Введение
Актуальность. Одним из способов изучения чистоты воздуха является исследование снега. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор чистоты воздуха. За последние несколько лет в нашем селе увеличилось количество автотранспорта, а также работают 2 котельные. Я решила провести анализ талой снеговой воды, и определить в какой степени состав воздуха, и окружающая среда оказывают влияние на качество снега.
Цель моего исследования – исследование снеговой воды на территории села Гусиха, используя методики органолептических показателей - на запах, прозрачность и окраску и исследование влияния талого снега на развитие березовых веточек методом биотестирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Научиться работать с необходимым лабораторным оборудованием, соблюдая технику безопасности.
3.Провести анализ снеговой воды
4. Провести исследование влияния талого снега на развитие березовых веточек методом биотестирования.
5. Обобщить собранный материал, полученный в результате исследования.
План реализации проекта предусматривал следующие мероприятия:
1. Изучение информации о влиянии снежного покрова на окружающую среду;
2. Провести отбор проб снежного покрова на разных участках села;
3. Дать характеристику внешнему виду снегового покрова;
4. Провести органолептический анализ талой снеговой воды;
5. Обобщить данные по результатам анализа;
Предмет исследования: талая снеговая вода.
Объект исследования: село Гусиха Баргузинского района Республики Бурятия
Источники исследования
- современная литература и интернет - источники, личные наблюдения; результаты анализов и эксперимента.
Методы исследования.
1. Изучение материалов Интернет-сайтов.
2. Изучение литературы.
3.Отбор пробы снега с разных участков села Гусиха.
4. Подготовка талой воды к анализу.
5. Проведение анализов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Климатические условия села Гусиха
Село Гусиха находится на территории Баргузинской котловины у подножия Икатского хребта и в 30км. от самого глубокого озера мира озера Байкал. Такое расположение характеризуется особыми климатическими особенностями. Водная масса Байкала оказывает влияние на климат прибрежной территории. Зима здесь бывает мягче, а лето — прохладнее. Байкал покрывается льдом лишь в феврале, поэтому осень и половину зимы из-за разности температур воды и воздуха происходит сильное испарение, которое приводит к выпадению большого количества снега. В нашем селе толщина снежного покрова может достигать до полутора метров, основная масса выпадения снега приходится на ноябрь месяц.
Снег—это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет, отражающийся от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. Снег образуется при замерзании водяного пара, содержащегося в атмосфере. Вначале появляются крошечные кристаллики, чистые и прозрачные, которые следуют за воздушными течениями. Постепенно они «приклеиваются» друг к другу, пока их не наберётся сотня или даже больше. Размеры смёрзшихся льдинок оказываются большими, и они начинают медленно опускаться к земле, эти скопления льдинок—снежинки. Форма кристалликов различна: игольчатая, плоская, но у всех 6 граней.
Зимний период характерен замедлением многих процессов в природе. Поэтому основными источниками загрязнения в это время является деятельность человека.
Выбор данной темы изучения был не случайным. Во-первых: снег является хорошим накопителем всех веществ попавших в него. Во-вторых: исходя, из полученных результатов можно давать оценку экологического состояния снега, а в последующем и воды, которая попадает в почву. В-третьих—можно сделать анализ загрязнителей по характеру происхождения (природные или антропогенные).
В окрестностях нашего села нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, соответственно нет выбросов в атмосферу ядовитых веществ, но есть 2 котельные, которые работают на дровах и угле, а также в нашем селе за последние несколько лет увеличилось количество автотранспорта, поэтому они являются основным и главным источником загрязнения окружающей среды . Сажа, соединения свинца, оксиды серы, азота, углерода и другие соединения в составе выхлопных газов от автомобилей и продуктов сгорания древесины и угля поднимаются в воздух, а затем оседают на поверхности снежного покрова и остаются там до начала тепла снега до весны, а затем попадает в почву.
В течение зимы вредные вещества продолжают поступать в окружающую среду, так как деятельность человека продолжается круглый год. Определить какие именно вещества, поступают в атмосферу и каковы последствия их влияния на окружающую среду можно в зимний период с помощью анализа снежного покрова данной территории. Сделав анализ можно точно определить загрязнение.
Проанализировав снег на определённой территории можно сделать вывод о чистоте и экологическом состоянии атмосферного воздуха, поверхностного слоя почвы и близлежащих водоёмов, так как это компоненты природы. Они тесно взаимосвязаны между собой и нарушение в одном из них ведёт к нарушению деятельности всей окружающей среды. Что в свою очередь приводит к негативным последствиям, влияющим на здоровье самого человека.
2. Методики исследования.
2.1.Анализ снеговой воды на прозрачность и окраску.
Для анализа снега использовалась следующая методика
В качества стандарта была взята чистая дистиллированная вода.
Замер толщины снежного покрова
Замер производился при помощи металлической линейки
Отбор образцов снега
Отбор образцов снега проводился в нескольких точках: на территории школы, около лесной дороги, возле речки. (Приложение 1)
Отбор проводился на открытом участке большим по площади. Снег брался с 1 М2, помещался в банки с этикеткой. Полученную талую воду использовал для анализов.
Определение внешнего вида снега
Перед отбором образца снега поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега. Цвет может быть - белый, светло серый, серый, грязный или другой. Так же определялось чем обусловлен цвет снега – пыль, песок, гарь, копоть. Также провели измерение толщины снежного покрова в местах отбора проб.
Органолептический анализ
Запах воды
Для определения запаха талой воды взять 500 мл при комнатной температуре, налить в колбу с широким горлом, накрыть стеклом и встряхивать вращательными движениями. Открыв стекло, быстро определить запах. Для определения интенсивности запаха, колбу накрыть стеклом, нагреть до температуры 60 градусов и определить интенсивность запаха. (Приложение№2)
Наличие углеводородной пленки
Воду в колбе отстоять в течении суток и отметить есть или нет радужная пленка.
Цвет воды
Для описания цвета воды используют обычные ее названия: бесцветная, светло-желтая, зеленая, серая, светло-зеленая, бурая и т.д.
Пробу воды наливают в цилиндр до отметки 20 см. В качестве контроля используют цилиндр, заполненный на ту же высоту дистиллированной водой. Затем оба цилиндра рассматривают сверху на белом фоне при рассеянном дневном освещении.
Наличие осадка
Для определения осадка воду отстоять в течение суток, определить, образуется ли осадок после отстаивания воды. Если осадок образуется, то его интенсивность, чем обусловлен осадок, цвет осадка.
№ |
Характеристика |
Место отбора образцов снега |
||
На территории школы (Образец№3) |
Около лесной дороги (Образец №2) |
Около реки Малая Гусиха (Образец №1) |
||
1 |
Цвет снега |
Грязно-серый |
Светло-серый |
белый |
2 |
Толщина снежного покрова |
46см |
66 см |
56 см |
2 |
Чем обусловлен цвет снега |
Сажа от котельной, рядом проходящей дороги |
пыль, песок |
- |
3 |
Запах воды t 20 °C |
Слабый |
Слабый (пахнет хвоей) |
без запаха |
4 |
Интенсивность запаха t 60 °C |
Сильный (пахнет углем) |
Сильный (пахнет хвоей) |
Без запаха |
5 |
Наличие углеводородной пленки |
нет |
нет |
нет |
6 |
Цвет воды |
серый |
светло- серый |
бесцветная |
8 |
Наличие осадка |
есть |
есть |
нет |
2.2. Результаты анализа.
Данные таблицы показывают, что толщина снежного покрова отличается незначительно, самый чистый снег оказался в образцах, взятых около речки. Снег белый, талая вода без запаха, бесцветна, в ней нет никаких посторонних примесей. Самым грязным оказался снег в образцах, взятых на территории школы. Цвет снега грязно-серый, ощущается запах, цвет талой воды – серый, при отстаивании образуется сильный осадок. Менее загрязненным был образец снега, взятый около лесной дороги, но и в них были, отмечены посторонние примеси. Так как самый чистый оказался образец около речки, это говорит о том, что окружающая среда чистая.
Исследование влияния талого снега на развитие березовых веточек методом биотестирования.
Для работы был использован метод биотестирования – это исследование влияния различных веществ на живые организмы.
Одним из преимуществ биотестирования является то, что не требуется использования дорогостоящего оборудования, химических реактивов. Хотя методы биотестирования не дают 100% точности полученных результатов, они позволяют реально оценить сложившуюся ситуацию. Сравнительная оценка показателей их роста и развития позволяет оценивать степень воздействия токсичности снега.
Поставила веточки в талую воду и стали вести наблюдения.
Результаты своих наблюдений занесла в таблицу
День |
Снег на территории школы |
Около лесной дороги |
Около речки |
1 (10.04.2024) |
Нет изменений |
Нет изменений |
Нет изменений |
2 (11.04.2024) |
Нет изменений |
Нет изменений |
Нет изменений |
3 (12.04.2024) |
Нет изменений |
Нет изменений |
Нет изменений |
4 (13.04.2024) |
Набухание почек (2 шт) |
Набухание почек(3 штуки) |
Набухание почек (5 шт) |
5 (14.04.2024 |
Набухание почек(5 штук) |
Появление первых листочков |
Появление первых листочков |
6 (15.04.2024) |
Появление первых листочков |
Рост листочков |
Рост листочков |
7 (16.04.2024 |
Рост листочков |
Рост листочков |
Рост листочков |
7 (17.04.2024) |
Медленное развитие |
Хорошее развитие |
Хорошее развитие |
Полученные результаты доказывают, что снег на территории села загрязняется вредными веществами, выбрасываемыми автотранспортом и котельной, но степень загрязнения не столь высока, так как березовые веточки развиваются хорошо в двух случаях, а в образце взятом на территории школы листочки развиваются, но медленно. (Приложение №2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов мы пришли к следующим выводам:
В настоящее время территорию нашего села пока можно назвать экологически благополучной и комфортной для проживания.
Для того чтобы, уменьшить выбросы в атмосферу выхлопных газов необходимо несколько условий:
1.Ограничить движение по дороге автомашин, проходящей недалеко от школы, тем самым, снизив количество выхлопных выбросов в атмосферу;
2. В дальнейшем постараться перевести автомобили и котельные на экологически чистые виды топлива.
При соблюдении определённых санитарных норм можно значительно уменьшить количество загрязняющих веществ попадающих в атмосферу, а затем в почву и в воду.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В., Беккер А. М. Изучаем экологию экспериментально. Санкт Петербург, 1993.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных. Ярославль, 2007.
Куприна Л. Е. Человек и окружающая среда. Курган, 2005.
Тагильский рабочий, 26.11.2008 г., Из истории тагильских водоемов http://historyntagil.ru/history/2_19_52.htm
Юшкова С. М. Наша окружающая среда, Екатеринбург, 1998.
https://nashural.ru/foto/retro/n_tagil/?/?from=relappopular
https://mstrok.ru/news/gde-pozagorat-i-iskupatsya-etim-letom-rejting-plyazhej-nizhnego-tagila-ot-an-mezhdu-strok.html
http://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/nizhnij-tagil.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Отбор образцов
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Проведение исследований