Единороги в прошлом и настоящем

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Единороги в прошлом и настоящем

Титова С.М. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №19.
Грехова Е.И. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №19.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В природе столько удивительного и неповторимого, что некоторые факты находят своё продолжение, оживая в мифах и легендах. Одним из таких мифических существ является единорог. Это волшебное животное привлекает людей многие сотни лет. Его изображением украшают игрушки и одежду, про них снимают мультфильмы и кино, единорогов часто можно встретить на страницах книг. Они всегда связаны с волшебством, тайной.

Образ единорога представлялся людям разных времен и национальностей по-разному. За многие годы он претерпел изменения.

Актуальность темы обусловлена тем, что единорог является распространенным сказочным существом во все времена. Образ единорога часто встречается искусстве и современной массовой культуре. Однако далеко не все из современных людей знают, как он выглядел в глубоком прошлом.

Вопросом происхождения единорогов занимались разные историки, есть научные работы на эту тему, однако малоизучено современное представление людей, в частности детей, о единороге.

Проблема: какие существуют различия в образе единорога в современное время и в прошлом?

Цель: выявить различия и общие черты в образе единорога современности и прошлого.

Задачи:

1. Изучить существующие версии происхождение единорога.

2. Изучить образ единорога в прошлом.

3. Изучить образ единорога в настоящем.

4. Сравнить образ единорога в прошлом и настоящем.

Глава 1. Происхождение и образ единорога в прошлом.

Единороги — загадочные существа. На протяжении веков великие умы обращались к образу этих своенравных животных. Сам Леонардо да Винчи сложил о них басню, Рафаэль написал «Даму с единорогом», древние греческие историки говорили о единорогах так, как если бы мы сейчас описывали породистых лошадей. Да и современные классики не обходят единорогов стороной — достаточно вспомнить сагу о Гарри Поттере.

Удивительно, но на нашей планете существует настоящий единорог и называется он нарвалом. Нарвал, единорог (Monodon monoceros), млекопитающее семейства нарваловых подотряда зубатых китов. У сам­цов ле­вый зуб вы­рас­та­ет впе­рёд, об­ра­зуя спи­раль­но за­кру­чен­ный би­вень дли­ной до 3 м. Рас­про­стра­нён в арк­тических во­дах. Оби­та­ет сре­ди льдов. Вне­сён в Крас­ную кни­гу РФ1.

Рис.1. Нарвал.

Но настоящий морской единорог – нарвал сильно отличается от сказочного, объединяет их только наличие рога на лбу, который очень часто в прошлом люди выдавали за рог сказочного единорога и приписывали ему магические свойства.

Первое из известных изображение единорога относится к III тыс. до н.э., оно расположено на печати, найденной в долине Инда в городе Мохенджо-Даро (Пакистан). Его символика отражена в священных писаниях, где под именем «корн» он помогает прародителю людей спасти человечество от потопа, своим рогом удерживая спасительный корабль на привязи2.

Рис.2. Рельеф с печать из Мохенджо-Даро.

В них он описывается, как священное животное с телом быка.

Античные авторы рассказывали о единороге, как о реально существовавшем животном, происходящим с земель Индии или Африки. В Древней Греции и Риме бытовали предания о существах, обладающих неведомой силой, и именующихся единорогами.

Древнегреческий историк Ктесий рассказывает о единороге, что выглядит он как дикий осёл с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами и острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посередине черным3.

Древнеримский писатель Плиний Старший описывает облик единорога так: «Самый свирепый и яростный зверь из всех – это единорог: туловищем подобен лошади, головою оленю, ногами слону, хвостом кабану, ревом мерзок, с черным рогом в два локтя длиной, торчащим посреди лба; отрицают, что этого зверя можно поймать живьем»4.

В последствии в греко-римской мифологии зверь стал священным животным Артемиды и Дианы и олицетворял луну.

В Ветхом Завете единорог фигурирует, как существо под именем «рем» и представляется читателям, как «самый лютый из зверей».

Сила единорога заключалась в его роге. В древности и средневековье этому рогу придавали значение целебного средства, способного служить противоядием.

В качестве рогов единорога в Европе обычно выступали бивни нарвала. Считалось, что, если выпить из такого рога или опустить его в отравленное питьё, оно лишится своих смертоносных качеств. Рога единорогов как исключительные драгоценности хранились в сокровищницах европейских монархов и ризницах соборов.

Между тем, уже в XVI в. высказывались серьёзные, научно обоснованные сомнения как в реальности самих единорогов, так и в целебной силе их рогов. Тем не менее, вера в эту силу держалась в Европе ещё долгое время, а единорог считался реально существующим животным.

Согласно средневековым описаниям, единорог был существом свирепым и хитрым, и его не мог захватить ни один охотник. Но было у этого зверя и слабое место: его мистическим образом притягивали юные девушки. Единорог сам мог выйти к ней и засыпал, положив голову ей на колени. Поэтому это животное стало олицетворением чистоты и изящества. Кроме того, считалось, что рог единорога обладал волшебной силой очищать всё, к чему он прикасался.

Вообще, единорог в Средневековье имел мало общего с белым конём с рогом во лбу. Считалось, что он был небольшим животным (немногим больше козлёнка) с приятным обликом, с рогом в средине лба, небольшой бородкой, необычайно подвижным.

Рис.3. Рафаэль Санти. Дама с единорогом.

Облик единорога значительно менялся в разных описаниях. Однако неизменен был главный признак священного животного – рог во лбу.

Во мифах Китая единорог символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, справедливость, честность, знаменитых потомков и мудрость. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост, коровьи копыта, иногда покрыт чешуёй и панцирем. Питается зерном. Он настолько нежен, что не в состоянии ступить на острую траву и стремится к одиночеству. Он лёгок, а потому не проваливается в рыхлый снег, а порой может идти и по воде. По преданию — это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло5.

Рис. 4. Ци-линь, китайский единорог.

А Марко Поло, принял за единорога настоящего носорога. Вот, что он писал о нем в своей Книге о разнообразии мира: «Водятся тут (на Суматре) дикие слоны и единороги, ничуть не менее слонов; шерсть у них как у буйвола, а ноги слона, посреди лба – толстый и чёрный рог... Голова как у дикого кабана и всегда глядит в землю; любит жить в топях да по болотам. С виду зверь безобразный. Непохожи они на то, как у нас их описывают…»

На Русь сведения о единороге дошли впервые с текстом греческого сборника под названием «Физиолог». Здесь единорог характеризуется, как «быстроногий зверь с одним рогом, исполненным злой волей против людей».

Как видим, «исторический» единорог считался наделённым большой силой, непобедимым зверем. Эта представление о его мощи и неустрашимости сделало единорога впоследствии распространённым военным символом (помещалось изображение единорога и на русских военных знамёнах).

С единорогом (единрогом) на Руси соотносился зверь индрик, который может проходить под землёй и прочищать своим рогом источники воды. В этом качестве индрик-единорог упоминается в русском древнем стихе, известном под названием «Голубиная книга».

«Живет Единорог — во Святой горы,

Он проход имеет по подземелью;

Прочищает все ключи неточные.

Когда единорог-зверь поворотится,

Воскипят ключи все подземельные:

Потаму единорог-зверь всем зверям зверь.»

В то же время единорог считался в христианстве одновременно и кротким животным. Это качество также соотносило его с Христом. Усмирить, приручить единорога могла только дева, поэтому единорог воспринимался символом чистоты. «Физиолог» так описывает этого зверя: «Небольшое животное, подобное козлёнку, молчалив и кроток весьма; и не может охотник приблизиться к нему из-за того, что сила его велика». В христианском ключе этому сюжету придавали особое значение. Дева символизировала Богоматерь, а единорог – самого Христа («духовного единорога»), рог же символизировал единство Христа с Богом-отцом.

Из-за такого представления единорога даже поместили на небо в качестве созвездия.

Рис. 5. Созвездие единорога.

Наши предки славяне связывали единорога с водной стихией, потусторонним миром и его обитателями: единорог уходил под воду в народном рассказе о Всемирном потопе и, как уже говорилось, мог жить под землёй, прочищая источники воды (рога единорога были разнесены Всемирным потопом по всему миру).

На Руси единорог помещался на государственных печатях и личных печатях государя. В то время единорог был очень популярным символом государственных эмблем и занимал третье место после двуглавого орла и всадника. Обычно он изображался идущим с поднятой одной из передних ног, опущенной головой и направленным вниз рогом.

Рис. 6. Печать Ивана Грозного, 1539 г.

Вероятно, самое первое изображение единорога в древнерусской культуре присутствует в качестве рисунка на полях Изборника Святослава 1073 г., где единорог символизирует зодиакальное созвездие Козерога.

Рис. 7. Единорог в Изборнике Святослава.

В конце XVI века образ льва и единорога появляется на знамени Ермака, на среднике «Октоиха», изданного Московским Печатным двором.

Рис. 8. Знамя Ермака. 1581-1582 гг.

Со временем исследуемый образ начинает всё чаще появляться на различных предметах русского искусства. В том числе, на изразцах, которые украшали фасады зданий и печи в домах.

В г. Иркутске есть яркий пример такого убранства. Собор Богоявления – второе старейшее каменное здание Иркутска. Для украшения Богоявленского собора изготовили свыше трехсот изразцов. Многие из оригинальных изразцов со временем были утеряны. Однако, они были восстановлены преподавателем Иркутского училища искусств Алексеем Никитичем Штанько. После его кончины дело продолжили прославленные мастера-изразечники из Ярославля — исторического центра этого искусства. И на этих изразцах также есть изображение единорога.

Рис. 9. Единорог на изразце Собора Богоявления

Также одним из наиболее частых предметов, в чьей росписи присутствовал образ единорога, являются прялки.

Таким образом, образ единорога проник во все сферы жизни человека, присутствовал и на государственных и религиозных изображениях, и на повседневных предметах.

Глава 2. Образ единорога в настоящем.

В настоящее время единорог остается таким же популярным персонажем, как и в былые времена. Оценить это несложно: достаточно указать в любой социальной сети хэштег #unicorn (англ. единорог), и мы увидим более 16 миллионов публикаций. Для современных людей единорог стал символом всего самого доброго, волшебного, радостного. В представлениях современных детей единороги живут на радуге и питаются облаками из сахарной ваты. Он уже не представляется в виде воинственного зверя, часто единорог имеет образ малыша.

Современные изображения единорога претерпели незначительные изменения со времен Средневековья. Так, например, образ единорога со шпалер «Дама с единорогом», которые находятся в Государственном музее Средневековья в Париже, похож на Принцессу Селестию из мультфильма My Little Pony. Только современная Селестия более яркая, у нее появились крылья и образ ее более сказочный.

Рис. 10. «Дама с единорогом» (слева) и принцесса Селестия (справа).

Образы единорогов продолжали появляться в литературе, кино и на телевидении на протяжении всего ХХ века, но в 2010-х интерес к ним заметно возрос.

Соцсети помогли выманить магическое существо в реальность. А в 2015 году в США даже был учрежден День единорога — 9 апреля.

Теперь единорогов продают детям и взрослым в виде изображений на чашках и футболках, брелоков и мягких игрушек.

Рис. 11. Товары с изображением единорога.

Современный единорог — это не просто сказочное создание, сегодня он олицетворяет еще и противоположность обычности и повседневности. Ведь он родом из волшебного мира.

Чтобы узнать отношение современных детей к единорогу и выяснить, каким они его себе представляют, мною было проведено исследование.

Я опросила своих одноклассников – учащихся 1 класса. В результате проведенного опроса были получены следующие данные.

Всего было опрошено 26 человек возраста 7-8 лет. Из них девочек 16 человек, а мальчиков – 10 человек. Все 26 учеников ответили, что единорог является добрым героем. 15 ребят ответили, что им нравится единорог, 10 ребят сказали, что им не нравится единорог, 1 человек ответил, что не знает. При этом, из ответивших «не нравится», было только 4 девочки, остальные – мальчики. Это говорит о том, что единорог больше нравится девочкам, чем мальчикам.

На вопрос «чем занимается единорог?» 9 человек сказали, что он играет, четверо сказали, что он летает в облаках, 8 человек ответили «не знаю».

На вопрос «где живет единорог» 7 учеников сказали, что единорог живет в облаках, по 5 человек ответили «на радуге» и «в сказочном мире», 4 человека ответили «не знаю».

Мои одноклассники также нарисовали единорога таким, каким они себе его представляют. Почти у всех он выглядел, как сказочная лошадка с рогом на лбу: 6 человек нарисовали его с мордочкой кота, 7 человек нарисовали его с крыльями, 8 человек его нарисовали розовым, трое белым, двое нарисовали разноцветным. Также ребята использовали в своих рисунках желтый, синий, фиолетовый, зеленый цвета. Эти цвета были основными, как правило ребята в своих рисунках использовали несколько цветов. Например, рисовали другим цветом гриву или рог.

Таким образом, мы видим, что большинству детей единорог нравится, в основном, девочкам. Все ребята считают единорога добрым персонажем. Он представляется сказочной лошадкой, а иногда котиком, с рогом на лбу, живущим в сказочном мире, который находится в облаках или на радуге, и большую часть времени он играет.

Рис. 12. Современное изображение единорога, взятое в Интернете.

Заключение

Единороги — загадочные существа. Образ единорога остается популярным и актуальным на протяжении последних нескольких тысячелетий.

Но, как мы видим, он имел изменения. В прошлом единорог был животным, наделённым большой силой, непобедимым зверем, также он был олицетворением чистоты и изящества. Кроме того, считалось, что рог единорога обладал волшебной силой очищать всё, к чему он прикасался.

В настоящее время образ единорога является очень популярным и распространенным. Однако, он представляет из себя уже не воинственного зверя, а доброе сказочное существо. Это подтвердило проведенное мною исследование.

Внешне образ единорога тоже имеет изменения, хоть и не радикальные. Если раньше его изображали реалистично и похожим на настоящее животное, то сейчас это, как правило, «мультяшные» изображения. Причем, иногда волшебным рогом наделяется не только лошадь, но и, например, кошки. А также единорог стал более красочным и разноцветным, что, конечно, более привлекательно, особенно для детей.

Список литературы

  1. Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. Спб., 2003. – 256 с.

  2. Большая российская энциклопедия. Том 22. Москва, 2013. – 767 с.

  3. Конвей Д. Дж. Мифологические существа народов мира. Магические свойства и возможности взаимодействия. Спб. 2013. – 272 с.

  4. Михельман А. Краткая энциклопедия персонажей фэнтези. https://proza.ru/2021/11/05/458

  5. Поло Марко. Книга о разнообразии мира. Пер: Минаев И. П. Пальмира, 2021 г. – 383с.

  6. Пчелов Е. В. Российский государственный гуманитарный университет (Москва) ЕДИНОРОГ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ ИВАНА ГРОЗНОГО: СЕМАНТИКА И ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ. Эпоха Ивана Грозного и ее отражение в историографии, письменности, искусстве, архитектуре: сборник материалов всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 16–17 октября 2017 года, г. Александров. Т. 2 / [ред. совет: Б.Н. Морозов и др.] - Владимир : Транзит-ИКС, 2018. – 274 с.

  7. Романова В. Н. Шатапатха-брахмана: книга I; книга X (фрагмент) / Перевод, вступ. статья и примеч. В.Н. Романова. — М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2009. — 383 с.

  8. https://ru.wikipedia.org/

  9. https://old.bigenc.ru/

1 Жариков К. А. НАРВАЛ // Большая российская энциклопедия. Том 22. Москва, 2013, стр. 44.

2 Романова В. Н. Шатапатха-Брахмана. М. 2009., С. 233

3 Конвей Д. Дж. Мифологические существа народов мира. Магические свойства и возможности взаимодействия. Спб. 2013., С. 20.

4 Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. Спб., 2003. С. 103.

5 Михельман А. Краткая энциклопедия персонажей фэнтези. https://proza.ru/2021/11/05/458

 

Просмотров работы: 35