След в космосе

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

След в космосе

Романова С.А. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ №1
Мавлеева Л.Д. 1
1МБОУ г.Иркутска СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мечты о космосе кажутся далекими, как звезды и неприступными, как Марс. Но есть в нашем городе люди, которые доказали: небо может стать ближе.

Космонавты – настоящие герои во все времена. Всем необходимо помнить и гордиться людьми, превознесшими огромный вклад в изучение космоса и развитие науки. Воспитание достойных граждан России невозможно без знания героев родного края.

Цель, задачи и гипотеза.

Цель работы: расширить знания о космонавтах Иркутской области. Познакомить сверстников с биографией космонавтов Иркутской области и их достижениях.

Задачи работы:

1. Найти и изучить материал о космонавтах Иркутской области;

2. Познакомиться с биографией космонавтов Иркутской области;

3. Расширить знания о выдающихся космонавтах Иркутской области и их достижениях.

Основная часть

ГЛАВА I.

Биография Иркутских космонавтов.

    1. Борис Валентинович Волынов.

Борис Волынов - лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук (1980). Позывной «Байкал-1».

Родился в Иркутске в 1934 году. В 1953 году окончил 24-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС Приволжского военного округа (Павлодар, Казахстан), в 1955 году – Сталинградское военное авиационное училище летчиков (Новосибирск), в 1968 году – инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, получил квалификацию "летчик-инженер-космонавт".

● С 1956 года служил летчиком, с 1957 года – старшим летчиком 726 истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (ПВО) 133 истребительной авиационной дивизии ПВО в Ярославле.

● С 1958 года по 1960 год служил старшим летчиком 147 Гвардейского истребительного авиационного полка ПВО той же дивизии.

В марте 1960 года был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК), а уже через девять лет он совершил свой первый полёт на космическом корабле «Союз-5». 15 января 1969 года, стартовал космический корабль "Союз-5". Это был первый в истории "Союз", поднявший в космос экипаж из трех советских космонавтов. Командиром экипажа был родившийся в Иркутске Борис Валентинович Волынов.

Корабль "Союз-5" на орбите состыковался (стыковка двух пилотируемых аппаратов была осуществлена впервые в мире!) с кораблем "Союз-4", который пилотировал Владимир Шаталов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев вышли из корабля Волынова в открытый космос и перебрались в корабль Шаталова. Они вернулись втроем на Землю в "Союзе-4", а Волынов совершил посадку в своем "Союзе-5". Волынов осуществлял посадку космического корабля в одиночку. При возвращении на Землю не произошло отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека, корабль снижался в аварийном режиме по баллистической траектории с вращением по всем осям. Приземление произошло с недолетом до расчетной точки на 600 километров. Продолжительность полета составила трое суток 00 часов 54 минуты 15 секунд.

Из-за того, что во время спуска приборный отсек корабля не отделился и перегрузки, которые испытали космонавты, оказались в три раза сильнее обычных. При приземлении Волынов получил серьёзные травмы и перелом корней зубов верхней челюсти, но уже через несколько часов после возвращения докладывал о результатах полёта Государственной комиссии СССР. На семь лет стойкого космонавта отстранили от полётов, но потом он всё же смог добиться допуска и отправился в космос снова на корабле «Союз-21».

С 6 июля по 24 августа 1976 года совершил второй космический полет в качестве командира корабля "Союз-21" и первой основной экспедиции на ОПС "Алмаз" ("Салют-5"), вместе с Виталием Жолобовым. Из-за возникших на станции проблем полет был прекращен досрочно. За время космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту орбитальной станции «Салют-5» были проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Продолжительность полета составила 49 суток 06 часов 23 минуты 32 секунды.

● В 1976 году Борис Волынов был назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с января 1982 года – инструктор-космонавт-испытатель).

● В 1983-1990 годах – командир отряда космонавтов.

● В 1990 году уволен в запас в звании полковника по достижении предельного возраста и отчислен из отряда космонавтов.

● После ухода из отряда космонавтов был вице-президентом Российской ассоциации международного сотрудничества, в дальнейшем работал в коммерческой структуре.

Борис Волынов – почетный гражданин городов: Иркутска, Калуги, Магадана, Прокопьевска (Кемеровская область), Херсона (Украина), Кустаная (Казахстан), Софии (Болгария), Калыш (Польша), Московской области.

Бронзовый бюст космонавта установлен в городе Прокопьевск Кемеровской области, где он провел детство и юность. В Прокопьевске его именем названа улица и школа. В 2018 году Новокузнецкому аэропорту (Спиченково) присвоено имя Бориса Волынова.

Борис Волынов - космонавт II класса (1976). В общей сложности за два полета он провел в космосе 52 суток 7 часов 17 минут. Борис Волынов установил абсолютный мировой рекорд - 30 лет службы в отряде космонавтов и до сих пор уверен, что в небе мы – первые!

«Падение космонавтики, говорите? – смеётся Борис Валентинович. - Сейчас на чём летают те же американцы? На наших «Союзах», сконструированных ещё в 60-х годах. И знаете, каждый раз, когда смотрю в небо, думаю, что полетел бы ещё раз. Одно дело звездочками любоваться, а когда побываешь… хочется вернуться туда снова».

1.2. Анатолий Алексеевич Иванишин.

Анатолий Алексеевич Иванишин — Герой России, полковник ВВС, космонавт-испытатель НИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина. Позывной - «Астрей».

Анатолий Иванишин родился 15 января 1969 года в Иркутске. Небо манило будущего космонавта с самого детства, подростком он увлекался авиамоделями и прыгал с парашютом. А после школы подал документы в авиационное училище, но не прошёл медкомиссию по зрению. Однако не сдался: поступил в Иркутский политехнический институт, делал упражнения для глаз, занимался в кружке дельтапланеристов, и в 1987 году окончил первый курс. В 1987 году со второй попытки поступил в Черниговское Высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ), и в 1991 году окончил его с отличием.

Воинское звание — гвардии подполковник ВВС.

Приказами министра обороны и начальника ФГБУ ЦПК с 1 августа 2009 года был переведен из ликвидированного отряда РГНИИ ЦПК в отряд ФГБУ ЦПК. Принимал участие в наборе космонавтов 1997 года, прошел профессиональный отбор, врачебную комиссию в ЦВНИАГ. Но Межведомственная комиссия (ГМВК) не пропустила его кандидатуру из-за того, что его рост не соответствовал строгим параметрам (он был на несколько сантиметров выше стандарта). 29 мая 2003 года на заседании

С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке (ОКП), которую завершил 28 июня 2005 года, сдав гос. экзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

В октябре 2008 года появились сообщения о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции на МКС (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА» весной 2011 года). Однако в июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 26-й экспедиции (МКС-26, старт на корабле «Союз ТМА» №230 30 ноября 2010 года). В октябре 2009 года на космодроме Байконур принимал участие в тренировках в малом исследовательском модуле (МИМ). В январе 2010 года Иванишина назначили в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29), старт на корабле «Союз ТМА» №232.

Стартовал 14 ноября 2011 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМА-22» и экипажа МКС по программе 29-й и 30-й основной космической экспедиции. 28 апреля 2012 года в 15:45 после 165-суточной экспедиции на Международной космической станции экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Антона Шкаплерова, Анатолия Иванишина и американского астронавта Дэниела Бёрбэнка вернулся на Землю.

Спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз ТМА-22» с тремя членами экипажа приземлился в Казахстане в районе г.Аркалык. За приземлением спускаемого аппарата и эвакуацией экипажа в Центре управления полётами наблюдали представители руководства Федерального космического агентства, НАСА, предприятий российской космической отрасли.

За время экспедиции было выполнено множество научных экспериментов и исследований, среди которых «Биоэмульсия», «ОЧБ», «БИФ», «Кристаллизатор», «Иммуно», «Арил», «Полиген», «Идентификация», «Матрёшка-Р» и др., проведены мероприятия по дооснащению станции дополнительным оборудованием и поддержанию ее работоспособности.

Это был завершающий полет пилотируемых космических кораблей серии «Союз-ТМА», на смену которым пришли модернизированные «цифровые» космические корабли «Союз ТМА-М».

Второй космический полет Анатолий Иванишин совершил с 7 июля по 30 октября 2016 года, в качестве бортинженера-2 корабля «Союз МС» вместе с бортинженерами Такуя Ониси и Кэтлин Рубинс. Спускаемый аппарат совершил посадку на территории Казахстана в 148 километрах от города Джезказган. Продолжительность полета составила: 115 суток 2 часа 21 минут 42 секунд.

Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2013 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, Иванишину Анатолию Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

С апреля 2019 года проходит подготовку в качестве командира дублирующего экипажа космических экспедиций МКС-63/64 и экипажа ТПК «Союз МС-16».

1.3. Александр Фёдорович Полещук.

Александр Фёдорович Полещук — лётчик-космонавт, Герой России, 75-й космонавт России и 289-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз ТМ-16» и орбитального комплекса «Мир», майор запаса, почётный гражданин города Черемхово. Позывной «Вулкан-2»

Александр родился 30 октября в 1953 году в Черемхово, Иркутская область. Учился в школе № 4 в поселке Дзержинском города Черемхово. В 1977 окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе по специальности «Производство летательных аппаратов», в 1979 году – вечерний факультет Университета марксизма-ленинизма.

В 1977-1989 работал инженером, старшим инженером, начальником группы и сектора в НПО «Энергия». Занимался организацией испытаний инструментов и отработкой вне корабельной деятельности космонавтов по техническому обслуживанию и ремонту орбитальных станций. Лично принимал участие в испытаниях, отработал более 700 часов под водой в гидробассейне. Разрабатывал и совершенствовал инструменты и приспособления для работы космонавтов в открытом космическом пространстве.

В 1989 года был зачислен в отряд космонавтов. С сентября 1989 по январь 1991 прошел общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. 1 февраля 1991 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя. 1 июня 1991 был назначен на должность космонавта-испытателя 291-го отдела (отряда космонавтов) НПО «Энергия». С февраля 1991 по март 1992 проходил подготовку к полетам на космических кораблях «Союз ТМ» и ОК «Мир» в составе группы.

24 января – 22 июля 1993 совершил космический полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-16» и орбитальном комплексе «Мир» вместе с Г.М.Манаковым, продолжительностью 179 суток 43 минуты 46 секунд. За время полета выполнил 2 выхода в открытый космос общей продолжительностью 9 часов 58 минут.

С апреля 1994 года по март 1995 проходил подготовку в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа космического корабля «Союз ТМ-21» по программе 18-й основной экспедиции на борт ОК «Мир». Одновременно до апреля 1995 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа 18-й основной экспедиции на борт ОК «Мир». 10 апреля 1995 решением ГМК был отстранён от подготовки по состоянию здоровья. С марта 1999 года проходил подготовку по программе МКС в составе группы космонавтов.

«Когда в полёте смотрел в иллюминатор, всегда искал глазами Байкал, - вспоминает Александр Полещук. - Глядя на озеро сверху, понимаешь, что оно - достояние всего мира. И гордишься этим».

1.4. Дмитрий Юрьевич Кондратьев.

Дмитрий Юрьевич Кондратьев — лётчик-космонавт РФ. Герой Российской Федерации. Позывной: «Варяг»

Дмитрий Кондратьев родился 25 мая 1969 года в городе Иркутск. Вскоре семья переехала в Алма-Ату, где в 1986 году парень окончил среднюю школу № 22. Затем четыре года обучался в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков имени Александра Мясникова по специальности «Командная тактическая истребительная авиация», получив диплом «летчика­-инженера». Позднее получил диплом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики по специальности «Информационные системы». Также является выпускником Военно-воздушный академии имени Юрия Гагарина.

В 1990 году по окончании Качинского училища направлен в распоряжение Командующего Военно-Воздушных Сил Приволжско-Уральского военного округа. С декабря 1990 по октябрь 1991 года прошел подготовку в 160-м истребительном авиационном полку 1080­-го Учебного авиационного центра имени Валерия Чкалова. С июня 1993 года и до зачисления в отряд космонавтов служил летчиком 159­го гвардейского истребительного авиационного полка 239-й истребительной авиационной дивизии 76­й воздушной армии ВВС.

Решением Государственной межведомственной комиссии 28 июля 1997 года Дмитрий Кондратьев рекомендован к зачислению в отряд космонавтов научно-исследовательского института Центра Подготовки Космонавтов, а 26 декабря 1997 года приказом министра обороны России зачислен кандидатом в космонавты-испытатели. С января 1998 по ноябрь 1999 года проходил курс общекосмической подготовки. После сдачи экзаменов 1 декабря 1999 года решением Межведомственной комиссии получил квалификацию «космонавт испытатель».

В мае 2006 года Кондратьев направлен в командировку в Космический центр имени Линдона Джонсона в качестве представителя Научно-исследовательского испытательного цента подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Приказом министра обороны России 16 декабря 2006 года назначен командиром группы космонавтов отряда НИИ ЦПК.

Свой первый космический полет Дмитрий Кондратьев совершил с 15 декабря 2010 по 24 мая 2011 года в качестве командира космического корабля «Союз ТМА­-20» и бортинженера 26-27-­й основных экспедиций на МКС. Стартовал вместе с Кэтрин Коулман и Паоло Несполи. Продолжительность полета составила 159 суток 7 часов 16 минут. Во время полета совершил два выхода в открытый космос, общей продолжительностью 10 часов 12 минут. Во время полета Кондратьев вел свой блог на сайте Федерального космического агентства, а также являлся корреспондентом детской передачи «Пора в космос!» телеканала «Карусель».

Указом Президента Российской Федерации № 270 от 3 марта 2012 года за мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на Международной космической станции, космонавту­ испытателю отряда космонавтов ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина» Кондратьеву Дмитрию Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

В конце июля 2012 года Дмитрий Кондратьев уволился из вооруженных сил и ЦПК и устроился на работу в коммерческой структуре, покинув отряд космонавтов.

1.5. Микаев Сергей Николаевич.

Сергей Николаевич Микаев — российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». Опыта космических полётов не имеет. До поступления в отряд космонавтов проходил службу в Воздушно-космических силах Министерства обороны России. Военный лётчик 1-го класса.

Сергей Микаев родился 15 августа 1986 года в Иркутске. После окончания школы поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»), которое окончил 17 октября 2008 года, с присвоением квалификации «инженер» и воинского звания «лейтенант».

С ноября 2008 по 12 ноября 2018 года проходил службу на аэродроме Черниговка Приморского края. Вначале лётчиком, затем, до декабря 2012 года, старшим лётчиком авиационного звена (в/ч 21806, 62231). С декабря 2012 по сентябрь 2016 года служил начальником воздушно-огневой и тактической подготовки в/ч 62231, 78018. Летал на самолётах Су-25, участвовал в военной операции в Сирии.

В сентябре 2016 года Микаев был назначен командиром авиационного звена 18 штурмового авиационного полка (в/ч 78018), получил воинское звание майор.

14 марта 2017 года Сергей Микаев подал заявление на участие в начавшемся очередном наборе в отряд космонавтов ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». 23 апреля 2018 года получил допуск Главной медицинской комиссии. 9 августа 2018 года его кандидатура была рассмотрена на заседании конкурсной комиссии, 10 августа 2018 года по результатам заседания межведомственной комиссии (МВК) был назван кандидатом в космонавты.

12 ноября 2018 года был переведен в ЦПК имени Ю. А. Гагарина, зачислен в отряд космонавтов и приступил к общекосмической подготовке. 22 января 2019 года в составе условного экипажа вместе с Константином Борисовым и Олегом Платоновым приступил к тренировкам по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой («зимнее выживание»). С 26 по 30 августа в составе группы кандидатов в космонавты прошёл водолазную подготовку в Ногинском спасательном центре МЧС России. 30 августа 2019 года успешно сдал экзамен, и ему была присвоена квалификация «водолаз».

В октябре 2019 года в составе условного экипажа вместе с Денисом Матвеевым и Олегом Платоновым прошёл полный цикл «водного выживания» («сухая», «длинная» и «короткая» тренировки) на базе Универсального морского терминала «Имеретинский» на Чёрном море в Адлерском районе города Сочи.

25 ноября 2020 года сдал государственный экзамен по итогам окончания курса общекосмической подготовки. 2 декабря 2020 года решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) по итогам заседания в ЦПК имени Ю. А. Гагарина ему была присвоена квалификация космонавта-испытателя.

Иркутский космонавт Сергей Микаев готовится к своему первому полету в космос. Старт намечен на 2025 год. Микаев станет пятым иркутянином, который побывает на Международной космической станции. Об этом на своей странице в соцсетях написал ученый, директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев.

— Пятый иркутский космонавт Сергей Микаев готовится к своему первому полету в космос в 2025 году в составе экипажа под руководством опытного командира Сергея Рыжикова. Для Героя России Рыжикова это будет третий полет. Третьим членом экипажа корабля, скорее всего, будет кто-то из американцев — по соглашению о перекрестных полетах. Кто из россиян одновременно полетит на МКС на «Дрэгоне», пока [мне] неизвестно, — написал Язев.

Награды Сергея Микаева.

  • медали «За отличие в военной службе» II и III степеней;

  • медаль «Участнику военной операции в Сирии»;

  • Знак отличия «За заслуги» воздушно-космических сил.

  • Квалификации: военный лётчик 1-го класса; водолаз (30 августа 2019 года); космонавт-испытатель (2 декабря 2020 года).

ГЛАВА II

2.1. Из интервью иркутских космонавтов.

Из интервью с Анатолием Иванишиным.

  1. Опишите состояние постоянной невесомости. Не устали от неё? Она

похожа на невесомость в самолёте?

Анатолий Иванишин: «Это как кратковременная невесомость, только непрерывно. Вы можете испытать её на Земле, если подпрыгнете – примерно полсекунды. Более длительная невесомость – полёт на специальном самолёте, в рамках общекосмической подготовки, длится порядка 20 секунд. Невесомость постоянная накладывает свои отпечатки, доставляет как интересные ощущения, так и неудобства. С одной стороны, мы не ходим, а летаем!

А трудности такие: всё, с чем мы работаем, приходится фиксировать. Если не закрепишь, считай, уже улетело.»

  1. Как долго пришлось привыкать к невесомости? Невесомость в космосе отличается от той, которую вам создавали на самолетных тренировках?

Анатолий Иванишин: «Реальная невесомость мало чем отличается от той, которую мы испытываем на тренировках. Во время полетов для нас создавалась обычная невесомость. На тренировках нас испытывали в невесомости в разных режимах, каждый длился 20 секунд. В общей сложности получалось три минуты. Это не так много. В невесомости в космосе мы пребывали непрерывно почти полгода. Поэтому реальная и тренировочная невесомость отличаются не качеством, а количеством.»

Из интервью с Александром Полещуком.

1) Скажите, как эмоционально ощущает себя человек в космосе? Меняется ли восприятие жизни после возвращения из космоса?!.»

Александр Федорович Полещук: «Эмоционально» — это правильное слово, потому что когда попадаешь в космос, понимаешь, что свершилась твоя мечта. То, что было задумано, реализовано. Это своего рода эйфория от самореализации. Невесомость — сказочное чувство, которое не проходит, пока ты не приземлишься. Конечно, восхищаешься видами Земли.

Многие космонавты замечают, что когда стартуют, они вылетают патриотами России, а возвращаются патриотами Земли в целом. Появляется другое восприятие глобального мира. Если ты несколько раз облетел вокруг Земли, она становится для тебя родной, ты понимаешь, что она ценна для тебя полностью, а не отдельной территорией — твоей страной или твоей малой родиной. Земля у нас на всех одна и надо ее беречь. Мы все земляне — космонавты и летим на одном корабле под названием Земля.

— Да, ты воспринимаешь мир по-другому, не только с точки зрения местных интересов. К экологии часто относятся с точки зрения выгоды. Активная разработка природных ресурсов вредна для земли, но есть экологи, которые пытаются доказать, что это даже полезно. Надо смотреть, как добыча газа, нефти, других сланцевых отразится на природе через сто, двести лет. А не с точки зрения сегодняшней выгоды для компании, которая

занимается разработкой полезных для себя ископаемых. Нужно помнить, к чему это приведет даже через 30–40 лет, когда ещё не будет создано универсального источника энергии, о котором мы мечтаем. Мечтаем так преобразовать воду, чтобы она служила нам как бензин. Углеводородных источников на земле осталось, по разным подсчетам, от 20 до 100 лет. Нам надо успеть за это время сделать альтернативные источники, которые помогли бы будущим поколениям нормально жить.»

  1. Сколько экспериментов вы провели на МКС? Можете рассказать о некоторых из них?

Александр Федорович Полещук: «Я не готов сейчас посчитать, сколько всего экспериментов мы провели. Но мы действительно много времени занимались экспериментами в различных областях современного естествознания. Например, эксперимент по зондированию Земли «Ураган» проводился с использованием спектральной системы. Это прибор, в который объединены фотоаппарат и спектрометр. В то время как спектрометр непрерывно фиксирует сектор поверхности, фотоаппарат делает определенное количество снимков в секунду. Два этих канала объединяются, что удобно для выполнения анализа специалистами в дальнейшем. Объектами эксперимента были ледники, в частности, ледники Патагонии, действующие вулканы. Во время нашего полета мы наблюдали многие действующие вулканы: вулкан Этна на острове Сицилия в Италии, Попокатепетль в Мексике. Специалисты были очень рады, в частности, получить спектры извержений.

– В экспедиции запланировано более семисот часов времени экипажа, посвященных выполнению научных экспериментов. Один из новых экспериментов, в которых мы будем принимать участие, называется «Микроспутник». Задача – установить микроспутник, который придет на грузовом корабле. И если раньше грузовой корабль после того, как он доставил груз и забрал то, что необходимо утилизировать, сгорал в атмосфере, то в этот раз он поднимет орбиту с четырехсот до пятисот километров, и там от него отстыкуется спутник, который весит килограммов сорок. Благодаря современным достижениям техники стало возможным на этот небольшой аппарат установить аппаратуру, которая в различных диапазонах волн будет собирать данные о грозовой деятельности на Земле.

Еще один эксперимент – медико-биологического характера – называется «Иммуно». Для того, чтобы его выполнить, необходимо будет брать кровь из вены у своего коллеги. Задача для меня, как для военного летчика, совершенно неспецифическая. Мне никогда раньше этим не приходилось заниматься. Но перед космическим полетом у нас были занятия со специалистом из института медико-биологических проблем. Мы были обучены, сертифицированы. Мы провели опыт со взятием крови из вены живого человека, в ходе которого никто не пострадал.»

2.2. Иркутск в Космосе.

Восемь малых планет получили названия, связанные с географией Сибири, Именем «Иркутск» была названа малая планета N 3224, двигающаяся между Марсом и Юпитером.

В нашей Солнечной системе есть область, где вокруг Солнца летает гигантское количество так называемых астероидов, или малых планет. Это каменные, железные, железокаменные глыбы самых разных форм и размеров. Вместе они составляют так называемый Главный пояс астероидов. Наиболее крупные очень велики – до 900 километров! Но есть множество других, поменьше – размерами в пять, двадцать, сорок километров. Никто не знает точное количество малых планет. Открыто более 600 000 данных объектов, а в Солнечной системе их миллионы. Их общее количество стремительно растет: астрономы открывают их буквально пачками. Не исключено, что здесь находится около миллиона малых планет.

Если астероид обнаружен и у него определена орбита, ему присваивается номер. По желанию автора открытия такой малой планете может быть дано имя, которое утверждается специальной комиссией Международного астрономического союза и затем вносится в Международный каталог.

И оказывается, что в Солнечной системе есть немало астероидов с именами, которые связаны с Иркутской областью. Есть малая планета № 1957 – 15-километровая каменная глыба под названием Ангара. Есть и астероид № 2625 Байкал. Существует миниатюрная планета № 2031, названная в честь Байкало-Амурской магистрали – БАМ. В сильный телескоп есть шанс увидеть крохотную звездочку – малую планету № 2036 Шерагул, названную в честь поселка в Тулунском районе Иркутской области.

Астероид N16515. Эту планету обнаружили исследователи, работавшие под началом Николая Черных. Эта малая планета была названа в честь российских астрономов Людмилы Черных (1935-2017) и Николая Черных (1931-2004), плодовитых первооткрывателей малых планет, которые возглавляли обширную астрометрическую программу в Крымской астрофизической обсерватории. Официальное название было опубликовано Центром малых планет 1 июня 1981 года.

Заключение

Изучив биографию космонавтов Иркутской области, и расширив знания о космическом пространстве, хочу сделать вывод. Профессия космонавт – многогранна. Она включает функции пилота, испытателя и исследователя. Ценой невероятных усилий, космонавты Иркутской области внесли огромный вклад в изучение космоса. Я считаю, что космонавты – настоящие герои!

Мы можем с удовлетворением и гордостью говорить сегодня: Прибайкалье очень даже причастно к этой героической странице советской и российской истории. Наша земля дала космосу таких героев. В целом, Иркутская область по количеству космонавтов, совершивших полеты в космос, занимает третье место среди субъектов Российской Федерации, а количество полетов в космос, совершенных нашими земляками -7, они пробыли в космосе более 866 суток, совершили 4 выхода в открытый космос.

Иркутск, пожалуй, единственный город в России, который дал миру столько космонавтов. Смею надеяться, что где-нибудь в прибайкальском селе или городе, в посёлке или деревне сегодня очередной молодой иркутянин упорно занимается спортом, штудирует учебники и готовится поступать в лётное училище, чтобы впоследствии стать космонавтом …

Список информационных источников

1) Александров, С. Играем в кубики... [космическая орбитальная станция «Мир»] / С. Александров // Техника-молодежи. – 2004. – № 10. – С. 16-17.

2) Каманин, Н. П. Летчики и космонавты / Н. П. Каманин ; [предисл. К. А. Вершинина]. – М.: Политиздат, 1972. – 448 с., 15 л. ил. – ([О жизни и о себе]).

3) Хачатурьянц, Л. С. В открытом космосе / Л. С. Хачатурьянц, Е. В. Хрунов. – М. : Знание, 1972. – 64 с.: ил. – (Новое в жизни, науке, технике).

4) http://irkipedia.ru/content/poleshchuk_aleksandr_fedorovich

Просмотров работы: 18