Путешествие по Солнечной системе

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Путешествие по Солнечной системе

Христенко А.А. 1
1ЧОУ «Романовская гимназия»
Мацкайлова Е.В. 1
1ЧОУ "Романовская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Космос. Он завораживает. Так много в нем загадочного и интересного. Знания о космосе по-настоящему увлекают и взрослых, и детей. С детства я любила разглядывать звездное небо. У меня возникало множество вопросов о звездах, о планетах Солнечной системы, кометах, астероидах и метеоритах.

Чем больше узнаешь о Вселенной, звездах и галактиках, тем больше понимаешь, что мы очень мало знаем о тех небесных телах, которые ближе всего к нам, поэтому изучение космоса надо начинать со своего дома. А наш дом – это Солнечная система, частью которой является самая красивая планета Земля. Тому, какие тайны таит в себе наша Солнечная система, посвящена моя работа.

Цель работы – исследовать структуру и особенности Солнечной системы на основе лекций ученых-астрономов, материалов специализированных астрономических сайтов, научных книг и статей по астрономии.

Задачи работы:

- изучить строение Солнечной системы и выяснить, какие объекты входят в ее состав;

- выяснить характерные особенности звезды Солнце;

- найти интересные факты о планетах Солнечной системы, их спутниках и других космических телах;

- посетить планетарии, обсерватории, музеи, выставки и лекции, связанные с космической тематикой для поиска информации;

- придумать и разработать игру «Путешествие по Солнечной системе» для школьников, которая будет включать в себя викторину с заданиями разной степени сложности, чтобы в игровой форме повысить уровень знаний по астрономии.

Объектом исследования является Солнечная система.

Предметом исследования стали сведения о планетах Солнечной системы, их спутниках, звезде Солнце, а также других космических телах, входящих в состав данной системы.

Для того, чтобы ответить за те вопросы, которые стояли во время исследования, автор посетил несколько музеев космонавтики в Москве, Архипо-Осиповке, Сириусе, планетарии в Сириусе и Волгограде, прочитал много статей и книг о строении Солнечной системы, посмотрел научно-популярные фильмы и интервью с учеными-астрономами.

Поскольку в школе мы не изучали астрономию, но интерес у многих детей, также как и меня есть, то одной из задач работы было не только самой изучить вопросы строения космоса, но и поделиться в другими этими знаниями в доступной и увлекательной форме. Тогда этот интерес может перерасти в серьезное увлечение, а может и дело всей жизни.

Для этого автор решил разработать и провести Космическую игру «Путешествие по Солнечной системе» с заданиями разной степени сложности. Самые интересные факты были отобраны для составления вопросов викторины разной степени сложности.

Практическая значимость заключается в том, что эта игра была разработана с учетом разного уровня подготовки и возраста участников. Его можно использовать как для проведения индивидуальных, так и командных состязаний. Вопросы к викторине автор подбирал с учетом трех уровней сложности: зеленого (начального), желтого (среднего) и красного (продвинутого) уровней. Таким образом, этот квиз можно проводить для малышей начальной школы, а также детей постарше в средней школе и старших школьников. Там каждый сможет найти для себя интересные сведения, и узнать много нового.

Автор планирует апробировать игру в Романовской гимназии города Краснодара, чтобы заинтересовать и увлечь многих детей наукой об изучении космических тел – астрономией.

Методы научного познания, использованные в работе - исторический, логический, системный подход, группировки и сравнения.

Информационной базой исследования послужили книги и статьи специализированных астрономических сайтов, материалы экскурсий в музеи и планетарии, лекции по космической тематике в обсерваториях и научных астрономических кружках, а также фотографии экспонатов музея и обсерватории, сделанные автором.

Структура работы включает в себя две части, семь подпунктов, введение, заключение, список использованных источников и литературы.

Часть I Солнечная система: образование и строение

Метеориты — это единственное вещество космоса, доступное нам для прямого и непосредственного изучения. Тем они и уникальны. Это свидетели самых первых этапов формирования Солнечной системы и планет земной группы в частности. Это собрание самых первых минералов, можно сказать, отправная точка минералогической эволюции Земли. Это источники минералов, которых нет на нашей планете.

Заведующий кафедрой минералогии, профессор СПбГУ А. Брусницын

1.1 Общие сведения о Солнечной системе

Солнечная система состоит из звезды Солнце, 8-ми больших планет и их спутников, планет-карликов, малых тел солнечной системы (комет, астероидов), а также большого количества космической пыли, газа и мелких частиц. Солнце-звезда, которая является самым крупным телом солнечной системы (см. рис. 1).

Рис. 1 Строение Солнечной системы

Фото из открытых источников [13]

Ближе всех к Солнцу располагается Меркурий. Затем идут Венера, Земля, Марс. Это - планеты земной группы. Затем расположены 4 планеты-гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

В Солнечной системе также есть по крайней мере 5 карликовых планет: Плутон (до 2006 года считавшийся девятой планетой), Макемаке, Хаумеа, Эрида и Церера.

Между орбитами Марса и Юпитера расположен Главный пояс астероидов. Небольшие группы астероидов движутся внутри орбиты Марса и даже внутри земной орбиты, иногда угрожая столкновением нашей планете. Две группы астероидов движутся по орбите Юпитера, спереди сзади планеты. Их называют греками и троянцами, а всех вместе – просто троянцами, в память о героях легендарной Троянской войны. В настоящее время открыто немногим более 6500 астероидов-троянцев.

Все планеты, астероиды, кометы обращаются вокруг Солнца в одном направлении (против хода часовой стрелки, если смотреть с Северного полюса мира). Рассмотрим каждую из планет нашей Солнечной системы более детально.

1.2 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс

Ближайшие к Солнцу 4 планеты – Меркурий, Венеру, Землю, Марс – объединяют в земную группу планет. Эти планеты в основном состоят из горных пород и металлов. (см. рис. 2).

       

Рис. 2 Ближние к Солнцу планеты Солнечной системы (земная группа)

Фото из открытых источников [12]

Меркурий - самая маленькая планета. Близость к Солнцу и практически отсутствие атмосферы приводит к тому, что максимальная температура на поверхности достигает 4300 С. Минимальная температура составляет -1730 С. Вся поверхность меркурия покрыта кратерами и очень похожа на поверхность Луны. Меркурий – наименее изученная планета земной группы. Его исследовали лишь два космических аппарата.

Венера по объему и массе почти равна Земле. Наклон оси Венеры близок к прямому углу, так что на ней нет смен времен года. Вокруг оси Венера вращается в сторону, противоположную той, в которую вращаются все планеты и в которую она сама обращается вокруг солнца. В этом – одна из загадок Венеры. Давление у поверхности больше, чем давление у поверхности Земли, в 90 раз. Температура поверхности днем и ночью держится около 4700 С. Высокая температура поверхности объясняется парниковым эффектом: атмосфера пропускает к поверхности некоторую часть солнечного света, но препятствует обратному тепловому инфракрасному излучению. В Советском Союзе 12 февраля 1961 года к Венере была запущена первая автоматическая межпланетная станция «Венера-1», которая пролетела около Венеры. Всего к Венере в СССР было запущено 19 зондов: некоторые из них спускались в плотную атмосферу планеты, определяли ее химический состав.

Среднее расстояние Венеры от Солнца — 108 млн км. Расстояние от Венеры до Земли меняется в пределах от 38 до 261 млн км [4].

Марс назвали в честь бога войны за ее цвет. По диаметру Марс вдвое меньше Земли. Орбита Марса заметно вытянута. Его расстояние от Солнца изменяется в течение года на 21 млн км. Марс находится в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля, поэтому средняя температура поверхности составляет – 620 С. Для Марса характерны мощные пылевые бури, которые могут длиться месяцами. С начала 1960-х годов начались запуски автоматических межпланетных станций для изучения планеты. В настоящее время на орбитах вокруг Марса работают шесть зондов: «Марс Одиссей», «Марс-экспресс» и т.д.

1.3 Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Дальше от Солнца расположены 4 планеты-гиганта (см. рис 3). Юпитер – самая большая из них, далее идет Сатурн, Уран и Нептун. Планеты-гиганты в основном состоят из водорода и гелия.

       

Рис. 3 Дальние от Солнца планеты Солнечной системы (планеты-гиганты)

Фото из открытых источников [12]

Массивные гиганты Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун не похожи на планеты земной группы. Их видимая поверхность не что иное, как облачный покров мощной атмосферы, окружающей океан жидкого молекулярного водорода. Температура верхнего облачного слоя Юпитера и Сатурна -1400 С. Остальные гиганты еще холоднее: температура в атмосфере Урана -1970 С, а у Нептуна – 2000 С.

Несмотря на низкую температуру, атмосфера планет-гигантов весьма активна: в ней дуют мощные ветры и возникают огромные циклоны. Самый крупный вихрь уже несколько столетий наблюдается в атмосфере Юпитера. Он имеет красноватый оттенок и размер, превышающий диаметр Земли. Этот вихрь астрономы называют Большим Красным Пятном.

При высоком давлении, царящем в недрах планет-гигантов, жидкий водород переходит в металлическое состояние, то есть становиться проводником электричества. Наличие обширного жидкого электропроводящего слоя в совокупности с быстрым вращением планет-гигантов делает их мощными источниками магнитного поля. Например, поле Юпитера на уровне его облачного слоя в 10-15 раз сильнее, чем поле у поверхности Земли. Поэтому Юпитер окружен обширной магнитосферой. Радиационные пояса Юпитера по протяженности и уровню радиации во много раз превышают земные. Пребывание в них космонавтов совершенно исключено: даже кратковременное попадание туда стоило бы им жизни. Не только живые существа, но и беспилотные аппараты с трудом выдерживают условия вблизи Юпитера. Для аппаратов создается специальная электроника, способная работать при высоком уровне радиации.

1.4 Крупнейшие спутники планет

У планет-гигантов множество спутников, а у планет земной группы всего три спутника: два у Марса (Фобос и Деймос) и один у Земли (Луна).

Четыре спутника Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – отличаются большими размерами и массой. Именно эти спутники открыл Галилей в 1610 году сразу после изобретения телескопа, поэтому их называют галилеевыми спутниками.

Ганимед – самый крупный спутник в Солнечной системе; он больше планеты Меркурий. На поверхности Ио обнаружены десятки действующих вулканов. Это самое вулканическое активное место в Солнечной системе. Активная вулканическая деятельность Ио происходит из-за мощного приливного действия Юпитера. На Европе и Каллисто предполагают наличие океана воды под толстой ледяной корой.

Спутник Сатурна Титан – второй по размеру спутник в Солнечной системе. Он покрыт плотной туманной атмосферой, состоящей в основном из азота с примесью метана.

Самыми крупными спутниками в Солнечной системе являются Ио, Европа, Каллисто, Титан, Луна и Тритон.

Карликовые планеты. В 2006 году Международный астрономический союз ввел новый класс астрономических объектов – планеты-карлики. Карликовая планета удовлетворяет таким условиям:

  1. обращается вокруг Солнца;

  2. не является спутником планеты;

  3. обладает достаточной массой, чтобы сила тяжести превосходила сопротивление вещества, и поэтому ее тело имеет форму, близкую к сферической;

  4. из-за малой массы не способно, в отличие от планет, расчистить окрестности своей орбиты от других объектов.

В настоящее время известно пять карликовых планет: Церера, Плутон, Хаумеа, Макемаке и Эрида. Размеры их отличаются друг от друга не более чем в три раза. Некоторые карликовые планеты способны удерживать разряженную атмосферу.

Церера – самая маленькая из карликовых планет и самое большое небесное тело Главного пояса астероидов, где пролегает ее орбита. Церера- наиболее изученная из карликовых планет. Ранее она считалась крупнейшим астероидом. Предполагается, что Церера имеет каменное ядро и мантию из водного льда, который составляет до 20-30% массы Цереры.

Плутон – крупнейшая планета-карлик. Орбита этой карликовой планеты эллиптическая, вытянута довольно сильно, в основном лежит за орбитой Нептуна. На Плутоне есть водяной лед и очень разряженная атмосфера из азота и метана. Температура на поверхности около -2300 С. Каменное ядро Плутона диаметром 1500 км окружено слоем водяного льда толщиной 400 км. У Плутона пять спутников: один очень крупный (Харон) и четыре небольших. Плутон был открыт американским астрономом Клайдом Томбо в 1930 году и до 2006 года считался планетой.

1.5 Малые тела Солнечной системы

Астероиды. В 1802 году немецкий астроном Генрих Ольберс открыл неподалеку от Цереры еще одну небольшую планету, которую назвали Палладой. В 1804 году была открыта Юнона, в 1807 году – Веста. Уильям Гершель предложил назвать эти маленькие планеты астероидами. Астероид по-гречески означает «звездообразный». Крупнейшие среди астероидов- Паллада (512 к ) и Веста (526 км). Еще несколько десятков тел имеют диаметры до 100 км; астероидов диаметром более 1 км порядка ста тысяч.

Астероиды – твердые каменистые тела, имеющие диаметры примерно от 1 до 500 км и орбиты, расположенные преимущественно между орбитами Марса и Юпитера. Астероиды имеют угловатую форму, о которой можно судить по переменности блеска, вызванной вращением астероида.

По традиции, сохраняющейся со времени открытия первых астероидов, кроме постоянного номера, каждому астероиду присваивается также собственное имя. Право предложить название предоставляется первооткрывателю. Ранее давали мифологические имена, потом стали давать имена выдающихся людей. Название становится обязательным во всем астрономическом мире и включается во все каталоги и таблицы астероидов.

Всего к маю 2018 года было открыто около 760 000 астероидов. Однако обща масса всех астероидов Главного пояса составляет лишь 5 % массы Луны.

Кометы – самые протяженные объекты Солнечной системы. В переводе с греческого слова «комета» означает «волосатая», «длинноволосая». Орбиту кометы из наблюдений над ее перемещениями на фоне звезд впервые вычислил Исак Ньютон. Он доказал, что комета движется в Солнечной системе под действием тяготения Солнца.

Кометы движутся по орбитам, имеющим форму вытянутых элипсов. Орбиты изменяются под действием тяготения больших планет, особенно Юпитера, причем может изменяться и направление движения кометы.

Основные части кометы:

  1. ядро - относительно твердая глыба, состоящая в основном из льда с небольшими добавками пыли и других твердых веществ;

  2. голова (кома)- плотное облако водяного пара, углекислого и других нейтральных газов, испаряющихся из ядра под действием электромагнитного и корпускулярного излучений Солнца. Кома обычно тянется от 100 тыс. до 1,4 млн км от ядра. Твердое ядро и окружающую его кому вместе называют головой каметы;

  3. пылевой хвост – состоит из очень мелких частиц пыли, уносимых от ядра потоком газа. Эта часть лучше всего видна невооруженным глазом. Хвост кометы направлен в сторону, противоположную Солнцу;

  4. плазменный (ионный) хвост – образуется из газа, который ионизуется под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Плазменный хвост кометы обычно голубоватого цвета.

Вдали от Солнца у комет нет газовой атмосферы, и они ничем не отличаются от обычных астероидов. После сближения с Солнцем до расстояния примерно 11 а. ею у них появляется оболочка неправильной формы – кома. В телескоп такая комета видна как туманное пятнышко, и отличить ее от далекого звездного скопления или планетарной туманности удается только по заметному собственному движению. На расстоянии 3-4 а. е. от Солнца у кометы постепенно начинает развиваться хвост, который становится заметным на расстоянии менее 2 а. е.

Вследствие постоянной потери вещества ядро кометы не может существовать долго. Твердые частицы, потерянные кометой, движутся в Солнечной системе самостоятельно, образуя метеороидный рой. Если Земля пересекает метеороидный рой, то мы наблюдаем явление метеорного потока, то есть частых вспышек метеоров, вызванных попаданием в земную атмосферу частиц, потерянных кометой. Например, комета Галлея породила метеорный поток Ориониды, пик которого наблюдается в середине октября каждого года. Наблюдения метеорных потоков – это практически единственный способ регистрации метеороидного роя по наземным наблюдениям.

Пояс Койпера и облако Оорта. Пояс Койпера – область Солнечной системы за орбитой Нептуна, в которой находятся небольшие объекты типа астероидов и ядер комет. Большинство известных тел расположены на растоянии от 30 до 50 а.е. от Солнца. В этом поясе есть три карликовые планеты – Плутон, Хаумеа и Макемаке. Плутон – крупнейший известный объект в поясе Койпера. Большинство тел находящихся в этом участке состоят из замороженных летучих веществ. Например: метан, аммиак, вода. Облако Оорта получила свое название в честь ирландского астронома Яна Оорта. Тот предположил, что Солнечная система окружена облаком кометных тел.

Считается, что облако Оорта –остаток исходного протопланетного диска, сформировавшийся вокруг Солнца 4.6 млрд лет назад. Также предполагают, что внутреннее облако должно иметь в несколько десятков, а то и сотен раз больше кометных ядер, чем снаружи.

Метеоры и метеориты. В поверхность Земли постоянно попадают небесные тела самых разных размеров. При трении об атмосферу частицы разогреваются и сгорают или испаряются, оставляя за собой красивый и яркий след – метеор. Метеор – световое явление, появляющееся на высоте от 80 до 130 км от поверхности Земли при вторжении в атмосферу частиц – метеорных тел. Также есть понятие болида. Это особенно яркие метеоры, которые превышают по яркости саму Венеру. Летящий по небу пылающий шар с огненным хвостом, наверняка оставит отпечаток в жизни того, кто смог увидеть это чудо!

Рассмотрим, что представляет собой метеорит. В первую очередь метеорит отличается от метеора тем, что это твердое тело. Обычно выделяют каменные, железно-каменные и железные. Среди найденных метеоритов большинство имеет вес от нескольких граммов до нескольких килограммов. Самый крупный – железный метеорит Гоба. Он весит около 66 тонн! Метеорит до сих пор находится там, где его нашли, - в Африке, в Намибии.

Автор нашел ответ на вопрос: «Почему иногда метеориты долетают до земли, не сгорая в атмосфере?» Дело в том, что некоторые метеориты просто не успевают сгореть в нашей атмосфере и поэтому попадают на землю.

Часть II Разработка и создание космической игры «Путешествие по Солнечной системе»

2.1 Посещение специализированных лекций, экскурсий, музеев и выставок по космической тематике

В процессе работы над проектом автор посетил Планетарий в Сириусе и Волгограде, Павильон «Космос» на ВДНХ, музей космонавтики в Архипо-Осиповке (см. рис. 4, рис. 5) .

 

Рис. 4 Научные фильмы и лекции в Парке науки и искусств «Сириус»

К сожалению, все лекции посетить не удалось. Но автор планирует продолжить работу над проектом и посетить еще несколько обсерваторий, в том числе обсерваторию «Солнечный ветер» в поселке Мезмай Апшеронского района, обсерваторию Кубанского государственного университета, а также лекции с космонавтами и учеными. Такие выставки, экспозиции и экскурсии дают много редкой информации, что особенно ценно для исследователя.

   
 

Рис. 5. Экскурсия в Музей космонавтики Архипо-Осиповки

Из материалов лекций и экскурсий, а также из публикаций по космической тематике я узнала, что у каждой из 8-ми планет Солнечной есть свои особенности. Планеты очень разные по внешнему виду, температуре и размеру, но жизнь существует только на Земле. Кроме того, есть достаточно много других объектов Солнечной системы, о которой также можно узнать на лекции в Планетарии. Так, например, в Сириусе рассказывалось о том, как возникли лунные кратеры, почему Луна светится и где Солнце черпает энергию.

Такие экскурсии вдохновили меня на создание игры-викторины, когда в интересной форме можно больше узнать про наше Солнце, Землю и Луну, а также проверить свои знания.

2.2 Разработка и проведение игры «Путешествие по Солнечной системе»

Модель викторины для игры была выбрана потому, что это именно то, что нужно не только для проверки знаний, но и для их получения, поскольку есть правильные ответы.

Сначала автором были отобраны вопросы разной степени сложности. Любой человек независимо от возраста и уровня знаний сможет выбрать для себя конкретное задание, выяснить, насколько хорошо ему известны планеты Солнечной системы, их спутники, наша звезда Солнце и другие космические тела, например, кометы, метеориты, астероиды. Вопросы помогают понять, где знаний недостаточно, повысить их уровень, а также пробудить интерес к изучению астрономии.

Можно устроить как командное, так и индивидуальное состязания, а затем составить таблицу рекордов. Такая игра может пробудить интерес к изучению, а значит, для кого в будущем это может стать делом жизни и повлияет на выбор профессии. Игра поможет не только лучше узнать астрономию, но и повысить свою эрудицию и образованность.

Все задания имеют 3 уровня сложности (зеленый - низкий, желтый - средний, красный – высокий), чтобы можно было подобрать для себя самый удобный и интересный вариант. Новичку лучше всего начинать с простейшего задания, а по мере улучшения своих навыков - увеличивать их сложность. Если вы хотите посоревноваться с друзьями или одноклассниками, то можно провести чемпионат или турнир по астрономии.

Система карточек по принципу светофора позволяет легко понять принцип игры и ее оценивание, а также самим выбирать степень сложности вопросов. Легкие задания оцениваются в 1 балл, карточки при этом имеют зеленый (наиболее легкий) уровень сложности. Они подойдут для начальной школы и начинающих астрономов (см. табл. №1) .

Средний уровень сложности, имеют карточки желтого цвета. Правильные ответы там оцениваются 2-мя баллами. Эти карточки подойдут для средней школы.

Наиболее сложным является третий уровень (красный). Он подойдет для эрудитов и старшей школы и оценивается на максимальный балл (3 балла за правильный ответ).

Таблица №1 Карточки для игры-викторины разной степени сложности

ЛЕГКИЕ

1 балл

СРЕДНИЕ

2 балла

СЛОЖНЫЕ

3 балла

На какой планете мы живем?

(Земля)

Назовите планеты земной группы

(Меркурий, Венера, Земля, Марс.)

Назовите карликовые планеты Солнечной системы

(5 карликовых планет: Плутон (до 2006 года считавшийся девятой планетой), Макемаке, Хаумеа, Эрида и Церера.)

Сколько планет в Солнечной системе?

(8)

Какую планету называют красной

(Марс)

Из чего состоит атмосфера Урана?

(Основу атмосферы Урана составляют водород и гелий.)

Как называется спутник планеты Земля?

(Луна)

У какой планеты больше всего спутников?

(У Сатурна их 141)

Во сколько раз Марс по объему меньше Земли?

(в 7 раз)

Какая планета ближе всего расположена к Солнцу?

(Меркурий)

Есть ли у Меркурия и Венеры спутники?

(Нет)

Может ли скорость ветра на Юпитере достигать отметки 600 км/ч?

(Да)

Какая планета Солнечной системы самая Большая?

(Юпитер)

Какой самый яркий объект на нашем небе после Солнца и Луны?

(Венера)

Какая планета является самым мощным после Солнца источником радиоизлучения.

(Юпитер)

Назовите самую маленькую планету Солнечной системы?

(Меркурий)

Правда ли, что Меркурий в 20 раз меньше Земли? (Да)

Чем отличаются друг от друга галактики?

(формой, строением и размером)

Как называется самая холодная планета Солнечной системы?

(Уран)

Правда ли, что Юпитер больше Земли в 1300 раз? (Да)

Чем астероиды отличаются от планет?

(Меньшим размером и неправильной формой)

Что больше: галактика или вселенная?

(вселенная)

Какая планета вращается противоположно направлению вращения всех других планет? (Венера)

Чем астероиды схожи с планетами?

(Вращаются вокруг Солнца и могут иметь спутники)

Какая планета по размеру больше всего похожа на нашу?

(Венера)

На какой планете давление в 100 раз больше земного?

(Венера)

У какой планеты есть хвост как у кометы?

(У Меркурия. Хвост состоит из атомов натрия, которые высвобождаются с поверхности и уходят в космос из-за близкого расположения к Солнцу.)

Как называется галактика, в которой мы живем?

(Млечный Путь)

Правда ли, что астероиды вращаются вокруг Солнца?

(Да)

На какой планете идут ядовитые кислотные дожди?

(Венера)

Какая планета самая горячая?

(Меркурий)

Имеет ли Юпитер кольца?

(Да, хотя их трудно заметить)

Может ли хвост кометы быть длинной больше 200 млн.км?

(Да. Хвост большой кометы 240 млн.км)

Кто был первым человеком, полетевшим в космос?

(Юрий Гагарин)

Кто предположил, что Земля – шар?

(Пифагор)

Кто первым начал систематическое изучение звёздного неба с помощью телескопа?

(Галилео Галилей)

Когда состоялся первый полет человека в космос?

(1961)

В каком году совершил свой полет советский космический корабль многоразового использования «Буран»?

(1988)

На каких планетах идет дождь из бриллиантов?

(Юпитер, Уран и Нептун)

Это объясняется особенностями их строения. У них нет твердой поверхности, а атмосферу образуют водород и гелий.

За какое время Земля совершает один оборот вокруг Солнца?

(за год — 365 суток и 6 часов).

Почему раз в 4 года бывает високосный год?

(1 оборот Земли вокруг Солнца длится 365 суток и 6 часов. Поэтому, за 4 года набегают ещё одни сутки

(4 · 6 = 24).

Чему равен галактический год?

(240 миллионов лет- это один оборот Солнечной системы вокруг галактического центра)

В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?

(1957)

Кто доказал что Земля вращается вокруг Солнца? (Николай Коперник)

«О вращении небесных сфер» 1543 г.Нюрнберг.

Сколько оборотов вокруг центра галактики совершило Солнце с момента своего образования?

(18—20 оборотов)

Кто изобрел первый спутник Земли?

(Сергей Павлович Королев)

Кто предположил, что Земля круглая?

(Пифагор Самосский первым заявил о шарообразности Земли древнегреческий философ и математик, живший в 570 — 490 гг. до н. э.)

Какая планета стягивает на себя весь космический мусор?

(Юпитер)

Назовите самую известную планету, у которой есть кольца.

(Сатурн)

Какая планета вращается лежа на боку?

(Уран)

На какой планете расположена гора Олимп – самый высокий пик Солнечной системы?

(Марс)

Какая по счету от Солнца планета Земля?

(третья)

Сколько спутников у Юпитера?

(Более 60-ти)

На каком небесном объекте Солнечной системы есть плотная атмосфера и жидкие озера?

(Титан, Спутник Сатурна)

Какая средняя температура на Земле?

(15 0 С)

Сколько на поверхности Солнца градусов?

(6000 0С)

В честь кого названа планета Плутон?

(В честь древнеримского бога подземного мира Плутона)

Источник: составлено автором.

Игра еще находится в стадии доработки, автор планирует создать и электронную версию данной викторины. А также провести игру среди учеников Романовской гимназии города Краснодара, а затем презентовать ее на различных конкурсах.

Это позволит повысить знания и интерес подрастающего поколения к изучению астрономии.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Солнечная система состоит из звезды Солнце, 8-ми больших планет и их спутников, планет-карликов, малых тел солнечной системы (комет, астероидов), а также большого количества космической пыли, газа и мелких частиц.

Ближайшие к Солнцу 4 планеты – Меркурий, Венеру, Землю, Марс – объединяют в земную группу планет. Эти планеты в основном состоят из горных пород и металлов.

Дальше от Солнца расположены 4 планеты-гиганта: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Планеты-гиганты в основном состоят из водорода и гелия. У них множество спутников, а у планет земной группы всего три спутника: два у Марса (Фобос и Деймос) и один у Земли (Луна).

В Солнечной системе также есть 5 карликовых планет: Плутон (до 2006 года считавшийся девятой планетой), Макемаке, Хаумеа, Эрида и Церера. Есть еще малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты.

Работая над проектом, автор изучал литературу по космической тематике, специализированные сайты, научные статьи, а также посетил Планетарий в Сириусе и Волгограде, Павильон «Космос» на ВДНХ, музей космонавтики в Архипо-Осиповке.

К сожалению, все лекции посетить не удалось. Но автор планирует продолжить работу над проектом и посетить еще несколько обсерваторий, в том числе обсерваторию «Солнечный ветер» в поселке Мезмай Апшеронского района, обсерваторию Кубанского государственного университета, а также лекции с космонавтами и учеными. Такие выставки, экспозиции и экскурсии дают много редкой информации, что особенно ценно для исследователя.

Для создания игры автором были отобраны наиболее интересные вопросы по строению Солнечной системы, свойствам и характеристикам планет и других небесных тел, историческим особенностям открытия и присвоения названий небесных объектов.

Задания разрабатывались разной степени сложности для того, чтобы игра получилась универсальной, то есть рассчитанной на разный возраст игроков и на разный уровень подготовки.

Практическая значимость проекта состоит в авторской разработке игры для школьников, которую можно будет использовать на уроках и внеурочной деятельности по дисциплине астрономия или окружающий мир, поскольку вопросы викторины составлены так, что имеют 3 уровня сложности, который применим в младшей, средней и старшей школе. Также Игра будет полезна всем, кто интересуется астрономией и строением Солнечной системы и хотел бы узнать о ней больше или повысить свой уровень знаний.

Автор планирует продолжить работу над проектом и провести игру в Романовской гимназии города Краснодара, а также презентовать игру во время научно-практических конференций школьников в целях повышения интереса к вопросам космоса и популяризации науки астрономии среди подрастающего поколения.

Список используемой литературы и источников

  1. Гомулина Н.Н. Введение в астрономию. 5-7 кл. : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.Н. Гомулина, В.Г. Сурдин. – М. : Просвещение, 2019. – 112 с.

  2. Школьный астрономический каледарь на 2020/2021 учебный год. Вып. 71 : справочное пособие для учащихся 7-11 кл. / авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. – М. : Дрофа, 2020. – 110 с.

  3. Левитан, Е. П. Солнышкино королевство / Е. П. Левитан. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2015. – 160 с.

  4. Венера [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0 (дата обращения 06.10.23).

  5. Солнечная система [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 06.10.23).

  6. Цельмович В небесах таятся чудеса // Наука и жизнь 2023.- 11 ноября. https://www.nkj.ru/open/48982/

  7. Бурлака А. https://universemagazine.com/ru/12-interesnyh-faktov-ob-urane/

  8. Бурлака А. Просто о сложном. Удивительные факты о Юпитере [Электронный ресурс] // The Universe. Space. Tech. URL: https://universemagazine.com/ru/prosto-o-slozhnom-udivitelnye-fakty-o-yupitere/ (дата обращения 02.12.23).

  9. Бурлака А. Просто о сложном. Интересные факты о Венере. [Электронный ресурс] // The Universe. Space. Tech. URL: https://universemagazine.com/ru/prosto-o-slozhnom-neveroyatnye-otvety-o-venere/ (дата обращения 03.12.23).

  10. Бурлака А. Просто о сложном. Девятая планета от Солнца. [Электронный ресурс] // The Universe. Space. Tech. URL: https://universemagazine.com/ru/prosto-o-slozhnom-devyataya-planeta-ot-solncza/ (дата обращения 01.12.23).

  11. Цветков В.И. Космос : полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2023- 248 с.

  12. Как измеряют массу планет [Электронный ресурс] Spacegid. // URL: https://spacegid.com/kak-izmerjajut-massu-planet.html (дата обращения 25.12.23).

  13. Строение Солнечной системы Московский планетарий. https://www.planetarium-moscow.ru/education/tsikl-lektsiy-zvezdnye-uroki/detail.php?ID=34326 (дата обращения 26.12.23).

  14. Зачем нам изучать метеориты?

  15. Метеориты из коллекции СПбГУ признаны ценностью мирового значения https://spbu.ru/news-events/novosti/meteority-iz-kollekcii-spbgu-priznany-cennostyu-mirovogo-znacheniya(дата обращения 05.02.24).

  16. Уалион Д. Интересные факты о планета Солнечной системы [Электронный ресурс] // URL: https://blog.fenix.help/zalipatelnaya-nauka/interesnyye-fakty-o-planetakh-solnechnoy-sistemy(дата обращения 08.04.24).

Просмотров работы: 43