Воздействие компьютерных игр на развитие детей

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воздействие компьютерных игр на развитие детей

Шатанков Е.Н. 1
1МБОУ СОШ № 6
Сидорова Л.Р. 1
1МБОУ СОШ № 6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Видео игры прочно вошли в нашу жизнь. Виртуальная реальность привлекает своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит игрокам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Ни один взрослый, а тем более ребенок уже не представляет свою жизнь без компьютера.

Я очень люблю играть в видео игры. Мои родители постоянно мне твердят, что это плохо для моего здоровья и я захотел узнать чем опасны видео игры и могут ли они быть полезными?

Не все игры вредны для ребенка, но вред или польза продукта определяется целью его создания.

Актуальность.

Для ребенка в процессе становления его сознания важным компонентом развития является поиск примера для подражания. Этим примером, в идеале, должна стать сильная личность, способная вызывать уважение окружающих и в первую очередь самого ребенка. Как правило, таким примером служит отец или некий идеальный герой, сконструированный в воображении ребенка. В случае с игрой происходит искажение этого идеала, который в дальнейшем должен служить образцом для поведения ребенка. Игра навязывает героя, которому приходится убивать, сражаться, жестоко себя вести, для того чтобы одержать победу. И ребенок перенимает этот жестокий образец поведения. Поэтому среди подростков резко возросла агрессия и жестокость. Неудивительно, что на улице дети без причины начинают агрессивно себя вести.

Другую опасность составляет сам виртуальный мир игры, который затягивает в себя ребенка. Вот почему проблема компьютерной зависимости и влияния компьютерных игр является очень актуальной.

Мир компьютерной игры намного привлекательней, красочней и интереснее, чем окружающая его серая действительность. Тем более если родители уделяют минимум внимания своему ребенку.

Гипотеза.

Я предполагаю, что в процессе исследовательской деятельности смогу понять: какой вред либо пользу несут видео игры для человека. Это позволит мне получить знание того, какое влияние производят видео игры на ребенка.

Цель проекта.

Целью моего исследования будет влияние  видео игры на развитие ребенка.

Задачи

  1. Изучить историю появления видео игр и их виды.

  2. Выявить положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на ребенка на основе литературных и интернет источников.

  3. Разработать и провести социологические опросы.

  4. Разработать рекомендации по использованию компьютерных видео игр для школьников.

Предмет исследования: компьютерные видео игры

Объект исследования: влияние видеоигр на ребенка.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, сравнение, опрос.

Практическая значимость: использование материала, на классных часах, и в повседневной жизни.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    1. История происхождения компьютерных игр.

Попытки создать простенькие игры на цифровых устройствах предпринимались ещё до начала Второй Мировой войны (а в 1947 году уже была запрограммирована первая электронная игра, монитором для которой служил экран военного радара - это был симулятор вражеских ракет) - однако считается, что первой компьютерной игрой стала "ОХО" ("Крестики нолики"), в одиночку сделанная А.С. Дугласом в далёком 1952 году.

После свет увидел "Tennis for two", придуманная и реализованная Уильямом Хигинботэмом в 1958 году в Нью-Йорке. Посетители его лаборатории могли поиграть в теннис на цифровом корте, управляя своими "ракетками" с помощью джойстиков.

Первыми среди прочих компьютерные игры стали массово создавать операторы ЭВМ в разных полузакрытых научных учреждениях, имевших в распоряжении ЭВМ. Например, в 1962 году группа студентов Массачусетского технического института создала игру Spacewar! для новой ЭВМ DEC PDP-1. В Spacewar игрокам предоставлялась возможность поуправлять с помощью контроллеров космическими корабликами, выстреливающими друг в друга взрывающимися ракетами. Остроты игре добавляло то, что корабли кружились вокруг смертоносной черной дыры, расположенной в центре игрового поля. Spacewar! стала очень популярна по всему миру оттого, что компания DEC встроила её в свои компьютеры в качестве программы, с помощью которой проверялась их работоспособность.

    1. Виды компьютерных игр:

  • квесты – задача заключается в достижении определенной цели, но для ее выполнения необходимо будет провести своего героя (одного или нескольких) через ряд преград;

  • экшен (action) – игрок принимает участие в игре от своего лица: стреляет по целям (шутеры), сражается врукопашную (файтинги), лазает, прыгает, преодолевает препятствие (платформеры). Есть и другие разновидности экшен-игр. Для победы важна быстрота реакции и умение мгновенно ориентироваться в ситуации;

  • ролевые игры или Computer Role-Playing Game, в сокращенном варианте пишутся как CRPG или RPG – это сюжеты, в которых игрок управляет несколькими персонажами, с их помощью осуществляет определенные цели. Особенностью игр является возможность улучшения характеристик персонажей. Здесь существует целый игровой мир, ведется сюжетная линия;

  • стратегии – это ряд игр, в которых важно уметь просчитывать ходы соперника и использовать его слабые стороны. В отличие от игр в жанре экшен, здесь можно не спешить, а хорошо обдумать свои действия и не оставить противнику никаких шансов;

  • логические игры и головоломки – это оригинальные и увлекательные игры на логику самого различного типа. В их основе могут быть физические процессы, как в игре World of Goo, где нужно с помощью шариков гу построить различные сооружения, и достигнуть цели. Или взаимодействие игрока с порталами, которые позволяют перемещаться в любые места. У логических игр и головоломок есть несколько уровней, с каждым новым уровнем задание усложняется;

  • симуляторы – с помощью таких игр можно почувствовать себя и гонщиков сверхмощного карта, и пилотом сверхзвукового самолета, и астронавтом, покоряющим просторы вселенной;

  • азартные игры на логику – это и различные карточные партии, соревнования в шашках, шахматах, нардах и т.д. Онлайн версии таких игр интересны тем, что в любой момент можно найти себе партнера, выбрать сильного или слабого игрока, оценить свои возможности по рейтинговым местам.

    1. . Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на ребенка

Самое распространённое отрицательное воздействие на организм при играх в компьютерные игры это ухудшение зрения. При длительном нахождении за компьютером так же ухудшается осанка. Многие игры вызывают зависимость и жестокость.

Избежать пагубного воздействия от компьютерных игр тоже можно, если делать перерывы во время игры.

Но есть и плюсы от игр: такие как развитие моторики рук, развитие быстроты реакции, развитие логического мышления, умение решать нестандартные задачи, развитие самоутверждения и самооценки, так как приходится принимать быстрые и важные для игры решения.

Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?

Хотя количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером без риска для здоровья, индивидуально, усредненные нормы все же существуют. Эти нормы напрямую зависят от возраста юного пользователя:

  • младше 5 лет — не более 10 минут;

  • 5- 7 лет — 15–20 минут;

  • 7–11 лет — 20–30 минут;

  • 12–14 лет — 30–45 минут;

  • 15–16 лет — 1–2 часа.

Если ребенок играет на компьютере более 30 минут необходимо сделать 10–15 минутный перерыв, во время которого хорошо сделать разминку и гимнастику для глаз. Кстати — врачи рекомендуют делать такой перерыв и взрослым.

Тип игры

Положительная сторона

Отрицательная сторона

Спортивный симулятор

Развитие моторики рук, развитие быстроты реакции

Отрицательное влияние на зрение при долгой игре

Гонки

Обучение правилам вождения

Привыкание к виртуальным авариям.

Экшен

Развитие логического мышления

Отрицательное влияние на зрение при долгой игре

Стрелялки

Развитие моторики рук, развитие быстроты реакции

Жестокость

Квесты

Развитие логического мышления, умение решать нестандартные задачи

Пагубное влияние на психику в жестоких играх,

«Зависимость»

Стратегии

Развитие самоутверждения и самооценки, так как приходится принимать быстрые и важные для игры решения

Потеря времени, Отрицательное влияние на зрение при долгой игре,

«Зависимость».

Глава

    1. Выдержка из По 1.

1.4.Выдержка из СанПиН

Выдержка из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" от 22 декабря 2020 года.

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)7.

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

2.10.2. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.

Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, для 5-9-х классов -15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

3.5.7. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.

Из данной выписки СанПин можно сделать вывод:

  1. При работе с ЭСО нужно соблюдать определенные правила.

  2. Эти правила также подходят к компьютерным играм.

  3. Есть положительные и отрицательные воздействия на детей при игре в компьютер.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Социологический опрос одноклассников

Цель исследования – узнать, в какие игры играют дети, выявить зависимость школьников от компьютера.

Задачи исследования:

  1. Составить опросник.

  2. Провести опрос среди учащихся 3 класса.

  3. Проанализировать результаты.

  4. Сделать выводы.

Практическая часть исследования проводилась на базе МБОУ СОШ

№ 6, участниками которого являлись ученики 3 классов.

Для проведения опроса, я составил ряд вопросов.

1. Какие игры тебе нравятся?

2. Какие игры считаешь самыми полезными?

3. Ты знаешь о вреде компьютерных игр?

4. Как ты проводишь перемену?

5. Чтобы ты выбрал для отдыха в перемену?

6. Какие компьютерные игры ты знаешь?

7. В какие из них ты сам играешь?

Мой опрос подтвердил, что 39% опрошенным нравятся компьютерные игры. И только 4% считают их полезными, при этом 67% опрошенных знают про вред компьютерных игр.

В лидирующих списках такие видеоигры Minecraft (41% опрошенных); Roblox (46% опрошенных).

2.2. Интервьюирование специалиста педагога-организатора детского юношеского центра Веры Михайловны П.

Для подтверждения своей гипотезы, я решил провести интервью со своим педагогом по специальности педагог-организатор Верой Михайловной П.

Для этого я подготовил актуальные вопросы:

  1. Ваше отношение к компьютерным играм;

  2. Вредно или полезно играть в компьютерные игры;

  3. Может ли ребенок составить образовательную компьютерную игру?;

  4. Можно использовать компьютерные игры в образовательных учреждениях? Какие можно, какие нет?

В ходе беседы я узнал:

1. К компьютерным играм отношусь хорошо, так как через игру ребенок может получить не только знания, но и развить свои возможности. Улучшить память, внимание и быстроту реакции.

2. Вреден не сам процесс игры, а время, которое ребенок проводит за компьютером или иным устройством. Если соблюдаются нормы пребывания за компьютером, то никакого вреда не будет. Ведь существует много игр, которые могут помочь ребенку запомнить нужную для него школьную информацию, например, игры с таблицей умножения.

3. Конечно, может. Но для этого ребенку необходимо изучить программы для создания игр.

4. Компьютерные игры можно и нужно использовать в образовательных организациях, так как такого рода игры развивают и расширяют кругозор ребенка, формируют у него логическое мышление, добавляют мотивации к изучению материала и приносят удовольствие от полученного результата.

2.3. Интервьюирование врача-педиатра Ольги Петровны Щ.

Так же я подошел к врачу-педиатру Ольге Петровне Щ. с вопросом: «Полезно или вредно играть в компьютерные игры».

С медицинской точки зрения Ольга Петровна подтвердила, что учащиеся, выполняя все меры безопасности могут играть в компьютерные игры.

2 .4. Интервьюирование врача-офтальмолога Екатерины Юрьевны П.

  1. С развитием гаджетов и компьютерной зависимости участились ли офтальмологические проблемы у детей и подростков?

Глубоко участились в связи с избыточным напряжением зрения на коротких дистанциях. Увеличение глазного яблока, что вызывает развитие близорукости, глаз удлиняется.

  1. Может, есть какая статистика?

В мире 70% среди детей и подростков с 7 до 18 лет агрессивное неуклонное развитие рефрактогенеза.

  1. Что такое сине-фиолетовый спектр света?

 

  1. Какие меры безопасности принимать?

Меры по защите глаз от близорукости - прогулка на улице два с половиной часа в день.

СанПиН.

Гимнастика для глаз.

Специальные линзы для защиты от сине-фиолетового видимого спектра света.

Заключение

Компьютерные игры, популярность которых сильно возросла в последнее время, подобны медали, которая имеет две стороны. Одна сторона – это положительные последствия игр, такие как рост творческого потенциала и укрепление умственных возможностей, а другая – формирование у человека привычки вести замкнутый образ жизни, а также отклонений в здоровье и психике.

Игры условно можно разделить на:

  • опасные – «бродилки» (стрелялки), «выживание» и другие,

  • вредные – «спортивные» и «гонки»,

  • полезные – «стратегии», а также «головоломки», например, шахматы.

Играя в «полезные» компьютерные игры, дети научатся принимать самостоятельные решения, оценивать ситуацию и решать логические задачи. Они смогут попробовать себя в разных профессиях, определить свои таланты и познакомиться с новыми предметами, явлениями и занятиями.

Но играть нужно в меру не засиживаясь за компьютером. Обязательно нужны перерывы и игры на природе и свежем воздухе.

Список используемых источников литературы.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация_компьютерных_игр

2.https://cubiq.ru/zhanry-kompyuternyh-igr/

3.https://fb.ru/article/179293/janryi-kompyuternyih-igr-spisok-klassifikatsiya-

kompyuternyih-igr-po-janram

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_игра

5.https://studbooks.net/2254511/informatika/vidy_kompyuternyh

6.https://weblake.ru/samorazvitie/vliyanie-igr-na-cheloveka

7.https://zen.yandex.ru/media/id/5b45a2166218b900aaae2f5b/kompiuternye-

igry-polza-i-vred-5b7bf79a83e56700a9564fe2

8. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chemu-uchat-kompyuternye-igry

Приложение 1.

Положительные и отрицательные стороны по типу компьютерных игр

Тип игры

Положительная сторона

Отрицательная сторона

Спортивный симулятор

Развитие моторики рук, развитие быстроты реакции

Отрицательное влияние на зрение при долгой игре

Гонки

Обучение правилам вождения

Привыкание к виртуальным авариям.

Экшен

Развитие логического мышления

Отрицательное влияние на зрение при долгой игре

Стрелялки

Развитие моторики рук, развитие быстроты реакции

Жестокость

Квесты

Развитие логического мышления, умение решать нестандартные задачи

Пагубное влияние на психику в жестоких играх,

«Зависимость»

Стратегии

Развитие самоутверждения и самооценки, так как приходится принимать быстрые и важные для игры решения

Потеря времени, Отрицательное влияние на зрение при долгой игре,

«Зависимость».

П

Приложение 2.

Вопросы для проведения опроса одноклассников

ВОПРОС

ВАРИАНТ ОТВЕТА

1

Какие игры тебе нравятся?

А – подвижные

Б – настольные

В – компьютерные

2

Какие игры считаешь самыми полезными?

А – подвижные

Б – настольные

В – компьютерные

3

Ты знаешь о вреде компьютерных игр?

А – да

Б – нет

В – немного знаю

4

Как ты проводишь перемену?

А – бегаю и кричу

Б – общаюсь с друзьями

В – сижу и грущу

5

Чтобы ты выбрал для отдыха в перемену?

А – почитать книгу

Б – поиграть в настольную игру

В – сидеть и ничего не делать

6

Какие компьютерные игры ты знаешь?

 

7

В какие из них ты сам играешь?

 

Приложение 3.

Подробный анализ опроса одноклассников.

 

Вопрос

Варианты ответов

Всего

Всего опрошено

26 чел

19 чел

21 чел

24 чел

90

1

Какие игры тебе нравятся?

А – подвижные

8; 31%

10; 53%

12; 57%

8; 33%

38; 42%

Б – настольные

8; 31%

3; 16%

1; 5%

5; 21%

17; 19%

В – компьютерные

10; 38%

6; 32%

8; 38%

11; 46%

35; 39%

2

Какие игры считаешь самыми полезными?

А – подвижные

19; 73%

15; 79%

15; 57%

14; 58%

63; 70%

Б – настольные

6; 23%

3; 16%

8; 38%

9; 43%

26; 29%

В – компьютерные

1; 4%

1; 5%

1; 5%

1; 4%

4;

4%

3

Ты знаешь о вреде компьютерных игр?

А – да

18; 69%

13; 68%

11; 52%

18; 75%

60; 67%

Б – нет

1; 4%

2; 11%

3; 14%

0;

0%

6;

7%

В – немного знаю

7; 27%

4; 21%

7; 33%

6; 25%

24; 27%

4

Как ты проводишь перемену?

А – бегаю и кричу

6; 23%

5; 26%

5; 24%

2; 8%

18; 20%

Б – общаюсь с друзьями

17; 65%

12; 63%

12; 57%

20; 83%

61; 68%

В – сижу и грущу

3; 12%

2; 11%

4; 19%

2; 8%

11; 12%

5

Чтобы ты выбрал для отдыха в перемену?

А – почитать книгу

5; 19%

3; 16%

6; 29%

5; 21%

19; 21%

Б – поиграть в н/и

19; 73%

11; 58%

9; 43%

12; 88%

51; 57%

В – ничего не делать

2; 8%

5; 26%

6; 29%

7; 29%

20; 22%

6

Какие компьютерные игры ты знаешь?

Minecraft

14;

50%

7; 25%

15; 54%

7; 25%

43; 41%

Roblox

12; 46%

9; 35%

13; 50%

11; 42%

45; 46%

Brawl Stars

6; 22%

3; 11%

5; 19%

3; 11%

17; 17%

Standoff

2; 8%

10; 40%

3; 12%

4; 15%

19; 73%

7

В какие из них ты сам играешь?

Roblox

11; 39%

6; 23%

10; 37%

8; 31%

35; 35%

Minecraft

3; 11%

2; 8%

3; 11%

0; 0%

8;

8%

Brawl Stars

2; 8%

2; 8%

3; 11%

3; 11%

10; 10%

Standoff

1; 4%

4; 15%

1; 4%

3; 11%

9;

9%

Приложение 4.

Выводы опроса представленные в виде графиков

Просмотров работы: 30