Золотистый друг моей семьи

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Золотистый друг моей семьи

Орлова Л.А. 1
1МБОУ лицей №9 г. Сальска
Ким О.И. 1Орлова Т.В. 2
1МБОУ лицей №9 г. Сальска
2МБОУ СОШ №21 г. Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

«Лук – наш золотистый друг» - именно такую фразу чаще всего можно услышать у меня дома. Лук - излюбленная приправа к различным блюдам, он улучшает вкус пищи, способствует её усвоению. На Руси лук большим спросом пользовался у бедных слоев населения. Известна похлебка из хлеба и лука с добавлением растительного масла - "тюря". Древняя поговорка не зря гласит "Добрая еда - хлеб да луковица». Все члены моей семьи употребляют лук в пищу, родители выращивают его на огороде, а мы с сестрой на окне, в осенне-зимний период используем лук как профилактическое и лекарственное средства. Всем известна поговорка «Лук – от семи недуг». Когда человеку не были известны средства современной медицины, лук был незаменимым «лекарством» для простого народа. Для большинства из нас лук - первое домашнее средство, к которому мы обращаемся всякий раз, когда заболеваем простудой или гриппом.

Актуальность. Лук издавна заслужил в народе славу не только хорошего овоща, но и целебного средства, которое применяли чуть ли не от любой болезни. Без лука не обходится ни одна кухня мира, ни один кулинар или домохозяйка. Интересно, а существуют ли другие применения лука?

Цель: доказать, что химический состав репчатого лука определяет многообразие его применения.

Задачи исследования:

1.Провести литературный обзор и обзор интернет-источников по теме исследования:

- узнать о строении, химическом составе лука;

- ознакомиться с областью его применения.

2. Провести анкетирование обучающихся и сотрудников МБОУ лицей №9 г. Сальска

3. На основе теоретически полученных данных, провести эксперименты с луком.

4. Проанализировать полученные данные в ходе практической части, сформулировать вывод

5. Оформить и распространить буклет «Золотистый друг моей семьи» через средства массовой информации (сокращенно СМИ).

6. Разработать и оформить лэпбук.

Методы исследования:

1. поиск, изучение и анализ литературных источников;

2. изучение материалов в СМИ;

3. анкетирование;

4. построение диаграмм;

5. эксперимент;

6. наблюдение;

7. анализ и синтез;

8. сравнение полученных данных.

Объект исследования: химические свойства репчатого лука

Предмет исследования: репчатый лук

Гипотеза:если изучить химические свойства лука, то можно расширить область его применения и использовать его не только на кухне.

Практическая значимость: полученные данные в результате исследования можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, классных часах, уроках окружающего мира, биологии, химии, занятиях ЗОЖ.

Новизна работы заключается в том, что известная научная теория о свойствах лука была применена к новым объектам или предметам. Впервые разработан лэпбук и буклет о необычных способах применения лука в быту.

1. Теоретическая часть

1.1. Историческое прошлое лука

Большинство исследователей сходятся во мнении, что лук выращивается людьми уже более 5000 лет, а назвать хотя бы примерную дату его появления очень затруднительно. Ученые полагают, что афганские, иранские и туркменские пастухи и охотники бродили по горным лугам и обнаружили необычное растение. Это был дикий лук. Именно они первыми стали применять его в пищу. Слой почвы в горах неглубокий, дефицит влаги, но лук смог приспособится к такой жизни. Много тоненьких корней, а также плотно обтягивающие луковицу сухие наружные чешуи защищают лукот засухи. [1].

Египтяне начали выращивать лук еще 5—6 тыс. лет назад. Доказательством тому служат надписи на пирамиде Хеопса, говорящие о том, что на покупку лука и чеснока для содержания многих тысяч рабов, которые ее строили, истрачены огромные по тем временам средства.

В Египте лук выращивали на больших плантациях. В те времена считалось, что употребление лука повышает работоспособность, именно поэтому рабы ели лук каждый день. [3]

Египтяне в использовании лука не обошли стороной и искусство. На Египетских фресках можно найти изображения крупных луковиц и зеленых листьев, головки лука находили в саркофагах во внутренних полостях и на закрытых глазах мумий.

Луку поклонялись, им клялись, его приносили в жертву, одним словом он считался священным растением. Его посвящали богине Изиде – богине плодородия и воздавали почести как божеству.

Особую ценность лук имел во времена крестовых походов именно из-за своих лечебных свойств. Стоимость лука была настолько велика, что в 1250 году французы смогли обменять своих пленных у сарацинов по цене восемь луковиц за одного. [4]

Удивительный обычай сватовства с использованием лука был у древних саксов: если родители невесты угощали сватов и жениха свеклой — это означало, то,что жених им не нравится, а вот если ставили угощения в виде яичницы, посыпанной луком, значит,жених пришелся по душе. [4]

В среднюю часть Европы лук проник в V—VI веках. В Испании и Португалии лук до сих пор составляет существенный компонент ежедневного рациона. Луковые супы невероятно популярны не только во французской кухне, но и в международной. [1].

Вы удивитесь, но в изучении астрономии тоже применяли лук. Первым наглядным пособием была луковица, разрезая ее поперек, ученикам объясняли на ней строение Вселенной, состоящей, как тогда утверждали, из нескольких сфер-оболочек, окружающих Землю. [10]

В первое тысячелетие до нашей эры лук выращивали в Индии, Китае, Японии. Уже к 2600 г. до нашей эры было известно более 30 лекарств из лука и листовых луков. Врач, философ и поэт народов Средней Азии и Ирана Ибн Сина (Авиценна), живший в 980~1037 гг., указал, что луковый сок полезен при загрязненных ранах, болезнях горла, а смазывать глаза луковым соком с медом полезно от бельма. [6]

    1. Лук с точки зрения биологии

Лук репчатый (Allium сера L.) - двух-трехлетнее травянистое растение высотой примерно 85-90 см. Луковица репчатого лука - это растение, находящееся в состоянии покоя. Состоит из укороченного стебля (донца), находящихся на нем почек (зачатков будущих дочерних луковиц и листьев, состоящих из мясистых листовых влагалищ, называемых чешуями). [11]

По количество зачатков лук можно разделить на несколько видов: малозачатковый (один-два зачатка), среднезачатковый (два-три) и многозачатковый (четыре-пять и более).Листья разнообразие: трубчатые (полые), линейные, ланцетовидные, зеленые, цветочный стебель округлый, стрелковидный. Цветки белого цвета, небольших размеров, объединены в шаровидное соцветие на длинной цветоножке. Семена легкие, черного цвета, трехгранные, морщинистые, с твердой оболочкой. [11]

Лук репчатый возделывают как двух- или трехлетнее растение. При двулетней культуре в первый год при посеве семян получают крупные луковицы. Посаженные на следующий год, они образуют стрелки и семена. Если культура трехлетняя, то в первый год при загущенном посеве получают севок, на второй год из него выращивают луковицы, а на третий год лук репчатый дает семена. [9]

При созревании луковицы зеленая часть листа отмирает. Корневая система лука развита слабо, донце густо покрыто корневыми волосками. Основная масса корней располагается в слое почвы 5—20 см. С отмиранием листьев отмирают и корни.

Существует довольно большое количество сортов лука. В зависимости от сорта лук может иметь разную окраску, иметь разные требования к температуре, влаге, почве, питанию, воздействию света.

Лук не требователен к теплу, именно поэтому прорастание семян и развитие растения происходить уже при -3 - 5° C. В молодом возрасте лук нечувствителен к небольшим заморозкам и легко переносит понижение температуры до - 2- 3° C. Взрослый же лук (репка) при температуре -2 - -3° C уже замерзает. Тронутый заморозками лук теряет прочность в лежке. [9]

Что касается влаги, то здесь лук предъявляет значительные требования к почве. Если в почве наблюдается дефицит влаги, то развитие лука протекает слабо, преждевременно заканчивается его рост. В таком случае луковицы получаются мелкие, соответственно урожай получается небольшой.

Поэтому в засушливых районах успешная культура лука возможна лишь при условии полива. Хочется отметить, что на разных стадиях роста растения потребность во влаге варьируется. На начальных стадиях развития лука и в период образовании луковиц влажность почвы должна быть высокой, а в период вызревания, наоборот, наименьшей.

Лук любит свет. Недостаток света действует отрицательно на развитие лука. Участки, на которых будет произрастать лук, следует отводить в открытых, хорошо освещаемых местах.

Для выращивания лука подходит практически любая почва, главное условие наличие питательных веществ, влажность и отсутствие мусора.Все же стоит отметить, что при посеве семенами, все тяжелые и глинистые почвы, так как на таких почвах легко образуется корка, которая препятствует появлению всходов. Слишком влажные почвы провоцируют болезнь растения и плохое вызревание. Лук- «привереда». К примеру, если он растет в почве, которая удобрена свежем навозом, то содержание азота внем провоцирует сильное развитие ботвы в ущерб развитию и вызреванию луковиц.Зато фосфор и калий, помимо благоприятного действия на урожай лука, способствуют лучшему вызреванию лука, а также увеличивают его прочность в лежке. [9]

    1. Лук с точки зрения химии.

Далеко не каждый овощ может похвастаться таким замечательным химическим составом. В своем составе лук содержит: витамины, фитонциды, сапонины, ферменты,сахара, минеральные соли фосфора, калия, железа, серосодержащие соединения, гликозиды, пектиновые вещества, белки, и это далеко еще не весь список.Как раз именно состав обусловил широкое применение лука в медицине. Еще Гиппократ лечил при помощи лука подагру, ревматизм и ожирение. Луковым соком обеззараживали раны и лечили ангину. Еще в древних русских травниках (книгах о целебных свойствах трав) писалось о том, что при вспышках гриппа и ОРЗ необходимо развешивать в помещениях связки лука в целях дезинфекции. В медицинских книгах также упоминается тот факт, что в начале 19 века во время эпидемии брюшного тифа люди, употреблявшие в пищу лук, не заразились чумой и тифом. [2]

В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболеваний. Действительно, в летучих веществах, содержащихся в луке, большой процент фитонцидов, которые губительно действуют на гнилостные и болезнетворные микробы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. Лук содержит витамины: С, В, РР, каротин, сахар, белки, эфирное масло. [10]

Репчатый лук завоевал славу лекарственного средства от многих заболеваний, и все благодаря своему уникальному составу. Корнеплод содержит:

  • витамины группы В1-В6, В9 (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, холин пантотеновая кислота, пиридоксин, фолиевая кислота);

  • витамин С (аскорбиновая кислота);

  • Витамин А (ретинол);

  • Витамин Е (токоферол);

  • Витамин K (менадион);

  • каротиноиды;

  • кверцетин (биофлавоноид) и другие флавоноиды;

  • сапонины;

  • эфирные масла;

  • органические кислоты;

  • антиоксиданты;

  • аминокислоты;

  • пектиновые соединения;

  • пищевые волокна;

  • соединения серы в больших количествах, в частности, аллицин.

В составе лука присутствуют 18 минеральных солей, и незаменимые для человеческого организма минеральные вещества: сера, фосфор, фтор, магний, бор, йод, марганец, калий, кальций, железо, цинк. [10]

    1. Лук репчатый: польза и вред для организма

Сегодня, в современном обществе, особую популярность приобрело правильное питание. Стараясь питаться правильно, употребляютмного свежих овощей, фруктов, соблюдать правильное соотношение жиров, белков и углеводов. Продукты питания могут быть полезными и в тоже время вредными. Лук не исключение. Безусловно, от него гораздо больше пользы, чем вреда, но все же есть случаи, когда употребление продукта категорически запрещено.

Какой лук лучше кушать в сыром виде? Чаще всего у нас встречается желтый репчатый лук. Этот сорт острый и имеет резкий сильный запах, поэтому в сыром виде его кушать нежелательно.

В чем же заключается вред репчатого лука? Многие считают, что запах изо рта после употребления этого продукта. На самом же деле сам по себе запах не является отрицательным качеством продукта, так как это просто особенность овоща. Употребление лука негативно сказывается на работе сердца, дыхательных путей (приступы астмы). Он раздражает нервную систему, тем самым повышая кровяное давление. Если у человека есть проблемы с желудочно-кишечным трактом (ЖКТ) и обменом веществ, то употреблять лук не стоит. Возможны побочные реакции: образование газов, слизи,общее сильное недомогание, нарушение сна.

А в чем же тогда заключается польза лука? Луковый сок – природный антибиотик. Сок содержит с своем составе фитонциды, витамин С, которые обеспечивают защиту от вирусов, бактерий и укрепляют иммунитет.

Только представьте, благодаря регулярному употреблению лука можно очистить кровь, катализировать все обменные и пищеварительные процессы, вывести излишки жидкости из организма. Лук примеряют в онкологии, как противоопухолевое средство (микроэлемент кверцитин). Запах лука быстро справляется с головной болью. Луковый сок применяют в народной медицине, как средство от уксусов насекомых, как антисептик для кожных гнойных ран и других воспалительных процессах. Еще его применяют как средства против перхоти, выпадения волос, отеков, лишаев, ревматических болей, веснушек и других пятен на коже. [5]

2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование.

В анкетирование приняли участие 59 человек. Это ученики и учителя школы. Анкета состояла из 5 вопросов, где нужно было выбрать вариант ответа или предложить свой. (Приложение 1.)

Вопросы анкетирования:

1. Употребляете ли вы в пищу лук

2. Как часто вы это делаете?

3. Ваши родители или вы выращиваете лук в зимней -весенний период?

4. Скакой целью вы это делаете?

5. Вы знаете о каких-либо необычных способах применения лука?

Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.

Вывод: более 80% респондентов употребляют в своем рационе лук, это достаточно высокий показатель. Все участники анкетирования, за исключением одного человека, делают это часто или периодически. Выращивают лук всегда или иногда 54% процентов респондентов. Подавляющее большинство опрошенных, около 60%, выращивают лук для еды и знают необычные способы применения лука. Остальные 40% не знают особенные способы применения, при этом10% выращивают лук, как растение для красоты; 2,5% просто так; около 30% не выращиваю.

2.2. Использование лука в быту.

Изучив литературу, я узнала, что лук содержит в своем составе огромное количество кислот. Кислоты в быту используют в борьбе с ржавчиной, накипью и иными трудно выводимыми загрязнениями. Обладает сильным запахом, которого боятся насекомые. Используется в качестве лекарственного средства. Я решила экспериментально подтвердить или опровергнуть эту информацию.

Эксперимент №1. Лук против ржавчины.

Металлические поверхности, взаимодействуя с кислородом, который содержится в воздухе, образуют ржавчину. Процесс образования ржавчины идет намного быстрее в условиях повышенной влажности. Средств бытовой химии, которые смогут справиться с ржавчиной довольно много, но насколько они безопасны, сказать трудно. Я решила провести эксперимент с луком и узнать сможет ли он справиться с ржавым налетом или нет. С помощью цифрового датчика Releon Point измерила водородный показатель (рН) лукового сока. Показатель рН примерно численно равен 5,5-6,0, что подтверждает наличие кислот в луке. (Приложение 2.)

Эксперимент проводила на заржавевшей детской игрушке, а также заржавевшей сковороде. Половинками луковицы натирала исследуемые предметы около 1 минуты. Затем, образовавшийся сок вместе с частицами ржавчины, удалила тряпкой.

Вывод: репчатый лук богат кислотами органического происхождения. Это пантотеновая кислота, аскорбиновая кислота, лимонная кислота, янтарная, кислота, яблочная кислота, щавелевая кислота и другие. Кислотно-щелочной показатель лука рН менее 7, что говорит о его достаточно высокой кислой реакции. [8] Благодаря именно этим свойствам, луковый сок помогает растворять ржавый налёт.

Эксперимент №2. Лук против налета на украшениях.

Бабушка в прошлом году показала мне свои серебряные украшения. Многие украшения темного цвета. Изучив интернет литературу, я узнала, что единого мнения и доказательств, почему металл темнее, нет. Зато способов очистки серебра огромное количество, при этом не надо запасаться никакой сложной химией. В основном это растворы кислот. Луковый сок – это раствор органических кислот, который, наверняка тоже сможет очистить благородный металл от темного налета. Проверим мое предположение.

Нарезала, измельчила, поместите лук в воду. Ветошь смочила раствором, протёрла серебро, а затем удалила с серебряных изделий темный налёт. (Приложение 3.)

Вывод: химические вещества, входящие в состав лука, легко справились с поставленной задачей. Следовательно, еще одним методом очистки серебра является лук.

Эксперимент №3. Лук против накипи на утюге и пятен он утюга.

Почему на утюгах образуется накипь и нагар? Как быстро справиться с этой проблемой в домашних условиях? Для начала стоит разобраться, как образуются такие налеты. Использование обычной водопроводной воды с высоким содержанием солей, жёсткой воды способствую образованию налетов. Дело в том, при высоких температурах, соль превращается в твердое вещество. А сам нагар, это результат частого и длительного перегревания прибора. Достаточно «забыть» утюг на ткани, и всё – нагар уже ждёт нас.

Пятна, поставленные утюгом, появляется внезапно. Я уже немного изучила химические свойства лука и предположу, что он сможет, решишь проблемы нагара на утюге и пятен на одежде в кратчайшие сроки.

Чтобы удалить нагар на утюге необходимо, чтобы утюг был теплым и отключен от электросети. Половинкой луковицы натирала места образования нагара. Затем влажной тряпкой аккуратно протирала эту же поверхность. Нагар полностью исчез.

А чтобы удалить пятно на одежде очистила луковую головку от шелухи, измельчила до состояния пюре. Нанесла состав на повреждённую одежду на пару часов. По истечении времени, вещь положила в холодную воду со стиральным порошком. Постирала, просушила, и от пятна не осталось и следа. (Приложение 4.)

Вывод: кислоты, содержащиеся в составе лука (рН менее 7 из эксперимента №1) растворяют соли, чаще всего это нерастворимые соли, карбонаты кальция и магния. Водопроводная вода провоцирует появление белого налета и ржавчины на подошве утюга, поэтому по возможности используйте очищенные жидкости с минимальным количеством солей. В таком случае прибор проработает дольше, а на одежде после глажки не появится белесых разводов, а на одежде пятен.

Эксперимент №4. Лук против насекомых.

C наступлением неблагоприятных погодных условий:сильных дождей, морозов, в дом приходят незваные гости-муравьи. Зачем и почему они приходят в человеческое жилище? Наверно, потому, что там в любое время года тепло, сухо и много еды и воды.

Побеседовав с учителем биологии, я узнала, что муравьи не отличаются хорошим слухом и зрением, зато и них сильно развито обоняние. Любые резкие запахи для вредителей становятся невыносимыми. Я решила обороняться от муравьев и наступать на них с помощью лука.

Я разрезала луковицу и натерла места наибольшего нахождения муравьев – плинтусы. Такую процедуру повторяла несколько дней подряд. На четвертый день не обнаружено ни одного муравья. (Приложение 5.)

Вывод: насекомые не переносят запах фитонцидов содержащихся в луке, поэтому покидают местообитание. Лук можно использовать, как дома в борьбе с насекомыми, так и на природе. Достаточно лишь немного нанести на поверхность кожи лукового сока и насекомые беспокоить не будут.

Эксперимент №5. Лук в борьбе с вредными запахами.

Лук обладает сильно выраженным запахом. Интересно, а сможет ли он впитать в себя другие сильные запахи? Для эксперимента перед выходными, на кухне я покрасила колонны. Нарезала луковицы на четыре части, положила их в емкость с водой и оставить на ночь рядом с окрашенными трубами. Уже через 4-5 часов запаха краски не чувствовалось, только был ощутим запах лука. (Приложение 6.)

Вывод: лук прекрасно впитывает в себя токсичные неприятные запахи. Значит, его можно использовать в помещениях, где витает неприятный запах и вскоре от него не останется и следа. Необходимо применять лук в процессе ремонта, так как далеко не всегда есть возможность проветривать помещение достаточное количество времени или же уйти на некоторый период из дома.

Эксперимент №6. Лук против царапин.

С помощью лука можно произвести полировку металлической поверхности. Я очистила овощ, измельчила его, а затем полученный состав нанесла на мягкую губку для мытья посуды.Сначала помогла маме на кухне, отполировала несколько кухонных приборов: две ложки и одну алюминиевую кастрюлю. Чуть позже помогла папе. На кузове нашей машины были царапины, их я тоже отполировала раствором лука. Царапины стали невооруженным глазом не заметны. Этот опыт я повторила с автомобилями своих учителей. Результат повторился. (Приложение 7.)

Вывод: лук не только чистит металлические поверхности, но и придает им ослепительный блеск, скрывая дефекты самой поверхности.

Эксперимент №7. Лук в домашней аптечки.

Токсические свойства лукового сока давно известны в народной медицине грибы. Фитонциды, полифенолы, содержащиеся в нем поражают грибы. [7] Мне предстоит изучить влияние тканевого сока лука на культуру плесневого гриба мукора. Проведу эксперимент. Взяла4 кусочка хлеба и положила по два на каждую тарелку. Первая тарелка была контрольной, хлеб накрыла целлофановым пакетом, чтобы создать большую влажность. На второй тарелке вокруг кусочков хлеба разложила небольшие кусочки лука и также накрыла целлофановым пакетом. Оставила образцы на 10 дней. По истечении времени обследовала образцы. Гриб мукор развился на контрольном образце, практически обакусочка хлеба полностью покрылись чёрной плесенью. На втором образце, где рядом с хлебом находился лук, кусочки хлеба были чистыми, без малейших видимых изменений. Плесневые грибы не обнаружены. (Приложение 8.)

Вывод: лук содержит в своем составе фитонциды, которые обладают антисептическими и бактерицидными свойствами, а также полифенилы (эфирные масла),угнетающе действует на деление и развитие не только микроорганизмов.Именно эти вещества прекратили или сильно замедлили рост плесневого гриба.

Эксперимент №8. Луковый спрей против аптечного спрея «СНУП».

Члены моей семьи часто страдают заложенностью носа и как следствие часто для лечения используют сосудосуживающие спреи или капли. Вместе с мамой и сестрой мы решили провести эксперимент. Мама и сестра использовали медицинский препарат, купленный в аптеке, а я спрей из лукового сока, сделанный самостоятельно по рецепту, который я нашла в энциклопедии «Народная медицина». (Приложение 9.)

Ежедневно три раза в день мы использовали спреи. У меня насморк пропал на 6 день, у мамы на 4 день, у сестры на 6 день.

Вывод: благодаря сосудосуживающему воздействию эффект наступает сразу же после закапывания как после аптечного, так и самодельного препарата. Однако, луковый сок не только снимает отёк, но и уничтожает все патогенные микроорганизмы (вирусы, бактерии, грибы, паразитарные формы жизни). То есть воздействие данного средства двойное: устраняет симптом и причину, способствует закреплению бактерицидного эффекта на длительное время!

Эксперимент №9. Лук против выпадения волос.

В интернете я прочла о том, что луковая маска – это достаточно действенное средство для ухода за волосами. С помощью лука можно решить множество проблем: избавиться от выпадения волос, от жирного блеска, ускорить рост волос, сделать их более густыми и т. д. Принять участие в эксперименте я попросила свою маму и бабушку. Рецепт луковой маске для эксперимента также был взят из энциклопедии «Народная медицина». Маску изготавливали с луковым соком и другими добавками (шалфей, мёд, кефир, дуб и т.д.), для устранения резкого запаха. (Приложение 10.)

Мама и бабушка использовали маску два раза в неделю в течение одного месяца. Волосы стали более блестящими, менее жирными, уменьшилось количество перхоти, волдосы стали меньше выпадать, это из плюсов. Из минусов то, что после маски запах полностью не устраняется, а значит лучше использовать в те дни, когда не планируется посещение общественных мест.

Вывод: луковые маски можно использовать для оздоровления волос. Ведь ежедневно волосы подвергаются воздействию множества негативных факторов: солнечный свет, холод, ветер, сушка феном, вытягивание щипцами, окрашивание волос. Витаминов, которые поступают с пищей, порой оказывается недостаточно для поддержания их красоты и здоровья.

Заключение

Проделанная мною работа дала много знаний о репчатом луке. О способах его выращивания, значении для здоровья человека. Выдвинутая гипотеза, в начале исследования, полностью подтвердилась. Действительно, если знать химические свойства лука, то область его применения становится гораздо шире. С помощью лука я смогла решить много бытовых проблем, как для себя, так и для родителей. Лук – это полезное, интересное и необычное растение! Он смог справиться с ржавчиной, с темным налетом на серебряных украшениях, с нагаром на утюге и пятнами от утюга, с неприятными токсичными запахами, отполировал посуду и автомобиль. На опыте лук показал свои антисептические, антибактериальные свойства, поэтому он необходим для профилактики простудных заболеваний.

Я разработала информационный буклет «Золотистый друг моей семьи». Распространила его в социальных сетях, а также раздала жителям города. Результаты исследования оформила в виде лэпбука. (Приложение 11.)

Я смогла ответить на все вопросы, которые меня интересовали о репчатом луке. Сделала вывод, лук имеет уникальный химический состав и он должен быть в рационе каждого человека. Кушайте лук и будьте здоровы! Свое исследование я продолжу дальше, и буду исследовать состав, свойства и способы применения луковой шелухи.

Список используемой литературы

[1] Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д.. Книга по химии для домашнего чтения М.: Химия, 2004.-с.28-29.

[2] Багрова Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия растения /«Издательство АСТ» 2012 г. – с. 96-97.

[3] Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук, М:Мир, 2010 г.-с. 14.

[4] Замедлина В.И. «Будь здоров!» Издательство Феникс 2007 г.- с.8.

[5] Кокорева В.А. «Луки декоративные» - М.: «Армада-пресс» - 2001 г

[6] Лопатина А., СкребцоваЛ.. Сказочный справочник здоровья, том 2.- 2012г.- с.104.

[7] Пономарев В.Т. Лук - доктор и Кулинар: учебное пособие. -Издательство « Удача» - 2009 г.– с.3-5

[8] Шпаусус З. Путешествие в мир химии. М.: Просвещение, 2007г. –с. 214-218.

[9] Ваш сад и огород. Календарь – 2018.М.:  «Информ – бюро»..

[10] Детская энциклопедия «Обо всем на свете», 1998 г.-с. 54-63.

[11] Плоды земли (Гунтер Франки), (Карл Хаммер) 1999 г.- с. 12.

Интернет-источники

  1. https://foodandhealth.ru/ovoshchi/luk-repchatiy/

  2. https://good-tips.pro/index.php/health/onion-medicinal-properties-and-growing-in-the-garden

  3. https://ferma.expert/rasteniya/ovoshchi/luk/repchatyy/

Приложение 1. Результаты анкетирования

Приложение 2.

Эксперимент №1. Лук против ржавчины

     

Приложение 3.

Эксперимент №2. Лук против налета на украшениях.

     
   

Приложение 4.

Эксперимент №3. Лук против накипи на утюге и пятен он утюга.

     

Приложение 5.

Эксперимент №4. Лук против насекомых.

     

Приложение 6.

Эксперимент №5. Лук в борьбе с вредными запахами.

   

Приложение 7.

Эксперимент №6. Лук против царапин.

   

Приложение 8.

Эксперимент №7. Лук в домашней аптечки.

   

Приложение 9.

Эксперимент №8. Луковый спрей против аптечного спрея «СНУП».

     

Приложение 10.

Эксперимент №9. Лук против выпадения волос.

     

Приложение 11.

Информационный буклет «Золотистый друг моей семьи»

   

Приложение 12. Оформление лэпбука «Золотистый друг моей семьи»

   
Просмотров работы: 12