Введение
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для меня школа – это самое главное место, где ты получаешь образование, обретаешь первых настоящих друзей.
Целью исследовательской работы является изучение истории становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Достижение цели обуславливало наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Собрать и проанализировать материал, который имеется в школьном архиве.
2. Провести опрос информаторов
3. Проследить историю развития школы от начала ее становления до наших дней.
Объектом данного исследования является МБОУ СОШ с. Калтаево.
Методы: беседы с выпускниками школы; интервью, опрос, анкетирование, информационно-справочная работа c архивными документами школы.
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том что, в первую очередь в Кушнаренковском районе наша школа является одна из старинных школ, во-вторых каждый ученик должен знать историю своей школы, в которой учится. Приобщение к истории своей малой Родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для будущих граждан нашей страны.Тема выбрана мной не случайно. Сегодня многие ученики, родители, жители деревни не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения.
Мне было интересно узнать историю родной школы, и теперь я хочу поведать её Вам.
Глава I. Основная часть.
I. Страницы жизни школы.
Самым достопримечательным местом села Калтаево является школа, история, которой начинается с начало XX века. Наша школа одна из старейших школ района. Первое документальное упоминание о ней, относится к 1913 году.
Сведения, документы основания нашей школы, хранятся в музее, а также имеются данные в книге хроник и событий Мансафа Сабурова « Калтаево вчера и сегодня». (Уфа.Информреклама.2012)
В 1913году на средства земства в деревне Калтаево было построено одноэтажное здание общеобразовательной светской школы. Называлась она светской так как, наряду с религией изучали арифметику, географию, историю . Школа так и называлась: земская начальная трехгодичная школа. Занятия начались 1 сентября 1914 году. Первыми учителями были: Гаухар Галиева, Таисия Щепкина, Мирали Байраков. Руководителем школы был Абдрахман Богданов. Затем в 1918 – 1919 учебный год, Калтаевская школа переобразовалось в светскую школу 1-й ступени, здесь обучение было бесплатным. Есть сведения, что здесь работала учительница Файрузова Мастюра в возрасте 22 лет, проработала два года. Галиева Мунира – 21 год, преподавала историю, географию, арифметику, стаж работы один год. Каримов Гандалиф, ему было 20 лет, преподавал родной язык, окончил медресе «Усмания» – проработал один год. Даукаева Нурлыгаза,18 лет, также преподавала родной язык, закончила женскую семинарию. Власова Евдокия, 26лет, преподавала русский язык и литературу. Количество детей – учеников: 247, из них: 141мальчиков, 106 девочек. Уже спустя три года обучение стало четырехгодичным и введено совместное обучение мальчиков и девочек.
В 1933 году как в деревне, так и в районе осуществлено всеобщее начальное образование. В эти годы партийные и советские органы, учителя вели огромную работу по ликвидации неграмотности, создавались сети пунктов ликвидации неграмотности, где смогли обучаться взрослое население и дети.
Важно отметить, следующие архивные данные, например: отопление в школе в это время было печное, дровами. Одежда детей было домотканое (льняное, пеньковое) – 85%, покупное (хлопчатобумажное), ситец – 15%. Верхнее платье из покупной материи бумажной 35%, из домотканой шерсти 65%, теплые платья покупные 90%, обувь лапти 95%, кожаная обувь 5%, зимняя обувь лапти 95%, валенки 5%. Не хватало учебников, учебных наглядных пособий.
1929 году директором и учителем Калтаевской школы работал Вахитов Хабибулла 1891г.р., уроженец деревни Казарма, окончивший медресе «Галия» в городе Уфе, учителями были Ахтямова Ракия, Хайруллин Саубан 1909 г.р., Хусаинова Райхана 1906 г.р., Исхаков Музафар 1908г.р. Вахитов Хабибулла был членом ВКП(б) при Калтаевском сельском Совете, который помогал пидерживаться коммунистических идеологий в образовательном процессе и в целом в школе.
В1934 году директором и учительницей в Калтаевской школе работала Резяпова Самига Гиззатовна 1908г.р., по национальности татарка, окончившая Башпедтехникум. Она тоже являлась членом членом ВКП(б) и избрана секретарем партийной ячейки ВКП(б) при Калтаевском сельском Совете. 25 мая 1937 года секретарь партийной ячейки и директор Калтаевской школы Резяпова С.Г. представила отчет о работе школы - в 5-й Кушнаренковской районной партийной конференции. Она пишет, что школа не укомплектована учителями, недостаточное оборудование школы, нет стандартных парт и т.д. Программный материал выполняется, имеются отличники, также идет борьба за ликвидацию второгодничества. Всего учеников 345. В старших классах не имеется ни одного преподавателя с высшим образованием, а в начальных классах нет даже педагогов с средним образованием, отчего низкое качество знаний. Сельпо очень плохо снабжает с тетрадями, а председатель заявляет, что «это не его дело», также срывается обучение неграмотных и малограмотных.
До 1936 года наша школа была неполной средней школой. 10 августа 1936 года Бюро Кушнаренковского райкома ВКП(б) приняло постановление: «Поручить исполкому райсовета изыскать средства в сумме 2000 рублей на переоборудование мечети в деревне Калтаево под школу, обязать заведующего РОНО Кандарова А.Л. , послать одного педагога с высшим образованием.
С 1937 по 1944 год школа функционировала как средняя школа, а с 1945 года стала как семилетняя, с 1960 года – как 8-летняя и с 1965 года средняя школа.
1936 году школу возглавил Айтыкин Абдулали Назырович, казах по национальности, учитель математики.
В 1940 году директором средней школы был Шакиров Ахмет Шакирович 1903 г.р. В эти годы завучами работали Думайский Магъсум Мухарямович, Ардаширов Казыхан Зиганурович. С декабря 1942 года по 1944 года работала Фаизова Амина Гимаевна 1910 г.р. Вкаком состоянии были школы и комплектование школ учителями, можно узнать, ознакомившись с информацией районного отдела народного образования, подготовленной для районной партийной конференции по состоянию на 20.02.1940 года.
На 01.01.1939г. |
На 01.01.1940г. |
|
Количество начальных школ |
61 |
63 |
Учащиеся |
5260 |
5320 |
Количество неполных средних школ |
16 |
15 |
Учащиеся |
5381 |
5049 |
Количество средних школ(Топорнинская, Бакаевская, Калтаевская) |
3 |
3 |
В них учащихся |
1971 |
1895 |
Итого школ |
80 |
81 |
В них учащихся |
12612 |
12324 |
Состав учителей с высшим образованием |
2 |
9 |
С незаконченным высшим |
12 |
34 |
Со средним образованием |
146 |
199 |
С незаконченным среднем образованием |
220 |
167 |
Итого по району |
380 |
409 |
Причина отсева учащихся: нет одежды и обуви – 164, по болезни – 49; в связи с выездом родителей – 387, прочие – 73. Нехватка учебников, тетрадей и других учебных принадлежностей сопровождалось холодными помещениями и голодом. Ученики ходили в лаптях, в холодные дни учитель разрешал топать ногами об пол, двигаться, чтобы преодолеть холод. Учителей называли «абый», «апа» и уважение к ним поддерживалось с малого до велико.
В 1946 – 1949 годах директором Калтаевской 7-летней школы работал Хусаинов Мансур, уроженец деревни Ахметово, завучем проработала Латыйпова – Бадретдинова Сайма Мингазетдиновна. Сайма апа обладала ораторским талантом, вела уроки географии. Сайма Мингазетдиновна была уроженка деревни Новые Тукмаклы, затем вышла замуж за Калтаевского фронтовика Тимербая Бадретдинова . Прожили они долгую счастливую жизнь, воспитали пятерых детей, более 11внуков. Надо отметить, что потомки, правнуки этого учителя, учаться и воспитываются в данной школе.
В 1951 году директором 7- летней школы работал Уразбахтин Саитбурхан Абдулгатиевич 1915г.р., его заместителем по учебно – воспитательной работе был Кадыров Наил Тухватович 1927г.р., уроженец деревни Новые Тукмаклы. Наил Тухватович преподавал физику, русский язык и литературу. Учителями в школе в эти годы работали Саяпов Хаматрахим 1909 г.р., вел он физкультуру, арифметику; Усманова Шарифа 1915 г.р., была учительницей начальных классов; Султанова Савия преподавала татарский язык и литературу; Гатина Зайтуна Миндулловна, Таюпова – Минниянова Фания Нурулловна были учителями начальных классов. Учительницей по немецкому языку проработала Гаус из деревни Романовка Благоварского района, она была немкой по национальности, было у неё два сына: Оскар, Володя. Сыновья умели очень красиво плясать, а деревенские дети с интересом наблюдали за ними, потому что им казалось, будто они приехали из самой Германии. Директором Калтаевской школы в разные годы проработали Ахмалетдинов Сабир Хаматдинович 1918 г.р., уроженец деревни Ахметова, Ганиев Фазыл Ишмухаметович, Мусин Хамит из деревни Иликово, Гилемханов Мударис из Чекмагушевского района, Галлямов МукатдасХанафиевич из деревни Старо – Курмашево, Хазиев из Нуриманского района, Низамов Гайни Киямович из деревни Аминево Чишминского района, Гилязев Шакир Исламович. Коровкин Емельян Евдокимович 1919г.р., работал директором Калтаевской средней школы 1965- 1966 годах. Гатауллин Рашит Кашафович 1938г.р., уроженец деревни Марс, работал директором с 1969 – 1975 года. Также он работал секретарем комсомольской организации, до назначения директором школы, был очень талантливым человеком – писал стихи. В 1975 – 1979 годах директором школы работал Тагиров Ирек Рашитович, на этом посту его сменил Каюмов Зиннур Шамсутдинович, который проработал до 1980 года. С 1980 – 1990 – е годы директором школы был Хабибов Рифгать Ягафарович, преподавал математику, физику, информатику.
В истории Калтаевской средней школы особое место занимает Аюпов Забир Хаматшарифович. Родился 1950 году и вырос в деревне Калтаево. С малых лет он отличался от сверстников талантливостью, способностью и любознательностью. С детства у него было выработано уважительное отношение к педагогам, увлекался гуманитарными предметами, особенно историей. После окончания десяти классов, он стал преподавать историю в своей родной школе. 1969 году Забир Аюпов был призван в ряды Вооруженных сил СССР. В течение трех лет службу проходил на подводной лодке, дослужился до звания офицера. Как известно, на подводную лодку берут самых здоровых, крепких и надежных парней. Вернулся он домой закаленным, мудрым офицером и продолжил свою трудовую деятельность в родной школе. Поступил учиться на заочное отделение педагогического института, успешно закончив, проработал больше сорока лет в родной школе. Кропотливая и старательная работа дала свои положительные результаты, школа села Калтаево, была в списке знаменитых школ Кушнаренковского района. Калтаевская средняя школа по многим показателям оказывалась в самых первых рядах, также занимала первые места не только у себя в районе, но и далеко за её пределами. За успехи в труде, Забир Хаматшарифович, награжден Почетной грамотой Президента Республики Башкортостан, присвоено звание «Отличник просвещения РСФСР». Он всегда пользуется заслуженным авторитетом в учительских коллективах всего района, а также среди населения сельского Совета. В семье Забир Хаиатшарифович смог проявить себя отличным семьянином, с супругой Альмирой Минегазиевной, воспитали троих замечательных детей. Альмира Минегазиевна родом из деревни Гургуреево, родилась 1953 году, окончила филологический факультет БГУ, имела очень большой стаж работы, как учитель начальных классов. Учитель с большой буквы, умела раскрывать у детей их способности - таланты, являлась для многих не только первым учителем, а самым близким человеком и старшим другом. В её классах дети всегда имели желание учиться и творить. Конечно же, такие дети показывали самые хорошие результаты и в учебе и в творчестве. В педагогическом коллективе для всех учителей являлась наставником, всегда старалась помочь во всех начинаниях, помогала решать любые вопросы. Она была удостоена звания «Почетный работник общего и среднего образования Российской Федерации», «Заслуженный работник образования Республики Башкортостан». Все выпускники нашей школы благодарны таким учителям, за их труд в обучении и воспитании целых поколений.
1.1. Школа на современном этапе
В 2017 – 2018 учебном году директором был назначен молодой специалист Артур Радикович Султанов. В том учебном году, был проведен косметический ремонт школы с внутренней и внешней стороны. Знаменательным мероприятием стал большой праздник «Теле барның – иле бар”, где участвовали многие гости из столицы, уважаемые люди нашего района, села. Такие как: Лукманов Алик Харисович, секретарь «Конгресса татар», Резеда Валитова (редактор газеты «Кызыл таң»), поэтесса нашего района Фаниса Фахретдинова, ведущий журналист районной газеты “Авангард” – Айгуль Фахриева, депутат районного Совета: Ренат Каюмов, тележурналисты с НТВ и КушТВ и многие другие. Праздник получился очень насыщенным и на долго запомнился в памяти учащихся школы. Участники и победители были награждены памятными и денежными призами. Молодого директора в школе запомнили как доброго, справидливого руководителя.
С 2018 – 2019 учебного года директором Калтаевской средней школы была Гильманова Гульназ Забировна, которая продолжала трудовую деятельность как руководитель. В конце учебного года выпускники успешно сдали ОГЭ и многие остались в школе и получили в дальнейшем, полное среднее образование. Летом было организовано летний лагерь при школе ЛДП (лагерь дневного прибывания), на 30 детей. В этот год были проведены очень много встреч бывших выпускников, которые закончивали эту школу много лет тому назад. Всем нам очень приятно было слышать слова благодарности в адрес школы, учителям.
С 2019-2020 учебного года директором МБОУ СОШ с. Калтаево была назначена учитель начальных классов, Сафина Гузель Аухатовна, которая по сей день работает во благо нашей школы. В этом учебном году произошли капитальный ремонт школы, строительство спортзала. Мы с удовольствием посещаем нашу отремонтированную столовую, где очень светло и приятно и вкусно нас кормят. За это мы благодарны администрации нашего района, Районному Отделу Образования, нашему директору школы и конечно же строителям.
Вот уже заканчилось первая половина 2021- 2022 учебного года. Мы научились многому, научились бороться с пандемией, научились работать в онлайн формате. Каждый ученик, сидя дома, выполнял задания, работал над темой, старался получать знания. Мы - ученики и наши родители с пониманием относились к этой вынужденной мере, хотя всем хотелось быстрее идти в школу и общаться с учителями, сверстниками в живую. Директор нашей школы Гузель Аухатовна, сделала все необходимое для функционирования школы, ей как раз нужно было в этот тяжелый момент все организовать. Ещё, в этом году в нашей школе началась стройка спортивного зала, а также отремонтировали столовую, и всё это организовать, обеспечить необходимой документацией, материалами приходилось нашему директору: Сафиной Гузель Аухатовне. Она как ностоящий руководитель днем и ночью на посту, всегда в курсе всех событий, не унывая от всех проблем и невзгод, продолжает работу по образованию и воспитанию будущего поколения, то есть нас. Гузель Аухатовна стремится только вперёд, призывая нас к новым свершениям. Закончится учебный год, мы закончим пятый класс, выпускники продолжат учебу в других учебных заведениях, а в школу придут выпускники детского сада и станут первоклассниками. Да, и этот учебный год закончится, а история школы продолжается…
1.2. Воспитательная работа школы.
Читая и исследуя архивные документы, фотографии мне было интересно узнать, что в школе особое внимание обращалось на воспитательную работу, о чем свидетельствует отчет заместителя директора по воспитательной работе: «В школе была «неплохо поставлена пионерская работа». Комсомольская организация школы способствовала повышению успеваемости учащихся и дисциплины, воспитанию «чувства советского патриотизма и советской национальной гордости», на комсомольских собраниях обсуждая «вопросы идейно-политического уровня комсомольцев, вопросы воспитания пионеров и т.д.»1.
В школе была создана пионерская организация. Деятельность пионерских отрядов в форме красных следопытов проходила под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто», где ребята собирали материалы о истории партизанского движения, о истории создания колхоза «наш колхоз в IX и X пятилетках», о первых комсомольцах и коммунистах села. Пионеры – туристы посетили много интересных мест. Свою экспедицию в Мамаево Курган, Ленинград и посвятили юбилею В.И.Ленина. Пионеры – тимуровцы помогали ветеранам Великой Отечественной войны по хозяйству. Изучая фотографии, сохранившиеся планшеты, мне было интересно узнать, что в школе проходили различные слёты, сборы. Что у пионеров была своя атрибутика: красный галстук, который повязывали на шею, горн и барабан которые звали ребят на линейки и сборы.
1.3. Школа на современном этапе.
которые на протяжении многих лет показывают хорошие результаты в творческой и учебной деятельности.
История нашей школы полна яркими и значимыми событиями.
Результат хорошей работы – её выпускники. Серебряные медали получили: Гильманова Гульназ Забировна, Хамадалина Лиана Забитовна, Гильманова Гульназ Мунировна, Гильманова Лилия Дамировна, Каримова Лилия Фанилевна, Золотую медаль получил Гильманов Данил Дамирович, Медаль «За особые успехи в учёбе» были вручены: Ялалетдиновой Розалие Тахировне, Асадуллиной Розалине Робертовне, Гильманову Тагиру Дамировичу, Гильмановой Резеде Рустамовне, Гильманову Ильнару Мунировичу, Сарвалеевой Алине Фагимовне, Гафаровой Ляйсан Рамзиловне, Миргалиевой Лилие Данисовне, Минигалиевой Милене Олеговне.
В настоящее время директором школы является Сафина Гузель Аухатовна. В школе обучается 61 учеников, работает 10 педагогов. Школа занимается своим обычным делом – обучением и воспитанием подрастающего поколения. Школа гордится талантами детей, например, ученица 10 класса Минигалиева Милена стала победителем Всероссийского конкурса юных талантов «Большая перемена». Сама Милена, как победитель конкурса, была вознаграждена сертификатом на1 миллион рублей, нашей школе выделили средства более 2 миллионов рублей на строительство спортзала. Ведь спортивного зала в нашей школе не было. Конечно же, мы бесконечно рады этому событию и с нетерпением ждем открытие нашего спортзала!
Уверена, что школа выпустит ещё много выпускников, которые достойно продолжат историю школы. Мы же по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с богатой и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. У времени есть своя память – история.
Глава II. Практическая часть
Были составлены опросники и я провёла анкетирование среди учащихся 5- 9 классов, было опрошено 34 школьников:
«Когда появилась наша школа?» - знает 13 человек,не знает 21 человек
«Кто открыл школу?» - из 34не знает никто.
3. «Какие преподавали уроки первые учителя?» - называли русский язык и математику правильные названия не знает никто
4. «Знаете ли вы фамилии первых директоров школы?» - из 34 человек ответил 1.
Проведя анкетирование, я выяснила, что ученики 5- 9 классов не знают или знают очень мало о своей школе.
Заключение
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.
Любовь к своей школе помогает нам вырасти настоящими гражданами, патриотами своей Родины.
В ходе написания исследовательской работы на тему: «История нашей школы», нам удалось пополнить информацию об истории МБОУ СОШ с. Калтаево. Мы изучили историю становления и развития школы от ее появления до наших дней.
Во-первых, мы собрали и проанализировали материал, имеющийся в школе. Это такие материалы как архивные документы, записи разных лет, фотографии, газетные статьи, архивные материалы.
Во-вторых, знакомясь с сохранившимися документами мне удалось восстановить информацию о том, как трудился ученический и педагогические коллективы.
Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в Школьном музее, в Районном Отделе Образования.
Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, как главную составляющую истории своей малой Родины.
Моя гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории села, наших предков.
Но прежде, чем писать историю, необходимо изучить исторические источники, чтобы история была правдивой. Мне бы хотелось, узнать еще некоторые факты из истории школы.
Я думаю, многие исторические факты мне удалось раскрыть, но с другой стороны, именно работа с архивными документами, возможность познакомиться с ними напрямую, вызвали чувство гордости и ответственности.
Мне было интересно узнать, как учились, чем занимались ученики прошлых лет. Интересно было рассматривать старинные чёрно-белые фотографии. Именно в них сохранена память.
Список используемых источников
1. Асфандияров. История сёл и деревень. 1982г. С.214
2. Воспоминания бывшего учителя и завуча школы Каримова Рашита Гадияновича.
3. Газетные статьи, материалы.
4. Документы и материалы школьного архива.
5. Сведения из киги М. Сабурова «Калтай вчера, сегодня, завтра».
6. Фотографии разных лет из семейного архива.
7. Музейные документы и фотографии.