I. Введение
Актуальность. Я живу в городе Балтийске, и когда в торжественных случаях по улицам города шествует строй военных моряков с военно – морским флагом во главе колонны – это красиво и мощно!.(Приложение 1) Это они, идущие в строю молодые моряки являются продолжателями традиций Военно – морского флота нашей страны, характерными чертами которых были и есть беспредельная любовь к Родине, верность Отечеству, беззаветная отвага в бою, готовность к самопожертвованию во имя победы над врагом. Мир знал и знает множество флагов. Это флаги национальные и государственные, правительственные и личные флаги императоров, царей, президентов, флаги воинских частей, торговых и боевых кораблей. В этом году наша страна отмечает 325 лет со времени учреждения Андреевского флага.
Проблема. Судя по себе и моим сверстникам, одноклассникам, они мало что- либо знают об истории создания военно – морского флага Государства Российского. Хотелось, чтобы больше было публикаций для школьников на данную тему.
Гипотеза. Предполагаю, что нынешний Штандарт президента РФ – это предполагаемый русский военно – морской флаг командующего соединением кораблей, который поднимался на первом корабле Московского государства «Орёл».
Цель. Проследить и узнать, как изменялись военно – морские флаги Российского государства в разные эпохи..
Задачи:
Найти и проанализировать информацию в литературе и интернете по данной теме;
Узнать и изучить предназначение тех или иных морских флагов;
Сравнить геральдические символы на морских флагах разных эпох и сделать выводы;
Предметом исследования являются геральдические символы на военно – морских флагах и их значение.
Основные методы исследования: изучение литературы и интернет сайтов, сравнительный анализ.
Научная новизна: этот материал пополнит фонд школьного музея.
Практическая значимость: Изучение геральдики не только увлекательно, но оно даёт понимание значимости символики для каждого человека, что очень важно в современном мире. Материалы могут оказать помощь для классных часов.
II. «Военно – морской флаг Отечества как символ могущества
Российского государства»
1.1. Причины создания первого русского военно – морского флага
Флаг – это один из важных символов государства, который объединяет граждан, связывает воедино прошлое, настоящее и будущее страны. Первые русские флаги назывались стягами. О стяге упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Трубы трубят за стеной града Новгорода, Реют в Путивле Стяги, знамёна, Ждёт Игорь брата милого Всеволода». (Прил. 1 ).
Стяги Киевской Руси приобрели законченную форму – квадратные полотнища с косицами.
Военно-Морской Флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю.
С образованием в IX в. Древнерусского государства (Киевской Руси) интенсивность боевых действий флотилий славян-россов значительно увеличилась. Помимо Русского (Черного) моря россы активно действовали на Хвалынском (Каспийском) и Варяжском (Балтийском) морях. По свидетельству «Повести Временных лет», русским был известен морской путь в Константинополь (Царьград) — столицу Византии — из Варяжского моря вокруг Европы.
В морском походе Олега на Византию в 907 г. участвовало 2 тыс. ладей. Известны походы Игоря, Святослава (используя ладейный флот, действовавший как по рекам, так и на море, киевский князь Святослав разгромил паразитический хазаро-иудейский каганат. И неспроста Черное море в те времена называлось Русским морем.
В XI—XII вв. новгородцы и жители Ростово-Суздальской земли начали освоение берегов «Студеного моря» — Белого и других морей Северного Ледовитого океана. Они совершали плавания к берегам Скандинавии, Груманту (Шпицбергену), к Новой Земле и далее на восток.
Развитое судоходство по морям и рекам способствовало поддержанию широких торговых связей Киевской Руси со странами Европы, Юга и Востока — Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией, Византией, Ираном и др. В конечном итоге это благотворно сказалось на росте ее экономического и политического могущества. Уже в XI в. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы.
Образование в XVI в. на Руси единого централизованного государства, собиравшегося вокруг Москвы, настоятельно требовало установления торговых связей по морю со странами Европы, так как от этого зависело дальнейшее экономическое и культурное развитие России1.
На карте Московского государства из итальянского атласа 1550 года четко обозначены Чёрное, Балтийское, Белое и Каспийское моря, а также крупнейшие судоходные реки. Поражение в Ливонской войне закрыло Московскому царству выход в Балтийское море. В 1595 г. объем торговли русских купцов со странами Западной Европы возрастал. Более того, западные властители были заинтересованы в транзитной через территорию Московского царства торговле со странами Востока. Благо после присоединения к Русскому государству Казанского и Астраханского ханств выход по Волжской водной системе в Каспийское море был открыт. (Приложение 2 ).
В 1602 г. по распоряжению царя Бориса Годунова в Любеке было куплено 2 торговых судна типа коггов. Они были приведены в Архангельск немецкими экипажами с нанятыми в ганзейских городах кораблестроителями на борту. На реке Вавчуг планировалось создать крупную кораблестроительную верфь по постройке торговых судов западноевропейского типа. Смута не позволила этим планам реализоваться. (Приложение 2 )
Более основательная попытка была предпринята при первом русском царе из династии Романовых Михаиле Фёдоровиче (1596-1645). Из герцогства Шлезвиг-Гольштейн к нему прибыли послы и передали просьбу своего монарха о строительстве на Руси 10 вооруженных транспортных судов для торговли с Персией через Волжскую водную систему и Каспийское море. Планировалось закупать шелк в Иране или других странах Востока и доставлять его в Западную Европу. Условия предложения были настолько выгодными, что русский самодержец быстро направил грамоту нижегородскому воеводе о незамедлительной организации в Нижнем Новгороде верфи.
У московских царей было желание обеспечить своей державе выход к Балтийскому морю. Благо для создания полноценного отечественного флота серьезных препятствий уже не существовало: активно работали верфи в Вологде, Казани, Нижнем Новгороде и Астрахани. Во время очередной русско-шведской войны (1656-1658) российское командование целенаправленно задействовало в своих операциях различные по численности и составу речные флотилии стругов, ставших, по сути, неким «протофлотом». ( Приложение 2).
Совместными усилиями и за короткое время русским удалось овладеть крепостями Динабург (Двинск), Дерпт (Юрьев), Ниеншанц (Канцы), Ямбург (Ям) и осадить Ригу, Нарву, Орешек и Карелу. Вместе с основными силами войск под командованием царя Алексея Михайловича действовала речная флотилия численностью 600 больших стругов, построенных за зиму 1655— 1656 гг. в Смоленском уезде в верховьях Западной Двины. Остродонность и маневренность позволяла стругам свободно выходить в Финский залив и с помощью парусного вооружения беспрепятственно действовать в открытом море вплоть до острова Котлин. (Приложение 3).
Флотилии стругов активно маневрировали на Ладожском озере, реках Нева, Нарва, Западная Двина и по всей акватории Финского залива. Струги поддерживали огнем сухопутные войска при взятии шведских крепостей, нападали на боевые корабли противника, захватывали его торговые суда2.
Вплоть до 1681 г. Русское государство оказалось сковано войной с Речью Посполитой, которая, впрочем, не помешала успешной реализации первой попытки организовать полноценный русский военный флот на Каспии.
Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин был единственным человеком во всем Московском государстве, который обладал знаниями теории и практики современного кораблестроения.(Приложение 3).
В 1667 г. между персидскими купцами и Московским государством был заключен договор на перевозку товаров из Ирана до Москвы, а оттуда через Архангельск в западноевропейские земли. Торговля с Персией возрастала, и Ордин-Нащокин письменно обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением создать русский военный флот на Каспийском море, чтобы защитить отечественных купцов от нападений морских разбойников.
В книге «Цвета русского государственного национального флага» (1910г) – историк Пётр Белавенец излагает версию возникновения единого государственного флага со времён царя Алексей Михайловича, когда стремительно начала развиваться торговля с зарубежными странами. «Различные комбинации цветов белого, синего и красного лежат в основе всех русских морских флагов с 1667 года, установленные тогда как цвета Московского государства»3.
16 июня 1667 г. царь подписал указ об организации верфи у дворцового села Дединово в Коломенском уезде на берегах реки Оки под руководством Ордина-Нащокина. Его помощником стал голландец И. Сведен, живший в Москве длительное время. Он выписал из Нидерландов корабельных мастеров Л. Гельта, К. фон Буковена, Я. Старка, В. Попкеса, В. Вилимонса, а также Д. Бутлера, ставшего главным кораблестроителем Дединовской верфи. Вскоре в дворцовое село прибыли и парусные голландские мастера Я. Стрюйс и Э. Петерсен.
Первый русский парусный военный корабль был заложен 14 ноября 1667 г., и получил название «Орёл». Одновременно в селе Дединово заложили яхту и 2 шнеки, а несколько позже и бот. Постройку флотилии планировали полностью закончить к весне 1668 г. Это была задача фактически общегосударственного масштаба. Отборный лес разных пород доставлялся из Коломенского, Вяземского, Тульского и Муромского уездов, качественно выполненные металлические детали — с тульских и каширских железоделательных мануфактур. Пеньку (из нее делали канаты) привозили из Москвы. Плотников набирали в Коломенском уезде и Москве, а кузнецов — в Нижнем Новгороде, Коломне, Переславль-Залесском. Паруса шили в столице на текстильных мануфактурах. На Московском пушечном дворе отлили 22 пушки для корабля4.
"Солнечным днем 19 мая 1668 года на берегу Оки-реки у верфи, что была построена здесь по указу государя Алексея Михайловича, собрались все жители дворцового села Дединово. На спусковых салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль "Орел". Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, которому царским указом было определено "корабельным делом ведать", вместе с голландским судостроителем полковником Корнелиусом Ван-Буковеном (по проекту которого русскими корабельными мастерами Яковом Полуектовым и Степаном Петровым был создан "Орел") обошли верфь и лично убедились, что к спуску корабля на воду все готово. На торжество прибыл настоятель коломенского храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, он поднялся на палубу "Орла". Тотчас же на флагштоках и мачтах корабля взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропили флаги святой водой и сошли на дединовский берег. На "Орле" остались лишь несколько человек, руководимых командиром корабля - голландским капитаном Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду. Ордин-Нащокин взмахнул рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы. "Орел" тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи. Свое название корабль получил в честь русского Государственного герба5. (Приложение 3).
Судьба по-своему распорядилась с первенцем Российского флота. Летом 1669 года "Орел", яхта, вооруженный струг, и две сопровождавших их шлюпки пришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина. Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный корабль против них, весной 1670 года загнали корабль в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.
Голландский военно-морской флаг, вероятно, поднимаемый на кораблях русской военной флотилии; позже принят как панславянский.
Универсальный флаг, сочетавший в себе традиции Голландии, Англии и России и, возможно, принятый в качестве военно-морского флага Московского государства. (Приложение 3).
Одной из задач было создание флагов и украшений для кораблей. Вызванные в Дединово резчики и художники с апреля 1668 г. по май 1669 г. занимались резьбой бортов. Был искусно выполнен и приторочен к корме флагмана флотилии государственный герб Русского государства — двуглавый орел, который одновременно указывал и на государственную принадлежность судна, и на его название. Систему военно-морских флагов разработал сам Ордин-Нащокин, опираясь на устоявшийся к тому времени в нидерландском военном флоте триколор. Однако трактовка цветов, впоследствии ставших русскими национальными, была своя: белый — благородство, откровенность и свобода, синий — верность, честность, безупречность и целомудрие, красный — мужество, смелость, великодушие и любовь. (Приложение 3 ).
Предполагаемый русский военно-морской флаг командующего соединением кораблей, поднимавшийся на корабле «Орёл». (Прилож. 3).
Флотилия создавалась в православной стране, то на одном из вариантов флага фигурировал прямой синий крест. Его цвет олицетворял память первого христианского проповедника на Руси — святого Андрея Первозванного.
Согласно евангельскому преданию, Андрей Первозванный совершил несколько путешествий в разные города, используя водные пути. Из Херсонеса по Днепру он добрался до места, где сейчас находится город Киев. Продвигаясь дальше на север, Апостол Андрей дошёл до поселений славян на место Нижнего Новгорода. От туда через земли варягов, используя водные пути он прибыл в Рим. Варяжским морем называли в древности Балтийское, значит путь его в Западную Европу проходил по Прибалтике. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей был особой формы – имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского6.
Перед подчиненными Ордина-Нащокина была поставлена задача создания универсального военно-морского флага, который был бы неким усредненным вариантом между военно-морскими флагами ведущих в то время морских держав — Англии и Нидерландов. В результате от голландского триколора переняли цветовую гамму, а от британского флага святого Георга — прямой крест. Это свидетельствовало о стремлении превратить в будущем Российское государство в третью морскую державу в мире. Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт – Петербурга. Он попал туда из Архангельска, будучи подаренным Петром 1 архиепископу Архангельскому Афанасию7.
1.2. Новые образцы военно – морских флагов императорской России
Деятельность Петра I по созданию и развитию русского флота сыграла большую роль в возвращении Россией выходов к Азовскому, Балтийскому, Каспийскому и Чёрному морям.
В XVII веке русские моряки активно изучали моря Северного Ледовитого океана и сам Северный Ледовитый океан. К концу столетия они достигли Тихого океана. В 1648 году русский моряк Семен Дежнев открыл Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку. В середине XVII века на Белом море было создано военно-морское командование для обеспечения его безопасности8.
В 1667 году Пётр 1 учредил новый образец военно – морского флага России, который состоял из белой, синей и красной полос9. «…до 1700 года были русские военные флаги с расположением полос трёхцветного флага в таком порядке: бело – сине – красное, а именно древнейшее из сохранившихся – это флаг царя Московского, бывший у царя Петра Алексеевича в 1693 году в Архангельске, он тоже с жёлтым орлом….для Керченского похода 1699 года то же расположение полос, хотя и без орла. Этот флаг повторён на рисунке корабля «Крепость», сделанном Христианом Отто…Затем после 1700 года флаги морские, сначала военные, а потом ставшие торговыми вновь имеют тоже расположение полос…в числе знамён, взятых шведами под Нарвою в 1700 году имеется знамя трёхполосное бело – сине – красное с золотым орлом и воинскими доспехами» - пишет историк военно – морского флота Пётр Белавенец в «Краткой записке о старых русских знамёнах. (Приложение 4).
В 1698 году в честь Апостола Андрея был учреждён впервые в России орден Святого Андрея Первозванного для награждения за воинские подвиги и государственную службу. Орден состоял из золотого креста, голубой ленты, серебряной восьмиконечной звезды и золотой цепи. В центре звезды в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками в виде сияния – двуглавый орёл, увенчанный тремя коронами, на груди орла косой синий крест. Крест по ордену стали называть Андреевским10.
В 1699 году корабль «Крепость» отправился в Константинополь. Пётр 1 в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполосный флаг с пересекающим его косым крестом. (Приложение 4).
Итак, появляются первые варианты Андреевского флага.
В 1701 году вместо единого кормового флага были введены три разновидности для разных частей флота: белый (кордебаталия), синий (авангард), красный (арьергард) с андреевским крестом в белом кантоне. (Приложение 4 ).
Корабли первой эскадры в каждой дивизии несли на грот – стеньге белый вымпел с Андреевским флагом, корабли второй эскадры – синий вымпел с Андреевским флагом, корабли третьей эскадры – красный вымпел с Андреевским флагом. Эти же флаги служили стеньговыми флагами адмиралов.
Первый русский военный корабль на Балтийском флоте был построен в 1703 году – 28-пушечный трёхмачтовый фрегат «Штандарт». Название судна символично. Одновременно с закладкой корабля Пётр 1 ввёл новый флаг – судовой штандарт, на котором изображён двуглавый орёл, держащий в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Белого, Азовского и Балтийского морей. Также фрегат «Штандарт» принял участие в Северной войне. Под этим флагом корабль «Святой Георгий» заходил в Пиллау во время Великого посольства.11
В 1710 году на флаге кордебаталии крест стал занимать всё полотнище. Окончательно Андреевский флаг сложился к 1712 году. Концы креста стали достигать углов флага (до этого крест был «вольным»).
Гюйс – флаг поднимаемый на носовом флагштоке во время стоянки судов русский флот начал использовать в 1720 году согласно Морскому уставу. Гюйс представлял красное полотнище с прямым белым крестом и наложенным на него андреевским синим крестом. Белый крест символизировал христианство. Такой же флаг являлся флагом генерал – адмиралов уже на знаменитом ботике Петра 1. Он символизировал генерал – адмирала Апраксина. Этот флаг с 1701 – 1720 годы использовался только как флаг морских крепостей. До 1820 года корабли несли гюйс не только на стоянке, но и в море. Лишь 7 декабря 1913 года был утверждён новый вариант крепостного флага – в центре был добавлен государственный орёл.
Первые вымпелы русских военных кораблей были трёхполосными бело – сине – красными с двумя косицами. Около 1700 года Пётр 1 учредил «командорский вымпел» военных кораблей России с Андреевским крестом. Этот же вымпел поднимали на кораблях Морского кадетского корпуса. В 1819 году Александр 1 ввёл для отличия судов гвардейского экипажа специальный Георгиевский вымпел с изображением Святого Георгия Победоносца. (Приложение 4 ).
Гвардейские полки русской армии имели специальные галерные флаги. Армейским и гвардейским катерам был предписан белый флаг с двумя косицами и андреевским крестом в кантоне. На галерном флаге катеров общества офицеров лейб – гвардии Преображенского полка крест занимал всё полотнище12.
В 1700- 1710 гг. флаг Адмиралтейства представлял собой белое полотнище с двумя скрещенными чёрными якорями. С 1710 – 1802 – белое полотнище с четырьмя синими якорями. Флаг реял над зданием Адмиралтейства в Санкт – Петербурге. (Приложение 4 ).
При Павле 1, который был Магистром Мальтийского ордена, некоторые корабли русского флота использовали в качестве гюйса кормовой флаг мальтийских эскадр – красное полотнище с прямым белым крестом. В 1797 – 1801 годы при Павле 1 в кантоне «цветных» морских флагов находился гюйс – личный знак генерал – адмирала, которым и являлся император Павел. (Приложение 4 ).
1797 году утверждён кормовой флаг для судов Морского кадетского корпуса. Это был Андреевский флаг в центре которого на красном овале изображался герб корпуса: шпага, градшток, корона.
В 1804 году для вспомогательных судов введён специальный кормовой флаг. Это было белое или синее полотнище с национальным триколором в кантоне и двумя скрещенными якорями под ним. Этот вариант флага отменён 1865 году.
В 1819 году были учреждены почётные Георгиевские вымпел и адмиральский флаг. Они давались наиболее отличившимся кораблям. Матросы награждённого корабля получали на бескозырку георгиевскую ленту (три чёрные полосы на оранжевом поле, традиционные для русской армии цвета пороха и пламени).
За героизм, проявленный в 1827 – 1829 годы два корабля российского флота получили право поднимать на корме Георгиевский адмиральский флаг. Он отличался от обычного андреевского щитом со Святым Георгием в центре. Линкор «Азов» получил это отличие за Наваринское сражение 8 октября 1827 года, бриг «Меркурий» - за бой с двумя турецкими линкорами 14 мая 1829 года. Георгиевский флаг на корме также поднимали все корабли с названиями «Память Азова», «Память Меркурия». (Приложение 4)
В 1827 году введён кормовой флаг кораблей учебных экипажей. Андреевский флаг, в центре на красном овале изображали скрещенные якорь и орудие.
В 1828 году гидрографические суда военно – морского флота получили особый кормовой флаг. Это был Андреевский флаг с изображением в центре компаса с золотым якорьком, показывающим на север.
В 1829 году появился флаг генерал – гидрографа, компас изображён в синем кантоне. В 1837 году флаг занял место «флага лоции» на корме гидрографических судов.
Лоцманский флаг для военных судов известен в первой половине 19 века. Он повторял гюйс, но имел белую кайму.
С 1870 года вспомогательные суда несли синие флаги. 11 июня 1907 года император утвердил изменение морского устава, согласно которому такие флаги предписывались транспортным судам, судам гидрографических экспедиций. (синий с Андреевским крыжом с командой из военнослужащих или под командой офицера, с триколором – с командой из вольнонаёмных и не состоящим под командой офицера).
Флаг судов и плавсредств морских крепостей (утверждён 23 сентября 1913 года) отличался от флага вспомогательных судов наличием под кантоном двух скрещенных орудий. Если суда под командованием офицера, то в кантоне Андреевский флаг, если экипаж был вольнонаёмным, то в кантоне триколор.
Андреевский флаг был отменён советским правительством в 1918 году
1.3. Военно-морские флаги СССР
Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила власть буржуазии и помещиков, создала власть Советов. 18 ноября 1917 года моряки, собравшись на первый Всероссийский съезд военного флота, приняли постановление: «Поднять на всех судах Всероссийского военного флота вместо Андреевского флага флаг Интернационала в знак того, что весь российский военный флот как один человек встал на защиту народовластия в лице Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Крейсер «Аврора» вместо Андреевского поднял Красный флаг ещё 28 февраля 1917 года. Но на броненосце «Потёмкин» красный флаг подняли во время восстания в июне 1905 года, а в ноябре того же года его подняли 13 кораблей Черноморского флота. Флаг Центробалта (Балтийского флота) представлял собой прямоугольное красное полотнище с пересекающимися в центре двумя белыми адмиралтейскими якорями. По углам полотнища располагались белые буквы «ЦКБФ» (Центральный Комитет Балтийского флота).
8 ноября 1917 года был образован Совет Народных Комиссаровво главе с В.И. Лениным. Был учреждён Комитет по военным и морским делам. В 1918 году Народный комиссариат по морским делам. Центробалт был распущен в связи с организацией нового органа революционного командования Балтийским флотом – Совета комиссаров Балтфлота. Корабли Красного флота поднимали Красный флаг только что рождённой Советской Социалистической Республики – страны Советов.
10 июля 1918 года первая Конституция РСФСР узаконила Государственный флаг Советской республики. «Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, - в Конституции говорилось: состоит из полотнища алого цвета, в левом углу которого у древка наверху помещены золотые буквы Р.С.Ф.С.Р., выполненную стилизованной славянской вязью золотистого цвета. Это был первый военный флаг и вместе с тем морской, т.е. флаг кораблей Рабоче – Крестьянского Красного флота (РККФ), существовавший до 29 сентября 1920 года, вспомогательные суда несли этот флаг до 1924 года.(Приложение 5 ).
После блестяще проведённой 18 мая 1920 года Энзелийской операции Каспийской военной флотилии вручили Почётное революционное Красное знамя ВЦИК и Почётное знамя Ревкома и Совнаркома Азербайджанской ССР за проявленное мужество в борьбе при освобождения Каспийского моря от белогвардейцев и интервентов. Реввоенсовет Республики докладывая о боевой деятельности Морских сил VIIIсъезда Советов РСФСР, отмечал, что «деятельность Морских сил Каспийского моря в кампании 1920 года является одной из наиболее блестящих страниц боевой работы Красного флота»13 (Приложение 5 ).
В сентябре 1920 года Советским правительством был учреждён первый Военно – морской флаг Рабоче – Крестьянского Красного флота. В середине полотнища был изображён большой синий адмиральский якорь рымом кверху. (Приложение 5).
30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов провозгласил образование Союза Советских Социалистических республик. Образование многонационального Советского государства повлекло за собой изменение государственного флага и флагов военно – морского флота страны. Постановление ЦИК и СНК СССР «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических республик для Рабоче – Крестьянского Красного флота и пограничной охраны» от 24 августа 1923 года были введены 36 флагов и вымпелов.
Первый флаг ВМФ СССР был разработан капитаном первого ранга Н. И. Ордынским, взявшим за основу кормовой флаг ВМС Японии. Он выглядел как прямоугольное полотно красного цвета, на фоне которого располагается белое «солнце» - круг посередине флага. От него расходятся 8 расширяющихся белых лучей. В центре круга находится красная звезда, а посередине звезды – белый серп и молот, что символизирует СССР. Ввиду накаляющейся обстановки на Дальнем Востоке, было принято решение поменять внешний вид флага из-за его сходства с японским флагом военно-морских сил. Второй флаг выглядел следующим образом: его форма не изменилась, внизу по всей длине располагалась полоса голубого цвета, символизирующая водное пространство. Над ней по обеим сторонам от центра помещались красная звезда и серп и молот14. Этот флаг пробыл до 1950 года. Третий флаг гвардейский военно – морской был учреждён ввиду появления гвардейских соединений в 1941 году. Соответственно использовали его те корабли и соединения, которые были удостоены гвардейского звания. Данный флаг появился после упразднения флага с рисунком «солнца». У него под звездой и серпом с молотом располагалась гвардейская лента. Четвёртый флаг – гвардейский краснознамённый военно – морской флаг, им награждались корабли, получившие вместе с гвардейским званием награды за особые заслуги. Вместо звезды размещался орден Красного Знамени. (Приложение 6 ).Таким флаг пробыл до 1992 года, до появления ВМФ России.
Знамя войсковых частей и соединений Военно – морского флота СССР представляет собой двустороннее прямоугольное красное шёлковое полотнище, три края которой обшиты золотистой бахромой. На обеих сторонах нашит Военно – морской флаг СССР. На правой стороне знамени под Военно- морским флагом золотистым шёлком вышито наименование части или соединения. На левой стороне надпись «За нашу советскую Родину!». Верхняя часть древка оканчивается навершием из бронзы в виде плоского копья с прорезью, в которую вставлены пятиконечная звезда, серп и молот. (Приложение 6-7).
1.4. Военно-морские флаги Российской Федерации
Согласно указу Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года, в связи прекращением существования СССР, необходимостью приведения статуса кораблей (катеров) и судов Военно – Морского флота Российской Федерации и Министерства Внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями международного права и на основании решения, принятого на рабочей встрече глав государств Содружества Независимых Государств 16 января 1992 года, утверждены рисунки и описание военно – морских флагов и вымпелов Российской Федерации. 29 декабря 2000 года было внесено изменение в описании Военно – морского флага. Ему был возвращён исторический синий цвет Андреевского креста, что повлекло за собой автоматическую смену флагов с его изображением. Данный закон вступил в силу 1 января 2001 года.
Военно-морской флаг — представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами голубого цвета.
Гвардейский Военно-морской флаг присваивается кораблям, удостоенным наименования гвардейского. Гвардейский военно-морской флаг — представляет собой Военно-морской флаг с расположенной на нём гвардейской лентой, завязанной бантом, с развевающимися концами. Гвардейская лента располагается посередине нижней половины полотнища, симметрично относительно средней вертикальной линии флага. (Приложение 9).
Флаг командующего флотом представляет собой красное полотнище, имеющее в крыже изображение Военно – морского флага. На красном поле полотнища помещены три белые звезды: две размещены на красной вертикальной половине флага, а одна под крыжем. Звёзды расположены друг от друга на одинаковом расстоянии. (Приложение 9).
Флаг начальника Генерального штаба Военно-Морского Флота — представляет собой Военно-морской флаг, в центре которого помещены два перекрещивающиеся адмиралтейских якоря красного цвета, обрамлённые лавровым венком золотистого цвета. Внизу венка размещена лента золотистого цвета с развевающимися концами.
Заключение
Некоторые историки считают, что бело – синий красный флаг заимствован Петром у Голландии (у Голландии отличается порядок расположения полос). Но использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. «Голландская» версия также связана с руководителем постройки корабля «Орёл» - капитаном О. Бутлером. Шпиль Главного адмиралтейства с 1711 г. увенчан фигуркой корабля, без сомнения, напоминающего знаменитый «Орёл» (автор — голландский мастер Х. ван Болос). Он стал одним из символов Северной Пальмиры (образное название Санкт-Петербурга с конца XVIII в.).Хотя "Орлу" не суждено было выполнить задачу по охране отечественного судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, но роль его в истории отечественного судостроения достаточно велика.
Пётр 1 подчёркивал, что Андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение». Дополнительно Андреевский флаг по мысли Петра, показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. До 1918 года Андреевский крест изображался на всех российских военно – морских флагах, гюйсах, вымпелах и флагах должностных лиц. В Советской России проигнорировали наличие Андреевского флага, и только лишь с 1992 года он снова возобновился.
Черноморский флот цветных флагов не использовал. Синий флаг в дальнейшем стал кормовым флагом вспомогательных судов, а красный флаг много лет спустя, уже в современной России является флагом судов МВД.
300 лет Военно – морской флаг охраняется как святыня доблестными военными моряками русского, советского и Российского флота. Люди, корабли, флаги были связаны одной судьбой, составляли в сражениях единое целое.
Под Военно – морским флагом моряки Отечественного флота шли в неизведанные моря, открывали новые земли, устраняли «белые пятна» на морской карте мира, шли в бой, освобождали города, готовы пожертвовать собственной жизнью. Под сенью военно - морского флага, моряки отстаивали подступы к Ленинграду, защищали Севастополь, сражались у стен Одессы, Керчи и Новороссийска, на Волге, Днепре и Дунае, уничтожали врага в полярных водах. И в нынешнее неспокойное время наши моряки стоят на страже своей Родины.
Я изучил историю Военно – морского флага и выяснил, что Триколор был первоначально морским, торговым флагом с 1705 года, Государственным флагом 1883-1917гг, и с 1991 года стал Государственным флагом Российской Федерации. Нынешний Штандарт президента РФ – это предполагаемый русский военно – морской флаг командующего соединением кораблей, который поднимался на корабле «Орёл».
Литература
Большая Российская энциклопедия. Научное издательство Большая Российская энциклопедия. М. 2007г. стр. 540-542.
Белавенец П.И. «Цвета русского государственного национального флага». Сенатская типография. С – Петербург. 1910г. с. 11-12.
Белавенец П.И. «Краткая записка о старых русских знамёнах». Сенатская типография. С-Петербург. 1911г.
Довыденко Л. В. «Водные пути». Калининград. 2008г. стр. 13-14.
Дыгало В.А. «Откуда и что на флоте пошло». Издательство «Крафт+»; М.2000. – стр. 3 – 5, 6-8.
Кривко В.А. «Морские флаги Отечества». Издательство ДОСААФ СССР. М. 1984г.с. 7.
Токарь Л. Н., Разыграев М. В. Судовые флаги, вымпелы и флюгарки. 1700−2006 гг. — М.: Фонд «Русские витязи», 2007. — 580 с.
Интернет ресурсы.
https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/korabli/pervie_popytki_rus.htmlПервые попытки создания русского военного флота в Московском государстве. XVI-XVII вв.
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.3e1b613d-65344076-ffcd2e84-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Russian_NavyИстория военно – морского флота России. Статья 2016г.
https://flot.com/history/interesting/flagi.htm Флаги военного флота Российской империи. Часть 1. 2010г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список военно – морских флагов Российской империи.
https://atributia.ru/news/flag-vmf-sssr-istoriya-sozdaniya-znachenie история ВМФ СССР.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Список военно-морских флагов Российской Федерации.
https://www.morkniga.ru/p831229.htmlФлаг начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ. Морская литература.
П риложение 1
О стяге упоминается в «Слове о полку Игореве»
Российские моряки на параде.
П риложение 2
На карте Московского государства из итальянского атласа 1550 года четко обозначены Чёрное, Балтийское, Белое и Каспийское моря.
Западноевропейский когг. Струги, ставшие неким «протофлотом».
Приложение 3
бой на о. Котлин 1656г.
1) 2)
1)Голландский военно-морской флаг, вероятно, поднимаемый на кораблях русской военной флотилии.
2) Универсальный флаг, сочетавший в себе традиции Голландии, Англии и России и, возможно, принятый в качестве военно-морского флага Московского государства.
Русский военный 22-пушечный корабль «Орёл».
Н. Голицын. Центральный военно-морской музей,
Санкт-Петербург
Предполагаемый русский военно-морской флаг командующего соединением кораблей, возможно, поднимавшийся на корабле «Орёл».
Приложение 4
Вымпел Петра1 Вымпел Александра 1
Флаги Адмиралтейства 1700-1710г и 1802г
Гюйс при императоре Павле1. Андреевский флаг до 1918г.
П
риложение 5
П риложение 6
П риложение 7
П риложение 8
Приложение 9
Флаг командующего ВМФ. Флаг начальника Главного штаба ВМФ Штандарт
Флаг командующего флотилией, эскадрой. Флаг командующего Пограничными войсками РФ
Гвардейский военно-морской флаг Гюйс и крепостной флаг
Флаг гидрографических судов ВМФ. Флаг поисково-спасательных судов
1Дыгало В.А. «Откуда и что на флоте пошло». Издательство «Крафт+»; М.2000. – стр. 3 – 5.
2https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/korabli/pervie_popytki_rus.htmlПервые попытки создания русского военного флота в Московском государстве. XVI-XVII вв.
3 Белавенец П.И. «Цвета русского государственного национального флага». Сенатская типография. С – Петербург. 1910г. с. 11-12.
4https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/korabli/pervie_popytki_rus.htmlПервые попытки создания русского военного флота в Московском государстве. XVI-XVII вв.
5Дыгало В.А. «Откуда и что на флоте пошло». Издательство «Крафт+»; М.2000. – стр. 3 – 5
6Довыденко Л. В. «Водные пути». Калининград. 2008г. стр. 13-14.
7https://sitekid.ru/izobreteniya_i_tehnika/korabli/pervie_popytki_rus.htmlПервые попытки создания русского военного флота в Московском государстве. XVI-XVII вв.
8https://flot.com/history/interesting/flagi.htm Флаги военного флота Российской империи. Часть 1. 2010г.
6. Кривко В.А. «Морские флаги Отечества». Издательство ДОСААФ СССР. М. 1984г.с. 7.
9 Белавенец П.И. «Краткая записка о старых русских знамёнах». Сенатская типография. С-Петербург. 1911г.с.28.
11 Рассказ научного сотрудника и экскурсовода в музее «Фридрихсбургские ворота» (Музей Мирового океана).13.01.2024г.
12https://flot.com/history/interesting/flagi.htm Флаги военного флота Российской империи. Часть 1. 2010г.
13Кривко В.А. «Морские флаги Отечества». Издательство ДОСААФ СССР. М. 1984г.с. 18.
14https://atributia.ru/news/flag-vmf-sssr-istoriya-sozdaniya-znachenie история ВМФ СССР.