Маршрут по историческим местам Красноуфимска на платформе izi.TRAVEL

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маршрут по историческим местам Красноуфимска на платформе izi.TRAVEL

Черняков Н.А. 1Цыреньщикова Д.В. 1
1МАОУ СШ3
Цыреньщиков В.А. 1Мещерякова Н.М. 2
1МАОУ СШ№9
2Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Станция детского и юношеского туризма и экскурсий"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Потребность в отдыхе и получении новых впечатлений существовала даже в период пандемии, именно поэтому россияне стали активно использовать возможности внутреннего туризма, в том числе и так называемые «туры выходного дня» - маршруты, ограниченные по времени и удаленности от мест постоянного проживания. Поэтому есть необходимость проанализировать возможности ближайших территорий в организации маршрута для жителей и гостей города Красноуфимск: какие интересные исторические объекты имеются, и что может предложить местный туризм не только жителям, а всем желающим отдохнуть, набраться сил и новых впечатлений.

По результатам опроса жители в свободное время хотели бы пройтись по интересным местам города (34,9%) и погулять с друзьями (37,2%), это связано с потребностями в активном образе жизни, при этом 46% опрошенных (см. Приложение 2) хотели бы принимать участие в досуговых мероприятиях в исторических местах, но не хватает времени.

К современной среде предъявляются новые требования окружающая городская среда должна быть такой, чтобы современный житель чувствовал себя комфортно. Во-первых, внешнее благоустройство города, производящее хорошее впечатление. Во-вторых, удобная навигация, чтобы в быстро ориентироваться в пространстве города. В-третьих, получение полной, достоверной, интересной информации о городе в целом, о достопримечательностях.

Город Красноуфимск обладает колоссальными рекреационными возможностями по организации туров. На территории города есть памятники природы и исторические места. Всё это богатство города даёт возможность развитию туриндустрии внутреннего туризма. На платформе izi.TRAVEL уже можно найти несколько маршрутов: «Бажов Красноуфимский», «Наши истоки - Павел Осокин», «Пеший тур», «Прогулка по Красноуфимской набережной», «Красноуфимск - город музей: живая история», «МБУ Красноуфимский краеведческий музей» (Приложение 3).

Таким образом, можно сформулировать противоречие между потребностями в маршрутах по историческим местам со стороны жителей, возможностями современных технологий навигации и недостаточностью использования данных ресурсов в организации внутреннего туризма в городе Красноуфимск.

Объект исследования: экскурсионный маршрут на платформе izi.TRAVEL.

Предмет исследования: экскурсионный маршрут по историческим местам города, разработанный в приложении izi.TRAVEL.

Цель: разработать экскурсионный маршрут для жителей и гостей города Красноуфимск по исторической части города, используя приложение izi.TRAVEL.

Задачи:

  1. Провести обзор информационных источников по данной теме.

  2. Провести опрос и проанализировать спрос на создание экскурсионного маршрута.

  3. Выявить перечень замечательных, интересных исторических, природных объектов, способных привлечь внимание жителей и гостей города Красноуфимск.

  4. Определить возможности приложения izi.TRAVEL для навигации по маршруту.

  5. Подготовить текст для описания объекта.

  6. Разработать маршрут по историческим местам г. Красноуфимск в приложении izi.TRAVEL.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись научные источники, размещённые в научной электронной библиотеке.

Методы исследования: изучение научных литературных источников, обзор публикаций, анализ возможностей информационных ресурсов.

Глава 1. Теоретические основы создания экскурсионного маршрута по историческим местам

1.1.Обоснование выбора темы проекта

Мы обучаемся в 10-м классе, при этом увлекаемся туризмом с 10 лет.

И нам хотелось бы привлечь к туризму наибольшее количество молодежи. А так как молодежь в современных условиях просто не может жить без гаджетов, то решили «ввести» туризм в гаджеты.

Для того, чтобы узнать, как же проводят свободное время жители нашего города провели опрос. В опросе приняли участие 43 человека от 13 до 60 лет.

Мы разработали вопросы опросы (Приложение 1). Опрос имеет следующие характеристики [7]: по характеру получаемой информации – количественный, по способу фиксации – онлайн, по способу взаимодействия – заочный, стандартизированный, массовый.

Опрос проводился в онлайн формате. Распространили среди жителей города через социальную сеть ВК.

Рис. 1. Возраст участников опроса

В опросе всего приняло участие 43 человека. На рис. 1 видно, что в опросе приняли наибольшее участие представители молодежи в возрасте от 16 до 25 лет – 24 человека (56%), 9 представителей взрослого населения (20%), по 5 подростков и людей старшего возраста (12%).

Рис. 2 Как бы участники опроса провели свободное время

По Рис.2 видно, что большинству участникам опроса в свободное время интересно погулять с друзьями – 16 человек (37%) и пройтись по интересным местам города – 15 человек (35%), 5 человек предпочли бы заняться спортом (11%), 3 человека остались бы дома (7%), 2 человека посидели бы в интернете (5%) и 2 приняли бы участие в спортивных соревнованиях (5%). Можно сделать вывод, что участники опроса предпочитают активный досуг.

Рис. 3 Как часто участники опроса совершали туристические поездки за последние 5 лет

На Рис.3 видно, что большинство опрошенных совершают туристические поездки раз в год – 20 человек (46%), 8 человек совершают туристические поездки раз в 6 месяцев (19%), 7 человек совершают туристические поездки раз в месяц (16%), 5 человек были в туристической поездке более 5 лет назад (12%), 2 человека были в туристической поездке более 3 лет назад (5%) и всего 1 человек совершает туристические поездки каждую неделю (2%). 46% участников опроса совершают туристические поездки всего раз в год.

Рис. 4 Где чаще всего путешествуют участники опроса

На Рис.4 видно, что большинство участников опроса путешествуют по России – 17 человек (40%) и по Свердловской области – 15 человек (35%), 10 участникам нравиться путешествовать по городу и району (23%), 1 человеку по дельному зарубежью (2%) и никто не путешествует по ближнему зарубежью

Рис. 5 Участвуют ли участники опроса в краеведческих мероприятиях

На Рис. 5 видно, что большинство участников опроса посещали краеведческие мероприятия несколько раз – 21 человек (49%), 7 человек постоянно принимают участие в этих мероприятиях и столько же слышало о таких мероприятиях от знакомых (16%), 4 человека слышало о таких мероприятиях из СМИ (10%) и 4 человека не знакомы с краеведческими мероприятиями (9%).

Рис. 6 Посещали ли участники досуговые материалы в исторических местах

На Рис.6 видно, что большинству хотелось бы посетить такие мероприятия, но не хватает времени – 20 человек (46%), 14 человек очень редко попадают на что-то похожее (33%), 6 человек считают это одним из самых интересных видов отдыха (14%), 2 человека перестали посещать такие мероприятия (5%) и всего лишь 1 человек старается не пропускать такие мероприятия (2%).

Рис. 7 Что не нравиться участникам в организуемых социально-культурных мероприятиях

На Рис.7 видно, что большинству не нравиться недостаток рекламной информации о проведении мероприятий – 17 человек (40%), 12 участникам не нравиться незаинтересованность молодежи (28%), 10 участникам не нравиться слабая материально-техническая база по проведению мероприятий, 3-их не устраивает не достаточная масштабность проведения мероприятий (7%) и всего лишь 1 не нравиться отсутствие прокатов снаряжения (2%).

Рис. 8 Хотели бы участники опроса принять участие в прогулке по историческим мероприятиям

На Рис.8 видно, что большинству было бы интересно поучаствовать – 22 человек (52%), 15 человек уже участвовали в подобных мероприятиях (35%), 3 возможно приняли бы участие в конкурсах (7%), 2 считают, что это не их (5%) и 1 человек не имеет заинтересованности в подобных мероприятиях.

Рис. 9 Могут ли досуговые мероприятия (в качестве зрителя) развивать какие-либо личные качества у молодежи

На Рис.9 видно, что большинство участников считают досуговые мероприятия развивают несомненно, многие положительные качества – 23 (54%), 10 человек считает, что эти мероприятия развивают различные характерные качества (23%), 9 человек, что развиваются навыки общения (21%), 1 человек считает это простым развлечением и никто не считает, что, участвуя в качестве зрителя невозможно приобрести никаких навыков

Таким образом по опросу мы можем понять, что большинству опрошенных (молодежь) интересны прогулки по интересным местам города и краеведческие мероприятия, значит экскурсионный маршрут по городу будет идеальным вариантом для молодежи, чтобы еще ближе познакомиться с городом.

Можно сделать вывод, что экскурсионный маршрут удовлетворит потребности большинства участников опроса.

 

1.2.Анализ информационных источников

В настоящее время двигательная активность людей имеет явную тенденцию к сокращению. В то же время потребность в движении, мышечных усилиях запрограммирована природой и дефицит мышечной активности пагубно сказывается на здоровье человека. Экскурсионные маршруты призваны восполнить данный дефицит [1].

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г.): «Экскурсия является одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения» [5]. Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи.

Мы будем взяли определение Емельянова Б.В., который под экскурсией понимает сумму знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

В ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дается определение туристского маршрута. Туристский маршрут - путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов

Создание новой экскурсии — сложный и длительный процесс, в процессе подготовки которой исследователи выделяют ряд этапов. Всего их насчитывается пятнадцать [5, с. 65].

Прежде всего необходимо сформулировать тему и определить цель экскурсии. Цель экскурсии — это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала.

В ходе разработки экскурсии важная информация имеется в фондах научных и общедоступных библиотек. Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно получить из местной периодической печати. В качестве источников экскурсионного материала могут выступать воспоминания участников и очевидцев исторических событий.

Рассмотрим только те этапы подготовки экскурсии, которые необходимы нам для выяснения форм эффективной организации её маршрута. В практике подготовки экскурсии используется методика отбора экскурсионных объектов на основе определения ценности и значимости данного объекта для раскрытия темы.

Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в маршрут экскурсии, рекомендуются следующие критерии: познавательная ценность; известность; необычность (экзотичность) объекта [16].

В качестве экскурсионных объектов в исторической городской среде могут выступать: памятники архитектуры и градостроительства - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, инженерные сооружения; архитектурные сооружения, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей; памятники городской археологии; памятники монументального, декоративно-прикладного или садово-паркового искусства; памятники природы, в том числе отдельные деревья, реликтовые растения и т. п.; памятные места — места, связанные с важнейшими событиями в жизни страны, развитием общества и государства.

Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Правильный отбор памятников как экскурсионных объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсии и глубокое раскрытие ее темы. Число объектов в экскурсии зависит от ее цели, темы и экскурсионной аудитории [16].

Таким образом, в нашей экскурсионный маршрут — это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.

Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы в соответствии с определенными требованиями.

1.3. Платформа izi.TRAVEL как веб-представление маршрута

Платформа izi.TRAVEL — система для экскурсий, имеющая как веб-представление, так и мобильное приложение. Сервис включает в себя информацию о 121 стране и более 15 000 аудиогидов. Пользователь может выбирать экскурсии, достопримечательности и прослушать информацию о них. Помимо этого, платформа предоставляет отдельный сервис для создателей контента. После регистрации на сайте cms.izi.travel пользователь может создать тур, экскурсию по музею или добавить достопримечательность на карту. Добавленная информация становится доступна пользователям после модерации администрацией сервиса. Сервис также имеет мобильное приложение, доступное для операционных систем Android и iOS. Функции мобильного приложения шире, чем функции веб-версии.

Так как разрабатываемая система основана на ГИС, необходимо будет использовать привязку к геолокации для показа контента дополненной реальности.

В работе С.Э. Мышлявцевой и В.В. Ланина указано, что приложение должно обеспечивать возможность выполнения следующих функций: 1. Поиск достопримечательностей по атрибутам и на карте. 2. Отображение достопримечательностей рядом с пользователем или указанной точкой. 3. Получение подробной информации о достопримечательности. 4. Воспроизведение аудио информации о достопримечательности. 5. Просмотр и публикация отзывов о достопримечательности. 6. Просмотр и фильтрация списка подготовленных экскурсий. 7. Выбор экскурсии из списка, ее редактирование. 8. Составление маршрута экскурсии. 9. Следование по маршруту экскурсии с отображение места нахождения пользователя, сообщения о пути следования по маршруту в режиме дополненной реальности. 10. Сохранение подготовленной пользователем экскурсии. 11. Просмотр и публикации отзывов об экскурсии [13].

Кроме того, необходимо, чтобы приложение соответствовало традиционным атрибутам качества: удобство использования, безопасность, целостность, устойчивость, возможность модификации.

Таким образом, платформа izi.TRAVEL имеет как веб-представление, так и мобильное приложение. После регистрации на сайте cms.izi.travel пользователь может создать тур, экскурсию по музею или добавить достопримечательность на карту, что позволяет использовать данное приложение в нашем проекте.

Глава 2. Экскурсионный маршрут по историческим местам г. Красноуфимск

2.1. Выбор исторических объектов г. Красноуфимск

Для того, чтобы выбрать объекты мы обратились к опытным туристам станции детского и юношеского туризма (Ворошилова Л.Д., Еремеева Н.В.), ходили в краеведческий музей. У нас получился список объектов как из исторического прошлого, имеющую давнюю история (как объекта), так и из современных арт-объектов, но которые тоже имеют отношение к истории нашего города.

Сами объекты (фото) представлены в приложении (См. Приложение 4).

Разработали технологическую карту экскурсионного маршрута по историческим местам г. Красноуфимск (Табл. 1, Приложение 5).

Получилось 27 объектов города Красноуфимск. Примерная продолжительность маршрута 2 часа.

Далее подготовили описание маршрута, которое необходимо будет представить в ознакомительной части.

Описание маршрута:

«Здравствуйте! С вами туристы г. Красноуфимск. Мы от всей души рады приветствовать вас в нашем небольшом и очень комфортном городке с интересной историей.

Впереди вас ждут 27 точек с интересными историями. Мы поговорим о необычных исторических местах, новых арт-объектах и покажем вам, где красоту и вдохновение можно найти в Красноуфимске сейчас.

Одевайтесь, пожалуйста, теплее, наш маршрут рассчитан на два часа. Пройти его можно в любое время и в любой компании: с детьми, вдвоем, с друзьями и даже одному. При желании захватите с собой термос с чаем и перекус, так как у вас точно появится желание остановиться и полюбоваться видами города.

Передвигайтесь в комфортном для вас темпе. Если замерзли или устали, то вы сами можете выбрать наиболее интересные для вас объекты или просто завершить маршрут и вернуться в наиболее удобное время. А мы начинаем

2.2. Подготовка маршрута на платформе izi.TRAVEL

Для создания самого маршрута использован сайт nakarte.me, дальше с него переносилось все в приложение izi.TREVEL.

Для работы использовали инструкцию «Шаг за шагом: Как создать аудиогид городского тура в izi.TRAVEL?» [21].

Для работы необходимо зарегистрироваться в приложении. «Вход», а затем «Зарегистрироваться» и заполняем все необходимые данные, после чего на почту придет ссылка, по которой надо перейти, чтобы завершить регистрацию. Открылась страница, где мы можно создавать аудиогиды, смотреть отзывы и статистику посещения, также удалять аудиогиды и редактировать. Для создания экскурсионного маршрута нужно нажать «Создать». Далее нам необходимо выбрать вид маршрута:

-по помещению («Музей»),

-просто тур на открытой местности («Тур»)

-аудиогид по отдельной достопримечательности («Достопримечательность»).

Нажав на кнопку «Подробнее», мы перешли на страницу с инструкцией по созданию и работе с выбранным видом аудиогида. Выбирали тур. Указали название, тип тура (уличный), категорию, подходящую для нас (пеший), язык и нажимаем «Создать». На странице настройки обложки гида, т.е. той страницы, которую будет видеть пользователь, выбрав аудиогид, важно добавить небольшое и интересное описание тура, которое расскажет про наш маршрут и заинтересует людей. При любых изменениях нужно сохранять.

Дальше озвучивали текст описания и прикрепили получившийся аудиофайл, нажав на кнопку «Выбрать файл» и указав его местоположение на компьютере.

В разделе изображения загрузили фотографию для обложки. Картинка должна быть хорошего качества и горизонтальная. Имеется раздел «ссылки», где мы можем добавить ссылки на музеи или туры. Если есть партнеры или спонсоры, то можно добавить их в разделе «Спонсоры». QR-код, который система формирует автоматически предназначен для размещения на промоматериалах тура. В этом QR-коде находиться информация о странице мобильном аудиогиде на сайте izi.TREVEL. И последний раздел позволяет полностью удалить, созданный аудиогид. После оформления обложки можно перейти к созданию точек на карте тура.

Система открывает карту города, которую указана при регистрации. Сверху 4 кнопки. Первая позволяет выделить интересующие нас объекты или зажав левую кнопку мыши, перемещаться по карте. Вторая отвечает за создание линий маршрута тура. Третья кнопка отвечает за создание точки достопримечательности. И четвертая кнопка отвечает за создание навигационной истории. Карту можно приближать и отдалять, нажимая на плюс или минус в левой части экрана. Также можно переключиться из режима карта в режим спутник, чтобы точно видеть все здания. Для поиска объектов на карте можно воспользоваться встроенным поиском google.

Для начала нажимаем на третью кнопку для создания точки и кликаем по тому месту, которое будет нашим первым объектом называем и сохраняем. Точка создалась и появилась в списке в левой части экрана. Создадим еще несколько точек и проложим линию маршрута, выбрав вторую кнопку и кликаем на карте в те места, где должна проходить линия. Проложив линию маршрута нажимаем кнопку сохранить, если создалась лишняя линия, то можно подвести к ней курсор и нажав правую кнопку мыши, после чего лишний фрагмент исчезнет. Распределение истории на маршруте должно быть равномерно, крайне нежелательно допускать длинных и пустых отрезков маршрута, ведь человек вынужден длительное время идти в тишине. Допустим, такой пустой отрезок маршрута у нас есть и на нем нет необходимых объектов, которые нужны нам для рассказа, в таком случае можно создать несколько точек, рассказывающих о каком-либо писателе, который жил в этом районе и т.д. В левой части экрана располагаются точки и в каком порядке они расположены, чтобы передвинуть точку в списке достаточно навести на нее курсор и зажав левую кнопку мыши передвинуть ее. Порядок и номер изменится автоматически (Приложение 6).

Перейдем к навигации. Существует два типа навигационных подсказок: первый воспроизводиться сразу по окончании истории, предупреждая куда нужно идти дальше, второй же звучит в нужном месте, которое вы отметите на карте. Рассмотрим оба варианта.

Первый. Нажимаем на точку на карте и перед нами появляется карточка этой точки, здесь нужна кнопка компас с плюсом, нажимаем. В описании подсказки желательно использовать визуальные отсылки, например, пройдите к трехэтажному дому голубого цвета, этот ориентир будет более понятным. Также озвучиваем все подсказки. Как правило такие подсказки добавляют для каждой точки маршрута, но возможно, что и не всегда, ведь объекты могут располагаться близко. Первый тип подсказок мы можем увидеть в левой части экрана в виде компасов. Если что-то надо поменять, то нажимаем на карандашик.

Второй. В верхней части экрана нажимаем на значок компаса, создается навигационная точка. Поставим точку на перекресток и назовем «на право», название техническое, никто кроме нас его не увидит. Войдя в зону подсказе человек услышит, например, что нужно повернуть на право на улицу такую-то. Не забываем соблюдать последовательность точек.

Переходим к заполнению содержания историй и навигационных объектов. Для этого кликаем на точку на карте и нажать на карандаш, и мы перейдем в ее описание. Для описания достаточно 100-200 слов. Затем подгружаем картинку (их может быть несколько), которая будет иллюстрировать данный объект. Загружаем аудио версию описания. При заверении описания тура нужно проверить все ли заполнено. Для этого в правом верхнем углу нажимаем «Проверить». В появившейся таблице можем настроить отображение нужных нам параметров. Если горит зеленая галочка, то все в порядке. Если у вас все готово, то возвращаемся к карте нажав «Изменить», теперь обратим внимание на синие круги. Это место где начинает включаться запись описания точки, и они должны быть не менее 30м. Прежде, чем опубликовать тур стоит пройти по городу и проверить маршрут, для этого нажимаем на человечка в верхнем левом углу и на «Виден только по кодовому слову» (оно генерируется автоматически). Кодовое слово вводиться в мобильном приложении izi.TREVEL в настройках «Кодовое слово», после введения слова нажатия «Ок» нам нужно в верхнем левом углу нажать на красную стрелку, и мы вернемся к странице обзора, где в поисковой строке нужно ввести название вашего тура и пройти созданный маршрут. Если маршрут работает правильно, то можно перевести аудиогид в режим видно всем и с этого момента он будет считаться опубликованным.

Таким образом, перевели разработанный экскурсионный маршрут в приложение izi.TRAVEL.

 

 

Заключение

Проведя обзор информационных источников по данной теме выяснили, что сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении, и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

Провели опрос, проанализировали спрос на создание экскурсионного маршрута и выяснили, что большинству опрошенных (молодежь) интересны прогулки по интересным местам города и краеведческие мероприятия, значит экскурсионный маршрут по городу будет идеальным вариантом для молодежи, чтобы еще ближе познакомиться с городом. А так как все опрошенные считают, что такие мероприятия положительно влияют на развитие личности молодежи.

Узнали, что платформа izi.TRAVEL имеет как веб-представление, так и мобильное приложение. После регистрации на сайте cms.izi.travel пользователь может создать тур, экскурсию по музею или добавить достопримечательность на карту, что позволяет использовать данное приложение в нашем проекте. Подготовить текст для описания объекта.

Выявили перечень замечательных, интересных исторических, природных объектов, способных привлечь внимание жителей и гостей города Красноуфимск.

Разработали маршрут по историческим местам г. Красноуфимск в приложении izi.TRAVEL.

Разработанный экскурсионный маршрут подходить для людей с активной жизненной позицией, стремящихся к изучению истории своей страны на примере малого города Красноуфимск. Использование аудиогида поможет быть более свободным в выборе времени суток, компании, способов и темпа передвижения.

Возможно создание КВИЗ игры «История г. Красноуфимск».

В дальнейшем планируем разработать викторину для закрепления знаний, полученных в ходе прохождения маршрута по историческим местам г. Красноуфимск для молодежи с 14 лет и старшего поколения. Результаты данной викторины можно увидеть сразу же по итогам ее прохождения.

Цель достигнута, задачи решены.

Данная работа может быть использована во время лагеря дневного пребывания на базе школ города, в качестве дополнения к урокам окружающего мира (часть объектов) или истории. Так же материал может быть использован при проведении курсов внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты».

Список информационных источников

  1. Бичев, В. Г. Походы выходного дня в жизни студентов / В. Г. Бичев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 5-3(44). – С. 98-101.

  2. Введение в туризм: понятие, цели и функции. Различия между путешествием и туризмом // Научные Статьи.Ру — портал для студентов и аспирантов. — Дата последнего обновления статьи: 21.09.2023. — URL https://nauchniestati.ru/spravka/ponyatie-czeli-i-funkczii-turizma-puteshestvie-i-turizm/ (дата обращения: 30.03.2024).

  3. Гайфутдинова, Т. В. Историко-краеведческий потенциал туристских маршрутов / Т. В. Гайфутдинова, А. М. Гайфутдинов // Камский торговый путь: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Набережные Челны, 23 ноября 2018 года / Министерство науки и высшего образования РФ, Набережночелнинский государственный педагогический университет, Академия наук Республики Татарстан, Институт татарской энциклопедии и регионоведения, Камский научный центр. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. – С. 291-295. – EDN YZPXRJ.

  4. Дрогайцева, Е. Э. Проектирование и разработка веб-приложения для построения туристического маршрута / Е. Э. Дрогайцева // Естественные и гуманитарные науки в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции, Орел, 13–15 мая 2020 года. – Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. – С. 284-286.

  5. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. - Москва, 2007. - С. 216.

  6. Здание земской управы (г. Красноуфимск)// Фактографическая база «Информация о Свердловской области», корпоративный проект библиотек региона Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Екатеринбург, ул. Белинского, 15, http://book.uraic.ru URL: http://semantic.uraic.ru/object/objectedit.aspx?Object_id=13417 (Дата обращения: 20.03.2024 ).

  7. Каташинских, В. С. Методы сбора социальной информации: учеб. Пособие / В. С. Каташинских; [науч. Ред. Ю. Р. Вишневский]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2017. — 124 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48989/1/978-5-7996-2069-1_2017.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)

  8. Качевский, П. С. Материалы к созданию дорожной карты патриотического автопробега по тематическому маршруту: "Северное Приазовье в вооруженных конфликтах: места исторической памяти" / П. С. Качевский // Академическая наука - проблемы и достижения: Материалы XVI международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 09–10 июля 2018 года. Том 2. – North Charleston, USA: createspace, 2018. – С. 9-11.

  9. Красноуфимский краеведческий музей. Описание // официальный сайт «Красноуфимский краеведческий музей». URL: http://www.museum.ru/M963 (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  10. Красноуфимский педагогический колледж// официальный сайт http://kpkollege.ru/ URL: http://kpkollege.ru/ (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  11. Мечеть Аль-Хафиз в Красноуфимске: описание, как добраться, фото //Краеведческий Фонд «Наш Урал» URL: https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/mechet-al-hafiz-v-krasnoufimske/ (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  12. Музей «Красноуфимская земская больница»: описание, как добраться, фото // Краеведческий Фонд «Наш Урал» URL: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/krasnoufimskaya-zemskaya-bolnitsa/ (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  13. Мышлявцева, С. Э. Мобильные технологии как инструмент повышения туристской привлекательности (на примере города Перми) / С. Э. Мышлявцева, В. В. Ланин, А. Е. Баранова // География и туризм. – 2021. – № 1. – С. 15-22. – EDN DTLDMD.

  14. О парке Сенкевича // сайт «Красноуфимск Онлайн» URL: https://ksk66.ru/2021/01/25/%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0/ (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  15. Попов, А. Д. Путешествие по городам-героям Юга России: концепция создания историко-патриотического туристического маршрута[1] / А. Д. Попов // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2020. – Т. 7, № 2. – С. 34-45. – EDN AXUFBH.

  16. Сорокин, А. П. Разнообразие форм и методов организации экскурсионных маршрутов по достопримечательным местам исторического города[6] / А. П. Сорокин // Материалы VIII региональной научно-практической конференции "Вагановские чтения", посвященной 85-летию со дня основания Тарского бюро краеведения, Тара, 11–12 марта 2016 года. – Тара: ООО “Амфора”, 2016. – С. 306-312.

  17. Степанова А.М. Социальная и экологическая значимость новых форм отдыха для индустрии туризма и гостеприимства / А.М. Степанова, Л.Д. Матвеева // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Т. 14, № 1. С. 65-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?Id=44027925

  18. Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (г. Красноуфимск)// официальный сайт Екатеринбургской Епархии. URL: https://ekaterinburg-eparhia.ru/building/chrames/95/ (Дата обращения: 20.02.2024 ).

  19. Храм Медицинского Духа // Фактографическая база «Информация о Свердловской области», корпоративный проект библиотек региона Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, Екатеринбург, ул. Белинского, 15, http://book.uraic.ru URL: http://semantic.uraic.ru/object/objectedit.aspx?Object_id=13417 (Дата обращения: 20.03.2024 ).

  20. Цыганова, А. В. Культурно-исторические ресурсы Г.Торжка для организации экскурсионных маршрутов по местам киносъемок / А. В. Цыганова, Е. В. Рысенкова // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства: Сборник статей участников VI международной научно-практической конференции, Тверь, 07–08 декабря 2017 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2017. – С. 164-170.

  21. Шаг за шагом: Как создать аудиогид городского тура в izi.TRAVEL?// Тамбовская областная детская библиотека. URL: https://youtu.be/a944oxfv7e0?Si=k3lrocmrxmn8tmhy (Дата обращения: 10.01.2024)

  22. Юсупова А.Д., Медведева А.А. Проектирование исторической экскурсии по городу Екатеринбургу// Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029614 (Дата обращения: 31.03.2024).

Приложение1

Опрос «Маршрут по историческим местам города Красноуфимска»

  1. Ваш возраст

  2. Если бы перед Вами стоял выбор, как провести свободное время, Вы бы предпочли:

    1. погулять с друзьями

    2. принять участие в спортивных соревнованиях

    3. заняться каким-либо видом спорта

    4. пройтись по интересным местам города

    5. остаться дома

  3. Совершали Вы туристические поездки за последние 5 лет?

    1. совершаю туристические поездки раз в год

    2. совершаю туристические поездки раз в 6 месяцев

    3. совершаю туристические поездки каждый месяц

    4. был (а) в туристической поездке более 3-5 лет назад

  4. Где чаще всего Вы путешествуете?

    1. дальнее зарубежье

    2. по России

    3. по Свердловской области

    4. по городу и району

  5. Имеете ли Вы опыт участия в каких-либо краеведческих мероприятиях?

    1. постоянно принимаю в них участие

    2. посещал (а) несколько раз подобные мероприятия

    3. да, слышал (а) о таких мероприятиях из СМИ

    4. нет, не знаком с указанными мероприятиями

  6. Посещали ли Вы досуговые мероприятия, организованные в исторических местах?

    1. да, это один из самых интересных видов отдыха

    2. стараюсь не пропускать не одного похожего мероприятия

    3. очень редко попадаю на что-то похожее

    4. хотелось бы, но не хватает времени

  7. Что Вам не нравится в организуемых социально-культурных мероприятиях?

    1. слабая материально-техническая база по проведению данных мероприятий

    2. недостаток рекламной информации о проведении мероприятий

    3. не достаточная масштабность проведения мероприятий

    4. незаинтересованность молодежи

  8. Могут ли досуговые мероприятия (участие в качестве зрителя) развивать какие-либо личные качества у молодежи?

    1. да, развитие различных характерных качеств

    2. несомненно, многие положительные качества

    3. возможно, навыки общения

    4. нет, это просто развлечени

Приложение 2

Результаты опроса жителей города

 

Приложение 3

Экскурсионные маршруты по г. Красноуфимск на платформе izi.TRAVEL

Бажов в Красноуфимске

МБУ Красноуфимский краеведческий музей

Прогулка по Красноуфимской набережной

Наши истоки – Павел Осокин

Пеший тур(5 км.)

Красноуфимск - город музей: живая история

Приложение 5

Исторические места г. Красноуфимск

Название объекта

Фото

Местонахождение

Детская школа искусств имени П.И. Осокина

 

Ул.Интернациональная, 160

Обелиск красногвардейца, казненным в годы гражданской войны

 

Перекресток ул. Рогозинниковых и ул. Мизерова

Парк культуры и отдыха им В.К. Блюхера

 

Перекресто ул. Рогозинниковых и ул. Интернациональной

Здание Красноуфимской уездной земской Управы (Дворец творчества)

 

Ул. Советская, 17

Свято-Троицкий собор

 

Ул. Куйбышева, 5

Мемориальный комплекс «Аллея Памяти»

 

Напротив ул. Советская, 5

Торговые ряды

 

Ул. Куйбышева , 3

Скульптура Ирине Музаевой

 

Напротив ДК

Ул. Советская, 2

Центр Культуры и Досуга

 

Ул. Советская ,2

Здание женской гимназии

 

Ул. Советская ,1

Ираиды Вертипраховой

 

Набережная, около ул. Советская, 1

Акула Геликоприон

 

Набережная, около ул. Советская, 1

Первый самовар

 

Набережная, около ул. Советская, 1

Бравый казак

 

Набережная, около ул. Советская, 1

Часовня Иосифа Песнописца

 

Камушек выше Свято-Троицкого собора,

Ул. Пролетарская, 81А

Мечеть Аль-Хафиз

 

Напротив Часовни,

Ул. Пролетарская, 74Б

Штаб 28 дивизии под командование В.М. Азина

 

Угол ул. Пролетарской ближе к Педагогическому колледжу,

Памятник выпускникам педагогического колледжа, погибшим в годы ВОВ

 

У педагогического колледжа,

Ул. Свердлова, 18

Красноуфимский педагогический колледж

 

Ул. Свердлова, 18

Дом врача Э.М. Сенкевича

 

Выше 1 школы в горку по ул. Октября

Парк врача Э.М. Сенкевича

 

Выше дома Сенкевича по ул. Октября

Дивья гора

 

В горку от старой детской поликлиники,

Подъем с улиц 8 марта, Свободы

Красноуфимская земская больница

 

Рядом со старой детской поликлиникой

Аптечный сад

 

На территории Земской больницы,

Ул. Свободы, 16

Храм Медицинского Духа

 

На территории Земской больницы, Ул. Свободы, 16

Красноуфимский краеведческий музей

 

Ул. Советская, 42

Храм Александра Невского

 

В центре, ул. Мизерова, 88

Таблица 1

Технологическая карта экскурсии

Объект показа

Описание объекта

  1. Детская школа искусств имени П.И. Осокина

Красноуфимская детская школа искусств образовалась 15 ноября 1935 года по инициативе Свердловского управления искусством, и этот день считается днём рождения школы. Первым директором школы был Осокин Павел Иванович, преподаватель Красноуфимского педучилища, выпускник Петербургского регентского училища, виолончелист, скрипач, баянист, актёр.

  1. Обелиск красногвардейцам, казненным в годы гражданской войны

Освобождение Урала от белогвардейщины началось с похода армии В.К. Блюхера, начавшегося с 3 августа 1918 г. из Оренбургских степей в направлении Екатеринбурга через Красноуфимск. И уже 14 сентября отряд соединился с 5-й Уральской дивизией. Тут же к ним присоединились и два Красноуфимских полка: Первый — под командованием И.К. Грязнова и Второй — под командованием Я.С. Анфалова.Автор проекта – П. П. Таратынов. Установлен в 1967 г. 

  1. Парк культуры и отдыха им В.К. Блюхера

Говорят, в 20-е годы по этой улице стояли жилые дома, которые впоследствии были уничтожены сильным пожаром. По данным городского архива, в 1935 году вышел наказ депутатов открыть на их месте Городской Сад, где были установлены новая изгородь, 50 скамеек, танцплощадка и посажено 330 деревьев. По плану 1935 года к 15 мая предполагалось построить летнюю сцену, фонтан и клумбы. Наряду с садом на берегу реки Уфы находился Культурный парк для детей.19 мая 1939 года Красноуфимскому Городскому Саду присвоили звание трагически погибшего героя-летчика Советского Союза А.К. Серова.13 мая 1949 года Городской Сад был передан в ведение Дома культуры. С этого момента в парке появились садовник и сторож (в летний период в парке работали 2 сторожа). Ответственность за проведение культурно-массовых мероприятий была возложена на директора Дома культуры.16 мая 1952 года в Красноуфимском Городском Саду был построен летний театр на 400 мест. В эксплуатацию решили его запустить с 24 мая 1952 года, где планировалось демонстрировать кинофильмы, была организована работа кинолектория и коллективов художественной самодеятельности города.7 февраля 1964 года депутаты приняли решение переименовать Городской Сад в "Городской парк культуры и отдыха имени тов. Блюхера В.К." С того момента территория парка увеличилась и соединилась с детским парком на берегу реки Уфы.Василий Константинович Блюхер (19.11 (1.12) 1889 -9.11.1938) - советский военный, государственный и партийный деятель, Маршал Советского Союза (1935). Кавалер ордена Красного Знамени № 1 (1918) и ордена Красной Звезды № 1 (1930).8 мая 1964 года решили произвести монтаж и установку аттракционов: виражный самолет, русские качели, фигурную карусель и школьные качели. Монтаж и установку аттракционов обязали произвести Ремстройконторе во главе с товарищем Копыловым И.П.В 70-х годах самолет демонтировали, фигурная карусель была убрана работниками парка в 2008 году, русские качели действуют по сей день.В наши дни парк перестали называть именем Блюхера, немногие сейчас знают, кем был этот человек и что сделал для нашей страны. Сейчас парк носит название "Городской"

  1. Здание Красноуфимской уездной земской Управы

Памятником архитектуры ХХ века и одновременно памятником истории является здание Красноуфимской уездной земской Управы, построенное в 1912 году. В 1918 году в этом здании проходил первый и второй уездные съезды Советов, где была провозглашена Советская власть в крае. С 1919 по 1976 годы – там находилась средняя школа №1, а в годы Великой Отечественной войны в здании размещался госпиталь № 1717.

  1. Свято-Троицкий собор

Кирпичный городской собор во имя Святой Троицы, построенный в 1804 в стиле классицизма. На его звоннице было 10 колоколов. Здание на высоком подвале состояло из холодного храма типа восьмерик на четверике, трапезной с Никольским приделом, многоярусной колокольни со шпилем и притвора. Имелся Никольский придел, в 1925 устроен третий Скорбященский престол.1812 г. в храме отслужен молебен о победе русского воинства над Наполеоном. Собор жил попечением именитых купцов г. Красноуфимска. При храме работала церковно-приходская школа. Стараниями протоиереев и благочинных окормлялась второклассная учительская школа на Миссионерском хуторе. Ежегодно в день Казанской иконы Божией Матери совершались многолюдные Крестные ходы. К храму были приписаны 6 часовен и 4 домовые церкви.Закрыт в 1935, в 1950-х сломаны венчания. Перестроен, использовался как спичечная фабрика, медицинское училище и др. Возвращен верующим в 2001. В настоящее время в храме хранятся обретенные в 2002 мощи новомучеников Красноуфимских - иереев Алексия Будрина, Льва Ершова и Александра Малиновского, убитых в 1918.

  1. Мемориальный комплекс «Аллея Памяти»

22 июня 2010 г., к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в Красноуфимске открылся мемориальный комплекс Аллея Памяти, где увековечены имена красноуфимцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

  1. Торговые ряды

В 1920-е годы одна половина гостиных рядов была отдана под кинотеатр, а другая – под театр. Театр проработал до 1943 года, а кинотеатр до 1969 года, когда для него было построено отдельное здание. Сейчас здание торговых рядов используется по изначальному предназначению – для торговли.

  1. Центр Культуры и Досуга

Центр культуры и досуга — единственное культурно-досуговое учреждение Красноуфимска, предоставляющее свои услуги более 40 000 людей. В 2019 году он отметил 50-летие активной и насыщенной культурной жизни. Сегодня это современное многофункциональное учреждение с отличной материальной базой, в структуру которого входят Парк культуры и отдыха им. В.К. Блюхера и Культурно-оздоровительный комплекс п. Пудлингово.На базе Центра ежегодно проходит более 800 мероприятий, охватывающих как жителей города, так и жителей прилегающих территорий и областей. Функционируют 90 коллективов любительского творчества самых разнообразных направлений: хореография, театр, инструментальное творчество, вокал, спорт, киберспорт, медиа. Является «родным домом» для знаменитого заслуженного ансамбля РФ — песенно-хореографического ансамбля «Уралочка». Успешно ведут деятельность 9 коллективов, имеющих звание заслуженного, образцового и народного.С 2012 года в учреждении развивает один из самых массовых видов искусства — кинематограф. Есть 2 кинозала (на 514 и 40 мест), в которых проходят крупные всероссийские акции и презентации премьер российских, татарских и марийских кинопродюссеров.

  1. Здание женской гимназии

На крутом берегу реки Уфы, по улице Соболевской, ныне Советской, стоит здание кирпично-красного цвета. Очень красиво здание смотрится с противоположного берега.
История строительства этого здания не известна. Красноуфимские старожилы называют его гостиницей, и это наводит на мысль, что построили здание в начале XX в. на торговой площади рядом с трактиром как дом для господ приезжих для размещения прибывающих в город гостей.
На открытках о Красноуфимске начала XX века с изображением этого дома подписано «Женская гимназия». Вполне возможно, что здание действительно построили специально для женской гимназии, так как в Красноуфимском уезде развитию образования уделяли много внимания, а постоянного помещения у гимназии не было долгое время. Но и на новом месте женская гимназия находилась не долго.Из истории гимназии:
Для подготовки учительниц в женские и смешанные одноклассные училища Красноуфимского уезда в Красноуфимске была открыта в 1891 году женская прогимназия.
Туда поступали девочки, окончившие курс во втором классе двухклассных училищ.
Прогимназия готовила учительниц, обучавшиеся там гимназистки должны были стать учителями и гувернантками. Но 3-х лет обучения в прогимназии для полноценной подготовки учительниц не хватало, запросы общества выросли, и появился запрос о более высокопрофессиональной подготовке.
После нескольких ходатайств от земского собрания в попечительское общество о преобразовании прогимназии в гимназию было принято положительное решение. 1 июля 1898 года женская прогимназия была преобразована в гимназию. После окончания гимназии выпускницы ее возвращались домой на завод или в деревню с образованием, дающим им возможность служить в должности помощницы в училище. С открытием в 1900 году 8-го класса в Красноуфимской женской гимназии появилась возможность давать ученицам законченное гимназическое образование и звание преподавателя со специальной педагогической подготовкой.
Это требовало новых площадей для обучения, так как появились дополнительные учебные предметы и продолжительность обучения увеличилась.
Изначально прогимназия находилась в одноэтажном деревянном здании, принадлежавшем городскому сообществу. В начале 20-го века гимназия переехала в это здание на берегу Уфы. К зданию пытались пристраивать несколько новых деревянных пристроек, но всё равно пространства для обучения не хватало.

  1. Скульптура Ираиды Вертипраховой

Ираида Федоровна Вертипрахова родилась 23 октября 1931 года здесь, в Красноуфимске. Окончила школу №11, которая сейчас носит №2. Поступила в Свердловск в медучилище. Но манило ее небо.Как началась летная карьера Ираиды Федоровны – тема отдельная. Она наобум остановила в Свердловске человека в военной форме и спросила, как можно стать летчицей. Он, к счастью, знал адрес аэроклуба.В клубе талант девушки оценили и отправили ее в Саранскую летную школу, а потом – в Красноярский аэроклуб инструктором по парашютному спорту. На счету у Ираиды Федоровны 365 прыжков.

  1. Акула Геликоприон

Красноуфимский бронзовый геликоприон - единственный в России памятник ископаемой хрящевой рыбе пермского периода, обитавшей на территории современного Урала порядка 300 млн лет назад, когда вместо гор и лесов здесь плескалось теплое море. К слову сказать, Красноуфимск не просто так решил увековечить память древнего монстра. В конце XIX века в окрестностях города, была обнаружена загадочная окаменелость - отпечатавшаяся в камне зубная спираль. Изучив которую академик А.П. Карпинский систематизировал новый вид хрящевых рыб, далекого предков современных акул.К слову сказать, окаменелые зубы геликоприона до сих пор можно найти в окрестностях Красноуфимска, сделать это непросто, однако в местном краеведческом музее каждый желающий может посмотреть на необычный научный экспонат.Примечательно, что геликоприон стал настоящим брендом небольшого уральского города и, наверное, первой подобной достопримечательностью в нашей стране!

  1. Первый самовар

Источники утверждают, что село Нижнеиргинское, расположенное в Красноуфимском районе Свердловской области, основали раскольники-староверы из Нижегородской губернии, бежавшие от преследований на башкирскую землю в XVII веке. Официальный год рождения села - 1730-й, когда был пущен Иргинский медеплавильный завод. Спустя почти сорок лет медное производство остановилось из-за нехватки сырья. Зато расцвела фабрика для изготовления и лужения медной и латунной посуды - она работала на привозной руде. Именно здесь в 1746 году появился на свет первый русский самовар.

  1. Бравый казак

Почему именно эта скульптура была выбрана в качестве арт-объекта? Красноуфимск всегда считался городом казаков. Долгое время служили они в нашем городе, охраняя его от башкир. Но в 1820 году были распределены форпосты Оренбургской и Новоилецкой военных линий. Тогда город покинуло 410 семей.

  1. Часовня Иосифа Песнописца

Часовня Иосифа Песнопевца (или Песновисца) находится в центральной части Красноуфимска на возвышенном берегу Уфы, на Камушке, где прежде находилась дозорная башня Красноуфимской крепости. Легенды связывают эту башню с пребывавшим здесь в думах июньским вечером 1774 года Емельяном Пугачевым. Уже в конце XIX столетия от башни оставались одни руины. Именно тогда на средства купчихи Кропаневой на этом месте была построена и освящена часовня во имя Иосифа Песнопевца с просьбой к Господу, чтобы избавились ее муж и сыновья от пагубной привычки винопития. Главной святыней часовни стала икона «Неупиваемая чаша».В советские годы часовня была разрушена и вновь восстановлена по старым фотографиям уже в наше время. С Камушка от часовни открывается красивый вид на излучину Уфы, а также на центр города.

  1. Мечеть Аль-Хафиз

Мечеть «Аль-Хафиз» построена в 1896 году Хафизом Хабибуллиным, жителем деревни Ока, в те времена входившей в Красноуфимский уезд Пермской губернии. Сам Хафиз родился в 1840 году в деревне Ош Мамадышского уезда Казанской губернии. В 1861 году переехал с отцом в Оку. Здесь они построили дом, занялись земледелием и торговлей. Основным занятием отца и сына Хабибуллиных была торговля пшеницей, так как в этих краях большие урожаи зерновых культур. Хафиз построил пристань в деревне Усть-Маш и по реке Уфе сплавлял баржами зерно и муку на дальние расстояния. Железной дороги не было, проселочные дороги были плохими, поэтому пристань и сплав по реке давали хорошую прибыль.
Со слов Сании Ваисовны, правнучки Хафиза, каждую весну по реке сплавлялось до 30 барж до Нижнего Новгорода. С прибыли от торговли зерном Хафиз-бай за 3000 рублей выкупил в Красноуфимске землю под строительство медресе, которое и было построено на выкупленной земле в 1896 году. Имамом и мугаллимом был назначен Габдельгазиз-хазрат Бикешев, который прошел обучение в Бухаре. Медресе выполняло и роль мечети, здесь проводились пятничные и праздничные намазы.В 1910 году здесь обучались 35 юношей.В 1911 году Габдельгазиз-хазрат ушел из этого мира. Его дело продолжили Габдрахман Нафиков и Мугин Хамзин, выпускники уфимского медресе «Галия». Они жили в медресе и обучали религиозным наукам детей. В 1917 году в здании медресе открываются курсы преподавателей. Габдрахман Нафиков одновременно работает и продовольственным комиссаром у красноармейцев. Когда Красноуфимск захватили белогвардейцы, они расстреляли Нафикова и Хамзина. »
В 1921 году медресе возобновило свою работу. Директором был назначен Хайрулла Нугманов. Медресе давало детям среднее образование.В 1923 году здание передано Уралмарийскому педтехникуму.Затем в стенах Красноуфимской мечети располагалась базовая школа местного педагогического техникума. В 1980 году здание медресе было базой педагогического училища. Здесь студенты проходили практику.                В 1991 году медресе возвращается верующим и становится снова мечетью. На средства прихожан был установлен минарет, заказанный Салманом Шахмаловым в Казани. В 2016 году, благодаря помощи местной администрации и Центрального духовного управления мусульман России, историческое здание старинного медресе официально

  1. Штаб 28 дивизии под командование В.М. Азина

Памятник связан с действиями штаба 28-й дивизии Второй армии Восточного фронта под командованием В.М. Азина в годы Гражданской войны на Урале.Угол Пролетарская 50, Большой двухэтажный полукаменный дом, бывший Алексеева, ему принадлежал и соседний дом № 52. В 20-е годы угловой дом принадлежал военному ведомству. Здесь в июне 1919 года размещался штаб 28-ой стрелковой дивизии Азина (памятная доска на доме).Азин Владимир Мартинович родился в 1885 году в семье портного-латыша. С золотой медалью окончил Полоцкое городское училище. Затем учился в реальном училище. В 1916 году был призван в царскую армию. Награжден двумя медалями. Был ранен.В 1918 году стал большевиком. Ему доверили сформировать батальон. Освобождены города Казань, Воткинск, Красноуфимск – вот путь Азинской дивизии до Екатеринбурга.Два дня шли ожесточенные бои за Бисертский завод. К вечеру 9 июля 1919 года сопротивление врага было сломлено. 13 июля 1919 года Азин отдал приказ на штурм Екатеринбурга. После освобождения Урала 28-я дивизия вошла в состав группы Южного фронта.12 февраля 1920 года Азин подошел к топким болотам Маныча и форсировал реку, но здесь в бою был схвачен белогвардейцами. Начались пытки. По приказу Деникина Азин был повешен, тело разрубили на куски. Останки героя были захоронены с воинскими почестями в 12 км. от станции Тихорецкой.Азин был народным героем, погиб за народ. Одна из улиц города Красноуфимска названа его именем (бывшая Криулинская).

  1. Памятник выпускникам педагогического колледжа, погибшим в годы ВОВ

 
  1. Красноуфимский педагогический колледж

Лето 1919 г. Дувано-Кущинский ревком Башкирии принял решение: преобразовать двухклассную церковно-приходскую школу на хуторе Ювинском в учительскую семинарию для мари.10 ноября 1919 г. Начало занятий учащихся подготовительной группы. Этот день стал днём рождения Красноуфимского педагогического колледжа.1920 г. По решению Наркомпроса РСФСР семинария реорганизована в трехгодичные педагогические курсы. Учащихся было 42 человека, учителей — 4.

1921 г. Курсы преобразованы в Урал-Марийский педагогический техникум.1924 г. Педагогический техникум переведён в г. Красноуфимск, в здание бывшего городского училища (ул. Свердлова, 18).1929 г. В Красноуфимске открыт русский педагогический техникум.1939 г. Оба техникума объединены в один с марийским отделением.1941-1945 гг. Основное здание училища освобождено под военный госпиталь, во 2-м здании размещался призывной пункт военкомата. Занятия проводились в бывших общежитиях и школах города.1964 г. Закончено строительство общежития на 400 мест по ул.Советской 54.1967- 1969 гг. К учебному корпусу пристроены актовый и спортивный залы,учебные кабинеты. Общая площадь пристроек составила 2100 м2. Пополнено оборудование кабинетов и лабораторий.1968 г. В педучилище открыто художественно-графическое отделение (ХГО). Со дня основания ХГО студенты и преподаватели специальности 050608 «ИЗО и черчение» ежегодно участвуют в выставках творческих и живописных работ на уровне города, области и других российских регионов.1979 г. Построен второй, а позднее — в 1982 г. — третий корпус общежития на426 мест, бытовой корпус (площадью 375 м2) с уютной столовой на 160 мест и спортивный зал. Общежития соединены с учебным корпусом теплым переходом.1990 г. Построено новое здание базовой школы на 392 места. В 1999 году школа получила статус лицея предпрофессионального образования.1994 г. Открыт психологический центр.1995 г. Педагогическое училище получило новый статус – колледж. Выдана лицензия на реализацию образовательных программ повышенного уровня по новым специальностям: 0301 «Математика»; 0302 «Русский язык»; 0303 «Иностранный язык»; 0307 «Физическая культура»; 0310 «Музыкальное образование».1997 г. — закончено строительство спортивно-оздоровительного комплекса, корпуса физкультурного отделения, на базе которого, с 1999 года действует летний оздоровительный лагерь для детей – сирот, студентов НПО/СПО Свердловской области. Организуются заезды спортсменов.2001 г. На территории открыт филиал Уральского Государственного педагогического университета, что обеспечивает преемственность получения педагогического образования.2003 г. Колледж становится базовой площадкой для Института развития регионального образования (в настоящее время — ИРО).Начало фестивального движения детского музыкального творчества «Мы-талантливы» по 3 направлениям: народное творчество «Ярмарка», конкурс вокального и хорового творчества им. П. И. Осокина, «Звонкая капель».2003 г. Начинается сотрудничество с Корзуновским детским домом-школой. В этом году музею КПК присвоен статус школьного музея.2005 г. Стартовало олимпиадное движение по иностранному языку, информатике, литературе, музыке, МХК, ИЗО (5 олимпиад за учебный год).2008 г. При общеобразовательном отделении колледжа открыт интернат для девочек, находящихся в трудной жизненной ситуации.2008 г. Открывается заочное отделение по специальности «Дошкольное образование» (заочная форма обучения). С 2012-13 учебного года обучение по данной специальности проводится также и в очной форме.

2011-2013 гг. Колледж участвует в Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» (г. Екатеринбург).2012-13 уч. год. Информационно-методический центр реализует проект «Исследователь. ru» для обучающихся Юго-западной территории Свердловской области. Педагоги колледжа принимали участие в конкурсах разного уровня (территориальный уровень — 10 чел., областной — 12, всероссийский — 7, международный – 7 (в частности, участие в международной конференции в Барселоне (Испания).2012-13 уч. год. На базе колледжа проводятся Всероссийские соревнования по национальной борьбе «Корэш».2013 г. Начало реализации казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе. Ансамбли «Красный Яр» и «Красноуфимочка» стали лауреатами ХХ Всероссийского детского фестиваля «Казачок» в Анапе.

  1. Дом врача Э.М. Сенкевича

Здание второй половины XIX века. Фундамент ленточный из бутового камня. Одноэтажное здание смешанной конструкции: стены деревянные и бутовые. До 1918 г. в нем располагалась частная клиника врача Сенкевича со стационаром. Летом 1918 г. в доме Сенкевича размешался штаб Красноуфимского красногвардейского отряда под командованием Я.С. Анфалова.Эмиль Марьянович Сенкевич стал приемником Мизерова. Происходил он из ссыльных поляков. Родился в Пелыме, глухом северном захолустье. Медицинский институт закончил в Варшаве. Азы профессии постигал в Париже и Берлине. В совершенстве владел многими иностранными языками. На обратном пути из Европы завернул в Казань, на тот же самый факультет, который закончил Мизеров. Потом попал в Красноуфимск.В 1953 году Эмиль Марьянович становится доктором медицинских наук и в этом же году трагически погибает на рыбалке: на своей машине съехал с парома в воду и утонул.Его жена, детский врач Александра Захаровна, своими научными трудами внесла вклад в развитие педиатрии Пермской губернии.Сын Зигмунд передал в музей медицины докторский саквояж Эмиля Марьяновича, с которым отец не расставался.Мизеров и Сенкевич похоронены рядом на Красноуфимском кладбище.На перекрестке улиц Мизерова и Октября стоит дом Сенкевича. На нем – мемориальная доска с надписью: «Здесь в 1918 году размещался штаб Красной гвардии». Хозяин этого дома связал свою судьбу с Красной Армией, был сначала полковым, а потом дивизионным врачом.

  1. Парк врача Э.М. Сенкевича

«Когда-то этот прекрасный сад был засажен соснами, елями, березами, кленами. Были многочисленные кусты рябины, сирени и др. Сад был огорожен забором. Теперь часть изгороди нарушена, открыт свободный доступ, особенно неприглядный вид со стороны клуба ОЭЗ, где уже гибнут прекрасные сосны». Так писала в газете «Городок» Л.Г. Вишневская в 1996 году.

«…Перед окнами дома Э.М.Сенкевича росли кусты смородины, а к дому через сад вела дорожка. Александра Захаровна Сенкевич обязательно каждый день выходила на прогулку по дорожке и в саду…». Так писала в своих воспоминаниях жительница города Л.В.Красильникова (Обвинцева), воспоминания которой относятся к 50-м годам XX века.

О том, что сад земского врача был огромным, есть пара строк в книге о Э.Сенкевиче. «Уральские сосны и лиственницы уживались с кленами и акациями полными цветов, ягод и даже грибов. По свидетельству современников, как-то ночью окно кабинета Сенкевича пробил заблудившийся глухарь».

Еще есть одно предположение, что сад в советское время называли пионерским. Краевед, Маргарита Соколова добавляет, что есть решение исполкома горсовета, принятое зимой 1940 года о том, что необходимо открыть Пионерский парк в саду Сенкевича к 1 июня 1940 года.

Вероятно он и был открыт. В наше время сохранилось основание для фонтана, около ДК ОЭЗ стояла скульптура пионера.

Сейчас состояние сада (парка) изменилось не в лучшую сторону, уже нет изгороди, которой был огорожен парк, нет сирени, некоторые березы угрожающе наклонились, есть ощущение бесхозности некогда ухоженного сада…

  1. Дивья гора

Её название, по одной версии, происходит от слова «дивиться», так как с горы открывается красивая панорама города. По другой версии, название возникло давно, в те времена, когда на горе стояли солдатские казармы, а девушки частенько гуляли возле казарм, знакомились с солдатами, веселились.

  1. Красноуфимская земская больница

Красноуфимская земская больница, основанная на базе казенной городской больницы в октябре 1870 года, славилась на весь Средний Урал. Она располагалась на 6000 квадратных саженей. Уникальный комплекс лечебных корпусов, хозяйственные службы со своей электростанцией построены в основном на доходы крестьян Красноуфимского уезда. Вокруг построек со временем разросся лесопарк – аллеи берез, лип, тополей, хвойных деревьев.Известные врачи Медицинский персонал пользовался большим уважением у населения. Это и первый врач Антон Викентьевич Барановский, Матвей Иванович Мизеров, возглавлявший больницу более четверти века, и Эмиль Марианович Сенкевич, выпускник Варшавского университета, выдающийся земский хирург, отчеты которого публиковал Московский императорский университет.Мемориальная комната Мизерова М.И. Расцвет земской медицины в городе связан с Матвеем Ивановичем Мизеровым, проработавшим здесь около 30 лет. Ему удалось добиться строительства новой больницы по своему проекту. В 1886 году на горе Дивьей вошли в строй первые два лечебных корпуса, а затем за короткий срок были воздвигнуты остальные корпуса и хозяйственные службы. Сегодня в парке больницы высажена голубая ель в память о Матвее Ивановиче.

Музей сегодня Впоследствии, больничный комплекс был закрыт. Практически все больничные постройки того и последующего времени уцелели. В сентябре 1988 года было принято решение о создании музейного комплекса «Красноуфимская земская больница». Это музеефицированный больничный комплекс, имеющий в своем составе 5 зданий, расположенных в восстанавливаемом старинном парке площадью более 2 гектаров на горе Дивьей в центральной части города.В России под музеи передано много зданий земских больниц, но другого музеефицированного земского больничного городка на земле не существует, и в этом уникальность музея «Красноуфимская земская больница». Здесь в трех корпусах представлена богатая экспозиция, воссоздающая историю развития уездного здравоохранения, начиная с 1828 по 1927 годы.

  1. Аптечный сад

Сегодня территория музея – пять музейных павильонов. В центральной части комплекса возводится Аптечный сад, заложенный в 2013 году. По словам сотрудников музея, здесь будет высажено 161 дикорастущее целебное растение.

  1. Храм Медицинского Духа

Это памятник трём медицинским основам: милосердию, бескорыстию и самоотверженности. Сооружение, похожее на часовню со шпилем, с установленным на нем белым флагом с красным крестом. Три стороны часовни оформлены плитами из коелгского белого мрамора. На мемориальной стене выложены 6 ниш по числу врачебных участков, входивших в состав уезда на рубеже XIX-XX веков.

  1. Красноуфимский краеведческий музей

Красноуфимский краеведческий музей, один из старейших на Урале, был создан в 1912 году Красноуфимским земством по инициативе земских учителей в помощь учащимся для демонстрации наглядных учебных пособий, а также для показа старых вещей, рассказывающих об историческом прошлом жителей края. Музейные фонды хранят информацию по истории края, выраженную в документальных, изобразительных, вещевых источниках, В 1919 году в краеведческий музей поступили экспонаты домашнего музея дворянского рода Голубцовых, поколения которого изучали вопросы краеведения и сыграли большую роль в духовной жизни нашего края Экспозиция состоит из двух отделов: истории и природы края. В залах исторического отдела представлены вещественные памятники, историко-бытовые комплексы, рассказывающие о богатой событиями истории края. Уникальная и изумительная по красоте природа окрестностей Красноуфимска и разнообразие растительного и животного мира отражены в экспозиции отдела природы

  1. Храм Александра Невского

Мы завершаем наш тур по городу Красноуфимск у самого известного памятника города.

12 марта 1881 года городская дума постановила: «В увековечении памяти благополучного царствования в Бозе почившего Государя Императора Александра ll, в Красноуфимске построить церковь, для чего ежегодно отчислять из средств города не менее 100 рублей». 

14 сентября 1902 года, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, после Божественной Литургии в местном соборе с благословения с крестным ходом из собора на место предполагаемой постройки храма была перенесена Икона святого благоверного князя Александра Невского и совершен молебен с водоосвящением в построенной на этом месте часовни. Весной 1903 года храм был заложен. Проект для него безвозмездно выполнил архитектор Дмитрий Павлович Рябов.В 1914 году строительство храма было завершено. По благословению преосвященного Андроника, епископа Пермского и Соликамского, храм был освящен протоиереем Красноуфимского Свято-Троицкого собора Алексеем Будриным, расстрелянным впоследствии большевиками в 1918 году (ныне канонизованным).6 января 1930 года, в Рождественский сочельник, храм Александра Невского был закрыт. Затем здание приспособили под краеведческий музей, который проработал здесь до декабря 1995 года.5 декабря 1995 года в честь праздника святого благоверного Александра Невского была передана правая аспида храма для совершения богослужений. Такое существование церкви и музея продолжалось три года, и только лишь в мае 1998 года храм Александра Невского был полностью передан церкви.8 сентября 1999 года храм был освящен архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

Мы желаем вам дня! Спасибо, что эти 2 часа вы провели вместе с нами. Пусть с вами случаются только добрые истории, все мечты сбываются.

Приложение 6

Тур по историческим местам города Красноуфимска

Просмотров работы: 41