Введение
… Церковь на пороге III тысячелетия… Что переживает она сегодня, когда весь мир живёт, следуя «христианскому» летоисчислению, в 2023 году от Рождества Христова? Уверены: рубеж тысячелетий знаменателен для истории именно русской православной церкви, ведь последние 30 лет отмечены активным сотрудничеством двух бывших закоренелых врагов – государства и религии. С начала 90-х годов прошлого века строения культового назначения небезболезненно, но всё-таки обретают своего настоящего владельца – верующих россиян. Мы наконец-то начали очень серьёзно переживать за спасение и своей души, и всего исторически православного отечества.
Уроки МХК, духовного краеведения Подмосковья и собственный жизненный опыт оформляют в нашем сознании следующий факт: сегодня Рождество Христово — один из главнейших христианских праздников, установленный в воспоминание Рождества Иисуса Христа в Вифлееме. Иконы Рождества Христова как бесценные экспонаты хранятся в самых знаменитых музеях мира. Одно из первых изображений события датируется VI в.. На всем земном шаре, где только проповедуется Имя Христа, празднуется этот великий день. Наиболее раннее известие о праздновании относится к середине IV в.. Мы, россияне, исторически уже более 1000 лет православные христиане, также свято чтим его. Великому празднику посвящено огромное множество храмовых построек – от величественных соборов до часовенок при дорогах, но мы свою работу хотели бы посвятить всего двум строениям. Одно известно всему миру, другое намолено лишь собственным приходом, и судьба их едва ли не противоположна!
Данное обстоятельство продиктовало цель нашего исследования, которое мы назвали «Во славу рождества Христова». Она такова:
- определение места исследуемых духовных феноменов в контексте русской православной культуры и мировой истории.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить содержание печатных изданий по истории храмов.
2. Проанализировать общие аспекты в местоположении, архитектуре, исторической судьбе строений и выявить расхождения.
3. Найти документальные подтверждения фактов истории Рождественского храма, изложенных в печатных изданиях.
4. Обозначить современное состояние храмового строения в с. Рождествено и перспективы его дальнейшего возрождения.
Объектом исследования стали два храма, история которых так или иначе связана с фактом Рождества Христова. А предмет исследования – общее и коренные различия в судьбах строений.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
- анализ литературных источников и материалов интернет-сайтов,
- наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемых объектов (фото, ведение полевых тетрадей),
- интервьюирование (беседы с местными жителями, руководителем восстановительных работ в с. Рождествено, директором Рузского районного краеведческого музея, заведующей библиотекой с. Покровское, работа в «Живом журнале»),
- сравнительный анализ (работа с историческими фактами, картографическим материалом, статистическими данными),
- работа с архивными материалами (ЦИАМО),
- анализ и синтез (анализ и оценка полученных сведений, вычленение в них параллелей и противоположностей, соединение промежуточных результатов в единую структуру работы).
Приступая к работе, мы выдвинули гипотезу, что неравнозначность судеб продиктована не столько местоположением храмов, сколько влиянием исторической среды на состояние духовной культуры народа.
Перед началом работы факт существования храма Рождества Христова в Святой Земле, в Вифлееме, оставался для нас и нашего руководителя всего лишь неоспоримым фактом и вряд ли осуществимой мечтой. О храме на Рузской земле, освящённом в честь Рождества Христова, не слышали вообще. Лишь собственные усилия по возрождению одной из духовных святынь Рузского района летом 2009-го перевернули наше сознание. А несколько позже наш руководитель совершила паломничество в Вифлеем и поделилась своими впечатлениями.
Проблема, породившая перемены в нас, как мы считаем, - это проблема исторической памяти: мы получили очередное подтверждение тому, что зачастую наш земляк – Иван, родства не помнящий…
Основная часть
Литературный обзор
Своё исследование мы начали с поисков информационного и иллюстративного материала об истории церквей. Выяснилось, что о Вифлеемском храме написаны фолианты. Нашими настольными книгами стали очерк начала XX века «Вифлеем – родина Христа» М. Скабаллановича, «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли» Василиоса Цафериса, «Православные святыни» Н. А. Иониной и один из томов библиотеки «Православие и мы» - «Православные праздники». Также мы воспользовались материалами не менее 100 сайтов. О нашем, Рузском, храме мы нашли 2 страницы на сайте Рузского благочиния, отзывы о «встрече» с этим храмом в разные годы разных людей на разных интернет-сайтах, 2 видеоролика, заметку в газете «Новости Подмосковья», которая полностью дублирует материал одного из роликов, и 2 статьи А. Кузнецова в газете «Рузский курьер». Мы проанализировали всё, что удалось отыскать. В электронном сопровождении к работе нами использовано около 40 собственных фото и 34 копии из разных источников.
История двух храмов.
2.1. От истоков. Сравнительный анализ
Вифлеем - с этим небольшим, небогатым почти предместьем Иерусалима связано священное для христиан воспоминание о Рождестве Спасителя. Главная достопримечательность Вифлеема – величественный и в то же время внешне строгий храм Рождества Христова. В с. Рождествено – в начале работы над исследованием - нас встретило разорённое и осквернённое храмовое строение. Почему такая разница в состоянии храмов, освящённых одним, величайшим Именем?
Наверное, дело не в том, что Вифлеемская святыня покрывает, сохраняя для человечества, место рождения Сына Господня, а церковь на подмосковной земле – одна из тысяч по свету, освященных во Имя Рождества Его. И не в том, что Вифлеемский храм - священное место для христиан всего мира, а село в Рузском районе, получившее название по церкви в нём, одно из сотен с таким же названием в государстве, население которого исторически является православным… Тогда в чём?
В Священной истории мы читаем: когда Спаситель пришел на землю, Вифлеем спал глубоким сном. Случилось так, что мир принял своего Царя в охапке сена, чтоб Он мог бы укрыться от стужи… Получается, что не место делает значимым человека, а человек освящает место. Поэтому, может быть, смиренно спешат паломники со всех концов Земли к священной пещере, где была явлена самая главная истина… Но это сегодня, а до этого на протяжении 1700 лет, в первые же три века после Рождества Христова христианские святыни были осквернены язычниками. Пещера Рождества Спасителя оказалась засыпанной мусором. Ситуация в корне изменилась в правление римского императора Константина. Святой равноапостольный император Константин Миланским эдиктом в 313 г. объявил свободу христианского вероисповедания, а в 325 г. издал указ о строительстве храмов на месте Рождества Христова и у Гроба Господня. Воплотить эту идею было суждено не самому Константину - он считал себя недостойным совершить это самолично, поскольку, будучи воином, пролил много крови, - а его матери, святой равноапостольной императрице Елене.
В 529 г. восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь. Нынешний облик строению придал в середине VI в. император Юстиниан, возродив святыню на бывшем фундаменте, и с того момента, несмотря на многочисленные набеги и притязания на владение, храм Рождества Христова ни разу не был разрушен и считается наиболее хорошо сохранившимся храмом в Палестине. Историки утверждают, что максимальный урон храму был нанесен пожарами, в ходе которых сгорала крыша. Следует отметить, что в числе жертвователей на восстановление были, в частности, монархи (XV в.). Этот храм строился для того, чтобы донести до каждого ищущего свет рождения Спасителя, и с момента постройки занял важное место в истории христианской культуры.
Первое официальное упоминание сельской церкви в Рузском уезде относится к началу XVII в.: в 1625 г. она числилась в вотчине за Борисом Никифоровым, позже – за Василием Давыдовым, Фёдором Пушкиным. Страницы двухтомника «Рузский край» свидетельствуют о сильнейших разрушительных для нашей (Рузской) земли действиях во время польско-литовского нашествия (земли находятся на пути к Москве с запада), после которого земли десятки лет пребывали в разорении и запустении. Подавляющее большинство церквей, начиная со Смутного времени, до сих пор так и остались церковными местами. Рождественский приход, согласно архивным данным, в это время небогат (в селе двор вотчинника и всего два крестьянских дома, в них 6 человек).
С 1646 г. в течение 123 лет село принадлежало семье Давыдовых, и в их владение, в 1677 г, на месте разваливающегося строения построили новую трехпрестольную деревянную церковь. Далее селом с деревянной церковью владеет помещица Дарья Ивановна Телепнёва.
Поиски информации о приходе села Рождествено дали следующие результаты: дворов и крестьян в деревнях мало. Так, например, в д. Антоновка в 1852 г. (владелец князь Шаховской Александр Васильевич) было всего 10 дворов и соответственно 74 крестьянина, в 1859-ом – уже 4 двора и 67 крестьян. В Рождествено же накануне Бородинского сражения помещиком Василием Петровичем Новиковым из Козельского уезда Калужской губернии были перевезены его крестьяне, и в селе, отныне получившем дополнительное название Новиково, стало 29 дворов. Опять же сборник «Рузский край» сообщает о том, что весь Рузский уезд значительно пострадал от французского нашествия (он следующий за Можайским на пути к Москве), в том числе и церковь в Рождествене - от пожара в 1812 г.
Из Клировых ведомостей за 1916 г. стало известно, что жертвователем на постройку новой церкви, возрождённой уже в камне лишь в 1862 году, стал владелец шляпной фабрики в д. Коняшино-Надеждино (одна из деревень прихода), а другой источник открыл имя жертвователя - И. И. Котов1.
Убедиться в наличии церковного строения в данной местности позволили топографические карты «Рузский уезд в 1778-1796 гг.», «Рузский уезд в 1796-1798 гг.»
«На многие версты вокруг в весеннем воздухе разливался колокольный звон, созывающий людей на светлый праздник Пасхи. Большой приход был у этой церкви. Шли к ней из Хвостова, Гомова, Пашкова, Гребенников, Давыдкова, Разварни-Деньково, Шапкова, Антоновки. Пробирались по полевым дорогам с Подолов, Марьина, Агафидова. Ехали на телегах по торным столбовым дорогам из Андрейкова-Носкова, Скирманова, Коняшина-Надеждина и хутора Ново-Рождествено…» - читаем мы в статье А. Кузнецова «Всё здесь мило сердцу русского человека…». Перечисляя деревни прихода, он, скорее всего, опирался на Клировые ведомости 1916 г.
По военно-топографической карте Ф. Ф. Шуберта 1860 г. мы обозначили географию прихода. Самым большим населённым пунктом была д. Разварня-Деньково - 76 дворов – наверное, потому что рядом железнодорожная станция, а в четырёх деревнях – самых малонаселённых - по 4-9 дворов (данные 1913 г.2). Т. Алексеева, семья которой живёт в Андрейкове с 1957 г., давно интересуется историей церкви в соседнем Рождествене и по воспоминаниям местных жителей рассказывает о нём: «Село было богатым, с традиционным для тех мест каменным храмом, со школой…» Эту школу окончил в 1981 г., в частности, Юрий Пирогов, он и рассказал нам историю села Рождествено с некоторыми подробностями.
Итак, в качестве промежуточного итога: общее в приведённой истории храмовых строений - священное поименование и намоленность. Но главное - потребность прихода, пусть и несравнимого по составу и численности, в возрождении поруганных духовных святынь. Продолжим сравнение. Попробуем найти параллели хотя бы в архитектурном решении.
Строительство храмов разделяет 13 столетий. Очертания современного Вифлеемского храма относятся к раннехристианскому периоду. Это 5-тинефная базилика, сложенная из крупных пористых камней. В плане - прямоугольник. Сегодня площадь строения составляет около 12 000 квадратных метров. Сравниваемый объект - это кирпичная, изначально оштукатуренная, трехчастная, осевая приходская церковь, построенная в традиционном для храмового зодчества второй половины XIX в. стиле.
К основному объему церкви типа «восьмерик на четверике», перекрытому куполом с главкой, примыкают двухпридельная трапезная и четырехъярусная колокольня. Рождественская церковь представляет собой значительное для окрестностей здание площадью 30 на 15 м с 25-метровой колокольней.
Промежуточный итог: и Вифлеемский храм, представляющий собой базилику, и Рождественский, типично православное строение «кораблём», зодчие возводили так, чтобы душа каждого духовно страждущего находила себе в них место…
Внутреннее убранство храмов сравнивать сложно: история войн за святыни святой Земли привела к тому, что в Вифлееме всё церковное пространство (алтарь, престол, приделы…) поделено между разными религиозными конфессиями, которые договорились о принципах совместного владения одной из главных святынь для верующих разных народов. Наверное, поэтому до сих пор паломник может видеть и небольшой фрагмент мозаичного полового покрытия Константиновской базилики, и фрагменты настенной мозаики по золотому полю XII в., и росписи тысячелетней давности на колоннах. Всё это тщательно сохраняется. Ну, а самое главное – и паломнику, и туристу доступны для поклонения самые главные реликвии, которые и призван охранять храм: пещера Рождества и ясли Младенца-Спасителя.
Когда же нашим краеведам довелось впервые попасть внутрь Рождественской церкви, ребята стали свидетелем полного разорения. Остатки единственной фрески – росписи на ветхозаветный сюжет о десятине - осквернены (мозаичные изображения во внутреннем убранстве русских православных церквей во второй половине XIX в. практически не использовались).
Алтарь Вифлеемского храма, принадлежащий Греческой церкви, выглядит очень торжественно. В Рождествене алтарное пространство в 2009 г. сохранилось оформленным лишь архитектурно. Разорено было всё, «дополнительное освещение» осуществлялось через серьёзно разрушенную над алтарём кровлю.
Следующий промежуточный итог констатирует результат абсолютно сознательного и абсолютно противоположного отношения к памятникам культуры: то, что в одном благоговейно сохранялось, в другом – цинично поругивалось!
2.2. Новейшая история
30-ые годы XX в. - эпоха индустриализации и коллективизации - это историческая среда, положившая начало разрушению храма. Он миновал участи полного уничтожения, но был разграблен (нет сведений – кто) и пустовал. Согласно решению Исполкома Комитета Московского областного совета депутатов трудящихся от 13 февраля 1941 г. он был закрыт за «бездействие». Нам неизвестно, как была реализована рекомендация «здание переоборудовать под культурные цели».
Последний предвоенный настоятель храма священник Емельян Анатольевич Гончаров 5 ноября 1937 г. после краткого допроса и обвинения органами НКВД был расстрелян. Погребен, как и многие, ему подобные, в безвестной общей могиле на подмосковном полигоне Бутово. С 1932 г. по 5. 11. 1937 г. он руководил Рождественским приходом и был удостоен за это время двух наград – скуфьи и набедренника. Священник Емелиан Гончаров – один из новомучеников и исповедников Российских, прославивших Рузскую землю.
В саму же войну церковь сражалась, и спустя годы на колокольне, крыше и внутри было найдено множество осколков и стреляных гильз. Во время восстановительных работ в середине марта 2011 г, в стене здания на высоте 3 м был обнаружен 45-мм снаряд, не разорвавшийся в 1941-ом. 21 марта специалистами МЧС он был извлечён и взорван в безопасном месте. Находка не случайна: здесь, в районе знаменитых Скирмановских высот, ценой невероятных усилий и огромнейших потерь была остановлена мощнейшая группировка противника. Память о них будет вечно хранить раненый Рождественский крест! Эти события с документальной точностью воспроизведены М. Бубенновым в романе «Белая берёза». Об этих же событиях со слов свекрови нам рассказала В. Г. Осипова (1941 г. р.), уроженка Рождествена. Рассказала, в частности, о том, что её сын, Осипов Иван, случайно встретился в электричке с ветераном, ехавшим на встречу с местами своей боевой славы – он «стрелял осенью 41-го с Рождественской церкви»…
Новый виток атеистического наступления в Советском Союзе произошёл при Н. С. Хрущёве. Не позже, чем в 1960-ом году в Рождественской церкви обосновался молокозавод. Стенную роспись закрасили, оконные проемы разбили под баки для молока. В. Морозова (1936 г.р.) приехала на постоянное жительство в Рождествено в 1960-ом, и молочный завод уже работал. Респондентка хорошо помнит, что вокруг села было несколько ферм, и оттуда на завод свозили молоко, а по ночам в боковые врата въезжали машины и увозили молоко в Москву.
Нам неизвестно, когда молокозавод покинул стены храма (респондентки называют примерно 1963 год, а изученные нами в ЦГАМО документы – 10 дел – по состоянию молочной промышленности в Рузском районе за 1963-1968 гг. - других по теме не было - результатов не дали). Этот период истории был недолгим, а потом наступило забвение. Рухнула сгнившая кровля, отсырела и осыпалась покрытая сквернословиями штукатурка с остатками росписи. Храм с прилегающей территорией стал похож на разрытую могилу. Постепенно все заросло. Надежда на возрождение почти угасла.
На пути к возрождению
Лишь в августе 2007 г. храм начал оживать. Согласно областной целевойПрограмме «Сохранение объектов культурного наследия в Московской области в 2006 – 2008 гг.», законодательно оформленной постановлением Московской областной Думы от 14 декабря 2005 г. N 1/162-П, требовалось проведение работ на 49 памятниках истории и культуры религиозного назначения, в том числе на 15 – в Рузском районе. На производственные работы по реставрации, ремонту церкви Рождества Христова в д. Рождествено Рузского района в 2008 году должно быть выделено 400 тыс. рублей. Анализ выполнения Программы правительственной комиссией в августе 2009 г. показал, что она была профинансирована только на 47% от запланированного объема! «Тем не менее, результат ее реализации, - мы цитируем, - позволил значительно улучшить социальный климат в регионе». Факт же таков: в 2012 г. 6 респондентов утверждали, что члены Благотворительного Фонда помощи возрождению православных храмов и поддержки детства «Купола» были первыми и единственными, кто и руководил, и финансировал (конечно, нельзя исключать частных жертвователей, но их немного, и возможности их невелики), и осуществлял восстановительные работы. Позволим себе сделать вывод об осуществлении восстановительных работ в Рождествене в пользу негосударственных структур.
А потом, в июне 2009-го, в храм Рождества Христова, расположившийся в самой северной точке Рузского района, пришли авторы работы, девятиклассники гимназии № 1 г. Рузы. Наш благочинный, протоиерей Игорь Лепешинский посчитал, что молодые руки нужны не в городе, а прежде всего в глубинке. Всего три дня работы в Рождествене – теперь уже не просто память для нас. Сделано немного, но с душой: корчевали борщевик, очищали территорию храма и около него от кирпичей и камней, выравнивали землю под дорогу к храму, готовили бытовки к приезду «куполовцев», привели в порядок захоронение при храме.
С горечью расставались ребята с храмом, с его зияющими оконными проемами, заложенными кирпичом (к тому моменту было закуплено, как большая победа, пять новых окон. Появились врата, правда деревянные, трапезная обрела новую крышу… В субботние дни ожидались организованные «куполовцами» субботники, в праздничные дни прихожане собирались на службы. Их проводил о. Константин Тараканов.
Один из наших респондентов, Ю. Пирогов, рассказал, что в начале 2000-х годов с купола на алтарную часть крыши упал большой кованый крест! Позже крест, снятый оттуда «куполовцами» с помощью крана, уже побывал на реставрации и осенью 2010 г. временно укреплён как поклонный рядом с храмом до водружения на свое «законное» место. Крест этот и решетки на окна храма ковал кузнец - житель этого села, Старшинов Г. П., похороненный рядом с храмом, а теперь его внучка - Зинаида Ивановна Артамонова - помогает восстанавливать и храм, и его историю.
В Вифлееме ситуация такова: 28 октября 2010 г. новостные телеканалы констатировали: мэр г. Вифлеема официально заявил о фундаментальной реставрации базилики Рождества Христова. Начались научные и проекционные работы для определения объёмов реставрации. При этом доступ паломников в святыню не запрещён. Позади храма Рождества Христова начинается дорога, ведущая на Поле пастухов, где, по преданию, Вифлеемским пастухам предстал ангел Господень, возвестивший о рождении Спасителя; до наших дней здесь сохранилась небольшая подземная церковь. На территории перед алтарными апсидами в Рождествене также есть священное место – древнее кладбище. Но ситуация здесь абсолютно противоположная, фотоматериалы и воспоминания Т. Алексеевой говорят о следующем: «Кладбище разграбили… С надгробия жены дьякона храма мальчишки забирались на тарзанку. А надгробия 17-18 веков постепенно украли (не ранее 2007 г. – примечание наше)».
Так как сильно будет светить Вифлеемская звезда для наших соотечественников?
И в Вифлееме, и в Рождествене с икон нас благословляют одни и те же святые, в частности, особо почитаемый на Руси святитель Николай Чудотворец. Они укажут дорогу, которая ведет в храм. И пусть никогда не зажжется в сельской церкви звезда в серебряном окладе (как та, что отмечает Место Рождества Христова), осиянная пятнадцатью негасимыми лампадами, пусть никогда стены и пол его не будут украшены древними мозаиками … Пройдет время, и, мы уверены, эти стены будут снова намолены. Такой вывод нам позволяют сделать изменение отношения государства к церкви и потребность россиян в обретении настоящих духовных ценностей. Сегодня историю пишем мы.
Историю пишем мы
Полная история многострадального Рождественского храма прослежена нами по материалам теперь уже достаточно многочисленных видеоматериалов и тематических страниц на сайте самого храма. Так, проанализировано 8 видео (анализ наиболее информативных четырёх приводим здесь) и страницы хроники восстановления духовной святыни:
- «Рождествено и храм Рождества Христова, 2008 г.» https://yandex.ru/video/preview/18403893772257942254 - двухминутный ролик без слов фиксирует внутреннее и внешнее плачевное состояние церковного строения и словно кричит о помощи разорённому храму;
- 150 лет храму в Рождествено «Там, где плачут ангелы. Август 2012-го...» https://ya.ru/video/preview/6634012459383703256 - видео отображает один из существенных этапов в жизни церковного строения - празднование 150-летия храма. Количество собравшихся на службу, посвящённую юбилею, крестный ход, обнимающий кольцом село, единство верующих, достойное уважения и признания, соборный эмоциональный настрой говорят о готовности полностью возродить дом Божий на своей малой родине;
- Восстановление Храма Рождества Христова в селе Рождествено Рузского района (2.05.2016) https://yandex.ru/video/preview/17574807145454037086 - видео создаёт представление об объёме уже выполненных внутренних и наружных работ и представляет собой молитвенное обращение самого храма за любой жертвенной помощью: «...будем БлагоДарны! Одним нам не справиться».
Следует отметить, что больше половины отзывов о храме свидетельствуют о признательности прихожан за созданную в храме атмосферу добра, спокойствия и умиротворённости, сетуют, что батюшка один на два в разных концах благочиния храма, благодарят о. Александра за его внимательность, сердечность и усердные труды. При этом оставившие отзывы подчёркивают значительную роль местных жителей в возрождении святыни;
«Рождествено. Рузский район» https://ya.ru/video/preview/10540350835371537544 - дачный репортаж Елены Рудницкой, сделанный 20 сентября 2020 г.. Автор видео проводит очень ценную мысль о неслучайном соседстве двух мемориальных захоронений и храма. Подчёркивая эту неслучайность, Елена произносит сюжетообразующие слова: «Боженька принял их всех...». Её состояние созвучно известным евангельским строкам. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - так 2000 лет назад евангелист Иоанн охарактеризовал духовный подвиг самопожертвования во имя собратьев, соотечественников.
Редко на каком сайте храмов можно встретить едва ли не поминутную историю возрождения, возвращения их к жизни почти из небытия. На сайте Рождественского храма в разделе история мы находим таковую – с 4 августа 2007 г. до 12 марта 2018 г. А таким было начало большого и очень трудного пути:
«Начало. Сначала страшно - погода всю неделю – дожди и холод осенний. Ночью накануне – жуткая гроза, ливень, ураганный ветер. Вдруг никто не придет, а если придут, то как все это будет, под дождем… Господи! Как ты все устраиваешь!
К 7 утра дождь закончился. И весь день дождя не было! Даже потеплело. Даже солнышко проглядывало. Когда уже все устали, кто-то сказал: все, через пять минут, в 6 вечера, заканчиваем. Через пять минут начался дождь…. А в Москве в этот день был ливень, град и холод… И люди приехали, и нас много.
Как же много могут сделать люди, когда их объединяет единая цель. Для меня было непостижимо, как все организовалось. И ребята из Амельфино с инструментами и опытом работ, и местные жители. Местный предприниматель Юрий (упомянутый выше Пирогов) дал трактор и грузовик и привел своих рабочих.
Каждый был занят своим делом. Ребята с бензопилами начали валить старые деревья и обрезать сучья. Другие тут же оттаскивали ветки на костер, грузили и увозили бревна, срубали всё заполонивший борщевик, собирали мусор (а его набралось почти 5!! грузовых машин).
Хотелось петь от радости. К вечеру территория вдоль южной стены и напротив алтаря храма была полностью очищена от деревьев, мусора и сорняка.
И Храм открылся! Это был такой праздник души! Господи! спаси и сохрани всех, кто помогал, кто потрудился в этот день! Прости им грехи их, хотя бы частичку».
Преклоняемся перед духовной силой вступивших на трудный, кропотливый, требующий самоотверженности и смирения путь и не сошедших с него до конца!
Особый же трепет вызывает самая последняя запись, она объединяет период от Рождества Христова в 2017 году до Вербного Воскресенья того же года. Предлагаем прислушаться к этому гимну Вере и Любви Господу:
«... главное событие этой зимы нам всем запомнится надолго! В наш храм назначен новый настоятель о. Александр Лобанов. И впервые после многих лет в нашем храме состоялась ночная Рождественская служба! В храме Рождества Христова наконец-то встречали родившегося Христа праздничным богослужением! Постарались с особым тщанием украсить наш храм. Дождались своего часа и пожертвованные вами ковры, до поры до времени хранившиеся на чердаке бытовки - все в ход пошли!
Было и сочиво, и домашние расписные козули на елках, и цветы!
Служба началась в 22-30 6 января с исповеди. Мы, конечно, ожидали что приедет большее число людей, но, вы помните, какой мороз был в ночь с 6-го на 7-е число? В Москве было около 35 градусов мороза, а у нас к 4 утра градусник показал минус 42! Так что слава Богу, что и столько людей пришло-приехало! В храме не очень тепло - всего 12 градусов, но после уличного мороза кажется - просто жарко! Начинается великое Повечерие. ...» Далее подробнейшим образом расписана вся служба, где особое место отведено хору: «Специально собрались из разных районов Москвы и приехали к нам за 100 км, чтобы так спеть - нет, не спеть - так молитвенно провести всю службу! Порадуйтесь вместе с нами - как чисто, как светло в храме! Спасибо всем вам, молящихся за нас, помогающих по мере сил и возможностей. Ещё видны недоделки, но самое главное, что теперь в нашем храме Литургия совершается каждую неделю!.. Проповеди о. Александра мало кого оставляют равнодушными».
Нам неизвестен автор хроники, но не вызывает сомнения факт, то он истинный православный христианин и настоящий патриот, чтящий историю Отечества.
Выводы
Рождественский храм расположился в глубинке Подмосковья, информации о нём не очень немного, и, кроме хроники его восстановления, она вполне традиционна; она та же, что и на страницах двух газет «Рузский курьер» - видимо, Алексей Кузнецов продуманно и с любовью систематизировал всё, что имелось в печати и было записано по воспоминаниям старожилов. мы же, следуя логике и согласно задачам исследовательской работы, отыскали и изучили
- печатные источники об истории сравниваемых объектов;
- видеоматериалы по современной истории храмов;
- доступный для работы источник информации о святом новомученике Емелиане Гончарове; отыскали запись, посвящённую его подвигу, на скорбном щите Бутовского полигона, где Емелиан Гончаров пострадал за веру;
- решение о закрытии церкви в Рождествено;
- материалы областной целевойПрограммы«Сохранение объектов культурного наследия в Московской области в 2006 – 2008 гг.»;
- Постановление Правительства Московской области «Об утверждении списка памятников истории и культуры»;
- книгу М. Бубеннова «Белая берёза» о боевых действиях в Рождествене во время Великой Отечественной войны;
- имя жертвователя на постройку каменной церкви в 1862 году;
- страницы хроники возрождения храма за 11-летний период;
- видеосюжеты разных периодов, посвящённые разным этапам восстановителей работы в Рождествено.
Нам удалось взять интервью у 11 человек. Они дополнили и расширили известные нам сведения о храмах, а информация Т. Морозовой оказалась единственной, которая могла подтвердить нахождение молочного завода в стенах храма, но она была содержательной и достаточно конкретной. Научные консультанты работы - благочинный Рузского округа, преподаватель ПСТГУ и МОУ «Гимназия № 1 г. Рузы» (ОПК) И. В. Перцева, учитель истории МОУ «Гимназия № 1 г. Рузы» А. Б. Сапегина.
Изучив весь материал, мы владеем следующей информацией: храм Рождества Христова в палестинском Вифлееме – святыня всех христианских конфессий. Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками представителей различных вероисповеданий. Но главную для каждого христианина святыню города составляют храм и пещера Рождества Христова. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Это здание представляет собою образец древнего христианского искусства. Столетиями разные государства, в том числе Россия, вели борьбу за владение святынями Вифлеема, более 1700 лет направляют сюда свои стопы паломники… Рузское Рождествено в начале своего возрождения, и путь этот труден, но сюда уже потянулись мы, исторически и душой православные…
Размышляя над содержанием имеющегося в нашем распоряжении материала, мы пришли к выводу: метод сравнительного анализа, использованный нами в исследовании как ведущий, оправдал себя и помог подвести итог работе: неравнозначность судеб продиктована не столько местоположением храмов, сколько влиянием исторической среды, исторического пути народа, страны на состояние духовной культуры. Нашим исследованием как пособием можно, думаем, будет пользоваться на тематических классных часах, уроках истории, МХК и ДКП, в конце концов, его можно использовать просто для того, чтобы не быть Иваном, родства не помнящим…
Заключение
По преданию, в год Рождества не было войн на земле. Господь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. Но Христос рождается в нашей душе не исторически, а конкретно. Кто-то неизвестный не так давно свидетельствовал на стене Рождественской церкви: «Бог поругаем не бывает», а на сайте https://kupola.org/ добровольцы-инициаторы возрождения храма чётко обозначили, что надо для святого дела возрождения поруганного.
Может быть, совсем скоро обретут свое истинное назначение в сельском храме не только главный престол – Христорождественский, но и приделы - Казанский и Ильинский. И вспыхнет снова ещё одна затушенная когда-то на русском ветру свеча. И прославится имя Господа, в 2023 году от Рождества Которого мы с вами сегодня живем.
Перспектив работы много: найти фото церкви довоенного или более раннего периода, встретиться с А. Кузнецовым, автором статей о Рождественском храме (откуда информация в его статьях), найти документальные подтверждения боевых действий в с. Рождествено во время Великой Отечественной войны в краеведческом музее… Мы благодарны информаторам за отзывчивость и реальную помощь, отдельная благодарность Владимиру Носову, руководителю восстановительных работ в Рождествене за предоставление возможности работать на восстановлении храма, благочинному протоиерею Игорю Лепешинскому - за доверие нам, покойному ныне священнику Константину Тараканову – за окормление во время наших работ, священнику Александру Лобанову, духовнику одного из авторов, настоятелю Казанского храма в д. Горбово, за то, что открыл ему и этот, Рождественский, храм, и, главное – Господу – за то, что сподвиг нас всех на эту встречу и доброделание!
Список использованной литературы
Беляева Г. Н. «Руза. Форпост на западе Московии». – Москва – Можайск, 2005. – С. 48.
Ионина Н. А. «Православные святыни». – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – С. 35 - 45.
Ионина Н. А. «Православные святыни». – М.: РОССА, 2010.
Кузнецов А. Всё здесь мило сердцу русского человека…// Рузский курьер, 2010. - № 12. - С. 12 - 13.
Кузнецов А. Древний храм // Рузский курьер, 2010. - № 15. - С. 12.
ССкабалланович М. «Вифлеем – родина Христа» Очерк начала XX века. – М., 1915 г.
ЦВаферис Василиос «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»
Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. - Тверь: «Булат», 2002. - С. 242-243. http://www.fond.ru/userfiles/person/1090/1295641217.pdf
Священник Валерий Мешков «Православные праздники» // Серия «Православие и мы». – М.: Вече, 2007. – С. 59 - 69.
http:orthodox-ruza.narod.ru/dimruza.html
11. http://foto.mail.ru/inbox/shino/2135 Журнал Татьяны Алексеевой - Shi No - Памяти новомучеников и исповедников, расстрелянных в Бутово, посвящаю.....
www.mepar.ru/news/2010/04/11/7827
www.pravmir.ru/rojdestvo.html
http://podmoskovie.tv/?an=news_page&uid=1054
https://kupola.org/
www.maps.litera – ru.ru
www.maps.litera – ru.ru2000
http://www.patriarchia.ru/db/text/243827.html
http://rusgenealogy.clan.su/forum/12-103-4
ЦИАМО, ф. 2157, оп. 1, д. 2163, л. 184-185.
1
2