Семья крепка, когда над ней крыша одна. Традиции моей семьи

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семья крепка, когда над ней крыша одна. Традиции моей семьи

Алоян Ш.В. 1
1МБОУ СОШ №28 г. Пятигорск
Москвитина Е.А. 1
1МБОУ СОШ №28
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, немало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «Любовь, Прощение, Терпение» А в конце листа: «Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение».

И все?

Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил: «И мира тоже».

В школе на уроках окружающего мира, «Разговоры о важном», а также на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.

Когда меня спросили, есть ли у нас в семье традиции, я задумался. У меня возникли вопросы:

- Что такое семейные традиции?

- Есть ли семейные традиции в моей семье?

- Какое значение имеют традиции в моей семье?

- Действительно ли традиции могут сделать семью крепкой и дружной?

Мне захотелось больше узнать о моей семье, о наших семейных традициях. Меня заинтересовала эта тема, потому что моя мама по национальности - армянка, а папа "езид". Про армян мама мне много рассказывала, а вот национальность "езиды" для меня загадка. Так возникла идея исследования "Чем отличаются семейные традиции армян и езидов".

Актуальность данного исследования заключается в том, что я многого не знаю о семейных традициях армян и езидов, и поэтому я решил их изучить. Исходя из этого, я определил цель и задачи данной работы:

  • Выяснить роль традиций в становлении дружной и крепкой семьи.

Цель обусловила ряд конкретных задач:

  1. Узнать, какие семейные традиции существуют у армян и езидов.

  2. Выяснить, чем отличаются и чем схожи традиции двух национальностей.

  3. Попытаться убедительно и по-новому раскрыть некоторые аспекты взаимоотношений езидов и армян.

Гипотеза: Я предполагаю о возможности совмещения традиций разных народов в одной семье.

Сроки проведения: февраль - март 2024 года

Место проведения: МБОУ СОШ №28 г. Пятигорска

Ожидаемые результаты: проанализировать изученную информацию о традициях моей семьи на основе выводов провести просветительскую работу с учениками моего класса и начальной школы.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Россия – многонациональное государство, где нет маленьких людей и маленьких народностей. Большинство жителей России даже не знают о существовании такой национальности, как езиды, и такой религии, как езидизм. Езиды и армяне — два народа, распространенных в разных регионах мира, но имеющих свои особенности и отличия. Они относятся к разным этническим группам и имеют различные исторические корни.

1.1. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЕЗИДОВ

Самые ранние письменные упоминания о езидах относятся к XII веку, в основном история передавалась шейхами и пирами в устной форме. Предки езидов издавна проживали на территориях Северной Месопотамии. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны. Как и многие народы, езиды до формирования своей религии в ХII – ХV вв. были язычниками, солнцепоклонниками. В VII в. езиды решительно отвергли навязываемый им ислам.

  В Республике Армения проживают около 60.000 езидов. Занимаются они не только традиционным для них овцеводством и сельским хозяйством, но и в других отраслях народного хозяйства. Армения является единственным государством, где действуют школы с обучением езидскому языку и литературе (с 1-го по 9-й классы). Их сегодня 34.

В стране насчитывает более 20 езидских селений. Самое большое езидское село Армении - Верин Арташат (пять тысяч обитателей).

В настоящее время в России мало регионов, где не проживают езиды. Во многих субъектах Российской Федерации открылись езидские общины, которые обрели установленный законом правовой статус.

1.2. КАК ЕЗИДЫ СВЯЗАНЫ С АРМЯНАМИ

Важно отметить, что езиды и армяне имеют сходство в своей истории, так как оба народа подвергались гонениям и преследованиям со стороны разных империй и национальных групп. Однако они имеют свою собственную уникальность, которая проявляется в языке, культуре, религии и традициях. Изучение этих народов помогает лучше понять их различия и обогатить свои знания о многообразии человеческой культуры.

Общее горе объединило езидов с армянами, их убивали вместе во время Геноцида армян 1915 года, в результате чего многие бежали в контролируемые Россией части Армении.

1.3. ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ двух народов.

Несмотря на малочисленность езидов, их религиозные традиции очень богаты. Большинство езидов строго соблюдают обычаи своих предков. Прежде всего, это религиозные праздники и обряды. Каждый праведный езид совершает ежедневную трехразовую молитву: утреннюю, дневную и вечернюю. При совершении молитвы молящийся должен обратить свой взор либо к солнцу, либо в сторону Лалыша – святыни езидов.

Особо радостным событием у езидов считается торжество по случаю снятия «пучка первых волос с головы мальчика». Эта церемония у езидов аналогична мусульманскому обрезанию или же христианскому крещению. Когда у езида рождается мальчик, родители его не стригут, пока шейх (духовный представитель рода) с его головы не снимет пучок первых волос. Для этой цели каждая семья выбирает своего «семейного» шейха.

Среди обрядов и праздников особое место занимает езидская свадьба. Многолюдная, веселая, насыщенная свадебными обрядами, она длится не менее трех дней. Одним из основных компонентов свадьбы является украшение дерева желания «Дара мраза» и поднятие его над порогом на следующий день, когда невеста переходит порог дома жениха. За день до свадьбы, вечером, молодежь под музыку, с танцами и пением, во главе со свидетелем свадьбы, близким другом жениха, украшает заранее подготовленное дерево желания (связанные вместе 2-3 ветки) конфетами, фруктами и, обязательно, яблоками. Ритуал с яблоком у езидов считается одним из древнейших свадебных обрядов и несет назидательный характер.

Согласно древней легенде, будущий муж ударяет жену по голове таким же яблоком, которым в древности (первобытности), послушав змея, согрешила Ева, испробовав его, от чего стала беременной, т.е. грешной, и была выдворена из рая. Этот поучительный обряд, который передается из поколения в поколение, и сохранился только у езидов, является символом покорности жены перед мужем, женщины перед мужчиной, вообще символом наказания женщины за грехи и непослушание первой женщины Евы. Такие обряды ярко свидетельствуют о древности народа, который соблюдает их. Езиды – единственный народ, который до сих пор соблюдает этот символический поучительный обряд, тем самым, подтверждая свою стойкость к переменам.

Важным армянским праздником является Вербное воскресенье (Цахказард).

В этот день украшают дом ивовыми ветвями и цветами. Все верят, что благословенные ивовые ветви приносят в дом благополучие и счастье. Еще ставят в вазу пшеничные колоски, которые символизируют богатый урожай, если хранятся в доме весь год до следующего Вербного воскресенья. Пасха, Вербное воскресение и Вознесение — большие праздники в нашем доме.

А еще есть такой праздник "Вардавар" (арм. Վարդավառ «праздник роз») – традиционный армянский праздник в честь Преображения Господня; отмечается через 14 недель после Пасхи. Праздник известен обычаем взаимного обливания водой и украшения дома алыми или оранжевыми цветами.

Совместный праздник нашей многонациональной семьи – это праздник Нового года, который у многих других народов Востока считается праздником весны и называется «Науруз». Помимо всеобщего веселья, одной из особенностей этого праздника является выпечка новогоднего клоча (по-христиански – кулича). Новогодний пирог – клоч выпекают в священный день – среду, а в четверг утром делят на порции и раздают родственникам, друзьям и соседям. У клоча есть свой секрет, при запекании в него прячут монетку, кому досталась монетка, для того год будет удачным.

1.4. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ И БЫТ НАРОДОВ

Езиды и армяне, как и большинство народов Кавказа, очень гостеприимны. Еще с древности, проводя большую часть своего времени в борьбе за выживание, они всегда были рады мирной идиллии, особенно в приятном обществе гостей у своего родного очага. Езиды и армяне всегда готовы принять гостей и оказать им самое радушное гостеприимство, угощая самым лучшим из того, что есть в доме.

Езид и армянин должен зарабатывать и кормить семью только честным путем. Нажитое нечестным путем рано или поздно оборачивается не благом, а несчастьем. Согласно морально-этическим нормам езидизма и христианства, дети должны уважать своих родителей и вообще старших, быть им послушными. Национальный костюм у этих народов схожи. У мужчин костюм очень практичный, хотя и пестрый. Он вполне соответствует тем горным условиям, в которых они, как правило, живут. Мужчины носят широкие шаровары, куртку, длинный пояс, а на голову надевают войлочный конусообразный колпак.

Женщина имеет равные права с мужчинами, она уважаема, имеет свое мнение, работает и зарабатывает. Женщины носят пеструю, яркую и красочную одежду. Закрепленные на поясе спереди и сзади два разноцветных куска материи, обшитые снизу разноцветными лентами, составляют вместе нарядную двухцветную юбку. Спереди завязывают нарядный фартук.

Что касается отношений между езидами и христианами, в частности, армянами, ассирийцами, халдеями, проживающими по соседству с езидами, то эти отношения можно назвать родственно-дружескими.

Езиды РФ в основном ходят в армянскую церковь, а при ее отсутствии – в православную, где совершают свои молитвы и ставят свечи за близких и родственников.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что цель моего исследования выполнена, так как в ходе работы я узнал, что:

  • В моей семье есть много хороших традиций, которые в будущем я хотел бы перенести в свою семью. Я узнал, что семейные традиции, это то, что сплачивает семью, делает нас крепче и дружнее. На традициях основаны воспитание, правила поведения в обществе и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни смело и уверенно.

Моя гипотеза подтвердилась, в моей семье тесно связаны семейные традиции обоих народов.

Главные традиции и обычаи армянского и езидского народов касаются семьи. Важными ценностями армян и езидов являются дети и семья, в которой мужчина остается главой, а слово старшего в роду — закон для всех его членов. Эти народы уважают пожилых людей и ценит родственные отношения. 

Несмотря на различия в культуре и политическом положении, езиды и армяне имеют много общего. Оба народа сохраняют свои традиции, язык и религию, и оба сталкиваются с проблемами притеснения. Оба народа также внесли значительный вклад в мировую историю и культуру, включая литературу, музыку, искусство и научные достижения.

Когда я вырасту и создам свою семью, мне бы очень хотелось перенести в неё все те семейные традиции, которым я следовал с раннего детства. Я хочу, чтобы мои дети и внуки также следовали им. Это очень важно, потому что хорошая семья с крепкими устоями и традициями воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.

Этим летом по традиции мы с семьей планируем поехать к моей езидской прабабушке Гуле, которая обещала показать фотографии истории нашей семьи и рассказать о интересных исторических событиях езидского народа.

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации – Ст. 26, 28.

Монография шейха Рустаме Шамиль.

Монография шейха Титале Давриш.

Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года – М.: Госкомстат, 2003.

Письмо Госкомстата РФ от 22.03.02 № 8019/230, адресованное Президенту Ярославской общественной организации «Езиды» Ф.Р Полатову.

Полатов Джамал Рашидович. Езиды. Религия и народ. – М.: Известия, 2005.

Серия «Езидская книга» – Ярославль, 2005-2007.

Просмотров работы: 63