Как сохранить снег чистым

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как сохранить снег чистым

Шакиров М.М. 1
1МАОУ СОШ 107
Шацкая Е.И. 1
1МАОУ СОШ 107
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моё любимое время года – это зима. Возможно потому, что я родился на Урале в Пермском крае, где в зимнее время выпадает очень много снега (Приложение 1). Переехав с родителями в город Краснодар, я не перестаю восхищаться зимой и очень жду снег, чтобы поиграть от души в снежные забавы (Приложение 2). Как приятно наблюдать за детьми и их родителями, которые при виде снега начинают лепить снежки, дурачиться, играть в нежные бои и лепить снеговиков. Если разглядеть снежинки, можно заметить, что каждая из них имеет разную форму, узоры очень красивые и неповторимые. Наверное, каждый ребенок хочет попробовать снег на вкус, но взрослые говорят, что снег есть нельзя, так как он грязный. Я заметил, что южный снег очень быстро становится грязным и тает, а так хочется сохранить его чистым, чтобы можно было играть и радоваться ему дольше.

Цель исследования: изучить снег; как он образуется и падает на землю, от чего загрязняется и почему местами быстро тает, как степень загрязнения снега влияет на рост растений и на человека.

Задачи исследования:

  1. Узнать, что такое снег и как он образуется.

  2. Понять, что влияет на загрязнение и быстрое таяние снега.

  3. Разобраться, зачем снег нужен нам чистым, какой вред от грязного.

  4. Провести анализ снега в своем районе.

  5. Разработать рекомендации, как сохранить снег чистым.

  6. Поделиться с окружающими личным опытом по бережному отношению к снегу.

Объект исследования: снежный покров на территории мкр. Молодежный города Краснодар.

Предмет исследования: степень загрязнения снега на разных участках района.

Методы исследования:

Теоретический:

1. Изучение энциклопедической литературы по теме.

2. Поиск недостающей информации в Интернете.

Экспериментальный:

1. Отбор проб снега.

2. Проведение анализа проб снега.

3. Биотестирование семенами помидор.

Эмпирический:

1. Наблюдение, описание и объяснение результатов исследования.

2.Анализ полученных результатов путём сравнения.

Гипотеза: снег будет дольше оставаться сохранным на земле и приносить пользу окружающей среде, если его сохранять чистым.

Теоретическая часть

Что такое снег и как он образуется

Снег можно представить в виде белого пушистого покрывала. Оно укутывает землю. Обнимает дома, детские сады. Сползает с крыш торговых центров вниз на крыши троллейбусов, автобусов и машин. 

Снег - это замерзшая вода в виде ледяных кристалликов, объединённых в снежинки.

Снег образуется при замерзании водяного пара. Из всех земных водоёмов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо. В облаках капли воды притягиваются к пылевым частицам и при низкой температуре от 0°C замерзают, превращаясь в ледяные кристаллики (Приложение 3). Когда эти ледяные кристаллы сталкиваются друг с другом, они слипаются и образуют большие шестигранные снежинки, затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.  Звёздочки могут иметь разные веточки (длинные или короткие, толстые или тонкие), но всегда в снежной звёздочке растёт только 6 больших веток. Каждая снежинка уникальна и имеет свою неповторимую структуру и форму.Исследователи выявили основные формы снежинок: в виде иглы, звезды, столбики, пластинки, ёж, крупа (Приложение 4).

Снежинки сами по себе прозрачные, но вместе они падают на землю в хаотичном порядке и образуют рыхлую массу. Снежинки лежат друг к другу под разными углами. Солнечный свет отражается сначала в одной снежинке, затем в другой и так далее, пока не направится обратно. Получается, что снег полностью отражает солнечный свет, а так как лучи солнца белого цвета, то и снег белый.

Когда размеры смёрзших снежинок оказываются достаточно большими, они начинают медленно опускаться на землю. Скорость падения снега зависит от размера снежинки и силы ветра. Время, которое требуется для формирования снега, зависит от разных факторов, таких как температура воздуха и влажность. Обычно, снег образуется в течение нескольких часов или дней.

Снег может быть мокрым и сухим, в зависимости от мороза. Если на улице небольшой мороз (-2 или -3 ºС), то в выпавшем снеге есть много воды. Про такой снег говорят, что он «мокрый». Из мокрого снега легко лепить снежки и снежную бабу, строить «крепости». Когда мороз становится сильнее (температура воздуха опускается до -5 или -10 ºC), снег замерзает сильнее и становится сухим. Из сухого снега не получается слепить снеговика, но зато он громко скрипит под ногами. Каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.

Таким образом, изучив всю информацию о снеге, я понял, что ледяные кристаллики появляются при низкой температуре, когда на улице наступают холода. Снежинки выпадают на землю, после того, как достигают больших размеров. В это время мы наблюдаем снегопад. Из-за температуры и влажности мы можем наблюдать мокрый или сухой скрипучий снег. Снег полностью отражает солнечный свет, поэтому мы видим его в белом цвете.

Несмотря на то, что снег кажется нам белым и чистым, люди не подозревают той опасности, которую несут атмосферные осадки.

Что влияет на загрязнение и быстрое таяние снега

 Я уже узнал, что для того, чтобы образовалась снежинка, нужен так называемый центр кристаллизации, иначе ледяные кристаллики не смогут образоваться. Это может быть пылинка или частичка дыма. И, если снежок из выпавшего снега не такой белоснежный, как хотелось бы, вероятно, в образовании снежинок больше участвовали пылинки, копоть или дым, чем кристаллики льда. Все эти загрязнения находятся в воздухе.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: промышленные предприятия, котельные установки, автомобильный транспорт, использование химикатов, мусор.Больше всего загрязнение атмосферы происходит из-за разных видов транспорта (автомобили, работающие на бензине, самолеты, автомобили с дизельными двигателями, трактор и другие сельскохозяйственные машины, железнодорожный и водный транспорт). При сгорании топлива в двигателях транспортных средств в атмосферу поступает множество различных химикатов. Если воздух сильно загрязнен, то снег может сразу выпасть не белого цвета, а серым или даже черным. Происходит такое вблизи промышленных производств, с большими выбросами вредных веществ. Любой снег даже самый белоснежный, полежав на земле, становится грязным, поскольку в городах дорожки посыпают песком или солью. Снег может загрязняться и природными материалами: частицами коры деревьев и опавшей листвы, семенами, веточками, землей (Приложение 5).

Загрязненность снега может значительно ускорить процесс его таяния, или наоборот, снизить температуру плавления. Всё зависит от того, из чего состоит загрязнение. Например, если в снежном покрове присутствует пыль, песок или пепел, которые имеют темную окраску и поглощают больше солнечной энергии, это приведет к быстрому нагреванию снега и его таянию. Если в снежном покрове в виде загрязнения присутствуют химические вещества, которые способны снижать температуру плавления снега, то снег будет таять медленнее, что может привести к образованию опасных ледяных покровов. Это может представлять угрозу для безопасности людей и животных. Еще одним фактором, влияющим на скорость таяния снега, является его расположение. Если снег расположен на поверхности земли или асфальта, то он может нагреваться от солнечных лучей и окружающей среды, что способствует более быстрому таянию. Однако, если снег находится в тени или в холодных условиях, то процесс таяния может замедляться.

Таким образом, снег, как хорошая губка, впитывает в себя и удерживает многие загрязняющие вещества из воздуха. Снег является показателем того, насколько загрязнена окружающая среда. Снежный покров накапливает загрязняющие вещества из атмосферы: химические выбросы, выхлопные газы от транспорта, сажа, мусор, отходы, природные материала (частицы деревьев, семена, веточки), отходы жизнедеятельности животных, реагенты, которым посыпают дороги, чтобы не было скользко и прочие. Загрязнённый снег тает быстрее, но если на него попадают химические отходы, которые способны снижать температуру плавления снега, то снег будет таять медленнее. Думаю, что в таком случае от снега будет больше вреда для окружающей среды, чем пользы.Получается, что снег становится грязным именно из-за деятельности человека.

Зачем снег нужен нам чистым, какой вред от грязного

Я разобрался, что во время снегопада воздух становится чистым, так как снежинки, падая, очищают воздух от пыли, вот почему после снегопада дышать легко. В такую погоду большая радость повеселиться ребятам в снегу. Можно лепить снежки, кувыркаться в сугробах и веселиться с друзьями во время катания со снежных гор. Но снег нужен нам не только для забав и развлечений. Снег является хорошей защитой растений от замерзания. Поэтому нужно стараться накопить снег на грядках и вокруг зимующих растений. Под толстым слоем снега почва практически не промерзает, благодаря чему растения расходуют гораздо меньше жизненной энергии. Под снежным покровом не страшен мороз посевам в поле и многолетним травам на лугу. А для газона наличие снега зимой вовсе является необходимостью. В ином случае он может просто погибнуть. Если разгрести зимой снег, то можно увидеть зеленые листья. С наступлением весны снег и лед преобразуется в талую воду, которая богата полезными веществами. Поэтому зимой, когда выпадает много снега, стоит позаботиться о его запасах и для теплиц, чтобы почва в них не пересыхала и весной была готова для рассады. Вода от таящего снега хорошо питает почву и грунтовые реки, а также наполняет уровень озёр, рек. Под снежным одеялом тепло не только растениям. При сильных морозных днях в снег прячутся тетерева, рябчики, куропатки, глухари, мыши. Зайцы тоже в непогоду скрываются в снегу. В спячку впадают медведи, ёжики и барсуки (Приложение 6).

Изучив информацию о пользе снежного покрова для окружающей среды, я задумался, какой вред может нанести снег, в особенности загрязненный.

Снег содержит в себе вредные вещества, попадающие из атмосферы, поэтому есть снег, сосать сосульки и употреблять в пищу талую воду из снега, особенно городского или взятого вблизи дорожной трассы, заводов котельных сооружений опасно для здоровья людей и животных. Из-за обильного снегопада, дорожные службы не успевают своевременно убирать снег, поэтому людям приходится пробираться по неочищенным дорогам. Снег способствует образованию наледей, что затрудняет движение транспорта и пешеходов. В таком случае, на дорогах часто происходят дорожно-транспортные происшествия. Чтобы устранить наледи, дороги и тротуары посыпают песком, солью и химическим реагентами. Вся грязь и вредные вещества разносятся с обувью в здания и квартиры, что доставляет много хлопот и может вызывать аллергические реакции у людей и животных. Снегоуборочная машина очищает проезжую часть от грязного снега, сбрасывая его на обочины дороги, либо снег вывозится на полигон по утилизации. Если специализированного места по переработки нет, то грязный снег сбрасывают около водоёмов, лесов, полей. Самое опасное происходит тогда, когда грязный снег начинает таять. Грязь, соль и вредные химические вещества поступают в почву, водоёмы, что несет опасность для всех животных, растений, микроорганизмов. В организм человека эти вещества попадают с растительными продуктами, питьевой водой, а также молоком и мясом животных, что может стать причиной многих заболеваний. В солнечные дни снег начинает таять и испаряться, в результате часть загрязняющих веществ оказывается и в атмосфере, которыми мы с вами дышим (Приложение 7).

Таким образом, снег дари много положительных эмоций и играет важную роль в организации природной среды. Но, если грязный снег в большом количестве оставить таять на земле, это приведет к опасным последствиям для атмосферы, людей, животных и природы. Человек ведет активную хозяйственную деятельность, из-за этого в атмосфере содержится множество загрязняющих веществ. А ведь загрязнение снежного покрова зависит от чистоты воздуха.

Практическая часть

Анализ снега в своем микрорайоне

Снег можно исследовать так же, как и воду. Для этого пробу снега растапливают, а затем проводят исследование. Исследуя пробы снега, собранного в разных местах можно получить представление о степени и характере загрязнения территории, выявить причины и источники загрязнения.

Изучив различные источники информации, я выделил следующие свойства снега и талой воды, которые буду исследовать:

  1. Внешний вид. Для описания внешнего вида снежного покрова, обращают внимание на цвет снега, его структур и чем обусловлены показатели.

  2. Наличие углеводородной пленки. Талую воду необходимо отстоять в течение нескольких часов и отметить присутствует или нет радужная пленка.

  3. Запах. Для определения запаха талой воды, необходимо накрыть стеклом стакан и встряхнуть вращательными движениями. Открыть быстро стекло и определить запах.

  4. Цвет. Для описания света воды используют обычные её названия: бесцветная, светло-желтая, серая, светло-зеленая, коричневая и т.д. В качестве контроля используют дистиллированную воду.

5. Наличие осадка и мутности. Для определения осадка воду необходимо отстоять в течение нескольких часов, и посмотреть образуется осадок или нет. Затем необходимо взболтать воду и профильтровать через фильтр. Затем рассмотреть на цвет и наличие примесей на фильтре.

6. Биотестирование семенами помидор. В талую воду поместить семена растений, наблюдать за прорастанием семян. Результаты занести в таблицу.

Отбор образцов снега проводился в нескольких участках микрорайона «Молодежный», в котором я проживаю:

  1. Территория школы МАОУ СОШ № 107, центральный школьный двор (Проба № 1)

  2. Обочина проезжей части дороги по пути в школу, по ул. Душистая (Проба №2)

  3. Пустырь около частного сектора, по ул. Спокойная (Проба №3)

  4. Территория сквера «Изумрудный» (Проба №4)

Точки забора отмечены на карте (Приложение 8).

Перед отбором образцов снега проводился осмотр поверхности. Данные занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Анализ снежного покрова

Характеристика

Место отбора образцов снега

Школьный двор

Обочина дороги

Пустырь около частного сектора

Сквер

1

Цвет снега

Светло-серый

Светло-коричневый

Белый

Белый

2

Чем обусловлен цвет снега

Пыль, песок, грязь с обуви

Пыль, песок, грязь от машин (выхлоп, масла, резина колес)

-

-

Пробы поместил в промаркированные одноразовые стаканы, принес домой и дождался, когда снег растает при комнатной температуре (Приложение 9). Полученную талую воду использовал для исследования и проращивания семян. Свойства талых вод каждого образца я сравнивал с контрольным раствором - дистиллированной водой. Данные занёс в таблицу 2.

Таблица 2. Свойства талой воды

Характеристика

Место отбора образцов снега

Школьный двор

Обочина дороги

Пустырь около частного сектора

Сквер

1

Наличие углеводородной пленки

Есть небольшой жирный налет

Есть жирный налет

Нет

Нет

2

Запах

Слабый запах земли и затхлости

Слабый запах бензина, затхлости

Слабый запах животных и земли

Слабый запах земли

3

Цвет

Светло-серая

Серо-коричневый

Бесцветный

Бесцветный

4

Наличие осадка и мутности

Есть небольшой осадок, примесь в виде песка, земли, волокон от одежды

Есть осадок, примесь в виде песка, грязи, травы, вода сильно мутная

Нет осадка, немного примеси земли, шерсти животных, травы

Нет

Данные таблицы показывают, что образцы снега, взятые с клумб школьного двора, имели посторонние примеси в виде песка, земли, волокон от одежды. При отстаивании талая вода имела сверху и на стенках стакана небольшой жирный серый налет, присутствовал запах земли и затхлости (Приложение 10). Самым грязным оказался снег в образцах, взятых на обочине проезжей части дороги. Цвет снега был светло-коричневый, местами тёмно-коричневый, обусловлен грязью от машин: выхлопными газами, маслами, резиной колес. В снеге присутствовал песок, которым посыпают дороги против скольжения. Ощущался запах бензина и затхлости. Цвет талой воды светло-коричневый. Вода была сильно мутная, при отстаивании образовался сверху воды и на стенках стакана жирный серый налет, присутствовали мелкие камни, частички сухой травы, песка (Приложение 11). Снег, взятый на территории частного сектора, оказался достаточно чистым. Талая вода имела слабый запах животных и земли. На фильтре присутствовала шерсть животных и частички травы (Приложение 12). Самый чистый снег оказался в образцах, взятых в сквере «Изумрудный». Снег был белого цвета, набранный с газона, талая вода имела слабый запах земли, бесцветна, в ней нет никаких посторонних примесей. Фильтр, через который была пропущена талая вода из сквера, ничем не отличался от контрольного фильтра, через который была пропущена дистиллированная вода (Приложение 13).

Далее я провел опыт, как качество талой воды влияет на прорастание семян. Растение обладает повышенной чувствительностью к загрязнениям почвы, воды и воздуха едкими веществами. Быстрое прорастание семян, всхожесть и качество отростков уменьшается в присутствии загрязнения.

Для исследования я взял 5 одноразовых ёмкостей и подписал их. Поместил в каждую по три семена помидор, залил двумя столовыми ложками талой воды (Приложение 14). Для сравнения проводил такой же опыт с дистиллированной водой. Поставил семена в помещение комнатной температуры. Наблюдал за ними 5 дней. Через 5 дней оценил прорастание семян. Данные занес в таблицу 3.

Таблиц 3. Прорастание семян в талой воде

Условие оценки

Место отбора образцов снега

Школьный двор

Обочина дороги

Пустырь около частного сектора

С квер Контрольный

раствор

1

День прорастания

На 5 день

-

На 4 день

На 4 На 4 день

день

2

Количество проросших семян на 5 день

2 сем.

-

3 сем.

2 сем. 2 сем.

В течение трёх дней семена набухали. На 4 день не в полном количестве проросли семена в талой воде с частного сектора, сквера, в дистиллированной воде. На 5 день в количестве двух штук проросли семена в талой воде со школьного двора.

В ходе проведения данного опыта экспериментально определено, что лучше всех и в полном количестве проросли семена в воде с частного сектора. Хорошо проросли семена в воде из сквера и дистиллированной воде, но не в полном количестве. Возможно, на прорастание семян и свойство талой воды повлияла биосистема территории, где был взят снег. В частном секторе место забора было давно заросшее травой, засажено кустарниками и деревьями. Территория сквера облагорожена недавно и биосистема живимых организмов не установлена. Не проросли семена в талой воде с обочины дороги. По всей видимости, вода была сильно загрязнена и имела вещества, которые не давали прорасти семенам.

Выводы

Снег является показателем чистоты или загрязнения воздуха, так как накаливает в себе загрязняющие вещества. Это было доказано экспериментально с помощью анализа снежного покрова. Изучив пробы снега, взятых в разных местах, можно получить подробную информацию о степени его загрязнения. На загрязнение окружающей среды чувствительно реагируют растения, что было доказано опытным путем, при помощи проращивания семян помидора.

Эксперимент показал, что пробы снега, взятые со школьного двора, показали, что на территорию школы с обувью заносится много грязи. Несмотря на то, что школьный двор выложен плиткой и убирается от мусора, в талой воде найдены примеси песка, земли, волокон от одежды и присутствовал небольшой жирный налет серого цвета. В такой воде семена прорастали медленно и не в полном количестве. Вероятно, что снег на школьном дворе загрязняется из-за большой проходимости школьников и учителей. С уличной обувью грязь с проезжей части дорог и тротуаров, посыпанных песком и солью, заносится на территорию школы.

Снег, собранный с обочины проезжей части дороги оказался самым грязным. Талая вода имела запах бензина и затхлости. На поверхности воды имелся жирный серый налёт. Семена в такой воде набухли, но не проросли. По всей видимости, вода содержит химические вещества, которые блокируют развитие проростков.

Пробы, собранные около частного сектора, показали хорошие результаты. Талая вода была прозрачной, имела немного примеси в виде природного мусора – травы, частичек земли. Семена, политые водой, проросли в полном количестве. По моему мнению, на данный результат повлияло место расположения. На территории частного сектора, небольшая проходимость людей и автотранспорта. Вблизи нет промышленных предприятий, социальных объектов и магазинов. Проезжая часть удалена и закрыта забором из высаженных деревьев. Место забора было давно заросшее травой, засажено кустарниками и деревьями.

Самыми чистыми пробами снега оказались пробы, взятые в сквере. Показатели были приближены к контрольному раствору (дистиллированной воде). Семена хорошо проросли, но не в полном количестве. Предполагаю, что на полученные результаты повлияло то, что в сквере много высаженных растений, земля прикрыта газоном, территория убрана от мусора, но так как сквер облагорожен недавно, биосистема живых организмов не настроена.

Таким образом, результаты исследования показывают, что чистота снега зависит от источника загрязнения, а также влияет на рост растений.

Основным и главным источником загрязнения окружающей среды в микрорайоне «Молодежный» является автомобильный транспорт, который оставляет после себя множество вредных веществ – выхлопные газы, химические масла, грязь, что отравляет воздух и загрязняет близлежащую территорию. Использование противоскользящих средств, таких как химические реагенты, песок и соль дает временный эффект, но влечет за собой опасные последствия – аллергические реакции дыхательных путей, бронхиты у людей, засоление почвы и сокращение растительности, а также портит обувь и напольное покрытие в помещениях.

Заключение

Вопросы охраны природной среды являются важными для всего общества. Проблема загрязнения окружающей среды актуальна не только для нашего микрорайона или города, но и всей планеты. Я убедился, что чистота снега зависит от источника загрязнения, а также влияет на рост растений.

Для того чтобы снег оставался чистым, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Перенести промышленные производства за черту города.

  2. Установить промышленные очистители воздуха на предприятиях, деятельность которых влечет за собой вредные выбросы в атмосферу.

  3. Ограничить движение по дороге автомашин, особенно грузовых и спецтехники, проходящей в черте города, вблизи от жилых районов и социальных учреждении (детские сад, школа, больница и т.д.)

  4. Установить предельную скорость городского транспорта до 60 км/час, так как именно на эту скорость приходится меньший вред выбросов. При резком увеличении или уменьшении скорости выброс возрастает вдвойне.

  5. Следить за чистотой транспорта и вовремя проходить техническое обслуживание.

  6. Перевести автомобили на другие виды топлива (более экологические), чтобы исключить использование бензина или дизельного топлива.

  7. Использовать экологически чистые виды транспорта (электромобиль – автомобиль, который заряжается от электричества; сегвей – самобалансирующийся самокат, который заряжается от аккумуляторных батарей; моноколесо – электрический самобалансирующийся самокат; городской вид транспорта троллейбус и трамвай, которые ездят от электричества; подземный вид транспорта метро, который движется от электрического тока; велосипеды и самокаты). Проблема, в том, что для использования таких видов транспорта необходимы определенные условия, требующие больших затрат и места для передвижения.

  8. Производить полив и очистку дорог от загрязнения и пыли.

  9. Своевременно счищать и вывозить грязный снег с дорог, не сваливать его на обочинах, чтобы во время таяния вредные вещества не попадали в почву. Для этого необходимо организовать специально оборудованные площадки для вывоза, переработки и утилизации грязного снега.

  10. Отказаться от использования химических реагентов на тротуарах и ввести ограничение использования на дорогах.

  11. Усилить озеленение города, особенно вдоль трасс. Прекратить вырубку лесов и лесопарковых зон.

  12. Облагораживать и озеленять территории жилых районов, парков, детских площадок, школ, больниц, детских садов и т.д.

  13. Убирать отходы за своими питомцами во время прогулки (Приложение 15).

Не все выше приведенные рекомендации возможно осуществить здесь и сейчас, для реализации некоторых необходимы большие затраты, специально отведенные территории. Поэтому человечеству есть к чему стремиться. Но я не опускаю руки и пытаюсь сохранить нашу природу, в том числе и снег, в чистоте. Правила:

  1. Не мусорить на улице, пользоваться специальными контейнерами.

  2. Следить за чистотой своей обуви, чтобы не разносить грязь, прилипший к ботинкам.

  3. Не гулять вблизи обочин дорог и автомобильных стоянок.

  4. Бережно относиться к растениям, так как они очищают воздух.

Надеюсь, что моя исследовательская работа по изучению снега и о способах сохранения его в чистоте будет полезна и интересна всем, в особенности, ребятам младшего и школьного возраста.

В дальнейшем я планирую заняться изобретением специальных фильтров для очистки снега. Это будет тема моей следующей работы.

Литература

  1. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». Издательство Росмэн – Пресс, А.Ю.Бирюкова. 2001г.

  2. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 Ч. Ч. 1 /А.А.Плешаков. – 2 е изд. – М. : Просвещение, 2011.

  3. Что там под землёй? : книжка на пружине – Изд. 2-е – Ростов-н/Д : ХГМ ГРУПП, 2019.

  4. https://kipmu.ru/vse_sneg/

  5. https://ya-uznayu.ru/priroda/261-chto-takoe-sneg-pochemy-sneg-skripit-pod-nogami.html

  6. https://goarctic.ru/news/snezhnyy-pokrov-gorodov-chto-nakaplivaet-i-kak-ego-ubrat-/

  7. https://corsika-os.ru/vliyanie-chistoty-snega-na-skorost-ego-tayaniya-i-prichiny-etogo/

  8. https://nkregion.ru/news/chem-opasen-grjaznyj-sneg/

Приложение 1. Уральская зима

Снежных осадков выпадает очень много, повсюду большие сугробы.

Приложение 2. Южная зима

Южный снег выпадает в небольших количествах, часто мокрый.

Из такого снега очень удобно лепить снеговиков.

Приложение 3. Как образуется снег

Приложение 4. Формы снежинок

Приложение 5. Основные источники загрязнения снега

Приложение 6. Польза снега

Приложение 7. Какой вред приносит снег

Приложение 8. Точки забора образцов снега

  1. Территория школы МАОУ СОШ № 107, центральный школьный двор (Проба № 1)

  2. Обочина проезжей части дороги по пути в школу, по ул. Душистая (Проба №2)

  3. Пустырь около частного сектора, по ул. Спокойная (Проба №3)

  4. Территория сквера «Изумрудный» (Проба №4)

Приложение 9. Забор образцов снега

Приложение 10, 11,12,13. Фильтрация талой воды

Приложение 14.Биотестирование талой воды семенами помидор

Приложение 15. Рекомендации как сохранить снег чистым

Просмотров работы: 18