ВВЕДЕНИЕ
«Но в марте нет сирени, гвоздики не достать…» (Из песни)
Человечество несколько тысяч лет назад путем нехитрых наблюдений заметило смену сезонов: вместо снежной зимы приходит зелёная весна, потом плодородные лето и осень, а затем природа снова погружается в зимний сон, чтобы восстановить силы к следующему году. Смена сезонов сопровождается фенологическими изменениями в жизни растений.
Люди научились измерять время, составили календари, изобрели часы. Свою деятельность планируют в зависимости от предстоящего сезона: своевременно нужно «приготовить сани и телегу», как говорится в пословице. А каким календарем в своей жизнедеятельности пользуются растения? Как они определяют, что пришел март, значит, пора распускать почки? Что в сентябре-октябре нужно скидывать листву – так безопаснее перезимовать.
Один из важных факторов, влияющих на фенологические изменения в жизни растений – длина светового дня. Но, оказалось, этот фактор не является однозначно определяющим. В ноябре 2023 года в городе Челябинск зацвела сирень, о чем много информации было в новостных каналах [5]. Кисти сирени, судя по фотографиям источников, не были такими пышными, как в мае. Но факт остается – вместо того, чтобы готовиться к зимнему сну, растения «решили», что пришла весна. Длина светового дня продолжала укорачиваться, а это значит, на это ноябрьское несезонное явление повлияла температура воздуха, выше нормы для этого месяца.
Мы задались вопросом: если искусственно создать условия, то можно поспособствовать тому, что древесные растения и кустарники могут независимо от календаря распустить листья и даже цветы? Выгонка подснежников, тюльпанов и других луковичных широкое применение уже имеют, например, к 8 Марта букетом таких цветов не удивишь. А что если в марте есть сирень? И рисовать на листочке, как говорится в песне, не обязательно, чтобы поздравить маму?
Цель исследовательской работы: в процессе выгонки веток древесно-кустарниковых растений на примере сирени обыкновенной (лат. Syringa vulgaris) в несезон (в январе – марте) добиться пышного цветения, максимально близкого по внешним характеристикам к цветению в природе в сезон (в мае).
Цель проектной деятельности: используя знания, полученные (подтвержденные) опытным путем, о выгонке древесных растений создать продукты проекта – интеллектуальную экологическую игру, обучающие карточки, онлайн-викторину.
Актуальность темы. Знания об особенностях жизнедеятельности растений помогают применять эти растения в жизни человека в различных сферах. Фитодизайн – направление, которое получило хорошее развитие в наши дни. На европейском флористическом рынке выгонка древесных растений вне сезона имеет место. Развитие этого направления у нас в стране, возможно, помогло бы открыть новую нишу для флористов.
Гипотеза: предполагаем, что грамотный подход к выгонке древесных растений зимой на подоконнике позволит не просто увидеть зеленые листочки, но добиться пышного распускания цветов и листьев, размера и цвета, максимально приближенных к таковым в природе.
Задачи:
Собрать информацию из различных источников по выгонке древесных растений, по фенологическим явлениям в жизни растений.
Опытным путем выяснить, какие факторы наибольшим образом влияют на распускание листьев деревьями, можно ли искусственно создать среду, в которой декоративные деревья могут распускаться вне сезона, в нужное для человека время.
Используя известные методики, а также полагаясь на результаты опыта, попытаться выполнить выгонку ветки сирени с максимально пышным соцветием, приближенным по размерам и внешним характеристикам к сирени, цветущей в естественных условиях в сезон.
Составить и провести интеллектуальную экологическую игру для учеников 2-3 классов с целью экопросвещения в рамках программы «Орлята России» в треке «Орленок-эколог».
Составить рекомендации для начинающих флористов в виде обучающих карточек с дополнительным материалом: с интересными фактами о растениях, с творческими заданиями и т.д.
Составить и провести онлайн-викторину с помощью инструмента Google-формы.
Объект исследования: выгонкаветок древесно-кустарниковых растений.
Предмет исследования: условия выгонки древесно-кустарниковых растений.
Методы исследования и работы: наблюдение, эксперимент, изучение и анализ литературы; творческая деятельность.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Правила заготовки и обрезки древесных растений для выгонки.
Успех выгонки зависит от умения производить их обрезку. Срезать ветки нужно секатором в феврале - марте. Ветки должны иметь косой срез, длина побегов 30-60 см [7].
Заготовку веток лучше производить секатором в полдень, при плюсовых температурах, когда древесина гибкая [9]. Если у веток сирени листья в конце октября-начале ноября еще не опали, их ошмыгивают, помещают в холодильник. Питательная смесь для сирени состоит из 3% сахара, 0,03% азотнокислого серебра и 0,001% фенилацетата ртути [4, с.21].
Срезанные ветки положить для оттаивания в прохладное место. После промыть водой, удалить снизу побеги и почки, нижнюю часть веток расщепить [8]. Перед выгонкой ветки погружают в сосуд с теплой водой при температуре 30 – 35 градусов на 8 – 12 часов.
1.2. Классификация выгоночных древесных растений по срокам цветения.
Искусственная стимуляция растения цвести или расти в несвойственное в природе время – это выгонка. Выгонка срезанных веток кустарников – способ получения цветочной срезки зимой и рано весной. Кустарники по времени цветения подразделяют на три группы: ранние (декабрь-январь); среднеранние (февраль-март); поздние (апрель-май).
У плодовых растений – яблони, груши, абрикоса брать побеги, которые отходят от ствола перпендикулярно. У косточковых – вишни, миндаля следует выбирать ветки, покрытые генеративными почками. У сирени – центральные побеги. У вечнозеленых рододендронов срезают отдельные соцветия, у листопадных – ветки с несколькими соцветиями [3, с.54-61].
1.3 Способы ускорения и улучшения качества выгонки веток.
Периоды выгонки декоративных растений можно ускорить или замедлить. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее увидеть распущенные листья и цветки [1, с.215]:
устраивая теплые ванны, добавить в воду несколько капель нашатырного спирта;
2 ст. л. свежего лимонного сока, 1 ст. ложка сахара, 0,5 ч. ложки хлорного отбеливателя на 1 л воды;
2 стакана газированного напитка Лимон-лайм, 2 стакана воды, 0,5 ч. ложки хлорного отбеливателя;
2 ст. ложки белого винного уксуса, 2 ст. ложки сахара, 0,5 ч. ложки хлорного отбеливателя, 1 л воды;
можно использовать регуляторы роста (Корневин, Гетероауксин), они также улучшают цветение;
для хвойных растений лучше применять раствор специального удобрения для хвойных растений;
для выгонки всех видов веток можно использовать раствор полного минерального удобрения.
Нужно ежедневно опрыскивать оживающие в вазе древесные растения тёплой водой, иначе они могут высохнуть, так и не раскрывшись. Можно поставить вазу с пробуждающимися ветками на прохладное место у окна. Выгоночные культуры требуют освещения только после массового появления листьев. С интервалом в несколько дней нужно менять в ёмкости воду на свежую. При этом подрезаются наискось (на несколько см) концы веток для лучшего водоснабжения почек.
1.4. Применение метода выгонки в практике, в промышленности.
На фоне разнообразия срезанных цветов выгонка кустарников подзабыта, хотя ею увлекались в России в середине XVII века. В Европе в последние 20 лет налажено промышленное производство цветущих веток. Особенно популярна выгонка в Голландии и Германии. Выгонка является технологически не сложной и выгодной, так как позволяет разместить на единице тепличных площадей большое количество веток. Так, для сирени выход качественной срезки составляет порядка 400 стеблей с 1 кв. м [2, с.35].
1.5. Биологические особенности отобранных для выгонки культур.
Для исследовательского проекта мы выбрали 13 видов древесно-кустарниковых растений: берёза повислая (лат.Bétula pendula), клён платановидный (лат.Ácer platanoides), груша обыкновенная (лат.Pyrus communis), яблоня домашняя (лат.Mālus domestica), слива домашняя (лат.Prúnus domestica), вишня (лат.Prúnus cerasus ), черешня (лат.Prúnus ávium), калина обыкновенная (лат.Viburnumopulus), рябина обыкновенная (лат.Sórbus aucupária), чернослив (лат.Prúnus salicina), тёрн (лат.Prúnus spinosa), абрикос обыкновенный (лат.Prúnus armeníaca), сирень обыкновенная (лат.Syringa vulgaris).
Род сирень (Syringa L.) относится к семейству маслиновые (Qleaceae Lindl.) и включает 28 видов. Среди них преобладают кустарники, есть и небольшие деревья. Соцветия метельчатые. Цветки обоеполые, различной окраски – от белой до фиолетовой и пурпурной, с сильным ароматом. У обыкновенных сиреней листья голые; цветки сравнительно крупные, с отгибом, диаметром более 1 см; пыльники жёлтые, плоды голые [6].
Сирень обыкновеннаязацветает вовторой половине мая или в начале июня [11].
Рябина обыкновенная (лат. Sórbus aucupária). Белого оттенка мохнатые соцветия покрывают дерево с конца мая или начала июня.
Калина обыкновенная (лат. Viburnumopulus) цветет в конце мая и начале июня белыми, розоватыми или желтоватыми соцветиями. Цветение до двух-трех недель. Зонтиковидные соцветия, состоящие из двух типов цветков [10].
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Эксперимент. Выгонка веток плодово-ягодных и декоративных деревьев и кустарников.
2.1.1. Подготовка к опыту.
23 января на даче секатором срезали второстепенные и лишние ветки так, чтобы не навредить кусту или дереву согласно рекомендациям из источников. Срезанные ветки аккуратно положили в пакеты, привезли в город и до следующего утра оставили на балконе.
С момента внесения веток в теплое помещение начинается пристановка. 24 января кусты занесли и опустили в тёплую воду. Концы веток обрезали под водой наискосок и оставили в воде на 3 часа, для того чтобы «разбудить» почки растений. Затем ветки промыли под проточной водой и поместили в ёмкости, предназначенные для выгонки, наполненные отстоянной водой комнатной температуры. См. Приложение 3 – фотоэтапы опыта.
Опыт проводился в трёх вариантах:
Контрольная группа – ветки древесно-кустарниковых растений в воде без подкормки на подоконнике с естественным освещением (время проведения эксперимента – январь - февраль, световой день примерно 8-9 часов).
Опыт 1 – ветки древесно-кустарниковых растений в воде, с дополнительной подсветкой. Освещение растений до 14 часов в сутки.
Опыт 2 – ветки древесно-кустарниковых растений в воде с подкормкой на подоконнике с естественным освещением.
Опыт 3 – ветки древесно-кустарниковых растений в тёмном помещении.
Для подкормки использовали 15 граммов «Фертика Leaf Power» на 5 л воды. Посуды поставили на окно, где температура воздуха +23 градуса. Посуду, с дополнительной подсветкой, после наступления сумерек ставили под фитолампу до 22 часов. Ежедневно 2 раза опрыскивали растения отстоянной водой комнатной температуры. Через 3 дня меняли воду в посудах, подрезая при этом ветки на 1 см.
2.1.2. Дневник эксперимента. Общая картина по опытам 1, 2 по срокам распускания в сравнении с контрольной группой.
Все основные изменения мы заносили в дневник наблюдений в виде таблицы, представленной в Приложении 1. В Приложении 2 представлены графики и диаграммы, которые наглядно позволяют увидеть результаты эксперимента. В Приложении 3 представлены фотоэтапы эксперимента.
Первыми почки набухли у сирени, 25 января в 1-ом и во 2-ом опыте, а в контрольном – 27 января. Но зацвёл первым абрикос под подсветкой – 31 января (на 8 день опыта), цвёл он до 4 февраля. Массовое цветение в 1-ом опыте дали ветки тёрна (на 11-ый день опыта), сливы (4 февраля) и груши (6 февраля). Во 2-ом опыте, с подкормкой, первым, с 3 по 12 февраля, цвёл тёрн. Массово цвели: груша (8 февраля), слива и вишня (10 февраля). В контрольном опыте, в обычной воде, цветение началось 4 февраля у тёрна и вишни, 7 февраля зацвела слива.
31 января листочки появились у клёна в контрольном опыте. 1 февраля облистывание началось у груши и клёна в 1-ом опыте. А вишня, слива, абрикос и тёрн зацвели без облистывания, собственно, как и в природе.
Черешня во всех опытах распускалась без видимой разницы в сроках.
Абрикос в контрольном опыте зацвёл 4 февраля, а 5 февраля лепестки завяли и начали засыхать. А в 1-ом опыте вишня засохла после проклёвывания почек, 31 января. Опыт завершить не удалось.
К сожалению, в условиях жилого помещения, поддерживать нужную влажность для выгонки трудно. В том числе по этой причине многие растения быстро завяли, распустившиеся цветы и листья высохли. Тем не менее некоторые выводы сделать удалось.
Промежуточные выводы. Быстрее и лучше всех выгонка веток получилась в воде, с дополнительной подсветкой под фитолампой. Контрольная группа, группа с подкормкой получали свет только от естественного освещения солнцем – 8-9 часов в сутки в конце января – начале февраля. В опыте с искусственным освещением световой день продлевался до 14 часов.
Контрольная группа в воде без подкормки без дополнительной подсветки на подоконнике с естественным освещением распускалась по дням позже всех. Но клён, яблоня, калина и абрикос в этих условиях распустились раньше, чем в воде с подкормкой. Предполагаем, что для этих растений состав подкормки не подошёл. Возможно, что результаты неоднозначны, так как сами ветки могли отличаться качеством (чуть крупнее, чуть тоньше). В каждом опыте все виды растений были представлены в количестве 1-2 веток. Понимаем, что при такой маленькой выборке однозначные выводы делать нельзя.
2.1.3.Дневник эксперимента. Опыт 3. Растения в темноте.
В ходе опыта 3 растения находились в тёмном месте в обычной воде. Набухание почек, распускание листьев и цветков происходило заметно медленнее в сравнении с контрольной группой. Сами листочки были бледновато-жёлтого цвета, небольшого размера, в то время как в контрольной группе листья были изумрудно-зелёные. Цветочки на этапе бутона засохли.
Выводы: для распускания почек свет имеет значение, но его отсутствие не влияют на факт распускания. Свет влияет на цвет листьев и скорость их роста, так как растения питаются в процессе фотосинтеза – то есть на свету.
2.1.4. Дневник эксперимента. Качественные сравнения в ходе опыта.
В течение эксперимента периодически были произведены замеры появлявшихся листочков, цветков и бутонов. См. Таблица 3 Приложения 1. Результаты до 5 мм сравнить достаточно сложно, так как различимой разницы почти нет. Поэтому было принято решение замерить более крупные листья на 27 день эксперимента (19 февраля). Так как температурный режим соблюсти в пределах нормы не было возможности, из-за сухости в помещении многие растения засохли. Замерили только оставшиеся в зелени 7 растений из 13, не во всех опытных группах. См. Рис. 1.1 Приложения 1.
Берёза (30 мм) и сирень (32 мм) под фитолампой заметно лучше и пышнее распустились. Рябина (38 мм) – в контрольной группе. Так же размеры распустившихся листьев в контрольной группе больше у клёна (25 мм). У черешни в контрольной группе 26 мм, с подкормкой – 31 мм.
В природе размер листа берёзы, к примеру, 3-5 см. У нас удалось получить размер листа до 3 см. Соотношение естественных и выгоночных размеров получилось 1,5:1. Сирень у нас доросла до 3 см. В природе до 8 см, 5-7 см в среднем. Примерное соотношение 2,5:1. Клён и рябина имеют крупные листья (до 20 см у клена, и до 6 см отдельная листовая пластинка сложного листа у рябины, до 25 см весь лист на черешке лист) в природе, в нашем эксперименте их размеры намного меньше от естественных в 5-6 раз. Тем не менее для первого раза, получились довольно крупные для выгонки листья: у клёна – 25 мм, у рябины – 38 мм.
Выводы. В ходе опыта мы в сравнении увидели, что дополнительная подсветка, подкормка влияют на то, что растения распускают листья быстро. Для поддержания их развития важно соблюдать температурные режим, влажность воздуха поддерживать на должном уровне. К сожалению, так как эксперимент проводился в жилой отапливаемой квартире, недостаточно влажный воздух (хотя проводились регулярные опрыскивания), некоторые растения засохли. Эксперимент пришлось завершить. Данные не по всем объектам получилось собрать. Тем не менее наглядно и численно можно отметить, что при соблюдении условий для выгонки, можно получить пышно цветущие растения.
2.1.5. Повторная выгонка ветки сирени.
Исключая ошибки, допущенные в предыдущем опыте, соблюдая все меры и условия, мы поставили сирень на выгонку повторно, с целью получить пышные соцветия к 8 марта, чтобы поздравить маму.
13 февраля срезали веточки сирени и 14 февраля поставили на выгонку повторно на подслащенную воду ̶ 3% раствор сахара. В этот раз мы попытались соблюсти все рекомендации по успешной выгонке. На каждой веточке удалили нижние почки. Утром и вечером опрыскивали веточки водой комнатной температуры. Через каждые 3 дня меняли воду и подрезывали веточки на 1 см. Утром подсвечивали с 5 до 7 ч. А вечером с 18 до 21 часа.
15 февраля почки позеленели, а 19 февраля – набухли и 20 февраля показались первые листочки и бутоны цветов. 27 февраля раскрылись первые цветочки, а к 2 марта сирень массово зацвела.
Для сравнения результатов повторной выгонки мы учли результаты предыдущего опыта с максимальными значениями ̶ с фитолампой. Если в первом опыте (с 24 января по 19 февраля) облистывание сирени началось через 8 дней, то во второй раз (с 14 февраля по 8 марта) ̶ на 6 день, на 2 дня раньше. Бутонизация в первом случае началась через 10 дней, а во втором – на 6 день, на 4 дня раньше. В первом случае цвели отдельные цветки, во втором ̶ все бутоны зацвели. В первый раз размер соцветия достиг до 3,5 см, а во второй раз – до 6 см. Бутоны в повторном опыте были меньше, чем в естественной среде и не такие пышные.
Сравнительные размеры отражены в графике на Рис.1.4 Приложения 2.
Вывод. Выгонка получилась более удачной. Соцветие сирени распустилось в 2 раза крупнее, чем в предыдущий раз. Всё также остаются проблемы с влажностью в комнате.
Так как длина светового дня в конце февраля – в начале марта около 10 часов, результат опыта заметно отличен от предыдущего (кроме дополнительной подсветки и подкормки). Наша цель заключалась в выгонке пышного соцветия в зимний период. Планируем еще раз проверить наши знания экспериментально следующей зимой – в декабре и в январе – в короткие дни; также изучить с бо́льшей выборкой веток, чтобы сравнить численно более правильно. Попробуем предусмотреть более комфортное для опытов помещение, чтобы температуру и влажность поддерживать на уровне.
2.2.ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.2.1.Карточки с рекомендации по выгонке для начинающих.
В целях популяризации собранных из источников и полученных в ходе опыта знаний, мы решили составить и распечатать набор карточек, в которых главным образом прописаны рекомендации по выгонке для начинающих. Материал из данной работы, указанный пункте 1.3., общие наблюдения за опытом, предполагающие удачный исход выгонки включены в карточки. Снабжен этот методический материал иллюстрациями, сделанными автором работы. В Приложении 4 фотоэтапы и примеры карточек.
Также в карточках много интересных фактов, заданий, которые можно использовать в тематической игре.
2.2.2. Экологическая игра «Что? Где? Когда?» к треку «Орлята-экологи» в рамках программы «Орлята России». В год экологической культуры.
Наш класс активно участвует в программе «Орлята России». В рамках нашего проекта-исследования мы подготовили и экологическую игру «Что? Где? Когда?», которую запланировали для прохождения трека «Орлята-экологи», приурочили к Году экологической культуры, открытие которого в нашей школе прошло 4 марта.
Игра проводилась в 3Б классе. Ребята разделились на 3 команды. 8 раундов заданий, направленных для развития эрудиции, смекалки и воспитания бережного отношения к природе.
Сценарий игры, а также фотоотчет в Приложении 4. Интерес у ребят вызвал 5 раунд, в котором растения нужно назвать по веточкам без листьев. Дети увлечённо рассматривали их, нюхали и даже пробовали на вкус! Им удалось угадать только вербу.
Игроки активно участвовали в обсуждениях, проявляя находчивость и быстроту мышления, блестяще справились практически со всеми заданиями! Ребята по праву заслужили звание «Знатоки» игры «Что? Где? Когда?». По разбалловке команды получили равное количество очков. Победила дружба! Главное – все остались довольны игрой. Некоторые участники изъявили желание самим придумать нечто подобное.
2.2.3. Онлайн-викторина «В гостях у деревьев и кустарников».
В рамках исследовательского проекта среди учеников в параллели 3-х классов МАОУ «СОШ №1 г. Чебоксары» с 12 по 22 февраля 2024 года была предложена онлайн-викторина «В гостях у деревьев и кустарников» (Рис. 6 в Приложении 6). Данный вид игры имел успех в прошлом учебном году, практикуется неоднократно. Дети, любители гаджетов, с удовольствием подключаются.
Ссылка на Google-форму викторины https://forms.gle/6U6hxJQ2ueNGmaKR8
Викторина состояла из 20 интересных заданий (см. Приложение 5), где из 4-х вариантов нужно было выбрать один правильный ответ. Всего в викторине принял участие 31 ученик. Результаты по некоторым видам вопросов приведены в Приложении 6 Рис. 7.
Нам было важно узнать мнение участников. Поэтому в викторине была предложена обратная связь. 61% заявили, что задание такого рода интересны, 22% хотели бы попробовать сами. 3% респондентов не получили удовольствия от игры.
Выводы: викторина онлайн формата удалась. Аудитория, как и предполагалось, откликнулась положительно. Возможно, для кого-то (из 22%) такой вид работы станет точкой начала какого-либо нового интересного познавательного проекта.
Заключение
1) Искусственно создать условия для внесезонной выгонки растений – это вполне реальная задача. Гипотеза подтвердилась.
2) В ходе нашего опыта не удалось соблюсти максимально оптимальные условия (сухой воздух в квартире, высокая температура, как следствие, ветки некоторые засохли), поэтому достаточно пышного цветения мы не достигли, но в ходе опыта отметили, что освещение, правильно подобранная подкормка, соблюдение рекомендаций станут залогом успешной выгонки в следующий раз.
3) Повторный эксперимент с подкормкой и дополнительным освещением в марте позволил получить соцветие сирени размером большим в два раза, чем в предыдущем эксперименте.
4) Планируем поставить эксперимент повторно, предусмотрев ошибки и неудачи, чтобы достичь желаемого, более удачного результата – пышного цветения в зимний период – в декабре-январе.
5) В целях экопросвещения мы применили знания, в том числе полученные в ходе эксперимента, в творческой деятельности: составили и успешно провели экологическую игру, тематическую онлайн-викторину, составили набор карточек с рекомендациями.
6) Планируем не останавливаться на достигнутом, будем популяризировать знания о выгонке древесно-кустарниковых растений через социальные сети и печатный материал, чтобы привлечь всех любителей природы заняться выгонкой растений и создать «весну» у себя на подоконнике.
Список использованных источников
Барнетт Ф., Эджрикс Р. Практическая энциклопедия, – М.:«Росмэн», 2001. – 512 с.
2. Викулин Ю.С. Тюльпаны: Практическое руководство по выращиванию и выгонке. –2-е изд., расш. и перераб.– М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1996. – 80 с.
3. Кудрявцева В.М. Тюльпаны: Справ. пособие.–2-е изд.,перераб. и доп.– Минск: Полымя, 1987. – 239 с.
4. Яковлев А Ф. Регуляторы роста растений и эффективность их применения: Учебное пособие. – М.:МСХА,1990. – 91 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта:
5. Аномально теплый месяц: в Челябинске в ноябре зацвела сирень/[Электронный ресурс] // Mail Новости: [сайт]. — URL: https://news.mail.ru/society/58576198/ (дата обращения: 31.01.2024).
6. Биологические и экологические особенности сирени. Биологические и морфологические особенности/[Электронный ресурс] // Информация по архитектуре: [сайт]. — URL: http://www.architectnew.ru/anps-1456-1.html (дата обращения: 10.02.2024).
7. Весна для нетерпеливых/[Электронный ресурс] // Информационный портал про садоводство: [сайт].—URL:
https://www.greeninfo.ru/decor_trees/index.html/Article/_/aID/3520 (дата обращения: 01.02.2024).
8. Выгонка веток/[Электронный ресурс] // Садовод RU: [сайт]. — URL: https://www.sadovoda.ru/kalendar-sadovoda/yanvar/1743-vygonka-vetok-dekorativnyh-kustarnikov-i-derevev.html (дата обращения: 19.02.2024).
9. Выгонка веток деревьев и кустарников в воде/[Электронный ресурс] // Информационный портал о цветах: [сайт]. — URL: https://bookflowers.ru/vashi-stati/1277-vygonka-vetok-rastenij.html (дата обращения: 19.02.2024).
10. Калина (Viburnum), сем. Жимолостные (Caprifoliaceae)/[Электронный ресурс] // Всё о Природе: [сайт]. — URL: http://www.woodyman.ru/publ/102-1-0-3441 (дата обращения: 21.02.2024).
11. Когда же цветёт сирень?/[Электронный ресурс] // Вестник садовода: [сайт]. — URL: https://vestnik-sadovoda.ru/index.php/editorcolumn/1165-kogda-zhe-tsvetjot-siren (дата обращения: 29.01.2024).
12. Чем опасно повторное цветение плодовых деревьев осенью/[Электронный ресурс] // Дзен Статьи : [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/XZo_oubLmwCtweSe (дата обращения: 10.02.2024).
13. Prunus (слива, род)/[Электронный ресурс] // Биология и медицина: [сайт]. — URL: http://medbiol.ru/medbiol/botanica/000c485c.htm#000c08e7.htm (дата обращения: 21.02.2024).
Приложение 1
Таблица 1
Дневник эксперимента. Контрольная группа.
Контрольная группа |
Название растений |
Набухание почек |
Проклёвывание почек |
Облистывание |
Бутонизация |
Цветение |
|||||||||||
Начало |
Массовое |
Конец |
|||||||||||||||
Берёза |
3 февраля |
10 февраля |
13 февраля |
||||||||||||||
Клён |
28 января |
30 января |
31 января |
2 февраля |
|||||||||||||
Груша |
3 февраля |
5 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Яблоня |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Слива |
31 января |
4 февраля |
---- |
5 февраля |
7 февраля |
9 февраля |
|||||||||||
Вишня |
30 января |
31 января |
--- |
3 февраля |
4 февраля |
6 февраля |
|||||||||||
Черешня |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Калина |
30 января |
31 января |
2 февраля |
||||||||||||||
Рябина |
3 февраля |
5 февраля |
7 февраля |
||||||||||||||
Чернослив |
9 февраля |
13 февраля |
|||||||||||||||
Абрикос |
31 января |
2 февраля |
4 февраля |
||||||||||||||
Тёрн |
30 января |
2 февраля |
---- |
3 февраля |
4 февраля |
7 февраля |
12 февраля |
||||||||||
Сирень |
27 января |
29 января |
1 февраля |
3 февраля |
|||||||||||||
С использованием фитолампы |
Названия растений |
Набухание почек |
Проклёвывание почек |
Облистывание |
Бутонизация |
Цветение |
|||||||||||
Начало |
Массовое |
Конец |
|||||||||||||||
Берёза |
30 января |
4 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Клён |
30 января |
31 января |
1 февраля |
||||||||||||||
Груша |
30 января |
31 января |
1 февраля |
2 февраля |
4 февраля |
6 февраля |
|||||||||||
Яблоня |
27 января |
31 января |
3 февраля |
||||||||||||||
Слива |
30 января |
31 января |
----- |
31 января |
1 февраля |
4 февраля |
|||||||||||
Вишня |
30 января |
31 января |
---- |
||||||||||||||
Черешня |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Калина |
31 января |
3 февраля |
5 февраля |
||||||||||||||
Рябина |
4 февраля |
5 февраля |
7 февраля |
||||||||||||||
Чернослив |
30 января |
1 февраля |
4 февраля |
||||||||||||||
Абрикос |
27 января |
29 января |
30 января |
31 января |
1 февраля |
4 февраля |
|||||||||||
Тёрн |
26 января |
29 января |
---- |
2 февраля |
3 февраля |
4 февраля |
14 февраля |
||||||||||
Сирень |
25 января |
27 января |
30 января |
1 февраля |
|||||||||||||
С использованием подкормки |
Название растений |
Набухание почек |
Проклёвывание почек |
Облистывание |
Бутонизация |
Цветение |
|||||||||||
Начало |
Массовое |
Конец |
|||||||||||||||
Берёза |
2 февраля |
9 февраля |
11 февраля |
||||||||||||||
Клён |
30 января |
31 января |
1 февраля |
||||||||||||||
Груша |
31 января |
1 февраля |
2 февраля |
4 февраля |
5 февраля |
8 февраля |
|||||||||||
Яблоня |
1 февраля |
6 февраля |
|||||||||||||||
Слива |
31 января |
2 февраля |
---- |
6 февраля |
7 февраля |
10 февраля |
|||||||||||
Вишня |
30 января |
31 января |
----- |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
|||||||||||
Черешня |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
||||||||||||||
Калина |
2 февраля |
3 февраля |
5 февраля |
||||||||||||||
Рябина |
1 февраля |
2 февраля |
4 февраля |
||||||||||||||
Чернослив |
8 февраля |
12 февраля |
|||||||||||||||
Абрикос |
27 января |
30 января |
---- |
10 февраля |
|||||||||||||
Тёрн |
29 января |
1 февраля |
---- |
2 февраля |
3 февраля |
5 февраля |
12 февраля |
||||||||||
Сирень |
25 января |
27 января |
30 января |
1 февраля |
Таблица 2
Дневник эксперимента. Сравнительные размеры почек, листьев, бутонов и цветов.
Контрольная группа |
Растения |
25 января |
27 января |
30 января |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
9 февраля |
||||
Берёза |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Листья 1 см |
|||||
Клён |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 7 мм |
Почки 7 мм |
Листья 1 см |
Листья 2 см |
Листья 2 см |
|||||
Груша |
Почки 1 мм |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Листья 1 см |
Листья 2 см |
Листья 2 см |
|||||
Яблоня |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм, |
Почки1 см |
Листья 1 см |
Листья 1 см |
|||||
Слива |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почкизел5 мм |
Почки 6 мм |
цветы |
цветы |
|||||
Вишня |
Почки 2 мм |
Почки 2 мм |
Почки2 мм |
Почки 5 мм |
цветы |
цветы |
цветы |
|||||
Черешня |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки7 мм |
Почки 8 мм |
Листья 1 см |
Листья 1.5 см |
Листья 2 см |
|||||
Калина |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Листья 7 мм |
Листья 1см |
Листья 1,3 см |
Листья 1,5 см |
|||||
Рябина |
Почки 1 см |
Почки 1,2 см |
Почки 1,5 см |
Почки 1,6 см |
Почки 1.8 см |
Почки 2 см |
Почки 2,2 см |
|||||
Чернослив |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 8 мм |
Почкизел9 мм |
Почки 1 см |
Почки 1 см |
Почки 1 см |
|||||
Абрикос |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 6 мм |
|||||
Тёрн |
Почки 3мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почкизел6 мм |
Почки 6 мм |
Цветет |
Цветет |
|||||
Сирень |
Почки1,5-2 см |
Листья 1,5-2 см |
Листья 2-2.5 см |
Бутон 3-3.5см |
Бутоны 3.5 см |
|||||||
С использованием фитолампы |
Растения |
25 января |
27 января |
30 января |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
9 февраля |
||||
Берёза |
Почки 5 мм |
Почки 5 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Почки 8 мм |
Листья 1 см |
Листья 2 см |
|||||
Клён |
Без изм |
Почки 7 мм |
Листья 1 см |
Листья 1 см |
Листья 1,2 см |
Листья 1,4 см |
цветет |
|||||
Груша |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 3 мм |
Почкизел4 мм |
Листья 1 см |
Листья 4 см |
Засохли цветы |
|||||
Яблоня |
Почки 7 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Почки 9 мм |
Почки 1 см |
Почки 1 см |
Почки 1 см |
|||||
Слива |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 7 мм |
Почкизел 7 мм |
Цветы |
Цветы |
Засохлицв |
|||||
Вишня |
Без изм |
Без изм |
Без изм |
Без изм |
Без изм |
Без изм |
Без изм |
|||||
Черешня |
Почки 7 мм |
Почкизел 1 см |
Почки зел 1,2 см |
листья 1,5 см |
листья 1,5 см |
листья 2 см |
||||||
Калина |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Почки 1 см |
Почки 1,2 см |
Листья 1,2 см |
Листья 1,5 см |
Листья 1,5 см |
|||||
Рябина |
Почки 1.5 см |
Почки 1.6 см |
Почки 2 см |
Почки 2 см |
Листья 2 см |
Листья 2 см |
Листья 2,5 см |
|||||
Чернослив |
Почки 7 мм |
Почки 1.2 см |
Почки зел с лист. 1,4 см |
Почки зел с лист. 1,5 см |
листья 1,5 см |
листья 1,5 см |
листья 2 см |
|||||
Абрикос |
Почки 4 мм |
Почкизел4 мм |
Почки белые 1 см |
цветы |
засохли |
засохли |
засохли |
|||||
Тёрн |
Почки 3 мм |
Почки 3 мм |
Почкизел4 мм |
Почки зел. 5 мм |
Цветы |
Цветы |
засохли |
|||||
Сирень |
Почки 2 см |
Листья 2 см |
Листья 2,5 см |
Бутоны 2,5 см |
Бутоны 3 см |
|||||||
Растения |
25 января |
27 января |
30 января |
31 января |
4 февраля |
6 февраля |
9 февраля |
|||||
Берёза |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 5 мм |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 6 мм |
Листья 8 мм |
|||||
Клён |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 1 см |
Листья 1 см |
Листья 1,2 см |
Листья 1,4 см |
цветет |
|||||
Груша |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Листья 1 см |
Листья 2 см |
Листья 2,5 см |
|||||
Яблоня |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 8 мм |
Почки 9 мм |
Почки 1 см |
Почки 1,2 см |
Почки 1,3 см |
|||||
Слива |
Почки 4 мм |
Почки 5мм |
Почки 6 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Почки 8 мм |
цветет |
|||||
Вишня |
Почки 4 мм |
Почки 4 мм |
Почки 4 мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 5 мм |
цветет |
|||||
Черешня |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Листья 1см |
Листья 1,3 см |
Листья 1,5 см |
|||||
Калина |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 7 мм |
Почки 8 мм |
Листья 9 мм |
Листья 1 см |
Листья 1,2 см |
|||||
Рябина |
Почки 1.5см |
Почки 1.6 см |
Почки 1.7 см |
Почки 1.8 см |
Почки 2 см |
Почки 2-2.5 см |
Бутоны 2.5 см |
|||||
Чернослив |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 6 мм |
Почки 6 мм |
Почки 8 мм |
Почки 9 мм |
Почки 9 мм |
|||||
Абрикос |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 5 мм |
Почки 6 мм |
Почки 7 мм |
цветет |
цветет |
|||||
Тёрн |
Почки 2 мм |
Почки 3 мм |
Почки 4 мм |
Почки 6 мм |
Почки 8 мм |
Почки 8 мм |
цветет |
|||||
Сирень |
Почки 2.5 см |
Листья 2.5 см |
Листья 2.5–3 см |
Бутоны 2.5 – 3 см |
Бутоны 3-3.5 см |
Таблица 3
Дневник эксперимента. Данные на 19 февраля (27 день эксперимента).
Размеры листьев макс. (мм) |
Размеры цветков макс.(мм) |
|||||
Контр. группа |
С фитолампой |
С подкормкой |
Контр.группа |
С фитолампой |
С подкормкой |
|
Берёза |
19 |
30 |
23 |
- |
- |
|
Клён |
25 |
18 |
21 |
- |
11 см |
|
Груша |
20 |
22 |
- |
6 мм |
||
Яблоня |
||||||
Слива |
- |
5 мм |
||||
Вишня |
||||||
Черешня |
26 |
14 |
31 |
- |
- |
- |
Калина |
5 |
- |
15 |
5 |
- |
- |
Рябина |
38 |
32 |
- |
8 мм бутоны |
- |
|
Чернослив |
||||||
Абрикос |
||||||
Тёрн |
- |
10 |
||||
Сирень |
21 см |
32 см |
25 |
- |
16мм, бутон |
Рис. 1.1. Сравнительные размеры листьев (в мм) на 19 февраля.
Приложение 2
Рис. 1.2. Графики. Этапы выгонки в трех опытах слева направо:
1) контрольная группа; 2) с использованием фитолампы; 3) с использованием подкормки
Рис. 1.3. Графики, отражающие этапы выгонки по отдельным растениям в экспериментальных группах в сравнении с контрольной группой.
Рис.1.4. Сравнительные размеры повторной выгонки (подсветка +подкормка) сирени с экспериментальной группой с фитолампой.
Приложение 3
Рис. 2.1. Фотоэтапы опыта (эксперимента).
Рис. 2.2. Повторная выгонка. Сирень к 8 Марта.
Приложение 4
Рис. 4.1. Фотоэтапы работы над карточками с рекомендациями.
Рис. 4.2. Набор карточек с рекомендациями.
Рис. 4.3. Слайды презентации к игре «Что? Где? Когда?».
Рис. 4.4. Фотоотчёт с игры «Что? Где? Когда?».
Приложение 5
Сценарий. Экологическая игра к треку «Орлята-экологи» «Что? Где? Когда?»
Сектор 1. «Отгадай загадки».
(Каждой команде даётся листок с заданиями-загадками. Время для ответа 3 минуты. После этого собираются листы, жюри проверяет. +3 мин. Ответы - на экране.)
Пахучим сладким цветом
Ты каждый год цветешь.
И мед свой жарким летом
Ты пчелам отдаешь. (Липа)
Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (Дуб)
У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ивы)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень —
И в ней окажется …(Сирень)
Цветки — белые, с кистями,
Плоды — черные, с костями. (Черёмуха)
Сектор 2. «Расшифруй слово».
(Каждой команде даётся листок с заданием – расшифровать слово. Время для ответа 1 минута. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответы - на экране.)
Ведущий. Расшифруй слово, по теме «дерево». Ответ запишите на листочках. Время для задания – 2 минуты. За досрочный ответ - дополнительный балл. (АТШНАК)
Сектор 3. «Знакомые незнакомцы»
(Каждой команде даётся листок с заданием – прочитать ребус. Время для ответа 3 минуты. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответы - на экране). Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. В этом секторе 3 вопроса. Ответы записываем по номерам заданий.
Вопрос №1.
1.Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
2.Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3.Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников.
4.Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)
Вопрос №2.
1.У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2.Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3.Оно быстрее всех заселяет гари.
4.Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)
Вопрос №3.
1.Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2.Из него самые лучшие дрова.
3.В апреле из него получают сок.
4.Это самое любимое русское дерево. (Береза)
Сектор 4.Собери картинку.
(Каждой команде даётся конверт с заданием – собрать пазлы. Время для ответа 3 минуты. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответы - на экране). Ведущий. Собрать картину из разрезанной мозаики. И отгадать какие деревья изображены. Если назовёте название картины и автора, прибавляются баллы.
(Иван Иванович Шишкин –Утро в сосновом лесу)
Сектор 5.Чёрный ящик.
(Каждой команде даётся ящик. В ящике пронумерованных 7 веточек: 1-Каштан, 2-Рябина, 3-Клён, 4-Орешник (Лещина), 5-Лиственница, 6-Липа, 7-Верба. Время для ответа 8 минуты. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответы - на экране)
Ведущий. В ящиках веточки деревьев или кустарников. Отгадать, что за веточка. Необходимо отгадать, ответы записываем по номерам заданий.
Сектор 6. Конкурс капитанов «Отгадай по цвету и вкусу».
Каждый капитан получает по 2 пронумерованных стакана. Ответы записать на листочках. В них компот: 1- сливовый, 2-облепиховый.Время для ответа 3 минуты. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответы - на экране).
Ведущий. Капитаны должны отгадать, что за компот в стаканах. Ответы записываем по номерам заданий.
Сектор 7. «Зелёная аптека».
(Ведущий читает вопрос. Время для ответа 1 минута. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответ - на экране).
Ведущий. Время для обсуждения вопроса 1 минута. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь.
Из семян этого дерева можно получить муку или крупу. Можно варить кашу или печь лепешки. Можно приготовить кофе. Что это за дерево? Как называются его семена? Дуб и желуди.
Сектор 8. «Музыкальный вопрос».
(Звучит минусовка трёх детских песен по 25 секунд. Дети обсуждают и ответ записывают на листочках. Время для ответа 1 минута. После этого собираются листы, жюри проверяет. +2 мин. Ответ - на экране).
Ведущий. Время для обсуждения вопроса 1 минута. Необходимо отгадать, про какое дерево или кустарник говорится в песне.
Сегодня мамин праздник… 2) По малину в лес пойдём, в лес пойдём… 3) Во поле берёза стояла…
Приложение 6
Рис. 6. Викторина «В гостях у деревьев и кустарников».
Рис. 7. Результаты викторины. Итоги по некоторым вопросам.
Вопросы для онлайн-викторины.
Из какого дерева делают спички? 1) из берёзы 2) из осины 3) из дуба 4) из сосны.
Какое дерево применяется для изготовления лыж? 1) берёза 2) липа 3) дуб 4) ольха.
Какое дерево цветет первым? 1) клён 2) липа 3) ясень 4) ольха.
Из какого дерева делают пианино? 1) сосна 2) пихта 3) ель 4) лиственница.
Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? 1) тополь 2) липа3) клён 4) ольха.
Какой кустарник называют часами? 1) калина2) шиповник 3) сирень 4) орешник.
Какое растение известно нам по зимним веточкам? 1) липа2) ольха3) ясень 4) каштан.
Древесина какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения? 1) кедр 2) пихта 3) ель 4) лиственница.
Дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит? 1) ива 2) осина 3) рябина 4) клён
У какого растения сережки имеют нежные названия? 1) тополь 2) берёза 3) ива 4) облепиха.
Плоды этого дерева иногда называют первым хлебом человека. Волшебная флейта из оперы В.А. Моцарта вырезана из его древесины. Это… 1) инжир 2) дуб 3) черёмуха 4) акация.
На каком хвойном дереве «ягоды» растут? 1) ель 2) сосна 3) можжевельник 4) кедр.
У этого дерева листочки появляются позже, чем у всех других. 1) у тополя 2) у дуба 3) у каштана 4) у ирги.
В народном календаре есть день, посвященный этому деревцу. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Это… 1) сирень 2) рябина 3) калина 4) черёмуха.
В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? 1) дуб 2) кедр 3) сосна 4) липа.
Его листья похожи на детские ладошки. 1) каштан 2) бузина 3) клён 4) тополь.
Дерево, которое последним в году цветет. 1) вишня 2) абрикос 3) берёза 4) липа.
Какое дерево вырабатывает много кислорода? 1) тополь 2) сосна3) берёза 4) туя.
Какое дерево прозвали деревом здоровья? 1) яблоня 2) сосна 3) лиственница 4) тополь.
У какого дерева древесина со временем становится только прочней? 1) лиственница 2) дуб 3) сосна 4) берёза.