подтвердили, что большинство людей правши
Влияет ли ведущая рука на физические и умственные способности?
Учение до сих пор занимаются изучением обозначенной выше гипотезы и тем, как грамотно использовать ее для победы в соревнованиях. Современные турнирные таблицы указывают на то, что в отдельных дисциплинах, левши более успешные и функциональные. Это относится к бейсболу, футболу, боксу, фехтованию и другим направлениям.
Несмотря на такие показатели, у левшей нет основных преимуществ в других видах спорта. К ним относится одиночные направления, такие как гимнастика или бег. В этом случае мануальные предпочтения не имеют значения.
Не только в спорте, но в интеллектуальной и научной сфере левши отличились. Ученые доказали, что среди левшей большой процент одаренных людей. Их коэффициент интеллекта превышает стандартное (среднее) значение.
Многие научные специалисты высказали предположение, согласно которому леворукие люди могут обладать способностями к математике и архитектуре. Это обусловлено развитие правого полушария головного мозга. Данная теория было частично подтверждена.
Было проведены исследования, в результате которых было определено, что мужчины левши, после окончания высшего учебного заведения, зарабатывает больше, чем их сверстники, которые используют ведущую правую руку.
Стоит ли переучиваться?
Некоторые левши принимают решение переучиться, чтобы использовать правую руку в качестве основной. Это сложный процесс, который лучше начинать в раннем возрасте, для более успешного результата.
Если раньше, леворуких детей меняли насильно (в некоторых странах они считались основной угрозой дисциплине), то сейчас, их воспринимают как обычных людей.
При желании, переучиться с левши на правшу можно практически в любом возрасте. После окончания курса, человек сможет использовать любую руку как ведущую.
Есть ли амбидекстрына самом деле
Люди, способные выполнять действия одинаковой сложности с одинаковой же скоростью и эффективностью, называются амбидекстрами. И такие люди крайне редки, потому что их в мире не больше 1 %. Остальные данные по поводу амбидекстров требуют проверки.
Учитывая необычность явления, человечеству удивительно мало известно о его причинах. Статистика показывает, что чем старше человек, тем больше он склонен к амбидекстрии — правда, только потому, что с возрастом становится сложнее справляться с привычными делами одной рукой.
Также левши живут несколько меньше правшей — возможно, это связано с тем, что мир хуже для них приспособлен. Праворукое большинство при этом обычно даже не подозревает о неудобствах на каждом шагу. Так, молния на джинсах обычно закрыта тканью именно с левой стороны, чтобы её было удобно застёгивать правой рукой. Когда левши пытаются чертить по линейке, их левая рука закрывает цифры, а когда они пишут длинные тексты, на ней обязательно остаются следы от ручек и карандашей. Самые важные кнопки, идёт речь о фотоаппарате или клавиатуре, тоже обычно находятся справа. Да и у компьютерных мышей, как правило, «правый» изгиб и расположение функций. Другая ежедневная боль для многих левшей — ножницы, которые мнут бумагу, вместо того чтобы резать её, и тетради на металлических кольцах. Список можно продолжать бесконечно, но вывод тут один — если десятая часть планеты пользуется левой рукой, то явно пришло время брать это в расчёт.
Практическая часть. Эксперименты.
По данным моего исследования в нашей школе из 238 учащихся детей, пишущих левой рукой всего 20. Из них занимаются на «4» и «5» 16 человек. Поэтому можно сделать вывод: леворукость не влияет на качество обучения.Эксперимент 1
Определяем ведущую руку
1. Переплетение пальцев рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сколько бы раз мы это ни делали, сверху оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Для чистоты эксперимента проводим ещё один тест.
2. Проведение вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии 1−1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще.
Эксперимент 2
Я провела опрос среди учащихся начальной школы с 1 – 2 классов: 1а, 1б, 1в, 1г, 2а, 2б, 2в, 2г. Из 238 учеников 20 пишут левой рукой. Я определяла являются ли все они чистыми левшами.
Выводы: Из 23 человек
Я –праворукий человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая теории появления левшей, я пришла к выводу, что для меня более доказательной является наследственная теория. Наша левая рука определяет работу нашего мозга. Левши художественно одарённые, эмоциональные, имеют хорошие музыкальные способности, но могут испытывать трудности в речевой деятельности. Мы научились приспосабливаться в мире правшей! Гипотеза моего исследования (возможно, левши обладают особыми способностями (положительными или отрицательными); левшество нередкое явление подтвердилась полностью.
Список использованной литературы:
Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2007.
Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг» - М.: Мир, 1987.
Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. – М.: Наука, 1987.
Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома». – СПб.: У-Фактория, 2004.
Доброхотова Т.А, Брагина Н.Н Левши. – М.: Книга, 1994.
Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб.: Питер, 1995
Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» - М.: Аверсеф, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест на определение «рукости»
Сидя положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
Переплести пальцы рук в замок. Если сверху оказался палец правой руки - признак правши, левой-признак левши.
Предложите ребёнку похлопать в ладоши так, чтобы одна рука была сверху.
Скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
Посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
Расчесать волосы. В какой руке будет расческа?
Приложение 2
Мои показатели определения «леворукости»
Определение ведущей руки
Определение «рукости» моих друзей
Правша Амбидекстр
Приложение 3
Левое полушарие управляет правой половиной тела.
У правшей отвечает за логику, речь, письмо, чтение
Правое полушарие управляет левой половиной тела.
У правшей и левшей отвечает за интуицию, мышление,
музыкальный ритм, чувства.
Но у левшей здесь еще и формируется «центр речи и письма»
Приложение 4