Создание чат-бота для обеспечения безопасности в сети интернет

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание чат-бота для обеспечения безопасности в сети интернет

Рузавин В.В. 1Петрушин А.О. 1
1Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Центр образования «Международная гимназия в Новых Вешках»
Скворцова Л.А. 1Кусов А.Н. 1
1Негосударственное общеобразовательное частное учреждение «Центр образования «Международная гимназия в Новых Вешках»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы живем в век информационных технологий. Компьютеры, гаджеты, интернет- эти понятия стали частью нашей жизни, и мы уже не можем жить без сетевого общения. Широкий спектр задач, таких как обмен денег на работе в организации или в магазине, осуществляется через интернет, а в последние годы появилось множество интернет-сервисов в различных направлениях, например, в магазинах, дизайне, обучении так далее. Из всего выше сказанного следует, что для каждого пользователя очень важно использовать Интернет адекватно, правильно и безопасно.

Из всех возможностей сетевого общения наиболее актуальными являются интернет-коммуникации, осуществляемые через социальные сети и различные мессенджеры. Обмен сообщениями происходит мгновенно, и с их помощью можно обмениваться как мультимедийным контентом, так и текстовой информацией. Можно поддерживать связь с дальними родственниками и знакомыми, оперативно узнавать новости о жизни, успехах и неудачах разных людей, следить за их творчеством. Однако существует и множество негативных факторов, которые делают сетевое общение неприятными угрожают психологическому здоровью и экономическому положению. Дети- главная группа "риска"среди пользователей Интернета. Это связано с тем, что они не умеют правильно оценивать безопасность информационного контента, но при этом наиболее активны в социальных сетях.

Наблюдая за окружающими детьми начальной школы, можно сказать, что все подростки активно используют Интернет и социальные сети в повседневной жизни. Для большинства детей ограничение доступа по возрасту не является препятствием для регистрации или использования сети. Проблема в том, что не все юные пользователи знают об опасностях Интернета не всегда могут защитить себя, столкнувшись с проявлениями интернет-преступности.

Глава I

1.1 Актуальность

Последнее время по телевизору можно часто услышать, что хакеры опять что-то взломали. Стоит задуматься:” А насколько действительно безопасен интернет?” Вопрос заключался даже не столько во всяких вредоносных программах, сколько в безопасности интернета для подрастающего поколения.

В обычной жизни мы пытаемся сохранить своё имущество и частную жизнь с помощью замков, камер охраны, сейфов для хранения ценных вещей. Защититься в интернете гораздо сложнее. Интернет упростил работу и жизнь миллионам людей, но также стал источником опасности для всех, кто им пользуется. Мошенники изобретают всё более изощрённые способы атаки. Помимо прямых угроз, преступники используют так называемую социальную инженерию — проникают вам в доверие и выманивают личные данные и деньги. Кибербезопасность — это совокупность действий по защите систем от цифровых угроз и сохранению целостности и конфиденциальности данных. Её задача — выявить и обезвредить подозрительную активность в сетях и на устройствах. Дети- главная группа "риска"среди пользователей Интернета. Это связано с тем, что они не умеют правильно оценивать безопасность информационного контента, но при этом наиболее активны в социальных сетях. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Объектная область- интернет

Объект исследования- кибербезопасность

Предмет исследования-инструменты для безопасного интернет- пространства.

Цель исследования: оценка контента для чат- бота и размещение в нём ресурсов для безопасного использования интернет- пространства

Задачи проекта.

1.Изучить наиболее распространенные интернет- риски;

2. Проанализировать инструменты для безопасного интернет- пространства

3.Выявить уровень знаний учащихся и учителей школы в области кибербезопасности;

4.Разработать чат-бот и правила пользования сети интернет;

5.Разработать информационный буклет по кибербезопасности;

6.Ознакомить школьное сообщество с проектом для активного информирования по вопросам безопасности интернет пространства

Этапы:

  1. Изучение и анализ различных источников по теме;

  2. Проведение анкетирования;

  3. Создание чат-бота;

  4. Создание информационного буклета;

  5. Выводы по проекту

Методы исследования:

1.Поисково- теоретический

2.Анкетирование

3.Анализ

4.Сравнение

5.Заключительно-обобщающий

1.2. Кибербезопасность.

В настоящее время человек живет в информационном обществе и активно участвует в информационных процессах. Вся жизнь человеческого общества зависит от информации. И нет ничего удивительного, что на безопасность информации может кто-то покушаться. Таким образом, перед обществом встает задача обеспечения информационной безопасности. Сегодня техническими возможностями компьютеров, их программным обеспечением, сетью Интернет стремятся воспользоваться криминальные элементы, количество которых с каждым днем возрастает. По мнению специалистов, темпы роста преступности в глобальной сети Интернет являются самыми быстрыми на планете. Кибербезопасность являет собой набор средств, стратегий, принципов обеспечения безопасности, гарантий безопасности, подходов к управлению рисками, действий, профессиональной подготовки, страхования и технологий, которые используются для защиты киберсреды, ресурсов организаций и пользователей. Кибербезопасность подразумевает достижение и сохранение свойств безопасности у ресурсов организации или пользователей, направленных против соответствующих киберугроз. России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);

• в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;

• 25% пятилетних детей используют Интернет;

• порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;

• две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;

• родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет.

Кибербезопасность- это совокупность методов, технологий и процессов, направленных на защиту целостности сетей, программ и данных от цифровых атак. Цель кибер атак - получить несанкционированный доступ, скопировать, изменить или уничтожить конфиденциальную информацию. Они также могут угрожать пользователям деньгами или нарушать бизнес-процессы компании. Кибербезопасность иногда называют компьютерной безопасностью или безопасностью информационных технологий.

1.3.Коммуникационные риски социальных сетей

Социальные сети –это интернет-платформы и сайты, позволяющие зарегистрированным пользователям размещать информацию о себе, общаться друг с другом и создавать социальные связи. Контент на этих сайтах создается непосредственно самими пользователями. Социальные сети –один из самых популярных интернет-сервисов для пользователей всех возрастов. Первая социальная сеть появилась в 1995году: Classmates.com, портал, на котором люди могли найти одноклассников, однокурсников и коллег. Кстати, эта сеть существует и сегодня.Самые популярные сети среди подростков сегодня- Контакт, TikTok.

Что можно делать в социальных сетях?

-Просматривать новости.

-Публиковать информацию о себе и другой контент.

-Комментировать публикации других пользователей.

-Участвовать в тематических пабликах и сообществах.

-Общаться и узнавать своих друзей.

-Налаживать связи, находить работу и сотрудников.

-Слушать музыку, смотреть видео.

-Совершать покупки. Некоторые социальные сети интегрируют собственные платежные системы (например, VK Payво"ВКонтакте").

-Играть в игры.

Сегодня социальные сети- это не только площадки для развлечений и общения. Они также используются как:

-Рекламные площадки. Социальные сети активно используются рекламодателями, с помощью которых они могут показывать рекламу наиболее релевантным людям.

-Инструменты для продвижения личных брендов.

-Платформа для общения брендов со своей целевой аудиторией. С помощью социальных медиа бренды повышают осведомленность и информируют клиентов о различных изменениях. Общение с клиентами для разрешения конфликтных ситуаций (или неразрешения, если они незнают, как правильно работать с негативными мнениями).

-Платформы для продажи товаров и услуг. Некоторые социальные сети предлагают инструменты для создания практически полноценных интернет-магазинов.

-Инструмент для формирования общественного мнения.

Социальные сети- один из инструментов сетевой коммуникации. Это связано с определенными коммуникационными рисками. Примерами коммуникационных рисков являются онлайн-знакомства, встречи со знакомыми в сети и онлайн-буллинг (например: преследование, угрозы, оскорбления, незаконные контакты). Коммуникационные риски могут возникать при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (например: Skype), социальных сетях, сайтах знакомств, форумах и блогах.

Виды рисков:

-Взлом аккаунта

Незащищенные или слабозащищенные аккаунты – удача для злоумышленников. Они могут взломать их и использовать, полученную информацию. Например, рассылать от его лица спам или даже шантажировать фотографиями, фактами из переписки. Но для многих детей более страшной проблемой может стать кража игрового аккаунта, на прокачку героев в котором было потрачено много времени.

-Фишинг

назван по аналогии с фишингом- распространенным сетевым мошенничеством. Сходство названий подчеркивает тот факт, что принципиальной разницы между фишингом и вишингом нет. Основное отличие вишинга в том, что так или иначе задействуется телефоном. Типичный пример фишинга, когда клиенты какой-либо платежной системы получают сообщения по электронной почте якобы от администрации или службы безопасности данной системы с просьбой указать свои счета, пароли и т.п. При этом ссылка в сообщении ведет на поддельный сайт, на котором и происходит кража информации. Сайт этот уничтожается через некоторое время, и отследить его создателей в интернете достаточно сложно.

Кибербуллинг

С приходом цифровой эпохи конфликты на заднем дворе школы не ушли в прошлое, а перешли в цифровое пространство. Более того, обидчик может оставаться анонимным, что усложняет попытки справиться с его нападками. Последствия кибербуллинга для детей сравнимы с реальной травлей: негативные эмоции, депрессия, проблемы с учёбой.

Киберпреследование

Кибербуллинг-это преследование человека через интернет-коммуникации путем отправки сообщений, содержащих оскорбления, нападки и сексуальные домогательств в адрес других людей. Оно также может принимать форму обмена информацией, контактами или изображениями, запугивания, подражания, кибербуллинга (кибертроллинга) или социального бойкота.

Троллинг

-Троллинг-это преднамеренное провоцирование людей с помощью оскорбительных или неуместных выражений на интернет-форумах или в социальных сетях. Тролль пытается лично атаковать и унизить жертву. Главная цель тролля- оскорбить жертву и заставить ее прибегнуть к тем же оскорблениям и неуместным выражениям, что и сам тролль. Тролли могут долго искать жертв, которые особенно уязвимы. Как правило, тролли получают положительные эмоции, унижая других.

-Угрозы,связанные с вредоносным ПО

Распространение вредоносного ПО и проникновение в компьютер

Для распространения вредоносных программ и проникновения на компьютеры используются различные методы. К ним относятся электронная почта, компакт-диски, , другие съемные носители информации, файлы, загружаемые из Интернета. Например: программное обеспечение для обмена мгновенными сообщениями стало простым способом распространения вирусов, поскольку оно часто и спользуется для прямой передачи файлов. Дети, незнакомые с социальной инженерией, могут легко попасться на уловки злоумышленников.Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

1.4.Информация нежелательного характера. Контентные риски.

К нелегальной и вредной информации относятся:

-Пропаганда насилия, жестокости или агрессии;

-Разжигание расовой ненависти; нетерпимость к другим людям по национальным, социальным или коллективным мотивам;

-Пропаганда самоубийства

-Пропаганда азартных игр

-Пропаганда и распространение наркотиков и ядов;

-Пропаганда деятельности различных сект и неформальных молодежных движений;

-Нецензурная лексика и т.д.

Вредоносный контент может привести к заражению вирусами и потере важных данных.

1.5.Фейк в Интернете

Фейк означает сфабрикованный или поддельный. К ним относятся новости, несоответствующие действительности, аккаунты несуществующих людей в социальных сетях, смонтированные видеороликии.д..На самом примитивном бытовом уровне встречаются подделки известных брендов, выпускающих фирменную одежду, обувь ит.д.Созвучные названия, состоящие всего из одной измененной буквы, вводят потребителей в заблуждение,заставляя принимать поддельную продукцию за продукцию проверенных производителей. Подделки спортивной обуви"Adidas", костюмов "Puma"и известных косметических брендов – наиболее характерные примеры контрафактной продукции.

Цель производителей такой продукции очень проста. Получить прибыль за счет увеличения продаж поддельных товаров,которые покупатели принимают за известныебренды.

Фейки появляются в интернете со следующими целями:

-Посещать чужие страницы в социальных сетях инкогнито;

-Продвигать товары и услуги в социальных сетях ,чтобы получить лайки, комментарии и т. д;

-Дезинформация и подача фальшивых новостей;

-Фейковые профили знаменитостей для получения подписчиков;

-"Визуализация"движений на веб-сайтах, форумах и в комментариях;

-Интернет-мошенничество: "фальшивые"продажи и покупки товаров и услуг;

-Психологические проблемы для создателей: представление себя в качестве другого героя.

Отличия фейковых аккаунтов

-Существуют-недавно.

-Может выдавать себя за знаменитость.

-Неполные анкетные данные .

-Мало фотографий.

-Мало фотографий.

-Спам на стене.

-Редко посещают страницу.

-В интернете существует множество причин для фейков, поэтому важно научиться отличать правду от вымысла. Важно проверить правильность указанного адреса. Некоторые адреса очень похожи на адреса популярных сайтов.

1.6. Основные методы и средства защиты информации в интернете

Можно выделить такие средства защиты:

  1. Программные и технические.

  2. Административные и законодательные.

  3. Смешанные.

Программные средства защиты

  • Использование антивирусов. В их задачу входит нахождение, удаление либо же изоляция программ, которые определяются, как вредоносные.

  • Применение «песочниц». Это инструменты для работы с сомнительными приложениями в виртуальном пространстве.

  • Использование брандмауэров. Такие программы предназначены для слежения за траффиком. В их задачу входит сообщить, если на компьютер начинают поступать непонятные сигналы из непроверенных источников.

  • Применение DLP- и SIEM-систем. Это внутренняя защита от недобросовестных сотрудников. В первом случае программа не даёт копировать информацию на сторонние носители, например, флэшку; вторая отслеживает запросы к базе данных и сообщает, если считает ситуацию подозрительной. Например, запросы не типичные или слишком частые.

Методы защиты информации в интернете

Это только основные типы существующих на сегодняшний день программных средств защиты. На самом деле их гораздо больше, они возникают ежегодно, как и новые угрозы. IT-сфера развивается очень динамично.

Административные средства защиты

  1. Проведение инструктажа среди сотрудников. Необходимо создать свод правил, нарушение которых ведет к штрафу.

  2. Составление официальных договоров о неразглашении. Сотрудники должны понимать, что на них лежит большая ответственность.

  3. Создание системы степеней доступа. Каждый работник должен иметь собственный аккаунт и пароль. Доступ к конфиденциальной информации должны иметь только те, кому она совершенно необходима для работы. Современное ПО позволяет со 100%-й вероятностью вычислить, с какого конкретно компьютера произошёл взлом или утечка информации.

  4. Оптимизация работы отдела кадров. На этапе собеседования стоит качественно отбирать сотрудников.

Кроме того, существуют аппаратные методы и средства защиты информации в Интернете. Они представляют собой переходный этап между программными и физическими средствами. Чаще всего, это всё-таки существующее в реальности устройство. К примеру, генераторы шума, предназначенные для шифрования данных и маскировки беспроводных каналов.

Эффективные методы программных средств

Здесь подразумевается обычно криптография (шифрование посредством алгоритма или устройства, которое проводит операцию автоматически). 

Дополнительной системой безопасности может стать создание специальной электронной, цифровой подписи.

1.7Законодательство в сфере кибербезопасности.

Законодательство в области информационной безопасности – это набор правовых норм и актов, которые регулируют вопросы защиты информации и обеспечения безопасности в сфере информационных технологий.

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять.

Закон “О защите информации”

Закон “О защите информации” является основным законодательным актом, регулирующим вопросы защиты информации в Российской Федерации. Он определяет права и обязанности субъектов информационных отношений, а также устанавливает меры по защите информации от несанкционированного доступа, использования и распространения.

Закон “О персональных данных”

Закон “О персональных данных” регулирует обработку персональных данных граждан Российской Федерации. Он устанавливает требования к сбору, хранению, использованию и передаче персональных данных, а также определяет права и обязанности субъектов персональных данных и операторов, осуществляющих обработку этих данных.

Закон “О кибербезопасности”

Закон “О кибербезопасности” направлен на обеспечение безопасности информационных систем и защиту от киберугроз. Он устанавливает требования к организациям, обрабатывающим информацию, и определяет меры по предотвращению и реагированию на кибератаки и инциденты в сфере информационной безопасности.

Закон “О государственной тайне”

Закон “О государственной тайне” регулирует вопросы защиты государственной тайны и конфиденциальной информации. Он устанавливает порядок классификации информации, определяет права и обязанности субъектов информационных отношений, а также устанавливает ответственность за нарушение режима государственной тайны.

Закон “О защите прав потребителей в сфере электронной коммерции”

Закон “О защите прав потребителей в сфере электронной коммерции” регулирует отношения между потребителями и продавцами в сфере электронной коммерции. Он устанавливает требования к информационной безопасности при осуществлении электронных платежей и защите персональных данных потребителей.

Закон “О защите информации

1.8.Специалисты по кибербезопасности
Специалисты по кибербезопасности работают в таких организациях, как:

-Отделы безопасности государственных структур, банков и коммерческих организаций

-правоохранительные органы

- IT-компании;

-компании, занимающиеся производством и продажей комплектующих и компьютеров для защиты информации;

-службы, организующие защиту городских инфраструктур.

Должности, доступные для специалистов в области защиты информационных технологий:

-Инженеры-программисты по безопасности;

-Специалисты в области криптографии и стеганографии;

-Консультанты по разработке систем защиты в организациях;

-Инженеры и исследователи в области технических систем безопасности;

-Специалисты по компьютерной безопасности (тестировщики);

-Инженеры и проектировщики комплексных систем защиты

-Специалисты по организации и управлению деятельностью служб безопасности;

-Специалисты по банковской безопасности;

-Медиаполицейские;

Честь и достоинство несовершеннолетних защищаются тем же законодательством, которое распространяется на лиц, достигших18-летнеговозраста.

С каждым годом тема кибербезопасности становится все более актуальной и необходимой в современном мире. Пользователям Интернета необходимо следить за информационными технологиями в сфере безопасности, для защиты личной информации, а так же обращать внимание на то, что виртуальный мир, как и реальный - требует внимание к мелочам, даже к тем, который порой кажутся совсем незначительными

Глава II Практическая часть

2.1. Анкетирование.

Анкетирование проводили среди респондентов начальной школы со 2-4 класс и педагогов. Всего в анкетировании участвовало 34 человека

Анкета для обучающихся и педагогов

1.Сколько времени ты проводишь в Интернете в течение дня?

2.Чем ты занимаешься в интернете?

3. Знаешь ли ты что такое киберугрозы?

А) да

Б) нет

4.О каких киберугрозах ты знаешь?

А) киберзапугивание

Б) киберпреследование

В) фишинг

Г) троллинг

Д) другие( укажи какие)

Е) я не знаю

5.Как можно избежать киберугрозы?

А) установить антивирус

Б) не размещать персональные данные в сети Интернет

В) не общаться с незнакомыми

Г) не скачивать неизвестные программы

Д) Другое( укажи что)

Е) я не знаю как

Цель анкетирования- определить процент обучающихся начальной школы и педагогов, которые знакомы с киберугрозами.

Первым вопросом мы хотели узнать, сколько времени люди проводят в интернете в течение дня. Оказалось, что 30мин в день проводят 10с-(30%), 1ч-1,5 часа-13ч(38%) и более 2часов-11 ч(32%). На вопрос «Чем ты занимаешься в интернете?» 20человек(59%)- просматривают видеоролики, участвуют в конкурсах и олимпиадах-11ч( 32%), играют в различные игры- почти 53%, а готовятся к работе-18%(6 человек).На третий вопрос «Знаешь ли ты что такое киберугрозы?»13( 38%) человек ответили утвердительно, 21(62%)- отрицательно. На четвертый вопрос «О каких киберугрозах ты знаешь?О «киберзапугивании и киберпреследовании» знают 47% отвечавших, мало знакомы с «фишингом»- 3ч(9%) « тролингом»-11ч(32%). Не знакомы с киберугрозами-18ч (52%). На вопрос «Как можно избежать киберугрозы?» 8ч(23%) – предложили установить антивирус, 14ч(41%)- знают, что нельзя размещать свои данные в сети, не скачивать неизвестные программы-13ч(38%), не общаться с незнакомыми людьми-9ч(26%) и 50% всех опрошенных 17ч- не знают , как избежать киберугрозы.

Вывод: все респонденты(100%) систематически пользуются интернетом, но половина из них не знакомы с киберугрозами (52%), и 50% не знают, как их избежать.

Изучив информацию, мы приступили к созданию чат- бота

2.2.Создание чат-бота

Посетили выставку-форум на ВДНХ , посмотрели работу искусственного интеллекта и увидели, как с помощью технологий Сбер строит современный и безопасный город для каждого. Посещение выставки укрепило желание создать продукт для информирования людей о безопасном использовании интернет пространства.

Продуктом нашего проекта являются: чат- бот, созданный на популярном мессенджере Telegram и информационный буклет по кибербезопасности.

Первый этап- создание чат- бота

Регистрируем бота через @BotFather и получаем токен

Второй этап

Запускаем бота @ManyBot и активируем его для своего бота

Третий этап

Заполняем содержанием

Четвертый этап

Получаем готовый результат - чат бот с множеством дополнительных функций

Плюсы и минусы использования чат-ботов

Преимущества чат-ботов:

  • всегда на связи;

  • экономят время продавца и покупателя;

  • сокращают денежные траты на оплату круглосуточного оператора;

  • высвобождают людские ресурсы за счет того, что берут на себя рутинную работу;

  • улучшают бизнес-процессы;

  • автоматически фиксируют и систематизируют информацию о заказах, можно настроить отчетность;

  • просты в разработке.

Есть и другие недостатки роботизированных «собеседников»:

  • отвечают только по сценарию — нетипичные вопросы к менеджеру;

  • могут сломаться;

  • не всегда могут считать запрос, если он сформулирован с ошибками;

  • требуют тщательно проработанного сценария, постоянной поддержки.

Выводы

В результате работы над проектом:

1. Мы изучили интернет- риски и проанализировали инструменты и законодательную базу в сфере кибербезопасности;

2.Провели анкетирование среди обучающихся и педагогов гимназии;

3. Создали чат- бот мессенджере Telegram, и разместили в нем систематизированную информацию по безопасному использованию сети интернет;

4.Изготовили информационный буклет по кибербезопасности;

5.Провели презентацию проекта для родителей, педагогов и студентов гимназии, разместили ссылку на чат- бот на сайте образовательного учреждения.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что цель достигнута.

Изучив теоретический материал, и проведя анкетирование среди обучающихся и педагогов гимназии, мы подобрали и систематизировали информацию по безопасному использованию сети интернет. Для размещения данной информации и охвата наибольшей аудитории был создан чат-бот на мессенджере Telegram, составлен буклет и проведена презентация данного проекта. В результате проведенной работы, мы познакомили студентов 1-4 классов и родителей гимназии с нашим проектом, разместили ссылку на чат-бот на сайте гимназии, проинформировав таким образом о безопасном использовании сети интернет не только жителей поселка Новые Вешки, но и их друзей и знакомых.

В дальнейшем планируем: проанализировать работу чат- бота, выявить наиболее популярные запросы пользователей, обновлять информацию и попробовать создать новый продукт для безопасного использования сети интернет- антивирусную программу.

Список литературы и интернет- источников 

1.      Бачило И.Л Актуальные проблемы информационного права: учебник /Коллектив авторов; под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной. – М.: ЮСТИЦИЯ,2016. – 534 с.

2.      Воронцов С.А. Формирование угроз безопасности Российской Федерации как следствие кризиса культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5.

3.      Добротенко О.Н. Информационная безопасность России в условияхглобализации: внешнеполитический аспект: монография / О.Н. Дроботенко. –Краснодар, КСЭИ, 2016. – 135 с.

4.      Кузнецова Е.В. Правовые меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: российский и зарубежныйопыт: методологические рекомендации / Е.В. Кузнецова. – М., 2016. – 54 с.

5.      Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013.

6.https://cloud.vk.com/blog/zakonodatelstvo-ob-informatsionnoy-bezopasnosti

Законодательство об информационной безопасности.

7.http://www.ksrf.ru/ru/Info/LegalBases/ConstitutionRF/Documents/Constitution2020.pdfКонституция Российской Федерации

8.https://s06vtk.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/Internet_riski.pdfИнтернет-риски

9.https://school249.spb.ru/docs/internet/internet_threat.pdfКлассификация интернет-угроз

Приложение

<Приложение 1>Qr- код и ссылка на сайт гимназии с размещением данного материала

https://school-novieveshki.ru/page31048224.html

<Приложение 2>Фото с Международной выставки-форум «Россия»

<Приложение 3> Фото с презентации чат- бота на мессенджере Telegram

<Приложение 4>Информационный буклет

Просмотров работы: 36