Эволюция свадьбы: от традиционных этапов русской свадьбы к современной

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эволюция свадьбы: от традиционных этапов русской свадьбы к современной

Шпехт Е.А. 1
1МАОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15" г. Соликамск
Новоселова Н.И. 1
1МАОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15" г. Соликамск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья - это основа общества, фундамент нашего будущего. Не случайно, 22 ноября 2023 года, президент В. В. Путин подписал Указ о проведении в стране Года семьи в 2024 году. Для большинства людей нашей страны семья начинается с государственной регистрации брака в ЗАГСе, а затем начинаются празднества, связанные с рождением новой семьи. Но всегда ли так было? Какие обычаи, традиции связаны с этим важным событием в жизни молодых людей?

В последнее время всё чаще мы видим, как у нас проводятся свадьбы с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая. Жених и невеста регистрируют начало новой семьи без свадебного костюма, его заменяет современный костюм. Сегодня свадьбы играют в основном одинаково – не по тем обычаям, которые были у наших дедушек и бабушек. Именно поэтому мне захотелось узнать, а как же играли настоящую русскую свадьбу? Совпадают ли этапы празднования современной свадьбы с традиционными русскими этапами?

Сохранение традиций русского народа, своей семьи является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Знакомясь с творчеством русских художников, которые изображали сюжеты, связанные с русской свадьбой, мне захотелось более подробно изучить и систематизировать их, чтобы лучше понять все этапы русской свадьбы. Ведь искусство (живопись) является важным способом познания мира.

Цель работы: Систематизация этапов русской свадьбы, сравнение ее с советской и современной свадьбой.

Задачи: - изучить литературу по проблеме; - описать свадебный обряд, используя картины русских художников и фольклорные песни;

- сравнить русский свадебный обряд с советской и современной свадьбой.

Часть 1. Русская свадьба. Характеристика этапов.

    1. История возникновения свадьбы на Руси.

До Крещения на Руси свадебных обрядов не было. Нравы были примитивными, часто встречалось многоженство. Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. К XVI веку сложился свадебный обряд, совмещающий языческие и христианские верования. До ХVII века ранняя женитьба считалась обычным и полезным делом. Чтобы уберечь 11-летних девочек от порока, их выдавали замуж за 15-летних мальчишек. В простых семьях, где нужна была не столько жена, сколько работница, невеста могла быть старше жениха. Все браки на Руси заключались по воле родителей. О свадьбе договаривались родители жениха и невесты. Они сами выбирали подходящую пару для своих детей. Как правило, чувства детей не имели никакого значения. Невесту нельзя было видеть до сватовства, а жениха — до самого венчания. Родители жениха и невесты подписывали «рядную запись». Она состояла из двух частей: 1 часть - брачный договор, 2 часть - это опись приданого. После этого расторгнуть брак было практически невозможно. Застолье начиналось за день до венчания и продолжалось ещё три дня. После первых суток пира молодожёнов отводили в «сенник» — место проведения первой брачной ночи.

С приходом к власти Петра I отношение к свадьбе стало гораздо свободнее. Были разрешены неравные (как по возрасту, так и по сословному положению) браки, союзы с иностранцами, священниками и разведёнными. Царь отменил брачные договора и традицию показа невестиной сорочки. Он одобрял добровольную женитьбу и приказал расторгнуть все насильственные браки [8].

Обычно весной, от пасхи до троицы, начиналось время гуляний молодежи, время хороводов, игр в догонялки, с объятиями, с поцелуями. Это время, когда расцветала природа, когда молодежь выходила на луга, играла и знакомилась. Парни в хороводах высматривали девушек, примечали, кто кому нравится, как это изобразил К. Трутовский на картине «Хоровод в Курской губернии» [Приложение 1]. Позже складывались пары, и уже после летних работ можно было подумать о сватовстве. Свадьбу назначали на самое удачное время года - конец осени и зима. Во время мясоеда, то есть от конца успенского поста до начала рождественского (октябрь – ноябрь), и от крещения до масленицы. В это время не было большого количества работ и можно было накрыть достаточно богатый стол. Кроме того, свадьба предполагала, что молодая жена, скорее всего, забеременеет, и время родов тоже попадёт на удачное время октября - ноября месяца, когда опять же заканчивались основные работы, было много еды, не так много дел в доме [1].

1.2. Свадебный обряд: характеристика и его изображение в картинах художников.

В ходе исследования мы выяснили, что свадебный обряд - это четко прописанный сценарий, передававшийся из поколения в поколение, включающий в себя: - свадебное решение; - сватовство; - сговор; - венчание; - свадебный пир.

Свадебное решение долгое время не являлось свободным волеизъявлением двух молодых людей. Оно зависело от малого социума, а именно от семьи, от общины, от рода [6]. И семья, и брак были основой выживания в то время. Решение принимали родители: родители жениха в меньшей степени, а родители невесты - в большей. Это был не только союз двух людей, но и родство двух семей, двух родов. Очень тщательно выбирали девушку, чтобы увереннее выживать в непростое время, когда каждый зависел от ежегодного урожая, от плодов своего труда.

Несмотря на то, что брак на Руси всегда считался делом добровольным, молодых часто женили против их желания, руководствуясь меркантильными интересами: объединить соседствующие наделы, взять хорошее приданое, либо просто — привести в дом работящую бабу. На картине «Сватовство чиновника к дочери портного» мы видим как к девушке из семьи ремесленника сватается чиновник. Чиновник имеет должность, его статус выше в социальной иерархии Российской империи, а ремесленник имеет деньги. После свадьбы «бедный» чиновник может попасть в зависимость от богатого ремесленника. Подобная ситуация изображена на картине Федотова Павла Андреевича «Сватовство майора», на которой отец-купец, у которого есть деньги, но нет статуса в обществе, готов отдать дочь за разорившегося дворянина. [Приложение 2].

Мы выяснили, что очень часто, еще до свадебного решения был ритуал, который, нам, покажется странным и даже вульгарным - «разглядывание обнажённой натуры юной и невинной претендентки на брак». Именно его изобразил Мясоедов Григорий Григорьевич на своей картине «Смотрины невесты».[Приложение 3].

Героиня, опустив голову, проявляет смиренность. Мы видим, что у девушки длинные пшеничные волосы, молочная кожа, фигура, соответствующая идеалам эпохи, а значит, есть все шансы понравиться родным жениха. По всей вероятности, художник изображает их в народных костюмах, сидящих напротив девушки на скамье. Рядом с девушкой стоит мать или сваха, которая поддерживает девушку.

Принимая свадебное решение, смотрели не только на невесту, которая должна быть пригожей, работящей, здоровой, уверенной в себе, а на её семью: выбирали из хорошей семьи и когда приходил жених свататься, тоже смотрели на его семью, кому отдадут девушку [2].

Сватовство — это свадебный обряд, заключающийся в предложении женихом руки и сердца девушке при её родителях. Сватовство проходило за две недели или за месяц до свадьбы. Сватать шли родственники жениха: это мог быть не отец с матерью, а часто - крестная жениха или очень удачливая сваха[6]. На картине Николая Васильевича Неврева «Смотрины невесты»1888г. [Приложение 3] мы видим, что сельский батюшка сватает за своего сына – семинариста дочь попадьи-вдовы. На первом плане изображены молодые люди, скромная девушка и решительный молодой человек, настроенный взять её в жёны, а на заднем плане их родители, как бы говорят «Как они подходят друг другу...»

Картин со сватовством в крестьянской среде практически нет. Есть картина украинского художника Н. Пимоненко «Сваты», 1882год. [Приложение 3] .

В деревенской среде вопросы сватовства решала община. Жених не мог прийти свататься один. Жених мог прийти только с человеком, который был уважаем всей общиной и мог стать «гарантом « честности его намерений».

Чтобы не расстроить свадьбу, не нанести вред, очень часто сватать ходили тайно, не объявляли это окружающим. Свахе просто говорили, что завтра идем сватать мальву вот в такую- то семью. Таким образом, компания от одного до пяти человек приходила в дом невесты. Иногда это был уговор с невестой, а иногда она вообще ничего не знала, иногда ей тихонечко кто-то подсказывал. Желательно, чтоб невеста в это время находилась дома, но была спрятана и не попадалась на глаза сватовщику. Сам процесс сватовства тоже был обставлен различными иносказаниями, различными действиями. [1]. Сваху можно было вычислить по тому, как она заходит в дом, стуча пятками о порог, могла подойти, погреть руки о печку, но никогда не переходила за матицу( потолочную балку, которая держит потолок и делит избу на две части). Говорили, самое известное: «У вас товар, у нас купец», или «У вас курочка, у нас петушок нельзя ли в один хлевушок?» Могли сравнить с телочкой, с бычком, и с ярочкой, и с барашком. Дальше, когда все понимали, о чем пойдёт речь, начинался уговор по согласию или давалось короткое время на обдумывание. Изображение свахи видим на картине Константина Егоровича Маковского – «Сваха» [Приложение 4]. Она сидит в центре, а рядом девушки, которые заинтересованы в её рассказах. Сваха была важным и почитаемым человеком, от неё зависели судьбы девушек. Такие женщины обладали особыми качествами, знали много секретов. Хорошая сваха была на вес золота. Ведь выдать замуж красивую и богатую невесту много ума не надо, но что делать остальным? Не успеешь до срока стать мужней женой, останешься вековухой (от словосочетания «век вековать»), которую ждала жуткая участь - превращение в нищенку, просить подаяние у церквей и кладбищ.

Сговор. Эта встреча была предназначена для решения материально-бытовых и организационных вопросов: когда свадьба, сколько готовиться к ней, сколько человек будет со стороны невесты, сколько со стороны жениха, как будет проходить свадьба и. т.п. В деталях, оговаривался размер приданого, и, придя к согласию, родители ставили в известность невесту. Если удавалось обо всем договориться, то на стол выставлялась бутылка медовухи, и договор закреплялся уже за столом. На картине В. Пукирева «Приём приданного по росписи» (1873г.) [Приложение 5] мы видим пересчёт всего приданного по списку. Это был напряжённый период. Особенно, если это касалось обедневшего дворянства (жених на картине представлен как раз такого рода), когда надо срочно поправлять своё материальное положение за счёт состоятельного мещанства, желающего породниться со знатью (семья невесты).

В крестьянской семье готовили приданое заранее. Раньше говорили: «Родилась дочь – готовь приданое». Уже в четыре года девочку учили прясть. К восьми годам она уже могла хорошо обращаться с прялкой, а к 12 годам начинала готовить приданое. Девушка ткала платочки, полотенца, украшала их вышивкой. Готовила рубашку своему жениху, шила верхние полушубки, овчинные телогрейки. Матерчатое приданое называлось «платно», а готовая одежда - «скрутно». Обувь была очень дорогой. Перед свадьбой обычно отец ехал в город и покупал дочери сапоги и верхнюю одежду, а мать – что-то из украшений.

Мальчишник и девичник – следующий этап свадебного обряда. Но перед ним, мы выяснили, что девушка должна обязательно сходить в баню [3]. Это особый ритуал, который сводился к следующему:

1. Ранним утром подружки топили баню, дрова брали со двора жениха, воду приносили минимум из трёх колодцев.

2.До бани невесту провожал друг жениха, помахивая веником, как бы отгоняя нечистую силу. А подружки всю дорогу пели песни, как будто бы прощаясь с ней, а также намекали на то, что беззаботная девичья жизнь закончилась и весёлых посиделок с подружками больше не будет.

3.В бане невесту и подружек ждала «вытница», плакальщица. Все присутствующие должны были петь грустные песни, плакать. Считалось, что чем больше невеста перед свадьбой наплачется, тем счастливее будет замужняя жизнь.

4. В бане гадали: по шипению уголька, брошенного в воду, предсказывали, какой будет характер у жениха, если тихо шипит- добрый, а если бурно - злой.

Выход девушки из бани мы видим на картине Василия Перова «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», 1870 г. [Приложение 6]. На картине Перова мы видим, как женщины выходят из бани. Невесту нетрудно узнать по её грустному виду. «Омовение» перед свадьбой считалось важным ритуалом, при котором старая жизнь «смывалась», и начиналась новая. В бане грустное пение и плач не прекращались, а, наоборот, усиливались. На картине «Девичник». А. И. Корзухина, 1889 г. [Приложение 6] художник также изобразил этот ритуал. В центре сюжета находится сама виновница торжества- невеста, которая вышла из бани в окружении свахи и её помощниц. Стоит она посреди двора, одетая в натуральную рубаху и полушубок. На свахе богатый наряд и праздничный головной убор – бабья кика. В руках она держит медный таз и кочергу – чтоб сытны и хлебосольны были застолья у будущей хозяйки. Ритуальные предметы держит и каждая из свахиных помощниц. Одна старательно мешает метёлкой перед невестой, расчищая семейную дорогу от всяческих преград. Другая в стороне несёт ведро с коромыслом – чтобы крепко держались супруги друг за друга и никакая вода меж ними не вставала. Две оставшиеся девушки, танцуя и гремя домашней утварью, отпугивают от невесты злых духов. Другая подняла вверх девичий головной убор – ей достался невестин венец. Виден контраст между невестой, которая обязана быть грустной, и всеми радостными замужними женщинами (как сопровождающими невесту, так и сидящими за столом). [3]

После бани, начинался девичник. К невесте приходили подружки, помогали доготовить приданое. Невеста уходила в семью жениха с большим количеством вещей: текстиль, одежда, постельные принадлежности. На девичнике невеста тихо сидела в углу, оплакивала свою молодость, готовилась к новой роли. Это был самый звучащий, самый песенный день и вечер [6]. От жениха приносили подарки, очень часто это было мыло.

В ходе исследования, мы узнали, что раньше на территории Пермского края на девичнике готовился один из атрибутов свадьбы, интересный предмет - дряма. Это сухой репейник, срубленный зимой, а иногда даже специально заранее заготовленный. Его украшали, обвязывали ленточками, полосками цветной бумаги, иногда привязывали конфетки и носили его в день свадьбы над невестой как украшение и как признак богатства и сладости в семейной жизни [5].

На девичники приходили и парни, которые приносили гостинцы. Мог прийти и сам жених, тогда этот вечер превращался в веселые посиделки с песнями, играми, общением, застольем. Это считалось молодежной частью свадьбы. Невесте не положено было веселиться до свадьбы. Свадебный день – день, когда предстоит венчание и свадебный пир. В этот день все не меньше боярина и боярыни, а жених с невестой - князь и княгиня. Их так во всех песнях и называли, где каждому пелась его особенная песня.Утром девушка надевала траурные одежды, оплакивала свое девичество. Подруги в последний раз заплетали ей одну косу. Под венец невеста одевала яркий наряд. В нем преобладали красные, зеленые цвета. Это был расшитый сарафан и рубаха с длинными рукавами, которая могла быть и белой. Традиция надевать на свадьбу белое платье появилось лишь в 19 веке – этот обычай был русским народом заимствован из европейских стран.

Жених тоже одевался необычно: головной убор его был украшен цветком или ширинкой (расшитым платочком), подпоясывался он рушником (полотенцем), вышитым руками невесты.

Выкуп невесты. Этот обряд достался в наследство от времен язычества. Этот мини-спектакль о том, как жених вызволяет суженную из потустороннего царства. Он должен преодолевать препятствия, выполняя задания подруг невесты, торговаться. Чем ожесточеннее борьба и торг – тем крепче будет брак, гласят поверья [7]. О том, как мог проходить выкуп невесты мы можем увидеть на картине Константина Александровича Трутовского «Свадебный выкуп» [Приложение 7].

Картина «Под венец» 1890, Константина Маковского [Приложение 8]. изображает предсвадебные сборы невесты в боярской семье XIX века. Место действия — верхний этаж богатых палат терема. Невесте расчесывают косу в знак ее прощания с девичеством. В Древней Руси одна коса была прической девушек, а «мужние жены» носили по две косы. У ног невесты сидит девушка, которая заворожено смотрит ей в лицо, их переплетенные руки символизируют девичество и замужество. Женщины вокруг одеты в парадные головные уборы — кокошники. В дверях стоит мужчина с белым полотенцем, повязанным через левое плечо, — это дружка, представитель жениха, принесший сундучок с его подарками. Его важнейшая обрядовая функция состояла в том, чтобы оберегать молодоженов от порчи и сглаза.

Венчание – важный этап свадебной традиции после принятия христианства.Это было законное оформление брака [6]. После венчания молодоженов осыпали дождем из зерна и хмеля, что должно было сделать их брак счастливым и богатым. Этот обряд также нашел отражение в картинах художников. Василий Пукирев в двух своих картинах «Неравный брак» и « Прерванное венчание» [Приложение 8]. Сюжет, изображенный на картинах, еще раз подтверждает мысль о том, что часто были браки неравные, преследующие лишь материальную выгоду [9].

В крестьянской семье обряд венчания сопровождался различными ритуально-магическими действиями, которые должны были обеспечить защиту от злых сил, счастливый, прочный брак, здоровое потомство, долголетие[7].Обряд венчания проводился в храме священником и совмещался с юридической регистрацией брака в метрических книгах. Родители невесты благословляли молодую семью с иконой, а родители жениха встречали молодых с караваем. Интересно, что  свадебный каравай пекся по особому обряду. Тесто для него месили каравайницы – замужние женщины, счастливые в браке, то есть имеющие много детей. В печь каравай ставил женатый мужчина. Этим самым каравайники делились с молодым семейным счастьем. Молодые кусали от каравая по кусочку в знак родства и единения.

Брачная ночь. Она  скрепляла брак фактически. Наутро после нее били горшки. Если горшок разбивался легко, это считалось признаком целомудренности невесты. Чем больше было черепков – тем счастливей, считалось, будет брак. Утром после брачной ночи молодая жена заплетала уже две косы и, уложив их вокруг головы, надевала головной убор, который носили уже замужние женщины [7].

Свадебный пир следовал после брачной ночи, а не наоборот. На Руси он назывался «кашей». Свадьба- это не для жениха с невестой. Само гуляние свадебное, свадебный пир - это для общины, это для двух родов, которые становятся родственниками. Свадебный пир был признаком общественного одобрения состоявшегося брака.

Свадебный пир зависел от материального благополучия семей. На картине «Боярский свадебный пир» Константина Маковского (1883 год) мы видим роскошные украшения и наряды бояр [Приложение 9].

Главным связующим звеном на свадьбе был дружка - это, родственник жениха или знаменитый мужчина, который приезжал со свадебным поездом жениха. Ему изготавливалась символическая шапка и у него была плетка. Он никого не подпускал к свадебному поезду, читал молитву, сели что-то не получалось, прибегал к магическим действиям. Дружка должен был не только веселить собравшихся, но и защитить свадьбу от неблагоприятных воздействий потустороннего мира [7].

Свадьба продолжалась и на второй день, и на третий день. Гуляли, веселились, пели песни и устраивали пляски, гуляли до поздней ночи. Могли и неделю ходить по гостям.

Таким образом, свадебный обряд сложился примерно к 18 веку. Многие этапы свадебного обряда нам непонятны и кажутся дикими. Русская свадьба – это прежде всего решение родителей, а не молодых. Этот обряд очень музыкальный, на каждый этап есть много песен. Все они грустные, жалостливые, предвещающие трудности будущей жизни. Невеста уходила в семью жениха с большим приданым.

Часть II. Советская и современная свадьбы.

2.1. Советская свадьба. Время не стоит на месте, меняется жизнь, меняются люди, мода и мировоззрение. Остаются знакомства, любовь, создание семьи, рождение детей. В отличие от свадеб на Руси, когда брак провозглашался навсегда, теперь есть разводы, неполные семьи. Для улучшения благосостояние таких семей имеется государственная поддержка.

В 1917 году, после революции, свадебные обряды сохранялись, но вносились изменения. Свадьбы стали играть в любое время года. Свадебное решение принимали чаще всего сами молодые. Сватать приходили родители жениха по согласованию с детьми и согласию родителей невесты. Сговор сохранялся. Условия проведения свадьбы обговаривались совместно с детьми. Появились свидетели на свадьбе, которые выполняли функцию дружки. Венчание было отменено, так как советская власть пропагандировала антирелигиозную политику. В послевоенный период свадьбы проводились скромно, так как люди жили крайне бедно. «Свадьбы как таковые никто не праздновал, обычно все «церемонии» заканчивались короткой регистрацией. У невест второй половины 1940-х годов порой не было даже платья. Но это никого не останавливало, замуж выходили в любых одеяниях, лишь бы связать себя узами брака с любимым человеком». [4]

«В конце 1950-х стали внедряться «гражданские обряды», то есть людям начали озвучивать точные правила – как подготовиться к свадьбе и как жениться. Например, было рекомендовано родственником и друзьям дарить молодоженам небольшие подарки. Невесте подносились розы, жениху – гвоздики. С 1964 года введён срок ожидания регистрации брака – один месяц с момента подачи заявления. Это время давалось молодым на уточнение серьёзности своих отношений и намерений. Стало обязательным присутствие свидетелей со стороны новобрачных, которые подтверждали реальность хороших взаимоотношений молодой пары, их взаимную любовь и скрепляли их союз своими подписями при свадебной церемонии в ЗАГСе. Быть свидетелем на свадьбе было почётно и ответственно. Свидетели носили опознавательные праздничные ленты красного или белого цвета с золотыми надписями [8].

В начале 1970-х годов в СССР стали возрождаться многие свадебные традиции: хлеб-соль, величальные песни, конкурсы для новобрачных, выкуп и пр. При выкупе невесты жених, должен был платить за будущую жену. Подружки невесты, соседи организовывали конкурсы, шоу, при котором жених покрывался холодным потом. Выкрутиться всегда помогали друзья, которые откупались заготовками в виде шампанского и коробок конфет.

Банкетный зал и развлечения для гостей готовили сами гости. Обычно в роли заводилы выступал кто-нибудь из друзей. Получалось очень весело, ведь такому тамаде не приходилось находить подход к каждому гостю. Он знал, что кому нравится и не нравится. Часто приглашенные устраивали веселые капустники: сами разыгрывали занимательные сценки, пели песни

и ставили танцы. На стенах квартир можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый – атташе» и др. После законного провозглашения семьи в ЗАГСе, молодых ожидал свадебный пир (торжество), на который приглашались и родственники, и друзья [8]. Свадьба в советский период отражена на картине С. Лукина « Свадьба», 1985 г. Мы видим праздничную церемонию- в начале торжественного строя идут друзья, с праздничными лентами. За ними сами молодожены, свидетели и их родители. Мы видим невесту в классическом свадебном платье, с длинной фатой на голове, которую с гордостью поддерживают дети. Все счастливы созданию новой семьи [14]. Дальше отмечается пир. Это показано на картине Виктор Шаталина « Свадьба». Пир начинается с хлеба да соли, только после этого приглашенные гости могут отведать еду со стола. Можно увидеть сервировку праздничного стола.[Приложение 10].

После завершения свадебного пира молодых ожидает первая брачная ночь, чаще, в доме жениха. Свадебный пир продолжался ещё 2 дня, после которого молодая жена полностью переходила в семью мужа.

2.2. Современная свадьба.

В настоящее время свадьбу вообще могут не праздновать. Всё на усмотрение молодой пары. Свадебное решение принимают молодые. Сватовство сменилось на обоюдное согласие молодых людей. Предложение делает жених самой возлюбленной. Сговор, венчание, свадебный пир- все эти этапы определяю сами молодожены. Не всегда и родители знают, что их дети уже расписались в ЗАГСе и что они уже семья. Иногда еще до регистрации брака или в период регистрации брака молодые подписывают брачный договор, который определяет их имущественные права как в браке, так и в случае его прекращения. Свадьба проводится в любое время года, чаще всего после того, как молодые уже несколько лет живут совместно.

Праздничный стол заменяется на: свадебное путешествие, крупную покупку для нужд семьи (бытовая техника, автомобиль, дом, квартира...) и т.п.

III. Заключение. Проведенное исследование позволило систематизировать русский свадебный обряд и сделать следующие выводы:

  1. Свадебный обряд окончательно сложился к 18 веку и включал в себя несколько последовательных этапов: свадебное решение, сватовство, сговор, венчание, свадебный пир.

  2. В традиционном виде свадебный обряд продержался довольно долго (до прихода к власти большевиков);

  3. Самым первым элементом, который ушел из свадебной традиции была песня, которая в русской свадьбе сопровождала будущую жену на всех этапах;

  4. Свадьба являлась способом улучшения материального положения семьи;

  5. Картины художников позволяют лучше понять этапы свадебного обряда. Изображение невест грустными на всех картинах художников не случайно- это часть ритуала: оплакать, отстрадать, чтобы жизнь в новой семье была счастливой;

  6. Советская свадьба внесла значительные изменения - не стало венчания, стали зарождаться новые традиции: появление свидетелей, обручальные кольца и др.

  7. Современные свадьбы вообще утратили связь с русскими традициями, а если и сохранили такие этапы, как приезд за невестой, выкуп, то истинное значение этого обряда искажено. Это был не аттракцион, а часть ритуала, когда нужно было выкупить ворота, стол, девичью косу.

  8. Неизменным осталось главное – рождение семьи, продолжение рода человеческого.

Таким образом, многие традиции уходят, появляются тренды, но смысл современной свадьбы и классической один и тот же — объединение двух любящих сердец. Старинная свадьба наполнена смыслами, обрядами и ритуальными действиями.

Собирая материал для исследования, мы узнали много интересных сведений об удивительном обряде – русская свадьба. Было интересно общаться с теми людьми, кто хорошо помнит многие элементы старинного обряда. Слушая многочисленные рассказы моих родителей, бабушек, дедушек, учителей, я ощущала себя полноценным собеседником, для которого традиции рода не пустой звук, а что-то родное и близкое. Приятно было осознавать, что в условиях современного мира идет возрождение национальной культуры. Многие молодые пары сейчас начали проявлять интерес к истории русской свадьбы , ее обрядам. Знание традиций своего народа позволяет провести живую связь между поколения, способствует расширению кругозора и формированию русской идентичности.

Библиографический список и электронные ресурсы:

1.Анциферова И.Н. - Праздничные обряды на Руси. - М.: Наука, 1997. - 318с.

2.Белов В.И. - Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: Мол. гвардия, 1982. - 293с.

3. Девичник на Руси: чем невеста и ее подружки занимались в бане перед свадьбой, электронный ресурс https://dzen.ru/a/ZM4F0XRYuS15JjkX (дата обращения 23.01.24)

4.Институт семьи и брака в советское время. Семья в СССР. электронный ресурс https://rufund.ru/master-class/institut-semi-i-braka-v-sovetskoe-vremya-semya-v-sssr/. Дата обращения 12.12.23.

5.Литовченко Ю.Б. - Свадьбы у разных народов. - Мн.: Междунар. Кн. Дом, 1995. - 416с. 6.Русские обычаи, обряды, суеверия.  Сост. Копылова / Москва 2002 г./

6. Русская свадьба: история и современность, электронный ресурс https://school-science.ru/15/8/50891. Дата обращения 12.10.2023г

7.Русские традиции, обычаи и обряды в культуре народов России: новые и старые, электронный ресурс https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html (дата обращения 05.01.2024)

8. Свадьбы в СССР : как это было? электронный ресурс https://dzen.ru/a/WYlbK3fQ5jgEqkBp. Дат обращения 12.12.23.

9.«Уж замуж невтерпеж»: печальные невесты на картинах русских живописцев. электронный ресурс https://kulturologia.ru/blogs/291217/37236/ Дата обращения 04.11.2023г.

Таблица 1 . Сравнительная характеристика свадебных обрядов в разные периоды.

В сравнительной таблице мы наглядно показали, как со временем меняется свадебная традиция. Мы видим, что время гуляния свадеб от осенне-зимнего периода в русской свадьбе, стало круглогодичным в современной свадьбе. Свадебное решение в наше время принимается практически всегда только молодыми людьми. Сватовство, венчание со времён советской свадьбы играют малую роль в жизни молодых. Свадебный пир, в отличие, от русских свадеб перестал нести функцию объединения двух родов, поэтому стал вытесняться новыми идеями: вечер для двоих, свадебное путешествие, приобретение чего- либо для нужд молодых.

Обряд

Русская свадьба

Советская свадьба

Современная свадьба

Картины художников

Время для гуляния свадеб

Конец осени и зима

В любое время

В любое время

К. Трутовский «Хоровод в Курской губернии»

Свадебное решение

Решение принимали родители. Родители жениха в меньшей степени, родители невесты - в большей

Решение принимали чаще всего молодые

Согласие родителей не учитывается

Н. Неврев «Смотрины»

Сватовство

Сватали родственники жениха, крестная жениха, сваха

Родители

Молодая пара считается сложившейся. Сам жених просит «Руку и сердце» у невесты. С мнением родителей могут и не считаться.

В. Г. Перов «Сватовство чиновника к дочери портного»

Сговор

Встреча родителей жениха и невесты для обсуждения деталей свадьбы.

Учет приданого.

Родители договариваются о расходах на свадьбу

Все детали обсуждает сама молодая пара

В. Пукирев. «Приём приданого по росписи»

Венчание

Обязательный свадебный обряд, т.к. это было законное оформление брака

Запрещено.

Законное оформление брака оформляется в ЗАГСе.

По решению молодых, в любое время, чаще после ЗАГСа.

К. Е. Маковский «Под венец» В. Пукирев «Неравный брак»

Свадебный пир

После брачной ночи приглашались все родственники двух родов.

До брачной ночи с родственниками и друзьями.

Свадебный пир всё чаще заменяется по решению молодых на:

свадебное путешествие, крупную покупку для нужд семьи (бытовая техника, автомобиль, дом, квартира...).

К. Е. Маковский « Боярский свадебный пир» В. Шаталин «Свадьба»

Ответственные за свадьбу

дружка

свидетели

тамада

С.Лукин «Свадьба»

Приложение 1. Весна время хороводов и гуляний молодежи.

К. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», 1860

Приложение 2. Сватовство в картинах русских художников, 1862г.

В. Г. Перов «Сватовство чиновника к дочери портного»

П. А. Федотов « Сватовство майора»

Приложение 3. Г. Г.Мясоедов «Смотрины невесты» 1860 г.

Н. Неврев «Смотрины», 1888 г.

Н. Пимоненко «Сваты», 1882год

Приложение 4. К.Е. Маковский «Сваха».

Приложение 5. Сговор в картинах русских художников.

В. Пукирев. «Приём приданого по росписи», 1873 г.

Приложение 6. Девичник в картинах русских художников.

В. Перов «Накануне девичника. Проводы невесты из бани», 1870 г.

Ал. Корзухин «Девичник», 1889 г.

Приложение 7. Свадьба в картинах русских художников. К.А. Трутовский «Свадебный выкуп»

Приложение 8. Венчание в картинах русских художников. К. Е. Маковский «Под венец», 1890 год.

В.В. Пукирев «Неравный брак» «Прерванное венчание»

Приложение 9. К. Е. Маковский « Боярский свадебный пир», 1883г.

Приложение 10. Свадьба в СССР.

С. Лукин Свадьба 1985 г.

В. Шаталин Свадьба.

 

 

 
   
Просмотров работы: 88