Небесные тела своими глазами

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Небесные тела своими глазами

Распутин А.Н. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Пешкова К.С. 1
1МБОУ "Арктический лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский

Звездное небо сопровождало человека на протяжении всей истории. Древние люди смотрели на небо и узнавали в звездных очертаниях земные фигуры – этот ковш из звезд в воображении превращался в большую медведицу.

И сейчас небесные тела сопровождают нас и влияют на наши жизни. На пути в Лицей меня провожает яркая серебристая «звезда» на юге, а вечером ее уже нет, зато появляется россыпь других. Мне стало интересно, что за небесные тела мы видим? Почему они разной яркости и цвета? Почему некоторые тела движутся быстрее других?

Актуальность темы. Я читал, что в космосе находятся очень разные космические тела. Какие из этих тел мы можем различить невооруженным взглядом? Какие детали проявятся, когда мы посмотрим в небольшой телескоп?

Объект исследования.

Небесные тела, видимые в г. Новый Уренгой невооруженным взглядом.

Цель исследования.

Суметь отличать небесные тела друг от друга, выделить группы этих тел.

Задачи.

1. Провести самостоятельное изучение:

  • Доступных для наблюдения небесных объектов;

2. Выполнить практическую работу

  • Провести наблюдение наиболее выделяющихся небесных тел.

  • Выделить свойства, по которым небесные тела отличаются друг от друга

Гипотеза.

Я смогу отличать небесные тела друг от друга при наблюдении невооруженным взглядом.

Методы исследования

  • Теоретические: чтение литературы, использование карты ночного неба.

  • Практические: наблюдение невооруженным взглядом, наблюдение в телескоп, фотографирование.

  1. Теоретическая часть

В моём проекте мы посмотрим на небо нашего города. Новый Уренгой расположен на севере. У нас летом практически не видно звезд из-за белых ночей. Зимой очень холодно, что мешает наблюдать в телескоп.

Чтобы было хорошо видно небесные тела нужно отойти от города и его ярких огней. Некоторое время наши глаза привыкают к темноте, а потом начинают как лампочки загораться небесные тела –звёзды, планеты.

И мы представляем, что точно также на ночное небо смотрели наши далекие предки. Что они могли увидеть? О чем они думали? Что увидел Галилео Галилей, когда посмотрел на небо в свой телескоп?

Мы замечаем, что некоторые небесные тела двигаются быстрее остальных – это планеты (от греческого «планетос» - скитальцы). Если долго смотреть на небо, то можно заметить, что звезды меняют свое положение на небосводе. Они движутся вместе с вращением Земли вокруг свое й оси. А одна яркая звезда всегда находится на севере. Это полярная звезда. Мы, как и древние мореплаватели, можем использовать ее вместо компаса и прокладывать путь по неизведанным далям.

А вот скопления звезд, их очертания напоминают нам земные картины, и вот уже звезды превращаются в прекрасного лебедя. Небо северного полушария известно человечеству издавна, поэтому созвездия названы в честь животных или мифов. А вот небо южного полушария мы увидели позднее, и там созвездия передают корабельный быт эпохи Великих географических открытый.

Огромным по важности было изобретение телескопов, сначала рефрактора (Галилео Галилей, 1610 год), а потом и рефлектора (Исаак Ньютон, 1668 год). Это позволило уйти от ограничений человеческого глаза и увидеть небо таким, каким люди не видели его раньше.

  1. III. Практическая часть

Ход исследования:

  1. Для наблюдений невооруженным взглядом использовал все возможности: ясные дни по пути в Лицей и обратно, время прогулок и вечерних наблюдений из своей комнаты.

  2. Для наблюдения в телескоп был выбран конец августа, когда я вернулся с летних каникул. В это время уже закончились белые ночи и стало видно звезды. Ночью было еще тепло и можно было подолгу смотреть на небо не замерзая. Использовался телескоп-рефрактор 70 мм. Помогал в работе с телескопом мне папа.

  3. Я обращал внимание на изменение картины звездного неба, что яркие небесные тела движутся по небу и сменяются другими. Заметил, что небесные тела отличаются друг от друга яркостью, цветом и временем нахождения на небосводе. А еще больше они различаются, если посмотреть на них через телескоп.

  4. Чтобы быть точно уверенным с названием небесных тел я использовал атлас ночного неба для смартфона.

  5. Была подготовлена таблица наблюдений:

небесное тело

место по яркости

цвет

описание движения

в телескопе

Солнце

1

желтый

за день проходит от востока до запада

шар, имеются темные пятна

Луна

2

ярко-серый

изменение фаз Луны каждые 29 дней

видны лунные моря, кратеры, линия терминатора (тень)

Венера

3

серебряный

видна утром на юге, к вечеру уходит за горизонт

виден яркий диск и фазы Венеры

Юпитер

4

желтый

видна вечером на юго-востоке

видно большой диск планеты с полосы атмосферы и 4 галилеевых спутника

Сатурн

5

коричневый

вечером видна на юго-западе, к ночи заходит за горизонт

кольца придают планете овальную форму, спутники не видны

Марс

6

красный

сейчас практически не видна, так как движется рядом с Солнцем

виден красный диск планеты. В период великих противостояний видно полярные шапки

Плеяды

7

голубой

двигается совместно с остальными звездами

точечные звезды, видно до 40 слабых звезд

Меркурий

8

серый

видно только сразу после заката

видно только небольшой диск планеты

Я оценил яркость каждого из небесных тел, самым ярким получилось Солнце, а самым тусклым – Меркурий.

Отметил для каждого небесного тела его цвет и особенности его движения.

Обратил внимание, что планеты Солнечной системы движутся примерно по одной линии, а звезды равномерно расположились по всему небосводу.

Заметил, что при просмотре звезд в телескопе они все равно кажутся точками, а у планет становится различимым диск.

  1. По результатам наблюдения выделил основные черты, свойственные для различных видов небесных тел:

Вид:

Основные отличия:

Звезда

- равномерно расположены по всему небосводу

- при использовании телескопа все равно точечный источник света, не видно диска

Планета

- наиболее яркие тела на небе являются планетами;

- могут быть различного цвета;

- движутся примерно в одной плоскости;

в телескоп становится виден диск планеты, а для Юпитера - спутники

Звездное скопление

- несколько небесных тел рядом, при использовании телескопа становится видно и более тусклые звезды

  1. IV.Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Я могу различать виды небесных тел невооруженным взглядом. Используя результаты наблюдений можно определить какой вид небесного тела перед нами.

При подготовке данной работы я изучил энциклопедию космоса, познакомился с атласом ночного неба, разобрался с особенностями работы телескопа-рефрактора.

Практической значимостью моей работы является выявление закономерностей, характерных для определенных групп небесных тел, возможность их отличия невооруженным взглядом.

Я думаю, что знакомство ребят с результатами моей работы откроет для них новое о ночном небе и небесных телах, заинтересует в самостоятельном изучении астрономии.

  1. V. Список используемой литературы

  1. Ликсо В.В. Большая книга о космосе. 1001 фотография. -М.: Изд-во АСТ, 2022. – 287 с., ил.

  2. Барсотти Элеонора. Как устроен космос.- М.: Свежий ветер, 2021. – 16 с.: ил.

  3. Кошевар Д.В., Ликсо В.В.. Третьякова А.И.-М.: Изд-во АСТ, 2021. – 160 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия: [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org.

  2.  Краткая история создания телескопа: [Электронный ресурс]. URL: https://www.4glaza.ru/articles/kratkaya-istoriya-sozdaniya-teleskopa/

  3. Атлас ночного неба Star Walk 2 : [Электронный ресурс] URL: https://starwalk.space/ru

Просмотров работы: 31