Российской фабрике грез «Мосфильм» - 100лет

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Российской фабрике грез «Мосфильм» - 100лет

Байкова К.В. 1
1АНОО "Гимназия "Жуковка"
Дунаева С.С. 1
1АНОО "Гимназия" Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в этом году киностудия «Мосфильм» отмечает свое 100 летие. Это ведущее предприятие российской киноиндустрии, которое сейчас является одной из крупнейших киностудий Европы. Многие фильмы, созданные на этой киностудии, вошли в золотой фонд отечественной и мировой кинематографии.

По словам директора киностудии Карена Шахназарова: «Мосфильм» – это часть национального достояния России. А история «Мосфильма» — это естественная часть истории страны» [2].

Я задалась вопросом, а что мы знаем об истории легендарного киноконцерна «Мосфильм»?

Используя google-форму, я провела опрос среди моего окружения: учащихся 6-х классов, родных и друзей. Всего в опросе приняло участие 22 человека разного возраста. Анкета была размещена в моих социальных сетях. Участникам было предложено ответить на 4 вопроса. (Приложение №1).

Все участники ответили «Да» на вопрос «Любите ли вы смотреть кино?». (Приложение №2). И все указали свой любимый фильм. (Приложение №3). А вот на вопрос «На какой киностудии снимался ваш любимый фильм?» только двое смогли дать ответ, а остальные написали, что не знают. (Приложение №4). Также большинство ответов «Не знаю» было дано на вопрос «Что вы знаете из истории киностудии „Мосфильм“?». (Приложение №5). Как мы видим, большинство участников опроса не владеют никакой информацией о киностудии «Мосфильм».

Так родилась идея организовать и провести ряд мероприятий, направленных на расширение знаний учащихся о киностудии «Мосфильм».

Цель проекта: расширить знания учащихся о легендарном киноконцерне «Мосфильм», повысить интерес к российскому кинематографу.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) используя различные источники информации изучить и обобщить «биографию» киноконцерна «Мосфильм»;

2) отобрать материал для экспозиции «Лента времени «Мосфильма»;

3) в программе PowerPoint создать презентацию «Лента времени «Мосфильма», распечатать на фотобумаге слайды данной презентации для экспозиции;

4) организовать экспозицию в холле гимназии;

5) организовать экскурсию по Мосфильму для учащихся 6х классов;

6) подготовить вопросы для «Своей игры»;

7) в программе PowerPoint создать викторину «Своя игра»;

8) организовать и провести «Свою игру» с награждением победителей.

В рамках выполнения проектной работы были просмотрены фильмы из «Золотой коллекции Мосфильма».

Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы экспозиции «Лента истории «Мосфильма» можно использовать как дополнительный материал на уроках истории и во внеурочное время; информационно-развлекательную игру «Своя игра» можно проводить как внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов.

Новизна данной работы заключается в том, что это первая работа, которая посвящена конкретной российской киностудии- «Мосфильм».

Миллионы зрителей каждый день смотрят кинофильмы не только в кинотеатрах, но и на различных современных онлайн платформах. И не задумываются о том, что большинство этих фильмов снято именно на киностудии - "Мосфильм".

Глава 1. Основная часть.

Важнейшим из искусств для нас является кино!» —
Изрек когда-то вождь пролетариата,
Изрядно, в общем, сказано; и сказано давно, —
Мелькают кадры, рубежи и даты…

Сменился мир, искусства поменяли колорит,
Менялись люди, деньги и режимы,
Во время перемен живем, но, что ни говори,
Кино осталось неопровержимо!

    1. История создания и развития «Мосфильма».

Изучив различные источники информации, я узнала, что в начале ХХ века в стране работало несколько киноателье, среди которых самыми известными были ателье Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева. В 1923 году киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая фабрика — Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило основу будущему "Мосфильму". В 1926 году Первую и Третью кинофабрики решено было преобразовать в единую студию — «Совкино». Чуть позже «Совкино» переродилось в «Союзкино», а затем в «Союзфильм». Свое же привычное название предприятие получило позднее. До 1935 года оно носило разные имена, в 1935 году стало кинофабрикой "Мосфильм", с 1936 года — киностудия "Мосфильм". И до 1990 года именовалась киностудия «Мосфильм».

Первой картиной, которая дала старт истории киногиганта, стала патриотическая лента под названием «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина. Днем рождения «Мосфильма» считается 30 января 1924 года, когда состоялась премьера этой картины. Она рассказывала про инженера, создавшего новый самолет и о его сыне – красноармейце. Тираж фильма был всего 20 копий, которые, к сожалению, не сохранились.

Огромную киностудию на нынешней Мосфильмовской улице заложили в 1927-м. Идея состояла в том, чтобы собрать разбросанные по Москве кинопроизводства и построить целый киногород, в котором будет обеспечен полный и непрерывный цикл всего кинопроизводства. Прообразом стал Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн и Александров. Вместе с оператором Тиссэ они побывали в США в 1920-е годы. Они и добились строительства киностудии, на которой впоследствии создавались лучшие произведения нашей киноиндустрии [7].

Стройке киногорода придавалось особое значение, поэтому первая очередь новой студии была построена уже к январю 1931 года. В еще не завершенное и неотапливаемое здание началось переселение Первой и Третьей фабрик Госкино, а в начале февраля того же года состоялось торжественное открытие студии. Жилых домов на территории было два. В одном с самого начала жили кинотворцы, а вторым был Дом подсобных цехов – легендарный ДПЦ. Он стал жилым после того, как отстроили производственные помещения. Тогда в нем поселились творческие люди рангом поменьше.

В 1925 году на экраны вышла историческая немая кинокартина Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» которую многократно признавали одним из лучших фильмов всех времен и народов. В этом черно-белом фильме появляется цвет – флаг красят в красный цвет на пленке вручную.

В 1934 году на экраны выходит первая советская музыкальная кинокомедия «Веселые ребята», созданная режиссером Григорием Александровым и композитором Исааком Дунаевским. В этом фильме дебютировала будущая звезда советского кино Любовь Орлова.

В 1936 году вышла картина «Цирк», которая в 1937 году была удостоена Гран-при на Международной выставке в Париже.

До войны студия работала на полную мощность, производя как немые, так и звуковые ленты. Самые известные «Ленин в Октябре», «Волга-Волга», «Трактористы». Заслуги работников студии были отмечены на самом высоком уровне: «Мосфильм» удостоился высшей награды СССР — ордена Ленина.

В годы войны 950 сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли добровольцами на фронт. 146 из них пали на полях сражений, 685 мосфильмовцев были награждены орденами и медалями. На территории «Мосфильма» есть памятник, посвященный работникам киноконцерна, погибшим в результате Великой Отечественной войны. Тем не менее «Мосфильм» работал все годы войны. Сталин лично решил, что кино – это такое идеологическое оружие, которым в тяжелые военные годы пренебрегать нельзя. [ ]

В 1941 году Мосфильм эвакуировали в Алма- Ату, где он продолжил свою работу. Условия жизни и творчества были трудными. Например, снимать в павильонах можно было только по ночам, потому что днем электричество распределялось между заводами и фабриками.

Несмотря на многие лишения, за военные годы на «Мосфильме» было создано около 20 полнометражных картин. Среди них легендарный фильм «В 6 часов вечера после войны». Эта картина стала знаковой для советских людей. Ведь до Победы было еще далеко, шли упорные бои, а в фильме уже шло празднование великой Победы. И измученные войной люди, посмотрев фильм, верили в то, что Победа уже близка. А также знаменитые «Машенька» (1942), «Жди меня» (1943) и «Иван Грозный» (1944−1945). Последнюю ленту Эйзенштейн ставил по распоряжению Сталина.

В конце войны на «Мосфильме» осваивают цветной кинематограф. В 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета.

После Великой Отечественной войны киноконцерн объявил конкурс на лучший логотип студии. Победителем стала скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», оригинал которой находится на ВДНХ. Но на заставке использовалась не оригинальная статуя, а ее точная метровая копия, которая сейчас в музее Мосфильма. Впервые эта заставка появилась в 1947 году в фильме «Весна» Григория Александрова.

В конце 40-х и начале 50-х годов для «Мосфильма» настали тяжелые времена. Сталин, поддерживавший киноиндустрию все военные годы, потребовал резко сократить производство под лозунгом «Лучше меньше, да лучше». В результате до самой его смерти в 1953 году количество кинокартин, снятых на студии, неуклонно уменьшалось и достигало в отдельные годы всего семи фильмов. Дошло до того, что в 1951 году было выпущено всего шесть лент! Среди них преобладали биографические фильмы, снятые в академической манере («Пржевальский», 1951) Картины на современную тематику носили исключительно праздничный характер. Они воспевали счастливую и сытую жизнь советских граждан. Особым успехом у зрителей пользовались музыкальные комедии («Кубанские казаки», 1949). Для этого рода фильмов принято использовать определение «лакировка действительности». И впрямь, если верить подобным «мюзиклам», Советский Союз был страной изобилия, где текли молочные реки с кисельными берегами, а колхозники день-деньской пели развеселые песни…

До начала 50-х в год выходило около семи фильмов. Самыми заметными из них стали «Кубанские казаки», «Беспокойное хозяйство», «Каменный цветок», «Повесть о настоящем человеке», «Садко».

После смерти Сталина c каждым годом стали снималось все больше фильмов. И более реально отражать действительность.

Это десятилетие подарило нам такие картины, как «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Отелло» Сергея Юткевича, «Борис Годунов» и «Судьба человека» Сергея Бондарчука, а также драма «Летят журавли» Михаила Калатозова, которая получила «Золотую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Бурную деятельность на «Мосфильме» развил режиссер и талантливый администратор Иван Пырьев, бывший директором студии с 1954 по 1957 год. Правоверный советский автор, вместе с тем он был человеком страстным и увлекающимся и — что самое главное — умел ценить чужой талант (особенно если речь шла о молодежи). Достаточно упомянуть, что именно Пырьев дал старт карьере Эльдара Рязанова. Он же нашел исполнительницу главной роли для фильма «Карнавальная ночь» (1956). По рассказу Людмилы Гурченко, Пырьев встретил ее в коридоре «Мосфильма» и тут же привел на съемочную площадку. При этом он обратился к оператору с коротким наставлением: «Снимите ее получше — и будет человек».

Середина 50-х и начало 60-х годов стали эпохой открытия новых имен в кинематографе. В эти годы на «Мосфильме» творили такие талантливые режиссеры, как Григорий Чухрай («Баллада о солдате»), Сергей Бондарчук («Судьба человека») и Михаил Калатозов («Летят журавли»).

В 1958 году фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова взял «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

При Пырьеве начали возводить «Большой “Мосфильм”. Появились новые павильоны и тонстудия (студия звукозаписи).

Таким образом, был подготовлен фундамент для нового взлета советского кино, связанного с эпохой оттепели. На «Мосфильм» пришли работать молодые режиссеры. Тогда их имена не были известны никому, сегодня они золотыми буквами вписаны в историю отечественного кинематографа. Среди них Марлен Хуциев, Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Элем Климов и многие другие авторы, чье творчество определило развитие советской и современной российской культуры…

В 1960-е годы появилось еще больше новых режиссерских имен: Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Элем Климов, Марлен Хуциев, Александр Митта, Никита Михалков и многие другие. В эти же годы вышли знаменитые комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» и «Операция «Ы». В 1960-е годы на «Мосфильме» начали создавать и многосерийное кино, которое быстро стало популярным.

В 1960-х на базе «Мосфильма» было создано первое в Союзе телевизионное объединение, которое занималось производством многосерийного кино.

16 ноября 1956 года режиссер А.Л. Птушко и оператор Ф.Ф. Проворов раздвинули рамки экрана, представив зрителям московского кинотеатра “Художественный” первый советский цветной широкоэкранный полнометражный игровой фильм стереофоническим звуком «Илья Муромец».

Но начало освоения широкого экрана в игровом кино на “Мосфильме” положил Э.А. Рязанов, который совместно с С.Н. Гуровым поставил в 1955 году небольшой фильм-ревю с игровым сюжетом “Счастливая юность”.

23 ноября 1961 года студия выпускает в прокат первый советский цветной широкоформатный игровой фильм с 6-канальным стереофоническим звуком «Повесть пламенных лет», поставленный Юлией Ипполитовной Солнцевой.

70-е и 80-е «Золотое» десятилетие советского кино! Успехи страны рождали приподнятое настроение и вылились во множество комедий. Ежегодно снималось примерно 130 фильмов, а зрители ходили в кино в среднем 18 раз в год. Это было время «тихого» кино, но зато какого! Годы расцвета Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, Георгия Данелии — один за другим вышли знаменитые «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мимино», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Розыгрыш!»… Были сняты две блестящие версии знаменитых «Двенадцати стульев» — Марка Захарова и Леонида Гайдая. Вышли комедии «Иван Васильевич меняет профессию», «Большая перемена», «По семейным обстоятельствам». Их герои были узнаваемы, а потому до сих пор горячо любимы зрителями.

Вплоть до 90-х «Мосфильм» стабильно пополнял «золотую коллекцию» советского кино.

К началу 90-х годов на «Мосфильме» выходило около сорока фильмов год — это было почти рекордом среди наших киностудий, но кризис коснулся всех. Студия начала пустеть, режиссёры расходились по частным проектам, знаменитым советским актёрам предлагали роли, на которые они соглашались только ради заработка. Первые годы «Мосфильм» ещё работал в прежнем темпе, но уже в 1994 году выпустил всего четыре фильма: «Белый праздник», «Страсти по Нерону», «Три сестры» и «Я свободен, я ничей». Киноконцерн смог пережить тяжелое время 1990-х годов, сохранив традиции и кинопрофессии, и сумел стать высокорентабельным предприятием.

90-е открыли нам Алексея Балабанова («Счастливые дни», «Замок», «Брат», «Про уродов и людей»), Петра Луцика и Алексея Саморядова («Дюба-дюба», «Гонгофер», «Дети чугунных богов», «Лимита», «Окраина»), Ивана Дыховичного («Прорва», «Музыка для декабря»), Валерия Тодоровского («Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих») и многих других талантливых авторов.

Благодаря Карену Шахназарову "Мосфильм" удалось сохранить. Удалось сохранить и его огромную коллекцию фильмов. Доходы от которой позволили закупить цифровое оборудование, создать самую совершенную в стране студию звукозаписи и к середине "нулевых" вывести студию на современный технический уровень.

1.2 Мосфильм сегодня

Сегодня Киноконцерн «Мосфильм» — это ведущее предприятие киноиндустрии России, оснащенное высокотехнологическим оборудованием и объединяющее лучшие творческие и производственные кинематографические силы. [ ]

В 2023 году на территории Концерна открылись два новых ультрасовременных объекта – самый крупный в России 17-й съёмочный павильон общей площадью 3 500 кв.м. и Центр Кино.

Строительство многофункционального киноконцертного комплекса и нового 17-го павильона на Мосфильмовской улице началось в 2020-м году. Вместе здания образуют единый кинематографический комплекс площадью 11 тыс. кв. метров. Прилегающая территория благоустроена: установлен «поющий» фонтан, высажены деревья, специальные датчики регулируют обогрев пешеходной зоны в зимний период и управляют системой полива газонов. Перед зданием располагается двухуровневый паркинг. Объекты оснащены высокотехнологичным оборудованием, которое позволяет не только организовать современный съемочный процесс, но и проводить различные культурные массовые мероприятия.

«Центр кино» включает в себя четыре зрительных зала. Главный зал класса «Премиум» рассчитан на 520 мест и оборудован уникальной системой для кинопоказа, не имеющей аналогов в России. Современное оборудование обеспечивает равномерное распространение звука и изображение повышенной четкости. Другие кинозалы — на 108 мест и два мини-зала вместимостью по 51 человеку каждый — оборудованы цифровыми проекторами Barco с разрешением 4К и аудиосистемой DolbyAtmos. Киноцентр предназначен для проведения кинофестивалей, премьер фильмов, концертов, конференций и других культурных, официальных и торжественных мероприятий. Проход зрителей в большой кинозал осуществляется по широкой лестнице с подсветкой, символизирующей «красную дорожку». В будние и выходные дни киноцентр работает с 10 до 00 часов как общедоступный кинотеатр с разнообразным репертуаром, включающим новинки кинопроката, показы театральных поставок, специальных показов с кинокритиками. Внутри располагаются кафе и барные зоны.

В 2023 году производственно-техническая база «Мосфильма» была задействована в работе над 80 кинопроектами (полный метр + сериалы) и 36 телепроектами. Среди них художественные фильмы и сериалы: «1993», «Бессмертный полк», «Бременские музыканты», «Василиса», «Воздух, «Воробьиное поле», «Вызов», «За нас с вами!», «Летучий корабль», «Нахимовцы», «Наталья и Александр», «Ополченский романс», «Плевако», «Первый богатырь», «По законам военного времени», «Повелитель ветра», «По щучьему велению», «По зову сердца», «Чебурашка», «Позывной журавли», «Холоп 2», «Шаляпин» и многие другие. [10].

Производственные площади «Мосфильма» — павильоны, Тонстудия, Декорстрой — востребованы общенациональными российскими телеканалами (Россия-1, 1 Канал, НТВ, ТНТ, СТС, ТВЦ и др.), крупнейшими онлайн-кинотеатрами и платформами. Среди телевизионных проектов, производство которых осуществлялось на «Мосфильме»: «Голос» (1 Канал), «Голос. Уже не дети» (1 Канал), «Воскресный вечер» (Россия 1), «Право знать» (ТВЦ), «Настроение» (ТВЦ), «Прости меня» (НТВ), «Хорошие песни» (ТВЦ), «Всегда говори «Да» (ТНТ), «Страна талантов» (Россия 1), «Пятеро на одного» (Россия 1), «Шоу Воли» (ТНТ), «Кто хочет стать миллионером?» (1 Канал), «Галустян +» (ТНТ), «Ты Супер!» (НТВ), «Супер Стар» (НТВ), «Синяя птица» (Россия 1), «Перепой звезду» (1 Канал), «Большие иМаленькие» (Культура), «Две звезды» (Россия 1), «Большой Балет» (Культура), «Самородки/Вундеркинды» (Пятница), «Ну-ка, все вместе!» (Россия 1), «Большая опера» (Культура), «Ярче звезд» (Россия 1), «Классная тема» (Россия 1), «Это Нормально!» (ТНТ), «Обзор матчей КХЛ» (Кинопоиск), «Голубой огонек на Шабаловке» (Россия 1), «ВК под шубой -2» (ВК), «Угадай Мелодию» (1 Канал), «Я люблю свою страну» (1 Канал) и др. [10].

В 2023 году «Мосфильм» продолжил работу по реставрации картин из собственной фильмотеки. Специалисты ПК «Телекино» (подразделение «Мосфильма») восстановили 16 кинолент, в новом качестве изображения и звука были представлены: музыкальная комедия «Айболит-66» (реж. Р. Быков, 1966), драма «Охота на лис» (реж. В. Абдрашитов, 1980), мелодрама «Алые паруса» (реж. А. Птушко, 1961), комедия «За спичками» (реж. Л. Гайдай, 1980), комедия «Старики – разбойники» (реж. Э. Рязанов, 1971), кинороман «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970), приключенческий фильм «Новые приключения неуловимых» (реж. Э. Кеосаян, 1968), комедию «Ты – мне, я – тебе» (реж. А. Серый, 1977), приключенческий фильм «Корона Российской Империи, или Снова неуловимые» (реж. Э. Кеосаян, 1971), драма «Братья Карамазовы» (реж. И. Пырьев, 1968), фильм-сказка «Руслан и Людмила» (реж. А. Птушко, 1972), романтическая драма «Белые ночи» (реж. И. Пырьев, 1959), комедия «Суета сует» (реж. А. Сурикова, 1979), комедия «Золотой теленок» (реж. М. Швейцер, 1968), драма «Плюмбум, или Опасная игра» (реж. В. Абдрашитов, 1986), фильм-катастрофа «34 скорый» (реж. А. Малюков, 1981). Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. К настоящему времени специалистами ПК «Телекино» произведена цифровая реставрация более 200 кинокартин. Всенародно любимые картины, фильмы ведущих мастеров «Мосфильма» — С. Бондарчука, Ю. Озерова, Г. Данелии, Э. Рязанова, Л. Гайдая, А. Тарковского, В. Шукшина, В. Меньшова, К. Шахназарова и др. — отреставрированы почти в полном объеме. Задача-максимум – оцифровать и реставрировать всю мосфильмовскую фильмотеку (2000+ картин).

Фильмы (в т.ч. в формате FullHD и 4К) доступны для бесплатного просмотра на официальном YouTube-канале «Мосфильма». За год аудитория Интернет-ресурса увеличилась на 755 тысяч пользователей – в январе 2024-го количество подписчиков достигло отметки в 6 (шесть) миллионов. И прирост зрительской аудитории продолжается! Общее количество просмотров фильмов превысило 3,5 миллиарда. К сегодняшнему дню по данному показателю «Мосфильм» располагается в четвёрке лидеров каналов лучших кинокомпаний мира (WarnerBros., UniversalPictures, SonyPicturesEntertainment), опережая 20th CenturyStudios и WaltDisneyStudios.

В 2023 году «Мосфильм» принял участие в 18-ти различных фестивалях, ретроспективах и показах в различных странах мира. «Недели Мосфильма» прошли в Перу, Мексике, Гватемале, Уругвае, Никарагуа, Индонезии, Бразилии.

Выводы:

1. Развитие отечественного кино отражает основные вехи развития страны.

2. 100 лет спустя «Мосфильм» готов к новой кинореволюции. Технологии и возможности есть, дело за новыми талантами и идеями.

3. «Мосфильм» стал флагманом отечественной киноиндустрии. Это отраслеобразующее предприятие в системе российской кинематографии. «Мосфильм» вносит огромный вклад в дело возрождения отечественного кинематографа.

4. Киностудия Мосфильм — это достопримечательность Москвы и страны в целом. Это наша гордость.

Глава 2 Практическая часть

2.1 Создание экспозиции «Лента времени «Мосфильма»

Поскольку, цель данной работы расширить знания учащихся о легендарном киноконцерне «Мосфильм», то необходимо провести такие мероприятия, которые бы вовлекли как можно большее количество учащихся. Но как показать все то яркое и интересное что было за 100 лет существования Мосфильма? Так было принято решение сделать экспозицию «Лента времени Мосфильма». В основу экспозиции лег весь тот материал, который я в кратком изложении представила в Главе 1. Познакомившись с материалами экспозиции, ребятам будет легче отвечать на вопросы викторины.

В программе Microsoft PowerPoint была сделана презентация. Чтобы было все в едином стиле я сделала два шаблона для слайдов. Один с современным логотипом Мосфильма, который с 1947 года. (Рис 2). А второй без эмблемы. (Рис 1). Он использовался в «Ленте истории Мосфильма» до того момента, пока не появился логотип.

Рис.1

Рис. 2

Чтобы экспозиция была яркой и привлекала внимание в заголовках слайдов использовался красный цвет. А также иллюстрациями к датам стали яркие постеры к фильмам. (Рис.3). Всего было сделано 27 слайдов. Найдено и использовано в презентации 74 постера к фильмам. Затем слайды презентации были распечатаны на фотобумаге для экспозиции, которую я оформила в холле гимназии (Рис. 4). Таким образом у меня получилось два формата «Ленты времени Мосфильма»: электронный и бумажный.

Лента времени рассказывает о важных событиях в жизни «Мосфильма» и показывает популярные фильмы для каждого промежутка времени.

Рис.3. Скрин презентации

В течение трех недель все желающие могли ознакомиться с этими уникальными материалами. Экспозиция вызвала интерес как у ребят, так и у сотрудников гимназии. Многие стояли и вслух вспоминали фильмы, которые были в экспозиции. Для многих некоторая информация была открытием. Они даже не подозревали, что тот или иной фильм снимался именно на киностудии «Мосфильм».

Рис. 4 Экспозиция в холле гимназии.

2.2 Разработка, создание и проведение информационно-развлекательной викторины «Своя игра».

Чтобы ребята лучше и эффективнее запомнили новый материал о киностудии, то лучше всего использовать игру с элементами соревнования, например в формате телевизионной викторины «Своя игра». (Рис. 5).

Почему была выбрана «Своя игра»? Она вызывает интерес и активность, даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности. Стремление выиграть заставляет ребят думать, вспоминать и запоминать всё новое. Во время проведения игры создается благоприятная атмосфера для коллективного и творческого труда. Игра способствует улучшению коммуникативных и аналитических навыков, навыков работы в команде. Отвечать на вопросы викторины всегда увлекательно!

Рис. 5 Титульный слайд игры.

Самым сложным было придумать вопросы и ранжировать их по степени сложности. Всего было подготовлено 40 вопросов разного уровня сложности для двух раундов. На каждый по 20 вопросов. Первый раунд был посвящен истории Мосфильма (рис 6), а второй фильмам из «Золотой коллекции» (Рис.7).

Презентация викторины «Своя игра» была сделана в одной стилистике с экспозицией «Лента истории Мосфильма» и с презентацией проекта на защите.

Чтобы корректно сформулировать вопросы второго раунда пришлось пересмотреть фильмы из «Золотой коллекции» Мосфильма

Рис. 6 Слайд игрового поля первого раунда

Рис. 7 Слайд игрового поля второго раунда.

Игра состоялась на классном часу (Рис 8). С большим интересом и азартом ребята отвечали на вопросы. Было очень весело, когда давались оригинальные ответы. Победителями игры стали Горбунов Миша и Филатова Ульяна. Им были вручены призы с логотипом Мосфильма. (Рис 9).

Рис 8. Фрагмент проведения викторины

Рис 9. Победители викторины

2.3 Экскурсия по Мосфильму

В рамках проекта моей семьей была организована экскурсия по Мосфильму для учащихся 6х классов. Мы прогулялись по съёмочным павильонам, погрузились в мир кино, увидели настоящие декорации и реквизиты из знаменитых фильмов. Побывали в музее.

Рис 10. точная метровая копия логотипа Мосфильма в музее.

Особенно понравился зал с ретроавтомобилями.

К сожалению, мы не попали на натуральную площадку Старая Москва и старый Санкт-Петербург, поскольку там в это время проходили сьемки исторического фильма. Мы из далека понаблюдали за процессом сьемки.

Заключение

Прожить сто лет не каждому даётся.

Бывает всякое на жизненном пути.

И пусть вторая сотня тоже наберётся.

А лучше этой фабрики в России не найти

За целый век существования одна из старейших киностудий страны пережила многое: и переезд из крошечного киноателье на полноценную, специально выстроенную кинофабрику, и эвакуацию в годы Великой Отечественной войны, и масштабную реконструкцию, и «перестройку», и сложный период печально известных «девяностых». И всё же никакие тяготы не смогли сломить легенду.

Вековая история «Мосфильма» неотрывно связана с историей нашей страны. Главная отечественная студия во все времена задавала творческие и профессиональные ориентиры, формировала художественные идеи и мировоззрение зрителей.

Подводя итоги работы, можно сказать, что все задачи, поставленные в начале проекта, выполнены, цель достигнута.

Организованные и проведенные мной мероприятия не только способствуют расширению знаний учащихся об истории Мосфильма, но и способствуют формированию ценностного отношения к отечественной культуре, отечественному кино, людям, создававшим его великую историю.

В будущем планирую посвятить проект директору киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову, поскольку благодаря его умелому руководству не только сохранилась киностудия, но и стала одной из крупнейших в мире киностудий. Это единственная киностудия в России, которая соответствует мировым стандартам.

Список литературы

1. История нашего кино: Киностудия «Мосфильм» URL: https://www.domkino.tv/news/14815 (дата обращения: 17.02.2024).

2. Карен Шахназаров: «Мосфильм» – это естественная часть истории страны/ URL: https://mir24.tv/news/16578950/karen-shahnazarov-mosfilm-eto-estestvennaya-chast-istorii-strany

(дата обращения: 09.02.2024).

3. Киновселенная «Мосфильма»: какие картины изменили мир кино? URL: https://mir24.tv/articles/16579566/kinovselennaya-mosfilma-kakie-kartiny-izmenili-mir-kino

(дата обращения: 04.02.2024).

4.Киностудия «Мосфильм» URL: https://fishki.net/2713504-kinostudija-mosfilym.html (дата обращения: 11.02.2024).

5.Легенды "Мосфильма": самые популярные фильмы киностудии за 100 лет URL: https://sputnik.by/20240130/legendy-mosfilma-luchshie-filmy-kinostudii-za-100-let-1083190701.html

(дата обращения: 01.02.2024).

6. "Мосфильму" — 100 лет: как устроена киностудия и что там можно увидеть URL: https://ria.ru/20240130/mosfilm-1923667468.html (дата обращения: 22.02.2024).

7. От «огромной коммуналки» до суперсовременного киноконцерна: «Мосфильму» – 100 лет URL: https://mir24.tv/index.php/articles/16579030/ot-ogromnoi-kommunalki-do-supersovremennogo-kinokoncerna-mosfilmu-100-let

(дата обращения: 20.02.2024).

8.Посторонним вход разрешен! URL: https://thecity.m24.ru/articles/10094

(дата обращения: 20.02.2024).

9. Российская «фабрика грез»: Как сейчас работает «Мосфильм» URL: https://kinoreporter.ru/rossijskaya-fabrika-grez-kak-sejchas-rabotaet-mosfilm/ (дата обращения: 03.03.2024).

10. 100 лет «МОСФИЛЬМУ»: Мосфильм и современная киноиндустрия URL: https://unikino.ru/ (дата обращения: 07.02.2024).

Приложения

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 20