Введение
Тема космоса интересовала человечество всегда. Люди во все времена мечтали заглянуть в недосягаемую Вселенную и увидеть своими глазами тайны космоса. Заинтересовалась этой темой и я, когда впервые с родителями побывала на ВДНХ и посетила павильон «Космос». Там же на ВДНХ я увидела космический корабль «Буран». Меня поразил этот космический челнок, который мог свободно путешествовать в космосе, где так много загадочного и интересного. Мы сходили на экскурсию, после которой мой интерес этой теме только возрос.
В этом году исполнилось 35 лет с момента первого и единственного полета «Бурана» - этого удивительного корабля, намного опередившего свое время. Считается, что в космонавтике было всего 3 великих события: первый спутник, полет Гагарина и «Буран», поскольку ничего подобного советским достижениям не было сделано в аэрокосмической промышленности во всем мире.
Во время работы над проектом, автор посетил музейный комплекс мирового уровня - центр «Космонавтика и авиация» в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве, а также два интерактивных музейных комплекса «Буран» в Москве и в Сириусе в Сочи.
Большую помощь в сборе информации нам оказал Музей им. Циолковского в Калуге. Благодаря сотрудникам музея удалось найти редкую информацию и книги об истории освоения космоса и создании космического челнока «Буран», о его создателях, испытаниях и об отряде летчиков – космонавтов.
Также автор побывал на экскурсии в музее космонавтики в Архипо-Осиповке, прочитал около 30-ти источников и посмотрел несколько научно-популярных и документальных фильмов. Изучая их, удалось найти информацию не только про «Буран», но и про освоение космоса в СССР. Мне хотелось бы поделиться своими открытиями с другими школьниками, ведь нашему народу есть чем гордиться.
Цель работы – исследовать историю советского космического корабля многоразового использования «Буран».
Задачи работы:
- изучить историю создания и найти информацию о создателях «Бурана»;
- узнать, какие ресурсы были задействованы в СССР для создания «Бурана», и какие новые технологии были разработаны благодаря этой программе;
- выяснить, где и как проходили испытания «Бурана»;
- попытаться разобраться в причинах гибели корабля-легенды;
- посетить музеи и экскурсии, связанные с космическим кораблем «Буран» и найти уникальные фотографии и экспонаты, а также воспоминания участников программы «Буран».
Объект исследования - советский космический корабль многоразового использования «Буран».
Предмет исследования – факты, связанные с созданием и полетом космического челнока «Буран».
В работе были использованы следующие методы научного познания: логический, исторический, а также методы анализа и синтеза.
Структура работы. Работа состоит из 2-х глав и 6-ти пунктов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
Информационной базой исследования послужили открытые источники и ресурсы сети Интернет, материалы документальных фильмов, а также лекции экскурсоводов ВДНХ и Сириуса.
Часть 1 Как создавался космический корабль «Буран»
История создания и создатели «Бурана»
«Буран» - это советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия - Буран» (см.рис.1) [2].
Этот советский космический корабль, стал ответом на создание американского космического челнока «Шаттл», но намного превосходил его. Однако его судьба оказалась трагичной.
15 ноября 1988 года в 6:00 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал «Буран». Продолжительность полета составила 205 минут. «Буран» совершил 2 витка вокруг Земли и вернулся на аэродром «Юбилейный» на Байконуре. Впервые в истории человечества полет космического челнока прошел полностью в автоматическом режиме. Для сравнения, американский Шаттл совершал посадку на ручном управлении. Этот рекордный полет «Бурана» был занесен в книгу рекордов Гиннесса.
Рис.1 «Буран».
Я узнала, что у проекта «Буран» была предыстория. Так, первый космический самолёт в СССР был разработан ещё в 1950-х годах, а в 1970-м беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-2 уже совершил первый полёт. Были еще успешные проекты, близко подходившие к окончательной реализации, но их отложили, выбрав другие направления.
Возобновили проект только после того, как американцы, создав свой «Спейс шаттл», однажды решили показать реальную возможность безнаказанной бомбардировки Москвы. Один из «челноков» взял и нырнул из космоса прямо к советской столице на высоту 80 км. Если бы он, например, «уронил» атомную бомбу, наша система противовоздушной обороны (ПВО) была бы беспомощна [10]. Поэтому, исходя из возникшей угрозы, политики, военные и конструкторы СССР объединили усилия над срочным созданием своего многоразового челнока. Необходимо было срочно восстановить паритет в обороноспособности нашей страны.
За разработкой «Бурана» стояли 14 лет напряженного труда. Все это время ведущие ученые и инженеры трудились в обстановке полной секретности. Масштабы проекта впечатляют: 86 министерств и ведомств, 2,5 миллиона человек, участвующих в разработке. В проекте было задействовано 1246 предприятий, институтов, конструкторских бюро (КБ), полигонов.
Головным разработчиком орбитального корабля «Буран» стало НПО «Молния», специально созданное в 1976 году на базе трех КБ для реализации программы. Генеральным директором и главным конструктором «Молнии» был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, до этого занимавшийся проектом «Спираль» и истребителями «МиГ». Основной площадкой для сборки и испытаний кораблей были выбраны цеха Тушинского машиностроительного завода [16].
Мы узнали, что одним из главных создателей «Бурана», его «отцом» был Главный конструктор Глеб Евгеньевич Лозино - Лозинский (см. рис 2). Глеб Евгеньевич сам говорил об этом так: «Не было бы меня - не было бы и «Бурана». А всех остальных можно заменить!» Когда в 1976 году он получил приказ создать советский шаттл, ему было уже 67 лет. Несмотря на возраст, это был непревзойденный и выдающийся ученый, уникальный инженер-конструктор. Выбор был не случаен: Глеб Евгеньевич уже совершенствовал боевой корабль «Спираль», для которого «Шаттлы» были не более чем мишенью.
Рис. 2 Отец Бурана Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский
Источник фото: https://obratnosssr.mirtesen.ru/
Автор узнал один интересный факт, который много говорит об этом уникальном корабле. Когда «Буран» готовился совершить посадку, он вдруг резко ушел с ожидаемой траектории. По воспоминаниям, руководители группы управления полетом в ужасе стали кричать: «Что такое? Корабль уходит!». Дело в том, что кораблем в автоматическом режиме нельзя управлять, его можно только уничтожить. Однако «Буран» сделал очередной виток и спокойно сел на посадочную полосу. Оказалось, что из-за ветра скорость была выше расчетной, и бортовой компьютер всего лишь увел корабль на дополнительный маневр. Так машина оказалась умнее своих создателей. Проектом «Энергия – Буран» до сих пор по праву гордятся не только те, кто был к нему причастен, но и вообще все, знакомые с историей космонавтики.
Возможности и масштабы программы «Буран»
Старт «Бурана» был фантастически дорогим — оправдать это в СССР могли только военно-стратегические цели. Для сравнения стоимость проекта по созданию «Бурана» была сопоставима со строительством Байкало-Амурской магистрали со всеми ее населенными пунктами, вокзалами, мостами и железнодорожными путями.
По воспоминаниям руководителя подготовки и пуска транспортной системы «Энергия-Буран» Владимира Гудилина, в то время активно шло развитие лазерного оружия, в котором СССР был впереди США. Его вполне могли бы применить на «Буране» для поражения космических объектов. «Буран» был вооружен по полной схеме, — признавал Владимир Гудилин. Двигательной установки — 16 т тяги более чем достаточно, чтобы маневрировать в космосе. «Шаттл» не мог этого делать, а «Буран» родился таковым» [10].
Сходство двух кораблей очевидно, однако между ними есть существенные отличия, которые наглядно представлены в инфографике (см. рис. 3)
.
Рис. 3 Отличия «Бурана» от «Шаттла» Источник «Газета.Ru» [25]
Наш «Буран» был только внешне похож на «Шаттл». Шаттл выходил в космос на собственных двигателях и брал топливо из гигантского бака, который все путают с ракетой. А наш «Буран» выводила в космос уникальная ракета «Энергия» — самая мощная в мире, способная выводить тяжелые орбитальные станции (см. рис. 4).
Достижения производства «Бурана» было огромно. Для перевозки «Бурана» был специально создан самый большой в мире сверхтяжёлый транспортный самолёт Ан-225 «Мрия» (см. рис. 5). Также была создана ракета-носитель «Энергия» с мощностью двигателей в 170 млн л.с., которая была способна поднимать на орбиту любые грузы массой до 100 тонн. К сожалению, не пригодился больше и ракетный двигатель РД-0120, технологии производства которого сейчас утрачены.
На Байконуре были построены специальная стартовая площадка и посадочная полоса. Потрачено было в общей сложности 16,4 млрд рублей – астрономическая по тем временам сумма.
Даже тепловозы создавались специально для этой программы. Так, в 1988 году Луганский завод создает специальную модификацию тепловоза 3М62П. Его мощность составляла 2000 л.с. на секцию, однако в «тройном» исполнении он обладал значительно большей силой тяги, так как был более совершенен. В том же году все три тепловоза поступили на Байконур, где и остались: ни один тепловоз, созданный для космодромов, оттуда не вернулся.
Рис. 4 Транспортировка «Бурана». Фото Центра «Космонавтика и авиация» [32].
На рис 4 представлена платформа системы «Энергия» — «Буран». Общий вес системы — 2400 тонн. Платформа составляла примерно половину этого веса, соответственно, общий вес — 3600 тонн [32].
Рис. 5 Грузовой самолет Ан-225 «Мрия», несущий «Буран».
Фото: Яцин В. фотохроника ТАСС [10]
«Буран» был сделан так, что мог садиться самостоятельно на собственных двигателях, а не как американцы, на планировании после тщательного прицеливания на одну из посадочных полос. Кроме того, для него была создана система автоматической посадки.
Великолепный компьютер, управлявший 100-тонным кораблём так, что в пилотах просто не было необходимости. Система работала самостоятельно и самоустранялась от управления только после того, как пилот брался за штурвал сам. Такие на тот момент у СССР были сверх компьютеры.
Были созданы также тысячи новых уникальных материалов, прежде всего для огнеупорного покрытия челнока. Снаружи весь корпус корабля был покрыт специальным теплозащитным покрытием двух типов. Это были плитки различной толщины на основе супертонкого волокна окиси кремния и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Всего на наружную поверхность «Бурана» было нанесено более 38000 плиток.
Для сравнения, в отличие от американцев, менявших на своих шаттлах покрытие практически полностью, у того единственного «Бурана», который, влетел в атмосферу на 30 тыс км, вышли из строя всего 6 плиток. Эти наработки и сегодня используются в отечественных гиперзвуковых ракетах, позволяя им сохранять боеспособность в коконе плазмы температурой в 1500-2000 градусов. Действительно, нам было чем гордиться, такого не делал до нас никто. Умно, грандиозно, уникально и перспективно, это признавали во всем мире.
1.3 Испытания «Бурана»
Предполагалось провести 10 пусков РН «Энергия» с кораблем «Буран», причем в первых пусках «Буран» должен был летать в беспилотном режиме. Провести летные испытания корабля в пилотируемом режиме решено было поручить высококлассным летчикам-испытателям Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства обороны.
С этой целью в 1977 г. в ЛИИ имени М.М. Громова, головном институте МАП, начала формироваться группа летчиков-испытателей, ориентированная на программу «Буран». В начале 1979 г. группа была окончательно сформирована и утверждена. В ее состав вошли летчики высочайшего класса: Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс и Александр Щукин. Командиром группы стал Игорь Петрович Волк (см. рис. 6).
Рис. 6 Командир специального отряда летчиков-космонавтов
программы «Буран» И.П.Волк. Источник фото [21].
Именно ему было поручено отобрать в команду лучших летчиков-испытателей СССР. Это был первый отряд летчиков, набранных по программе «Буран» (см. табл. № 1).
В апреле 1979 г. летчики приступили к общекосмической подготовке в ЦПК. При этом для них была впервые применена новая система подготовки – методом сборов. Летчики-испытатели не могли надолго отрываться от испытательной работы, чтобы не потерять летные навыки, и поэтому они готовились в ЦПК не постоянно, а периодически приезжая на тренировочные сборы.
По воспоминаниям летчиков-космонавтов, «Буран» — боевой корабль, который мог летать как в автоматическом, так и ручном режиме. На «Буране» летчики должны были следить за работой автоматики и быть готовыми при посадке в любой момент перейти на ручное управление. «Когда говорили о возможности посадить «Буран» в ручном режиме, руководство было против, — вспоминал летчик-космонавт Игорь Волк [9].
Таблица № 1 Первый отряд летчиков-испытателей программы «Буран»
Первый отряд летчиков-космонавтов |
Фото |
|
1 |
Игорь Волк (командир отряда) |
|
2 |
Олег Кононенко |
|
3 |
Анатолий Левченко |
|
4 |
Римонтас Станкявичус |
|
5 |
Александр Щукин |
|
6 |
Николай Садовников |
|
7 |
Александр Лысенко |
Источник данных: Д\ф «Буран. Созвездие Волка». Источник фото: https://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165989.html
Мы нашли информацию о судьбе всех летчиков-испытателей первого отряда, которые принимали участие в программе «Буран» и выяснили их судьбу.
К сожалению, все они погибли, выполняя полеты не связанные с «Бураном». Единственный, кто из них полетел в космос, это был командир отряда. Но этот полет, к сожалению, никак не был связан с «Бураном». О судьбе отряда мы узнали из интервью летчика-космонавта, Героя Советского Союза И.П. Волка.
Часть 2 Первый и последний полет космического корабля «Буран»
2.1 Первый и единственный полёт «Бурана»
Мало кто знает, что первый старт «Бурана» не состоялся из-за технической неисправности, а второй – чуть было не отменили по погодным условиям.
Вот как описаны эти две попытки старта в статье исследователей А.Г. Бровкина и В.Г. Кравец: «Старт был назначен на 29 октября 1988 г. Но в этот день, за 51 сек до старта, была выдана автоматическая команда на его отмену в связи с ненормальным отведением от ракеты фермы стартовой башни с приборами прицеливания. Был осуществлен слив компонентов топлива, выявлены детальные причины отказа и проведено их устранение. Напряженнейшая работа на космодроме шла в течение почти 20 суток».
После всех проверок была назначена новая дата старта — 15 ноября. И вот старт — в 06 ч 00 мин 02 с московского времени «Энергия-Буран» оторвалась от стартового стола и почти сразу же ушла в низкую облачность (см. рис.7). Старт был осуществлен в условиях резкого ухудшения метеоусловий, что потребовало специального экстренного решения Технического руководства пуском и Государственной комиссии». К счастью, вторая попытка оказалась успешной и «Буран» успешно совершил свой полет. [31]
Рис. 7 Вывод Бурана ракетоносителем «Энергия»
Источник фото: https://obratnosssr.mirtesen.ru/blog/43345982134/-Buran-triumf-i-tragediya-korablya-legendyi?ysclid=lps0qckxpt559671249
Надо отметить, что представляло сложность понять, сколько было построено кораблей для проведения именно испытаний. В разных источниках была противоречивая информация об этом. По одним источникам их было шесть, по другим девять технологических макетов в различной комплектации для проведения разноплановых испытаний.
Всего по программе «Энергия» - «Буран» было построено три летных корабля (третий не был достроен) и заложили еще два, которые после сворачивания программы уничтожили. Среди них:
БТС-02 (в космосе не был, испытания проходил на земле) – копия Бурана, созданная для наземных испытаний и тренировочных полетов в атмосфере. Был построен в 1984 году одновременно с Бураном, и в период с 1985 по 1988 год совершил 24 полета. После закрытия программы много лет был экспонатом на различных авиашоу, и сегодня является экспонатом в Музее техники города Шпайер (Германия).
Буран 1.02 – второй экземпляр Бурана. Был практически готов к полету в 1992 году, но в связи с закрытием программы отправился на хранение. Вместе с ним был создан макет для наземных испытаний. Сейчас оба корабля находятся в заброшенном комплексе №112а на космодроме Байконур, они практически разрушены, часть оборудования похищена или пришла в негодность.
Буран 2.01 – третий летный экземпляр, вторая версия орбитального корабля, который создавался для более сложных и длительных полетов, и должен был стать первым пилотируемым ракетопланом. Из-за закрытия программы был готов примерно на 40%. Сначала он находился в городе Жуковском, а затем был приобретен Вадимом Задорожным как экспонат в Музей техники. Сегодня он хранится на территории кинокомплекса «Военфильм-Медынь» в поселке Архангельское Московской области. В планах музея - полная реставрация «Бурана», на которую потребуется много времени, в связи с тем, что планируется проведение восстановительно-реставрационных работ и научно-исследовательская работа.
Буран 2.02 – четвертый экземпляр. Был готов на 10-20%, в основном носовая часть. Позднее был разобран на металлолом, а его защитные плитки распроданы через Интернет.
Буран 2.03 – пятый и последний экземпляр, постройка которого была прекращена еще на стартовой стадии.
В космос полетел именно «Буран 1.01», судьбу которого автор узнал и нашел последнюю фотографию этого уникального корабля.
2.2 Трагичная судьба «Бурана»
С распадом Советского Союза лидерство во многих направлениях было утрачено, в том числе и в освоении космоса. Не избежала печальная участь и проект своей страны «Буран».
Единственный побывавший в космосе «Буран» под номером 1.01 был уничтожен при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре (см. рис. 8).
Рис.8 Фото «Бурана» на Байконуре. Казахстан
Автор фото: Виталий Раскалов [19]
Заслуживает отдельного внимания то, как и кем был сделан этот уникальный снимок. Известный руфер Виталий Раскалов с командой единомышленников тайком пробрался в заброшенные ангары крупнейшего в мире космодрома Байконур. Внутри они увидели стоявшие много лет бесхозными Бураны и сделали уникальные снимки. Путешественники добрались до Байконура самовольно, часть пути они ползли, тайно попали на территорию Байконура, где и были задержаны сотрудниками полиции, успев сделать эти снимки. Объект этот особо охраняемый, поскольку ежегодно с Байконура производится в среднем 22 пуска ракет в космос.
Второй летный «Буран» 1.02, до сих пор находится на космодроме в заброшенном состоянии и является точкой притяжения туристов.
По сведениям, которые мы узнали в статье Дмитрия Евстифеева «...в ангаре стоят на самом деле не «Бураны». Это новое поколение, называется «Буря». Изделие 1.2. Именно они должны были выполнять еще более сложные задачи. Но программу закрыли, Советский Союз распался, и все изделия фактически в нетронутом состоянии остались на Байконуре.
Трагедия для отечественной космонавтики заключается в том, что в 2002 году крыша этого ангара не выдержала и упала на действующий «Буран», который был полностью разрушен, после чего его распилили на куски и продали в Китай [19].
Одной из задач проекта было попытаться разобраться в причинах гибели корабля-легенды. На основе изученной литературы и источников мне удалось выяснить, почему свернули программу и как погиб легендарный «Буран».
Оказалось, что причины лежат не только в экономической, но больше политической плоскости. Официальная версия - недостаток финансирования. Однако те уникальные технологии, которые были разработаны, смогли бы принести огромные прибыли нашему государству.
Основная причина – «перестройка» и последующий распад Советского Союза. В мае 1987 года, за год до старта, на Байконуре побывал Глава СССР Михаил Горбачев. По мемуарам Лозинского, тогда Горбачев сказал: «Энергию» мы запустим, а «Буран» вряд ли», мотивируя тем, что дорого. Однако уже тогда были достигнуты договоренности с президентом США Р.Рейганом о сокращении вооружений и демилитаризации космоса. Так похоронили будущее «Бурана».
Уже после первого и единственного полета «Буран» показали в Ле Бурже в 1989 году, куда отвезли на самолете «Мрия». 12 апреля 1991 года на авиа параде он последний раз видел мир. Программу свернули в 1993 году, а все, что осталось от «Бурана», — макет, как украшение сначала в парке культуры им Горького в Москве, а затем на ВДНХ. Хотя документа о закрытии программы нет до сих пор.
«Буран» взлетел только раз, но это резко повысило авторитет нашей страны, и он себя полностью оправдал», — с гордостью говорил конструктор. Умер он 28 ноября 2001 года, внезапно. Спустя полгода так же внезапно погиб и его «Буран».
Достаточно сложной оказалась судьба изделия БТС-02 (модификации «Бурана»), которая создавалась для горизонтальных летных испытаний. Если «Буран» приземлялся как планер, то у этой летного корабля было 4 двигателя. На нем отрабатывали посадку, учились управлять «Бураном», сделали 24 полета. Его удалось транспортировать на олимпиаду в Сиднее в 2000 году как музейный экспонат. Потом перевезли в ОАЭ и оставили в порту. Он стоял в Бахрейне и накапливал долги, пока немцы не выкупили его и отбуксировали через Суэцкий канал заплатив 10 млн евро. Так Буран был перевезен в Германию в Музей техники в Шпайере [9].
Первый полёт советского многоразового орбитального корабля «Буран» одновременно стал и последним. Уникальные технологии, наработанные в проекте, почти не пригодились, а завод, где был сделан уникальный космический аппарат, был продан с интернет-аукциона. Жаль, что так закончилась великая эра российской аэрокосмонавтики.
2.3 Музеи и экскурсии, связанные с космическим кораблем «Буран»
Одной из задач исследовательской работы было найти документальные свидетельства, уникальные сведения, воспоминания участников программы «Буран». С этой целью мы обратились в Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Этот музей является первым в мире и крупнейшим в России музеем космической тематики. Он был создан при непосредственном участии выдающегося главного конструктора Сергея Павловича Королева и первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Музей располагает наиболее полным в России систематическим собранием музейных предметов по космонавтике, среди которых большинство уникальны. В составе музейного фонда более 75000 единиц хранения [20].
В музее проводится научно-исследовательская работа по изучению и пропаганде творческого наследия К.Э. Циолковского, отечественных и зарубежных пионеров ракетно-космической техники; истории ракетостроения и космонавтики, распространения идеи освоения космического пространства. Поэтому, мы написали запрос в научный отдел с просьбой помочь в сборе материала для работы и нам предоставили фотографии уникальных экспонатов экспозиции, посвященной «Бурану» (см. рис. 9).
Рис. 9. Экспонаты экспозиции Музея имени К.Э. Циолковского в Калуге
Источник фото: ГМИК имени К.Э. Циолковского
Во время работы над проектом, автор посетил музейный комплекс мирового уровня - центр «Космонавтика и авиация» в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве. Он посвящен истории освоения космоса. Здесь можно увидеть различные экспонаты, связанные с космонавтикой, а также узнать много интересного о космосе и его исследовании (см. рис.10).
Рис. 10 Павильон «Космос», ВДНХ в Москве. Фото автора.
Также автор побывал на экскурсии в музее космонавтики в Архипо-Осиповке (см. рис. 11).
Рис. 11. На экскурсии в Музее космонавтики в Архипо-Осиповке. Фото автора.
В России есть два места, где можно посетить экскурсии про «Буран». Это - два интерактивных музейных комплекса «Буран» в Москве на ВДНХ и в Сириусе. Там не только можно увидеть космический корабль, но и отправиться в виртуальный полет. Мне удалось посетить обе эти экскурсии, так как мы старались собрать как можно больше информации. Вот, что удалось узнать.
Один из кораблей расположен в Москве в парке ВДНХ (см. рис. 12). Интерактивный музейный комплекс «Буран», который представляет собой копию космического корабля «Буран». Этот космический челнок не только музейный экспонат, но и символ космической эры, в которую вступил человек. Он был создан для того, чтобы продемонстрировать мощь нашей страны и ее способность к освоению космического пространства. В ходе экскурсии мы узнали историю создания «Бурана», его технические характеристики и особенности эксплуатации. Также, на территории музея находятся и другие космические корабли.
Рис. 12 «Буран». Экскурсия на ВДНХ в Москве. Фото автора
Второй экспонат находиться в Сочи на территории Парка науки и искусств Сириус (см. рис. 13).
Рис. 13 Экскурсия в интерактивный музейный комплекс «Буран» в Сириусе. Фото автора.
Этот парк расположен рядом с Олимпийскими объектами прибрежного кластера, возведенными к ХХII Зимним Олимпийским играм 2014 года. На территории так же есть тематический парк развлечений и образовательный центр для одаренных детей «Сириус».
Этот корабль ни разу не был в космосе, но именно благодаря ему и еще несколькимбратьям-близнецам стал возможен прорыв в отечественной и мировой космонавтике - подготовка и успешная реализация программы «Энергия-Буран» [18].
В программе экскурсии можно побывать и увидеть корабль изнутри с максимально сохраненными макетами двигателей и внутренних устройств (см. рис. 14). Экскурсоводом была рассказана история создания, подготовки к запуску и описаны интересные ситуации, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении этого проекта. В конце программы у автора была возможность осуществить виртуальный полет и в ручном режиме посадить «Буран» на взлетно-посадочную полосу.
Продолжительность экскурсии составила 70 минут. За это время мы не только посетили космический корабль «Буран», но и узнали историю его создания, как проходил первый и единственный полёт. А также получили возможность посидеть за штурвалом «Бурана», совершив виртуальный полет.
Впечатления от экскурсии следующие: мы ощутили мощь и уникальность этого корабля, который стал легендой.
Практическая значимость проекта заключается в том, что автор стремится донести информацию о проделанной работе до других школьников, многие из которых даже не слышали о достижениях отечественной космонавтики, о нашем великом прошлом, а ведь нашему народу есть чем гордиться.
Поэтому автор подготовил доклад ко Дню космонавтики и выступил в Романовской гимназии города Краснодара для учеников 4-х классов.
Для составления доклада и презентации были отобраны из материалов экскурсий и изученных источников наиболее интересные факты о «Буране» (см. табл. № 2).
Это выступление нашло большой отклик среди моих сверстников, многие из которых задавали вопросы и заинтересовались этой темой (см. рис. 15).
Автор планирует продолжить работу над проектом и встретиться с участниками программы «Буран» по приглашению Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге, чтобы постараться собрать и сохранить их воспоминания для последующих поколений.
Таблица № 2 Интересные факты о «Буране»
№ |
Интересные факты о «Буране» |
1 |
Над проектом работали 15 лет. |
2 |
Участие в проекте приняли более 1 млн человек. |
3 |
Буран весил более 100 тонн. |
4 |
У Бурана было полностью автоматизированное управление. |
5 |
С 2014 года Буран стоит на ВДНХ в качестве самого дорого в мире аттракциона. |
6 |
Буран придумали с нуля. |
7 |
В производстве Бурана использовали 800 новых технологий. |
8 |
В обшивке Бурана была использована уникальная теплоизоляция и сложнейшая форма плиток обшивки. |
9 |
Всего на наружную поверхность «Бурана» было нанесено более 38000 плиток обшивки. |
10 |
Обшивка выдерживала 20000 С. |
11 |
Официальный запуск проекта-1976 год. |
12 |
Проект и сегодня засекречен. |
13 |
В НПО «Молния» входило 1300 организаций, заводов, бюро и министерств. |
14 |
Был создан отряд космонавтов, состоящий из 15-ти летчиков-испытателей, специально отобранных для полета на Буране. |
15 |
Буран мог бы стать и грузовиком, и бомбардировщиком. |
16 |
Первый пуск Бурана был отменен. За несколько секунд до запуска вдруг все приборы дали сбой. Оказалось, что подвели уплотнительные резинки. |
17 |
Второй пуск Бурана был под угрозой из-за погодных условий: буран, ледяной дождь, ветер. |
Источник: составлено автором.
Вот так выглядела презентация моей работы и доклад (см. рис. 14 и Приложение А).
Рис. 14. Апробация работы. Выступление ко Дню космонавтики в Романовской
гимназии г.Краснодара для учеников 4-х классов. Фото автора.
Исполнилось 35 лет со дня старта на орбиту советского космического корабля «Буран». Он отправился в свой первый и единственный полет 15 ноября 1988 года, совершив невиданный прорыв в развитии космической индустрии. Это был триумф советской космонавтики. Также как запуск первого спутника Земли, первый в мире полет в космос Юрия Алексеевича Гагарина, создание и полет Бурана было событием в мировой космонавтике, событием, равных которому не было ни у одной страны мира. Триумфальному полету Бурана суждено было остаться единственным и непревзойденным венцом творения советской инженерно-конструкторской мысли.
Достижения советской космонавтики – это гордость нашего народа. Поэтому так важно помнить о тех скромных героях, имена которых были засекречены и неизвестны широкому кругу людей, тех, кто создавал легенду (см. рис. 15).
Рис. 15. Создатели «Бурана». Источник фото [23]
Создателям уникального космического корабля «Буран» посвящается...
Заключение
Советский космический корабль многоразового использования «Буран» отправился в свой единственный полет 35 лет назад. Полет продлился 205 минут, в течение которых «Буран» совершил два витка вокруг Земли, а затем приземлился на Байконуре на аэродроме «Юбилейный». Управление велось в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и программного обеспечения. Этот полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю под управлением бортового компьютера вошел в книгу рекордов Гиннеса. Полет, который стал венцом советской космонавтики.
Программа по созданию многоразового орбитального корабля «Буран» стартовала в 1976 г. Это был «наш ответ» американскому «Шаттлу», который показал свои возможности по безнаказанной бомбардировке территории Советского Союза. Хочется привести слова президента Академии наук СССР Келдыша: «Шаттл, то есть американский корабль многоразового использования, может пройти над Ленинградом или Москвой, сбросить ядерный заряд, уничтожив эти города». Поэтому «Буран» был задуман как наш ответ американскому «Шаттлу», но намного превзошел его.
После 1976 года началось строительство шести полноразмерных макетных кораблей для различных испытаний и трех летных кораблей. Стоимость проекта в общей сложности составила 16,4 млрд рублей, это примерно та же сумма, которая была потрачена на строительство Байкало-Амурской магистрали с 2230 мостами, 8 тоннелями, десятками посёлков и городов. Создать такой корабль по силам было только Советскому Союзу – сверхдержаве, безусловному лидеру в космической отрасли.
Мне удалось узнать, что помимо «Бурана», который летал в космос, было построено или находилось в разработке еще несколько идентичных кораблей. Благодаря Бурану и еще нескольким его братьям-близнецам стал возможен прорыв в отечественной и мировой космонавтике - подготовка и успешная реализация программы Энергия-Буран.
На орбиту «Буран» вывела ракета «Энергия». Первый полет был намечен на 29 октября, но по техническим причинам за 51 секунду до старта был отменен. Из соображений безопасности первый испытательный полет решено было проводить как беспилотный. Несмотря на штормовое предупреждение, старт состоялся вопреки погодным условиям и прошел успешно.
После распада СССР «Буран» так и остался стоять в монтажном корпусе Байконура в Казахстане, построенном еще в 60-е годы прошлого века для лунной ракеты. Первый летный экземпляр «Бурана», который летал в космос, был практически готов к полету в 1992 году, но в связи с закрытием программы старт не состоялся. Вместе с ним в заброшенном комплексе №112а Байконуре, остался и второй макет, созданный для наземных испытаний.
В 1990-м году работы по программе «Энергия» - «Буран» приостановили, а программу свернули. 1993-м году программу окончательно закрыли.Так был похоронен самый амбициозный проект советской и мировой космонавтики.
13 мая 2002 года огромный пролет прохудившейся крыши рухнул на «Буран». Так был разрушен легендарный корабль. Я узнала судьбу остальных брошенных макетов. Второй летный экземпляр, а также один из макетов продолжают храниться на Байконуре, постепенно разрушаясь, а один - купила Германия. Сейчас он находится в Музее техники в Шпайере, где считается самым ценным экспонатом. В 2011 году один образец перевезли на территорию Летно-исследовательского института имени Громова в Жуковский, чтобы отреставрировать. Есть сведения, что он находится в настоящее время в Тверской области. Там планируют сделать Музей.
Мы смогли найти имена летчиков-испытателей, отобранных для испытаний «Бурана» и входивших в состав первого отряда. К сожалению, их судьба трагична, почти все они за исключением командира отряда Игоря Волка погибли в разных авиакатастрофах, напрямую не связанных с «Бураном». Родина не должна забывать имена ее героев. Жизнь этих смелых людей была отдана за нашу с вами безопасность, они рисковали и погибали для того, чтобы никто не посмел напасть на нашу страну.
Но память о тех героических людях, которые сумели создать легендарный космический корабль, надолго опередивший время, пусть живет в наших сердцах, также как и гордость за свою великую страну и народ.
В мире было всего 3 события в космонавтике: первый спутник, Гагарин и Буран: и все они – достижения нашей страны. Будем достойными наших предшественников.
Пока память о них жива, дело их продолжает жить!
Автор узнал, что в «Роскосмосе» начали работу по созданию космического корабля, который может стать наследником «Бурана» [36]. Поэтому история «Бурана» еще не закончилась, она только начинается. И автор планирует продолжать свои исследования.
Список использованных источников и литературы
Булат Павел «Буран»: история русского шаттла [Электронный ресурс] // naked-science. URL: https://naked-science.ru/article/nakedscience/buran-istoriya-russkogo?ysclid=lnn4vevn85496486894 (дата обращения 12.10.23).
Буран (космический корабль) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 14.10.23).
«Буран» раздора. Как советский космический корабль соревновался с США, а затем рассорил Россию и Казахстан? [Электронный ресурс] //URL: https://lenta.ru/articles/2021/09/11/buran/ (дата обращения 15.11.23).
Брошенное дитя Холодной войны: нужен ли России новый «Буран»? // [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/science/2023/11/15/17871295.shtml (дата обращения 17.10.23).
В Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ открылась выставка, посвящённая истории создания космического корабля «Буран» [Электронный ресурс] // URL: https://www.nkj.ru/info/49009/ (дата обращения 19.11.23).
Космический корабль «БУРАН» // [Электронный ресурс] URL:
Экскурсия на борт орбитального корабля «Буран» [Электронный ресурс] // URL: https://siriushotels.ru/entertainment/kosmicheskii-korabl-buran
Ячменникова Н. «Буран»: прерванный полет. Когда вернется на орбиту русский шаттл https://rg.ru/2023/11/15/triumf-i-tragediia-burana-kogda-vernetsia-na-orbitu-russkij-shattl.html (дата обращения 06.12.23).
«Буран»: триумф и трагедия корабля-легенды [Электронный ресурс] //URL: https://obratnosssr.mirtesen.ru/blog/43345982134/-Buran-triumf-i-tragediya-korablya-legendyi?ysclid=lps0qckxpt559671249 (дата обращения 10.12.23).
Покровский А. «Буран»: самый великий и несчастный космический проект России // [Электронный ресурс] URL: https://tsargrad.tv/articles/buran-samyj-velikij-i-neschastnyj-kosmicheskij-proekt-rossii_169097?ysclid=lps0q3oky7842388467 (дата обращения 12.12.23).
Как «Буран» в Германию попал? [Электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/WWH2D-hqnvIo6Cup (дата обращения 29.11.23).
Советский челнок «Буран» нашел пристанище в Германии. Фоторепортаж // [Электронный ресурс] URL: https://rb.ru/article/sovetstkiy-chelnok-buran-nashel-pristanishhe-v-germanii-fotoreportaj/5193427.html (дата обращения 30.11.23).
Космический корабль Буран [Электронный ресурс] // URL: https://www.advantour.com/rus/kazakhstan/baikonur-cosmodrome/ (дата обращения 01.12.23).
16 миллиардов рублей в космос: «Буран» с крымским оттенком. [Электронный ресурс] //РИА Новости. URL: https:// crimea.ria.ru/20231115/1112729067 (дата обращения 18.12.23).
Купленный Задорожным «Буран» перевезли из Жуковского в музей. [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220312/buran-1777781721.html (дата обращения 19.12.23).
«Буран»: первый и единственный [Электронный ресурс] // Ростех. URL: https://rostec.ru/news/buran-pervyy-i-edinstvennyy/ (дата обращения 06.02.24).
Экскурсия на борт орбитального корабля «Буран». Парк науки и искусства «Сириус» https://parksirius.ru/event/2477
Евстифеев Д. Здесь похоронены амбиции России [Электронный ресурс] // Газета.Ru URL: https://www.gazeta.ru/social/2017/05/30/10697831.shtml (дата обращения 15.02.2024)
Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского https://gmik.ru/otdely/muzey-kosmonavtiki/ (дата обращения 17.03.2024)
Агеев В. Созвездие Волка. Портрет в монологах и авторских отступлениях [Электронный ресурс] // Авиация России. URL: https://aviation21.ru/sozvezdie-volka-portret-v-monologax-i-avtorskix-otstupleniyax/ (дата обращения 21.03.2024)
Мержанов А. Король бездвигательных посадок // Воздушно-космическая сфера.-2017.-№1 (90).- с.124-135.
Ракета-носитель «Энергия» [Электронный ресурс] // Роскосмос. URL: https://www.roscosmos.ru/472/
Отряд пилотов «Бурана» [Электронный ресурс] // URL: https://podpolkovnikvvs.livejournal.com/165989.html (дата обращения 09.04.2024)
Полет орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 г. [Электронный ресурс] // Буран. URL: http://www.buran.ru/htm/flight.htm (дата обращения 02.04.2024)
Алина Джусь СССР против США: главные отличия «Бурана» от Space Shuttle [Электронный ресурс] // Газета. ру URL: https://m.gazeta.ru/infographics/buran-vs-shuttle.shtml 15 ноября 2023
Лобыкин А.А., Лебедев Г.В., Евсеенко О.В., Афанасьева В.Н., Нехорошев Н.Н. Обеспечение безопасности полета многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» (к истории создания уникальной космической техники).
Многоразовый орбитальный корабль «Буран» / Под редакцией Ю.П. Семёнова, Г.Е. Лозино-Лозинского, В.Л. Ла-пыгина и В.А. Тимченко. М.: Машиностроение, 1995. 448 с.
Гаврин Д. А., Бобылева А. Г. Создание и эксплуатация космического корабля «Буран»: итоги и значение. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2010. с.355-356.
100 великих рекордов авиации и космонавтики. М.: Вече, 2008
Ляхова К. А. Популярная история астрономии и космонавтики. М. : Вече, 2002
Бровкин А.Г., Кравец В.Г. Автоматическая посадка беспилотного многоразового орбитального корабля «Буран» // Космическая техника и технологии.- 2014.-№1 (4).- С.-75-85.
Лысенко И. Локомотивы космодромов Центр «Космонавтика и авиация» https://cosmos.vdnh.ru/izdoma/lokomotivy-kosmodromov/ (дата обращения 03.05.2024)
«Буран» вернётся // Роскосмос URL: https://www.youtube.com/watch?v=2-_cFpsRY_c (дата обращения 02.05.2024)
«Роскосмос» создаст наследника «Бурана» URL: https://lenta.ru/news/2020/05/25/buran/
Сальникова Ю., Белоконова Е. «Роскосмос» начинает работу над космическим кораблем - наследником «Бурана» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/online/news/3883973/ (дата обращения 03.05.2024)
Создатель «Бурана» анонсировал полет орбитального самолета (дата обращения 04.05.2024)
Приложение А Презентация к докладу ко Дню космонавтики. Составлено автором.