Секреты запоминания

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Секреты запоминания

Карякина А.И. 1
1МАОУ СОШ № 22
Извина О.А. 1
1МАОУ СОШ № 22
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В телевизионной программе «Удивительные люди» я с восхищением наблюдала взрослых и детей, которые демонстрировали запоминание немыслимых объемов разнообразной информации. Мне показалось очень увлекательным разобраться как они это делают? Можно ли этому научиться?

Актуальность работы: обучение в школе требует запоминать много информации. Многие школьники, так же, как и я, хотят улучшить возможности своей памяти.

Я посмотрела видеоролики про мозг и память, прослушала несколько лекций Татьяны Владимировны Черниговской - доктора биологических наук, доктора филологических наук, выдающейся ученой в области нейронауки [1] и Вячеслава Альбертовича Дубынина – доктора биологических наук, нейробиолога [2], и решила попробовать применить на практике знания, позволяющие быстро и легко запоминать новую информацию [3].

Гипотеза: возможности своей памяти можно улучшить, применяя специальные техники запоминания.

Цель: изучение методов запоминания информации.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Выяснить особенности и строение мозга.

  3. Познакомиться с техниками запоминания.

  4. Научиться применять техники запоминания, адаптировать их под свои потребности.

  5. Создать обучающий видеоконтент о методах и способах запоминания.

Объект исследования: мозг человека.

Предмет исследования: запоминание информации.

В работе были использованы следующие методы исследования:

  • анализ источников информации,

  • упражнения.

Глава I. Мозг. Его строение и особенности

  1. Головной мозг.

Самый сложный орган человеческого тела – головной мозг. Он расположен в полости черепа. Этот орган координирует и регулирует все жизненные функции человека, контролирует его поведение.

Мозг человека составляют два полушария, которые имеют множество борозд и извилин. Левое и правое полушарие связанны между собой мозолистым телом. Внешняя часть головного мозга – тонкий слой серого вещества называется корой.

Под полушариями находится лимбическая система, которая отвечает за эмоции. В нижней части мозга расположены таламус и гипоталамус, они выделяют гормоны и отвечают за сон и голод. В задней части находится мозжечок, который отвечает за координацию движений и равновесие [4].

Мозг имеет около 100 миллионов мозговых клеток (нейронов). Нейроны обладают отростками (аксонами и дендритами) и устанавливают друг с другом контакты (синапсы). Связанные между собой нейроны образуют сети. Мозг работает путём передачи сигналов по сетям. Каждый человек рождается с множеством нейронов, но с очень небольшим количеством связей между ними. Нейронные сети строятся по мере взаимодействия человека с окружающим миром. Эти сложные нейронные связи лежат в основе функционирования мозга и составляют основу интеллекта человека.

Память – это сетевое свойство коры больших полушарий. Процесс запоминания новой информации обусловлен образованием новых нейронных связей. Прочность нейронной сети зависит от того, насколько часто она используется. Вот почему, многократно повторяя, можно добиться большей устойчивости нейронных связей и получить более высокие результаты запоминания [5].

Первоначально новая информация поступает в кратковременную память. Отдел мозга гиппокамп обрабатывает поступившую информацию, и при определенных условиях обеспечивает перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную.

  1. Условия, влияющие на работу мозга.

  • Мозг плохо работает, если ему не хватает глюкозы и кислорода, поэтому важно правильно питаться, работать в проветренном помещении.

  • Физические упражнения активизируют мозг, поскольку 2/3 мозга активны, когда человек двигается.

  • Информация понимается и усваивается лучше, когда человек объясняет ее другим [6].

  • Мозг легче усваивает информацию, которая связана с тем, что ранее было понято и узнано.

  • Мозг устроен так, чтобы тратить как можно меньше энергии. Он будет выбирать то занятие, которое требует меньше усилий. Понимая это, нужно научиться осознанно преодолевать «программы лени».

  • 20% мозговой деятельности во сне – это перезапись из кратковременной памяти в долговременную и продолжение процесса мышления, поэтому есть смысл продолжить решение задачи утром, чем просидеть ночь за решением [7].

  1. Условия, которые влияют на запоминание.

  • Запоминание должно идти на позитивном эмоциональном фоне. Перед началом процесса осознанного запоминания нужно расслабиться, успокоиться, мысленно сказать себе: «Я это легко запомню!»

  • Запоминается лучше и легче осмысленная информация. Необходимо понять, представить, то что пытаешься запомнить.

  • Чем больше ассоциаций к тому, что требуется запомнить, тем прочнее информация задерживается в нейросети головного мозга.

  • Сон влияет на память. Исследования показали, что полноценная ночь сна между заучиванием и воспроизведением заученного существенно улучшает результаты. Когда мы запоминаем новую информацию, она сначала попадает в кратковременную память. Чтобы информация попала в долговременную память, и чтобы можно было воспроизвести эту информацию, нужно лечь спать. Информация ложится в правильные места нашего мозга тогда, когда мы спим [8].

  • Повторение - верный способ прочно запомнить информацию. В конце ХIХ века немецкий психолог Герман Эббингаус в монографии «Память» показал, что через 20 минут человек помнит 60% информации, через час – 40%, через месяц – меньше 20%. Функция забывания является защитным механизмом нашего мозга, но процесс забывания можно остановить повторением именно тогда, когда мозг собирается забыть информацию. Эббингаус предложил схемы: «Запомнить быстро»: I повторение – сразу после заучивания, II – через 15-20 минут после первого, III – через 6-8 часов после второго, VI – через 24 часа после третьего; «Запомнить надолго»: I повторение – сразу после заучивания, II – через 20-30 минут, III – через 1 день после второго, IV – через 2-3 недели, V – через 2-3 месяца [9].

Итак, мы получили представления об устройстве мозга человека и о том, как человек запоминает информацию, а также рассмотрели условия, влияющие на процесс запоминания.

Глава II. применение техник запоминания

С техниками запоминания мы знакомились по роликам центра образовательных технологий ADVANCE, опубликованным в открытом доступе на YouTube.

Техники запоминания базируются на визуализации информации, формировании связи новой информации со старой, закреплении и воспроизведении [10].

  1. Запоминание группы слов.

Для запоминания последовательности слов на каждое слово необходимо придумать цветную, объемную подробную ассоциацию. Все эти образы объединить нелепой, смешной историей. Такой метод запоминания называется «Цепочка».

Этот метод запоминания мы осваивали с помощью игры. Мои близкие по очереди писали слова, а потом мы все пытались эти слова запомнить и воспроизвести по памяти. Было весело и интересно запоминать, и, наверное, поэтому все запоминалось очень быстро. Можно привести один из самых веселых текстов для запоминания слов: солнце, тигр, автобус, пицца, зима, очки, кресло, дом, книга, орех.

Светило яркое солнце. Тигр развалился на автобусе и ел пиццу. Наступила зима, тигрсталплоховидеть, емувыписали очки. Онсиделв мягком кресле в своем доме, читал толстую книгу и грыз грецкий орех.

Существуют и другие способы запоминания последовательности слов вместо рассказа. Образы можно разместить на себе, своей одежде или по комнате, которую хорошо знаешь и представляешь.

  1. Использование ментальной карты.

Для запоминания стихов попробовали применить ментальную карту.

Практиковались на стихотворении Юлии Друниной «Бинты», которое имеет сложный ритм и трудно запоминается (Приложение 1).

Ментальная карта – это схема, на которой рисуются ассоциативные картинки, связанные между собой по часовой стрелке. Такие карты требуют умения выделить главное, определить взаимосвязи, ассоциации, навык зрительного запоминания [10].

На рисование ментальной карты впервые потребовалось около 30 минут (Приложении 2). В процессе составления карты, стихотворение практически полностью запомнилось. Вспоминать стихотворение по такой карте оказалось очень легко. Так, через несколько месяцев было достаточно одного взгляда на ментальную карту, чтобы без повторений прочитать это стихотворение.

При тренировке в составлении ментальных карт, можно существенно сократить время на ее рисование. Данным способом можно запоминать не только стихи. Например, тексты по окружающему миру, литературному чтению, доклады, и другое.

  1. Запоминание иностранных слов.

Центр образовательных технологий ADVANCE предлагает следующую технику запоминания иностранных слов. Алгоритм запоминания следующий:

  1. Строим ассоциацию на русское слово. Например, «бабочка».

  2. Строим ассоциацию на звучание этого слова на иностранном языке. «Бабочка» на английском языке «butterfly». Звучание слова «butterfly» похоже на русское слово «баттерфляй». Если не получается подобрать звуковую ассоциацию на все слово, достаточно ассоциации на начало слова.

  3. Учим и три раза произносим «butterfly», чтобы правильно запомнить звучание слова.

  4. Строим ассоциацию, соединяющую слова «бабочка» и «баттерфляй». Например, пловец в костюме бабочки плывет в бассейне стилем баттерфляй.

Эту технику целесообразно применять для слов, которые трудно запомнить.

  1. Использование карточек.

Карточки – очень эффективный способ работы с информацией, которая может быть востребована через некоторое время. Например, при изучении иностранного языка можно составлять банки слов по темам. При необходимости быстро повторить слова по нужной теме. В отличие от повторения по словарю, процесс повторения будет эффективнее поскольку в процессе повторения можно разделить карточки на группы: 1) помню; 2) плохо помню; 3) не помню. Далее работать только с группами 2 и 3.

Карточки полезно использовать для запоминания таблицы умножения. Это оказалось очень удобным. Нужно заметить, что само написание карточек, также, как и составление ментальной карты, способствует запоминанию, поскольку задействуются разные виды памяти (зрительную, слуховую, эмоциональную). Работая с карточками, выяснилось, что для многих оптимальным является выучивания за один сеанс 15-ти новых карточек. Тренировка позволяет увеличивать количество запоминаемых за один сеанс. Начиная с 10 карточек, уже через три занятия можно запомнить 15 - 17. Оптимальное время работы с карточками не должно превышать для большинства учеников 30 минут. При увеличении этого времени запоминание новой информации не увеличивается, поскольку накопленная усталость ведет к потере концентрации и интереса.

  1. Запоминание определений.

По русскому языку приходится запоминать очень много правил и определений. Работа с ментальными картами позволила сформировать простой и эффективный способ запоминания определений. Нужно «разложить» составные части определения в части схемы (Приложение 3). В первый прямоугольник ставим название понятия, например, имя существительное. В следующем прямоугольнике отвечаем на вопрос: «Что это?» В данном случае – часть речи. В следующие прямоугольники ставим признаки и свойства определяемого понятия. В данном случае, 1) обозначает предмет; 2) отвечает на вопросы: «Кто? Что?» (Приложение 4).

В процессе обдумывания того, какая часть определения куда встанет, позволяет запустить процесс понимания и, как следствие, легкого запоминания.

Применение этих несложных техник позволяет облегчить процесс осваивания новых знаний.

В начальной школе ученикам приходится запоминать много стихов, текстов докладов к урокам и выступлениям. Было отмечено, что запоминается лучше, если делать это вслух, эмоционально и в движении так, как придется это делать на уроке или выступлении.

Для того, чтобы понять и выучить достаточно большой по объему текст, можно нарисовать схему, это позволяет структурировать содержание и логические связи изучаемого текста. Умение рисовать схемы может очень пригодиться при решении логических задач по математике.

В процессе изучения техник запоминания, был сделан вывод о том, что любая методика требует адаптации под себя. Знание подобных методик, позволяет расширить свои возможности и высвободить время для любимых занятий.

Поскольку опыт применения техник запоминания оказался успешным, захотелось поделиться положительным опытом и выступить с докладом перед одноклассниками. Сделанный доклад вызвал большой интерес и много вопросов. Это сподвигло к созданию видео роликов по данной теме, чтобы донести информацию до широкой аудитории.

Таким образом, мы обобщили разные подходы к применению техник запоминания, которые базируются на знаниях, изложенных в работе, и наглядно показали и рассказали в видео роликах о своем опыте применения этих техник.

заключение

Школьнику необходимо много запоминать и многое помнить. Память лежит в основе формирования знаний.

В процессе работы получено представление о том, как устроен и работает человеческий мозг, как он запоминает. Освоены следующие техники запоминания: применение ментальных карт, использование ассоциативного метода запоминания иностранных слов, запоминание последовательности слов, рациональное повторение.

Создан видео контент в виде видеороликов, предназначенных и рассчитанных прежде всего на сверстников. Данные ролики размещены на канале YouTube в сети Интернет по следующим ссылкам:

  • https://youtu.be/wmJcAyyEorM

  • https://youtu.be/AMMfOGhlhBQ

  • https://youtu.be/X4H-Npk9FXw

В этих роликах демонстрируется применение ментальной карты и карточек, способы запоминания последовательности слов и трудных для запоминания иностранных слов.

Знания об особенностях работы мозга при запоминании информации, дополненные применением техник запоминания, позволили сократить время на выполнение домашних заданий в среднем на 25%.

Вывод: в результате выполнения поставленных задач исследования, цель изучения методов запоминания информации достигнута. При этом, была подтверждена гипотеза о том, что возможности памяти человека можно улучшить при применении специальных методик и знаний о том, как устроен и работает человеческий мозг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Петербургский семинар по когнитивным исследованиям: доклады и стенограммы. Том 1: 2012-2015 / Под ред. Т.В. Черниговской, Т.Е. Петровой – СПб.: Издательство СПбГУ, 2022. – 272 с.

  2. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р. Регуляторные системы организмы человека. - М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

  3. Фонсова Н.А., Дубынин В.А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Ч. 1. - М.:  МЭЛИ, 2007. - 64 с.

  4. Дубынин В.А., Сергеев И.И. Мозг и нервная система. - М.: Аванта, 2023. – 96 с.

  5. Черниговская Т. В. Языки сознания: кто читает тексты нейронной сети? // Человек в мире знания: в честь 80-летия акад. В.А. Лекторского. Российская политическая энциклопедия, 2012.

  6. Дубынин В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания. - М.: Альпина нон-фикшн, 2021. – 572 с.

  7. Солодухина А.В., Дубынин В.А. Мозг человека: программы и «вирусы» // Популярная механика, 2013. № 7 (129), C. 46-52.

  8. Черниговская Т. В. Конь и трепетная лань: ученый на стыке наук. Актуальные вопросы нейрофилософии: Материалы международного междисциплинарного семинара «Нейрофилософия», 2014-2015 гг., г.  Москва: ИИнтелл, 2015. С. 31-41.

  9.  Васильева Е. Е., Васильев В. Ю. Суперпамять для всех. — М.: Аст, 2006. — 71 с. 

  10. Ягодкин Н. А. Энциклопедия детской мотивации / Н.А. Ягодкин, Г.В. Годун,; А.Н. Згода, И.Г. Чередов. Под ред. А.Н. Згоды. – 1-е изд. – СПБ.: Любавич, 2019. – 312 с.

Приложение 1

Юлии Друнина

Бинты

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем — так учили нас.
Одним движеньем — только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться — беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Приложение 2

Ментальная карта

Приложение 3

Схема для запоминания определений

Свойство

Свойство

Свойство

- это , котор(-ая, -ый,..) ….

Приложение 4

Примеры запоминания определений с использованием схемы

П ример 1.

Сложное предложение – это такое предложение ,

состоит из двух или более частей.

к оторое

Каждая часть имеет свою грамматическую основу.

Части сложного предложения разделяются запятой.

Пример 2.

Синонимы – это слова ,

звучат и пишутся по-разному,

к оторые

а по смыслу одинаковы или очень близки.

П ример 3.

Имя числительное – это часть речи ,

обозначает количество предметов

к оторая

или порядок при счете.

К числительному можно поставить вопросы: сколько? который?

Просмотров работы: 28