Характер пауков

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Характер пауков

Зокиров Н.Ф. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Муринская средняя общеобразовательная школа №3" МОБУ «Муринская СОШ №3»
Сафонова А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Муринская средняя общеобразовательная школа №3" МОБУ «Муринская СОШ №3»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Многие владельцы домашних животных кошек, собак или декоративных птиц замечают у них наличие собственного характера, особенностей поведения, независящих от их вида или условий проживания. Две кошки в одном доме отличаются друг от друга: одна скромная, другая ласковая, одна игривая, другая ленивая.

Так и мне стало интересно проверить, а есть ли характер у моих домашних пауков.

Проблема исследования: есть ли характер у пауков?

Тема исследования: характер пауков.

В данной работе мы будем изучать кто такие пауки, особенности их поведения, есть ли характер у пауков и как он проявляется.

Цель исследования: выяснить есть ли характер у пауков.

Задачи исследования:

  • Исследовать литературу и статьи в интернете о поведении пауков;

  • Наблюдать за поведением пауков-бокоходов;

  • Обобщить информацию о пауках и их повадках;

  • Провести и обработать анкетирование учащихся МБОУ «Муринской СОШ №3» о пауках;

  • Выявить роль характера паука в мастерстве охоты;

  • Определить есть ли характер у пауков. Сделать выводы.

Гипотезы исследования:

  • Каждый отдельный паук имеет свои индивидуальные характеристики, которые отличают его от других пауков.

  • Допустим, отдельные члены паучьей группы могут быть смелее остальных и это влияет на успешность охоты.

Предмет исследования: характер пауков

Объект исследования: пауки-бокоходы

В справочниках школьной и районной библиотеки мало информации о пауках и их повадках, хотя эта тема мне очень интересна. Дополнительно были изучены статьи в интернете и познавательные фильмы об этих животных. Зарубежные ученые проводили исследования паукообразных, писали и о наличии среди них личностей, проявляющих такие черты характера как храбрость или осторожность.

Я вел наблюдения за собственными домашними питомцами – пауками-бокоходами, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Кто такие пауки?

В настоящее время пауки являются одной из процветающих групп животных. Их можно встретить во всех природных зонах земли: в пустынях, в тропических лесах, на островах Антарктиды и даже на высоте 7000м на Эвересте.

Пауки выживают там, где гибнут другие животные, например, на высоких горах и в пещерах. Пауки очень выносливые интересные животные.

Обратимся к словарям и справочникам, по словарю Ожегова паук - хищное членистоногое, плетущее паутину.

Физические характеристики, рацион питания, навыки хищничества пауков отличают их от других паукообразных и позволяют им быть такими успешными, как они есть.

Как и у всех паукообразных у пауков есть только две области тела: головогрудь и брюшко. (Рис. 1 Внешнее строение паука) Эти две области тела соединены узкой трубкой на талии, называемой ножкой. Брюшко мягкое и несегментированное, в то время как головогрудь твёрдая и включает известный набор из восьми ног паука. У большинства пауков восемь глаз, хотя у некоторых их меньше или даже вообще нет, и у всех довольно плохое зрение.

(Рис. 1 Внешнее строение паука)

Пауки до некоторой степени управляют численностью насекомых. Поэтому они нужны для правильного баланса нашей экологической системы.

1.2. Пауки-бокоходы.

У меня дома живёт паук-бокоход (Рис. 2 Паук-бокоход). Своё название он получил, из-за ходьбы боком, этим и двумя парами передних ног он отличается от остальных пауков.

Паук-бокоход (лат. Thomisidae) – семейство пауков. Названы так из-за своей способности передвигаться боком. Первые две пары ног у них развернуты передними поверхностями вверх, заметно длиннее ног третьей и четвертой пар.

Большинство пауков-бокоходов проводят большую часть времени на цветах, поджидая добычу. Представители других видов встречаются на коре деревьев или в подстилке. Бокоходы не плетут паутины и их видоизмененные передние ноги – главное оружие нападения. Для человека эти пауки не опасны.

(Рис. 2 Паук-бокоход)

Интересные факты о пауках-бокоходах:

  • Некоторые виды имеют способность медленно менять свой цвет;

  • Перед спариванием самец приносит своей даме съедобный подарок.

1.3. Повадки пауков, характер.

По словарю Ушакова повадка – наклонность или привычка к чему-либо; манера поведения, совокупность привычек. Привычка - образ действий, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь.

Значит повадки – совокупность привычек, действий усвоенных «наученных жизнью». Они приобретаются в течение жизни, а не даны от рождения.

Характер – это сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения. На примере людей характер это врожденный темперамент (тип людей отличный по чувствительности, воле, выразительности) и приобретенные свойства (доверчивость или пугливость).

Характер есть не только у людей. Эта истина, очевидная для всякого, у кого дома есть или был кот, пёс или хотя бы попугай, далеко не сразу утвердилась в академическом сообществе. Только последние десять лет учёные перестали списывать индивидуальные различия в поведении животных на статистическую погрешность, в последние годы с накоплением данных экология или поведенческая экология – превращается в самостоятельное поле экспериментов.

Исследователи из Лондонского королевского общества (Научное общество Великобритании) проводили исследование характера пауков Stegodyphus sarasinorum, одного из редких видов, предпочитающих жить колониями. Изучая их, исследователи сконцентрировались на единственной черте характера – храбрости. Это позволило отследить характер по весьма явным проявлениям: когда паутинка начинает трястись, храбрый паук первым выскакивает из гнезда, чтобы посмотреть, что попалось в сети, а осторожный подождёт, чем всё закончится. Более агрессивные особи храбрее себя вели у паутины, ученые предполагают, что разница в характере пауков этого вида приводит к их «профессии». Агрессивные и отважные занимаются ловлей добычи, осторожные и мирные остаются в гнезде и заботятся о потомстве.

Я предполагаю, что у моих пауков-бокоходов есть характер, та часть их поведения, которая зависит не от инстинктов или повадок (привычек сформированных условиями проживания), а из сплетения врожденных свойств и их приобретенного опыта.

Выводы по первой главе
 

Пауки - одна из наиболее важных плотоядных групп животных на планете. Без пауков насекомые достигли бы масштабов главных вредителей по всему миру и вызвали бы массовый дисбаланс экосистем.

Характер – поведение, которое различается в пределах вида, но при любых обстоятельства остается стабильным у конкретной особи. Разнообразие выделенных черт характера у животных пока не так велико, как у людей: обычно в популяции выделяют полярные модели поведения: смелый – осторожный, общительный – застенчивый.

В данном исследовании я буду наблюдать и сравнивать двух своих домашних пауков-бокоходов, которые живут в одинаковых условиях. Будет проведена экспериментальная работа, в которой у них будет возможность проявить себя в одинаковых условиях и ситуациях. Если пауки будут действовать одинаково, значит, их действия зависят от их инстинктов и повадок, но если они будут вести себя по-разному, то можно будет сделать вывод об их разных характерах.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Методика и материалы

Для того, чтобы выяснить осведомленность участников образовательного процесса МБОУ «Муринской СОШ 3» об особенностях характера и повадках паукообразных. Мы провели анкетирование (приложение 2). В опросе принимали участие 23 человека.

В сети Интернет нами были обнаружены статьи, подтверждающие наличие характера у паукообразных, в статьях проводились исследования на данную тему. Так же для этих целей я вёл собственное наблюдение за своими домашними питомцами: двумя пауками-бокоходами.

Из литературы и по собственному опыту хозяина этих необычных домашних животных, я знаю, что они питаются мухами, клопами, мотыльками, колорадскими жуками. Пауку-бокоходу по вкусу только насекомые, размер которых может в несколько раз превосходить самого пожирателя. Своих пауков я кормлю мотыльками. Для жизни этот род пауков предпочитает умеренный климат, но встречается и в северных районах. Чаще всего его можно увидеть в степях. Как домашнему животному, пауку-бокоходу подходит комнатная температура, в аквариуме ему необходимо поддерживать постоянную влажность с помощью пульверизатора, пьет паук, употребляя капельки влаги с поверхности земли, растений, стекла.

2.2. Проведение исследования среди участников образовательного процесса

Мы решили узнать, почему ребята относятся настороженно к паукам?

В опросе (Рис. 3 Опрос) приняли участие 23 человека, учащиеся 4 «Д» класса. Результаты представлены на диаграмме (Диаграмма 1).

(Рис. 3 Опрос)

Оказалось, (Приложение 1) что почти половина опрошенных боится этих безобидных животных, почти все из опрошенных допускают наличие характера у домашних животных, но уже меньшее количество опрошенных считает, что характер есть и у пауков.

(Диаграмма 1)

2.3. Экспериментальная часть

Для эксперимента мне нужны были два паука одного вида и пола, находящиеся в одинаковых условиях. Несколько дней я вел наблюдения за особями в парке рядом со школой и смог поймать двух самцов пауков-бокоходов. У одного из них оказалась более светлая окраска, чем у другого. Это упростило наблюдение за ними. (Приложение 2) Поселил пауков в одну стеклянную ёмкость, устроил для них привычную среду обитания: ветки, листья, почву, камни, контролировал влажность и температуру. Создал для новых питомцев, выступающих объектом исследования, комфортные условия.

Наблюдение 1.

Когда я поместил пауков в стеклянную банку, то заметил, что самец с тёмной окраской стал исследовать территорию, а другой самец сел в углу под камень и практически не выходил, только при кормлении подавал признаки жизни.

Опыт 1.

Я проверял пауков на храбрость, имитируя приближение опасности – следил, как быстро тот или иной паук вылезет из убежища, куда он прятался от угрозы. Более тёмный паук реже прятался, от опасности защищался передними лапками и принимал угрожающую позу. Другой паук наоборот при виде опасности забивался в своё убежище и старался лишний раз не появляться.

Опыт 2.

В качестве корма я предлагал паукам мотыльков. При кормлении я старался инициировать для них процесс охоты. Паук с более тёмным окрасом, видя добычу, нападал на неё. Второй паук не проявлял активности, его необходимо было кормить с пинцета.

Эксперимент длился два с половиной месяца, за время наблюдений за пуками, я заметил, что особь с более темным окрасом проявляла признаки храбрости, в то время как особь более светлого окраса вела себя стеснительно.

Выводы по второй главе

Результат опроса одноклассников показал, что половина обучающихся боятся пауков. Большая часть из них допускает наличие характера у домашних питомцев, но испытывает сомнения или отрицает наличие характера у пауков.

В ходе наблюдения за пауками-бокоходами удалось подтвердить предположение о том, что особи одного вида могут проявлять разные стороны одной черты характера. Так первые наблюдаемый паук темного цвета проявлял признаки храбрости, а паук более светлого окраса вел себя осторожно и избегал опасности.

ЗАЛЮЧЕНИЕ

По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:

Пауки-бокоходы проявляли себя по-разному в одинаковых условиях, что подтвердило предположение о том, что каждый отдельный паук имеет свои индивидуальные характеристики, которые отличают его от других пауков.

Так же удалось доказать, что отдельный паук смелее другого, что было видно по результатам охоты на мотыльков.

Таким образом, мы считаем, что наши гипотезы подтверждены, цель исследования достигнута.

Результаты опроса участников образовательного процесса показали боязнь учащихся перед пауками и малую осведомленность об поведении этих животных.

Я планирую в дальнейшем продолжать наблюдения за данными представителями паукообразных. Пауков можно изучать бесконечно, настолько разнообразен этот отряд членистоногих. В будущих исследованиях планирую наблюдать за группой пауков и распределением их обязанностей между собой. Это должно прояснить различия в их реакциях в одних и тех же ситуациях.

Эта работа для меня важна, так как я хочу поделиться своими наблюдениями с другими обучающимися, для того чтобы они узнали ценность пауков для экологической системы, их уникальность и перестали испытывать страх перед пауками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиева, Ф. М. Общая характеристика пауков / Ф. М. Алиева, О. В. Беляшова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2 (32). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1852/ (дата обращения: 26.02.2024).

  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. У нас разные характеры / Ю.Б. Гиппенрейтер; Москва 2014.

  3. «Почему опасны пауки» Библиотека статей [Электронный ресурс] – URL: http://www.hintfox.com/article/pochemy-opasni-payki.html (дата обращения: 28.02.2024).

  4. Ушаков Дмитрий Николаевич У53 Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков - М.: "Аделант", 2О13.-8ООс. ISBN 978-5-93642-345-1

  5. Элизабет Пеннинси / Необычные характеры животных: пауки-социалисты и робкие рыбы/ [Электронный ресурс] – URL: https://www.techinsider.ru/science/238355-kharaktery-zhivotnykh-pauki-sotsialisty-i-robkie-ryby/ (дата обращения: 22.02.2024).

  6. Social interactions shape individual and collective personality in social spiders [Электронныйресурс] – URL: https://royalsocietypublishing.org/doi/10.1098/rspb.2018.1366 [Published:05 September 2018]

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опрос участников образовательного процесса

Приложение 2

Фиксация наблюдений

Приложение 3
Паук нападает на добычу

Просмотров работы: 165