Введение
Наши мамы работают учителями в МБОУ СОШ №43. В наших классах учится много учеников, мамы, бабушки, которых работают учителями. И нам захотелось узнать, легко ли быть ребенком учителя. Именно об этом наша исследовательская работа, тема которой звучит так: «Мама – учитель — это хорошо или плохо?».
Цель моего исследования: выяснить, легко ли быть сыном учителя.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «учитель».
2. Узнать историю возникновение и становление педагогической профессии.
3. Раскрыть роль учителя в жизни человека
4. Выяснить плюсы и минусы того, что твоя мама – учитель
5. Провести анкетирование
Нами была изучена дополнительная литература, из которой мы узнали, как возникла профессии учитель, роль учителя в жизни человека. Чтобы ответить на свой вопрос, мы провели анкетирование с учениками, мамы которых работают учителями, с учителями и с учениками, у которых мамы не работают учителями.
Проведя исследования, мы обнаружили массу положительных моментов в том, что мама - учитель.
Профессия учителя - одна из самых важных и ответственных профессий на земле. Учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение великой страны. Ученики повзрослеют и станут учеными, инженерами, политиками, предпринимателями, прославляющими свою страну, свой край, свой родной город.
Так получилось, что у нас не только мамы учителя, но еще и бабушки, учителя родного языка. Они выбрали эту профессию потому, что любят детей и хотят, чтобы они выросли добрыми и честными людьми.
В нашей школе работают замечательные учителя и все они чьи-то мамы и бабушки. Каково живётся нам, детям, рядом с мамой-учителем? Не чувствуем ли мы себя забытыми? Хорошо (или нет?), если мы учимся в той школе, где работает мама - учитель? Именно об этом наша исследовательская работа, тема которой звучит так: «Моя мама учитель — это хорошо или плохо?».
Цель нашего исследования: выяснить, легко ли быть сыном и внуком учителя.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие «учитель»;
2. узнать историю возникновение и становление педагогической профессии;
3. раскрыть роль учителя в жизни человека;
4. выяснить плюсы и минусы того, что твоя мама – учитель;
5. провести анкетирование.
Гипотеза: предположим, что ребенком учителя быть легко.
Объект исследования: профессия «учитель».
Предмет исследования: мама - учитель
Методы исследования:
- изучение литературы;
- метод анкетирования;
- систематизация и обобщение собранных данных.
Глава 1. Учитель-главная профессия на свете
Сущность понятия «учитель».
Кто же такой учитель? Учи́тель, учи́тельница — одна из самых распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение следующих поколений. Слова синонимы – наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, педагог и многие другие. Конфуций писал: «Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика».
1.2. История профессии.
История профессии учителя уходит далеко в древность. В доисторическом обществе, во времена первобытнообщинного строя, когда человек еще не изобрел письменность и познавал мир через внутренние ощущения, понятие учитель было скорее символическим. По мере того как происходило усложнение и совершенствование орудий труда, появилась необходимость передачи навыков труда и умений. Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни.
С течением времени профессия развивалась. Слово «педагог» известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Развитие педагогики продолжалось и в средние века. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток.
В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.
Таким образом, с тех пор как возникла педагогическая профессия, учитель совмещает в себе роль наставника и воспитателя, играет ведущую роль в воспитании молодого поколения.
Роль учителя в жизни человека
Профессия учителя играет огромную роль в жизни любого человека. Это тот, кто дает нам не только знание каких-либо предметов, но и показывает мир с другой стороны, открывает ранее незаметные качества в каждом из учеников. Он становится наставником, другом и тем, к кому можно обратиться за помощью. Порой учителя жертвуют своими интересами, отдают все силы своим ученикам. Для таких людей это не просто профессия, это призвание.
Учитель – это уважаемая профессия, ведь он не просто обучает детей грамоте или счету. Он имеет на них большое влияние, учит жить в обществе и быть настоящими людьми. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.
Кто готов стать Учителем? Да тот, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант! Считаем, что в наши дни, перед учителем ставится главная задача – научить своих учеников адаптироваться в жизни. Учитель — это даже не профессия, а образ жизни. Образ первого учителя остаётся в сердцах любого и сопровождает его всю жизнь. Мы малыши, приходя в школу, обретаем нового старшего друга, заботливого, неравнодушного, который практически постоянно готов помочь в трудную минуту и поддержать в нужное время. Порой он становится всем для нас: родителем, наставником, примером для подражания. Собственной энергией он заряжает наши, ребячьи сердца. Это интересный, умный человек, с которым всегда можно поговорить на любую тему, задать вопрос, спросить совета. Мы малыши обучаемся у того, кого любим.
Глава 2. Моя мама – учитель
Профессия моей мамы – учитель
В нашей семье есть два учителя – моя мама и моя бабушка. Мою маму зовут Плиева Бэла Хазматовна. Мама – учитель родного языка. Ещё в школьные годы мама мечтала стать учительницей. Потому что, она видела пример своей мамы, моей бабушки, которая тоже посвятила себя детям. Моя мама хорошо училась, активно участвовала в жизни школы. И в 2006 году, закончив СОГУ факультет осетинского языка и литературы, русского языка и литературы, вернулась в родную школу, учить детей. Мама работает в школе почти 19 лет. Все эти годы она старалась найти подход к каждому ученику.
В семье Абаевых тоже два учителя – моя мама и моя бабушка. К сожалению, моей бабушки уже нет в живых. Но до последних дней своей жизни, она учила детей любить свой родной язык. Мою маму зовут Таказова Марина Таймуразовна. Мама – учитель начальных классов. С раннего детства, мама мечтала стать учителем. В этом году 20 лет, как мама посвятила свою жизнь обучению детей.
У наших мам – важная профессия.Они:
учат считать, писать и читать;
учат уважать других людей;
учат дружить и общаться;
учат думать, размышлять и делать выводы
учат самостоятельно добывать знания.
Учитель – трудная работа. Весь день в школе, да еще и дома мамы занимается школьными проблемами: конспекты, проекты, подготовка классных часов, бесед, конкурсов, праздников, рабочие программы – да всего и не перечислить.
Для нас очень странно звучат слова мам: «Я делаю уроки». Они старается сделать свои уроки интересными, запоминающимися. Мамочки не останавливается на достигнутом. Они всегда движутся вперёд, участвуют в конкурсах, выступает на конференциях. Мамы активные и трудолюбивые. Они самые заботливые. Они учат детей доброте, искренности, трудолюбию. Для нас наши мамы – самые лучшие педагоги в мире!
Плюсы и минусы того, что твоя мама – учитель
Вся жизнь мам построена в соответствии со школьным расписанием. Они работают в нашей школе, и каждое утро мы вместе идем в школу. Звенит звонок – и для неё, и для нас начинается урок. Те, у кого родители не педагоги, наверное, никогда не поймут, что значит быть учительским ребенком.
Да, это постоянное наблюдение, контроль каждого шага и поступка со стороны матери-учителя. Ребенок педагога не может не выучить учебный материал или пропустить уроки без уважительной причины. Ведь родителю сразу же сообщат про плохую отметку или прогул. За это нас, учительских детей, часто жалеют одноклассники. Но это еще и помощь в трудную минуту, поддержка в каких-то начинаниях, защита. За это нас, учительских детей, иногда недолюбливают, считая, что нам оказываются привилегии. Некоторые одноклассники говорят: «Не хотел бы я, чтобы моя мама работала в одной школе со мной». Я могу ответить, что меня это вполне устраивает. Всегда можно прийти и решить любой вопрос, не откладывая до вечера. В этом есть свои плюсы. Мы стараемся хорошо учиться. И не потому, что не хоти, чтобы нас наказывали, а только потому, что не хотим подвести своих мам перед лицом её коллег и учеников. Марина Таймуразовна часто говорит: «Как я могу учить чужих детей, если мой сын не учится!».
С первого класса мамы помогают нам добросовестно и творчески выполнять домашние задания, и мы вместе радуемся, когда получаем хорошие отметки.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, наши мамы самые добрые!
Мама - педагог всегда и во всём готова помочь всем, кто обращается к ней за помощью, несмотря на то, что у неё совершенно нет свободного времени. Мама - педагог работает не только в школе, но и всё время дома.
Мы гордимся тем, что наши мамы - учителя и стараемся быть достойными их.
Практическая часть
Анализ анкетирования
С целью изучения выбранной темы было организовано исследование на базе МБОУ СОШ №43.
Нами были проведены 3 анкеты (приложение 1). Первую анкету мы провели с детьми, мамы которых работают учителями. Цель анкетирование: узнать легко ли быть ребенком учителя. В анкетировании приняли участие 21 ученик. На первый вопрос «Легко ли тебе быть ребенком учителя?» положительно ответили 18 человек, отрицательно – 3.
На второй вопрос «Назови положительные и отрицательные стороны того, что твоя мама учитель» мы получили следующие ответы.
Положительными сторонами дети учителей считают:
- помощь с домашними заданиями;
- помощь в объяснение материала, если что – то не понял
- защита;
- можно оставлять «сменку», учебники
- можно взять тетрадь, ручку, карандаш, если забыл дома;
- заплатит за обед в столовой;
- может отпросить у учителя.
Отрицательными сторонами они считают: постоянный контроль, сразу узнает о плохой отметке и плохом поведении, мало уделяет времени.
На третий вопрос «Хочешь ли ты стать учителем?» положительно ответили 5 ученика, отрицательно – 16.
Из анкетирования видно, что большинство учеников считают, что ребёнком учителя быть легко. Они даже видят в этом много плюсов, но почти все дети учителей отрицательной стороной назвали постоянный контроль. И почти все дети не хотят в будущем стать учителем.
Вторую анкету мы провели с учителями, дети которых обучаются в школе. В анкетировании приняли участие 15 педагогов.
На первый вопрос «Как Вы думаете, легко ли вашему ребенку в статусе «учительского ребенка»?» положительно ответили 7 учителей, отрицательно - 8 учителей.
Во втором вопросе педагогам предлагалось написать плюсы и минусы того, что их ребенок учиться в школе, где они работают. Мы получили следующие ответы.
К плюсам мамы – учителя отнесли:
постоянный контроль;
помощь ребенку в любое время;
можно посмотреть, как ребенок выступает на различных мероприятиях;
знают об успехах и проблемах ребенка;
всегда под присмотром;
знают, чем питаются дети в школе.
К минусам педагоги отнесли:
повышенный контроль со стороны учителей к ребенку;
ребенок учителя всегда на виду у всех;
больше спрос с ребенка учителя;
повышенное внимание со стороны других учеников;
чрезмерная опека;
нехватка времени для своего ребенка;
получает больше замечаний, чем другие дети.
Из анкеты видно, что большинство учителей считают, что их ребенку нелегко в статусе «учительского ребенка», хотя их дети так не считают. Мамы - учителя считают плюсами того, что их ребенок учится в школе, где они работают постоянный контроль. Их же дети называют постоянный контроль отрицательной стороной.
Третью анкету мы провели с учениками МБОУ СОШ №43, чьи родители не работают учителями. В анкетировании приняли участие 30 учеников.
На первый вопрос «Хотел (хотела) бы ты, чтобы твоя мама была учителем?» положительно ответили – 19 учеников, отрицательно – 11. На вопрос «Почему они хотят, чтобы их мама была учителем?» дали следующие ответы: помогала бы в учебе, объясняла бы непонятные темы, защищала бы от всех, можно было бы оставлять в классе у мамы вещи, переодеваться. Те, кто ответил на данный вопрос отрицательно, назвали следующие причины: не хотят, чтобы за ними следили, нельзя ничего скрыть, нужно будет учиться хорошо, постоянно делать уроки.
На второй вопрос «Хочешь ли ты стать учителем?» положительно ответили 15 учеников, отрицательно – 15.
Из анкеты видно, что большинство учеников, принявших участие в анкетировании, хотят, чтобы их мамы работали учителями. Если дети учителей почти все не хотят стать учителями, то половина опрошенных нами учеников, чьи мамы не работают педагогами, напротив хотят в будущем связать свою жизнь с профессией учителя.
Заключение
Профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая нас. Именно педагоги передают свои знания будущему поколению.
Целью нашего исследования было выяснить, легко ли быть ребенком учителя.
Мы предположили, что ребенком учителя быть легко. Наша гипотеза подтвердилась в результате исследования, хотя сами учителя считают, что их детям нелегко в статусе «учительского ребенка»
Проведя исследования, мы обнаружили массу положительных моментов в том, что мама - учитель.
Кто из родителей, занимающихся другой профессией, имеет возможность так близко, с такой осведомленностью наблюдать жизнь собственного ребенка, знать его друзей, врагов, школьную жизнь.
Даже если необходимо называть маму по имени-отчеству радостно осознавать, что есть где-то рядом самый близкий человек, поддержка и опора. И маме радостно повидаться с дочкой или сыном, перекинуться парой слов, незаметно вложить в руку булочку, пригладить взъерошенные волосы.
Никто другой не знает «домашние будни» учителя лучше, чем дети учителей. Мне кажется, у нас складывается особое отношение к учительскому труду.
От лица всех детей учителей, прошу с уважением относиться к своим педагогам, так как они этого заслуживают. Они - очень ранимые люди и всегда переживают, когда что-то происходит на работе. Нам об этом известно, как никому другому.
Список источников и литературы
Гордиенко Н., Гордиенко С. «Большая книга профессий»
Ожегов С. И. Словарь русского языка - М., 1970.- С. 900.
https://ushakov.slovaronline.com/
http://www.bibliotekar.ru/pedagogika-3/2.htm
https://studwood.ru/1710850/pedagogika/istoriya_professii
https://ru.wikipedia.org/wiki/Учитель
https://multiurok.ru/files/rol-uchitielia-v-zhizni-chielovieka.html
Приложение 1
Анкета для учеников, у которых мама – учитель.
Легко ли тебе быть ребенком учителя?
Назови положительные и отрицательные стороны того, что твоя мама учитель.
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Хочешь ли ты стать учителем?
Анкета для учителей
Как Вы думаете, легко ли вашему ребенку в статусе «учительского ребенка»?
Плюсы и минусы того, что ваш ребенок учится в школе, где Вы работаете?
Плюсы |
Минусы |
Анкета для учеников, у которых мамы не работают учителями
Хотел(хотела) бы ты, чтобы твоя мама была учителем? Почему?
Хочешь ли ты стать учителем?