Введение
« Героев нужно знать в лицо,
Их подвиг должен жить в сердцах!..
Возьмём агрессора в кольцо
И разобьём зло в пух и в прах!
У нас есть Честь! И с нами Бог!
Сумеем Правду отстоять!
Нам Справедливость - как итог!
Мы не привыкли отступать!»
А. Домбровский
Во все исторические эпохи наша страна славилась своими героями и выдающиеся полководцами. Их ратные подвиги, преданность Отечеству и полководческие дарования позволили нашей армии, опираясь на патриотизм всего народа, одержать блестящие победы над сильнейшими врагами своего времени и сохранить для потомков самое главное — Родину. Пусть славные деяния наших великих предков и сегодня служат для нас нравственным ориентиром!
Поэтому на сегодняшний день остаётся актуальным знать этих героев в лицо, помнить их имена и чтить их вклад в историю военной славы России. Современная действительность тому подтверждение.
Начиная учебно - исследовательскую работу, я задался вопросом: «А каких великих русских полководцев знают школьники? Для этого я воспользовался одним из методов сбора информации – анкетированием.
В опросе участвовали учащиеся начальных и средних классов.
На первом вопросе в лидеры героев вышли Александр Невский, Александр Васильевич Суворов и Михаил Илларионович Кутузов.
Затем я предложил участникам анкетирования проверить, а знают ли они этих героев в лицо? И следующий вопрос был таким: «Соединить предложенные портреты полководцев с их именами»
Проведенное анкетирование выявило следующие результаты:
70% из числа опрошенных знают, кто такие А. Невский, А.В. Суворов и М.И. Кутузов и в каких битвах они одержали победы
65% из числа опрошенных не знают точных портретов тройки лидеров
(кроме одного мальчика, ученика 4 класса – Александра Постникова, я выделил его, тем самым считая, что он – маленький герой в мире знаний)
А может портреты не такие и точные, и насколько они верны?
Я начал своё исследование и хотел выбрать тему – «Великие полководцы России и их точные изображения». Но в результате проделанной работы натолкнулся на очень интересные и неожиданные для меня факты и открытия, поэтому окончательная тема обозначилась так: «Тайны великих полководцев или легенды кинематографа»
Сначала передо мной встала проблема: узнать, почему именно этих трех полководцев выделили анкетируемые учащиеся и какие невидимые нити связывают всех 3-х героев-победителей?
Объект исследования: Святой благоверный князь - Александр Невский, генералы-фельдмаршалы А.В. Суворов и М.И. Кутузов, сыгравшие огромную роль в истории нашего государства.
Предмет исследования: уникальность выдающихся личностей и их исторических портретов.
Цель работы: изучить исторические портреты Александра Невского, А.В. Суворов и М.И. Кутузов для сохранение правдивого и светлого облика геров в памяти потомков, развеяв мифы и легенды кинематографа.
Исходя из цели, я поставил перед собой следующие задачи:
Найти уникальные малоизвестные факты 3-х прославленных полководцев
Изучить подробные портреты и изображения исследуемых исторических личностей
Посетить музей Александра Невского в месте его рождения - Переславле-Залесском
Посетить мемориальный музей А. В. Суворова и Русский Музей в Санкт-Петербурге
Посетить музей-заповедник «Бородинское поле» — старейший в мире музей из созданных на полях сражений
Посмотреть фильм «Александр Невский» 1938 года и собрать информацию истории его создания
Создать игру-викторину в продолжение темы моей исследовательской работы
Привлечь внимание одноклассников к изучению темы
Методы исследования:
Анкетирование учащихся начальной и средней школы с подсчетом результатов
Сбор информации с помощью экскурсий в запланированных музеях
Поиск информации в документальных источниках, книгах, буклетах, энциклопедиях и исторических сайтов Интернет-ресурсов
Анализ исследования и обобщение полученных результатов
Систематизирование знаний с подведением итогов и выводов
Исходя из цели исследования у меня родилась гипотеза: если молодое поколение будет знать в лицо своих исторических героев, то их ратные подвиги будут долго гореть неугасимой лампадкой гордости в наших сердцах и никогда не будут забыты!
Глава 1. Александр Невский
Начнем свое исследование с первого полководца в рамках истории.
Жизнь Александра Невского, князя новгородского, киевского, и владимирского, не проигравшего ни одного сражения, была объектом особого внимания уже у его современников. Вызывает она большой интерес и у потомков. Образ князя, как символа непобедимости русского народа на протяжении нескольких столетий, воспевается в произведениях искусства, литературы и кинематографе.
Художественны портреты полководца
К артина Владимира Серова «Въезд Александра Невского в город Псков после Ледового побоища» входит в список самых известных изображений князя. Я увидел эту картину, будучи на экскурсии по Санкт-Петербурге. Художник написал ее в 1945 победном году и для современников Серова князь и его дружина ассоциировались с победившей немецких захватчиков Красной армией.
Т ам же, в Русском музее, я нашел отличную от предыдущей картину «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержания им победы над немецкими рыцарями» кисти Григория Угрюмова XVIII века. Этот образ князя Невского существенно отличается от привычного нам. На картине художник изобразил не сурового воина, а миловидного румяного юношу с усиками. А так как картина была создана по заказу императрицы Екатерины II, то в образе князе увидели её любимого внука - цесаревича А лександра, будущего императора, Александра I.
Следующая картина из этого же музея, но XIX века Генриха Семирадского «Князь Александр Невский принимает папских легатов» реальный факт жизни Алекандра Невского. Здесь он принимает послов-кардиналов папы римского, но не принимает предложение принять католицизм в обмен на обещание военной поддержки против Золотой Орды.
Н о если в Русском Музее северной столицы я нашёл столько картин талантливого полководца, значит они есть и в нашей Третьяковской галерее. Я вместе с родителями решил ее посетить, и мы взяли туда экскурсию.
Оказалось, что одно из самых прославленных изображений князя создан художником Павлом Кориным в его триптихе «Александр Невский», где он занимает главную часть. Триптих был написан автором в разгар Великой Отечественной войны. Мы видим фигуру воина с грозным ликом и гневным взглядом, который со всей силой сжимает рукоять меча, говоря всем врагам: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».
Образ князя должен был воодушевлять русских солдат на подвиг и борьбу с врагом. Задумка художника удалась и после освобождения Новгорода в 1944 году копия центральной части триптиха была нарисована на щите при въезде в город.
А вот первая частей триптиха художника Ю. Пантюхина «За Землю Русскую». Она находится в центральном выставочном зале Союза художников Санкт-Петербурга. Там я не был, но с триптихом знаком по исследованию в предыдущей моей работы.
М ного изображений Александра Невского я нашел из открытых источников и в книгах моей домашней библиотеки.
Образ Александра Невского, воплощенный художниками в их полотнах, довольно сложен и разнообразен. С одной стороны, его портреты всегда наполнены аурой мужества и мудрости благоверного князя. С другой — точных свидетельств о том, как он выглядел на самом деле, не осталось. Ведь доподлинно неизвестно, как выглядел князь.
Музей в Переславле-Залесском
Я вместе с моими родителями решил обратиться на его родину - Переславль-Залесский в музей Александра Невского. По словам экскурсовода, он стал первым музеем в России, посвященным великому полководцу. Большой ценностью музея являются иконы с изображением благоверного князя. Мы узнали, что наибольшее количество информации о князе содержится в «Повести о житии Александра Невского», памятнике древнерусской литературы XIII в. В ней говорится, что князь был высокого роста и привлекательной внешности, сильный, мужественный и храбрый: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»
Важным экспонатом музея является воссозданный образ самого Александра Невского. Удивительно, насколько малого (по нашим меркам) он был роста — 165 сантиметров, а в летописи сказано, что высокий? Пародокс в том, что средний рост мужчин того времени был всего 150-155 см по словам экскурсовода. Самого лица (только примерные черты) на восстановленном образе, конечно же, нет, так как прижизненного портрета князя не существует.
Но я не останавливаюсь и продолжаю свое исследование…
Личность Александра Невского всегда привлекала русских людей как примерный образец жизненного пути отважного воина, талантливого полководца, искусного дипломата, спасшего русский народ от порабощения Западом и Востоком. Даже сам великий хан Батый сказал: «Правду мне говорили, нет князя подобного ему». Защитник земли русской воевал и страдал за свое Отечество. А когда погребали его, то митрополит Кирилл воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце Земли русской!» И нищие и богатые и весь народ воскликнули: «Погибаем!». По Промыслу Божиему это солнце сияет на Руси уже много веков и сиять будет! В 1543 году Александр Невский был причислен к лику святых.
Орден Александра Невского
В разных уголках планеты в честь Александра Невского воздвигнуты храмы, церкви, соборы, построен теплоход, сняты фильмы, написаны картины и музыкальные произведения, названы улицы. площади, проспекты…
В честь его имени был учреждён один из первых российских государственных орденов – Орден Александра Невского. Он является уникальной русской наградой с царских времен. В 1917 г. его упразднили, а в годы ВОВ орден решили восстановить Сталин даёт указание о разработке эскизов ордена. Для Александра Невского нужен был портрет. Ведь прижизненных портретов князя, как мы уже выяснили, просто не существовало! Случайно молодой художник Телятников, ответственный за эскизы, попадает на сеанс фильма «Александр Невский» 1938 года и делает невозможное! Он предлагает использовать профиль советского актёра Николая Константиновича Черкасова, сыгравшего Александра Невского в этом фильме, на щит ордена. Так киноактер попал на боевой орден, аналогов подобного в мировой истории не имеется.
Это стало живой легендой в истории Александра Невского. Таким образом, мы узнали, как с помощью кинематографа появился образ великого полководца на века, и кто и что за этим стоит.
Глава 2. Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов – продолжатель военного дела Александра Невского, которого он считал своим небесным покровителем и жизненным примером которого вдохновлялся. Будущий генералиссимус был наречен в честь святого благоверного князя и на всю жизнь сохранил трепетное отношение к своему небесному защитнику. В своём подвижничестве Суворов был очень близок к прославленному Русской Церковью воину и является наследником и продолжателем его подвига.
Один Александр стал путеводной звездой для другого. Также, как и Невский, Суворов не проиграл ни одного из 60 сражений. Горячая вера в Бога помогала им одерживать победы над врагами. Любовь к Отечеству и ревность сражаться за его славу были главными побудителями их деятельности.
Музей в Санкт- Петербурге
Почитание и любовь к Суворову сохранялись в сердцах у всех, кто любил Россию и кому дорога слава русского оружия. И я не исключение. Я давно
Напротив знаменитого петербургского Таврического сада высится необычное нарядное здание, напоминающее то ли русский терем, то ли средневековый замок. Это Государственный мемориальный музей А. В. Суворова. Суворов стал первым человеком в России, в честь которого был специально возведён мемориальный музей. Я с родителями взяли экскурсию, и наш экскурсовод вдохновенно рассказала о жизни и победах великого русского полководца, и я убедился еще раз — Россию не победить! Россия за справедливость! Она придет на помощь чужим народам и защитит и свои. Живая история Отечества, славные воинские традиции — все это в уникальных подлинных экспонатах. Старинное, драгоценное оружие, флаги, пушки, военная форма — свидетели славы русского оружия! Удивительны витражи, картины со сценами баталий, а вот и портреты самого полководца.
Э то первый прижизненный портрет Суворова, 1780 г. Долгое время об авторе портрета говорили: «Неизвестный художник XIX века». Уже в наши дни, при реставрации, обнаружилась неполная подпись: «И. Подклю…» И сразу вспоминается династия крепостных художников Подключниковых, самый признанный и талантливый из которых – Николай Иванович – получил вольную от графа Дмитрия Шереметева в 1839 году. Он известен не только как живописец, но и как вдумчивый собиратель старины, реставратор икон – один из первых в России. Суворов сам нашел иконописца, которого он назвал богомазом, а впоследствии написал, что поскольку я в зеркало не гляжусь, не знаю, как я выгляжу, но говорят, что похож.
И вот интересный факт: Суворов не любил зеркал и требовал, чтобы в помещениях, где он останавливался, их не было. Не любил Суворов и позировать художникам: эту повинность отбывал с неохотой, будучи на вершине славы. Мы спросили экскурсовода, что кроется за этими капризами и правда ли это? Нам ответили, что документально известно, что у полководца была очень живая мимика или в простонародье - тик. По этой причине его лицо менялось ежесекундно. Портрет с такого лица написать было крайне трудно.
С ледующий прижизненный портрет Суворова. Д. Левицкий, 1786 г. |
Н еизвестный автор. Александр Суворов. Конец XVIII века. |
Миниатюра Карла Бекона, 1795 г. А лександр Суворов |
Миниатюра К. де Местра, 1799 г. А .В. Суворов |
А вот в музее работы иностранцев.
Э тот портрет выполнен в 1799 году австрийским художником. И Денис Давыдов любил этот портрет и считал самым похожим: «Вот почему-то не нравится мне ни один из портретов, кроме портрета, написанного в Вене во время проезда в Италию перед началом Итальянского похода».
И оганн Генрих Шмидт, 1800 г. Портрет Александра Суворова. 1800. Последний прижизненный портрет.
В марте 1799 года император Франц II присвоил Суворову звание генерал-фельдмаршала Священной Римской империи, тогда же наш полководец стал и Великим Сардинским маршалом. Поэтому Суворов у Шмидта изображён в австрийском фельдмаршальском мундире.
Разглядывая все эти портреты, у меня сложилось ощущение, что все эти Суворовы вообще разные люди. Экскурсовод увидела наше удивление и ответила так: «Несмотря на большое количество прижизненных портретов, никто толком не знает, как на самом деле выглядел полководец».
Реконструкция нового облика
В последнем из залов музея мы увидели посмертную маску Суворова. И я подумал, что это единственный артефакт в этом запутанном деле.
Я продолжил свой исследование и на помощь снова пришёл КИНЕМАТОГРАФ! Я узнал, что в 2016 году телеканал "Звезда" выпустил фильм "Суворов. Альпы. 200 лет спустя". При создании фильма про Суворова авторы провели поистине кропотливую работу и выяснили, что лицо полководца, которое мы все хорошо знаем по предыдущим картинам, выглядело несколько отличным от реального портрета.
З аказ на реконструкцию "правильного" облика Суворова по его посмертной маске сделал телеканал "Звезда» и привлек к разгадке тайны старшего научного сотрудника Лаборатории Института антропологии РАН Елизавету Веселовскую. Ученые изучили посмертную маску Суворова и научным (не творческим) путем восстановили по методу портретной реконструкции профессора Герасимова его настоящий портрет. К сожалению, им не удалось восстановить очень важные детали реконструкции: форму черепа Суворова, его рост, особенности сложения. Но ученые надеются произвести все антропологические замеры останков после эксгумации в процессе причисления генералиссимуса к лику святых.
В первые внешность человека была восстановлена не по костям черепа, а по маске. А написать новый портрет генералиссимуса с учетом всех этих замечаний попытался молодой швейцарский художник Алекс Долль. Он сопровождал группу журналистов в ее швейцарских съемках фильиа "Суворов. Альпы. 200 лет спустя", где делал зарисовки пейзажей. Автор подарил свою живописную работу петербургскому музею.
Образ актера Н.П.Черкасова
Н о продолжаем свое исследование.
Я нашел из открытых источников портрет, который висел во время войны в кабинете Сталина. А написан он неизвестным художником не с самого Суворова, а с актера Николая Петровича Черкасова, играющего роль полководца в одноименном фильме 1940 года.
В конце 30-х начале 40-х годов руководство СССР приняло решение о создании исторических фильмов с целью поднятия патриотического духа советских людей перед надвигающейся фашистской угрозой. К съемкам картин были привлечены лучшие актёры, которые сыграли великих героев-полководцев земли Русской. Так, как мы уже знаем, в фильме « Александр Невский» (1938 г.) князя сыграл актер Николай Константинович Черкасов, а в фильме «Суворов»(1940 г.) князя сыграл актер Николай Петрович Черкасов. Отличались актеры только Отчеством написания, в талантливой же игре полководцев им не было равных. И эта игра должна была стать мощным интрументом поддержания и укрепления морального состояния наших людей, чтобы как Суворов, громить неприятеля внезапным, умелым маневром, чтобы как Невский, парализовывать тактику врага и разбивать его наголову.
Орден Суворова
В дни тяжелых испытаний для нашей Родины, когда враг, напрягая последние силы, лез вперед и рвался в глубь нашей страны, в 1942 году были учреждены военные ордена. Среди них и орден Александра Суворова. А чей портрет изобразили на нем? Я нашел в Большой Российской Энцикдопедии две версии: гравюра Н. И. Уткина, созданная им в 1818 с прижизненного портрета полководца работы художника И. Г. Шмидта;
п о другой версии, использовался образ, созданный артистом Н. П. Черкасовым. Последнюю версию подтвердили журналисты телеканала «Звезда» - создатели фильма – "Суворов. Альпы. 200 лет спустя" во время сбора своей информации.
Таким образом, уже второй артист попадает на щит ордена и они при этом являются тезками.
Мы исследавали и узнали, что у обоих полководцев нет реальных прижизненных портретов, а на знаках их орденов гордо блестают легендарные актеры Николаи Черкасовы.
Глава 3. Михаил Илларионович Кутузов
Великие полководцы России наполнены героизмом, преданностью Родине и полной самоотдачей. «Пусть всякий помнит Суворова, он научил сносить и голод, и холод, когда дело шло о победе и славе русского народа» - говорил победитель Наполеона и гениальный военачальник В.И. Кутузов. Его считают главным учеником Александра Васильевича. А после штурма Измаила многие историки стали называть Кутузова «правой рукою» Суворова. А сам Алесандр Васильевич говорил: «Кутузов шел у меня на левом фланге, но был моей правой рукой.»
Кутузов — гений справедливой оборонительной войны русского народа. Он олицетворяет его готовность идти на тяжелые жертвы во имя окончательной победы. Интересно, но есть один человек в мире, который презирав вообще всех русских полководцев, относился именно к Кутузову с трепетным почтением. Это был… Наполеон! Разгадка таится в том, что военный гений был поражен тем, что, нанеся под Бородино удар, по всем меркам европейского военного дела смертельный для России, он проиграл войну.
«Пиратская» повязка
Третий исследуемый полководец по выбору учащихся – это выдающаяся личность и я, как и многие люди в нашей стране и за границей, восхищаюсь им, его подвигом, любовью к народу и Родине. Популярность М.И. Кутузова отражена во всех видах искусства. И один из них – кинематограф.
В довоенный период по указаниям Сталина были созданы фильмы об Александре Невском и Суворове, то затем наступил черед Кутузова. И в 1943 г выходит одноимённый фильм. Перед советским кино стояли важные задачи — не просто выпускать духоподъемные фильмы о российской истории, но вдохновлять солдат Красной Армии на подвиг, в том числе напоминанием о победах над неприятелем в прошлые века. Мы видим привычный и отличный ото всех образ великого полководца в повязке, так как у Кутузова было 2 ранения и именно на правый глаз. Кинематографисты, таким образом хотели показать, что дух русского солдата несгибаем, и никакие ранения не способны сломить отечественного воина.
П осле этого фильма мы встречаем светлейшего князя Голенищева-Кутузова в комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» 1962 г. «Пиратский» образ русского полководца начал пользоваться большой популярностью и не только среди режиссеров.
В фильме 1985 г. «Багратион» мы видим уже хорошо закрепившийся в создании людей любимый образ полководца. Повторюсь, самый узнаваемый из всех.
Производство кинофильмов — это великое искусство и мощное оружие. Уникальность его в том, что оно объединяет в себе черты театра, музыки, литературы, изобразительного искусства, используя все достижения фотографии, и IT-технологий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кинокартины обладают огромной силой воздействия.
Музей-заповедник «Бородинское поле»
Я тоже смотрю кино, но больше я люблю читать книги, а еще больше – путешествовать с моей любимой семьей по историческим местам, памятникам боевой славы, другим достопримечательностям и музеям, постоянно пополняя багаж знаний. В рамках исследования проекта, мы отправились в Музей-заповедник «Бородинское поле» — старейший в мире музей на поле сражения. Бородинское поле — это территория в 110 кв. км., на которой с 22 по 27 августа 1812 года располагались и вели боевые действия Российская императорская армия во главе с М.И. Кутузовым и Великая армия французского императора Наполеона Бонапарта.
З десь находится около 200 памятных объектов: храмы, земляные артиллерийские укрепления обеих армий, захоронения участников сражения, братские могилы, памятники на командных пунктах М.И. Кутузова и Наполеона; 33 монумента на местах расположения русских войск, обелиск «Благодарная Россия — своим защитникам» и, конечно, музей, где сейчас н аходится главная экспозиция и хранится более 65 000 экспонатов. Мы взяли экскурсию. И что же мы видим? Прижизненный портрет великого полководца. И… БЕЗ ПОВЯЗКИ? Сразу же возник вопрос, а за ним последовал ответ с улыбкой на устах: «Кутузов никогда не носил повязки! Подтверждения факта, что полководец был слеп на правый глаз, нет. Так же как нет ни одного письменного упоминания современников о повязке. На всех прижизненных портретах фельдмаршал изображен без нее. Впервые пресловутая повязка, словно у пирата, появилась у Кутузова в 1943 году в одноименном фильме. Шла Вторая мировая война, и зрителю нужно было показать, что даже после тяжелого ранения можно продолжать сражаться.» Кинематограф таким образом настолько закрепил этот облик в сознании людей, что сейчас другой облик полководца даже и не приходит на ум любителям кино. Следующий эпизод моего исследования тому подтверждение.
Досадная оплошность скульптора
В 2012 году, не так давно, обратим на это внимание, в Красной Пахре на месте фельдмаршальской ставки 1812 года установили шестиметровый памятник Кутузову. Автор - член-корреспондент Российской академии художеств, скульптор Александр Рожников, известный своими подмосковными памятниками, в том числе Петру Чайковскому в мом родном Клину.
З ачем автор снабдил Кутузова большой повязкой на раненом глазу, напоминающей бинт – в реальности Кутузов, как доказано, повязку не носил? Скульптор пояснил: «Я несколько раз посмотрел всеми любимый фильм ―Гусарская баллада, там Кутузов тоже в ней ходил.» Как видите, историю легко переписать или создать новые образы.
Ранения глаза
Кутузов действительно получал ранения в глаз, причём дважды. в Первый раз вовремя русско – турецкой войны 1768 – 1774 гг. Пуля попала в голову, пробила левый висок и вышла у правого глаза, который "искосило" его, но способность видеть глазом будущий полководец сохранил. Единственное, он не мог свободно поднимать веко. Во второй раз – спустя 14 лет при штурме крепости Очаков. Возле Кутузова взорвалась граната, выбив ему почти все зубы и была снесена часть челюсти полководца. Но Кутузов не только выжил после 7 дней попыток его спасти. но и стал приходить в нормальное состояние. Врачи боялись, что полководец может стать слабоумным или потерять зрение, но всё обошлось. Таким образом, мы понимаем, что у полководца было 2 глаза и никогда повязкой он его не прикрывал.
В коллекцию музея-заповедника Бородино комендатурой Московского Кремля были переданы портреты великих полководцев, находившиеся в рабочем кабинете И.В. Сталина.
Эти портреты не раз можно было увидеть в фильмах о Великой Отечественной войне. Один из них генералиссимус – Александр Васильевич Суворов (вы уже видели портрет выше), а рядом генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Ученик и учитель! Здесь мы видим портреты неизвестного художника и повязки на лице генерал-фельдмаршала нет. Я думаю, что негоже обманывать «вождя народов», да и не безопасно по тем временам.
Три ордена – три князя
П
родолжаем исследование… Овеянная вечной славой, память великих полководцев вдохновляла на ратные подвиги и в трудные времена Великой Отечественной войны. Поэтому в дни тяжёлых боев лета 1942 году в нагрудную систему Советского Союза были добавлены новые награды специально для вручения советским военачальникам. Ими стали орден Александра Невского, ордена Суворова III степеней, и ордена Кутузова тоже III степеней. которые до настоящего времени сохраняются в наградной системе Российской Федерации. Три ордена – три князя.
В ряду они стоят по своей наградной значимости. «Старшей» наградой стал орден Суворова в трёх степенях. Этим знаком отличия награждались командиры Красной армии за выдающиеся успехи в результате чего была достигнута крупная победа. Далее по статуту идёт орден Кутузова, также в трёх степенях. Он имел более «штабной» характер. Его вручали военачальникам за хорошо разработанный и проведённый в жизнь план операции армейского уровня, в результате чего было нанесено тяжелое поражение противнику. «Младший» полководческий орден – Александра Невского. Награды удостаивали старший и средний командный состав, п роявивших в боях личную отвагу, мужество и храбрость.
А кто изображен на ордене Кутузова? Здесь нет никакой тайны, потому что полководец имел прижизненные портреты и именно последний из них, написанный Р. М. Волковым в 1813 году, украшает сердцевину знака ордена на фоне стены и башни Московского Кремля, увенчанной пятиконечной звёздочкой.
Подвиги полководцев – призыв к Победе!
Сегодня, как никогда, мы вспоминаем имена этих великих русских воинов и патриотов. Они создавали ту военную силу, которая охраняла русский народ в годины исторических испытаний. К ним восходят славные боевые традиции, которые живы и в нашей армии.
А в годы ВОВ примеры выдающихся полководцев поднимали боевой дух не только с киноэкранов, запечатлены не только на орденах. Их имена кричали со страниц всех центральных газет: «Постоим за Родину, как Суворов, Кутузов, Александр Невский!» «Стой несокрушимо и всегда помни о переходе в решительную атаку; везде, где только есть возможность, смело и стремительно атакуй неприятеля». И русские люди сражались до последней капли крови во имя Отечества, во имя Победы!
И сегодня, когда на полях сражений в зоне СВО отстаивается честь нашего государства, мы молитвенно просим помощи у благоверного святого князя Александра Невского, победа которого послужила истоком возрождения Руси. Украинские и натовские войска рвутся в глубь нашей страны. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Когда дело идет о жизни и смерти Родины, девизом ее защитников может быть одно — умереть, но не отступить ни на шаг! Так дрались наши предки, так воевали орлы Суворова, герои Кутузова, богатыри Невского, так должны драться потомки бессмертных защитников земли русской. Вошедшие к нам с мечом любые захватчики должны погибнуть от разящего меча Русской Армии!
Заключение
Мне было очень интересно работать по выбранной теме. Я выполнил задачи, которые ставил в начале работы и понял проблему, какими невидимыми нитями соединились спасители нашей Отчизны. Они - святая слава нашего народа, сияющая в веках.
И сследуя проект, я надеюсь, что доказал, как важно знать достоверные факты из документальных источников и музеев. Теперь вы знаете, что образ Александра Невского – это образ актера Николая Константиновича Черкасова, что у генералиссимуса Суворова нет ни одного прижизненного портрета, а генерал-фельдмаршал Кутузов никогда не носил повязку.
И моя гипотеза верна: если молодое поколение будет знать в лицо своих исторических героев, то их ратные подвиги будут долго гореть неугасимой лампадкой гордости в наших сердцах и никогда не будут забыты!
Собранный мною материал можно использовать на уроках, классных часах. Ведь «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Я хочу, чтобы ребята загорелись желанием исследовать что-то своё, проявили живой интерес к культурно-историческому наследию нашей Родины и его героям - победителям. Ведь изучая их мужественные образы, подражая их духовному облику - мы становимся чуть лучше.
Список использованных источников:
https://rutube.ru/video/ad5561a3db221a8147c6f06672d8751c/?r=plwd
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/biblioteka-literatury-drevnej-rusi-tom-5/13
https://0gnev.livejournal.com/2134351.html?noscroll#comments
https://tvzvezda.ru/news/201604271035-appo.htm
https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post449759514/
https://catherine-catty.livejournal.com/22030.html
https://www.pravmir.ru/suvorov-ne-lyubil-zerkal/
https://dzen.ru/a/YuJLKfxWQg-UpOZT
https://pobedarf.ru/2019/07/29/11098733na/
https://spb-aif-ru.turbopages.org/spb.aif.ru/s/culture/person/vdohnovlyayushchiy_na_podvigi_kak_aleksandra_nevskogo_izobrazhali_hudozhniki
https://ovsu.ru/wp-content/uploads/2015/12/Sbornik2015.pdf
https://spravochnick.ru/literatura/obraz_aleksandra_nevskogo_v_literature_i_kinematografe/#obraz-aleksandra-nevskogo-v-drevnih-letopisyah
http://pcpi-plechanova.blogs.donlib.ru/duhovno-istoricheskij-pedestal-aleksandr-nevskij-simvol-ratnogo-podviga-i-duhovnogo-vozrozhdenija/?doing_wp_cron=1710017847.3678860664367675781250
http://radilov.ru/krayrodnoy/137-vo-imya-velikogo-knyazya.html