I. Введение
Обращаясь к событиям времён Великой Отечественной войны, в каждой семье вспоминают тех, кто воевал и испытал все тяготы военного времени. Цена победы оказалась слишком высокой для нашей страны: большое количество населённых пунктов были стёрты с лица земли, а многие воины не вернулись к своим близким. Наш святой долг восстановить и передать потомкам как можно больше информации о Великой Отечественной войне, о наших героических дедах и прадедах, бабушках и прабабушках.
Многие факты биографии моего прадедушки Сергеева Вадима Николаевича, который был на войне авиамехаником, оставались неизвестны, поэтому мы занялись поиском интересующих нас сведений и попытались восстановить некоторые подробности боевого пути моего прадеда.
При подготовке исследования были изучены документы и фотографии из семейного архива, проведён анализ литературных источников (Медведев Д. А. В пылающем небе. 1989; Лазарев С. Е. Венская операция 1945 г. 2017; Карташев А. В. Подготовка лётных кадров в СССР в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне, 2011; Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945, 1984). Также была использована информация сайтов сети Интернет «Подвиг народа» и «Память народа».
Особое значение в ходе подготовки данного исследования имели сохранившиеся в семейном архиве фотографии и документы военного времени, которые в настоящее время являются семейными реликвиями.
Старинные фотографии и документы были найдены в доме моей бабушки, Парфеновой Светланы Вадимовны, которая жила в городе Людиново Калужской области.
К сожалению, бабушка ушла из жизни в 2020 году, в живых нет и её родственников, которые могли бы подробно рассказать о сохранившихся документах и фотографиях.
Из рассказов моего папы я знал, что мой прадед Сергеев Вадим Николаевич родился 21 февраля 1924 года в Костроме, в юности жил в республике Таджикистан, в городе Душанбе. 10 июля 1942 года он был призван в ряды Советской армии. Также я узнал, что во время Великой Отечественной войны Вадим Николаевич служил механиком в авиационном полку.
Цель исследовательской работы:
изучение особенностей боевого пути моего прадеда Сергеева Вадима Николаевича на основе анализа содержания сохранившихся документов и фотографических изображений военного времени.
Задачи:
выполнить описание и определить значение документа об окончании военной школы авиамехаников, привезённого прадедом после войны;
изучить сохранившиеся в нашей семье фотоматериалы и награды, связанные с судьбой моего прадеда;
получить сведения о боевом пути Сергеева Вадима Николаевича;
выяснить, какие личностные качества Вадима Николаевича хотелось бы развить в себе.
II. Основная часть
1. Лист оценок к выпускному свидетельству об окончании военной школы авиамехаников
Нас заинтересовал документ, подтверждающий то, что прадед окончил военную школу авиамехаников. (Прил. фото 1) Этот небольшой прямоугольный лист плотной бумаги, жёлто-коричневого цвета, размер: 21 см х 15,5 см. прадед постоянно в течение службы носил с собой, он был сложен таким образом, чтобы его можно было положить в нагрудный карман формы. На листе можно увидеть рамку, напечатанную черной типографской краской. Над рамкой чернилами от руки были написаны имя, фамилия и отчество прадеда, но имя позже было размыто.
Внутри рамки – надпись: «К выпускному свидетельству № 339». Далее крупными буквами, жирным шрифтом – ЛИСТ ОЦЕНОК.
Влисте оценок можно увидеть четыре раздела:
А. Выпускные экзамены
Б. Курсовые испытания
В. Стажировка по специальности
Г. Воинская дисциплина
В разделах А. и Б. указаны учебные дисциплины. Вадим Николаевич изучал конструкцию самолёта и авиадвигателя, особенности технической эксплуатации и полевого ремонта самолёта, а также проходил политподготовку, строевую, стрелковую и физическую подготовку.
Напротив каждой дисциплины – графа, где вписаны чернилами оценки «отлично» или «хорошо». Можно с гордостью утверждать то, что мой прадед был дисциплинированным курсантом, довольно успешно сдал выпускные экзамены и курсовые испытания.
В левом нижнем углу документа квадратом обозначено место для оттиска печати. Чернильный оттиск сильно размыт и надписи невозможно разобрать.
Справа от печати можно прочесть слова: начальник школы, полковник, затем подпись и расшифровка подписи, в скобках (Красов).
Ниже, под подписью, – дата выдачи свидетельства «1» декабря 1943 года, где цифры и слова, также очень сильно размыты.
В самом низу листа, напечатаны слова: начальник учебного отдела, подполковник, далее следует подпись и расшифровка, в скобках - «Матсон».
Документ сохранился с повреждениями: правый верхний угол измят, с левой стороны и внизу надорван край листа. У рамки, слева – три небольших отверстия, выполненные на равном расстоянии друг от друга. Вероятно, они были нужны для того, чтобы можно было подшить документ в папку. Видны следы сгибов бумаги. На поверхности документа с лицевой и обратной стороны - множественные пятна и разводы жёлто-коричневого цвета.
Мы захотели получить сведения о школе, в которой обучался мой прадед, однако само выпускное свидетельство, где указано название школы авиамехаников, не сохранилось, а печать размыта. Обратили внимание на подписи начальника школы и начальника учебного отдела. Какую-либо информацию о полковнике Красове найти не удалось. Но подполковник Геральд Александрович Матсон, который исполнял обязанности начальника учебной части школы, оставил заметный след в истории, так как был участником Первой мировой и Гражданской войны. С 1921 года находился на штабной и преподавательской работе в Военно-воздушных силах Рабоче-крестьянской Красной армии.
Матсон был военным лётчиком-наблюдателем, опытным специалистом по ведению разведки с воздуха, удостоен российских и советских наград, таких как: Георгиевское оружие, Горгиевский крест 4-й степени, Орден Красного Знамени, Орден Ленина.
С 13 декабря 1940 года по 23 августа 1944 года Геральд Александрович был начальником учебного отдела Волчанской военной авиационной школы авиамехаников, которая находилась на Украине в городе Волчанске Харьковской области.
В 1941 годушкола была передислоцирована в глубокий тыл страны на территорию Среднеазиатского военного округа, в город Сталинобад Таджикской ССР (ныне город Душанбе). Таджикистан был географически отдален от боевых действий в годы Великой Отечественной войны. На территорию Среднеазиатского военного округа, в Таджикскую ССР, эвакуировались предприятия, учебные учреждения и большое количество мирных граждан.
Так как в то время прадед жил в Сталинобаде и в июле 1942 года был призван в ряды Красной армии, а в листе оценок к выпускному свидетельству об окончании школы авиамехаников имеется подпись Геральда Александровича Матсона, то мы сделали вывод о том, что он учился именно в Волчанской военной авиационной школе авиамехаников.
Далее необходимо было выяснить, в течение какого срока Вадим Николаевич проходил обучение, и какое военное звание ему было присвоено после выпускных экзаменов.
Подготовка авиамехаников основывалась на «Программах подготовки авиационных механиков ВВС Красной Армии», выпущенной Воениздатом в 1942 году. Согласно этим программам устанавливался срок обучения авиамехаников – 1 год.
В статье Андрея Владимировича Карташева «Подготовка летных кадров в СССР в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне» мы нашли информацию о том, что выпускнику военной авиационной школы авиамехаников присваивалось военное звание «сержант технической службы».
Таким образом, мой прадед начал обучение в декабре 1942 года и в течение 12 месяцев готовился стать авиационным механиком. А по окончании школы авиамехаников (1943 г.) ему было присвоено звание «сержанта технической службы».
2. Фотографии военных лет как особые исторические источники
После окончания школы авиамехаников в 1943 году Вадим Николаевич начал свою службу в 486–ом истребительном авиационном полку. Мы получили эти сведения, обратившись к материалам Интернет-портала «Память народа». Также сохранилось удостоверение к награде – медали «За взятие Вены», в котором также указано, что прадед служил в 486-ом иап (истребительный авиационный полк).
Примечательно то, что Вадим Николаевич привез после окончания Великой Отечественной войны и бережно хранил несколько чёрно-белых фотографий военных лет, которые послужили для нас особыми источниками информации о его боевом пути и характере службы.
Одной из самых интересных и ценных фотографий, сохранившихся в семейном архиве, является маленький снимок, его размеры 8х5,5 см. (Прил, фото 2) Фотоснимок очень плохо сохранился, пожелтел, на его поверхности можно увидеть пятна жёлто-коричневого цвета. Но на этой очень маленькой фотографии мой прадед запечатлен в кругу сослуживцев, стоящих у крыла боевого самолёта. Мы предполагаем, что это советский одномоторный истребитель Ла-5, созданный в 1942 году под руководством инженера Семёна Алексеевича Лавочкина. Именно такие самолёты стали поступать на вооружение истребительных авиаполков с 1942 года.
На фото мой прадед, Вадим Николевич, находится в первом ряду, второй справа, рядом с ним - два лётчика и два авиамеханика. Выше, на крыле самолёта, – ещё один авиамеханик. Прадед и другие авиамеханики одеты в специальные комбинезоны с накладными карманами, которые были необходимы для размещения инструментов, используемых при осмотре и ремонте боевых самолётов. На голове прадеда – пилотка с красной звездой – головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки, такие пилотки в Советской армии носили сержанты и рядовые солдаты.
Каких-либо надписей и цифр на лицевой и обратной сторонах фотографии нет, поэтому не ясно, когда был сделан снимок. Можно предположить, что лётчики и авиамеханики фотографировались в летнее либо весеннее время, так как одеты они достаточно легко, а глаза прищурены из-за яркого солнечного света. Прадед на фото выглядит очень молодо, поэтому можно сделать вывод о том, что он сфотографирован в первые годы службы (известно, что службу он начал 1943 году, а закончил служить в 1949 году).
Эта фотография даёт представление о том, что лётчики и авиамеханики всегда сотрудничали, проявляли уважение и внимание друг к другу.
Сохранился очень трогательный, вызывающий особые тёплые чувства чёрно-белый фотопортрет прадеда в юности. (Прил. фото 3) Размер фотографии: 8,5х11,5 см.
На гимнастёрке Вадима Николаевича ещё нет наград, которые он получит в дальнейшем, а взгляд его светлых глаз выражает робость и тревогу. Когда и где была выполнена фотография неизвестно, но рассматривая снимок, можно ощутить, насколько тяжело вчерашнему школьнику осознавать близость тягот военного времени и смерти.
Наиболее подробные сведения в ходе исследования удалось получить о групповом фото командования и рядовых солдат 486–го истребительного авиационного полка, в котором проходил службу мой прадед. (Прил. фото 4) Это прямоугольная чёрно-белая фотография, напечатанная на плотной матовой бумаге (размер: 16,5х11 см.), на обратной стороне фотографии имеется надпись, выполненная чернилами: «Берлин. Аэродром Темпльсгоф 45 г.». (Прил. фото 5)
Качество снимка высокое, лица и фигуры людей можно разглядеть, несмотря на то, что фотографировались около 103 человек (точно сосчитать сложно, так как ряды неровные). Фотография сохранилась с повреждениями, утрачен левый верхний угол, имеются надрывы бумаги, углы смяты. Справа, ближе к краю фотографии, а также в правом нижнем углу, можно увидеть небольшие жёлтые пятна. На обратной стороне - множественные пятна жёлто-коричневого цвета.
На фотографии запечатлены командный состав и рядовые 486-го истребительного авиационного полка. На первом ряду, на стульях (они поставлены на мостовой, у входа в высокое здание) сидят офицеры в кителях, тёмных брюках и сапогах, либо кожаных ботинках. Среди офицеров можно увидеть и наиболее отличившихся в боях солдат со множеством наград. Они одеты в гимнастёрки, брюки – галифе, на ногах - сапоги. Во втором и последующих рядах в основном запечатлены воины полка, не имевшие офицерского звания. В центре группы видны лица двух женщин. Прадеда можно увидеть во втором ряду, он девятый слева.
Складывается впечатление, что воины полка собрались и были сфотографированы не случайно, по особому поводу.
В сети Интернет можно найти информацию о боевом пути полка, имеются сведения о том, что 486-й иап не принимал участие в Берлинской наступательной операции. Однако имеющаяся на обратной стороне фотографии надпись указывала на присутствие воинов полка в Берлине в 1945 году.
Необходимо было выяснить, при каких обстоятельствах был выполнен снимок, для этого потребовалось изучить сведения о том, в каких операциях и битвах сражались представители полка в 1945 году.
С 16 марта по 15 апреля 1945 года 486-й иап участвовал в Венской наступательной операции. Операция по освобождению столицы Австрии стала одним из выдающихся образцов военного искусства на завершающем этапе войны. Преодолевая яростное сопротивление врага, советские войска осуществили прорыв зоны обороны противника и перешли в наступление. Бои на подступах к Вене носили крайне ожесточённый характер. 13 апреля наши войска полностью овладели городом.
Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Вены, приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина от 13 апреля 1945 года была объявлена благодарность
За участие в героическом штурме и взятии Вены Указом Президиума Верховного совета от 9 июня 1945 года мой прадед Сергеев Вадим Николаевич был награждён медалью «За взятие Вены». (Прил. фото 6)
В мае 1945 года войнам 486-го истребительного авиационного полка предстояло сражаться с гитлеровцами во время Братиславско-Брновской наступательной операции и Пражской операции. Пражская наступательная операция (6 – 11 мая 1945 года) – последняя стратегическая операция Красной Армии в Великой Отечественной войне, в ходе которой была уничтожена немецкая группа армий «Центр» и часть сил группы армий «Юг». В итоге была освобождена Чехословакия и её столица Прага. Особую роль в успехе наступления сыграла авиация. В этот период 486-й иап был в составе 279 истребительной авиационной дивизии 5-й воздушной армии, командовал которой генерал-полковник авиации, Герой советского Союза Сергей Кондратьевич Горюнов.
4 июня 1945 года вышел приказ о награждении 486-го истребительного авиационного полка орденом Суворова III степени за действия во время Пражского наступления. В тот же день он был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени за действия во время Венского наступления.
С 11 мая по 28 августа 1945 года полк, в котором служил мой прадед, базировался в Австрии. Мы предполагаем, что 486-й иап был вызван в июне 1945 года из Австрии в столицу Германии для награждения орденами Суворова и Богдана Хмельницкого (впоследствии он стал именоваться 486-й истребительный авиационный орденов Суворова и Богдана Хмельницкого полк) Австрия и Германия находятся рядом.
Полк прибыл в известный аэропорт Темпельхоф (или Темпльсгоф), в центре Берлина, поэтому Вадим Николаевич и сделал запись об этом на обратной стороне фотографии. Внимательно изучив фотографии аэропорта, которые доступны на сайтах в сети Интернет, мы отметили, что высокое здание с большими окнами и деревянной дверью, на фоне которого сфотографированы представители полка, не относится к аэропорту, возможно, оно находилось недалеко от него. В здании могла располагаться военная комендатура, где проходила церемония награждения, оно сохранилось в хорошем состоянии и не выглядит полуразрушенным в ходе боёв. Мы обратили внимание на то, что настенные флагштоки пусты, так как после взятия Берлина флаги нацистской Германии были сняты.
После награждения, командный состав и воинов полка сфотографировали, чтобы запечатлеть знаменательный день.
Можно сделать вывод о том, что фотографии являются особыми и важными историческими источниками. Изучая фотографии, сохранившиеся в семейном архиве, нам удалось найти важные сведения о боевом пути моего прадеда, а также узнать о знаменательном дне в жизни 486-го истребительного авиационного полка, который был удостоен высоких наград за образцовое и героическое выполнение боевых задач (награждён орденом Суворова III степени и орденом Богдана Хмельницкого II степени).
3. Жизнь в послевоенные годы и стремление к саморазвитию
После окончания войны прадед был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» (10 марта 1946 года). (Прил. фото 7) Он служил до 1949 года и вернулся Душанбе.
После войны Вадим Николаевич прошёл обучение и стал журналистом, работал редактором газеты. С 1957 года он являлся членом Союза журналистов СССР, а в 1962 году стал корреспондентом ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза). (Прил. фото 8) За высокие заслуги в социально-культурной деятельности Сергеев Вадим Николаевич был награждён орденом «Знак почёта». (Прил. фото 9)
Коллеги, родственники и друзья с большим уважением относились к прадеду, часто обращались к нему за советом. Несмотря на то, что имел множество заслуг и наград, он оставался человеком скромным и доброжелательным. Вадим Николаевич очень любил книги и собрал большую библиотеку, где были представлены тома Большой Советской энциклопедии, художественная литература, книги, посвященные произведениям искусства, достижениям науки. Он не жалел средств на приобретение новых книг и мог с легкостью отказаться от красивой одежды или нужных в хозяйстве вещей.
В Сталинобаде (Душанбе) прадед встретил Нину Алексеевну Бондаренко, они поженились. Вскоре в семье появились дочь Светлана (моя бабушка) и сын Николай. (Прил. фото 11)
В 90-е годы, при распаде Советского Союза, в Таджикистане начались волнения, после начала гражданской войны Вадим Николаевич вместе со своей женой Ниной Алексеевной покинули Душанбе и отправились в Россию, жили позже в городе Людиново Калужской области. Некоторое время прадед жил в городе Рыбинске Ярославской области у своего сына, Николая Вадимовича Сергеева. Вадим Николаевич ушёл из жизни в 2003 году.
Память о нём жива. Вадим Николаевич – герой нашей семьи, человек, которому удалось сохранить стойкость духа, целеустремлённость, веру в будущее, которые он приобрёл, участвуя в сражениях и занимаясь подготовкой боевых самолётов к вылетам.
Особым уважением всегда пользовались лётчики-истребители, но не стоит забывать и о роли механиков в подготовке боевых самолётов к сражениям в воздухе. Деятельность авиационного механика была направлена на выполнение ремонта двигательных установок и приборов самолёта, средств жизнеобеспечения экипажа. Папа рассказывал мне, что прадед Вадим Николаевич обладал такими качествами как техническая грамотность, развитое наглядно-образное мышление, дисциплинированность и аккуратность, он мог переносить длительные физические нагрузки.
Мой прадед был необыкновенным человеком с сильным характером. В сложное послевоенное время, после нескольких лет службы в авиационном полку, он смог получить образование журналиста и работал, не жалея времени и сил, на благо Родины. Вадим Николаевич был человеком, которого очень ценили и уважали. Мне хочется быть достойным памяти моего прадедушки. Быть похожим на него.
III. Заключение
Изучая документы и фотоматериалы, ставшие семейными реликвиями, нам удалось найти важные сведения о том, в какой школе авиамехаников и в течение какого времени проходил обучение Вадим Николаевич, а также в каких сражениях он принимал участие.
Проходя службу в составе 486-го истребительного авиационного полка, прадед стал участником героического штурма и взятия Вены, а также Пражской наступательной операции, был награждён медалью «За взятие Вены». Полк, в котором служил Вадим Николаевич, за образцовое выполнение боевых заданий, в один день - 4 июня 1945 года, был награждён двумя орденами: Орденом Суворова III степени и орденом Богдана Хмельницкого II степени.
Вернувшись домой после войны, прадед стремился получить образование и приобрести интересную творческую и важную профессию журналиста. Преодолевая тяготы послевоенных лет, он настойчиво двигался к осуществлению мечты и смог стать редактором газеты. Мне хотелось бы стать похожим на прадеда: быть целеустремленным, образованным, смелым и уважаемым человеком.
Мы будем беречь документы, награды и фотографии военного времени, для того, чтобы спустя много лет, можно было показать и рассказать о них потомкам.
Чувства гордости и глубокого уважения рождаются в моменты соприкосновения с историей моей семьи и Родины. В настоящий момент, подготовив исследовательскую работу, я выражаю благодарность моему прадеду Сергееву Вадиму Николаевичу и всем тем, кто защищал от фашизма не только родную страну, но и страны Европы.
Литература
Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945: сокрушение фашистской Германии. М.: Воениздат, 1984
Воспоминания моего отца Парфенова Михаила Викторовича.
Карташев А. В. Подготовка лётных кадров в СССР в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне.//Вестник Челябинского Государственного университета. 2011, № 12 (227). История, вып. 45, С. 83 – 89.
Лазарев С. Е. Венская операция 1945 г.// Российская историческая энциклопедия в 18 томах/Глав. ред. А. О. Чубарьян, Т. 4. М. 2017 , С. 80 – 81.
Материалы семейного архива.
Медведев Д. А. В пылающем небе. – Л.: Лениздат, 1989.
Программы подготовки авиационных механиков ВВС Красной Армии (срок обучения
1 год). М.: Воен. изд-во Народного комиссариата обороны, 1942. С. 2–3.
Интернет-источники
Выставочный проект «Освобождённая Европа» Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО https://rosphoto.org/visit-online/virtual-exhibitions/osvobozhdennaya-evropa
Интернет-портал «Память народа» https://pamyat-naroda.ru
Сайт «Подвиг народа» https://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
Приложение
Лист оценок к выпускному свидетельству об окончании военной школы авиамехаников
2. Фото авиамехаников и лётчиков 486-го авиационного истребительного полка. Фотография из семейного архива
3. Фотопортрет моего прадеда Сергеева Вадима Николаевича. Фотография из семейного архива
4. Фотография 486-го авиационного истребительного полка. Берлин 1945 г.
Фотография из семейного архива
5. Надпись на обратной стороне фотографии 486-го истребительного авиационного полка
6. Удостоверение к медали «За взятие Вены», которой был награжден Сергеев Вадим Николаевич
7. Удостоверение к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
8. Удостоверение корреспондента ТАСС, принадлежавшее моему прадеду Сергееву Вадиму Николаевичу
9. Орден «Знак почёта», которым был награжден Сергеев Вадим Николаевич 28 февраля 1978 года
10. На фотографии справа: Сергеев Вадим Николаевич за работой в редакции газеты. Фотография из семейного архива
11. Семья Сергеевых. Фотография из семейного архива