Связь между объёмом кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца у младших школьников

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Связь между объёмом кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца у младших школьников

Бушмакина М.А. 1
1МБОУ "СОШ №4 г. Осы"
Евсина О.В. 1
1МБОУ "СОШ №4 г. Осы"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Память имеет большое значение в жизни младших школьников.Чем лучше ученик запоминает, тем лучше он учится, темуспешнее он в школе.В детском саду мы легко запоминали всё, что нам казалось интересным. В школе же нужно учиться запоминать, то, что увлекательным не кажется. По мнению Л.А. Черных, изучение развития памяти у младших школьников актуально по нескольким причинам. В этом возрасте:

  1. «происходят изменения, связанные с переходом к взрослости;

  2. физиологические особенности налагают отпечаток на память;

  3. необходимость справляться с более сложными нагрузками» [13].

Проблема: Проблемы с кратковременной памятью у младших школьников могут привести к серьезным проблемам в средней и старшей школе.Учёные считают, что у нас лучше развита кратковременная образная память, а нужно развивать логическую память. Какая память лучше развита у моих одноклассников, и от чего она зависит? Эти проблемные вопросы стали причиной моего исследования.

Объект: младшие школьники

Предмет: связь между объемом кратковременной памяти, показателями работы сердца и половой принадлежностью

Цель: Установить связь между объемом кратковременной памяти, показателями работы сердца и половой принадлежностью

Гипотеза: показатели работы сердца и половая принадлежность по-разному влияют на зрительную и речевую кратковременную память

Задачи:

  1. Сравнить кратковременную зрительную и кратковременную речевую память обучающихся 3 класса.

  2. Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.

  3. Установить связь между видами кратковременной памяти и показателями работы сердца (артериальное давление, пульс).

Методы: тестирование,измерение, статистический

Новизна: На сегодняшний день существуют работы, посвященные исследованию кратковременной памяти младших школьников. Однако мы решили выявить связь между объемами кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца обучающихся. В этом заключается новизна нашего исследования.

Практическая значимость: данный материал может быть представлен на родительских собраниях; я расскажу ребятам, что надо развивать оба вида памяти, особенно речевую.

Обзор литературы

Глава 1. Кратковременная память

Ключевым понятием моей работы является «кратковременная память». Кратковременная память – это способность человека сохранять информацию в течение короткого промежутка времени [8]. По мнению учёных, в ней «сохраняется лишь обобщённый образ воспринятого, наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной установки на запоминание, но с установкой на воспроизведение информации» [3].

В психологическом словаре читаю: «Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из - за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов» [11].

Различают зрительную и речевую кратковременную память. «Кратковременная зрительная память определяется как способность сохранять в памяти небольшое количество визуальной информации (буквы, цифры, цвета ...). Информация, которую хранит кратковременная зрительная память, может быть результатом процессов рабочей памяти, может перейти в хранилище долговременной памяти, или просто забывается со временем» [1]. Считается, что люди с развитой зрительной памятью имеют хорошее воображение. Она очень важна для художников, инженеров, композиторов [14].

«Кратковременная речевая память: способность запоминать информацию, особенно эффективно, когда она представлена в устной форме. Этот тип памяти позволяет лучше усваивать материал, который был озвучен или прочитан вслух.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам» [6].

Глава 2. Показатели работы сердца и сосудов

Сердечно-сосудистая система у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности в отличие от взрослых людей. Детское сердце определяет развитие всего организма. От него зависит и успешность обучения в школе. Полное развитие сердца происходит к 20 годам.

О.Л. Петришина в статье «Возрастная анатомия и физиология» пишет: «не следует при этом забывать, что работа сердца у детей младшего школьного возраста еще недостаточно устойчива, недостаточно ритмична и легко нарушается. Чрезмерные физические упражнения могут вызвать нарушение нормальной работы сердца, его переутомление, а с течением времени и заболевание» [9]. Младшие школьники могут убирать комнату, приносить небольшое количество дров, воды, сгребать снег, работать в огороде и в саду. Такая работа улучшает кровоснабжение сердца и укрепляет сердечную мышцу. Врачи предупреждают, что следует предостерегать детей от занятий тяжёлой атлетикой и футболом, которые в младшем школьном возрасте ничего, кроме вреда для сердца, не приносят. Длительные, без перерывов, занятия физическими упражнениями, спортом приводят к плохому самочувствию, учащенному сердцебиению и могут стать причиной сердечных заболеваний.

Незнание особенностей работы сердца у младших школьников может привести к повышению давления, вегетососудистой дистонии и даже остановке сердца. «В 2016 году на уроках физкультуры погибли 211 детей» [5]. «Повышение давления у детей встречается намного реже, чем у взрослых, но при этом остается одним из наиболее распространенных хронических заболеваний в педиатрии. По данным различных исследований, встречаемость этой патологии среди детей и подростков составляет от 1 до 18%» [4]. У младших школьников давление может повышаться из-за плохой наследственности, сахарного диабета, ожирения; высокого уровня тревожности, острой стрессовой ситуации, заболеваний нервной системы и почек, энцефалита и менингита, черепно-мозговых травм и т. д. [2].

Методика исследования

  1. Сравнить кратковременную зрительную и кратковременную речевую память обучающихся 3 класса.

Для определения объёма кратковременной речевой и зрительной памяти школьный психолог подобрала методику Л.А. Ясюковой [15]. Согласно первой методике, я предлагала ребятам запомнить 9 не связанных между собой слов: куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул. Просила их внимательно слушать и запоминать. Слова произносила чётко с интервалом в полсекунды. Потом предлагала повторить всё, что ребята запомнили, в любом порядке. Ответы записывала в протокол. Уровень развития кратковременной речевой памяти оценивала по схеме: 0-2 - низкий уровень, 3- 4 - средний уровень, 5-7 - хороший уровень, 8-9 - высокий уровень.

Для изучения кратковременной зрительной памяти предлагала одноклассникам посмотреть и запомнить в течение 20 сек 16 картинок. По методике допускала однозначность ответов (корабль – лодка), неправильные ответы оценивала в 0 баллов (например, вместо цветка - бабочка). Общую сумму баллов определяла по шкале: 0-4 – низкий уровень, 4,5-7 – средний уровень, 8-9 – хороший уровень, 10 и выше – высокий уровень.

Исследование объема кратковременной памяти провела у 29 обучающихся 3 класса и сравнила результаты. Данные представила в виде таблицы (прилож.1) и графиков.

  1. Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.

С помощью онлайн калькулятора я сосчитала количество мальчиков и девочек, затем посчитала уровень памяти: высокий, средний и низкий по обоим видам памяти. Данные перевела в проценты. Построила графики в программе Excel. Сделала выводы.

  1. Установить связь между видами кратковременной памяти, артериальным давлением и пульсом.

Измерение артериального давления и пульса проводила с помощью цифрового автоматического прибора «МХ2 Basic», соблюдая все правила, прописанные в инструкции. Для получения достоверных результатов измеряла давление дважды с промежутком в 5–10 минут. Для определения пульсового давления находила разность между показателями верхнего и нижнего давления (норма 30-50). Нормальными считала показатели соответствующие данным в таблице 1. Пульс считала за норму от 85 до 90 ударов в минуту (6 – 12 лет) [10].

Таблица 1

Норма артериального давления у детей и подростков

Возраст

Артериальное давление (в мм.рт.ст.)

верхнее

нижнее

минимальное

максимальное

минимальное

максимальное

6 – 9 лет

100

122

60

78

10 – 12 лет

110

126

70

82

Для установления связи между объемом кратковременной памяти, артериальным давлением и пульсом использовала метод корреляции по Спирмену в онлайн режиме [12]. Силу связи между признаками оценивала по шкале Чеддока [4]:

1 < rxy < 0,3 слабая

0,3 < rxy < 0,5 умеренная

0,5 < rxy < 0,7 заметная

0,7 < rxy < 0,9 высокая

0,9 < rxy < 1 весьма высокая

Результаты представила в виде таблицы и графиков.

Результаты исследования

  1. Сравнить зрительную и речевую память обучающихся 3 класса.

В ходе исследования кратковременной речевой памяти я получила следующие результаты: высокий уровень развития речевой памяти не выявлен, хороший уровень у 3 обучающихся, средний уровень выявлен у 20 обучающихся, слабый уровень у 8 обучающихся (табл. 2); высокий уровень развития зрительной памяти выявлен у 6 обучающихся, хороший уровень у 4 человек, средний уровень у 18 обучающихся, слабый уровень у 3 обучающихся (табл. 2).

Таблица 2

Уровни объема кратковременной памяти

Виды кратко-временной памяти

уровни

слабый

средний

хороший

высокий

речевая память

8 чел.

20 чел.

3 чел.

-

зрительная память

3 чел.

18 чел.

4 чел.

6 чел.

 

Рис. 1. Оценка объема кратковременной памяти у младших школьников (в %)

Наши данные по лучшему развитию у младших школьников кратковременной зрительной памяти совпадают с данными Л.А. Черных (рис. 1).

Вывод: у обучающихся 3 класса объём кратковременной зрительной памяти выше, чем уровень кратковременной речевой памяти.

  1. Сопоставить показатели кратковременной памяти у мальчиков и девочек.

Сравнивая уровни кратковременной памяти, я увидела, что оба вида немного

лучше развиты у девочек, особенно зрительная память (рис. 2-3). Может быть это

связано с тем, что девочки более старательны в учебе. У большинства мальчиков и девочек речевая и зрительная память развиты на среднем уровне.

Рис. 2. Уровниречевой кратковременная памяти у девочек и мальчиков (в %)

Рис. 3. Уровнизрительной кратковременная памяти у девочек и мальчиков (в %)

Вывод: Кратковременная речевая и зрительная память лучше развиты у девочек, особенно зрительная.

  1. Установить связь между видами кратковременной памяти, артериаль-ным давлением и пульсом.

Верхнее давление у наших третьеклассников оказалось в пределах от 82 до 129 мм.рт. столба, в норме у 20 человек; нижнее давление от 51 до 105 мм.рт. ст., в норме у 20 человек; пульсовое давление от 18 до 49 мм.рт.ст, в норме у 24 человек; пульс от 55 до 110 ударов в минуту, в норме у 4 человек (табл. 3). То есть самый плохой показатель имеет пульс.

Таблица 3

Показатели артериального давления и пульса у 3-классников школы № 4 г. Оса

Показатели

Норма

Повышенное

Пониженное

Верхнее давление

20 чел.

5 чел.

4 чел.

Нижнее давление

20 чел.

4 чел.

5 чел.

Пульсовое давление

24 чел.

-

5 чел.

Пульс

4 чел.

15 чел.

10 чел.

Проведя анализ на связь между видами памяти и показателями работы сердца, я сделала выводы, что:

  1. между кратковременной зрительной памятью и нижним артериальным давлением, пульсом существует умеренная связь (r =0,415 и r =0,328) (рис. 4 – 5);

  2. от здоровой работы сердца больше зависит кратковременная зрительная память;

  3. в обоих видах памяти самый высокий показатель связи с работой сердца относится к нижнему давлению (табл. 4.).

Таблица 4

Коэффициент связи по Спирмену

Виды памяти

Верхнее давление

Нижнее давление

Пульсовое давление

Пульс

Речевая память

0,116

0,172

- 0,001

0,081

Зрительная память

0,208

0,415

-0,052

0,328

Рис. 4. Коэффициент связи по Спирмену между верхним давлением и зрительной памятью

Рис. 5. Коэффициент связи по Спирмену между верхним давлением и пульсом

Выводы

На основании проведенного нами исследования по теме «Связь между объёмом кратковременной памяти, половой принадлежностью и показателями работы сердца у младших школьников» можно сделать следующие выводы:

  1. Кратковременная зрительная память у 3–классников школы № 4 г. Осы развита лучше, чем речевая.

  2. Кратковременная зрительная и речевая память лучше развиты у девочек.

  3. Установлена умеренная связь между кратковременной зрительной памятью и нижним артериальным давлением, между кратковременной зрительной памятью и пульсом.

Список литературы

1. Галкин С.С. Индивидуальные особенности памяти. - М. «Лаборатория Книги», 2021. – 110 с.

2. Занкова Л.В., Зверева М.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников // Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М. «Педагогика», 2021. – 234 с.

3. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. - М. «Мир», 2021. – 216 с.

4. Савельев В. Статистика и котики. - М. «АСТ», 2018. – 222 с.

Электронные ресурсы

5. Артериальная гипертензия у детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/children-hypertension

6. Васильева: Более 200 детей умерли на уроках физкультуры в 2016 году. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsn.fm/hots/hots-vasileva-bolee-200-detey-umerli-na-urokakh-fizkultury-v-2016-godu

7. Мойс А. Кратковременная память. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blog.alter.ru/glossary/kratkovremennaja-pamjat/

8. Немов Р.С. Виды памяти и их особенности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psixologiya.org/obshhaya/pp/1605-vidy-pamyati-i-

9. Петришина О.Л. Возрастная анатомия и физиология. [Электронный ресурс] – https://www.cross-kpk.ru/ims/8/Files/%20ССС.html

10. Показатели давления и пульса. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://serg-crb.ru/serdce/davlenie-cheloveka-i-serdcebienie-norma-po-vozrastu.html

11. Психологический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/900

12. Расчет критерия корреляции Спирмена (онлайн калькулятор). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medstatistic.ru/calculators/calcspirmen.html

13. Черных Л.А. Особенности кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста. Л. 2019]. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kratkovremennoy-pamyati-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu/viewer

14. Что такое кратковременная зрительная память? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cognifit.com/ru/science/visual]

15. Ясюкова Л.А. Методики по определению объема кратковременной речевой и зрительной памяти. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/wall-79530198_385

Приложение

Пол ребенка

1. Речевая память

2. Зрительная память

3. Кратковременная память

4. Давление

верхнее

5. Давление

нижнее

6. Пульсовое

давление

7. Пульс

1

Девочка

6

5

11

104

62

42

91

2

Девочка

3

7

10

107

67

40

90

3

Мальчик

2

3

5

102

56

46

55

4

Девочка

4

4

8

123

105

18

95

5

Девочка

5

9

14

103

74

29

99

6

Мальчик

3

5

8

118

71

47

86

7

Мальчик

5

5

10

108

70

38

84

8

Мальчик

2

6

8

100

67

33

98

9

Мальчик

2

6

8

82

50

33

81

10

Девочка

6

6

12

128

87

41

93

11

Мальчик

3

11

14

119

89

30

78

12

Мальчик

4

7

11

120

71

49

83

13

Мальчик

4

11

15

119

83

36

101

14

Девочка

5

9

14

110

76

34

90

15

Девочка

4

9

13

103

70

33

104

16

Мальчик

4

7

11

87

58

30

81

17

Девочка

5

10

15

125

76

49

107

18

Мальчик

5

5

10

91

63

28

82

19

Мальчик

4

6

10

113

70

43

75

20

Мальчик

4

5

9

100

74

26

99

21

Девочка

2

10

12

118

81

37

110

22

Девочка

4

5

9

92

70

22

91

23

Мальчик

4

7

11

117

78

39

110

24

Девочка

4

8

12

105

65

40

89

25

Девочка

4

7

11

129

93

36

96

26

Девочка

5

5

10

105

66

39

73

27

Девочка

5

7

12

105

75

30

86

28

Мальчик

4

5

9

120

74

46

93

29

Мальчик

5

10

15

97

74

23

84

Просмотров работы: 37