Зависимость от интернета

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зависимость от интернета

Шарапов А.А. 1
1МАОУ Иволгинская СОШ №1
Дарханова В.П. 1
1МАОУ Иволгинская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией. Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, для общения. Количество пользователей Интернета увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и России .

С популярностью виртуальной реальности растёт и Интернет зависимость. Люди проводят за компьютером все своё время и при этом его не замечают.

Всемирная электронная паутина так прочно вошла в нашу жизнь, что многие просто не представляют себе без нее жизнь. Едва оказавшись в доступном для интернета месте, они первым делом заходят на любимые сайты, узнают новости, «общаются» с друзьями, комментируют, просматривают, скачивают. Конечно, информация имеет для человека огромное значение, она формирует личность, но бывает, что она, же и разрушает ее.

Нас молодых сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» настолько, что человек оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

Актуальность  выбранной  темы  не вызывает сомнений: по статистике: в мире  интернет  - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. В Европе, вслед за Азией и Америкой уже начали открывать соответствующие клиники. В России таких учреждений нет, да и пристрастие к Всемирной паутине зачастую не воспринимают как серьезную проблему .

Цель работы: исследование проблемы Интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.

Задачи:

- определить наличие проблемы Интернет - зависимости среди учащихся Иволгинскойь школы;

- дать рекомендации по устранению Интернет зависимости у школьников.

Объектом нашего исследования являются учащиеся 6-8 классов МАОУ Иволгинской средней школы,Иволгинского района

Предметом является тест на определение «Интернет - зависимости».

Методы: Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся   6-8-х классов .

Гипотеза: Если проводить много времени в  Интернете, то можно утратить способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной .

Глава I Зависимость от интернета

1.1.Всемирная паутина

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей.

По Интернету происходит поиск информации, рассылают пресс -релизы, устраивают конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться.

За последние 10 лет Интернет распространился в десятки, сотни и даже в тысячи раз. И согласно последним данным - сегодня каждый 3 человек на планете находится в интернете. Количество пользователей продолжает бурно увеличиваться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Время препровождение в  Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях. И к такому типу личности относится подросток .

Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность анонимного общения;

2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3)чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;

4)  неограниченный доступ к информации.

Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой .

1.2 Причины и симптомы зависимости.

Интернет-зависимость - это исключительно современная проблема, которую нельзя оставлять без внимания. Стремительно растущая популярность социальных сетей и онлайн игр ставит под угрозу гармоничное развитие и существование человека с самых ранних лет его жизни: сейчас компьютером умеет пользоваться каждый первоклассник!

Психологические симптомы:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

невозможность остановиться;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьей и друзьями;

- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

проблемы с работой или учебой.

- утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;

Физические симптомы:

- сухость в глазах;

- головные боли по типу мигрени;

- боли в спине;

- нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

- пренебрежение личной гигиеной;

- плохой сон.

- ухудшение опорно-двигательного аппарата; пищеварительной системы; зрения .

В группе риска по интернет - зависимости:
- дети и подростки – 78%,
- женщины старше 45 лет – 57%,
- мужчины старше 30-35 лет – 32%.

Глава II

Исследование Интернет-зависимости среди учащихся Иволгинской школ ы.

2.1. Пути решения

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, обращение к спорту, туризму, занятиям музыкой, художественной фотографией, как правило, выводят человека из зависимости. Прежде всего, следует привести свой образ жизни к некоему балансу. В ней должно быть что-то интересное помимо Интернета и компьютерных игр.

Главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из (Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая .

Чтобы избежать Интернет- зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспитанием компьютерной культуры пользователей. 

Семья может заключить договор об ограниченном использовании гаджетов на территории дома или квартиры, а также в вечернее время и выходные. Ребенок легче откажется от смартфона или игры в компьютер, если будет видеть, что мама с папой сами следуют принципам, которые проповедуют.

Родители могут показать личный пример в соблюдении правил цифровой гигиены, которые описаны выше, а еще объяснить своему ребенку почему они отключают уведомления, не состоят в многочисленных группах и т.п. Особо стоит обратить внимание на темы безопасности пребывания в интернет-среде, правила неразглашения личных данных случайным знакомым в социальных сетях и мессенджерах.

Чтобы помочь своему ребенку справиться с тягой к онлайн-развлечениям, родители могут придумать совместное интересное занятие. Поскольку сами дети могут не уметь быстро перестраиваться на новую деятельность, взрослым придется проявить терпение, внимательность и любовь.

Родителям стоит обратить внимание на темы, которые интересны детям – как в Интернете, так и в реальной жизни. Только закрыв настоящие потребности своего ребенка - в безопасности, любви, признании, самореализации, можно надеяться на долгосрочный эффект в этом деле.

Хорошим решением станет создание в школе инициативной группы из родителей, которая будет продвигать схожие принципы в жизнь класса. Это позволит снизить у детей значимость игровых и околоигровых тем в разговорах, уменьшить привлекательность образа блогеров и стримеров.

 

2.2Анкетирование

Итак, переходим непосредственно к нашему исследованию. Нами было проведено анкетирование среди учащихся 9 классов по выявлению интернет зависимости. Всего было опрошено 57 учеников. В ходе анкетирования я хотел выяснить сколько времени проводят учащиеся за компьютером в течении дня. В результате исследования получил следующие данные: среди учеников 9-х классов только 13% сидят за компьютером менее одного часа в день, 54% учеников пользуются интернетом больше, чем полагается. Им нужно найти силы пользоваться интернетом меньше.

Зависимость пока не грозит 33% учащихся, проходящих тестирование, они могут пользоваться Сетью в том же режиме. С помощью этой анкеты я узнал, что юноши более подвержены Интернет – зависимости .

Заключение

Анализ результатов нашего исследования показал: более 50% опрошенных нами учащихся проводят много времени за компьютером, но, не смотря на это, большая часть из них либо не имеют интернет зависимости, либо могут контролировать себя.

Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей.

Основной группой риска являются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения интернет - сети. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе, у друзей или компьютерном клубе.

Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет - зависимых.

Таким образом, мне приходится признать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности школьника, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.

Компьютерные технологии в нашей школе оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой.

Изучение данной проблемы выявило основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения Интернет-зависимости как модели психических расстройств.

Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находятся в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот информационный потенциал, который обрушивается на них из Интернета. Я считаю, что воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – это необходимость противоядия от Интернет — зависимости .

Несомненно, я понимаю, что использование интернета очень важна для каждого современного человека. Однако всегда следует помнить о потенциальной опасности сети и понимать, что реальная жизнь проходит очень быстро, если сидеть за компьютером больше двух часов в день

Интернет открывает нам новые возможности, но от нас зависит, как мы будем их использовать .

Список литературы

  1. Малыгин В.Л. Интернет- зависимое поведение. Критерии диагностики, личностно-характерологические факторы риска формирования, профилактика и психотерапия // Сб. материалов Всерос. науч. -практ. конф. с муждунар. участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании». - 2011.

2. Чума XXI века - интернет-зависимость // Журн. практ. психолога. – 2010.

Интернет-ресурсы

1.http://flogiston.ru/

2.http://www.bestreferat.ru/referat-205658.html

3.http://www.b17.ru/article/internet_zavisimost_podrostkov/

http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/internet-zavisimost-u-detej-i-podrostkov/

4.Приложение 1

Анкета для изучения Интернет-зависимости подростков

1. Ваш пол?

А) Мужской

Б) Женский

2. Твой возраст?

А) 11– 12

Б) 13-14

В) больше 14

3. Увлечение, хобби: есть нет

4. Чем, помимо учёбы вы любите заниматься?

_____________________________________________________________

5. Ваше отношение к интернету.

а) считаете полезным открытием;

б) вам все равно;

в) считаете, бесполезной тратой времени;

6. Какова ваша потребность в интернете?

а) отношусь равнодушно;

б) периодически возникает потребность выйти в интернет;

в) испытываю ежедневную потребность в интернете;

г) не представляю свою жизнь без интернета.

7. Для чего Вы пользуетесь интернетом?

А) Для работы, учебы, поиска информации

Б) Для личных целей (социальные сайты, игры, музыка и т. д.)

В) Вообще не пользуюсь

8. Что больше всего привлекает Вас в пользовании интернетом?

А) Доступность

Б) Простота использования

В) Полезность

9.Откуда Вы чаще всего заходите в интернет?

А) Компьютер/ноутбук

Б) Планшет

В) Мобильный телефон

10. Считаете ли Вы себя интернет - зависимым человеком?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

11. Что вы испытываете, когда долго не играете или не находитесь в Интернете?

а) беспокойство;

б) раздражительность;

в) чувство дискомфорта;

г) чувство подавленности;

д) ощущение пустоты;

е) другое.

12. В Интернете вы предпочитаете (выбрать не больше двух):

а) виртуальную реальность;

б) социальные сети (какие);

в) ICQ (чаты);

г) USENET(конференции);

д) Сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, гонки, стрелялки, РПГ, стимуляторы);

е)________________________________

13. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?

а) сайты знакомств;

б) игровые, развлекательные сайты;

в) поисковые сайты;

г) сайты, где есть чат-комнаты.

14. Влияет ли интернет на вашу учебу?

а) не влияет;

б) интернет помогает мне учиться (работать);

в) мешает учебе (работе);

15. Как вы считаете, интернет влияет на ваше здоровье?

а) не влияет;

б) влияет незначительно;

в) здоровье значительно ухудшилось.

16.Как относятся близкие (родители, друзья) к вашему увлечению?

а) играют вместе со мной;

б) положительно;

в) нейтрально;

г) отрицательно;

д) резко отрицательно.

17.Какие ролевые компьютерные игры вы предпочитаете? (выбрать не больше двух)

а) игры, в которых вы смотрите глазами своего героя;

б) игры, в которых вы смотрите на своего героя со стороны;

в) руководительские игры.

18.Когда вы играете, то испытываете:

а) эйфорию;

б) радость;

в) облегчение;

г) азарт;

д) расслабление.

Приложение 2

Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

- никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыхали проведения досуга.

- используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить.

-  если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

-  всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

-   используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

-никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

 

Приложение 3

 

Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

 

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.)

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Не хватает: отсутствие внимания со стороны родителей, тепла, любви. Да, да, дорогие родители. Покупка модного и стильного компьютера и демократический настрой в семье - еще не стопроцентное условие положенного вашему отпрыску внимания и заботы. Именно там, в стране волшебных дровосеков и бессмертных магов он проводит свое время, получая то, чего ему не хватает в его маленькой и сложной жизни. Им, этим монстрам подземного царства он рассказывает историю своего одиночества и неудовлетворенности собой. Им достаются его слезы и его смех. С ними он готов быть предельно откровенным и по-настоящему счастливым.

Первые признаки компьютерной зависимости:

- прогулял школу - играл в компьютерную игру,

- хотя бы одну ночь провел у компьютера,

- ест и пьет чай там же,

- не выходит гулять, все сидит за компьютером,

- мало общается,

- нервный,

- груб и раздражителен,

- забывает поесть и почистить зубы,

- пребывает в плохом настроении,

- не знает чем себя занять, если его любимая игрушка - компьютер -   

  сломался.

Интересуйтесь играми, в которые играют ваши дети. Время от времени (чем чаще, тем лучше) проверяйте, на какие сайты заходит ваш ребенок, какой информацией интересуется. Это сделать очень просто.

Контролируйте компьютерное общение ребенка. Никогда не отпускайте одного на свидание с новыми знакомыми по Интернету. Настаивайте, чтобы сын или дочка шли туда хотя бы вместе с друзьями или одноклассниками.

Следите, чтобы ребенок, кроме компьютера, имел другие увлечения: посещала кружки и спортивные секции. Пытайтесь находить время для совместных прогулок и развлечений. Близкое и доверчивое общение родителей с детьми — наикратчайшая защита от всяческих неприятностей.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.

Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной “наркомании”, вызванной техническими средствами.

Просмотров работы: 18