Почему люди болеют?

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему люди болеют?

Ногаева А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Муринская средняя общеобразовательная школа №3" МОБУ «Муринская СОШ №3»
Сафонова А.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Муринская средняя общеобразовательная школа №3" МОБУ «Муринская СОШ №3»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Все люди периодически болеют, есть болезни неизлечимые и смертельные. Если часто болеть, то наш организм может не выдержать и сдаться.

У моих одноклассников периодически болит голова, начинаются сезонные заболевания, им приходится пропускать учебные занятия. Они могут плохо понять материал пропущенных уроков и испытывать трудности в дальнейшем обучении. В школе проходит много мероприятий, которые из-за болезни обидно пропускать. Я и сама часто болею, и мне хочется выяснить, почему так происходит.

Тема работы актуальная, потому что современный человек мало внимания уделяет своему здоровью. Малая осведомленность о том, как заботиться о своём организме правильно и большая загруженность современного человека, служат для него основными поводами игнорировать правила здорового образа жизни.

Цели исследования:

  • выяснить, почему мы болеем;

  • изготовить памятку: «Что нужно знать, чтобы быть здоровым?»

Задачи исследования:

  • выявить источники болезней;

  • определить способы защиты от болезней.

Гипотеза исследования:

  • Предположим, что бактерии проникают в наш организм и наносят нам вред.

Объект исследования: человек

Предмет исследования: иммунная система человека

Продукт исследования:

Памятка: «Что нужно знать, чтобы быть здоровым?»

Методы исследования:

  • Подумать самостоятельно;

  • Изучить книги по теме исследования (поиск информации);

  • Спросить других людей (интервью);

  • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной сети Интернет (поиск информации);

  • Опрос (анкетирование);

  • Анализ полученных результатов.

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Бактерии - источники болезни?

Я думаю, что мы болеем, потому что бактерии проникают в наш организм и начинают в нём проказничать. Я слышала, что бактерии — это как маленькие человечки, которые делятся на расы: полезных и вредных. Вредные бактерии становятся источником болезней.

У человека есть защитники: кожа и лейкоциты, но у нас так же есть и «слабые места» - наши слизистые (рот и нос). С вдохом к нам в организм могут попасть чужие болезнетворные бактерии и стать причиной болезни.

Папа рассказывал, что бактерии управляют нами, но я не поняла каким образом. Для того чтобы узнать больше, я обратилась за помощью к библиотекарю МОБУ «Муринская СОШ № 3» Татьяне Григорьевне Тимошенко, она посоветовала мне для изучения учебники по биологии за пятый класс, учебник по физической культуре, словари и детские энциклопедии.

Бактерия - микроорганизм, преимущественно одноклеточный. (по словарю Ожегова)

Бактерия – микроскопический живой организм, микроб. (по словарю Ушакова)

Бактерии — это отдельное царство. Царство – это очень большая группа организмов, которые обладают сходными признаками строения и процессов жизнедеятельности. Довольно просто устроенные микроскопические, чаще всего одноклеточные организмы.

Факты о бактериях:
1) Бактерии могут жить при температуре от -83 оС до +85 оС и +90 оС. Они могут выживать как в ледниках, так и в горячих источниках. Бактерии уникальные создания.

2) Для размножения бактерии делятся на две клетки. Бактерии могут делиться через каждые 20 - 30 минут и таким образом за 5 дней они смогут заполнить целое море и очень большие пространства.

3) Еда киснет, потому что бактерии поселяются в продуктах и начинают их кушать, из-за этого продуты, начинают плохо пахнуть.

4) При попадании в организм болезнетворных бактерий возрастает риск заболеть тифом, холерой, чумой и другими опасными заболеваниями.

5) Для того чтобы убить бактерии, которые попали в помещение к больному человеку, помещение чистят специальными средствами. Поэтому в больницах регулярно дежурят уборщицы.

    1. Вредят или помогают бактерии человеку?

Бактерии вокруг и внутри нас, и жизнь без них представить сложно. Я задумалась, а можно ли считать бактерии источником болезней? Ведь в таком случае, для того чтобы оставаться здоровыми нам нужно избегать контакта с бактериями и пить специальные лекарства, чтобы от них избавиться.

В школе нам говорили, о том, что бактерии бывают не только вредными и полезными.

      1. Вред бактерий

Вредные бактерии иногда заражают нас. Если им удается пройти через защитные барьеры – нашу кожу, реснички носа, миндалины – они вызывают инфекционные заболевания.

Опасные бактерии, попадая в наш организм, могут вырабатывать ядовитые вещества, которые называют токсинами. Именно они отравляют организм и человек заболевает.

Стрептококки могут вызвать такие заболевания, как ангина, воспаления среднего уха и кожные инфекции. Стрептококки – бактерии, которые паразитируют в организме человека или животных. Они обитают в кишечнике, ротовой полости и дыхательных путях. Могут понести серьезные осложнения, необходимо вовремя обратиться к специалисту и начать прием противомикробных препаратов, к примеру, содержащих пенициллин.

      1. Помощь бактерий

Есть безвредные бактерии, а есть даже полезные. В организме человека, особенно в кишечнике, находится множество бактерий, приносящих пользу, они наши друзья. Они помогают нам лучше переваривать пищу и защищают наш организм от вредных микробов. Это микрофлора кишечника.

Бактерии другого вида вырабатывают витамин К, вещество, необходимое для свертывания крови.

Получается, что бактерии действительно могут быть источниками болезней, но в то же время среди них есть и полезные нам помощники, защищающие нас от вредных микробов. Используя грубые средства защиты от одних, можно случайно избавиться и от других.

    1. Как защититься от болезней?

Иммунитет — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма. 

Иммунная система защищает организм от вторжения и распространения болезнетворных агентов (возбудителей инфекций). Ослабление иммунитета влечёт снижение сопротивляемости болезням, медленное затягивание ран, развитие опухолей.

1) Человек высыпается, если он спит минимум 7, а лучше 8 – 9 часов в сутки. Если такой возможности нет, то разумно дополнить свой короткий ночной сон дневным. Достаточно вздремнуть днем от двадцати минут до одного часа, это достоверно улучшает функционирование клеток иммунной системы, после этого иммунитет лучше готов отражать атаку вирусов и бактерий.

2) Для здорового иммунитета необходимо полноценное и разнообразное питание с большим количеством клетчатки, которая содержится, например, в отрубях, фруктах, овощах, зелени. Эти продукты приводит микрофлору кишечника в баланс по отношению к иммунной системе и другим системам организма человека, что помогает иммунитету.

Важно, чтобы в рационе было меньше жиров и больше белков. Определенные белки вызывают аллергию. Например, у многих людей есть непереносимость лактозы, отдельных видов молочных белков, яичного белка. Поэтому нужно учитывать свои личные особенности и подбирать питание под себя.

3) Витамин D, который участвует в формировании иммунитета, вырабатывается под солнцем. Многие стараются использовать каждую минуту, чтобы позагорать. Избыточное воздействие солнечного света летом не рекомендовано. Это важно и с точки зрения защиты иммунитета, и как профилактика риска кожных новообразований, поэтому бывать на открытом солнце можно 30 минут – 1 час в сутки. Этого будет достаточно для выработки необходимого количества витамина D.

4) Закаливание – это система процедур, которые улучшают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды; одно из эффективнейших средств повышения иммунитета. К закаливающим процедурам относятся воздушные и солнечные ванны, а также водные процедуры.

Эти процедуры повышают устойчивость организма к вирусным и бактериальным инфекциям, тем самым создают прочный щит от простудных заболеваний. Закаливание приводит к укреплению здоровья, продлевает срок активной творческой жизни человека. При закаливании укрепляется нервная система, увеличивается работоспособность. Закаливающие процедуры дают бодрость, улучшают самочувствие и настроение. Они помогают снять стрессы и делают нервную систему более устойчивой.

Выводы по первой главе

Бактерии действительно служат источником многих заболеваний, но избавиться от всех бактерий не получится. Слишком сильными лекарствами мы можем себе навредить. Лучшим способом защиты будет повышение нашего иммунитета. Ослабление иммунитета влечёт снижение сопротивляемости болезням.

Одним из эффективнейших средств повышения иммунитета является закаливание. Ведь чаще всего мы болеем именно с наступлением холодов, когда наш организм должен быть готов к перепаду температур.

Закаливание – это тренировка защитных сил организма под воздействием раздражающих факторов внешней среды; это комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости к холоду, жаре, солнечной радиации, сквознякам. Это совершенствование работы системы терморегуляции.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Интервью. Беседа с школьной медсестрой.

В ходе беседы со Валентиной Ивановной Г., школьной медсестрой из нашего медпункта, я узнала, где чаще всего нас поджидают разные опасности в виде микробов.

  1. Очень много микробов в песочнице на детской площадке, так как много бездомных кошек и собак, и они закапывают в песке продукты своей жизнедеятельности.

  2. В спортивных залах, раздевалках, душевых при посещении спортивных секций можно тоже подхватить микробы, которые вызовут кожные заболевания, заболевания слизистой.

  3. В транспорте при большом скоплении людей воздушно-капельным путём и через поручни тоже передаётся много бактерий.

  4. Нужно быть осторожным при посещении туалета и мыть руки с мылом два раза.

Выводы

  1. Необходимо соблюдать гигиену рук.

  2. При переодевании на физкультуру или другие секции не нужно становиться голыми ногами на грязный пол, раскидывать одежду по лавочкам и полу.

  3. Когда приходишь домой с прогулки, нужно переодевать уличную одежду на домашнюю.

  4. В период эпидемий гриппа и других заболеваний нужно соблюдать дистанцию и личную гигиену.

  5. Если ты заболел нужно оставаться дома и не подвергать опасности окружающих.

  6. Не трогать бездомных животных. Они могут быть больны и агрессивны.

2.2. Опрос - Анкетирование

Для выявления возможных причин частой заболеваемости, обучающихся МОБУ «Муринская СОШ №3» мы подготовили и провели анкетирование на тему закаливание, для того чтобы выяснить, знают ли обучающиеся зачем нужно закаляться и как это делать. Анкетирование было проведено среди 46 обучающихся четвертых классов. После анкетирования я провела с ними беседу о том, какие правила следует соблюдать для того чтобы защитить свой организм от болезней.

Ребятам были заданы такие вопросы:

  1. Закаляетесь ли вы?

  2. Почему вы заливаетесь/не закаливаетесь?

  3. Как вы думаете почему стоит закаливаться?

  4. Помогают ли процедуры здоровью?

  5. Как вы думаете, с чего стоит начать процедуры?

При обработке результатов, выяснилось, что:

Занимаются закаливанием 12 человек. Не уделяют закаливанию внимание 34 участника исследования. На основе полученных данных, я могу сделать вывод о том, что большая часть моих ровесников, не уделяет внимания закаливанию организма.

Анализируя ответы на вопросы со свободной формой ответа, я поняла, что большая часть участников анкетирования не знают всей пользы закаливания, а также то, как правильно закалять свой организм. Даже среди тех респондентов, которые выбрали ответ «да» в первом вопросе, большая часть не знала, как правильно закаляться.

Поэтому я решила создать памятку–рекомендацию, в которой дам советы, как защитить свой организм от болезней и соблюдать правила закаливания.

Возможно, зная правила закаливания и то, что делать это не сложно и совсем не холодно, как казалось многим по результатам опроса, кто-нибудь заинтересуется и начнет укреплять своё здоровье!

2.2. Памятка – рекомендация: «Что нужно знать, чтобы быть здоровым?»

Кто хотел бы быть здоровым, красивым, сильным, бодрым, ловким, иметь красивую фигуру, побеждать в соревнованиях и всегда иметь хорошее настроение? Конечно, все! Вот только для этого нужно немного постараться, узнать правила здорового образа жизни и выполнять их и тогда никакие бактерии нам не помеха!

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ:

  • Соблюдать личную гигиену.

  • Вести здоровый образ жизни.

  • Чаще гулять на свежем воздухе.

  • Заниматься спортом.

  • Закаляться.

  • Соблюдать режим дня.

  • Нельзя грызть ногти.

  • Правильное и здоровое питание.

  • Соблюдать чистоту в помещениях, проветривать, чаще делать влажную уборку.

  • Делать все возможное, чтобы повысить иммунитет.

Закаливание – система процедур, которые улучшают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Прежде чем начать закаливание: запомни несколько правил.

  1. Начинай закаливание в тёплую погоду. Это время отдыха, игр, прогулок. Водные процедуры начинай во время купания на природе.

  2. Ходи босиком по лесной тропинке, песку, мягкой траве, гальке.

  3. Продолжительность закаливающих процедур в первые дни должна быть не более 10 минут, с последующим ежедневным увеличением времени на 5 минут.

  4. Температуру воды для обливания, обтирания, душа и ножных ванн (+25 оС) снижай постепенно каждые три дня на 1-2 оС. Доводи температуру воды до +15 оС.

  5. Если начал закаляться, то делай это каждый день! Если пропустил 1 – 2 недели, то надо начинать всё сначала.

  6. Выполняй закаливающие процедуры только будучи здоровым.

  7. Выходи из воды до появления озноба. После водных процедур разотри тело сухим полотенцем до легкого покраснения.

  8. Если во время купания всё-таки появилась дрожь, озноб, то немедленно выйди из воды, разотрись полотенцем, сделай несколько упражнений (приседания, наклоны, рывки руками).

  9. Немедленно прекращай закаливающие процедуры при ухудшении самочувствия.

  10. Быстро смени верхнюю одежду, носки и обувь, если они намокли в холодную погоду.

Выводы по второй главе

Таким образом, на основе данных нашего исследования было выявлено что есть необходимость ознакомить учащихся с правилами здорового образа жизни и секретов закаливания организма и выполнить памятки «Что нужно знать, чтобы быть здоровым?»
С этой целью я: ознакомилась с правилами здорового образа жизни, узнала много нового о том, почему мы болеем и создала яркие памятки для обучающихся по итогам исследования, памятки раздала участникам анкетирования. (Приложение1.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование по данной теме, я узнала много нового о бактериях, иммунной системе и о том, как защитить свой организм от болезней. Кроме того мною были изучены правила закаливания, соблюдение которых помогает нам защищаться от болезней.
Меня заинтересовал вопрос, что знают о закаливании мои ровесники. Был проведен опрос обучающихся четвертых классов.

Исследование показало, что большая часть опрошенных обучающихся не знает правил закаливания, а также не видит ценности в том, чтобы их придерживаться. Несмотря на это, многие в ходе обсуждения ответили, что действительно часто болеют и не закаляются, потому что не знают, как это делать правильно, или думают, что знают и их предположение ошибочно. Некоторые учащиеся предлагали начинать закаливания с обливаний холодной водой. Опрос выявил, что большая часть обучающихся испытывает недостаток информации о том, как защититься от болезней и какие правила нужно соблюдать при закаливании.

В качестве продута была выполнена в программе Microsoft Word памятка «Что нужно знать, чтобы быть здоровым?», готовые памятки я подарила участникам опроса и рассказала им о правилах, которые помогут им сохранить здоровье.

Считаем, что гипотеза исследования подтверждена, цели исследования достигнуты.

Для проверки результативности проведенной работы, в дальнейшем планирую провести повторный опрос в сентябре, после летних каникул, чтобы понять, как новое знание и памятка повялили на то будут ли ребята уделать внимание закаливанию летом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Биология : 5-й класс : базовый уровень : учебник / Б63 В.В. Пасечник, С.В, Суматохин, З. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов ; 160 с, : ил. – (Линия жизни) ISBN 978-5-09-102242

  2. В ожидании второй волны коронавируса: сколько нужно спать, как питаться и загорать, чтобы укрепить иммунитет [Электронный ресурс] – URL: https://www.kp.ru/daily/27158/4255948/

  3. ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП» / Закаливание для повышения иммунитета [Электронный ресурс] – URL: https://vocmp.oblzdrav.ru/zakalivanie-dlya-povysheniya-immunitet.html

  4. Здоровое питание и укрепление иммунитета / «ФБУЗ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» [Электронный ресурс] – URL: https://71.rospotrebnadzor.ru/content/596/93611/

  5. «Как устроено тело человека», Выпуск №24, 2007 «Фильтры человеческого тела», Еженедельное издание.

  6. Лях В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. – 5-е изд. – М. : просвещение, 2018. – 176 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-055103-8

  7. Почему мы чаще болеем ОРВИ осенью и зимой? [Электронный ресурс] – URL: https://fbuz-74.ru/about/news/2914/

  8. Роджерс К. Микромир/Пер. с англ. А. И. Кима – М. : РОСМЭН, 2020. – 48 с : ил. – (Детская энциклопедия).

  9. Стрептококк что это [Электронный ресурс] – URL: https://www.renewal.ru/voprosy-zdorovya/streptokokk-chto-eto/

  10. ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора. Инфекционные и паразитарные заболевания / Инфекции от А до Я / Стафилококковое пищевое отравление [Электронный ресурс] – URL: https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/infektsionnye-i-parazitarnye-zabolevaniya/infektsii-ot-a-do-ya/stafilokokkovoe-pishchevoe-otravlenie/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Памятка
Приложение 2
Фото

Просмотров работы: 27