Вкусно- не значит полезно

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вкусно- не значит полезно

Кинзябулатов А.И. 1
1МОБУ СОШ им.С.М.Чугункина
Каримова Г.А. 1
1МОБУ СОШ им.С.М.Чугункина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

Здоровый человек с нормальным аппетитом наслаждается едой не меньше, чем талантливой книгой.  Но как мы оцениваем то, что отправляем себе в рот? Мы не думаем над тем, а полезно ли этот продукт для нашего здоровья. Я захотел узнать можно ли, сделать питание и вкусным, и полезным одновременно.

Актуальность данной темы в настоящее время очень велика как для взрослых, так  и для детей. Сейчас в магазинах широкий выбор продуктов в ярких цветных упаковках, которые ожидают своих покупателей. Очень часто мы просим родителей купить ту или иную «вкуснятину». Однако мы никогда не задумывались над тем, полезно ли это для здоровья. В школе завтраки нам часто не нравятся. Они не выглядят так красиво, да и вкусовые качества не всегда нас удовлетворяют. А учительница постоянно твердит, что эта еда очень полезная, влияет на укрепление костной системы, кровеносной системы, мыслительной деятельности. Говорят, здоровье ищи в тарелке! Что это означает? Ведь очень важно знать, что и как есть.

Проблема исследования –  действительно ли  «вкусности» в красивых упаковках вредят нашему организму…

Объект исследования – «вкусности», которые лежат на прилавках наших магазинов

Предмет исследования –  как влияют «вкусности» на полноценное развитие детей

Я выдвинул гипотезу: что не все вкусные продукты являются полезными.

Перед собой я поставил цель: выявить наличие вредных пищевых добавок в составе продуктов, которые пользуются наибольшей популярностью у школьников и как они влияют на организм.

Этапы исследования:

1. С помощью литературы изучить вредные добавки в наиболее популярных продуктах питания и определить степень риска их употребления;

2. Провести анкетирование, с целью выявления категории любимых продуктов;

3. Провести беседу с поваром и педиатром, с целью исследования влияния не правильного питания на организм;

4. Дать рекомендации по поводу правильного выбора сладостей, сделать выводы.

Практическая значимость исследования: научиться находить вредные пищевые добавки в составе продуктов питания и стараться не употреблять их в пищу.

Прежде чем разбираться в проблеме «не все вкусное – полезно», необходимо понимать, что такое полезное  и вкусное и какая между ними разница. Полезным в разных словарях  называют что-то, что оказывает положительное, благотворное воздействие, приносит пользу. Вкусный - приятный на вкус, выражающий аппетит, удовольствие. Не вкусный - не имеющий приятных вкусовых качеств. Пища — это строительный материал для нашего организма. Нельзя же построить хороший дом, если мы не умеем пользоваться строительным материалом. Она даёт человеку энергию, влияет на умственные способности, на характер, самочувствие и настроение.

  1. Основная часть

  1. Теоретическая часть

  1. История возникновения пищевых добавок

Без пищевых добавок в современном мире уже совсем не обойтись. В связи с необходимостью транспортировки скоропортящихся продуктов на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения.

Каждый день человек использует с одну из самых популярных пищевых добавок - соль, сахар, перец, лимонную кислоту. Оказывается большинство пищевых добавок получают из растительного сырья и они не наносят вреда здоровью.

Итак, пищевые добавки - это вещества, которые входят в продукты питания, чтобы улучшить вкус, изменить цвет, увеличить питательную ценность и замедлить порчу продуктов.

  1. Пищевые добавки

Мы живем во время новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужную консистенцию, вкус, запах и даже задать свой срок хранения. В этом производителям помогают пищевые добавки. Человек с аппетитом употребляет красители, эмульгаторы, загустители, уплотнители и усилители вкуса, и даже не задумывается над тем, как эти продукты вредят нашему здоровью.

Воспользовавшись интернетом, мы нашли  информацию о том, какие пищевые добавки являются вредными и  тщательно изучили  их.

Опасные — Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е 201, Е 220, Е 222, Е 223, Е 224, Е 228, Е 233, Е 242, Е 270, Е 400, Е 401, Е 402, Е 403, Е 404, Е 405, Е 501, Е 502, Е 503, Е 620, Е 636, Е 637.

Очень опасные — Е 123, Е 510, Е 513, Е 527.

Запрещенные — Е 103, Е 105, Е 121, Е123, Е 125, Е 126, Е 130, Е 152, Е 216, Е

Но, не всегда за страшной буквой Е скрывается вредная добавка. Существуют добавки, которые полезны для организма человека, это:

Е 300 – аскорбиновая кислота или витамин С . Повышает иммунитет , улучшает состояние кожи, приносит много пользы.

Е 100 – куркумин. Контролирует вес.

Е 160 d – ликопин. Укрепляет иммунитет.

Е 101 – рибофлавин, он же витамин в2. Помогает в синтезе гемоглобина, а так же в обмене веществ.

Е 270 – молочная кислота. Обладает антиоксидантными свойствами.

Е 916 – йодат калия. Обогащает йодом.

Более подробный список я указал в приложении 1.

  1. Практическая часть

Опираясь на информацию о пищевых добавках, я решил выяснить действительно ли продукты, покупаемые ребятами вредны для организма. И для этого я провел опрос среди учащихся начальной школы, с целью выяснения, какие сладости дети предпочитают покупать  в магазинах.  Данная таблица показывает, какие продукты пользуются наибольшим спросом.

  1. Анкетирование

Ребятам были предложены следующие вопросы:

  1. Какие вкусности ты приобрел бы на карманные деньги?

  2. Какие напитки ты любишь?

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что:

30% опрошенных выбрали чипсы, сухарики,

20%-конфеты;

15%-мороженое, молочный коктейль, жевательная резинка

Напитки:

30% газированные напитки;

25% пакетированный сок

12%-газированная вода;

10%-шоколад, какао;

8%-компот, морс;

Проанализировав ответы ребят, я выявил, какие из продуктов пользуются наибольшей популярностью. В число таких любимых продуктов, входят чипсы, сухарики, жевательные конфеты, разного вида шоколадки, «Чупа-чупса», и тому подобные «тянучки» и «леденцы», столь привлекающие детей нарядными упаковками. В состав  продуктов, помимо чрезмерного количества сахара, входят химические добавки, красители, усилители вкуса и подсластители.  Многие из них входят в состав запрещенных продуктов, особенно для детей. И вряд ли сверхмерное употребление подобных сладостей улучшит здоровье каждого из нас.

Данные опроса я зафиксировал в виде диаграмм (см. Приложение 2)

  1. Анализ результатов

Далее, рассмотрев этикетки наиболее востребованных ребятами продуктов, я обнаружил пищевые добавки, которые действительно вредны для организма. Данные исследования я зафиксировал в виде диаграммы (см. Приложение 3, 6)

Проанализировав данные, я сделал вывод:

В состав продуктов, которые в основном покупают школьники, входят красители, усилители вкуса, стабилизаторы, загустители, антиокислители и подсластители. Многие из них запрещены, особенно для детей. И сверхмерное употребление подобных сладостей нанесет непоправимый вред здоровью каждого из нас.

На основании результатов данного исследования выяснил, что большая часть сладостей, которую ученики употребляют в пищу, причем в самых ярких и красочных упаковках, имеет вредные пищевые добавки и приносит вред здоровью.  И совсем малая часть сладостей не имеет вообще пищевой добавки.

Для того, чтобы употреблять  натуральную и здоровую пищу, советуем:

  Ограничить  употребление продуктов  питания  с  неестественно  яркой  окраской (в них содержатся искусственные красители);

  При покупке «Вкусностей» досконально изучать этикетку;

  Избегать продуктов с длинным перечнем "E"- Чем меньше список ингредиентов, тем меньше добавок;

  Вместо того чтобы покупать готовые соки, делайте их сами.

  1. Исследовательская часть.

Для того чтобы разобраться с влиянием питания на наш организм. И точно быть уверенным в своих догадках. Я обратился за помощью к врачу-педиатру и к повару в школьной столовой.

    1. Разговор с педиатром и поваром

Я поговорил с поваром нашей школьной столовой, Эльмирой Венеровной А., по поводу питания школьников. Она рассказала что, меню в столовой разнообразное, содержит жизненно необходимые для растущего организма белки, жиры и углеводы. Во всех продуктах есть минеральные вещества и витамины. При составлении меню для школьников учитываются нормы и калорийность питания. Так же, она рассказала о том, что пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!(см.Приложение 4)

Затем я провел наблюдение в столовой. 4 «А» класс.

Во время обеда суп съели 6 человек из 15. Котлеты некоторые кладут на хлеб и едят всухомятку. Второе съели все дети. Компот пьют не все.

На вопрос, почему не доедают всю еду, дети ответили: «не хочу есть, не вкусно, зуб болит, живот болит». И ведь потом у многих не будет сил и желания продолжать учиться, потому что к концу уроков у тех ребят которые плохо ели снижается работоспособность, они становятся вялыми и неактивными на уроках.

1.2 Разговор с педиатром

Для подтверждения своей гипотезы о неправильном питании, я так же сходил на прием к врачу-педиатру Гульсаре Ильдусовне Г.. Она уже много лет работает в детской консультации и к ней постоянно обращаются дети и их родители для оказания помощи. Я спросил у нее, как питание влияет на организм детей. В ходе разговора она рассказала, что здоровое питание – одно из основ здорового образа жизни. Питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Неправильное питание способствует развитию хронических заболеваний, быстрой утомляемости, снижению работоспособности. Употребление «вредной пищи» ведет к накоплению вредных веществ в организме. Если в дальнейшем будет так продолжаться, у большинства могут развиться различные патологии. Ведь для нормального развития и функционирования подросткового организма необходимо нормированное употребление питательных веществ, а физическая активность – основа роста и развития детского организма! Значит надо питаться правильной пищей! И внимательно следить за тем, что поступает в наш организм. ( см.Приложение 5)

После разговоров я сделал вывод о том, что необходимо найти или создать пирамиду питания. Чтобы многие кто ее увидел, решил заботиться о себе и следовать этой пирамиде.

  1. Пирамида питания

Будь физически активным каждый день

Нужно бегать, гулять с собакой, играть, плавать, кататься на велосипеде или просто чаще ходить по лестницам.

Ешь больше продуктов из одних групп и меньше из других

Разная ширина полосок напоминает тебе о том, чтобы ты выбирал больше продуктов из тех групп, которые представлены самыми широкими полосками. Это каши, хлеб, молочные продукты, овощи.

Каждый цвет — каждый день

Оранжевый, зеленый, красный, желтый, синий, фиолетовый — эти цвета представляют разные группы продуктов. Помни, что они все должны быть на твоем столе каждый день.

Шаг за шагом каждый день

Нет необходимости за одну ночь менять привычный рацион питания и физическую активность. Просто сделай один шаг, завтра — другой, послезавтра — третий. И так постепенно ты будешь приближаться к цели. (см.Приложение 7)

  1. Заключение

В начале нашей исследовательской работы я выдвинул гипотезу: что не все вкусные продукты являются полезными. После проведенных исследований мне хочется посоветовать всем, внимательно читать информацию на этикетках, не приобретать продукты с неестественно яркой кричащей окраской и с длительным сроком хранения. Мы любим все яркое и необычное. Этим пользуются и производители, завлекая всех красивой упаковкой, подарками внутри пачек, различными акциями, немаловажную роль играет и телевизионная реклама. Реклама чипсов – очень красочная, поэтому нет ничего удивительного в том, что она привлекает внимание ребят. Мозг каждого человека работает по одному и тому же принципу: если пища хорошо выглядит, то наш разум программирует восприятие таким образом, чтобы уверить нас в том, что на вкус она просто божественна.

Но, мы должны помнить о том, что здоровье напрямую зависит от питания. Не каждый из нас задумывается о том, как правильно питаться, и для чего это вообще нужно. Поэтому я рекомендую найти альтернативу различным Вкусностям. Например, вместо известных газированных напитков приготовить морс или свежевыжатый сок, сухарики можно сделать из черствого хлеба, чипсы заменить орехами, а вместо леденцов и шипучих конфет съесть фруктовый батончик.  Избегайте продуктов с длинным перечнем "E"-добавок и длительным сроком хранения. Берегите себя и свое здоровье!

Ешьте овощи и фрукты

Они полезные продукты!

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроение.

Вы не пейте газировку,

Ведь она вам вред несет,

А попейте лучше квас

Он вкусней во много раз!

Мясо, овощи и фрукты

Натуральные продукты,

А вот чипсы, знай всегда,

Это вредная еда!

  1. Список литературы

  2.  

1. Большая книга счастливой семьи. Семья, где все счастливы автор Виктория Дмитриева, Жанр: Воспитание детейДетская психология

2. Пищевые добавки. Авторы: Омаров Р. С.Сычева О. В.Шлыков С. Н., изд. 2-е

3. Книга Питание здорового и больного ребенка. Учебное пособие. Издательство: МЕДпресс-информ

4.

https://www.ekamedcenter.ru/articles/k-chemu-mozhet-privesti-nepravilnoe-pitanie.html

5. https://02.rospotrebnadzor.ru/content/258/35132/

 

Приложение 1

Таблица классификации пищевых добавок

Название

Значение

Воздействие на организм

Красители

( Е100-182)

- для восстановления природного цвета, утраченного в процессе хранения и обработки;

- для окрашивания бесцветных продуктов;

- для повышения интенсивности цвета;

- для подделки продуктов

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное действие Е - 131; 142; 153

Запрещенные: Е - 103, 105, 111, 121, 125, 126, 130, 152

Опасные: Е - 102,110,123,124,127,155

Консерванты

(Е 200-299)

- для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под воздействием микроорганизмов;

- заготовка продуктов впрок, доставка их в отдаленные районы;

- подавляют рост плесневых грибков, дрожжей, аэробных бактерий

- сорбиновая кислота угнетает ферментные системы организма;

- соединения серы токсичны;

- бензоат натрия - аллерген;

- антибиотики нарушают кишечную микрофлору;

Ракообразующие: Е - 210,211-217,219

Вредные для кожи: Е - 230-232; 238

Вызывают расстройство кишечника: Е - 221-226

Опасные (для детей): Е - 201,222-224,233,270

Антиокислители

(Е 300-399)

- защищают продукты от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета;

- останавливают самоокисление продуктов

- вызывают сыпь: Е - 311-313

Вызывают расстройство кишечника: Е - 338-341

Повышают холестерин: Е - 320-322

Стабилизаторы

( Е 400-499)

Загустители

- повышают вязкость продуктов;

- улучшают и сохраняют их структуру;

- повышают вязкость

- нарушают всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными;

- вызывают расстройство кишечника:

Е - 407,450,462,465

Эмульгаторы

(Е 500-599)

- отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость;

- используются в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, в кондитерских и хлебобулочных изделиях

(не дают им быстро черстветь)

- плохое усвоение кальция способствует развитию остеопороза;

Опасные: Е - 501-503,510,513,527,560;

Усилители вкуса и аромата

( Е 600-699)

- для усиления выраженного вкуса и аромата;

- придают ощущение жирности низкокалорийным продуктам;

- смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в майонезе;

- подсластители;

- глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять долгое время;

- сахарин способен вызвать воспаление мочевого пузыря;

Ракообразующие: Е - 626-630,635;

Опасные : Е - 620-636,637

Приложение 2

Приложение 3

Данные исследования

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6.

Таблица 1. Содержание химических добавок в продуктах и напитках

Продукты и напитки

Добавки

1

Чипсы

Усилитель вкуса – глутамат натрия (Е621), ароматизаторы, красители, регулятор кислотности.

2

Сухарики 1

Усилитель вкуса – глутамат натрия (Е621), ароматизаторы, красители, регулятор кислотности.

3

Сухарики 2

Усилитель вкуса – глутамат натрия (Е621), ароматизаторы, красители, регулятор кислотности.

4

Шоколадный батончик 1

Эмульгаторы, ароматизаторы, пальмовое масло.

5

Шоколадный батончик 2

Ароматизаторы, эмульгаторы, усилитель вкуса.

6

Шоколадный батончик 3

Ароматизаторы, эмульгаторы, усилитель вкуса, пальмовое масло.

7

Конфеты

Ароматизаторы, красители, усилитель вкуса.

8

Газированный напиток 1

Сахарозаменители (Е420, Е951 и др), кислоты (ортофосфорная), красители, ароматизаторы (Е211),

9

Газированный напиток 2

Сахарозаменители (Е420, Е951 и др), кислоты, красители, ароматизаторы (Е211).

10

Газированный напиток 3

Сахарозаменители (Е420, Е951 и др), кислоты, красители, ароматизаторы (Е211).

11

Соки для детского питания

Регулятор кислотности – лимонная кислота (Е330).

Приложение 7

Просмотров работы: 84