Введение
Актуальность: Память имеет большое значение в жизни младших школьников.Чем лучше ученик запоминает, тем лучше он учится, темуспешнее он в школе.В детском саду мы легко запоминали всё, что нам казалось интересным. В школе же нужно учиться запоминать, то, что увлекательным не кажется. По мнению Л.А. Черных, изучение развития памяти у младших школьников актуально по нескольким причинам. В этом возрасте:
«происходят изменения, связанные с переходом к взрослости;
физиологические особенности налагают отпечаток на память;
необходимость справляться с более сложными нагрузками» [13].
Проблема: Проблемы с кратковременной памятью у младших школьников могут привести к серьезным проблемам в средней и старшей школе.Учёные считают, что у нас лучше развита кратковременная образная память, а нужно развивать логическую память. Какая память лучше развита у моих одноклассников, и от чего она зависит? Эти проблемные вопросы стали причиной моего исследования.
Объект: младшие школьники
Предмет: связь между объемом кратковременной памяти, показателями работы сердца и половой принадлежностью
Цель: Установить связь между объемом кратковременной памяти, показателями работы сердца и половой принадлежностью
Гипотеза: показатели работы сердца и половая принадлежность по-разному влияют на зрительную и речевую кратковременную память
Задачи:
Сравнить кратковременную зрительную и кратковременную речевую память обучающихся 3 класса.
Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.
Установить связь между видами кратковременной памяти и показателями работы сердца (артериальное давление, пульс).
Методы: тестирование,измерение, статистический
Новизна: На сегодняшний день существуют работы, посвященные исследованию кратковременной памяти младших школьников. Однако мы решили выявить связь между объемами кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца обучающихся. В этом заключается новизна нашего исследования.
Практическая значимость: данный материал может быть представлен на родительских собраниях; я расскажу ребятам, что надо развивать оба вида памяти, особенно речевую.
Обзор литературы
Глава 1. Кратковременная память
Ключевым понятием моей работы является «кратковременная память». Кратковременная память – это способность человека сохранять информацию в течение короткого промежутка времени [8]. По мнению учёных, в ней «сохраняется лишь обобщённый образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение информации» [3].
В психологическом словаре читаю: «Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из - за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов» [11].
Различают зрительную и речевую кратковременную память. «Кратковременная зрительная память определяется как способность сохранять в памяти небольшое количество визуальной информации (буквы, цифры, цвета ...). Информация, которую хранит кратковременная зрительная память, может быть результатом процессов рабочей памяти, может перейти в хранилище долговременной памяти, или просто забывается со временем» [1]. Считается, что люди с развитой зрительной памятью имеют хорошее воображение. Она очень важна для художников, инженеров, композиторов [14].
«Кратковременная речевая память: способность запоминать информацию, особенно эффективно, когда она представлена в устной форме. Этот тип памяти позволяет лучше усваивать материал, который был озвучен или прочитан вслух.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам» [6].
Глава 2. Показатели работы сердца и сосудов
Сердечно-сосудистая система у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности в отличие от взрослых людей. Детское сердце определяет развитие всего организма. От него зависит и успешность обучения в школе. Полное развитие сердца происходит к 20 годам.
О.Л. Петришина в статье «Возрастная анатомия и физиология» пишет: «не следует при этом забывать, что работа сердца у детей младшего школьного возраста еще недостаточно устойчива, недостаточно ритмична и легко нарушается. Чрезмерные физические упражнения могут вызвать нарушение нормальной работы сердца, его переутомление, а с течением времени и заболевание» [9]. Младшие школьники могут убирать комнату, приносить небольшое количество дров, воды, сгребать снег, работать в огороде и в саду. Такая работа улучшает кровоснабжение сердца и укрепляет сердечную мышцу. Врачи предупреждают, что следует предостерегать детей от занятий тяжёлой атлетикой и футболом, которые в младшем школьном возрасте ничего, кроме вреда для сердца, не приносят. Длительные, без перерывов, занятия физическими упражнениями, спортом приводят к плохому самочувствию, учащенному сердцебиению и могут стать причиной сердечных заболеваний.
Незнание особенностей работы сердца у младших школьников может привести к повышению давления, вегетососудистой дистонии и даже остановке сердца. «В 2016 году на уроках физкультуры погибли 211 детей» [5]. «Повышение давления у детей встречается намного реже, чем у взрослых, но при этом остается одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в педиатрии. По данным различных исследований, встречаемость этой патологии среди детей и подростков составляет от 1 до 18%» [4]. У младших школьников давление может повышаться из-за плохой наследственности, сахарного диабета, ожирения; высокого уровня тревожности, острой стрессовой ситуации, заболеваний нервной системы и почек, энцефалита и менингита, черепно-мозговых травм и т. д. [2].
Методика исследования
Сравнить кратковременную зрительную и кратковременную речевую память обучающихся 3 класса.
Для определения объёма кратковременной речевой и зрительной памяти школьный психолог подобрала методику Л.А. Ясюковой [15]. Согласно первой методике, я предлагала ребятам запомнить 9 не связанных между собой слов: куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул. Просила их внимательно слушать и запоминать. Слова произносила чётко с интервалом в полсекунды. Потом предлагала повторить всё, что ребята запомнили, в любом порядке. Ответы записывала в протокол. Уровень развития кратковременной речевой памяти оценивала по схеме: 0-2 - низкий уровень, 3- 4 - средний уровень, 5-7 - хороший уровень, 8-9 - высокий уровень.
Для изучения кратковременной зрительной памяти предлагала одноклассникам посмотреть и запомнить в течение 20 сек 16 картинок. По методике допускала однозначность ответов (корабль – лодка), неправильные ответы оценивала в 0 баллов (например, вместо цветка - бабочка). Общую сумму баллов определяла по шкале: 0-4 – низкий уровень, 4,5-7 – средний уровень, 8-9 – хороший уровень, 10 и выше – высокий уровень.
Исследование объема кратковременной памяти провела у 29 обучающихся 3 класса и сравнила результаты. Данные представила в виде таблицы (прилож.1) и графиков.
Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.
С помощью онлайн калькулятора я сосчитала количество мальчиков и девочек, затем посчитала уровень памяти: высокий, средний и низкий по обоим видам памяти. Данные перевела в проценты. Построила графики в программе Excel. Сделала выводы.
Установить связь между видами кратковременной памяти, артериальным давлением и пульсом.
Измерение артериального давления и пульса проводила с помощью цифрового автоматического прибора «МХ2 Basic», соблюдая все правила, прописанные в инструкции. Для получения достоверных результатов измеряла давление дважды с промежутком в 5–10 минут. Для определения пульсового давления находила разность между показателями верхнего и нижнего давления (норма 30-50). Нормальными считала показатели соответствующие данным в таблице 1. Пульс считала за норму от 85 до 90 ударов в минуту (6 – 12 лет) [10].
Таблица 1
Норма артериального давления у детей и подростков
Возраст |
Артериальное давление (в мм.рт.ст.) |
|||
верхнее |
нижнее |
|||
минимальное |
максимальное |
минимальное |
максимальное |
|
6 – 9 лет |
100 |
122 |
60 |
78 |
10 – 12 лет |
110 |
126 |
70 |
82 |
Для установления связи между объемом кратковременной памяти, артериальным давлением и пульсом использовала метод корреляции по Спирмену в онлайн режиме [12]. Силу связи между признаками оценивала по шкале Чеддока [4]:
1 < rxy < 0,3 слабая 0,3 < rxy < 0,5 умеренная 0,5 < rxy < 0,7 заметная |
0,7 < rxy < 0,9 высокая 0,9 < rxy < 1 весьма высокая |
Результаты представила в виде таблицы и графиков.
Результаты исследования
Сравнить зрительную и речевую память обучающихся 3 класса.
В ходе исследования кратковременной речевой памяти я получила следующие результаты: высокий уровень развития речевой памяти не выявлен, хороший уровень у 3 обучающихся, средний уровень выявлен у 20 обучающихся, слабый уровень у 8 обучающихся (табл. 2); высокий уровень развития зрительной памяти выявлен у 6 обучающихся, хороший уровень у 4 человек, средний уровень у 18 обучающихся, слабый уровень у 3 обучающихся (табл. 2).
Таблица 2
Уровни объема кратковременной памяти
Виды кратко-временной памяти |
уровни |
|||||
слабый |
средний |
хороший |
высокий |
|||
речевая память |
8 чел. |
20 чел. |
3 чел. |
- |
||
зрительная память |
3 чел. |
18 чел. |
4 чел. |
6 чел. |
||
Рис. 1. Оценка объема кратковременной памяти у младших школьников (в %) |
Наши данные по лучшему развитию у младших школьников кратковременной зрительной памяти совпадают с данными Л.А. Черных (рис. 1). |
Вывод: у обучающихся 3 класса объём кратковременной зрительной памяти выше, чем уровень кратковременной речевой памяти.
Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.
Сравнивая уровни кратковременной памяти, я увидела, что оба вида немного
лучше развиты у девочек, особенно зрительная память (рис. 2-3). Может быть это
связано с тем, что девочки более старательны в учебе. У большинства мальчиков и девочек речевая и зрительная память развиты на среднем уровне.
Рис. 2. Уровниречевой кратковременная памяти у девочек и мальчиков (в %) |
Рис. 3. Уровнизрительной кратковременная памяти у девочек и мальчиков (в %) |
Вывод: Кратковременная речевая и зрительная память лучше развиты у девочек, особенно зрительная.
Установить связь между видами кратковременной памяти, артериаль-ным давлением и пульсом.
Верхнее давление у наших третьеклассников оказалось в пределах от 82 до 129 мм.рт. столба, в норме у 20 человек; нижнее давление от 51 до 105 мм.рт. ст., в норме у 20 человек; пульсовое давление от 18 до 49 мм.рт.ст, в норме у 24 человек; пульс от 55 до 110 ударов в минуту, в норме у 4 человек (табл. 3). То есть самый плохой показатель имеет пульс.
Таблица 3
Показатели артериального давления и пульса у 3-классников школы № 4 г. Оса
Показатели |
Норма |
Повышенное |
Пониженное |
Верхнее давление |
20 чел. |
5 чел. |
4 чел. |
Нижнее давление |
20 чел. |
4 чел. |
5 чел. |
Пульсовое давление |
24 чел. |
- |
5 чел. |
Пульс |
4 чел. |
15 чел. |
10 чел. |
Проведя анализ на связь между видами памяти и показателями работы сердца, я сделала выводы, что:
между кратковременной зрительной памятью и нижним артериальным давлением, пульсом существует умеренная связь (r =0,415 и r =0,328) (рис. 4 – 5);
от здоровой работы сердца больше зависит кратковременная зрительная память;
в обоих видах памяти самый высокий показатель связи с работой сердца относится к нижнему давлению (табл. 4.).
Таблица 4
Коэффициент связи по Спирмену
Виды памяти |
Верхнее давление |
Нижнее давление |
Пульсовое давление |
Пульс |
Речевая память |
0,116 |
0,172 |
- 0,001 |
0,081 |
Зрительная память |
0,208 |
0,415 |
-0,052 |
0,328 |
Рис. 4. Коэффициент связи по Спирмену между верхним давлением и зрительной памятью |
Рис. 5. Коэффициент связи по Спирмену между верхним давлением и пульсом |
Выводы
На основании проведенного нами исследования по теме «Связь между объёмом кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца у младших школьников» можно сделать следующие выводы:
Кратковременная зрительная память у 3–классников школы № 4 г. Осы развита лучше, чем речевая.
Кратковременная зрительная и речевая память лучше развиты у девочек.
Установлена умеренная связь между кратковременной зрительной памятью и нижним артериальным давлением, между кратковременной зрительной памятью и пульсом.
Список литературы
1. Галкин С.С. Индивидуальные особенности памяти. - М. «Лаборатория Книги», 2021. – 110 с.
2. Занкова Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников // Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М. «Педагогика», 2021. – 234 с.
3. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М. «Мир», 2021. – 216 с.
4. Савельев В. Статистика и котики. - М. «АСТ», 2018. – 222 с.
Электронные ресурсы
5. Артериальная гипертензия у детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/children-hypertension
6. Васильева: Более 200 детей умерли на уроках физкультуры в 2016 году. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsn.fm/hots/hots-vasileva-bolee-200-detey-umerli-na-urokakh-fizkultury-v-2016-godu
7. Мойс А. Кратковременная память. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blog.alter.ru/glossary/kratkovremennaja-pamjat/
8. Немов Р.С. Виды памяти и их особенности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1605-vidy-pamyati-i-
9. Петришина О.Л. Возрастная анатомия и физиология. [Электронный ресурс] – https://www.cross-kpk.ru/ims/8/Files/%20ССС.html
10. Показатели давления и пульса. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://serg-crb.ru/serdce/davlenie-cheloveka-i-serdcebienie-norma-po-vozrastu.html
11. Психологический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/900
12. Расчет критерия корреляции Спирмена (онлайн калькулятор). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medstatistic.ru/calculators/calcspirmen.html
13. Черных Л.А. Особенности кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста. Л. 2019]. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kratkovremennoy-pamyati-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu/viewer
14. Что такое кратковременная зрительная память? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cognifit.com/ru/science/visual]
15. Ясюкова Л.А. Методики по определению объема кратковременной речевой и зрительной памяти. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/wall-79530198_385
Приложение
№ |
Пол ребенка |
1. Речевая память |
2. Зрительная память |
3. Кратковременная память |
4. Давление верхнее |
5. Давление нижнее |
6. Пульсовое давление |
7. Пульс |
1 |
Девочка |
6 |
5 |
11 |
104 |
62 |
42 |
91 |
2 |
Девочка |
3 |
7 |
10 |
107 |
67 |
40 |
90 |
3 |
Мальчик |
2 |
3 |
5 |
102 |
56 |
46 |
55 |
4 |
Девочка |
4 |
4 |
8 |
123 |
105 |
18 |
95 |
5 |
Девочка |
5 |
9 |
14 |
103 |
74 |
29 |
99 |
6 |
Мальчик |
3 |
5 |
8 |
118 |
71 |
47 |
86 |
7 |
Мальчик |
5 |
5 |
10 |
108 |
70 |
38 |
84 |
8 |
Мальчик |
2 |
6 |
8 |
100 |
67 |
33 |
98 |
9 |
Мальчик |
2 |
6 |
8 |
82 |
50 |
33 |
81 |
10 |
Девочка |
6 |
6 |
12 |
128 |
87 |
41 |
93 |
11 |
Мальчик |
3 |
11 |
14 |
119 |
89 |
30 |
78 |
12 |
Мальчик |
4 |
7 |
11 |
120 |
71 |
49 |
83 |
13 |
Мальчик |
4 |
11 |
15 |
119 |
83 |
36 |
101 |
14 |
Девочка |
5 |
9 |
14 |
110 |
76 |
34 |
90 |
15 |
Девочка |
4 |
9 |
13 |
103 |
70 |
33 |
104 |
16 |
Мальчик |
4 |
7 |
11 |
87 |
58 |
30 |
81 |
17 |
Девочка |
5 |
10 |
15 |
125 |
76 |
49 |
107 |
18 |
Мальчик |
5 |
5 |
10 |
91 |
63 |
28 |
82 |
19 |
Мальчик |
4 |
6 |
10 |
113 |
70 |
43 |
75 |
20 |
Мальчик |
4 |
5 |
9 |
100 |
74 |
26 |
99 |
21 |
Девочка |
2 |
10 |
12 |
118 |
81 |
37 |
110 |
22 |
Девочка |
4 |
5 |
9 |
92 |
70 |
22 |
91 |
23 |
Мальчик |
4 |
7 |
11 |
117 |
78 |
39 |
110 |
24 |
Девочка |
4 |
8 |
12 |
105 |
65 |
40 |
89 |
25 |
Девочка |
4 |
7 |
11 |
129 |
93 |
36 |
96 |
26 |
Девочка |
5 |
5 |
10 |
105 |
66 |
39 |
73 |
27 |
Девочка |
5 |
7 |
12 |
105 |
75 |
30 |
86 |
28 |
Мальчик |
4 |
5 |
9 |
120 |
74 |
46 |
93 |
29 |
Мальчик |
5 |
10 |
15 |
97 |
74 |
23 |
84 |