Введение
«Человечество не погибнет в атомном кошмаре - оно задохнется в собственных отходах»
Нильс Бор
Вы замечали? Почти в каждом дворе установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Но далеко не все люди готовы тратить время на сортировку мусора. Своим проектом я хочу повысить экологическую культуру школьников и в перспективе улучшить экологическую обстановку в городе, стране и мире.
Актуальность. Одной из причин засорения мусором окружающей среды является появление новых, ранее не существовавших материалов, требующих специальных условий утилизации. Только за последние 10 лет в мире было произведено больше пластиковых изделий, чем за предыдущее столетие.
Большую часть всего не сортируемого мусора вывозят на свалку и закапывают в землю. Если это продолжится, то скоро вся планета будет покрыта горами из мусора.
Проблема. В 1 классе мы столкнулись с проблемой утилизации одноразовых пластиковых стаканчиков. Мы собирали использованные стаканчики для сдачи в пункт приема. Мешки со стаканчиками часто переполнялись и их выбрасывали с другим мусором. Мне стало интересно, как можно избежать подобных ситуаций, куда отвозят стаканчики, что с ними делают?
Объект исследования: бытовые отходы. Мусор.
Предмет исследования: сортировка, сбор и переработка пластика.
Цель проекта. Привлечь внимание людей к сбору пластика и наглядно показать, как пластик можно переработать в элементы благоустройства.
Задачи:
Изучить информацию по теме;
Мотивировать учеников и родителей к участию в сборе пластика в обмен на предметы благоустройства для нужд школы;
Выработать рекомендации по информированию, организации и пропаганде раздельного сбора пластиковых отходов для применения их в других образовательных учреждениях и среди населения;
Договориться об установке контейнера для сбора пластика на территории школы;
Начать учет сбора пластика в килограммах (по количеству вывезенных контейнеров);
Провести эксперимент по сбору пластика в семье из четырех человек за три месяца. Прогноз собранного пластика за год;
Провести сравнение пластиковой и деревянной скамеек.
Провести анкетирование учащихся школы о сборе и переработке пластика;
Гипотеза если информировать людей о вреде пластика и возможности его переработки в элементы благоустройства, то люди будут заинтересованы в его второй жизни.
В своей работе я использовала следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, метод сбора и изучения информации, сравнения, анализа полученных данных.
Новизна и практическая значимость.
Уникальность проекта в том, что при переработке пластика в элементы благоустройства используются все виды пластика (можно не учитывать его плотность, маркировку и цвет) это значительно упрощает и облегчает его сбор.
Теоретическая часть
Тема раздельного сбора мусора волнует людей уже очень давно. Но для изучения я взяла одно направление: сбор и переработка пластика, так как главное достоинство пластика - долговечность, за которым гнались изобретатели пластика в начале прошлого столетия, сегодня обернулось недостатком. Чем больше пластмассы мы используем, тем быстрее растут горы отходов, которые разлагаются сотни лет. Миллионы тонн пластика скапливаются в природе, загрязняя нашу планету.
В настоящее время под пластиками понимают группу синтетических материалов, которые изготавливаются методом серии химических реакций из природного газа и продуктов нефтепереработки. Меняя условия, производители получают разные виды пластика по своим эксплуатационным свойствам и характеристикам, которые широко применяются в различных сферах жизни. В числе востребованных пластиковых изделий отмечают: одноразовую посуду, тару, упаковочные материалы, пленки, пластиковые пробирки, медицинские товары, игрушки, кухонную утварь, кабельную оболочку и многое другое. История изобретения пластмассы не останавливается.
Свойства пластмасс:
Прочность, не подвергаются коррозии, не боятся кислоты, соли и щелочи (поэтому их используют при строительстве предприятий химической промышленности, канализационных сетей и т.п.), плохо проводят тепло (их используют как теплоизоляционный материал), они хорошо окрашиваются в любые цвета и долго их сохраняют, почти не поглощают воду (поэтому полимеры используют при изготовлении клеев), лёгкие, прозрачные и относительно долговечные, просты в изготовлении.
Интересные факты:
-для производства пластиковой бутылки требуется в 3 раза больше воды, чем в нее помещается;
-цена, которую мы платим за бутылку с водой, на 90% — это стоимость бутылки и на 10% -воды.
-существуют страны, где производство, продажа и использование одноразовой посуды карается законом. В Кении, например за это может грозить реальный тюремный срок.
-с момента изобретения пластмассы было выпущено более 8,3 миллиарда тонн изделия. Согласно этому факту, количество выпущенного пластика превышает вес всей человеческой популяции.
Даже использование относительно безопасных типов пластика не дает полной гарантии, что он не нанесет вреда вашему здоровью. Продукты и воду, лучше всего приобретать в стеклянной таре. Не рекомендуется использовать пластик и для длительного хранения продуктов. Не стоит помещать в подобную тару и слишком горячую пищу. Всю упаковочную пленку нужно снимать с продуктов сразу же после возвращения из магазина.
Я узнала, что необходимо собирать пластик:
-потому что мусор губит животных. Ежегодно миллионы птиц и морских обитателей принимают мусор (пакеты, провода, крышки от бутылок) за еду, давятся им, травятся или задыхаются. А некоторые попадают в пластиковые предметы как в ловушку, что приводит к их гибели. (Приложение рис.1)
-микропластиком питаемся и мы. Частички пластика, разлагаясь, попадают в воздух, почву, реки, желудки рыб и животных. Затем, выстраиваясь в пищевую цепочку, они оказываются у нас на столе.
-мусорные пятна. Так ученые называют скопления мусора в Мировом океане. Отходы в таких местах удерживаются благодаря встречным подводным течениям. Всего насчитывают 5 таких «островов». А самый большой расположен в Тихом океане. Он состоит примерно из 100 миллионов тонн пластика.
В Немузее мусора я узнала, что пластик маркируется и его утилизируют в разные контейнеры. А позже выяснила, что для изготовления предметов благоустройства используют любой пластик, любого цвета, без пищевых остатков, без примесей металла, максимально сжатый. (Приложение рис.2) Таким образом отпадает необходимость вчитываться в маркировку на пластике, что значительно облегчает и упрощает его сбор.
Узнала, какой путь проходит пластик от пункта сбора до готового продукта (Приложение рис.3) Сам процесс можно разделить на несколько этапов:
- сбор сырья;
- сортировка;
- очистка;
- измельчение;
- добавление смеси песка с измельченным стеклом;
- выплавление материала.
В настоящее время процесс переработки пластмасс сталкивается с множеством проблем, и, в отличие от стекла и алюминия, пластики не могут быть переработаны бесконечно, а это означает, что с каждой последующей обработкой переработанный материал деградирует и его качество хуже, чем у первичных материалов.
Однако, сегодняшний процесс переработки пластика на много шагов опережает то, что было всего несколько десятилетий назад, при этом темпы растут и продолжают значительно расти. Появляются такие инновации, как химическая переработка, чтобы больше пластика оставалось в цикле переработки дольше. На рынке появляется все больше альтернатив пластиковым изделиям.
По мере того люди и предприятия всё больше вовлекаются в процесс переработки пластика, мы, вероятно, увидим, что он продолжит улучшаться. Наряду с переходом на новые продукты и альтернативы пластику, это означает медленное, но неуклонное движение в правильном направлении.
Для получения скамейки, школе необходимо собрать 300 килограммов пластика, для изготовления клумбы 280, а урны 180 (Приложение рис. 4)
Стали очевидными преимущества реализации элементов благоустройства из переработанного пластика (Приложение рис.5)
- Долговечность
- Высокая ударопрочность
- Легковесность
- Низкая цена
- Высокая степень устойчивости
- Абсолютная экологичность
- Качество продукции
Процесс переработки пластика, вероятно, получит огромный импульс, поскольку мы станем более сознательными в использовании ресурсов и производстве продукции. Переработка останется частью процесса управления отходами в обозримом будущем, что позволит нам постепенно отойти от ненужных пластмасс и увеличить возможность вторичной переработки тех типов полимеров, которые остаются необходимыми.
II Практическая часть
Мы согласовали с директором школы установку контейнера на территории школы. Обратились в компанию «Мусорофф» с запросом. После установки контейнера на территории школы (Приложение рис 6.) я подготовила тетрадь для учета собранного пластика, где отмечаю количество собранных килограммов с каждым вывезенным контейнером.
Ребята и родители откликнулись и сдавали пластик, но совсем немного. Я предположила, что нужно привлекать и другие классы школы.
25 октября совместно с компанией «Мусорофф» было проведено четыре открытых эко-урока, в них приняли участие двенадцать начальных классов нашей школы. Мы заранее предложили ребятам принести на урок пластиковые бутылки, рассказали и показали для чего необходимо сдавать пластик и в каком виде. Оказывается, если сжимать пластик перед сдачей в контейнер, он займет намного меньше места.
Представитель компании наглядно показал современные поребрики, скамейки и урны, изготовленные из полимерно-песчаного композита. Школьники с азартом участвовали в экологическом флешмобе «Сожми и закрути». А весь собранный и сжатый пластик учащиеся сами загружали в мобильный пункт приема отходов.
Надо отметить положительное изменение динамики по количеству собранных килограммов пластика, после проведенных эко-уроков. До октября месяца количество вывезенных контейнеров насчитывалось один раз в два месяца. После проведенных эко-уроков в разы увеличилось количество собранных килограммов за один вывоз (это говорит о том, что пластик стали сжимать). Таким образом мы доказали, что сжимать пластик — это не только забавно, но и полезно! Для школьников - при хранении и сборе. Для школы-не вызывает перенакоплений контейнера. Для компании по сбору пластика – уменьшение количества выездов мусоровозов. Для городской среды – снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру и как следствие уменьшение количества выбросов за счет снижения числа работающих мусоровозов. Положительную статистику отразила на графике (Приложение рис. 7).
Небольшой спад по сбору пластика стали наблюдать через четыре месяца после проведенных эко-уроков, поэтому мной был организован конкурс плакатов, среди учеников с ценными призами и благодарственными письмами от нашей школы. Конкурс понравился ребятам, мы получили 92 работы! Выбрали 30 лучших, наградили и оформили в школе стенды из рисунков
Дополнительно мы подготовили пластиковые пятилитровые бутылки и разнесли в двадцать пять кабинетов школы. На них разместила призыв собирать в бутылку мелкие предметы из пластика: колпачки, сломанные линейки, корпус от ручки без стержня, крышки от бутылок, использованные клеевые карандаши и т.д. Заполненную бутылку удобно отнести в школьный контейнер, а мелкий пластиковый мусор не затеряется среди прочих отходов. Результат порадовал, уже через неделю бутылки были заполнены больше чем на половину, а в некоторых классах полностью.
Я предложила объединить акцию по сбору пластика с традиционной школьной акцией по сбору макулатуры для большего вовлечения учащихся и удобства сбора отходов в один день. Для этого мы подготовили объявление, разместили его через учителей в классных чатах, договорились с мобильным пунктом по сбору пластика и 26 апреля принимали мусор. Результаты акции превзошли наши ожидания. Учащиеся, родители и педагоги школы участвовали в акции «Сдавай пластик - спасай планету!». В мобильный пункт компании «МусорОФФ» собрали почти 100 кг (97,9 кг) пластика всего за один день! В составе: крышечки -18 кг; ручки пластиковые - 3 кг; игрушки- 7,8 кг; тара из-под хим.средств -11,6 кг; провод пластиковый -8,8 кг; ПЭТ темный - 3,8 кг; ПЭТ прозрачный -20,3 кг; РР-8,6 кг; молочная ПЭТ-5 кг; пластик -7,8 кг; бутыли 19л - 3,2 кг
В итоге мы заработали урну для благоустройства школьной территории. Моя гипотеза вновь подтвердилась, только при постоянном напоминании о сборе пластика, регулярных и интересных акциях, мотивации детей памятными призами - количество собранного мусора возрастает.
Проведение экспериментов.
Эксперимент №1. Прогноз собранного пластика за год.
Стало интересно, какое количество пластика выбрасывает среднестатистическая семья. Мы решили провести эксперимент.
Цель эксперимента: спрогнозировать какое количество пластика может собрать семья из четырех человек.
Содержание: в течение трех месяцев, семья из четырех человек собирает пластик.
Вывод: за три месяца семья из четырех человек накопила два больших мусорных пакета общим весом 10 килограммов! (Приложение рис.8)
Большую часть из собранного составили:
-бутылки (из-под воды, морсов, молока);
-флаконы пластиковые из-под бытовой химии;
-пластиковые банки и контейнеры одноразовые;
-ячейки из-под яиц, крышки, сломанные игрушки, зубные щетки.
Два больших мусорных пакета общим весом 10 килограммов!
Таким образом можно рассчитать, что за год:
- семья из четырех человек выбрасывает 40 кг пластика (новорожденный теленок)
-наш класс из 32 семей (32*40кг) =1280 кг (один крупный самец бизона или 4 скамейки и 1 урна)
- все начальные классы нашей школы 30 классов по 32 ученика (30*32=960 семей) 960 семей *40 кг пластика в год =38 400 кг пластика (7 африканских слонов или 128 скамеек) (Приложение рис.9)
И эти страшные цифры только одной школы. Не сложно представить масштабы района или города.
Эксперимент №2. Сравнение скамеек, изготовленных из разных материалов.
Цель эксперимента: сравнить скамейки из дерева и пластика, подтвердить или опровергнуть преимущества элементов благоустройства из переработанного пластика, выбрать скамейку с лучшими показателями.
Содержание: я выбрала скамейки одинакового размера (150х50х70) и конфигурации и сравнила их по разным критериям.
Наглядно удалось изучить скамейки, сделанные из пластика в сквере нашего города на пересечении улиц Еремина и Мельковской и вдоль улицы Свердлова. Внешне, кажется, что сиденья пластиковых скамеек выполнены из темного дерева, на деле же они состоят из пластика и песка. Скамейки тяжелые, антивандальные, без трещин, сколов, не требуют окрашивания, заметно, что прослужат несколько лет. Сидеть на скамейке удобно, но немного холодно. Из найденной статьи в интернете я узнала, что эти скамейки установлены год назад, но выглядят они совсем как новые.
За скамейкой из дерева я наблюдала во дворе своего дома. Она выкрашена желтой краской, имеет множественные трещины, краска во многих местах облупилась, на одной из реек вставлена деревянная «заплатка». Сидеть на такой скамейке не комфортно, я опасалась, что могу зацепить или даже порвать одежду. В ТСЖ нашего дома я узнала, что этой скамейке 5 лет, но выглядит она гораздо старше своего возраста из-за погодных условий и небрежного обращения подростков.
Из сравниваемых скамеек выглядит более презентабельной - скамейка из пластика, она не требует затрат на содержание, изготовлена из переработанного пластика тем самым требует меньше затрат на материалы, ударопрочна, долговечна и стоит дешевле. Сломанную пластиковую скамейку или ее элементы можно сдать в пункт переработки, из этого материала снова могут отлить новые элементы благоустройства.
Скамейка из дерева в данной модели стоит дороже пластиковой, хотя обладает худшими характеристиками: рейки тонкие, каркас выполнен из стальной трубы. Модели более презентабельного вида или выполненные из ценных пород дерева стоят намного больше. Деревянные скамейки подвержены выгоранию краски, они портятся под воздействием влаги и мороза, каждый год приходится обновлять ее лакокрасочным материалом.
Данные занесла в таблицу и оценила по 5 бальной шкале.
Критерий |
пластиковая скамейка (перераб.пластика) |
деревянная (сосна) скамейка |
цена, руб. |
11 000 |
19 104 -100 000 |
вес, кг |
45 |
28 |
Долговечность |
5 |
3 |
Удобство |
4 |
5 |
Внешний вид |
5 |
5 |
Уход |
5 |
3 |
Экологичность |
5 |
3 |
Итого: |
24 |
19 |
Вывод: выбор очевиден, для городского благоустройства скамейка из пластика выигрышный вариант, такая скамья не заржавеет и не рассохнется, её не надо регулярно обслуживать, а главное для производства такой мебели не пострадает ни одно дерево, а только горы пластикового мусора!
Анкетирование и анализ результатов
Следующим этапом проекта стал опрос учеников, чтобы выявить их отношение к раздельному сбору мусора и срез знаний о вреде пластика. Была составлена анкета с вопросами о проблемах экологии и вовлеченности каждого из опрашиваемых в проблему сбора пластика. (Приложение)
Мы опросили 57 учеников. На рисунке 10 приложения вы можете увидеть статистику, составленную по ответам школьников. Положительные ответы обозначались зеленым цветом, отрицательные - красным.
Из собранных данных мы можем увидеть, что большая часть опрашиваемых знает о проблемах сбора пластика. При этом очень незначительная часть опрошенных действительно собирает и доносит мусор в контейнер.
Повторное анкетирование учеников после проведенных мероприятий, показало совершенно иную статистику, количество неправильных ответов сократилось в три раза. Особенно порадовали советы ребят о том, как мотивировать школьников сортировать пластик и сдавать его на переработку.
(Приложение рис. 11).
Заключение
При работе над проектом я узнала о вреде пластика и как его можно переработать; какой путь проходит пластик от пункта сбора до готового продукта. Оформили стенд с наглядными примерами пластиковых изделий допустимых для сбора в контейнер и схемой расположения контейнера на территории школы.
За год проекта «Вторая жизнь пластика» учениками и коллективом школы было собрано и вывезено почти 600 килограммов пластиковых отходов. Получена и установлена на территории школы одна скамейка и две урны от компании «Мусорофф».
Однако мы столкнулись с проблемой, что ребёнку иногда сложно отличить пластик от другого материала. Необходимо вести разъяснительную работу.
Моя гипотеза подтвердилась, только при постоянном напоминании о сборе пластика, регулярных и интересных акциях, мотивации детей памятными призами - количество собранного пластика возрастает. Поэтому я вышла с инициативой к администрации школы, чтобы сделать экологические акции на постоянной основе. А так же разработала полезный буклет с познавательной информацией про пластик для детей.
Планирую провести новый практический эксперимент – в конце мая 2024 года (окончание май 2025) : в школьном дворе в почву земли закопать мусор различного происхождения: пластиковая ручка, бумага, простой карандаш, монета, шкурка от банана, ластик. В мае 2025 года мы планируем раскопать эти предметы и посмотреть, что из этого разложилось, а что сохранилось.
Своим проектом мы привлекли внимание школьников к добровольческой деятельности. Это способствует экологическому воспитанию, формированию активной гражданской позиции и навыков проведения экологических мероприятий.
Хочется надеться, что наша работа не прошла даром и наш опыт возьмут на заметку другие школы. Такая экоПРИВЫЧКА станет эффективным способом заботы об окружающей среде. Вырастет поколение учеников и учителей, собирающих пластик и знающих о точке сбора мусора, живущих в гармонии с природой, не отравляя её.
Библиографический список
Голубин А. Как решать проблему отходов: [о концепциях обращения с твёрдыми бытовыми отходами и развития рынка вторичных ресурсов] // Экология и жизнь
Википедия общедоступная интернет-энциклопедия
Жуков Б. Выброшенный мир: [о сборе и переработке мусора в разных странах ] // Вокруг света.
Конькова, Елена. Вторая жизнь мусора / Е. Конькова // Природа и человек. XXI век. – 2011.
Технологические карты компании ООО «Мусорофф» г. Екатеринбург
Приложения
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
рисунок 4
рисунок 5
рисунок 6
рисунок 7
рисунок 8
рисунок 9
рисунок 10
АНКЕТА проекта «Вторая жизнь пластика»
Ваша семья сортирует мусор?
А) Да Б) Нет В) Сортируем только пластик
2. Знаете ли вы, что на территории школы установлен контейнер для сбора пластика?
А) Знаю Б) Не знаю
Есть ли у вас родственники, друзья или знакомые кто сортирует мусор?
А) Есть Б) Никто не сортирует
4. Знаете ли вы как долго разлагается пластиковая бутылка?
А) 1неделя-1год Б) 30-50 лет В) 300-500 лет
5. Что по вашему мнению экологичнее делать с пластиком?
А) Закапывать Б) Сжигать В) Сдавать на переработку
6. Что можно сделать из переработанного пластика?
А) Скамейки В) Урны В) Поребрики Г) Все ответы верные
Как/чем мотивировать школьников сортировать пластик и сдавать его на переработку?
____________________________________________________
_____________________________________________________
Это всем легко понять пластик надо разделять!
Результаты повторного анкетирования