ВВЕДЕНИЕ
Россия — самая большая страна на Земле. Как много здесь красивых городов! Жители своего города бегут по делам, радуются каждому дню и любят свою Малую Родину. Нам повезло жить в самом красивом городе нашей страны! Его называют Культурной столицей, Северной Пальмирой и Второй Венецией! А как называемся мы – его жители? Санктпетербуржцы? Петербурчане? Может, даже Петербургеры? Кто же тогда живет в других городах? В Омске — омсквичи? В Вологде — вологжане? Если моя мама приехала из Пятигорска, значит, она пятигорчица? Однажды на одном из занятий нам даже в классе попалось такое задание. Нужно было по названию жителей города определить как он называется. Ох, и намучались же мы. Пришлось задуматься: а так ли много мы с ребятами знаем о других городах нашей страны и их жителях?
Так и появилась идея проекта, целью которого стало познакомить учеников младших классов с городами нашей страны, их жителями и особенностями.
В ходе работы нам необходимо было решить следующие задачи:
— собрать информацию о различных городах России, их достопримечательностях;
— создать условия для получения и обмена информацией посредством проекта «Посткроссинг»;
— провести опрос среди 1-2 классов нашей школы об известных им городах России;
— обобщить и систематизировать информацию о городах нашей большой страны;
— придумать наглядный и удобный способ знакомства учеников младших классов с городами России.
Методы исследования:
- изучение литературы по данной теме;
- анализ интернет-ресурсов;
- опрос;
- систематизация и обобщение собранных данных;
- сравнение;
- моделирование.
Практическая значимость состоит в приобщении учеников к знаниям, необходимым ему в повседневной жизни.
РАЗДЕЛ I
Большая и Малая Родина
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна
лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Наша страна - Россия (Российская Федерация). Она является самым большим государством мира (около 17 000 000 км², что составляет около 11% площади всей суши Земли, или 13% заселенной человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады) и стоит на девятом месте по численности населения (146 млн. чел на 2024г.). Россия также является многонациональной страной. В ней проживает около двух сотен различных наций. Каждый ее гражданин должен с детства любить свою Родину и испытывать по отношению к ней чувства гордости и патриотизма.
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. [1]
В школе мы проводим наибольшее количество времени, а, значит, именно здесь можем почерпнуть и впитать самое важное, нужное и ценное.
Уже с первого класса на различных уроках и внеклассных занятиях учителя начинают знакомить нас с нашей страной. Для этого выбираются различные формы. Одна из которых – беседа. Мы проводили беседы о том, что такое Родина. Узнавали, почему она может быть Малой и Большой. Обсуждали, почему возникают противоречия, ведь очевидно, что слово «Отечество» происходит от слова «отец», в тоже время нам привычно словосочетание «Родина – мать». Здесь нам приходилось обратиться к отношениям в семье, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, речь идет о благодарности детей по отношению к родителям, отражает уважение их детьми, признание авторитета отца, как главы семьи и примера для подражания. Также это роль отца как защитника, покровителя и наставника.
Но, с другой точки зрения, Родина дает нам возможность получить тепло, ласку, возможность быть принятым и понятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения. Это ее роль любящей матери. И поэтому все ее дети испытывают чувство патриотизма, т.е. беззаветной любви к Родине, и несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни или беде. [2]
Лучше узнать свою Родину и сильнее ее полюбить можно на уроках окружающего мира, где уже в первом классе проводятся виртуальные экскурсии. Учеников знакомят с символами нашей страны – флагом и гербом, рассказывают о столице.
Всегда лучше запоминаются те события, которые вызвали много эмоций, поэтому часто для нас проводят игры и праздники, которые помогают нам лучше узнать свою страну.
Но, помимо уроков, с пользой провести время можно и на внеклассных занятиях. В рамках патриотического воспитания школьников с прошлого года в каждой школе нашей страны был введен час внеурочного занятия — «Разговоры о важном», на котором ученики укрепляют традиционные российские духовно-нравственные ценности. А также проект «Орлята России», который создаёт условия для воспитания патриотов своего Отечества, людей неравнодушных, отзывчивых, стремящихся к знаниям и спортивным достижениям, творческому поиску и научным исследованиям, тех, кто готов созидать, делая мир вокруг себя лучше.[5]
Во втором классе мы уже не только много слушали о своей стране, но и активно рассказывали о ней сами. На уроках встречались темы, связанные с путешествиями. Каждый ученик мог рассказать о том, где он был и что интересного там увидел. Показать фотографии и сувениры из путешествия. Также в классе мы часто устраиваем фотовыставки. Таким образом, все ученики знакомятся с разными городами нашей страны не только через литературу или интернет, но и через своих одноклассников и друзей, чьи рассказы окрашены эмоциями и наполнены впечатлениями.
Но достаточно ли этого, чтобы как следует узнать свою Родину? Ведь в школе мы изучаем множество разных тем и каждой нужно уделить должное внимание и время. Мы решили изучить это вопрос.
РАЗДЕЛ II
Города России от А до Я
«Любить свою родину, значит знать ее».
В.Г. Белинский
Хорошего ученика отличает от остальных любознательность. Он не оставляет ни одного вопроса не изученным и особенно стремится понять и разобраться в тех темах, которые вызвали не только трудности, но и интерес.
Именно такой темой стала для нас «городская». Как удобнее всего познакомиться с городами нашей страны, их особенностями и достопримечательностями? На наш взгляд, лучше всего о своем городе могут рассказать его жители! Таким образом выстроилась наша первая линия проекта.
Екатерина Павловна – классный руководитель нашего класса, давно участвует в проекте «Посткроссинг», созданном для возможности получения открыток со всего мира. С ее помощью мы смогли разослать открытки в разные города нашей страны и получить ответы. Мы просили адресатов присылать нам открытки с достопримечательностями или видами своих городов, чтобы и мы могли узнать их и полюбить. Также в обмене открытками были задействованы все знакомые и даже иногда знакомые знакомых. Всего нам удалось таким образом получить 57 открыток из 39 разных городов с их достопримечательностями и видами. Также нам прислали 4 открытки с названиями субъектов нашей страны: две представляли Ставропольский край, одна – республику Дагестан и еще одна, присланная с международной выставки-форума Россия на ВДНХ в Москве, от республики Якутия. Некоторые открытки нас удивили – это целые небольшие буклеты с описаниями городов. Вот как сильно все хотели нам помочь!
Запомнить и визуально представить все города, которые откликнулись на наш призыв довольно сложно. Что предпринять? Конечно, первым делом в голову приходит карта. Это и стало второй линией нашего проекта. Мы выбрали скретч-карту России покрытую тонким серебристым слоем для того, чтобы разные условные обозначения не отвлекали от ее основной цели. На ней специальными деревянными гео-метками мы обозначали все города, из которых нам удалось получить открытки. Это расстояние от Мурманска до Владикавказа (3,7 тыс км) и от Калининграда до Иркутска (6,5 тыс км)! А сами открытки собрали в аккуратный альбом. Теперь каждый мог увидеть карту нашей работы и представить, как выглядят те места, откуда пришли к нам открытки.
Конечно, в процессе работы, наш интерес все повышался, и тема увлекала все сильнее. Мы решили узнать, а много ли городов нашей страны знают ребята из других классов. Мы попросили классных руководителей 1-2 классов спросить об этом у ребят. Мы получили следующие результаты.
Нами были опрошены три первых класса и три вторых. Почти во всех классах ребята, к сожалению, не смогли назвать и двух десятков городов нашей страны. Также часто ребята произносят и пишут названия неверно. Некоторые ученики называют республики и края вместо городов.
Рис. 1 Города России, известные ученикам 1-2 класса нашей школы.
Опрос проходил сразу весь класс, таким образом, можно сделать вывод, что каждому ученику в отдельности известно еще меньше городов.
Как же познакомить ребят с тем, что уже стало известно нам? В конце первого класса у нас было еще одно интересное задание. Мы делали тематическую азбуку. Это было весело и познавательно. Не одну перемену наши одноклассники потратили на изучение азбук друг друга. Именно эту форму работы мы решили снова выбрать для того, чтобы увлечь других ребят. Это стало третьей линией нашего проекта. На составление «Азбуки городов» у нас ушло много времени и сил, но работа стоила того! Мы старались в нашей азбуке описать именно те города, из которых нам удалось получить открытки. Это 18 городов. На оставшиеся буквы города были выбраны случайным образом. Но особенно трудно пришлось с некоторыми из букв. Ё, Ъ и Ы – заставили нас потрудиться, но Республика Коми помогла нам справиться! Каждая страница нашей азбуки включает:
- название города;
- название жителей города;
- герб города;
- интересные факты о городе;
- изображение видов и достопримечательностей города.
Такую азбуку мы передали в каждый класс начальной школы для чтения ребятам.
Таким образом, мы не только сами узнали новые названия городов нашей страны, но и узнали много интересных фактов о них, а также познакомили с ними ребят нашей школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над нашим проектом предполагала тесное сотрудничество с почтой. Мы узнали, что для того, чтобы отправить открытку по почте нужно не только указать адрес получателя, но и наклеить марки, каждая из которых символизирует определенную стоимость в рублях, необходимую для оплаты работы по пересылке и доставке почтовых отправлений.
Мы побывали на экскурсии в музее связи, где видели коллекцию разнообразных марок, попробовали себя в отправлении пневмопочты, а также узнали о разных способах связи между людьми в разных городах.
Перед новым годом наш класс организовал «Новогоднюю почту», чтобы все желающие могли отправить друг другу теплые пожелания и поздравления с новым годом. Мы примерили на себя роль новогодних почтальонов и разнесли открытки всем адресатам.
Как оказалось, тема работы поты тоже очень интересна! Оказывается, раньше по ней отправляли даже детей! С этим фактом можно познакомиться в Национальном музее почты США. В следующем году мы планируем узнать о почте больше, ведь в этом году она очень помогла нам достичь нашей цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. - №4
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. №8
Плешаков А.А. окружающий мир: 1 класс: учебник в 2-х частях / А.А.Плешаков. – 16-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – (Школа Росиии).
Плешаков А.А. окружающий мир: 2 класс: учебник в 2-х частях / А.А.Плешаков. – 15-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023. – (Школа Росиии).
https://orlyatarussia.ru
https://razgovor.edsoo.ru