Введение
В нашем классе много комнатных растений. Они украшают наш класс, делают его уютным, мы ухаживаем за ними.
Но однажды, придя в класс после выходных, мы увидели, что растения завяли. Они завяли от того, что им не хватало влаги. Мы полили их, и через некоторое время листочки поднялись, ожили. Растения опять стали красивыми и весёлыми.
На уроках окружающего мира нам учитель рассказал, что без воды растения и, в том числе деревья, не могут жить долго. Вода – это источник жизни для всех растений и деревьев.
Тогда у меня возникли вопросы: «А как живут деревья в лесу? Кто их поливает?".
Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.
Цель работы: определить, каким образом деревья «пьют» воду.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Изучить строение деревьев.
Описать результаты эксперимента и сделать выводы.
Актуальностьизучения процесса водопотребления деревьями заключается в его важности для понимания устройства экосистемы, сохранения лесов и борьбы с изменением климата. Также изучение этих процессов может способствовать развитию более ответственного отношения к природе.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что деревья самостоятельно добывают себе воду из земли, всасывая ее из почвы.
Объект исследования: процесс обеспечения растения водой.
Предмет исследования: деревья
II. Как деревья поглощают воду из почвы
Деревья – это одни из самых важных организмов на планете Земля. Они не только вырабатывают кислород, но и поглощают углекислый газ. Деревья нужны и полезны нам.
У деревьев есть ствол с корой и корни, ветви, образующую крону.
Деревья различаются толщиной ствола, формой кроны, узором на коре. А ещё они различаются листьями, цветами, плодами и семенами. Высота деревьев может быть разная — от 2 до 100 метров. Деревья живут долго.
В энциклопедии я прочитала, что вода поступает в деревья из почвы через корневые волоски (капилляры) и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль ствола, поднимающихся от корней к листьям.
Я задумалась, а знают ли мои одноклассники, как вода поступает к деревьям. Вместе с учителем мы составили анкету: в анкетировании приняли участие 19 ребят. На первый вопрос: «Знаете ли вы как «пьют» деревья?» - все мои одноклассники ответили «нет», на вопрос: «Хотели бы узнать о этой теме подробнее?» - все ребята, принявшие участие в анкетировании, дали положительный ответ.
Капиллярная система
Затем из интернета я узнала, чтокапиллярная система деревьев немного похожа на кровеносную систему животных и человека.
Капиллярность служит для регулирования движения воды по стволу деревьев и питания растений.
В быту капиллярность лежит в основе впитывающих свойств тканей, их окрашивания. А также флористы окрашивают цветы для создания оригинальных композиций.
И об этом я рассказа одноклассникам на уроке окружающего мира.
Я совместно с учителем разработала буклет на тему моего исследования – «Как растения пьют воду?», который позволит ребятам ознакомиться с таким явлением, как капиллярность.
Эксперимент
Чтобы понять наглядно, как деревья пьют воду, я провела опыт.
Для опыта понадобятся: крышки, вода, бумажное полотенце, бумажное дерево, скотч, пищевые красители.
Суть опыта: подкрашенная вода поднимается вверх и окрашивает бумажные «деревья» в разные цвета. Это явление называется капиллярностью. Бумага смачивается водой, поднимается по пустотам между волокнами целлюлозы, как по «капиллярам». Также вода поднимается по капиллярам (тоненьким трубочкам) деревьев к листьям и плодам.
Капиллярность позволяет корням деревьев всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям. Это позволяет деревьям жить. Корень и стебель работают как маленькие «насосы», они поднимают воду из земли до цветка.
Заключение
Я убедилась, что деревья нуждаются в воде.
Вода движется вверх не по всему стволу, а по особым путям - сосудистым пучкам - от корней к листьям. Из корня вода с питательными веществами поступает в ствол, а затем по веткам - к листьям, цветам и плодам.
Таким образом, моя гипотеза доказана. Действительно в природе деревья самостоятельно добывают себе воду с помощью невидимой силы, которые незаметны глазу. И имя им – капиллярность - это свойство помогает дереву пить воду.
Литература
Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 2005.
Лаврова С.А. Загадки и тайны обычных вещей. – Изд. «Белый город», 2016.
Лаврова С.А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.
Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 2011.
Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К.Мишиной, А.Зыковой. – М.: Эксмо, 2017.
ПРИЛОЖЕНИЕ