Детство, украденное войной

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детство, украденное войной

Черникова В.А. 1
1МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Савченко Н.Я. 1
1МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что это, мама?

Молчи, сынок!

Кто это, мама?

Фашисты, сынок.

Что им нужно от нас?

Наше счастье, сынок,

Нашу кровь, сынок,

Нашу жизнь, сынок.

Саласпилс

В. Бак

Актуальность работы

Выбор темы обусловлен тем, что с каждым годом становится всё меньше и меньше участников и свидетелей Великой Отечественной войны. В нашем поселке Нижнесортымский, в январе 2023 года ушла из жизни Шарова Е.Г., единственная труженица тыла, связующее звено между поколениями. Мы много знаем о героях войны, их героических подвигах, мы помним и чтим память о людях, ковавших победу в тылу. Но практически ничего мы не знаем о тех, кто побывал в фашистских концлагерях. Нам, детям стараются об этом часто и подробно не рассказывать, уж очень страшна эта страница истории. Наверное, нужно быть взрослее, что бы понять ту глубину трагедии и ужаса, которые пережили узники концлагерей. Понять масштаб геноцида самого слабого существа на свете – ребенка. В годы Великой Отечественной более одного миллиона детей и подростков было угнано в концлагеря. Они становились принудительными донорами, биологическим сырьем, малолетними рабами, живым прикрытием в ходе боевых операций.

Цели исследования: через изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения ненависти к фашизму, формирование активной гражданской позиции.

Задачи исследования:

  1. Изучить трагические страницы коротких судеб маленьких узников фашистских концентрационных лагерей.

  2. Осмыслить, как люди пережили страшное время, проведенное за колючей проволокой.

  3. Определить степень ответственности современного мира за недопущения повторения истории.

Объект исследования: немецкие концентрационные лагеря.

Предметом исследования: судьбы детей, узников концентрационных лагерей.

Гипотеза исследования: что нужно сделать для того, чтобы эта страшная история никогда не повторилась.

Глава первая

Дорога в ад

«Каждому свое» было написано над воротами самого страшного фашистского концлагере Бухенвальд.

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:

  • военнопленных различных войн и конфликтов;

  • политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления.(1)

Уже по дороге в лагерь будущий заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в уменьшенном масштабе.

Санитарные условия в вагонах полностью отсутствовали, в них не было ни отхожего места, ни проточной воды.

В лагерях широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях.

Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания, об этом свидетельствуют отрывки из писем: «Жили и работали русские солдаты в адских условиях, были оборванные, голодные, холодные, разутые, униженные и оскорбленные. За малейшее преступление эсэсовцы избивали заключенных в концлагерях»; «Фашисты жестоко избивали меня, лишали питания и воды, сажали в карцер и подвергали жестоким пытками и издевательствам»; «Расстреливали в лесу. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Топили в воде. Запихивали в «душегубки». Плотнее! Морили голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серных бетонных камерах. Напихивали людей побольше. Двести пятьдесят. Триста. Плотнее! Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки. По черепу. Тащили в печь. Живых и мертвых. Старались набить печь плотнее. Плотнее! Смотрели через синий глазок, как съеживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убивали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек. Пригоняли партии поляков из Радома. Евреев из варшавского гетто. Евреев из Люблина. Гнали через лагерь, окружали собаками и автоматчиками. Щелкали бичами – быстрее!». Очень поразил еще один факт: с трупов состригались волосы, которые шли в текстильную промышленность Германии. Жертвами чудовищных опытов Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий организм! А "изучение" 3 тысяч малолетних близнецов, из которых выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...

Средний рацион питания заключенного в день принимает следующий вид:

0,800 кг хлеба,

0,020 " жира,

0,120 " крупы или мучных изделий,

0,030 " мяса или 0,075 рыбы (или морского зверя),

0,027 " сахара.(2)

Хлеб выдается на руки, из остальных продуктов готовится горячая пища, состоящая из супа один или два раза в день и 200 граммов каши.

Обычно после подъема собирали умерших и складировали их у выхода, потом миска брюквенной баланды, и капо строили заключенных на плацу (аппель-пляц) на утреннюю проверку и докладывали блокфюреру. Блокфюрер обходил строй, сам проверял наличие заключенных, и докладывал в свою очередь лагерфюреру или его заму. После чего заключенных под присмотром капо и в сопровождении взвода охраны выводили на работу.

Глава вторая

Самый страшный банк крови

Всех фашистских злодеяний нельзя перечислить, но мы хотели бы рассказать о концлагере, который специализировался на особых узниках, на детях.

Концлагерь «Саласпилс» (— концентрационный лагерь, созданный во время Второй мировой войны (1939—1945) на оккупированной нацистской Германией территории Латвии. Существовал в 18 километрах от города Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Известность лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь везли еврейских детей. Историю этого лагеря можно рассматривать и как историю Холокоста. Кроме еврейских детей, в лагере было много детей из Белоруссии, Украины. Родителей оправляли на работы в Германию, а детей в «Саласпилс».(3)

Из воспоминаний узников концлагеря: «С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума. Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь купанием, после чего дети умирали за 2—3 дня. Таким путём в Саласпилсском лагере немцами было умерщвлено детей в возрасте до 5 лет более трёх тысяч — это в течение 1942−1943 гг.

Только в марте 1943 года сразу пригнали 20 тысяч советских граждан вместе с детьми. Эсэсовцы сразу же отбирали детей у родителей. Происходили ужасные сцены. Матери детей не отдавали, немцы и латышские полицаи буквально вырывали детей из их рук… Грудных младенцев и детей до 5 лет помещали в отдельный барак, где они умирали в массовом порядке. Только за один год таким образом погибло более трёх тысяч детей.

Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5—6 суток.

…детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день.

…Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишённых даже примитивного ухода.

За грудными младенцами присматривают 5-8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Немецкие врачи — детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции — впрыскивают разнообразные жидкости, вводят в прямую кишку мочу, заставляют принимать внутрь разные средства…(4)

Мы читаем эти страшные строки и кровь стынет в наших жилах. Как могли люди, сыновья, отцы, матери, дочери так издеваться над детьми. И этот вопрос не имеет ответа.

Заключение

20 ноября 1945 г. в 10.00 в небольшом германском городке Нюрнберг открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников европейских стран оси Рим-Берлин-Токио. Нацистских преступников судили за преступления: - против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров); - военные преступления (нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство гражданского населения; убийства или истязания военнопленных; ограбление государственной, общественной или частной собственности; разрушение или разграбление культурных ценностей; бессмысленное разрушение городов или деревень); - преступления против человечности (уничтожение славянских и других народов; создание тайных пунктов для уничтожения мирных людей; умерщвление психически больных). В ходе следствия было доказано, что через систему концлагерей и лагерей смерти прошли 18 миллионов человек, около 11 миллионов из которых были зверски уничтожены. И вот среди этих 11 миллионов, более 2 миллионов дети.

Важно, чтобы преградой на пути возрождения нацизма и агрессии как государственной политики в наши дни и в будущем всегда стоял Нюрнбергский процесс. Его итоги и исторические уроки, не подлежащие забвению и тем более ревизии и переоценке, должны служить предостережением всем, кто видит себя избранными «вершителями судеб» государств и народов. Для этого нужны только желание и воля к объединению усилий всех свободолюбивых, демократических сил мира, их союз, такой, какой удалось создать государствам Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны.

Никакие суды, никакие сроки и наказания не вернут миллионы оборвавшихся жизней. Никто и никогда не вернет истерзанному и умирающему детскому тельцу тепло материнских рук. Никто не спасет из пылающего амбара Хатыни горящих детей. Никто не накормит тысячи сверстниц Тани Савичевой в Ленинграде. Никто и никогда….

Литература и источники

  1. Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во политической литературы, 1988 - 414 с.

  2. Бобылев П.Н. ВОВ: вопросы и ответы М., 1984. С 78

  3. https://ru.wikipedia.org/wikiСаласпилс

  4. Аристов С. В. Проблемы истории концентрационного лагеря Саласпилс (1941—1944 годы) // Вестник ТГПУ. — 2017. — № 9. — 24-30.

Просмотров работы: 14